Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I-II вида»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГБОУ «СКОШИ I-II вида»
_______________ Н.В.Норбоева
«___ »_________________2021г.
Адаптированная рабочая программа
по русскому языку
для 8 класса II вида
на 2021- 2022 учебный год
Составитель: Шуханова М. А.,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
г. Улан-Удэ, 2021
Пояснительная записка
Статус документа
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 10 класса 2 вида
создана в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта
основного общего образования, а также учебным планом и требованиями образовательной
программы ГБОУ «СКОШИ 1-2 вида» на основе:
- Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12 2012 г. № 273-ФЗ;
- Закона Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240 –V «Об образовании в Республике
Бурятия»;
- Приказа Министерства образования РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении
федерального компонента государственных образовательных стандартов начального
общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Приказа Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении
федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для
образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего
образования»;
- Приказа Министерства образования РФ от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
образовательным программам – начального общего, основного общего и среднего общего
образования»;
- Приказа Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п.
«Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных
учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
-Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
10.07.15.№ 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
30.06.2020 г. № 16 « Об утверждении СанПин 3.1/ 2.4?3598-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы
образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и
молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции ( COYID-19)
- Устава ГБОУ «СКОШИ 1-2 вида»;
- Апробации АООП основного общего образования от 30.08.2019;
- Авторской программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5- 9
классов авторы: М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М.
Александрова.- Москва: «Просвещение», 2016 г. с учетом психофизических возможностей
обучающихся детей с нарушениями слуха в данном классе.
Программа детализирует и раскрывает содержание предмета, определяет общую
стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в
соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а
также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе
программы лежит принцип единства.
Преподавание ведётся по учебнику: Учебник: Русский язык. 9 класс. Учебник для
общеобразовательных организаций. В 2 ч./ (С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, и др.). – 3
изд. - М.: Просвещение, 2021г.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане ГБОУ «Специальная
коррекционная общеобразовательная школа-интернат 1-2 вида».
Количество часов в соответствии с учебным планом для коррекционных школ 1-2
вида в 10 классе 2 вида по учебному плану ГБОУ СКОШИ 1-2 вида на 2021-2022 уч. год –
170 часов (5 часов в неделю).
Учебно-тематический план.
Содержание
Международное значение русского языка
Повторение пройденного в 5 - 9 классах
Сложное предложение
Сложносочиненные предложения
Сложноподчиненные предложения
Сложноподчиненные предложения с
несколькими придаточными
Бессоюзные сложные предложения
Сложные предложения с различными видами
связи
Общие сведения о языке
Систематизация изученного по фонетике,
лексике, грамматике и правоп-ю, культуре речи
Итого:
Всего
кол-во
часов
2
17
10
14
49
9
Из них
кол-во
контрольных
0
1
Из них
развитие
речи
0
2
1
1
0
5
8
3
23
15
1
0
6
4
8
23
0
1
2
8
170
5
38
Планируемые результаты
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его
значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка
как
явления
национальной
культуры;
стремление
к
речевому
самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоения грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность
к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения
(коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной
информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным,
изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными
видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе
и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение
вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,
стилистических особенностей и использованных языковых средств;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и
коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и
адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью
свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с
учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность,
соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям
окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение;
сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалогпобуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письмен.общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в
повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки
зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые
ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом,
рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных
средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим
учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа
языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностр. языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в
процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в
спорах, обсуждениях актуальных тем.
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как
национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации
и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного
языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в
образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней
и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и
речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация
речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой
стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического,
официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи
(повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их
признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского
языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами
речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и
письменных высказываний;
6) распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка,
уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,
словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа
словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его
основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным
разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования
выразительных средств языка;
8)
понимание
коммуникативно-эстетических
возможностей
лексической
и
грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание программы «Русский язык»
Международное значение русского языка – 2 часа
Русский язык – один из развитых языков мира, язык международного общения.
Язык, речь, общение. Ситуация общения.
Повторение изученного в 5 - 8 классах – 17 часов
Фонетика. Орфоэпия и орфография. Лексикология и фразеология. Морфемика.
Словообразование. Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Синтаксис
словосочетания и простого предложения. Простое предложение и его грамматическая
основа. Предложение с обособленными членами. Обращения, вводные слова и вставные
конструкции.
Развитие речи (далее Р.Р.). Виды компрессии текста. Сжатое изложение.
Р.Р. Сочинению по картине В.Васнецова «Баян».
Р.Р. Повторение и углубление знаний о тексте: способы и средства связи
Контрольная работа (далее К.Р.). Контрольная работа № 1 с грамматическим
заданием.
Сложное предложение - 10 часов
Сложное предложение. Основные виды сложных предложений.
Р.Р. Способы сжатого изложения текста. Тезисы. Конспект.
Р.Р. Сжатое изложение
Сложносочиненные предложения – 14 часов
Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в
сложносочиненном предложении. Сложносочиненное предложение с разделительными
союзами.
Сложносочиненные
предложения
с
соединительными
союзами.
