РП_Литература_8_класс_II_вида_вар_2.2_ШухановаМА

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I-II вида»

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГБОУ «СКОШИ I-II вида»
_______________ Н.В.Норбоева
«___ »_________________2021г.

Адаптированная рабочая программа

по литературе
для 8 класса II вида
на 2021- 2022 учебный год

Составитель: Шуханова М. А.,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории

г. Улан-Удэ, 2021
1

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по литературе для 8 класса 2 вида
создана в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта
основного общего образования, а также Уставом, учебным планом и требованиями
образовательной программы ГБОУ «СКОШИ 1-2 вида» на основе:
- Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12 2012 г. № 273-ФЗ;
- Закона Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240 –V «Об образовании в Республике
Бурятия»;
- Приказа Министерства образования РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении
федерального компонента государственных образовательных стандартов начального
общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Приказа Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении
федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для
образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего
образования»;
- Приказа Министерства просвещения РФ от 28.08.2 2№ 442 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
образовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
- Приказа Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п.
«Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных
учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
-Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 30.07.15.№ 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 30.06.2020 г. № 16 « Об утверждении СанПин 3.1/ 2.4.3598-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы
образовательных организаций и других объектов социальной инфракструктуры для
детей и молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции
(COVID-19);
- Устава ГБОУ «СКОШИ 1-2 вида»;
- Примерной АООП основного общего образования от 14.07.2021;
-Авторской программы общеобразовательных учреждений по литературе для 5- 9
классов авторы:. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровина.-6-е изд. -Москва:
«Просвещение», 2014 г. с учетом психофизических возможностей обучающихся детей с
нарушениями слуха в данном классе.
Программа детализирует и раскрывает содержание предмета, определяет общую
стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в
соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а
также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В
основе программы лежит принцип единства.
Преподавание ведётся по учебнику для общеобразовательных организаций:
«Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ авт.:
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. – 11-е издание -М.: Просвещение, 2021.
Количество часов по учебному плану ГБОУ СКОШИ 1-2 вида на 2020 - 2021 уч. г.
- 170 часов (5 часа в неделю).

2

Учебно - тематический план
№
п.п

Разделы программы

1
2
3

Введение
Устное народное творчество
Древнерусская литература

4
5
6
7
8

Литература 18 века
Литература 19 века
Литература 20 века
Зарубежная литература
Повторение
ИТОГО

Количество часов
по
по
общеобразовательной адаптированной
рабочей программе
рабочей
программе
1
2
9
15
2
5
2
35
42
11
2
70

5
66
55
17
2
170

Планируемые результаты












Личностные результаты:
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия
народов
России
и
человечества,
усвоение
гуманистических
ценностей
многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и
долга перед Родиной;
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных
предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, участие в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций
с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах
3
























деятельности;
Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во
всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия
в соответствии с изменяющейся обстановкой;
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственную связь, строить логическое
рассуждение, умозаключение ( индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы;
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения познавательных задач;
Смысловое чтение, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группах,
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций с
учетом интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и
регуляции своей деятельности: владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий.
Предметные результаты:
Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и
фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIIIвека, русских
писателей XIX-XXвв., литературы народов России и зарубежной литературы;
Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявления
заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их
современного звучания;
Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к
одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею,
нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев,
сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
4














Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание и роли в раскрытии идейно-художественного
содержания произведения (элементы филологического анализа), владение
элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного
произведения;
Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,
сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
Формирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
Умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные
произведения;
Понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и
адекватное восприятие;
Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием
образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по
прослушанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа,
вести диалог;
Написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой
изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на
литературные и общекультурные темы;
Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства,
эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического
вкуса;
Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительновыразительных средств в создании художественны образов литературных
произведений.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Введение (2 часа)
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.
Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность
автора, его труд, позиция и отношение к героям.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (15 ч)
Предания. Поэтическая автобиография народа. «Воцарение Ивана Грозного», «Петр
и плотник».
Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянович». Воплощение в былине
нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного
достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное
служение родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного
достоинства - основные черты характера Ильи Муромца.
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое
различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха.
Собирание былин. Собиратели.
«Калевала»- карело-финский мифологический эпос.
Теория. Предание (развитие представления). Гипербола (развитие представления).
Былина (начальные представления).
5

