ГЕОГРАФИЯ_2отд_2вар_10 класс_Будаева

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат I-II вида»

«УТВЕРЖДАЮ»__________
Директор «СКОШИ I-II вида»
Н.В. Норбоева
01.09.2021 г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ГЕОГРАФИИ
10 КЛАСС

СОСТАВИЛА: Будаева А.Б.
учитель географии

г. Улан-Удэ
2021 г.

Пояснительная записка.
Рабочая программа по географии для 10 класса 2 вида составлена на основе ООП и
ориентирована на учебник для общеобразовательных организаций «География. 9 класс»
серии «Полярная звезда», авторы: А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина, С. И.
Болысов, Г. Ю. Кузнецова; Москва, «Просвещение», 2020 г.
Планируемые результаты изучения предмета.
По результатам освоения программы выпускник 10 класса научится:
- ориентироваться в источниках географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных):
находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и
количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления,
их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим
источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую
географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
- представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического
описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практикоориентированных задач;
- использовать различные источники географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для
решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических
зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа,
обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических
явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет
количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и
процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений,
основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать
географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и
проводить их простейшую классификацию;
- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между
изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их
свойств, условий протекания и различий;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в
разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
- различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и
явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных ее
субъектов, а также регионов и стран мира;
- использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими
процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных
задач;
- описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
- различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и
населения России, отдельных регионов и стран;
- устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной
и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным
условиям;
- объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

- приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
- различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной
территорией и исключительной экономической зоной России;
- оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на
особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
- использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практикоориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте
реальной жизни;
- различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России
и ее отдельных регионов;
- оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных
территорий России;
- объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
- оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных
территорий России;
- использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных
территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных
территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной
жизни;
- различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления,
характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы,
определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности
размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости,
качестве и уровне жизни населения;
- использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной
структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном
составе населения России для решения практико-ориентированных задач в контексте
реальной жизни;
- находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного
характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов
или закономерностей;
- различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и
территориальную структуру хозяйства России;
- использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей
экономики России для объяснения особенностей отраслевой, функциональной и
территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющих на
размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;
- объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов
России;
- сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
- сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни,
качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
- описывать погоду своей местности;
- давать характеристику рельефа своей местности;
- приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для
решения учебных и практических задач по географии;
- оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
Выпускник 10 класса получит возможность научиться:
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления;
- работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками

географической информации;
- подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных
исследованиях Земли;
- ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения
здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социальноэкономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического
использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научнопопулярной литературе и средствах массовой информации;
- составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях
событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
- сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных
изменений климата;
- оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для
отдельных регионов и стран;
- объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи
с природными и социально-экономическими факторами;
- оценивать возможные в будущем изменения географического положения России,
обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими
изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;
- давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать
границы с точки зрения их доступности;
- делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате
изменения их компонентов;
- наносить на контурные карты основные формы рельефа;
- давать характеристику климата своей области;
- показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней
мерзлоты;
- выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении
численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого
капитала;
- оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;
- объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России
- выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы
об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
- обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;
- выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;
- объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;
- оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.

Содержание курса
(2 часа в неделю)
1. Введение – 3 ч
2. Раздел Регионы России (55 ч.).
Тема 1. Центральная Россия (9 ч.)
Пространство Центральной России. Состав территории. Своеобразие географического
положения. Особенности природы. Природные ресурсы. Крупнейшие реки. Центральная
Россия — историческое ядро Русского государства. Освоение территории и степень
заселенности. Специфика населения. Условия жизни и занятия населения. Города
Центральной России. Золотое кольцо России. Памятники Всемирного природного и
культурного наследия. Современные проблемы и перспективы Центральной России.
Центральный район. Географическое положение. Особенности развития хозяйства. Отрасли
специализации. Крупные промышленные и культурные центры. Города науки. Проблемы
сельской
местности.
Волго-Вятский
район.
Своеобразие
района.
Центрально-Черноземный район. Особенности и проблемы. Специализация хозяйства.
Москва — столица России. Московская агломерация. Функции Москвы. Подмосковье.
Практическая работа – учимся с «Полярной звездой» - работа с текстом.
Тема 2. Европейский Северо-Запад (6 ч.).
Географическое положение. Состав и соседи района. Природа района. Оценка
природно-ресурсного потенциала. Этапы освоения территории. Отрасли специализации.
Население. Традиции и быт населения. Древние города Северо-Запада. Новгород, Псков.
Санкт-Петербург. Особенности планировки. Промышленность, наука, культура. Туризм.
Крупнейшие
порты.
Экологические
проблемы
города.
Особенности географического положения Калининградской области. Анклав. Влияние
природных условий и ресурсов на развитие хозяйства области. Главные отрасли
специализации. Проблемы и перспективы развития.
Тема 3. Европейский Север (6ч.).
Географическое положение. Состав и соседи района. Оценка природно-ресурсного
потенциала. Этапы освоения территории. Роль моря на разных этапах развития района.
Население. Традиции и быт населения. Коренные жители. Крупные города. Архангельск,
Мурманск, Вологда. Деревянная архитектура, художественные промыслы. Специализация
района. Проблемы и перспективы развития Европейского Севера.
Тема 4. Европейский Юг ( 7 ч.).
Географическое положение. Состав и соседи района. Особенности природных условий
и ресурсов, их влияние на жизнь населения и развитие хозяйства. Высотная поясность. Выход
к морям. Этапы освоения территории. Густая населенность района. Этническая и религиозная
пестрота Северного Кавказа. Быт, традиции, занятия населения. Крупные города: Ростов-наДону, Новороссийск. Особенности современного хозяйства. АПК — главное направление
специализации района. Рекреационная зона. Города-курорты: Сочи, Анапа, Минеральные
Воды. Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа.
Тема 5. Поволжье (5 ч.).

