Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I-II вида» «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы __________________/Н.В. Норбоева/ «___» ___________________2021 г. Адаптированная рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром Класс: 2 класса I вида Вариант 1.2 на 2021-2022 учебный год Составитель: Цыдыпова М.Ц. учитель начальных классов г. Улан-Удэ, 2021 ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА должны знать / понимать: – свои имя и фамилию, имена и фамилии одноклассников, состав семьи, имена иотчества учителя, воспитателя, членов семьи; – особенности своего организма, ограничения здоровья и возможности познания окружающей действительности с помощью сохранных органов чувств и вспомогательнойаппаратуры; – элементарные правила здорового образа жизни, личной гигиены; – названия предметов и объектов ближнего окружения (дома, школьных помещений),улиц города и дальнего окружения; – несколько (до 10–15) распространённых в местности названий растений (деревья,кустарники, травянистые растения), животных (насекомые, пауки, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери), в том числе домашних животных; – правила поведения дома, в школе, общественных местах, на улице; – безопасную дорогу до школы, правила дорожного движения (сигналы светофора); – название нашей страны и столицы; символику нашей страны (флаг и герб); – названия нескольких городов, местные традиции, государственные праздники; – основные правила безопасного поведения в различных общественных местах, атакже при возникновении опасных природных ситуаций и в экстренных случаях. обучающиеся должны уметь: – называть членов своей семьи, имена и отчества членов семьи, учителя,воспитателя; – соблюдать правила культурного поведения (в школе, на транспорте, в театре, вгруппе, в семье и др.); – соблюдать правила речевого этикета (благодарность, извинения), выражатьприветствие, просьбу, желания; – исполнять обязанности дежурного, члена семьи, следить за внешним видом,правильно пользоваться учебными принадлежностями; – соблюдать правила личной гигиены и здорового образа жизни, следить заправильной осанкой; проявлять элементарные навыки самообслуживания; – соблюдать правила первоначальной экологической культуры и безопасногоповедения на природе и в разных погодных условиях; – владеть навыками безопасного поведения в общественных местах; пользоваться доступными средствами связи при критических ситуациях и обращаться за необходимойпомощью (пожар, плохое самочувствие, др.); – показывать на географической карте и глобусе границы нашей Родины, столицу, 3–4 крупных города; – знать основные достопримечательности своего города (села); – различать времена года и время суток, ориентироваться во времени; – устанавливать элементарные взаимосвязи между изменениями в природе ижизнедеятельностью человека (его занятиями, одеждой); – овладевать приёмами самоконтроля, давать оценку своим поступкам (вэлементарной форме); – сообщать учителю, товарищу об интересных явлениях природы, о погоде, о своихдомашних животных, интересных событиях; – выражать свои желания/нежелания по отношению к чему-либо, характеризовать своё настроение и эмоциональное состояние окружающих людей (в элементарной форме),определять причину изменения настроения; – наблюдать за природой и погодой своего края; – вести дневник наблюдений (календарь погоды), фиксировать наблюдения в записяхи зарисовках, рассказывать о результатах наблюдений, об экскурсиях, опытах; – оперировать знаниями о признаках времён года, о животных, растениях, человеке,жизни города и страны в ходе учебных и игровых ситуаций; – выделять существенные признаки при характеристике объектов живой и неживойприроды; – коллективно готовить проекты (презентации), выставки на темы: «Моя школа», «Мой город», «Моя семья», «9 Мая – День Победы», «Важные профессии» и др. