Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I-II вида» «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы __________________/Н.В. Норбоева/ «___» ___________________2021 г. Адаптированная рабочая программа По изобразительному искусству Класс: 2 класса I вида Вариант 1.2 на 2021-2022 учебный год Составитель: Цыдыпова М.Ц. учитель начальных классов г. Улан-Удэ, 2021 ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Обучающиеся должны знать: характерные внешние признаки объектов, передаваемых в лепке, рисунке, аппликации; правила организации рабочего пространства при осуществлении изобразительной деятельности; элементарно – о деятельности художника, декоратора, скульптора; фамилии наиболее известных художников и их картины; приёмы работы с пластилином, красками, бумагой, ножницами и клеем, цветными мелками; требования к композиции изображения на листе бумаги, расположенном горизонтальноили вертикально; речевой материал, изучавшийся на уроках изобразительного искусства в 1 и 2 классах. Обучающиеся должны уметь: рисовать карандашом мягкой лёгкой линией, пользоваться ластиком при исправлении рисунка; хорошо работать кончиком и корпусом кисти, окрашивая лепные поделки, раскрашивая силуэты изображений; рисовать предметы простой формы; рисовать и лепить фигуру человека в движении подруководством учителя и самостоятельно; изображать деревья изучаемых пород; сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и с правильным изображением этого предмета, исправлять замеченные в рисунке ошибки (с помощью учителя); передавать смысловые связи между объектами в сюжетном рисунке; передавать в изображениях на плоскости пространственные отношения объектов, учитывать явление зрительного уменьшения предметов по мере их удаления; изображения деревьев в разные времена года, при ветреной погоде; планировать свою деятельность (определять и словесно передавать содержание ипоследовательность выполнения замысла); выполнять узор и сочинять его, используя ритмическое повторение или чередованиеформы, цвета, положений элементов. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА воспитание интереса к изобразительному искусству; раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека; воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира,художественного вкуса; формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусстваискусствах; расширение художественно-эстетического кругозора; развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать ихсодержание и формулировать своего мнения о них; обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов,инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках; обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке); обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др.,применяемых в разных видах изобразительной деятельности; формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и пообразцу, по памяти, представлению и воображению; развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции; воспитание у обучающихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительнойдеятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»). Изучение учебного материала по изобразительному искусству осуществляется в процессе следующих видов работы: рисование плоскостных и объемных предметов; лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне); выполнение аппликаций: составление из частей целого изображения предмета, натюрморта, сюжетной или декоративной композиции без фиксации на изобразительнойплоскости (так называемая «подвижная аппликация») и с фиксацией на ней с помощью клея; изучение произведений искусства и объектов народного творчества на основе рассказа учителя о процессе работы над созданием предметов искусства и народного творчества,анализа произведений изобразительного искусства с целью определения содержания и некоторых доступных пониманию учащихся выразительных средств. Рисование, лепка, работа над аппликацией осуществляются с натуры, по образцу, памяти,представлению и воображению. Проведение беседы с учащимися при рассматривании произведений искусства в форме: а) рассказа о процессе работы представителей изобразительного искусства и народного творчества; б) анализа произведений изобразительного искусства с целью определения содержания и некоторых доступных пониманию учащихся выразительных средств; в) подготовки учащихся к посещению музея, выставки. Использование всех перечисленных видов работы предполагает формирование у детей зрительного и изобразительного опыта, который необходим в их творческой изобразительной деятельности и самореализации. Содержание программы отражено в четырех разделах: «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и