Географическое положение. Состав и соседи района. Природные условия и ресурсы.
Волга — главная хозяйственная ось района. Освоение территории и население. Этническое
разнообразие и взаимодействие народов Поволжья. Крупные города. Волжские городамиллионеры. Хозяйственное развитие района. Отрасли специализации. Экологические
проблемы и перспективы развития Поволжья.
Тема 6. Урал (7 ч).
Своеобразие географического положения. Состав и соседи района. Роль Урала в
обеспечении связей европейской и азиатской частей России. Природные условия и ресурсы,
их особенности. Высотная поясность. Полезные ископаемые. Этапы освоения территории и
развития хозяйства Урала. Старейший горнопромышленный район России. Специализация
района. Современное хозяйство Урала. Население. Национальный состав. Быт и традиции
народов Урала. Крупные города Урала: Екатеринбург, Пермь, Ижевск, Нижний Тагил, Уфа,
Челябинск. Урал — экологически неблагополучный район. Источники загрязнения
окружающей среды. Проблемы и перспективы развития Урала.
Тема 7. Сибирь (8 ч.).
Пространство Сибири. Состав территории. Географическое положение. Природные
условия
и
ресурсы.
Особенности
речной
сети.
Многолетняя
мерзлота.
Заселение и освоение территории. Население. Жизнь, быт и занятия населения. Коренные
народы Севера. Роль транспорта в освоении территории. Транссибирская магистраль.
Хозяйство. Отрасли специализации. Западная Сибирь — главная топливная база России.
Заболоченность территории — одна из проблем района. Особенности АПК. Золотые горы
Алтая — объект Всемирного природного наследия. Крупные города: Новосибирск, Омск,
Томск. Проблемы и перспективы развития. Восточная Сибирь. Оценка природных условий и
ресурсов для жизни населения. Крупнейшие реки. Заповедник «Столбы». Байкал — объект
Всемирного природного наследия. Норильский промышленный район. Постиндустриальная
Восточная Сибирь. Крупные города: Иркутск, Красноярск, Норильск. Проблемы и
перспективы развития района.
Тема 8. Дальний Восток (7 ч.).
Уникальность географического положения. Состав и соседи района. Геологическая
«молодость» района. Сейсмичность. Вулканизм. Полезные ископаемые. Природные
контрасты. Река Амур и ее притоки. Своеобразие растительного и животного мира.
Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс. Охрана природы.
Этапы развития территории. Исследователи Дальнего Востока. Население. Коренные народы.
Основные отрасли специализации. Значение морского транспорта. Портовое хозяйство.
Крупные
города
Дальнего
Востока.
Проблемы и перспективы развития Дальнего Востока. Дальний Восток — далекая периферия
или «тихоокеанский фасад» России? Внешние связи региона.
Заключение (3 ч.).
Соседи России. Место России в мире. Экономические, культурные, информационные,
торговые, политические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья.
Соотношение экспорта и импорта. Расширение внешних экономических связей с другими
государствами. Сфера влияния России. Геополитическое и экономическое влияние.

Повторение (3 ч.)
Учебно-тематический план.
Количество часов
Тема
всего
1.

Введение

3

1.
2.
3.
4.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Регионы России.
Центральная Россия.
Европейский Северо-Запад.
Европейский Север.
Европейский Юг.
Поволжье.
Урал.
Сибирь
Дальний Восток.
Заключение.
Повторение.
Всего:

55
9
6
6
7
5
7
8
7
3
3
64

Календарно - тематическое планирование
10 класса 2 вида
Коррекционная направленность
Тема урока
Кол- Дата
во
часов

№

1. Введение

1

01.09

2. Повторение изученного
материала в 9 классе

1

06.09

3. Входная контрольная работа

1

22.09

Раздел Регионы России.
Тема 1. Центральная Россия

9

4. Пространство Центральной
России.

2

08.09
13.09

центральное положение

5. Центральная Россия: освоение
территории и население.

2

15.09
20.09

Высокая подвижность, способность
Народы

6. Центральная Россия: хозяйство
(1).

1

27.09

Лидерство в промышленном развитии,
сельская местность

7. Центральная Россия: хозяйство
(2).