Пословицы и поговорки.
Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.
Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и
выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира.
Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения,
метафоры).
Теория. Афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие
представления).
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (5 ч)
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии
Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви,
верности.
Теория. Поучение (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (5 ч)
Михаил Васильевич Ломоносов (2ч)
Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день
восшествия на Всероссийский nрестолея Величества государыни Императрицы
Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем
русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на
благо родины важнейшей чертой гражданина.
Теория. Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин (2ч)
Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи ... », «На птичку ... »,
«Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости
свободы творчества.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (66ч)
Александр Сергеевич Пушкин (16ч). Краткий рассказ о поэте. «Полтава»
(«Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн ... »),
«Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в
изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат.
Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра 1 и Карла
ХII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге».
Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл
сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов
Древней Руси.
Теория. Летопись.
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ
древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца
для последующих поколений.
«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в
обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Гуманизм
повести.
Теория. Повесть (развитие представлений).
Михаил Юрьевич Лермонтов (8ч)
Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и
удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта
XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения
Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым
человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.
6

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с
произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа.
Образы гусляров. Язык и стих поэмы. «Когда волнуется желтеющая нива ... »,
«Молитва», «Ангел».
Теория. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь (14ч) .Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба».
Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и
самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю.
Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления.
Патриотический пафос повести.
Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория. Литературный герой (развитие представлений). Роды литературы: эпос
(начальные представлений).
Иван Сергеевич Тургенев (4ч).
Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское
отношение к бесправным и обездоленным. Характер главного героя. Стихотворения в
прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык
как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и
человеческие взаимоотношения. .
Теория. Стихотворения в прозе.
Николай Алексеевич Некрасов (4ч).
Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины» ("Княгиня Трубецкая").
Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за
осужденными мужьями в Сибирь. «Размышления у парадного подъезда»,
«Вчерашний день часу в шестом...». Боль поэта за судьбу народа. Некрасовская муза.(
Для чтения и обсуждения.)
Теория. Поэмы (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).
Алексей Константинович Толстой (2ч)
Краткий рассказ о писателе. Исторические баллады «Василий Шибанов», «Князь
Михайло Репнин». Историческая тематика в творчестве Толстого. Правда и вымысел.
Теория. Историческая баллада (развитие представлений).
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (6ч)
Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов
прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и
сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира и юмор в «Повести ...».
«Дикий помещик» (для самостоятельного чтения). Художественное мастерство
писателя-сатирика в обличении социальных пороков.
Теория. Гротеск (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой (5ч)
Краткий рассказ о писателе. «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья
Савишна», «Маman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств
героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория. Автобиографическое художественное произведение (развитие представлений).
Антон Павлович Чехов (6ч)
Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и
угодничества. Смысл названия рассказа. Говорящие фамилии как средство
юмористической характеристики. «Злоумышленник». Многогранность комического в
рассказах А. П. Чехова. «Тоска» (для самостоятельного чтения).
Теория. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
«Край ты мой, родимый край» (обзор) (1ч)
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе (В. А. Жуковский, А. С.
Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. А. Фет, Ф. И. Тютчев, И.А.Бунин и др.). Поэтическое
изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
7

