Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат I-II вида» «УТВЕРЖДАЮ»__________ Директор «СКОШИ I-II вида» Н.В. Норбоева 01.09.2021 г. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ 10 КЛАСС СОСТАВИЛА: Будаева А.Б. учитель географии г. Улан-Удэ 2021 г. Пояснительная записка. Рабочая программа по географии для 10 класса 2 вида составлена на основе ООП и ориентирована на учебник для общеобразовательных организаций «География. 9 класс» серии «Полярная звезда», авторы: А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина, С. И. Болысов, Г. Ю. Кузнецова; Москва, «Просвещение», 2020 г. Планируемые результаты изучения предмета. По результатам освоения программы выпускник 10 класса научится: - ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках; - представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практикоориентированных задач; - использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации; - различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию; - использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий; - оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития; - различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных ее субъектов, а также регионов и стран мира; - использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач; - описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов; - различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения России, отдельных регионов и стран; - устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям; - объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий; - приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий; - различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России; - оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения; - использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практикоориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте реальной жизни; - различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и ее отдельных регионов; - оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России; - объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны; - оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России; - использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни; - различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения; - использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни; - находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей; - различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и территориальную структуру хозяйства России; - использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой, функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны; - объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России; - сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России; - сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран; - описывать погоду своей местности; - давать характеристику рельефа своей местности; - приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для решения учебных и практических задач по географии; - оценивать место и роль России в мировом хозяйстве. Выпускник 10 класса получит возможность научиться: - создавать простейшие географические карты различного содержания; - моделировать географические объекты и явления; - работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации; - подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли; - ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе; - использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде; - приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социальноэкономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности; - воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научнопопулярной литературе и средствах массовой информации; - составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке; - сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата; - оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран; - объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами; - оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы; - давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности; - делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов; - наносить на контурные карты основные формы рельефа; - давать характеристику климата своей области; - показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты; - выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала; - оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику; - объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России - выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны; - обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России; - выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике; - объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества; - оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России. Содержание курса (2 часа в неделю) 1. Введение – 3 ч 2. Раздел Регионы России (55 ч.). Тема 1. Центральная Россия (9 ч.) Пространство Центральной России. Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы. Природные ресурсы. Крупнейшие реки. Центральная Россия — историческое ядро Русского государства. Освоение территории и степень заселенности. Специфика населения. Условия жизни и занятия населения. Города Центральной России. Золотое кольцо России. Памятники Всемирного природного и культурного наследия. Современные проблемы и перспективы Центральной России. Центральный район. Географическое положение. Особенности развития хозяйства. Отрасли специализации. Крупные промышленные и культурные центры. Города науки. Проблемы сельской местности. Волго-Вятский район. Своеобразие района. Центрально-Черноземный район. Особенности и проблемы. Специализация хозяйства. Москва — столица России. Московская агломерация. Функции Москвы. Подмосковье. Практическая работа – учимся с «Полярной звездой» - работа с текстом. Тема 2. Европейский Северо-Запад (6 ч.). Географическое положение. Состав и соседи района. Природа района. Оценка природно-ресурсного потенциала. Этапы освоения территории. Отрасли специализации. Население. Традиции и быт населения. Древние города Северо-Запада. Новгород, Псков. Санкт-Петербург. Особенности планировки. Промышленность, наука, культура. Туризм. Крупнейшие порты. Экологические проблемы города. Особенности географического положения Калининградской области. Анклав. Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства области. Главные отрасли специализации. Проблемы и перспективы развития. Тема 3. Европейский Север (6ч.). Географическое положение. Состав и соседи района. Оценка природно-ресурсного потенциала. Этапы освоения территории. Роль моря на разных этапах развития района. Население. Традиции и быт населения. Коренные жители. Крупные города. Архангельск, Мурманск, Вологда. Деревянная архитектура, художественные промыслы. Специализация района. Проблемы и перспективы развития Европейского Севера. Тема 4. Европейский Юг ( 7 ч.). Географическое положение. Состав и соседи района. Особенности природных условий и ресурсов, их влияние на жизнь населения и развитие хозяйства. Высотная поясность. Выход к морям. Этапы освоения территории. Густая населенность района. Этническая и религиозная пестрота Северного Кавказа. Быт, традиции, занятия населения. Крупные города: Ростов-наДону, Новороссийск. Особенности современного хозяйства. АПК — главное направление специализации района. Рекреационная зона. Города-курорты: Сочи, Анапа, Минеральные Воды. Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа. Тема 5. Поволжье (5 ч.). Географическое положение. Состав и соседи района. Природные условия и ресурсы. Волга — главная хозяйственная ось района. Освоение территории и население. Этническое разнообразие и взаимодействие народов Поволжья. Крупные города. Волжские городамиллионеры. Хозяйственное развитие района. Отрасли специализации. Экологические проблемы и перспективы развития Поволжья. Тема 6. Урал (7 ч). Своеобразие географического положения. Состав и соседи района. Роль Урала в обеспечении связей европейской и азиатской частей России. Природные условия и ресурсы, их особенности. Высотная поясность. Полезные ископаемые. Этапы освоения территории и развития хозяйства Урала. Старейший горнопромышленный район России. Специализация района. Современное хозяйство Урала. Население. Национальный состав. Быт и традиции народов Урала. Крупные города Урала: Екатеринбург, Пермь, Ижевск, Нижний Тагил, Уфа, Челябинск. Урал — экологически неблагополучный район. Источники загрязнения окружающей среды. Проблемы и перспективы развития Урала. Тема 7. Сибирь (8 ч.). Пространство Сибири. Состав территории. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Особенности речной сети. Многолетняя мерзлота. Заселение и освоение территории. Население. Жизнь, быт и занятия населения. Коренные народы Севера. Роль транспорта в освоении территории. Транссибирская магистраль. Хозяйство. Отрасли специализации. Западная Сибирь — главная топливная база России. Заболоченность территории — одна из проблем района. Особенности АПК. Золотые горы Алтая — объект Всемирного природного наследия. Крупные города: Новосибирск, Омск, Томск. Проблемы и перспективы развития. Восточная Сибирь. Оценка природных условий и ресурсов для жизни населения. Крупнейшие реки. Заповедник «Столбы». Байкал — объект Всемирного природного наследия. Норильский промышленный район. Постиндустриальная Восточная Сибирь. Крупные города: Иркутск, Красноярск, Норильск. Проблемы и перспективы развития района. Тема 8. Дальний Восток (7 ч.). Уникальность географического положения. Состав и соседи района. Геологическая «молодость» района. Сейсмичность. Вулканизм. Полезные ископаемые. Природные контрасты. Река Амур и ее притоки. Своеобразие растительного и животного мира. Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс. Охрана природы. Этапы развития территории. Исследователи Дальнего Востока. Население. Коренные народы. Основные отрасли специализации. Значение морского транспорта. Портовое хозяйство. Крупные города Дальнего Востока. Проблемы и перспективы развития Дальнего Востока. Дальний Восток — далекая периферия или «тихоокеанский фасад» России? Внешние связи региона. Заключение (3 ч.). Соседи России. Место России в мире. Экономические, культурные, информационные, торговые, политические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья. Соотношение экспорта и импорта. Расширение внешних экономических связей с другими государствами. Сфера влияния России. Геополитическое и экономическое влияние. Повторение (3 ч.) Учебно-тематический план. Количество часов Тема всего 1. Введение 3 1. 