РП _Русский язык_ вар.2.2_8 кл 2 вида_ШухановаМА

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I-II вида»

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГБОУ «СКОШИ I-II вида»
_______________ Н.В.Норбоева
«___ »_________________2021г.

Адаптированная рабочая программа

по русскому языку
для 8 класса II вида
на 2021- 2022 учебный год

Составитель: Шуханова М. А.,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории

г. Улан-Удэ, 2021

Пояснительная записка
Статус документа
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 8 класса 2 вида
создана в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта
основного общего образования, а также Уставом, учебным планом и требованиями
образовательной программы ГБОУ СКОШИ 1-2 вида на основе:
- Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12 2012 г. № 273-ФЗ;
- Закона Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240 –V «Об образовании в
Республике Бурятия»;
- Приказа Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении
федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для
образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего
образования»;
- Приказа Министерства образования РФ от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
образовательным программам – начального общего, основного общего и среднего общего
образования»;
- Приказа Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п.
«Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных
учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
-Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 10.07.2015 №26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях»;
- Авторской программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для
5- 9 классов авторы: М.Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н.М. Шанский- Москва,
«Просвещение», 2009 г. с учетом психофизических возможностей обучающихся детей с
нарушениями слуха в данном классе.
Программа детализирует и раскрывает содержание предмета, определяет общую
стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в
соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а
также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе
программы лежит принцип единства.
Преподавание ведётся по учебнику: Учебник: Русский язык. 7 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений. (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А.
Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2021 г.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане ГБОУ
«Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат 1-2 вида».
Федеральный базисный учебный план для образовательных организаций
Российской Федерации по новым федеральным стандартам предусматривает обязательное
изучение русского (родного) языка в VI классе – 204 часа, в т.ч. на развитие речи.
На предмет «Русский язык» в учебном плане для 3-го года обучения на уровне
ООО по АООП для слабослышащих (вариант 2.2.) предусмотрено 5 часов.
Количество часов в соответствии с учебным планом для коррекционных школ 1-2
вида в 8 классе II вида по учебному плану ГБОУ СКОШИ 1-2 вида на 2021-2022 уч. год –
170 часов (5 часов в неделю, 34 учебных недели).

Распределение учебных часов по разделам программы
По
програм
ме
Вводный урок. Русский язык как развивающееся
1
явление
Повторение изученного в 5-8 классах
14
Содержание

Из них
контр.
работ

Из них
развитие
речи

1

4

Морфология. Орфография. Культура речи

83

Причастие

38

1

7

Деепричастие

14

1

2

Наречие

32

1

8

Категория состояния

4

-

2

Служебные части речи. Культура речи

51

1

Предлог

13

2

Союз

17

4

Частица

17

3

Междометие

5

Повторение и систематизация пройденного в 9 классе 2
вида

13

1

170 ч

6

Итого:

32

Планируемые результаты изучения курса русского языка
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения русского языка учащиеся должны знать определения основных
изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и
пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
Ученик должен знать\ понимать:
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка
Российской Федерации и средства межнационального общения;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования,
описания,
рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические,
грамматические, орфографические, пунктуационные);
грамматические признаки причастия как самостоятельной части речи; отличительные
особенности причастий и прилагательных;

об особенностях склонения причастий;
определение причастного оборота, его место по отношению к определяемому слову,
графическое обозначение причастного оборота в предложении, правило выделения
причастного оборота запятыми в предложении;
действительные и страдательные причастия;
краткие страдательные причастия;
способы образования действительных причастий настоящего и прошедшего времени,
страдательных причастий настоящего и прош времени;
порядок морфологического разбора причастий;
грамматические признаки деепричастия как части речи;
определение деепричастного оборота, правила выделения деепричастного оборота на
письме запятыми;
способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида;
порядок морфологического разбора деепричастий;
грамматические признаки наречия как части речи;
смысловые группы наречий;
о лексическом и грамматическом значении слов категории состояния;
признаки классификации самостоятельных и служебных частей речи;
правила употребления предлогов с разными падежами;
о производных и непроизводных, простых и составных предлогах;
о союзе как части речи, его роли в тексте и предложении;
о сочинительных и подчинительных союзах;
порядок морфологического разбора предлогов и союзов;
отличие частиц от самостоятельных частей речи;
формообразующие и смысловые частицы;
отличительные особенности приставке не и отрицательной частицы не, приставки, союза,
частицы ни;
о назначении в речи междометий.
К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;
анализировать структуру и языковые особенности текста;
производить морфологический разбор частей речи, изученных в 8-9 классах;
производить синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным
оборотами, а также сложных предложений с изученными союзами;
составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии:
находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать
слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Орфограммы, изученные в 8 классе:
Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
Гласные перед одной и двумя буквами Н в страдательных причастиях и прилагательных,
образованных от глаголов.
Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и
прилагательных, образованных от глаголов.
Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени
и кратких прилагательных.
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.
Буква Е-Ё после шипящих в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего
времени.