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА (55ч)
Иван Алексеевич Бунин (5 ч).
Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа:
сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Для чтения и обсуждения.
Максим Горький (8 ч)
Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести.
Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое,
творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение
быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль» (Легенда о Данко). Создание легенды.
Теория. Понятие об идее произведения. Портрет как средство характеристики героя.
Леонид Николаевич Андреев (3 ч)
Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим
меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Владимир Владимирович Маяковский (3 ч)
Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром
Маяковским летом на даче ... ». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и
общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. «Хорошее
отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и
гyманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория. Лирический герой (нач. представления). Обогащение знаний о ритме и рифме.
Андрей Платонович Платонов (6ч)
Краткий рассказ о писателе. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и
уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.
Борис Леонидович Пастернак. (2 ч) Лирика. Чтение и анализ стихов.
Александр Трифонович Твардовский (3 ч)
Краткий рассказ о поэте. «Снега потемнеют синие ... », «Июль -макушка лета.. »,
«На дне моей жизни .. » - воспоминания о детстве, подведение итогов жизни,
размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория. Лирический герой (развитие представлений).
Час мужества (1 ч)
Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм,
самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтовучастников войны (А. Ахматова.«Клятва», «Песня мира», К. Симонов. «Ты помнишь,
Алеша, дороги Смоленщины ... », стихи А. Твардовского А. Суркова, Н. Тихонова и др.).
Ритмы и образы военной лирики.
Федор Александрович Абрамов (3 ч)
Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственноэкологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория. Литературные традиции (развитие представлений).
Евгений Иванович Носов (6 ч)
Краткий рассказ о писателе. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней,
духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности,
безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли
прекрасного в душе человека, в окружающе природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков (5ч)
Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь,
взаимовыручка. Особенности характеров героев - сельского и городского мальчиков,
понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собств-го поступка.
Дмитрий Сергеевич Лихачев (3 ч)
«Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
8

Теория литературы. Публицистика (развитие представления). Воспоминания,
мемуары как публицистические жанры (начальные представления).
Михаил Зощенко (3ч) Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в
рассказах писателя.
"Тихая моя родина…" (2ч)
Стихотворения о родине, родной природе, собственном восприятии окружающего(В.
Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа.
Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин
природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Песни на стихи поэтов 20 века(2ч)
Краткое изучение творчества поэтов.(И.А.Гофф, Б.Ш.Окуджава, А.Н.Вертинский).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (3ч)
Расул Гамзатов. Знакомство с творчеством поэта.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (17 ч)
Роберт Бернс (3ч.). Особенности творчества Роберта Бернса. «Честная бедность».
Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер
произведения.
Джордж Гордон Байрон (3ч) . «Ты кончил жизни путь, герой! .. ». Гимн герою,
павшему в борьбе за свободу родины.
Японские хокку (трехстишия) (2ч). Теория. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри (4ч). «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя
любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Рей Дуглас Брэдбери (5ч). Фантастический рассказ «Каникулы». Мечта о чудесной
победе добра.
Итоговые уроки (2ч).

Календарно – тематическое планирование
№
урока

1-2

3-4

5

6-7

9

Тема урока

Введение. Знакомство со
статьей учебника «Читайте
не торопясь…»

КолДата
во
провечасов
ния
Первая четверть
2

Коррекционная
направленность
«Литературе так же нужны
талантливые читатели, как и
талантливые писатели». Какие
советы писателей кажутся вам
важными? Объясните смысл
пословиц.

Устное народное творчество (15ч)
2
Что такое предание? Предание,
Предания –поэтическая
летопись, быличка. Грозный,
автобиография народа.
горевать, благочестивый,
«Воцарение Ивана
колдуны, разгневался.
Грозного», «Петр и
плотник»
1
Русские богатыри, народные
Былины и их исполнители
Былина «Вольга и Микула
Селянович»

2

герои, оратай, кафтанчик,
сказители, гусли, гусляры.
Какой теме посвящена былина?
Подготовьте выразительное
чтение. нарекать, пожаловать,
раздольице, крестный батюшка.