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Человек и обществоО себе (5 ч) Дом, в котором живёт ученик. Адрес дома. Оборудование дома (лифт, мусоропровод). Правила безопасной езды в лифте (не заходить в лифт с незнакомымчеловеком). Обстановка и уют жилых помещений. Мебель и посуда. Их применение в быту. Создание и поддержание уюта в жилом помещении. Соблюдение чистоты и порядка в своем доме. Мухи (тараканы) и причиняемый ими вред. Этикет за столом, сервировка стола и угощение гостей. Гигиена питания (мыть руки перед едой, не есть грязные фрукты и овощи, не подбирать с пола, не гладить собак и кошек во время еды). Органы чувств (обоняние, слух, зрение). Их значение в жизни и бережное отношениек своему здоровью и здоровью окружающих (с учётом имеющихся ограничений возможностей здоровья). Условия безопасного поведения дома (уходя, выключать свет, воду, утюг, плиту,телевизор; закрывать дверь, не оставлять ключ в двери). Бытовые электроприборы, газовая плита, водопровод. Правила пользования ими (включение, выключение). Части электроприбора (провод, вилка, розетка). Правила безопасности эксплуатации электроприборов. Вежливое отношение к соседям, взрослым и детям. Оценка своих поступков иконтроль за поведением. Труд и отдых в семье. Семейные праздники. Посильное участие ученика в семейных делах. Активное участие в спортивных играх. Демонстрация своего желания или отношения к чему-либо (нравится / не нравится, хочу / не хочу, рад / не рад, весело / грустно, больно / не больно и т. п.). Настроение, причины его изменения; адекватные реакции в различных жизненных ситуациях (наблюдение и собственный опыт правильного поведения); понимание эмоциональных проявлений других людей (грустно / весело, печаль / радость – на элементарном уровне) исопереживание. Виды спорта. Представления о собственных физических возможностях и понимание значения физического развития для здоровья. Оценка своих достижений в спортивной подготовке. Активное участие в спортивных играх. Я и школа (5 ч) Режим дня, труд детей по самообслуживанию, его значение и содержание. Виды отдыха в режиме дня, их значение и содержание. Расписание уроков. Практическое определение времени по часам. Гигиена зрения, слуха, сна, приема пищи. Соблюдение гигиены помещения (проветривание помещения, соблюдение чистоты и порядка в учебном и игровом уголках,в групповых комнатах). Учебные вещи для уроков математики, чтения, рисования, ППО, ознакомления сокружающим миром. Ответственное и бережное отношение к учебным книгам, школьному имуществу, личным вещам и вещам своих товарищей. Расположение классов, групповых комнат и других помещений (спальня, столовая, кабинет врача, спортзал, библиотека, мастерские), их названия и назначение. Бережное отношение к зданию школы, игровым и спортивным площадкам. Участиев общественно полезных делах школы, общественных мероприятиях. Адрес школы. Мои товарищи. Имена товарищей по классу, учителя, воспитателя. Культура взаимоотношений. Вежливое обращение к взрослым и сверстникам. Вежливые слова. Демонстрация своего желания или отношения к чему-либо и обращение внимания на эмоциональное состояние окружающих людей (нравится / не нравится, хочу / не хочу,рад / не рад, весело / грустно, больно / не больно и т. п.). Участие детей в коллективной игровой деятельности. Распределение ролей,выполнение роли ведущего. Пользование компьютером для поиска информации (Интернет), коллективного составления проектов на определённую тему (подбор фотографического материала, составление элементарных презентаций в программе Microsoft PowerPoint); переписка по электронной почте с друзьями и родственниками. Город, в котором я живу (5 ч) Главная улица и площадь города. Основные достопримечательности города: памятники, парки, музеи и др. Главные предприятия в городе, основная продукция этихпредприятий. Обеспечение жизнедеятельности человека в городе (инфраструктура: образовательные и лечебные учреждения, магазины, средства связи, транспорт). Культурно-просветительные учреждения города (библиотека, музей, театр, цирк, зоопарк и др.). Ближайшие к школе улицы. Улицы (дорога). Дорожные знаки. Правила перехода дороги. Поведение детей на улице. Правила безопасного поведения на улице (если потерялся в городе, если заговорил незнакомец). Правила поведения при встрече с незнакомыми людьми на улице, в лифте, дома(звонок в дверь). Средства связи: телефон (городской и мобильный), телеграф, почта, электронная почта. Как действовать при необходимости получения экстренной помощи. Номер телефона (родственников, педагогов) при необходимости экстренной связи. Как и к кому обратиться за помощью на улице. Транспорт города (села). Отличительные признаки 3–4 