Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат I-II вида»
«УТВЕРЖДАЮ»__________
Директор «СКОШИ I-II вида»
Н.В. Норбоева
01.09.2021 г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ГРАММАТИКЕ
5 КЛАСС спец (вариант 2.3)
СОСТАВИЛА: Голофаева Ю. Ю.
учитель начальных классов
г. Улан-Удэ
2021 г
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Формирование
грамматического строя речи»
Предметные результаты:
- должны знать названия букв алфавита, правила переноса слов.
- составлять предложения, соблюдая в речи грамматические закономерности,
указанные в программе;
- устанавливать по вопросам связь между словами в предложении;
- выделять по вопросам слова из предложения; различать слова по вопросам кто? что?
что делает? какой? как? где?
- определять род существительных по окончаниям начальной формы в сочетании с
числительными один, одна, одно,
- различать единственное и множественное число по окончаниям в сочетаниях
«существительное + глагол», «прилагательное + существительное»;
- различать временные формы глаголов по вопросам что делает? что делал? что будет
делать?
- различать гласные и согласные звуки;
- писать слова с удвоенными согласными, слова с разделительными знаками (ъ, ь);
- каллиграфически правильно писать слова, предложения без пропусков, вставок,
искажений букв;
- писать раздельно предлоги со словами;
- употреблять большую букву в начале предложения; ставить точку, вопросительный и
восклицательный знаки в конце предложения;
- писать большую букву в именах, названиях городов, деревень, кличках животных.
Основное содержание учебного предмета
Составление предложений. Установление по вопросам связи между словами в
предложении.
Практические грамматические обобщения. Выделение в предложении слов,
обозначающих, о ком или, о чем говорится, что говорится. Различение слов, обозначающих
предметы и действия, признаки предметов и действий; их группировка по вопросам кто?
что? что делает? какой (-ая, -ое, -ие)? как? где?
Определение рода существительных по окончаниям начальной формы.
Различение единственного и множественного числа по окончаниям в сочетаниях
«существительное + глагол», «прилагательное + существительное». Различение временных
форм глагола по вопросам что делает? что делал? что будет делать? Согласование
прилагательного с существительным в начальной и косвенной формах. Составление
предложений с сочетаниями, обозначающими: то? +что делает? и что? + что делает?Какой?
Какая? Какое? Какие? Один, одна, одновременные отношения («существительное + глагол
наст, вр., прош. вр.»: мальчик читает, девочка читала); временные отношения («наречие +
глагол наст, вр., прош. вр.»: сейчас рисует, вчера вязала); временные отношения
(«местоимение 1-го или 2-го лица ед. ч. и мн. ч. + глагол наст, вр., прош. вр.»: я пишу, вы
читали). Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими: орудие или
средство действия («глагол + существительное»: рисует карандашом);признаки предметов
по цвету, величине, форме, материалу, вкусу (прилагательное существительное в им. п. ед.
ч. и мн. ч.»: синяя кружка);пространственные отношения («глагол + из + существительное»:
достал из сумки).Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими:
принадлежность
(«прилагательное
+
существительное»:
бабушкин
платок);пространственные отношения («глагол + с (со) + существительное»: снял со
стены);переходность действия на действующее лицо («существительное + глагол
непереходный, переходный»: бабушка одевается, бабушка надевает);количественные
отношения («числительное + существительное»: пять тетрадей).Составление предложений
со словосочетаниями «прилагательное существительное», обозначающими переходность
действия на предмет (читает интересную книгу), направленность действия на предмет
(помогает старой женщине), орудийность действия (раскрашивает зеленым
карандашом).Составление предложений с сочетаниями, обозначающими: временные
отношения («существительное + глагол наст, вр.,прош. вр., буд. вр.»);признаки предметов
по счету («числительное + существительное»: третий дом).Составление предложений со
словосочетаниями, обозначающими: временные отношения («местоимение 1, 2, 3-го лица
ед. ч. и мн. ч. + глагол наст, вр., буд. вр.»);пространственные отношения («глагол + к, от +
существительное»: летит к лесу, отплыл от берега);принадлежность («местоимение
притяжательное + существительное»: мой (твой, наш, ваш) карандаш);признаки действия
(«глагол + наречие места (времени, образа действия)»: бежит направо).
Грамматика, 1 четверть (4 часа в неделю)
№
Содержание
программного
материала
1
2
Повторение
Составление
предложений со
словосочетаниями
обозначающими:
предмет и действие
(сущ.ед.ч.+
гл.наст.вр.)
Кто? Что? Что
делает?
Предмет и
состояние предмета
(сущ.ед.ч.+
гл.наст.вр.)
Кто? Что? Что
делает?
Выделение
грамматических
признаков рода
существительных (
числит.+сущ.): один
арбуз, одна груша,
одно яблоко.
Составление
предложений со
словосочетаниями
обозначающими
предмет и действие
(состояние)
(сущ.мн.ч.+гл.наст.
вр)
3
4
5
Колво
часо
в
3
4
4
5
5
Срок
и
Предметные
результаты
Умения:
различать
слово и
предложени
е;
Речевой
материал
Покажи,
где …
Нарисуй …
Дополни
предложен
ия
Отбирать
Ложи из
предложени букв
я по
Распредели
образцу;
слова по
вопросам:
Составлять
Кто? Что?
предложени Что делает?
як
Скажи
картинкам,
Составь
по
предложен
демонстрац ия по
ии действия; картинкам
Один
Понимать,
мальчик.
отвечать и
Одна
задавать
девочка.
вопросы:
Одно
кто? что?
яблоко.