Правописание НЕ с деепричастиями.
Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е.
Буквы Е-И в приставках НЕ-НИ отрицательных наречий.
Одна и две буквы Н в наречиях на О-Е.
Буквы О-Е после шипящих на конце наречий.
Буквы О-А на конце наречий с приставками ИЗ, ДО, С.
Дефис между частями слова в наречиях.
Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и
количественных числительных.
Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
Слитное и раздельное написание производных предлогов.
Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато.
Раздельное и дефисное написание частиц.
Правописание частицы НЕ с различными частями речи.
Различение частицы НИ, союза НИ-НИ, приставки НИ.
Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации:
выделять
запятыми
причастные
обороты,
стоящие
после
определяемого
существительного, деепричастные обороты.
По связной речи:
адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы;
подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности
человека, процессов труда;
писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения – рассуждения на материале
жизненного опыта учащихся;
грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях;
собирать и систематизировать материал к сочинению с учётом темы и основной мысли;
совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста.
Аудирование и чтение:
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста,
основную информацию); извлекать информацию из различных источников, включая
средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями,
справочной литературой.
Говорение и письмо:
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
создавать тексты различных стилей и жанров (выступление, статья, интервью, очерк);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями,
сферой и ситуацией общения;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога
(побуждение к действию, обмен мнениями);
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать
нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме
и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей
действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её
правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;
совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей
личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку,
сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социальнокультурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств;
развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным
предметам и продолжения образования.
Содержание программы
Русский язык как развивающееся явление (1ч)
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V—VII КЛАССАХ (10 ч + 4 ч)
Синтаксис. Словосочетание и предложение. Синтаксический и пунктуационный разбор.
Лексика и фразеология.
Фонетика
и
орфография.
Фонетический
разбор.
Словообразование
и
орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология и орфография.
Самостоятельные части речи. Служебные части речи Морфологический разбор.
Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Причастие (31 ч + 7 ч)
1. Повторение пройденного о глаголе в V - VIII классах. Причастие. Свойства
прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в
предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота.
Текстообразующая роль причастий. Склонение полных причастий и правописание
гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных
и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление). Не с
причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных
причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных,
образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
.2. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных
причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено,
принесены), правильно
употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать причастия с определяемыми
существительными, строить предложения с причастным оборотом.
3. Описание внешности человека: структура текста. Языковые особенности (в том
числе специальные «портретные» слова).
Устный пересказ исходного текста с описанием внешности.
4. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности
знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.
Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.

Деепричастие (12 ч + 2 ч)
1. Повторение пройденного о глаголе в V- VIII классах.
Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль
деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный
оборот;
знаки препинания
при
деепричастном
обороте.
Выделение
одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и
несовершенного вида и их образование. Не с деепричастиями.
2. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.
3. Рассказ по картине.
Наречие (24 ч + 8 ч)
1. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени
сравнения наречий и их образование. Текстообразующая
роль
наречий.
Словообразование наречий.
Правописание не с наречиями на -о и –е, не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы и
в наречиях на -о и -е.
Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий.
Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий.
Буква ь после шипящих на конце наречий.
2. Умение правильно ставить ударение в наречиях. Умение использовать в речи
наречия-синонимы и антонимы.
3. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые
особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.
Категория состояния (2 ч + 2 ч)
1.Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль
слов категории состояния.
2.. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Предлог (11 ч+ 2 ч)
1. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении.
Непроизводные и производныепредлоги.
Простые
и
составные
предлоги.
Текстообразующая роль предлогов.
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, в в и д у , в с л е д с т в и е и
д р . ) . Д е ф и с в п р е дл о г ах и з - з а , из-под.
2.. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно
употреблять существительные с предлогами по, благодаря,согласно, вопреки.
Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.
3. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного
на картине.
Союз (13ч. + 4ч.)
1. Союз
как
служебная
часть
речи.
Синтаксическая
роль союзов в
предложении. Простые и составные союзы.
Союзы сочинительные и подчинительные;
сочинительные союзы —соединительные, разделительные и противительные.
Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях;
употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая
роль союзов.

Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже,
чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с
частицей же.
2. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.
3. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.
Частица (14 ч + 3 ч)
1. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении.
Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.
Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными
частями речи.
2. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.
3. Рассказ по данному сюжету.
Междометие (5 ч)
1 Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.
Звукоподражательные
слова
и
их отличие от
междометий. Дефис в
междометиях.
Интонационное
выделение
междометий.
Запятая
и
восклицательный знак при междометиях.
2. Умение выразительно читать предложения с междометиями.
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VIII КЛАССЕ

(13 ч)
Разделы науки о языке. Текст. Стили речи.
Фонетика, фонетические нормы .
Лексика и фразеология.
Морфемика и словообразование.
Морфология. Морфологический разбор.
Синтаксис. Простое предложение. Сложное предложение.
Пунктуация.

Календарно-тематическое планирование
№

Наименование разделов,
тем по программе

Колво
часов

Дата

Коррекционная
направленность (основные
понятия, характеристика
видов деятельности)

Первая четверть
1
2

3
4
5
6
7
8
9-10
11
12-13
14
15

16
17
18
19

Вводный урок.
Русский язык как
развивающееся явление

1
1

01.09
Русский язык – один из
славянских языков.
3 группы славянских языков.
На русском языке
разговаривает население
России. Это один из
славянских языков.
К славянским языкам
относятся
восточнославянские,
западнославянские,
южнославянские.

Повторение изученного в 5-8 классах (14ч+4ч)
Синтаксис. Синтаксический
1
Синтаксис, пунктуация,
разбор предложения
лексика, фразеология,
фонетика, орфография,
Пунктуация. Пунктуационный
1
словообразование,
разбор предложения
морфология.
Лексикология и фразеология.
1
Лексический разбор слова
Синтаксический разбор,
Фонетика и орфография.
1
пунктуационный разбор,
Фонетический разбор слова
фонетический разбор слова,
Словообразование и
1
морфемный разбор,
орфография.
словообразовательный
Морфемный и словообразова1
разбор, морфологический
тельный разбор слова
разбор слова.
Морфология и орфография.
2
Морфологический разбор слова
1
(практикум)
Развитие речи. Сочинение по
2
картине А. Грицай «Летний сад»
1
Входная контрольная работа
(№1)
Анализ контрольной работы,
1
работа над ошибками
Текст и стили речи
Текст.
1
Диалог как текст
1
Виды диалога
1
Функциональные разновидности
1
языка

Части слова, части речи,
члены предложения, падежи,
падежные вопросы

Текст, наименьшая единица
текста, средства связи
предложений в тексте, абзац,
диалог, виды диалога, стили
литературного языка.

20-21

22-23

24-25

26-27
28-29
30-31
32
33-35

36-38
39-40

Публицистический стиль

Публицистический стиль.
Диалог – это речевое
общение между двумя или
несколькими людьми.
В диалоге обмениваются
высказываниями. Такие
высказывания называются
репликами. Люди, которые
ведут диалог, меняются
ролями говорящих и
слушающих. Существуют
разные виды диалога. Это
может быть побуждение,
расспрос, обмен мнениями,
этикетный диалог и другие.
Морфология. Орфография. Культура речи
2

Причастие (38ч+7ч)
Причастие как часть речи.
2
Свойства прилагательных и
глаголов у причастий.
Синтаксическая роль причастий
в предложении.
Склонение причастий и
2
правописание гласных в
падежных окончаниях
причастий
Причастный оборот. Выделение
2
причастного оборота запятыми
Развитие речи. Описание
2
внешности человека.
Действительные и
2
страдательные причастия.
Краткие и полные
1
страдательные причастия
Действительные причастия
3
настоящего времени. Гласные в
суффиксах действительных
причастий настоящего времени.
Действительные причастия
3
прошедшего времени.
Развитие речи. Изложение с
2
использованием причастий

41

Повторение изученного о
причастии

1

42

Контрольная работа за 1
четверть (№2)
Анализ контрольной работы,
работа над ошибками

1

43

1

Причастие – это
самостоятельная часть речи.
Склонение причастий,
падежные окончания
причастий, причастный
оборот, действительные и
страдательные причастия,
краткие и полные
страдательные причастия,
действительные причастия
настоящего и прошедшего
времени, страдательные
причастия настоящего и
прошедшего времени.
Причастие обозначает
признак предмета,
создаваемый действием
самого предмета или над
этим предметом.
Прич.оборот – это причастие
с зависимым словом.
Прич.оборот – это один член
предложения, определение.
Действительные причастия
обозначают признак,
который возник в результате
действия самого предмета.
Страдательные причастия
обозначают признак,
который возник у предмета
под действием другого
предмета.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(301)245-18-44

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».