видов транспорта. Труд людей, обслуживающих транспорт. Названия профессий (водитель, контролер, слесарь и др.). Правила поведения детей в транспорте. Остановки общественного транспорта. Обход транспорта при переходе через дорогу. Транспорт, связывающий город и село (автобус, железная дорога, самолет, теплоход). Труд людей, живущих в городе, селе, некоторые наиболее распространённыепрофессии людей (учитель, врач, рабочий, водитель, бухгалтер и др.). Строительство в городе (селе). Опасность игры на стройке. Хозяйственные постройки в селе (коровник, свинарник, птичник, конюшни). Родная страна (5 ч) Наша Родина (элементарные сведения о населении, местоположении, истории — на материале просмотренных видео-, кино- и диафильмов). Флаг, гимн и герб России. Роднойгород (село). Большие и малые города, деревни. Города России на карте. Москва: Кремль, Краснаяплощадь, Царь-пушка, Триумфальная арка, храм Христа-Спасителя, памятник А. С. Пушкину и др. достопримечательности. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зим- ний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.). Города Золотого кольца России (Суздаль, Великий Новгород и др.). Местные традиции, обычаи. Народное творчество (сказки, пословицы и др.). Значение труда в жизни общества (города, страны). Мирные и военные профессии.Знаменательные даты и праздники. Украшение улиц города (села) в праздничные дни. Природа нашей Родины (особенности времён года, наиболее распространённые растения и животные). Знакомство с творчеством мастеров и предметами декоративно-прикладного искусства. Народные игрушки (Дымково, Хохлома). Народные приметы, поговорки, пословицы. Местные традиции, обычаи. Народные сказки (о животных, быте, сезонных изменениях, взаимоотношениях в коллективе и др.). II. Человек и природаРодная природа (5 ч) Природа нашей Родины (особенности времён года, наиболее распространённыерастения и животные родного края). Восприятие красоты природы родного края. Бережное отношение к окружающей природе. Последовательность месяцев в году. Смена времён года. Сезонные изменения в природе и погода осенью, зимой, весной, летом. Ранняя и поздняя осень. Солнечные и пасмурные дни. Похолодание и потепление. Заморозки и оттепели. Выпадение снега и еготаяние, ледоход, оттаивание почвы, распускание почек, появление насекомых, распространённых в данной местности, в теплое время года, замерзание водоемов и подготовка к зиме растений и животных. Погода в разные времена года и выражение своего отношения к изменениям погоды. Ведение календаря природы с фиксацией наблюдений за изменениями в природе, подведение итогов наблюдений за определённый отрезок времени. Народные приметы исравнение с собственными наблюдениями. Время суток. Ориентация во времени. Растительный мир (3 ч) Растения. Деревья, кустарники, травы. Внешний вид растений летом, осенью, зимой, весной. Изменения в жизни растений в разное время года; листопад, цветение, созреваниеплодов и семян. Рост растений и их увядание (в саду, в лесу, на огороде). Названия нескольких комнатных растений, их отличительные признаки. Природа города. Зелёные насаждения: деревья, кустарники, цветы. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода) – на основенаблюдений и опытов. Внешний вид и разнообразие овощей и фруктов. Использование их в пищу. Приготовление блюд из овощей и фруктов. Лесные и садовые ягоды; орехи. Знание опасных для здоровья ягод. Предупреждение отравлений. Животный мир (2 ч) Животные. Названия наиболее известных домашних и диких животных, их отличительные признаки. Поведение животных. Среда их обитания. Пища животных и способы её добывания. Жилища животных. Подготовка зверей к зиме. Поведение птиц, наблюдение за птицами вблизи жилья, кормушки для птиц; зимующие и перелетные птицы. Поведение животных весной. Жизнь и деятельность человека (4 ч) Занятия детей в разное время года. Зимние развлечения детей. Занятия весной и осенью на природе. Поведение и занятия на улице, адекватные погодным условиям исезонным изменениям. Занятия человека в разное время суток. Виды одежды, обуви, головных уборов, их назначение и соответствие времени года. Подбор одежды и обуви по сезону. Уход за одеждой, обувью. Уход за комнатными растениями (полив, опрыскивание, рыхление, срезка засохших