передавать форму предметов, пропорции,конструкцию», «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства». Технологическая карта Изобразительное искусство 2 класс (1 час в неделю, 34 часа в учебном году) № 1 2 Содержание программы Кол-во часов Вспоми наем лето красное. Здравств уй, золотая осень! Рисунок Ветка вишни. Лепка и рисунок 1 Сроки Предметные результаты Знать названия цветов Уметь: 1 - выделять цвета в окружающей действительности, -рисовать рисунок на заданную тему -проводить описание картины Знать: - части растения (ягода, лист, плодоножка, плод,ветка) Уметь: - анализировать цвет и форму Речевой материал Вводная беседа, ответы на вопросы, рассматривание репродукций картин. Выполнение рисунка на заданную тему «Летние каникулы» Анализ формы и цвета ягод и листьев вишни. Выполнение лепного изображения из пластилина, последующая зарисовка полученного изображения красками Грибы в лесу. Лепка 1 Метапредметные результаты: - овладение базовыми предметными и метапредметными понятиями, отражающими существенные связи и ягод и листьеввишни, отношения между -выделять виды изображений (лепка, объектами и процессами; аппликация,рисунок) 3 УУД -лепить ягоды и листья вишни по плану Знать: - части гриба - названия наиболее распространенных грибов Уметь: - определять названия грибов по внешнему виду, - определять съедобные и ядовитые - овладение начальными Рассматривание иллюстрации «Поляна с грибами», определение видов грибов. Выполнение лепных изображений из пластилина сведениями о сущности «Грибы», Выполнение коллективного панно «грибнаяполянка» явлений и особенностях объектов, процессов и действительности (природных, грибы 4 5 6 Фон на картине. Аппликация «Яблоко на тарелке» «Фрукты на столе». Рисунок «Овощи на столе». Рисунок 1 1 2 - работать с пластилином (отрывать кусочек необходимого размера, разминать его, вылеплятьнужную форму, соединять детали, примазывать) Уметь: -выделять на картине (рисунке) фон -правильно подбирать фон для основного изображения в рисунке по световому и цветовомуконтрасту - изготавливать аппликацию (использовать шаблон, подбирать цветную бумагу подходящего оттенка, располагать элементы аппликации) оценивать работы Уметь: определять жанр картины (рисунка) натюрморт, - рисовать краской гуашь Знать: - разнообразие окраски различных овощей, - способы получения составных цветов путем смешивания основных (красный, жёлтый, синий), - основные и составные цвета. Уметь: - различать краски гуашь и акварель социальных, культурных, технических и других) всоответствии с содержанием Рассматривание репродукций картин. Знакомство с понятием «фон», подбор фона и изображения по световому и цветовому контрасту. Выполнение аппликации по плану изобразительной деятельности и в связи с наблюдениями за окружающей действительностью, приобщением к Рассматривание произведений известных художников (натюрморты). Знакомство с новым понятием «натюрморт». Выполнение рисунка акварелью и гуашью «Фрукты на столе» Рассматривание репродукций картин. Знакомство с приемами работы акварельными красками и организацией рабочего места при работе с акварельными красками. Смешивание красок культуре общества и знакомством с предметами искусства; - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств решения - рисовать акварельными красками (разводить водой на палитре, использовать пробник, делатьфон, смешивать краски) 7 8 Утки на реке. Рисунок Разные деревья. Рисунок 1 2 - получать смешанные цвета Знать: - приёмы получения цветов путем смешиваниякрасок (гуашь) Уметь: -выполнять рисунок по плану и поэтапной схеме, - различать краски гуашь и акварель рисовать гуашью (делать валик из краски, рисовать кончиком кисти, раскрашивать корпусом кисти, смешивать краски на палитре) Знать: - названия частей деревьев (ствол, ветки, крона) Уметь: - рассматривать картины - участвовать в беседе по теме - рисовать разные деревья карандашом; - наблюдать за природой, передавать свои представления в рисунке - различать лиственные и хвойные деревья - передавать различия в рисунках поставленных задач; -понимание назначения учебных Рассматривание репродукций картин. Закреплениезнаний о получении смешанных цветов. Знакомство с приемами получения оттенков цветов путем смешивания красок (гуашь) и отработка навыков действий с кистью. Выполнение рисунка гуашью. Знакомство с картинами русских художников (И. Шишкин, И. Левитан и др.). Беседа о деятельности художника. Рассматривание детских работ. Расширение представлений о внешнем виде и строении деревьев, названия частей дерева. Различение хвойных и лиственных деревьев, выделение особенностей для последующей принадлежностей, материалов и инструментов деятельности; - умение ориентироватьс я