Сложносочиненные предложения с противительными союзами. Разделительные знаки
препинания между частями сложносочиненного предложения. Синтаксический и
пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. Повторение изученного о
сложносочиненном предложении.
Р.Р .Рецензия.
К.Р. Контрольная работа с грамматическим заданием.
Сложноподчиненные предложения – 6 часов
Понятие о сложноподчиненном предложении. Союзы и союзные слова в
сложноподчиненном предложении. Роль указательных слов в сложноподчиненном
предложении. Строение сложноподчиненного предложения. Схемы сложноподчиненного
предложения.
Р.Р .Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
Основные группы сложноподчиненных предложений по их значению – 52 часа
Сложноподчиненные
предложения
с
придаточными
определительными.
Сложноподчиненные
предложения
с
придаточными
изъяснительными.
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.
Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени, места
и
времени.
Повторение
придаточных
определительных,
изъяснительных,
обстоятельственных образа действия и степени, места и времени. Сложноподчиненные
предложения с придаточными условия, причины, цели, следствия, сравнительными,
уступки и присоединительными. Сложноподчиненные предложения с несколькими
придаточными. Знаки препинания при них. Синтаксический разбор сложноподчиненного
предложения. Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения. Обобщение по
теме «Сложноподчинённое предложение»
Р.Р. Сжатое изложение (упр. 180)
Р.Р. Сочинение-рассуждение о природе родного края (упр.181)
Р.Р.Сочинение о жизни современной молодёжи (упр. 244)
К.Р. Контрольный диктан № 3 с грамматическим заданием.
Р.Р. Сочинение-рассуждение «Почему необходимо много и внимательно читать?»
(упр.216) Р.Р. Деловые бумаги
К.Р. Контрольная работа № 4 с грамматическим заданием.
Бессоюзные сложные предложения – 23 часа
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных
предложениях. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и
точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях. Бессоюзное сложное предложение
со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном
предложении. Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления,
времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический
и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. Повторение.
Р.Р. Подробное изложение (упр.282) Р.Р. Реферат
К.Р. Контрольная работа № 5 с грамматическим заданием.
Сложные предложения с различными видами связи – 15 часов
Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и
пунктуация в них. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами
связи. Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с различными видами
связи. Повторение.
Р.Р. Сочинение-рассуждение «Как я понимаю храбрость?» (Упр. 295, 296)
Р.Р. Сжатое изложение (упр. 360)
Р.Р.Авторские знаки препинания
К.Р. Контрольное тестирование № 1 по теме " Сложные предложения"
Общие сведения о языке - 8 часов
Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление. Русский
литературный язык и его стили
Р.Р. Сжатое изложение
Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах – 23 часа
Фонетика и графика.
Лексикология (лексика) и фразеология. Морфемика.
Словообразование. Морфология. Служебные и самостоятельные части речи. Имя
существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение. Глагол,
причастие, деепричастие. Наречие. Слова категории состояния. Предлог. Союз. Частица.
Синтаксис. Пунктуация. Орфография. Употребление знаков препинания
Р.Р. Сжатое изложение (упр.360)
К.Р. Контрольное тестирование № 2 в формате ОГЭ
К.Р. Итоговое тестирование.
№ урока
Календарно-тематическое планирование
Тема урока
1
2
Колво Дата
часов
3
4
Коррекционная направленность
(основные понятия, характеристика
видов деятельности)
5
МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА – 1 ЧАС
1-2
3-4
5-6
7
8-9
1011
12
Введение.
Международное
значение русского
языка
2
Изучение содержания параграфа учебника;
работа в парах сильный-слабый с
орфограммами с последующей
взаимопроверкой
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-8 КЛАССАХ – 17 ЧАСОВ
Фонетика.
2
Понятие фонетика, графика, соотношение
звука и буквы, связь фонетики с графикой.
Основные выразительные средства
фонетики. Основные орфоэпические
нормы. Работа в парах по практическому
материалу учебника
Лексикология и
2
Понятие слово. Его лексическое и
фразеология
грамматическое значение; стилистическая
роль синонимов, антонимов; переносное
значение фразеологических оборотов.
Р\Р Сжатое
1
Слова общеупотребительные, исконно
изложение «Много
русские и заимствованные, устаревшие,
ли слов в русском
неологизмы. Групповая работа по анализу
языке?» Упр. 25
текста на лингвистическую тему,
конструирование словосочетаний,
предложений
Морфемика.
2
Систематизация знаний по морфемике и
Словообразование
словообразованию. Виды морфем: корень,
приставка, суффикс, окончание, основа
слова. Гласные в корнях с чередованием
а-о, е-и. Способы образования слов в
русском языке. Анализ текста на
лингвистическую тему, конструирование
лингвистического рассуждения
Морфология.
2
Систематизация знаний по морфологии.
Признаки частей речи (наличие общего
грамматического значения; комплекс
морфологических признаков; общность
основных синтаксических функций).
Части речи самостоятельные (изменяемые
и неизменяемые), служебные.
Междометие. Анализ текста художеств-го
описания, конструирование текста худож.