листьев, пересадка). Уход за домашними животными. Отношение человека к животным. Труд людей в данной местности: в садах, на огородах в связи ссельскохозяйственными работами в разное время года. Ведение календаря природы с фиксацией наблюдений за изменениями в природе, подведение итогов наблюдений за определённый отрезок времени. Забота об охране природы ближайшего окружения. Оценка собственной деятельности, направленной на поддержание экологии данной местности (помощьживотным и растениям, правильное поведение на природе). Забота об охране здоровья. Проветривание помещения. Пребывание на свежемвоздухе. Признаки болезни: температура, боль (головная, в горле и др.). Элементарные представления о безопасности на природе. Поведение во время грозыи при сильном ветре, на жаре и во время сильных морозов. Что делать, если заблудился в лесу. Технологическая карта «Ознакомление с окружающим миром» 1 четверть Объём Содержание Компонент Раздел учебной структуры учебника Задания Темы Виды деятельности обучающихся программы на уроке материала Кол-во (страницы часов учебника) (уроков) 17 1 сентября – День 1 Труд детей и взрослых Я и школа 4–5 1 6–13 1 текста. Ответы на вопросы знаний 2 Коллектив класса Ответы на вопросы Я и школа 3, 4 Расписание уроков, Выполнение заданий в учебнике. Я и школа практическое Ответы на вопросы. определение времени Индивидуальная работа по заданиям по часам на карточке Учебные предметы и Рассматривание картинок. учебные вещи Соотнесение с подписями Бережное отношение к Чтение и рассматривание картинок. книге Действия по образцу Труд людей в огороде в Рассматривание картинок и Жизнь и связи с изменениями в соотнесение с подписями. деятельность природе в разное время Определение последовательности человека года картинок 5 6 Сказка «Репка»18 Рассматривание картинки. Чтение 7, 8 Я и школа Я и школа 9 10 11 Сельскохозяйственные Называние предметов, выбор Жизнь и инструменты и подписей к картинкам, привлечение деятельность приспособления собственного опыта человека Вежливое обращение к Работа по заданиям учебника. О себе людям, взаимопомощь Выбор вариантов ответа Внешний вид и Индивидуальная работа по заданиям Растительный названия наиболее на карточке. Раскраска по номерам. распространённых Узнавание объектов мир овощей 12, 13 Правила безопасности в Рассматривание картинок и доме описание изображённого. Подбор О себе картинок по заданию, соотнесение со словесным описанием 14 Коллективная игра, её Игра «Тянем-потянем» Я и школа Использование овощей Рассматривание картинки. Ответы Жизнь и в пищу на вопросы по картинке и деятельность привлечение собственного опыта человека организация 15 16 Внешний вид, Индивидуальная работа по отличительные карточке. Раскрашивание по признаки и названия заданию Животный мир домашних животных, наиболее распространённых в сельской местности. Хозяйственные постройки в селе 17 Внешний вид Рассматривание картинок, ответы на Растительный огородных растений и вопросы учителя мир Рост растений, уход за Соотнесение подписей с Растительный ними картинками. Выбор ответов при мир. Жизнь и установлении причинно- деятельность следственных связей человека их плодов 18, 19 20 Жизнь растений в связи Анализ последовательности Растительный с сезонными событий, установление мир изменениями в природе последовательности картинок, выбор ответов из предложенных Осень 21 Природа и погода Наблюдение за природой и её осенью. Листья разных изменениями в связи с приходом пород деревьев осени. Подбор фотографий на Родная природа заданную тему. Поиск информации в сети Интернет. Сравнение форм облаков и листьев, нахождение общего 22, 27 Календарь природы, Наблюдение за природой и её наблюдения за изменениями в связи с приходом сезонными осени. Заполнение дневника изменениями в наблюдений. Ответы на вопросы на природе, жизни людей основе собственных наблюдений, и животных установление причинноследственных связей, выводы. Родная природа 14–15 2 23, 24 Экскурсия на природу. Выполнение заданий во время Наблюдение за экскурсии на природу. Сбор изменениями в жизни природных материалов для растений, за погодой. последующих поделок Родная природа Поделки из природного материала (плоды, листья и др.) 25, 26 Изменения в жизни Чтение текста. Беседа. Подбор животных и растений в