в учебной книге (на страницах учебной книги, в условных обозначениях); - понимание и использование знаково-символических средств представления 9 Краски гуашь и акварель 1 Знать: - различия красок гуашь и акварели (яркая-бледная, прозрачная-густая, прозрачная/непрозрачная), - приемы работы акварелью Уметь: 1 0 1 Рисуем акварельным и красками. Радостные 1 1 - правильно готовить рабочее место для рисования акварелью и гуашью, - рисовать акварельными красками и краскамигуашь рисовать по представлениям, придумыватьсюжет Знать: Отличия в изображении, выполненных гуашью (яркая, плотная, непрозрачная) и акварелью(бледная, прозрачная) Уметь: Различать изображения, выполненные разнымивидами красок. Выполнять рисунок по заданию учителя Знать: передачи в изображении. Рисование разных деревьев карандашом с включением в рисунок отработанных элементов Знакомство с приёмами и правилами работы акварельными красками. Выполнение рисунков красками гуашь и акварель. Практические наблюдения за различиями краски гуашь и акварель информации; - овладение умениями планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее Сравнение изображений, выполненных разными видами красок (гуашь и акварель). Знакомство с приёмами работы акварельными красками. эффективные способы достижения результата; - овладение умениями понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и Рассматривание 1 и грустные цвета - «радостные цвета» (яркие, светлые) - «грустные цвета» (неяркие, тусклые, тёмные) Уметь: - получать «грустные цвета» путем затемнениячерной краской, передавать грустное и радостное настроение врисунках 1 2 1 3 Зимние развлечения. Лепка, рисунок Зимой в лесу. Панорама 1 1 Знать: - приёмы лепки из пластилина - названия операций при выполнении скульптурыиз пластилина (скатывание, раскатывание, соединение, примазывание) Уметь: - организовывать рабочее место при лепкепластилина, - выполнять работу по плану - пользоваться стекой для обработки деталейподелки - выполнять рисунок по описанию и собственным представлениям Знать: - приёмы выполнения симметричных деталей изцветной бумаги (без употребления слова «симметрия») репродукций картин. Знакомство сприёмами передачи настроения в картине (рисунке). Получение представления о «радостных» и способности «грустных» цветах. возможности исправлять Выполнение рисунков в радостных и грустных цветах. Определение собственного настроения ипередача его в рисунке Рассматривание репродукции картины. Участие вбеседе на тему урока и по содержанию картины. Выполнение скульптуры из пластилина «Снеговик» по плану (лепка). Составление панорамы (макета). Передача настроения при изображении (в лепке, рисунке). Зарисовка по описанию допущенную ошибку, Рассматривание репродукции картины. Выполнение объёмной аппликации «Ёлки». Выполнение коллективной конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха (по запоминать положительный и отрицательный опыт и использовать его в других ситуациях); - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления простейших аналогий и элементарных причинно-следственных связей; аппликации «Ёлки в лесу» - правила безопасной работы с ножницами 1 4 1 5 Новогодня я открытка Одежда человека. Аппликация 1 1 Уметь: выполнять объёмную аппликацию Уметь: -изготавливать открытку, работая по плану, оформлять открытку, делать подписи Знать: - особенности строгого стиля в одежде (с использованием ахроматических цветов) Уметь: - подбирать цвета для строгого стиля в одеже - последовательно работать аппликацией «Люди в одежде разных цветов» 1 6 Человек в движении и покое. Лепка, рисунок 1 Знать: - приёмы изображения человека в состояниипокоя и в движении (положение туловища, конечностей) Уметь: над - развитие умения осуществлять контроль Выполнение новогодней открытки с использованием техники объёмной аппликации. Закрепление правил безопасной работы ножницами, клеем Чтение стихотворения. Сравнение одежды ярких и строгих цветов. Формирование элементарных представлений остиле в одежде. Изготовление аппликации «Люди в одежде разных цветов». Формирование умения вырезать одинаковыеэлементы путём сложения листа бумаги «гармошкой» Формирование представления об изображении человека в движении и в покое. Рассматривание картин, детских деятельности (своей и совместной), адекватнооценивать собственные действия и действия окружающих; - овладение умением работать в материальной и информационной среде начального общегообразования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием - изображать в лепке и рисунке людей всостоянии покоя и движении 1 7 1 8 Голова и лицо человека Собака. Лепка и рисунок 1 1 Знать: - название частей лица и головы Уметь: - рисовать портрет человека после рассматривания