Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I-II вида» «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ «СКОШИ I-II вида» _______________ Н.В.Норбоева «___ »_________________2021г. Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 8 класса II вида на 2021- 2022 учебный год Составитель: Шуханова М. А., учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории г. Улан-Удэ, 2021 Пояснительная записка Статус документа Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 8 класса 2 вида создана в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, а также Уставом, учебным планом и требованиями образовательной программы ГБОУ СКОШИ 1-2 вида на основе: - Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12 2012 г. № 273-ФЗ; - Закона Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240 –V «Об образовании в Республике Бурятия»; - Приказа Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; - Приказа Министерства образования РФ от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – начального общего, основного общего и среднего общего образования»; - Приказа Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»; -Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 №26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; - Авторской программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5- 9 классов авторы: М.Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н.М. Шанский- Москва, «Просвещение», 2009 г. с учетом психофизических возможностей обучающихся детей с нарушениями слуха в данном классе. Программа детализирует и раскрывает содержание предмета, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства. Преподавание ведётся по учебнику: Учебник: Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2021 г. Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане ГБОУ «Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат 1-2 вида». Федеральный базисный учебный план для образовательных организаций Российской Федерации по новым федеральным стандартам предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в VI классе – 204 часа, в т.ч. на развитие речи. На предмет «Русский язык» в учебном плане для 3-го года обучения на уровне ООО по АООП для слабослышащих (вариант 2.2.) предусмотрено 5 часов. Количество часов в соответствии с учебным планом для коррекционных школ 1-2 вида в 8 классе II вида по учебному плану ГБОУ СКОШИ 1-2 вида на 2021-2022 уч. год – 170 часов (5 часов в неделю, 34 учебных недели). Распределение учебных часов по разделам программы По програм ме Вводный урок. Русский язык как развивающееся 1 явление Повторение изученного в 5-8 классах 14 Содержание Из них контр. работ Из них развитие речи 1 4 Морфология. Орфография. Культура речи 83 Причастие 38 1 7 Деепричастие 14 1 2 Наречие 32 1 8 Категория состояния 4 - 2 Служебные части речи. Культура речи 51 1 Предлог 13 2 Союз 17 4 Частица 17 3 Междометие 5 Повторение и систематизация пройденного в 9 классе 2 вида 13 1 170 ч 6 Итого: 32 Планируемые результаты изучения курса русского языка ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В результате изучения русского языка учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры. Ученик должен знать\ понимать: роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения; признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения); основные единицы языка, их признаки; основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); грамматические признаки причастия как самостоятельной части речи; отличительные особенности причастий и прилагательных; об особенностях склонения причастий; определение причастного оборота, его место по отношению к определяемому слову, графическое обозначение причастного оборота в предложении, правило выделения причастного оборота запятыми в предложении; действительные и страдательные причастия; краткие страдательные причастия; способы образования действительных причастий настоящего и прошедшего времени, страдательных причастий настоящего и прош времени; порядок морфологического разбора причастий; грамматические признаки деепричастия как части речи; определение деепричастного оборота, правила выделения деепричастного оборота на письме запятыми; способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида; порядок морфологического разбора деепричастий; грамматические признаки наречия как части речи; смысловые группы наречий; о лексическом и грамматическом значении слов категории состояния; признаки классификации самостоятельных и служебных частей речи; правила употребления предлогов с разными падежами; о производных и непроизводных, простых и составных предлогах; о союзе как части речи, его роли в тексте и предложении; о сочинительных и подчинительных союзах; порядок морфологического разбора предлогов и союзов; отличие частиц от самостоятельных частей речи; формообразующие и смысловые частицы; отличительные особенности приставке не и отрицательной частицы не, приставки, союза, частицы ни; о назначении в речи междометий. К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками: определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста; производить морфологический разбор частей речи, изученных в 8-9 классах; производить синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами, а также сложных предложений с изученными союзами; составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами; соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала. По орфографии: находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Орфограммы, изученные в 8 классе: Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Гласные перед одной и двумя буквами Н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов. Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов. Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких прилагательных. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. Буква Е-Ё после шипящих в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени. Правописание НЕ с деепричастиями. Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е. Буквы Е-И в приставках НЕ-НИ отрицательных наречий. Одна и две буквы Н в наречиях на О-Е. Буквы О-Е после шипящих на конце наречий. Буквы О-А на конце наречий с приставками ИЗ, ДО, С. Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных. Мягкий знак после шипящих на конце наречий. Слитное и раздельное написание производных предлогов. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато. Раздельное и дефисное написание частиц. Правописание частицы НЕ с различными частями речи. Различение частицы НИ, союза НИ-НИ, приставки НИ. Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами. По пунктуации: выделять запятыми причастные обороты, стоящие после определяемого существительного, деепричастные обороты. По связной речи: адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы; подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда; писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения – рассуждения на материале жизненного опыта учащихся; грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях; собирать и систематизировать материал к сочинению с учётом темы и основной мысли; совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста. Аудирование и чтение: адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную информацию); извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой. Говорение и письмо: воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение); создавать тексты различных стилей и жанров (выступление, статья, интервью, очерк); осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями); свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества; развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры; удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социальнокультурных ситуациях общения; увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования. Содержание программы Русский язык как развивающееся явление (1ч) ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V—VII КЛАССАХ (10 ч + 4 ч) Синтаксис. Словосочетание и предложение. Синтаксический и пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Фонетический разбор. Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология и орфография. Самостоятельные части речи. Служебные части речи Морфологический разбор. Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности. МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ Причастие (31 ч + 7 ч) 1. Повторение пройденного о глаголе в V - VIII классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий. Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление). Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях. .2. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, принесены), правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом. 3. Описание внешности человека: структура текста. Языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. 4. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии. Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура. Деепричастие (12 ч + 2 ч) 1. Повторение пройденного о глаголе в V- VIII классах. Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование. Не с деепричастиями. 2. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом. 3. Рассказ по картине. Наречие (24 ч + 8 ч) 1. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий. Правописание не с наречиями на -о и –е, не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы и в наречиях на -о и -е. Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий. 2. Умение правильно ставить ударение в наречиях. Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы. 3. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий. Категория состояния (2 ч + 2 ч) 1.Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния. 2.. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы. СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ Предлог (11 ч+ 2 ч) 1. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производныепредлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов. Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, в в и д у , в с л е д с т в и е и д р . ) . Д е ф и с в п р е дл о г ах и з - з а , из-под. 2.. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря,согласно, вопреки. Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами. 3. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине. Союз (13ч. + 4ч.) 1. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы —соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов. Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же. 2. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами. 3. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности. Частица (14 ч + 3 ч) 1. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц. Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи. 2. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами. 3. Рассказ по данному сюжету. Междометие (5 ч) 1 Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях. 2. Умение выразительно читать предложения с междометиями. ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VIII КЛАССЕ (13 ч) Разделы науки о языке. Текст. Стили речи. Фонетика, фонетические нормы . Лексика и фразеология. Морфемика и словообразование. Морфология. Морфологический разбор. Синтаксис. Простое предложение. Сложное предложение. Пунктуация. Календарно-тематическое планирование № Наименование разделов, тем по программе Колво часов Дата Коррекционная направленность (основные понятия, характеристика видов деятельности) Первая четверть 1 2 3 4 5 6 7 8 9-10 11 12-13 14 15 16 17 18 19 Вводный урок. Русский язык как развивающееся явление 1 1 01.09 Русский язык – один из славянских языков. 3 группы славянских языков. На русском языке разговаривает население России. Это один из славянских языков. К славянским языкам относятся восточнославянские, западнославянские, южнославянские. Повторение изученного в 5-8 классах (14ч+4ч) Синтаксис. Синтаксический 1 Синтаксис, пунктуация, разбор предложения лексика, фразеология, фонетика, орфография, Пунктуация. Пунктуационный 1 словообразование, разбор предложения морфология. Лексикология и фразеология. 1 Лексический разбор слова Синтаксический разбор, Фонетика и орфография. 1 пунктуационный разбор, Фонетический разбор слова фонетический разбор слова, Словообразование и 1 морфемный разбор, орфография. словообразовательный Морфемный и словообразова1 разбор, морфологический тельный разбор слова разбор слова. Морфология и орфография. 2 Морфологический разбор слова 1 (практикум) Развитие речи. Сочинение по 2 картине А. Грицай «Летний сад» 1 Входная контрольная работа (№1) Анализ контрольной работы, 1 работа над ошибками Текст и стили речи Текст. 1 Диалог как текст 1 Виды диалога 1 Функциональные разновидности 1 языка Части слова, части речи, члены предложения, падежи, падежные вопросы Текст, наименьшая единица текста, средства связи предложений в тексте, абзац, диалог, виды диалога, стили литературного языка. 20-21 22-23 24-25 26-27 28-29 30-31 32 33-35 36-38 39-40 Публицистический стиль Публицистический стиль. Диалог – это речевое общение между двумя или несколькими людьми. В диалоге обмениваются высказываниями. Такие высказывания называются репликами. Люди, которые ведут диалог, меняются ролями говорящих и слушающих. Существуют разные виды диалога. Это может быть побуждение, расспрос, обмен мнениями, этикетный диалог и другие. Морфология. Орфография. Культура речи 2 Причастие (38ч+7ч) Причастие как часть речи. 2 Свойства прилагательных и глаголов у причастий. Синтаксическая роль причастий в предложении. Склонение причастий и 2 правописание гласных в падежных окончаниях причастий Причастный оборот. Выделение 2 причастного оборота запятыми Развитие речи. Описание 2 внешности человека. Действительные и 2 страдательные причастия. Краткие и полные 1 страдательные причастия Действительные причастия 3 настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Действительные причастия 3 прошедшего времени. Развитие речи. Изложение с 2 использованием причастий 41 Повторение изученного о причастии 1 42 Контрольная работа за 1 четверть (№2) Анализ контрольной работы, работа над ошибками 1 43 1 Причастие – это самостоятельная часть речи. Склонение причастий, падежные окончания причастий, причастный оборот, действительные и страдательные причастия, краткие и полные страдательные причастия, действительные причастия настоящего и прошедшего времени, страдательные причастия настоящего и прошедшего времени. Причастие обозначает признак предмета, создаваемый действием самого предмета или над этим предметом. Прич.оборот – это причастие с зависимым словом. Прич.оборот – это один член предложения, определение. Действительные причастия обозначают признак, который возник в результате действия самого предмета. Страдательные причастия обозначают признак, который возник у предмета под действием другого предмета.