1

29.09

8. Практическая работа 4 –
учимся с «Полярной звездой» работа с текстом.

1

04.10

9. Москва – столица России.

1

06.10

10. Обобщение по разделу
«Центральная Россия»

1

11.10

Тема 2. Европейский СевероЗапад

Центрально-Чернозёмный
район,Центральный район, ВолгоВятский район

Промышленный центр, Транспортная
функция, культурная функция.

6

11. Пространство Северо-Запада.

2

13.10
18.10

Санкт-Петербург, Ленинградская,
Псковская, Калининградская,
Новгородская

12. Северо-Запад: «окно в Европу».

1

20.10

Балтийское море, Новгрод,Ивангород,
макрогеографическое,
микрогеографическое положение

13. Северо-Запад: хозяйство.

1

25.10

Судостроение. Военная продукция,
производство оборудования для
электростанций

14. Контрольная работа за 1
четверть

1

27.10

15. Санкт-Петербург - культурная
столица России.

1

08.11

Столица, культурная,

Тема 3. Европейский Север

5

16. Пространство Европейского
Севера.

2

10.11
15.11

Порты, полезные ископаемые, уголь
Печорского бассейна, нефть и газ Р.
Коми, апатито -нефелиновые руды
Хибин, железные и медно-никелевые
руды Карелии и Кольского
полуострова.

17. Европейский Север: освоение
территории, население.

2

17.11
22.11

Морские порты, карелы, саамы, ненцы,
коми.

18. Европейский Север: хозяйство
и проблемы.

2

24.11
29.11

Лесная промышленность, добывающая
промышленность, переработка
древесины

Тема 4. Европейский Юг

5

19. Пространство Европейского
Юга.

2

01.12
06.12

Рекреационные ресурсы, Кавказкие
горы, Эльбрус, Крым, Сочи, Кубачи,
Субтропики, Ростов-на-Дону,
Новороссийск, Всемирное природное
наследие, Всемирное культурное
наследие

20. Европейский Юг: население.

2

08.12

Дагестан-самая многонациональная

13.12

республика.
ЕЮ-самый густонаселенный регион
России.
ЕЮ развито сельское хозяйство.
пищевая промышленность.
агроклиматические и рекреационные
ресурсы

21. Европейский Юг: освоение
территории и хозяйство.

2

15.12
22.12

Контрольная работа за 2
четверть

1

20.12

Тема 5. Поволжье.

5

22. Пространство Поволжья.

1

Сталинград, ГЭС, АвтоВАЗ, Жигули,
Нефтнегазовое месторождение

23. Поволжье:
освоение
территории и население.

2

Каскад ГЭС: Волжская, Саратовская,
Жигулёвская,
Нижнекамская.многонациональностьтатары, калмыки. Чуваши, мордва,
марийцы

24. Поволжье:
проблемы.

2

Машиностроение, нефтехимия,
электроэнергетика, сельское хозяйство

хозяйство

Тема 6. Урал.

и

7

25. Пространство Урала.

2

Уральские горы
Минеральное царство России,
старейший промышленный район,
нефть, газ, калийные и поваренные
соли, известняки, огнеупорные глины,
руды железа, алюминия, меди, цинка,
никеля, титана, вольфрама, кобальта,
золота,платины, сапфир, изумруд,
топаз, горный хрусталь, яшма, малахит,
аметист, мрамор

26. Урал: население и города.

2

Многонационально, города Урала:
Пермь, Уфа, Екатеринбург, Челябинск

27. Урал: освоение территории и
хозяйство.

2

Металлургический район мира,

28. Практическая работа учимся с «Полярной звездой» географическая
исследовательская практика анализ «Специфика проблем
Урала».

1

Природные ресурсы Урала,

Тема 7. Сибирь.

7

29. Пространство Сибири.

1

Нефть, газ, никель, медь, золото, Обь,
Енисей, Транссиб

30. Сибирь: освоение территории,
население и хозяйство.

2

Заселение Сибири ссыльными, Было
связано с освоением целины.

Этническое многообразие
31. Западная Сибирь.

2

Нефть -55%, газ – 90%
Уголь- 60% Топливная
промышленность, машиностроение,
металлургия

32. Восточная Сибирь.

2

Цветная металлургия, Байкальская
вода, БАМ,

Контрольная работа за 3
четверть
Тема 8. Дальний Восток.

1
6

33. Пространство Дальнего
Востока.

2

Другой район, неразрывная связь с
Тихим океаном. Полуостров Камчатка,
Курильские острова. Тектоническая
подвижность, Вулканы

34. Дальний Восток: освоение
территории и население

2

Малочисленные народы Севера: чукчи,
коряки, эвенки, орочи, нанайцы,
удэгейцы, алеуты.

35. Дальний Восток: хозяйство и
перспективы.

2

Экстремальные природные условия,
биологические ресурсы: рыба,
морепродукты, лес, пушной зверь.

Заключение

2

36. Россия в мире

1

37. Обобщение по теме

1

Повторение.

2

38. Повторение и обобщение
пройденного материала.

1

39. Контрольная работа за год

1

Международное разделение труда,
мировое хозяйство


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(301)245-18-44

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».