и анализа частей лица - передавать в рисунке свой внешний вид(автопортрет). Знать: - части тела собаки, некоторые породы собак. Уметь: - лепить из пластилина собаки (по образцу), - рисовать собаку (по образцу) - давать описание собаки, выделяя основныевнешние признаки рисунков. Принятие различных поз перед зеркалом (игра «Море волнуется раз…»). Лепка фигуры человека и демонстрация разных поз с помощью изменения положения слепленных частей тела Формирование понятия «портрет». Называние частей головы и лица. Сравнениеразличных форм частей лица. Формирование умения изображать лицо человека в соответствии с формой частей лица, цветом волос. Рисование портрета мамы. Знакомство с понятием «автопортрет» Участие в беседе о собаках, знакомство с названиями разных пород собак, сравнение различных пород собак. Лепка собаки из пластилина по образцу,выполнение рисунка собаки изобразительной деятельности; понимание знаково-символически х средств представления информации, применяемых в учебных и практических задачах; - умение находить и использовать интересующую информацию (с помощью учителя – всправочных источниках и открытом учебном информационном 1 9 Кошка. Лепка и рисунок 1 - передавать в лепке и рисунке наблюдаемые внешние черты, присущие конкретной породесобаки Знать: - части тела кошки, - некоторые породы кошек (их отличительныеособенности) Уметь: 2 0 Любимые игрушки 1 - лепить из пластилина кошку (по образцу), рисовать кошку в разных позах - передавать собственное настроение и представления при лепке Знать: - части тела животных Уметь: 2 1 Дымковск ие игрушки 2 - организовывать рабочее место для лепки изпластилина, - передавать строение тела животного,соразмерность частей тела - использовать опыт лепки зверей, полученный на предыдущих уроках Знать: - о происхождении дымковской игрушки - последовательность изготовления дымковскойигрушки - различия шаблона и трафарета Уметь: пространстве сети Интернет) в Участие в беседе о кошках, знакомство с названиями некоторых пород кошек. Сравнение внешнего вида кошек различных пород (окрас, форма и размер частей тела). Лепка кошки из пластилина. Выполнение рисунка кошки в разных позах Участие в беседе по теме урока. Использование собственных знаний и представлений, своего жизненного опыта. Рассказывание о себе, своих предпочтениях. Лепка игрушек по представлениям. Сравнение работ, их оценка. Определение настроения окружающих Рассматривание предметов народного творчества, выделение повторяющихся узоров и определение основных цветов их окраски. Чтение текста и получение соответствии с коммуникативными и познавательными задачами учебного предмета. Личностные результаты: - осознание себя гражданином своей страны, ощущение себя сопричастным общественной жизни (на уровне школы, семьи, города, страны), 2 2 Форма 1 - вырезать симметричные предметы путёмсложения листа бумаги пополам, - рисовать симметричные сосуды разной формыпутем дорисовывания второй половины предметов. Аппликация , рисунок 2 3 Ваза с цветами. Открытка. Аппликация и рисунок - анализировать объекты, находить в них общее иотличительное - привлекать разные источники получения необходимой информации - изготавливать поделку (лепить из пластилина) - выполнять рисунок самостоятельно или по трафарету/шаблонам украшать поделку узорами Уметь: 2 Знать: - различия форм цветковых растений (по окраске,форме лепестков, форме листьев) Уметь: - изготавливать открытку «Ваза с цветами» по плану и с опорой на собственные представления, дополнительной информации из сети интернет и других источников (учебных книг). Изготовление собственной поделки из пластилина, выполнение рисунка. Использование элементов узоров по аналогии с узорами на дымковских игрушках Рассматривание репродукций картин. Получение представления о симметрии (без отработки новогослова в речи) Сравнение изображений сосудов разной формы, выделение среди множества предметов похожих.Тренировка в вырезании разных форм и воспроизведении второй половины указанной формы Рассматривание репродукций картин.. Изготовление открытки «Ваза с цветами» в технике аппликация с дорисовыванием. Выполнение рисунка гуашью. Оформление формирование чувства гордости за свою родину; - приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности трудовой и творческой деятельности человека; - любознательность, стремление к расширению собственных представлений о мире и человеке в нём; 2 4 Комнатные растения. 