Государственное бюджетное образовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат I-II вида» «УТВЕРЖДАЮ»__________ Директор «СКОШИ I-II вида» Н.В. Норбоева 01.09.2021 г. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГРАММАТИКЕ 5 КЛАСС спец (вариант 2.3) СОСТАВИЛА: Голофаева Ю. Ю. учитель начальных классов г. Улан-Удэ 2021 г Планируемые результаты освоения учебного предмета «Формирование грамматического строя речи» Предметные результаты: - должны знать названия букв алфавита, правила переноса слов. - составлять предложения, соблюдая в речи грамматические закономерности, указанные в программе; - устанавливать по вопросам связь между словами в предложении; - выделять по вопросам слова из предложения; различать слова по вопросам кто? что? что делает? какой? как? где? - определять род существительных по окончаниям начальной формы в сочетании с числительными один, одна, одно, - различать единственное и множественное число по окончаниям в сочетаниях «существительное + глагол», «прилагательное + существительное»; - различать временные формы глаголов по вопросам что делает? что делал? что будет делать? - различать гласные и согласные звуки; - писать слова с удвоенными согласными, слова с разделительными знаками (ъ, ь); - каллиграфически правильно писать слова, предложения без пропусков, вставок, искажений букв; - писать раздельно предлоги со словами; - употреблять большую букву в начале предложения; ставить точку, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения; - писать большую букву в именах, названиях городов, деревень, кличках животных. Основное содержание учебного предмета Составление предложений. Установление по вопросам связи между словами в предложении. Практические грамматические обобщения. Выделение в предложении слов, обозначающих, о ком или, о чем говорится, что говорится. Различение слов, обозначающих предметы и действия, признаки предметов и действий; их группировка по вопросам кто? что? что делает? какой (-ая, -ое, -ие)? как? где? Определение рода существительных по окончаниям начальной формы. Различение единственного и множественного числа по окончаниям в сочетаниях «существительное + глагол», «прилагательное + существительное». Различение временных форм глагола по вопросам что делает? что делал? что будет делать? Согласование прилагательного с существительным в начальной и косвенной формах. Составление предложений с сочетаниями, обозначающими: то? +что делает? и что? + что делает?Какой? Какая? Какое? Какие? Один, одна, одновременные отношения («существительное + глагол наст, вр., прош. вр.»: мальчик читает, девочка читала); временные отношения («наречие + глагол наст, вр., прош. вр.»: сейчас рисует, вчера вязала); временные отношения («местоимение 1-го или 2-го лица ед. ч. и мн. ч. + глагол наст, вр., прош. вр.»: я пишу, вы читали). Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими: орудие или средство действия («глагол + существительное»: рисует карандашом);признаки предметов по цвету, величине, форме, материалу, вкусу (прилагательное существительное в им. п. ед. ч. и мн. ч.»: синяя кружка);пространственные отношения («глагол + из + существительное»: достал из сумки).Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими: принадлежность («прилагательное + существительное»: бабушкин платок);пространственные отношения («глагол + с (со) + существительное»: снял со стены);переходность действия на действующее лицо («существительное + глагол непереходный, переходный»: бабушка одевается, бабушка надевает);количественные отношения («числительное + существительное»: пять тетрадей).Составление предложений со словосочетаниями «прилагательное существительное», обозначающими переходность действия на предмет (читает интересную книгу), направленность действия на предмет (помогает старой женщине), орудийность действия (раскрашивает зеленым карандашом).Составление предложений с сочетаниями, обозначающими: временные отношения («существительное + глагол наст, вр.,прош. вр., буд. вр.»);признаки предметов по счету («числительное + существительное»: третий дом).Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими: временные отношения («местоимение 1, 2, 3-го лица ед. ч. и мн. ч. + глагол наст, вр., буд. вр.»);пространственные отношения («глагол + к, от + существительное»: летит к лесу, отплыл от берега);принадлежность («местоимение притяжательное + существительное»: мой (твой, наш, ваш) карандаш);признаки действия («глагол + наречие места (времени, образа действия)»: бежит направо). Грамматика, 1 четверть (4 часа в неделю) № Содержание программного материала 1 2 Повторение Составление предложений со словосочетаниями обозначающими: предмет и действие (сущ.ед.ч.+ гл.наст.вр.) Кто? Что? Что делает? Предмет и состояние предмета (сущ.ед.ч.+ гл.наст.вр.) Кто? Что? Что делает? Выделение грамматических признаков рода существительных ( числит.+сущ.): один арбуз, одна груша, одно яблоко. Составление предложений со словосочетаниями обозначающими предмет и действие (состояние) (сущ.мн.ч.