Государственное бюджетное образовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат I-II вида» «УТВЕРЖДАЮ»__________ Директор «СКОШИ I-II вида» Н.В. Норбоева 01.09.2021 г. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 5 КЛАСС спец (вариант 2.3) СОСТАВИЛА: Голофаева Ю. Ю. учитель начальных классов г. Улан-Удэ 2021 г Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир» 1)овладение представлением об окружающем мире; осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей; 2) установление природоведческих обобщений, простейшей систематизации и классификации изучаемых объектов; установление и выявление причинно-следственные связи в окружающем мире; 3) накопление специальных природоведческих терминов, слов и словосочетаний, обозначающих объекты и явления природы, выражающие временные и пространственные отношения и включение их в самостоятельную разговорную речь (диалогическую и монологическую); 4) формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 5) овладение первоначальными представлениями о социальной жизни: профессиональных и социальных ролях людей, об истории своей большой и малой Родины. 6) формирование представлений об обязанностях и правах самого ребёнка, его роли ученика и члена своей семьи, растущего гражданина своего государства, труженика; 7) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде; 8) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); Учебный предмет «Ознакомление с окружающим миром» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционально положительного отношения к миру природы и культуры, воспитывает духовность, активность, компетентность подрастающего поколения России, способного на созидание во имя родной страны и планеты Земля. Знакомство с началами естественных и социально гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяет найти свое место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов. В ходе его изучения школьники овладевают практико-ориентированными знаниями для развития их экологической и культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций: При изучении курса «Окружающий мир» развиваются следующие универсальные учебные действия: - способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мирачеловека; - способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; - осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.); - способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. - умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества. Основное содержание учебного предмета Изучение предмета ведется в двух направлениях. Первое направление предусматривает знакомство с общественной жизнью, трудом людей, культурой поведения. Второе направление предусматривает знакомство с природой в непосредственном общении с нею. Первоначальные знания о природе являются основой для дальнейшего усвоения курса природоведения, имеют большое значение для общего и речевого развития слабослышащих детей, способствуют развитию словесно-логического мышления. Изучение тематики первого направления («О себе», «Моя школа», «Город, в котором я живу», «Родная природа») в сочетании с содержанием раздела «Родная природа» позволяет ученикам накапливать, обогащать и систематизировать представления об окружающем мире, о близком и далеком. В процессе обучения к одной и той же теме целесообразно возвращаться несколько раз в течение года, как для закрепления полученных представлений, так и в целях их дальнейшего обогащения и развития. Занятия по ознакомлению с окружающим миром должны проводиться, как правило, не только в классном помещении, но и на пришкольном участке, в парке, на улице, в библиотеке и т. п. Занятия должны носить в основном ознакомительный характер. Содержание программы носит коррекционный характер. При проведении уроков используются беседы, наблюдения, экскурсии, работа с текстом, различные виды дидактических игр, практикумы. Окружающий мир, 1 четверть (1 час в неделю) № п/ п Тема 1. Моя школа. О себе. 2. Что как растёт? Колво часо в 2 2 Срок и Предметные результаты 05.09 12.09 Знать куда идут дети 1 сентября. 19.09 Речевой материал Дети идут в школу. Меня зовут… Мне … лет. Я учусь во Уметь 2-ом классе. отвечать на Учитель- … . вопросы о Это наш класс. себе. Знать Книга, ручка, своё имя и альбом, цветная фамилию. бумага,пластили н, краски, Называть карандаш, учебные резинка, клей, вещи, кисточка, инструмент ножницы. ы, овощи, и Инструменты: знать их Лопата, пила, цвета. топор, совок, грабли, тяпка, Знать лейка, грабли, элементарны молоток. е правила Вскопать землю, пожарной положить безопасност семечко в землю, и и правила поливать. дорожного Овощи: тыква, движения. капуста, баклажан, свекла, морковь БУД Регулятивные БУД: принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. 3 Уход за растениями 1 26.09 Называть и показывать домашних животных. 4 Осень Экскурсия на пришкольно м участке. 1 03.10 Знать правила ухода за комнатными цветами. 5 Кто и что умеет летать? 1 10.10 6 Правила дорожного движения 1 17.10 7 Проверь себя 1 24.10 Называть осенние месяцы и признаки осени. Называть воздушные транспортны е средства. Цветок, лейка, листья, жарко, холодно, поливать, рыхлить Облака, шишки, листья. Текст «Осень в лесу». Дождливая погода. Птицы улетают в далёкие края Вертолёт, самолёт, космический корабль, воздушный шар, автобус, трамвай, метро Переход, светофор, дорожные знаки, переходи на зелёный свет, посмотри на лево - направо Как тебя зовут? как твоя фамилия? Что лежит у тебя на парте? Какая сегодня погода? Личностные БУД: Готовность и способность обучающихся к саморазвитию; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Коммуникативны е БУД: обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; Познавательные БУД: Проговаривать последовательнос ть действий на уроке; работать по плану; учить верно, выполненное задание от неверного. Окружающий мир, 2 четверть (1 час в неделю) № п/ п Тема 1 Моя страна Колво часо в 1 2 Поздняя осень 1 3 Береги деревья! 1 4 Дикие животные 2 5 Электроприбор ы 1 6 Породы собак 1 Срок и Предметные результаты Речевой материал БУД Знать название нашей страны, города, столицы, символику нашей страны (флаг, герб) Страна, Россия, город, Москва, флаг, герб Регулятивные БУД: Поздняя Наблюдать за осень, погодой лежит снег, Называть голые осенние месяцы и деревья, признаки осени. птицы улетают Систематизирова на юг ть представления и наблюдения за Деревья, животными берёза, осенью, зимой сосна, ель, Называть и ягоды, показывать диких грибы животных Дикие Называть и животные различать , медведь, деревья лось, белка, Обобщить знания лев, детей о породах суслик собак Телефон, утюг, стиральна я машина, плита, пылесос принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Личностные БУД: Готовность и способность обучающихся к саморазвитию; готовность к безопасному и Порода бережному собак, поведению в овчарка, природе и колли, обществе. сенбернар Коммуникативны , пудель, е БУД: спаниель обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; Познавательные БУД: Проговаривать последовательнос ть действий на уроке; работать по плану; учить верно, выполненное задание от неверного.