Былина «Садко»

3

11

Внеклассное чтение. Былина
«Илья Муромец и Соловейразбойник»

1

12-13

Развитие речи. Сочинение
по репродукции картины
В.Васнецова «Три богатыря»

2

14-15

«Калевала»-карело-финский
мифологический эпос

2

16-17

Пословицы и поговорки

2

8-10

18-19

20-22

23-25

26-27

28

Дружина хоробрая, палаты
белокаменны, черленные
корабли, уста сахарные…
Расскажите о главном герое
былины.
Прочитайте выразительно
эпизод из былины. Ответьте на
вопросы. Как вы понимаете
значения слов…?
Илья Муромец, Добрыня
Никитич, Алеша Попович. Какой
эпизод из жизни богатырей
изображен на картине?
Эпос, древние руны,
представления северных народов
о мироустройстве, о добре и зле,
мифы, карелы.
Что такое пословица?
поговорка? Чему они нас учат?
Какие пословицы и поговорки ты
знаешь?

Древнерусская литература (5ч)
2
Древнерусская литература,
«Повесть временных лет».
поучение, летопись, летописец.
Из «Поучения» Владимира
Прочитай выразительно.
Мономаха
«Повесть о Петре и
Февронии Муромских»-гимн
любви и верности

3

Тема любви, верности слову и
долгу, святости поступков и
желаний. Что можно сказать о
характерах главных героев, об их
чувствах, судьбе?

Из русской литературы XVIII века (5ч)
3
Патриотизм, уверенность в
Знакомство с жизнью и
будущем русской науки и ее
деятельностью
творцов. Теория «трех штилей».
М.В.Ломоносова, с его
Что значит «великий
стихами, с реформой в языке.
характер»? Что такое ода?
Ода
Какие слова придают текстам
особую торжественность?
Честность и прямота,
обличительное изображение
вельмож, восхвалял
императрицу.

2
Знакомство с жизнью и
деятельностью
Г.Р.Державина, его
сатирическими
произведениями
Из русской литературы XIX века (60ч)
1
«Солнце» русской поэзии. Лицей,
А.С.Пушкин. Краткий
муза,желание воскресить
рассказ о писателе
минувший век.

29-30

31

10

Поэма «Полтава» (отрывок
«Полтавский бой»). Образы
поэмы
Развитие речи. Работа с
репродукцией картины
Л.В.Ломоносова
«Полтавская баталия»

2

Сравните описание Петра I и
Карла XII.

1

Репродукция картины,
мозаичная картина. Какие
впечатления у вас остались от
этой картины?

32-33

Отрывок из поэмы
А.С.Пушкина «Медный
всадник»

2

34-36

«Песнь о вещем Олеге».
Знакомство с главными
героями произведения,
композицией,
художественными
особенностями
Пушкин-драматург. «Борис
Годунов» (отрывок)

3

Проза А.С.Пушкина.
«Станционный
смотритель»-повесть о
маленьком человеке.
Художественное
совершенство и
человечность повести

6

37

38-43

11

1

Образы Петербурга и Петра I,
«прорубить окно». Какие
эпитеты автор подбирает,
описывая город? За что Пушкин
любит Петербург?
Волхв, кудесник, чело, взор,
бранное поле, отрок, сеча,
тризна. Что поведал кудесник о
жизни князя? Что предсказал
кудесник князю?
Смутное время, трагедия,
Пимен, зрит, келья, Самозванец,
хартия, вече, обет, схима.
Коллежский регистратор,
подорожная, прогоны, история
блудного сына, гусар, скуфья,
ассигнация, пятачок. Кто из
героев повести не остался
равнодушным к беде Самсона
Вырина?