+гл.наст. вр) 3 4 5 Колво часо в 3 4 4 5 5 Срок и Предметные результаты Умения: различать слово и предложени е; Речевой материал Покажи, где … Нарисуй … Дополни предложен ия Отбирать Ложи из предложени букв я по Распредели образцу; слова по вопросам: Составлять Кто? Что? предложени Что делает? як Скажи картинкам, Составь по предложен демонстрац ия по ии действия; картинкам Один Понимать, мальчик. отвечать и Одна задавать девочка. вопросы: Одно кто? что? яблоко. что делает? Кто? Что что делают? делает? что делал (- Прочитай и а, -и)? что скажи. будем делать? БУД Познавательные БУД: - ориентироваться в учебнике - отвечать на простые вопросы учителя - уметь соотносить картинку с предложением Личностные БУД: - оценивать поступки товарищей, с точки зрения общечеловечески х норм Коммуникативны е БУД: - вступать в беседу на уроке и в жизни - оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне 6 7 8 9 Что делает? Что делают? Кто? + Что делает? + Что? Словосочетания что делает? + Что? Контрольная работа Работа над ошибками Повторение и закрепление пройденного какой? какая? какое? какие? кого? что? 4 5 Исправлять ошибки в окончаниях слов с помощью вопросов, поставленн ых учителем; 2 2 Ведро висит. Что висит? Ягода – ягод… Окно-окн… Партапарт… Яблоко-… Почитай и скажи: чашка стоит. ….стоят. галка сидит. Галки …. небольшого текста) - слушать и понимать речь других Регулятивные БУД: - уметь выбирать последовательнос ть видов работы на уроке - учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке - проговаривать последовательнос ть действий на уроке - учить различать верно выполненное задание от неверно выполненного Грамматика 2 четверть (4 часа в неделю) № Содержание Кол Срок Предметные Речевой программного -во и результаты материал материала час. 1 Большая буква в начале предложения 2 2 Выделение грамматических признаков рода существительн ых в словосочетания х «числительное + 3 БУД Писать Большая Познавательные большую букву буква, конец БУД: в начале предложения, предложения. начало, точка. ориентироваться Грамотно на Один, одно, в учебнике письме - отвечать на одна, оформлять простые вопросы окончание предложения. учителя слова Составлять - уметь самостоятельно соотносить предложения по картинку с вопросам и предложением словам. существительно е» 3 Составление предложений со словосочетания ми, обозначающими предмет и действие 4 Составление предложений со словосочетания ми, обозначающими предмет и действие (состояние) 5 Составление предложений со словосочетания ми, обозначающими переходность действия 6 4 2 2 2 Деление слов на слоги. 7 3 Перенос слов по слогам. 8 Составление предложений со словосочетания ми, обозначающими пространственн ые отношения 9 Составление предложений со словосочетания ми, обозначающими признак действия 10 Составление предложений со 3 2 1 Совершенствова ть навыки письма. Предложение Списывать , предложения и словосочетан небольшие ие, слово, тексты с доски и вопрос, учебника. окончание Устанавливать слова по вопросам Предложение связи между , словами в словосочетан предложении. ие, слово, Распределять вопрос, слова по окончание группам: один, слова одна, одно. Составлять Предложение предложения с , изучаемыми словосочетан словосочетания ие, слово, ми с помощью вопрос, вопросов, слов, окончание картинок и слова демонстрации Слово, слог, действий, ударный соблюдая в речи слог, грамматические безударный закономерности слог . Слово, слог, Составлять ударный предложения со слог, словосочетания безударный ми, слог, перенос обозначающими слов, правила предмет и переноса слов действие Предложение («существитель , ное ед. число + словосочетан глагол в наст. ие, слово, вр.») (самолет вопрос, летит, ученик окончание пишет). слова Устанавливать Предложение по вопросам , связи между словосочетан словами в ие, слово, предложении. вопрос, Составлять окончание предложения со слова словосочетания Предложение ми, , Личностные БУД: - оценивать поступки товарищей, с точки зрения общечеловеческ их норм Коммуникативн ые БУД: - вступать в беседу на уроке и в жизни - оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне небольшого текста) - слушать и понимать речь других Регулятивные БУД: - уметь выбирать последовательно сть видов работы на уроке - учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке - проговаривать последовательно сть действий на уроке - учить различать верно выполненное задание от неверно выполненного словосочетания ми, обозначающими направленность действия. 11 Списывание с печатного текста 12 Контрольная работа Повторение пройденного 1 3 обозначающими пространственн ые отношения (глагол наст. вр. + на (в) существительно е: кладет на (в) стол, лежит на (в) столе) Составлять предложения со словосочетания ми, обозначающими направленность действия (глагол + существ. одушевл: покупает брату) Анализировать свои ошибки. Выполнять работу над ошибками. словосочетан ие, слово, вопрос, окончание слова Текст, предложение, слово. Текст, предложение, слово, ошибка, работа над ошибками.