2. 3. 4. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Регионы России. Центральная Россия. Европейский Северо-Запад. Европейский Север. Европейский Юг. Поволжье. Урал. Сибирь Дальний Восток. Заключение. Повторение. Всего: 55 9 6 6 7 5 7 8 7 3 3 64 Календарно - тематическое планирование 10 класса 2 вида Коррекционная направленность Тема урока Кол- Дата во часов № 1. Введение 1 01.09 2. Повторение изученного материала в 9 классе 1 06.09 3. Входная контрольная работа 1 22.09 Раздел Регионы России. Тема 1. Центральная Россия 9 4. Пространство Центральной России. 2 08.09 13.09 центральное положение 5. Центральная Россия: освоение территории и население. 2 15.09 20.09 Высокая подвижность, способность Народы 6. Центральная Россия: хозяйство (1). 1 27.09 Лидерство в промышленном развитии, сельская местность 7. Центральная Россия: хозяйство (2). 1 29.09 8. Практическая работа 4 – учимся с «Полярной звездой» работа с текстом. 1 04.10 9. Москва – столица России. 1 06.10 10. Обобщение по разделу «Центральная Россия» 1 11.10 Тема 2. Европейский СевероЗапад Центрально-Чернозёмный район,Центральный район, ВолгоВятский район Промышленный центр, Транспортная функция, культурная функция. 6 11. Пространство Северо-Запада. 2 13.10 18.10 Санкт-Петербург, Ленинградская, Псковская, Калининградская, Новгородская 12. Северо-Запад: «окно в Европу». 1 20.10 Балтийское море, Новгрод,Ивангород, макрогеографическое, микрогеографическое положение 13. Северо-Запад: хозяйство. 1 25.10 Судостроение. Военная продукция, производство оборудования для электростанций 14. Контрольная работа за 1 четверть 1 27.10 15. Санкт-Петербург - культурная столица России. 1 08.11 Столица, культурная, Тема 3. Европейский Север 5 16. Пространство Европейского Севера. 2 10.11 15.11 Порты, полезные ископаемые, уголь Печорского бассейна, нефть и газ Р. Коми, апатито -нефелиновые руды Хибин, железные и медно-никелевые руды Карелии и Кольского полуострова. 17. Европейский Север: освоение территории, население. 2 17.11 22.11 Морские порты, карелы, саамы, ненцы, коми. 18. Европейский Север: хозяйство и проблемы. 2 24.11 29.11 Лесная промышленность, добывающая промышленность, переработка древесины Тема 4. Европейский Юг 5 19. Пространство Европейского Юга. 2 01.12 06.12 Рекреационные ресурсы, Кавказкие горы, Эльбрус, Крым, Сочи, Кубачи, Субтропики, Ростов-на-Дону, Новороссийск, Всемирное природное наследие, Всемирное культурное наследие 20. Европейский Юг: население. 2 08.12 Дагестан-самая многонациональная 13.12 республика. ЕЮ-самый густонаселенный регион России. ЕЮ развито сельское хозяйство. пищевая промышленность. агроклиматические и рекреационные ресурсы 21. Европейский Юг: освоение территории и хозяйство. 2 15.12 22.12 Контрольная работа за 2 четверть 1 20.12 Тема 5. Поволжье. 5 22. Пространство Поволжья. 1 Сталинград, ГЭС, АвтоВАЗ, Жигули, Нефтнегазовое месторождение 23. Поволжье: освоение территории и население. 2 Каскад ГЭС: Волжская, Саратовская, Жигулёвская, Нижнекамская.многонациональностьтатары, калмыки. Чуваши, мордва, марийцы 24. Поволжье: проблемы. 2 Машиностроение, нефтехимия, электроэнергетика, сельское хозяйство хозяйство Тема 6. Урал. и 7 25. Пространство Урала. 2 Уральские горы Минеральное царство России, старейший промышленный район, нефть, газ, калийные и поваренные соли, известняки, огнеупорные глины, руды железа, алюминия, меди, цинка, никеля, титана, вольфрама, кобальта, золота,платины, сапфир, изумруд, топаз, горный хрусталь, яшма, малахит, аметист, мрамор 26. Урал: население и города. 2 Многонационально, города Урала: Пермь, Уфа, Екатеринбург, Челябинск 27. Урал: освоение территории и хозяйство. 2 Металлургический район мира, 28. Практическая работа учимся с «Полярной звездой» географическая исследовательская практика анализ «Специфика проблем Урала». 1 Природные ресурсы Урала, Тема 7. Сибирь. 7 29. Пространство Сибири. 1 Нефть, газ, никель, медь, золото, Обь, Енисей, Транссиб 30. Сибирь: освоение территории, население и хозяйство. 2 Заселение Сибири ссыльными, Было связано с освоением целины. Этническое многообразие 31. Западная Сибирь. 2 Нефть -55%, газ – 90% Уголь- 60% Топливная промышленность, машиностроение, металлургия 32. Восточная Сибирь. 2 Цветная металлургия, Байкальская вода, БАМ, Контрольная работа за 3 четверть Тема 8. Дальний Восток. 1 6 33. Пространство Дальнего Востока. 2 Другой район, неразрывная связь с Тихим океаном. Полуостров Камчатка, Курильские острова. Тектоническая подвижность, Вулканы 34. Дальний Восток: освоение территории и население 2 Малочисленные народы Севера: чукчи, коряки, эвенки, орочи, нанайцы, удэгейцы, алеуты. 35. Дальний Восток: хозяйство и перспективы. 2 Экстремальные природные условия, биологические ресурсы: рыба, морепродукты, лес, пушной зверь. Заключение 2 36. Россия в мире 1 37. Обобщение по теме 1 Повторение. 2 38. Повторение и обобщение пройденного материала. 1 39. Контрольная работа за год 1 Международное разделение труда, мировое хозяйство