1
2-3

4-7

8

9
10-19

20

21
22-23
24

25
26

27-28

1-2

12

Вторая четверть
1
М.Ю.Лермонтов. Душа и
лира поэта
2
Стихотворения «Молитва»,
«Ангел», «Когда волнуется
желтеющая нива…»
4
«Песня про царя Ивана
Васильевича, молодого
опричника и удалого купца
Калашникова»- поэма об
историческом прошлом
России. Нравственный
поединок героев поэмы
1
Развитие речи. Подготовка к
написанию сочинения по
«Песне…»
1
Н.В.Гоголь. Жизнь и
творчество писателя
10
«Тарас Бульба».
Прославление боевого
товарищества, осуждение
предательства.
Противопоставление Остапа
Андрию. Патриотический
пафос повести
1
Развитие речи. Сочинение
по повести Н.В.Гоголя
«Тарас Бульба»
1
И,С.Тургенев. Слово о
писателе
2
«Бирюк» как произведение о
бесправных и обездоленных
1
Стихотворения в прозе.
«Русский язык»,
«Близнецы», «Два богача»
1
Н.А.Некрасов. Слово о
поэте
1
«Размышления у парадного
подъезда». Боль поэта за
судьбу народа
2
Поэма «Русские женщины»
: «Княгиня Трубецкая».
Величие духа русской
женщины
Третья четверть
2
А.К.Толстой. Исторические
баллады «Василий
Шибанов» и «Князь
Михайло Репнин»

3
4-6

7

8
9-12

13
14-15

16-17

18

19

20
21-23

24
25
26-31

13

М.Салтыков-Щедрин.
Слово о писателе
«Повесть о том, как один
мужик двух генералов
прокормил». Сатирические
приемы в сказке
Внеклассное чтение. Сказка
М.Салтыкова-Щедрина
«Дикий помещик».
Обличение нравственных
пороков общества
Л.Н.Толстой. Слово о
писателе
Повесть «Детство» (главы).
Значение эпохи детства в
жизни героев Толстого и
самого писателя
А.П.Чехов. Слово о писателе
Рассказ «Хамелеон». Живая
картина нравов. Смысл
названия произведения
Два лица России в рассказе
А.П.Чехова
«Злоумышленник»
Внеклассное чтение. Смех и
слезы в «маленьких
рассказах» А.П.Чехова.
Рассказ «Тоска»
«Край ты мой, родимый
край…». Стихотворения
русских поэтов 19 века о
родной природе.
Из русской литературы XX
века (37ч)
И.А.Бунин. Судьба и
творчество писателя
Рассказ «Цифры».
Сложность взаимопонимания
детей и взрослых
«Лапти». Нравственный
смысл рассказа
М.Горький. Слово о
писателе
Автобиографический
характер повести
«Детство» (главы).
Изображение «свинцовых
мерзостей жизни». Дед
Каширин. «Яркое, здоровое,
творческое в русской жизни»
(Алеша, бабушка, Цыганок,
Хорошее Дело).

1
3

1

1
4

1
2

2

1

1

1
3

1
1
6

32

33

34

35

36

37
38-39

40

1

2
3

4

5-6

7-9

14

Изображение быта и
характеров
«Легенда о Данко» из
рассказа М.Горького
«Старуха Изергиль».
Внеклассное чтение.
Л.Н.Андреев «Кусака».
Нравственные проблемы
рассказа
В.В.Маяковский.
Знакомство с личностью
поэта
«Необычайное
приключение, бывшее с
Владимиром Маяковским
на даче». Роль поэзии в
жизни человека и общества
Стихотворение «Хорошее
отношение к лошадям».
Два взгляда на мир
А.П.Платонов. Слово о
писателе
«Юшка». Призыв к
состраданию и уважению к
человеку
Внеклассное чтение.
А.Платонов «В прекрасном
и яростном мире»
Четвертая четверть
Б.Л.Пастернак. Слово о
поэте. Стихотворения
«Никого не будет в
доме…», «Июль»
А.Т.Твардовский: страницы
биографии
Стихотворения «Снега
потемнеют синие…»,
«Июль-макушка лета…»,
«На дне моей жизни…»
Внеклассное чтение. Час
мужества (интервью с
поэтом-участником ВОВ)
Ф.А.Абрамов. Слово о
писателе. Рассказ «О чем
плачут лошади».
Эстетические и
нравственно-экологические
проблемы рассказа
Е.И.Носов. Слово о
писателе. «Кукла».
Нравственные проблемы
рассказа