описания; работа с орфограммами
Р.Р. Сжатое
1
Написание сжатого изложения от 1-го лица
изложение (упр.40)
с последующей взаимопроверкой.
Самостоятельная работа: комплексный
анализ текста (компрессия текста)
1315
1617
1819
2022
23
2427
2829
30
Синтаксис
словосочетания и
простого
предложения. Текст.
Опознавательные признаки
словосочетания и предложения; средства
связи в предложении; главные и
второстепенные члены предложения;
односоставные предложения, однородные
члены предложения. Грамматическая
основа предложения. Тире между
подлежащим и сказуемым.
2
Тематический. Индивидуальная работа
Контрольная
(контрольная работа и граммат.задание)
работа №1
Входная контрольная
Текст. Заголовок текста. Стили речи.
работа Анализ
Простое предложение и его
ошибок контрольной
грамматическая основа. Схемы
работы.
предложений.
Р.Р. Подготовка к
2
Формирование у учащихся деятельносочинению по
стных способностей и способностей к
картине В.Васнецова
конструированию и систематизации
«Баян» (упр.47)
изучаемого предметного содержания
Написание сочинения с последующей
самопроверкой
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ - 10 ЧАСОВ
Контроль и самоконтроль изученных
понятий, алгоритма проведения
самопроверки и взаимопроверки.
Сложное
3
Два основных структурных типа
предложение.
предложений: простое и сложное;
Основные виды
предикативные части сложного
сложных
предложения, интонационные схемы
предложений
сложных предложений.
Вид сказуемых в сложном предложении.
Схемы сложных предложений. Основные
виды сложных предложений: бессоюзные
и союзные, знаки препинания в сложном
предложении.
Р.Р. Способы
1
Лабораторная работа, конструирование
сжатого изложения
предложений текста разных стилей ( по
текста.
выбору),лабораторная работа( различные
Тезисы.
2
способы сжатие текста ) с последующей
Конспект
2
проверкой. Самостоятельная работа:
комплексный анализ текста (компрессия
текста), работа в парах сильный-слабый по
теоретичес-му материалу учебника
(тезисы, конспект)
Р.Р. Сжатое
2
Написание сжатого изложения от 3-го лица
изложение
с последующей взаимопроверкой.
Самостоятельная работа: комплексный
анализ текста (компрессия текста) с
последующей самопроверкой.
СОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ – 14 ЧАСОВ
Основные группы
1
ССП, состоящие из простых предложений,
сложносочиненных
связанных сочинительными союзами и
предложений по
интонацией. Сочинительные союзы и их
значению и союзам.
значение в предложениях, Лабораторная
3
Знаки препинания в
ССП.
3132
Сложносочиненные
предложения с
соединительными
союзами.
2
3334
Сложносочиненные
предложения с
разделительными
союзами
2
3536
Сложносочиненные
предложения с
противительными
союзами
2
3738
Разделительные
знаки препинания
между частями ССП.
Синтаксический и
пунктуационный
разбор ССП
Р.Р. Рецензия
2
41
Повторение
изученного о
сложносочиненном
предложении
1
4243
Контрольная
работа № 2 с
грамматическим
заданием и по теме
«Сложносочинённое
предложение».
Анализ контрольной
работы
2
3940
2
работа по определению сложносочиненных предложений с соединительными
союзами, фронтальная беседа по
результатам работы
Сложносочиненные предложения с
соединительными союзами.
Соединительные союзы и, да (=и), ни…ни,
тоже, также (одновременность,
последовательность действий, причинноследственные отношения)
Сложносочиненные предложения с
разделительными союзами.
Разделительные союзы то..то, или(иль),
либо..либо, не то..не то, то ли..то ли
(отношения чередования,
взаимоисключения)
Сложносочиненные предложения с
противительными союзами.
Противительные союзы а, но, да (=но), не
только…но и, однако, зато (одно явление
сопоставляется с другим или
противопоставляется другому)
Разделительные знаки препинания между
частями сложносочиненного предложения.
Сложносочиненные предложения с общим
второстепенным членом, придаточным
предложением. Порядок синтаксического
и пунктуационного разбора
Самостоятельная работа с лингвистическим партфолио (памятка об алгоритме
построения рецензии), работа в парах
сильный-слабый ( умение отличать
рецензию от отзыва и эссе; составление
рецензии по прочитанному произведению), работа с упражнениями параграфа,
фронтальная беседа по результатам
выполненных заданий
Формирование у учащихся умений
построения и реализации новых знаний
(понятий, способов действий и т. д.):
коллектив. работа (повторение основных
признаков ссп.), самостоятельная рабата
(синт. разбор предложений),
Разделительные знаки препинания между
частями ссп. Союзы в ССП. ССП с общим
второстеп. членом, придаточным предл-ем.
Порядок синтаксич. и пунктуац. разбора
Формирование у учащихся умений к
осуществлению контрольной функции,
контроль и самоконтроль изученных
понятий, алгоритма проведения
самопроверки и взаимопроверки работы
Выполнение контрольного диктанта с
грамматическим заданием, самопроверка
работы по алгоритму выполнения задания