фотографий на заданную тему. связи с приходом осени Поиск информации в сети Интернет. Родная природа Индивидуальная работа по карточке. Сказка «Как лиса училась летать» 28 Внешний вид и Сравнение объектов животного различия зверей и птиц мира, выделение основных (лиса и журавль) отличительных черт. Установление причинно-следственных связей. Выбор ответов из предложенного ряда. Оценка мнений одноклассников Животный мир 16–19 2 29 Птицы, их Разгадывание кроссворда отличительные (индивидуальная работа по признаки, повадки карточке). Сравнение внешнего Животный мир вида птиц и выделение их особенностей 30 Части тела (крылья) Сравнение внешнего вида птиц и птицы и насекомого насекомых, выделение их Животный мир особенностей. Подбор подписей к картинкам 31 32, 33 Кто умеет и кто не Чтение текста, беседа. Зарисовка по Животный мир умеет летать прочитанному Воздушный транспорт. Рассматривание картинок, подбор Город, в котором Городской транспорт. подписей. Чтение текста. я живу Отличительные Привлечение собственного опыта, признаки 3–4 видов ответы на вопросы учителя транспорта Экскурсия «Улицы города»19 34, 39 Дорога от дома до Игра-«ходилка»: демонстрация Город, в котором 20–21 школы, правила правил дорожного движения с я живу дорожного движения помощью фигурки человечка. Привлечение собственного опыта, беседа. Чтение правил дорожного движения, выводы 2 35 Ближайшие к школе Экскурсия по улицам города. Город, в котором улицы. Зарисовка по заданию учителя я живу Зарисовка с привлечением Город, в котором собственного опыта. Ответы на я живу Улица, дорога, здания, транспорт города. Поведение детей на улице 36, 38 Дорожные знаки вопросы 37, 39 Правила перехода Чтение правил дорожного Город, в котором дороги движения, рассматривание картинок я живу Технологическая карта «Ознакомление с окружающим миром» 2 четверть Компонент Объём Содержание Виды деятельности обучающихся Раздел учебной на уроке программы Наша Родина, флаг, Беседа. Рассматривание картинок, Родная страна герб страны плакатов, фотографий Знаменательные даты. Обсуждение на основе наблюдений, Украшение улиц, домов обмен мнений с одноклассниками. города (села) в Зарисовка по представлениям. структуры учебника Задания 4 ноября – День 1 народного единства 2 Темы праздничные дни Родная страна материала (страницы учебника) 24–25 Кол-во часов (уроков) 1 3 4, 5 Поздняя осень 6 7 Родной город: название Зарисовка. Передача в рисунке Город, в котором и расположение на точных фактов. Тренировка в я живу карте. Домашний адрес воспроизведении адреса Элементарные Чтение и анализ новых фактов, представления о выводы (с помощью учителя). размерах страны, её Рассматривание карты, ответы на больших и малых вопросы, проигрывание ситуаций с городах привлечением новой информации Природа поздней Наблюдения за природой и погодой. осенью, выпадение Рассматривание картинок, снега соотнесение с подписями Кормушки для птиц. Чтение текста, обсуждение нового. Животный мир. Отношение человека к Вывод Жизнь и зимующим птицам Родная страна Родная природа деятельность человека 8, 9 Сезонные изменения в Выполнение задания по Растительный жизни растений и дополнению предложений (устно и мир. Животный животных письменно / набор на клавиатуре мир компьютера с помощью учителя). Составление текста-писания (замена картинок словами) 26–28 1 10, 11, Охрана природы 12 Рассматривание картинок, Жизнь и обсуждение ситуации с деятельность привлечением своего опыта, вывод человека на основе полученных новых знаний Сказка «Маша и 13 медведь» Вежливое обращение к Чтение вариантов реплик и выбор взрослым из предложенных. Соотнесение О себе своего поведения с образцом 14 15 Внешний вид и Узнавание объектов по Растительный названия наиболее изображению, называние. мир распространённых Использование собственных знаний плодов растений и опыта для выполнения задания (ягоды) (лесные/садовые ягоды) Съедобные и Выбор ответов из ряда несъедобные грибы, их предложенных. Поиск информации внешний вид, и фотографий в сети Интернет (с отличительные помощью учителя) Родная природа признаки, названия 16 Сбор грибов Зарисовка по заданию Родная природа. Жизнь и деятельность человека 29–45 3 17 Наиболее Зарисовка по заданию. Обращение к распространённые одноклассникам с просьбой о породы