1

1

1

1

1

1
2

1

1

1
1

1

2

3

10

11-13

14-15

16

17-18

19-20

21-22

23

24

25

26

15

Внеклассное чтение. «Не
дать погаснуть живому
огню…» (по рассказу
«Живое пламя Е.И.Носова)
Ю.П.Казаков. Слово о
писателе. «Тихое утро».
Герои рассказа и их
поступки
Д.С.Лихачев. «Земля
родная» (главы из книги).
Духовное напутствие
молодежи
Развитие речи. «Учиться
говорить и писать»
Писатели улыбаются (2ч)
М.Зощенко. Слово о
писателе. Рассказ «Беда».
Смешное и грустное в
рассказах писателя
«Тихая моя Родина…» (2ч)
Стихотворения о Родине,
родной природе,
собственном восприятии
окружающего мира
(В.Я.Брюсов, Ф.Сологуб,
С.Есенин, Н.Заболоцкий,
Н.Рубцов)
Песни на стихи поэтов XX
века (2ч)
А.Вертинский «Доченьки»,
И.Гофф «Русское поле»,
Б.Окуджава «По
Смоленской дороге…»
Из литературы народов
России (1ч)
Расул Гамзатов. Слово о
поэте. «Опять за спиною
родная земля…», «Я вновь
пришел сюда и сам не
верю…»
Зарубежная литература
(7ч)
Роберт Бернс. Слово о
поэте. Стихотворение
«Честная бедность».
Представления народа о
справедливости и честности
Джордж Гордон Байрон.
Слово о поэте. «Ты кончил
жизни путь, герой!..»
Японские трехстишия
(хокку)

1

3

2

1

2

2

2

1

1

1

1

27-28

29-30

31-32

О.Генри. Слово о писателе.
«Дары волхвов». Сила любви
и преданности
Рей Дуглас Брэдбери.
Фантастический рассказ
«Каникулы»
Итоговые уроки. Выявление
уровня литературного
развития учащихся

2

2

2ч

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Компьютер
Принтер
Фонохрестоматия
Видеоролики, фильмы, презентации
Телевизор
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Для учителя
1.1. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1) Программа по литературе. 7 класс // Программы общеобразовательных учреждений.
Литература. 5-11 классы. Базовый уровень. 10-11 классы. Профильный уровень / Под
ред. В. Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2011.
2) Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / [авт.-сост.
В. Я. Коровина и др.]. М.: Просвещение, 2018. –
3) Кутейникова Н. Е. Уроки литературы в 7 классе. Пособие для учителей
общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009.
1.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1) Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе.
5–9 классы. – М.: Дрофа, 2007.
2) Еремина О. А. Поурочное планирование по литературе. 7 кл. М.: Экзамен,
2008.
3) Золотарева И. В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по
литературе. 7 класс. - М.: ВАКО, 2007.
4) Коровина В. Я., Збарский И. С., Коровин В. И. Литература: 7 класс:
Методические советы. - М.: Просвещение, 2008.
5) Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим...: 7
класс: Дидактические материалы по литературе. - М.: Просвещение, 2006.
6) Турьянская Б.И. и др. Литература в 7 классе: Урок за уроком. –М.:ООО
«Торгово- издательский дом «Русское слово-РС», 2002.
2. Для учащихся
2.1. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1) Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 7 класс: Учебник в 2 ч.
- М.: Просвещение, 2018.
2.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1) Баевский В.С. История русской поэзии. – М., 1996.
2) Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. – 2-е изд. – СПб., 2007.
3) Гинзбург Л.Я. О лирике. – М., 1997.
4) Коровин В.И. М.Ю.Лермонтов в жизни и творчестве. - М.: Русское слово, 2001.
5) Коровин В.И. А.С.Пушкин в жизни и творчестве. - М.: Русское слово, 2000.
16

6) Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб, 1996.
7) Энциклопедия литературных терминов и понятий / Гл. редактор и сост. А.Н.
Николюкин. – М., 2003.
.

«ОБСУЖДЕНО»
на заседании МО
учителей гуманитарного цикла
«_ »____________2019 г.
______________________
Шагдарова Н.Н.

17

«СОГЛАСОВАНО»
заместитель директора по УВР
«_____»___________2019 г.
_______________________
Маркова Т.В..


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(301)245-18-44

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».