что делает?
Кто? Что
что делают? делает?
что делал (- Прочитай и
а, -и)? что
скажи.
будем
делать?
БУД
Познавательные
БУД:
- ориентироваться
в учебнике
- отвечать на
простые вопросы
учителя
- уметь
соотносить
картинку с
предложением
Личностные
БУД:
- оценивать
поступки
товарищей, с
точки зрения
общечеловечески
х норм
Коммуникативны
е БУД:
- вступать в
беседу на уроке и
в жизни
- оформлять свою
мысль в устной и
письменной речи
(на уровне
6
7
8
9
Что делает? Что
делают?
Кто? + Что делает?
+ Что?
Словосочетания что
делает? + Что?
Контрольная работа
Работа над
ошибками
Повторение и
закрепление
пройденного
какой?
какая?
какое?
какие? кого?
что?
4
5
Исправлять
ошибки в
окончаниях
слов с
помощью
вопросов,
поставленн
ых
учителем;
2
2
Ведро
висит. Что
висит?
Ягода –
ягод…
Окно-окн…
Партапарт…
Яблоко-…
Почитай и
скажи:
чашка
стоит.
….стоят.
галка
сидит.
Галки ….
небольшого
текста)
- слушать и
понимать речь
других
Регулятивные
БУД:
- уметь выбирать
последовательнос
ть видов работы
на уроке
- учиться
совместно давать
эмоциональную
оценку
деятельности
класса на уроке
- проговаривать
последовательнос
ть действий на
уроке
- учить различать
верно
выполненное
задание от
неверно
выполненного
Грамматика 2 четверть (4 часа в неделю)
№
Содержание
Кол
Срок
Предметные
Речевой
программного
-во
и
результаты
материал
материала
час.
1 Большая буква
в начале
предложения
2
2 Выделение
грамматических
признаков рода
существительн
ых в
словосочетания
х
«числительное
+
3
БУД
Писать
Большая
Познавательные
большую букву буква, конец БУД:
в
начале предложения, предложения.
начало, точка. ориентироваться
Грамотно
на Один, одно, в учебнике
письме
- отвечать на
одна,
оформлять
простые вопросы
окончание
предложения.
учителя
слова
Составлять
- уметь
самостоятельно
соотносить
предложения по
картинку с
вопросам
и
предложением
словам.
существительно
е»
3 Составление
предложений со
словосочетания
ми,
обозначающими
предмет и
действие
4 Составление
предложений со
словосочетания
ми,
обозначающими
предмет и
действие
(состояние)
5 Составление
предложений со
словосочетания
ми,
обозначающими
переходность
действия
6
4
2
2
2
Деление слов на
слоги.
7
3
Перенос слов по
слогам.
8 Составление
предложений со
словосочетания
ми,
обозначающими
пространственн
ые отношения
9 Составление
предложений со
словосочетания
ми,
обозначающими
признак
действия
10 Составление
предложений со
3
2
1
Совершенствова
ть
навыки
письма.
Предложение
Списывать
,
предложения и словосочетан
небольшие
ие, слово,
тексты с доски и
вопрос,
учебника.
окончание
Устанавливать
слова
по
вопросам Предложение
связи
между
,
словами
в словосочетан
предложении.
ие, слово,
Распределять
вопрос,
слова
по
окончание
группам: один,
слова
одна, одно.
Составлять
Предложение
предложения с
,
изучаемыми
словосочетан
словосочетания
ие, слово,
ми с помощью
вопрос,
вопросов, слов,
окончание
картинок
и
слова
демонстрации
Слово, слог,
действий,
ударный
соблюдая в речи
слог,
грамматические
безударный
закономерности
слог
.
Слово, слог,
Составлять
ударный
предложения со
слог,
словосочетания
безударный
ми,
слог, перенос
обозначающими слов, правила
предмет и
переноса слов
действие
Предложение
(«существитель
,
ное ед. число +
словосочетан
глагол в наст.
ие, слово,
вр.») (самолет
вопрос,
летит, ученик
окончание
пишет).
слова
Устанавливать
Предложение
по
вопросам
,
связи
между словосочетан
словами
в
ие, слово,
предложении.
вопрос,
Составлять
окончание
предложения со
слова
словосочетания Предложение
ми,
,
Личностные
БУД:
- оценивать
поступки
товарищей, с
точки зрения
общечеловеческ
их норм
Коммуникативн
ые БУД:
- вступать в
беседу на уроке
и в жизни
- оформлять
свою мысль в
устной и
письменной речи
(на уровне
небольшого
текста)
- слушать и
понимать речь
других
Регулятивные
БУД:
- уметь выбирать
последовательно
сть видов работы
на уроке
- учиться
совместно давать
эмоциональную
оценку
деятельности
класса на уроке
- проговаривать
последовательно
сть действий на
уроке
- учить
различать верно
выполненное
задание от
неверно
выполненного
словосочетания
ми,
обозначающими
направленность
действия.
11 Списывание с
печатного
текста
12
Контрольная
работа
Повторение
пройденного
1
3
обозначающими
пространственн
ые отношения
(глагол наст. вр.
+ на (в)
существительно
е: кладет на (в)
стол, лежит на
(в) столе)
Составлять
предложения со
словосочетания
ми,
обозначающими
направленность
действия
(глагол +
существ.
одушевл:
покупает брату)
Анализировать
свои ошибки.
Выполнять
работу над
ошибками.
словосочетан
ие, слово,
вопрос,
окончание
слова
Текст,
предложение,
слово.
Текст,
предложение,
слово,
ошибка,
работа над
ошибками.