деревьев, лес помощи. Поиск информации в сети (роща, бор, чаща, тайга Интернет (с помощью учителя) Родная страна и др.) 18 Если заблудился в лесу, Рассматривание картинок, Жизнь и потерялся в городе обсуждение ситуаций. Выполнение деятельность задания учебника: распределение человека картинок по двум группам 19 Животные леса средней Рассматривание картинок. полосы, их внешний Называние объектов. Проверка вид, названия собственных знаний, оценка знаний Животный мир одноклассников 20 Жилища животных Рассматривание и сравнение Животный мир картинок. Классификация по двум группам по заданию в учебнике 21, 22 Медведь: его повадки, Выбор картинок из ряда добывание пищи предложенных в учебнике. Чтение текста. Использование собственного опыта, обсуждение с одноклассниками Животный мир 23, 24 Хозяйственные Выбор картинок из ряда Жизнь и предметы, бытовая предложенных в учебнике. деятельность техника (в городе, Дорисовка изображений человека деревенском доме, (индивидуальная работа по школе): внешний вид, карточкам). Использование название, назначение собственного опыта, обсуждение с одноклассниками 25 26, 27, 28 Пространственная Выполнение задания, Родная природа. ориентация: предложенного в учебнике с Жизнь и направления движения использованием предложенного деятельность словаря человека Занятия дома: Описание действий по серии О себе. Жизнь и приготовление пирогов картинок с использованием деятельность предложенного словаря. человека Привлечение собственного опыта 27 29 Что есть в лесу Решение кроссворда Родная природа. (употребление в пищу (индивидуальная работа по Жизнь и плодов растений, карточкам), коллективное деятельность грибов, др.) обсуждение решения человека Хозяйственные Рассматривание картинок, О себе предметы, деревенский соотнесение с подписями быт 30 Народные промыслы, Рассматривание картинок, Родная страна мастерство (плетение из соотнесение с подписями лыка, соломы, лозы) 31 32 Пространственные Наблюдения за ближайшим Город, в котором представления. Улица окружением, привлечение я живу. О себе города, постройки собственного опыта Городские здания, Рассматривание картинок, Город, в котором улицы, транспорт, фотографий с видами своего города. я живу достопримечательности Обсуждение с одноклассниками. , культурно- Выражение собственного мнения, просветительные обмен мнениями с одноклассниками учреждения 33 Охрана здоровья: Чтение правил и обсуждение их с зрение учителем. Соотнесение своего О себе поведения с правилами 34 Пространственные Рассматривание картинок. представления Установление причинноследственных связей. Индивидуальная письменная работа по заданию, предложенному в учебнике. Сравнение письменных работ (своей и одноклассников) О себе 35 Орел: внешний вид, Чтение текста, обсуждение новой повадки, добывание информации Животный мир пищи 36 Как найти свой дом, Установление причинно- Жизнь и если заблудился в лесу следственных связей, вывод деятельность человека 37 38 Поведение у двери Соотнесение картинок с подписями. О себе квартиры Привлечение собственного опыта Безопасность дома, на Рассматривание картинок. Жизнь и лестничной клетке, на Коллективное обсуждение правил деятельность улице: чужой человек поведения. Выводы (чтение правил человека поведения) 39, 40, Породы собак, помощь Рассматривание картинок, чтение 41, 42 собаки человеку, подписей. Оценка своих знаний. отношение человека к Поиск информации и фотографий в животным сети Интернет (с помощью Животный мир учителя). Отгадывание загадки. Чтение текста 43 Обоняние человека. Коллективная игра (узнавание фруктов по запаху), привлечение собственного опыта. О себе 12 декабря – День 44, 45 Конституции Экскурсия по городу. Игра-«ходилка». Узнавание и Город, в котором 46–47 Городские здания, называние объектов. Выполнение я живу. Я и улицы, транспорт, установленных правил игры. школа достопримечательности Проверка ответов одноклассников , культурнопросветительские учреждения. Коллективная настольная игра 46 Столица нашей Чтение текста. Рассматривание Родная страна. Родины: элементарные картинок и фотографий. Город, в котором представления о я живу населении, основные достопримечательности 47 Родной город (поселок) Привлечение информации из сети Родная страна. Интернет (с помощью учителя) Город, в котором я живу 1