1 - выполнять рисунок, применяя приемы работы кистью - различать садовые и полевые, весенние и летние цветы Знать: - правила размещения Рисунок изображения на листебумаги, - части комнатных растений, - названия некоторых комнатных цветов Уметь: - правильно размещать рисунок на листе бумаги, - работать акварельными красками 2 5 Птицы в природе. Лепка 1 Знать: - названия некоторых птиц, - отличительные особенности их внешнего вида, - части тела птиц Уметь: - выполнять лепку по образцу в учебнике, - выполнять рисунок по поэтапной схеме - вести наблюдения за объектами изображения открытки - положительное отношение и интерес к Сравнение внешнего вида разных видов комнатных растений. Тренировка в правильном размещении изображения на листе бумаги (представление окомпозиции без употребления нового слова в речи). Выполнение рисунка с натуры «Комнатный цветок в горшке» Сравнение внешнего вида разных птиц (по окраске, размеру, форме отдельных частейтуловища). Лепка птицы из пластилина по образцу. Выполнение рисунка птицы по плану и схеме поэтапного изображения изобразительной деятельности; - понимание красоты окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»; - установка на дальнейшее расширение и 2 6 Скворцы прилетели. 1 Аппликация, рисунок 2 7 Линии. Рисунок 1 Знать: - основные отличительные особенности во внешнем виде скворца. Уметь: - выстраивать логическую взаимосвязь исоставлять рассказ по иллюстрации, - выполнять аппликацию по плану, - располагать объект с учетом необходимости передачи конкретного направления движения(куда летит, куда смотрит) Знать: - названия линий. Уметь - рисовать рисунок по описанию, выделять врисунке разные линии 2 8 Майские праздники. 1 Участие в беседе по теме урока. Подбор фотографий в сети интернет по заданию учителя (вместе с учителем). Сравнение внешнего вида птиц (воробей и скворец). Выполнение изображения в комбинированной технике (рисунок и аппликация) «Весенняя песня». Определение наиболее удачного расположения объекта по отношению к фону Тренировка в выполнении различных линий. Рассматривание схематичных рисунков, выполненных различными линиями. Выполнение рисунка по описанию разными линиями углубление знаний и умений по различным видам изобразительной и творческой предметно-практическ ой деятельности; - умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и - передавать собственные идеи характеризовать посредствомизобразительной факты и события деятельности культуры, истории Знать: - названия майских праздников Участие в беседе на тему урока. Выполнение общества (с учётом - суть отмечаемого праздника (1 мая, 9 мая) - символику праздника «День Победы» (внешнийвид Георгиевской ленты) Уметь: Открытка (аппликация, рисунок) 2 9 В парке весной. 1 - изготавливать открытку-сувенир «День Победы» - воспроизводить цвета и порядок полосок на Георгиевской ленте Уметь: - выполнять рисунок по словесному описанию. Рисунок (Годовая - использовать полученные навыки контрольна 3 0 я работа) Чему мы научились? (коллективн ая игра – подведение итогов) 1 открытки-сувенира по плану в учебнике тематики изобразительной деятельности и уровняобщего и речевого развития); - осознание своих Выполнение рисунка по описанию (рисование по закрытой картине). Демонстрация собственныхнавыков, полученных в течение учебного года Знать: Парная игра с применением - материалы и инструменты, используемые в разных видах изобразительной деятельности, - свойства гуаши и акварели, отличительныеособенности изображения ими, - о способах передачи грустного и веселого настроения в рисунке посредством красок, - приемы осветления краски (акварель, гуашь), полученных знаний иумений достижений в области изобразительной деятельности; способность к самооценке; адекватные представления о собственных возможностях в изобразительной деятельности; 3 1 Здравствуй, лето! 1 - как получить составные цвета из разных красок. Уметь: - работать в паре (обращаться с заданием/вопросом, контролировать и оценивать результат, выражать свое мнение) - использовать полученные умения и навыки входе практической деятельности Уметь: - использовать полученные навыки - работать в коллективе, объединяя результатсвоего труда - умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой Оформление панно с пожеланиями. Использование навыков построения композиции и оформления с применением разных материалов творческой деятельности «нравится» или «не нравится»; с коллективным - проявление уважительного отношения к чужому мнению и чужому творчеству; бережное отношение к результату чужого труда; - стремление к использованию приобретённых знаний и умений, к проявлению творчества в самостоятельной и коллективной учебной и внеурочной деятельности; - проявление доброжелательности, эмоционально-нравстве нной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания удачам/неудачам одноклассников; - стремление к творческому досугу на основе предметно-практическ ой и изобразительной деятельности; - привычка организованности, порядку, аккуратности к