Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат I-II вида «Утверждаю» Директор школы ___ ________ 2021 г. ___________________ Норбоева Н.В. Адаптированная рабочая программа. Технология. 1 класс «Б» II вида г. Улан-Удэ, 2021 ТЕХНОЛОГИЯ (ТРУД). 1 КЛАСС ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цель: формирование у слабослышащих и позднооглохших обучающихся общекультурных и общетрудовых компетенций, коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их индивидуальных особенностей. Трудовое обучение является составной частью единой системы обучения, воспитания и развития обучающихся. Обучение труду направлено на воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе, уважения к людям труда); сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду; формирование организационных умений в труде: вовремя приходить на урок, работать на своем рабочем месте, правильно располагать материалы, убирать их по окончании работы. Наряду с этими задачами решаются и коррекционные задачи. Коррекционная работа выражается в формировании умений: ориентироваться в задании; предварительно планировать ход работы над изделием; контролировать свою работу. В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Все этапы урока должны быть максимально насыщены речевым общением, педагог постоянно стимулирует обучающихся к пользованию речью, не допускается молчаливое выполнение практических заданий. Место курса в учебном плане. На изучение предмета в первом классе отводится 33 часов в год (1 час в учебную неделю). Программа обеспечивает достижение слабослышащими и позднооглохшими учащимися следующих личностных, метапредметных предметных результатов обучения. Личностные результаты обучения: •формировать мотивацию к обучению; развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении •овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни • владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; •развитие положительных свойств и качеств личности; •формировать готовность к вхождению обучающегося в социальную среду; Метапредметные результаты обучения •вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс); •использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; •обращаться за помощью и принимать помощь; •слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; •сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; •доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; •договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации; • входить и выходить из учебного помещения со звонком; •ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); •пользоваться учебной мебелью; •адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.); •работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место; •передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; •принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; •активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; •соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; • пользоваться знаками, символами, предметами- заместителями; •наблюдать; •работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях). Предметные результаты обучения: •Общекультурные и общетрудовые компетенции. •Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. •Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. •Контроль и корректировка хода работы. •Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду. • Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. • Конструирование и моделирование. Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Вводное занятие. Беседа о труде и профессиях. Ознакомление учащихся с особенностями урока труда. Требования к поведению учащихся во время урока труда. Правильная рабочая поза и соблюдение порядка на рабочем месте. Аккуратное и бережное обращение с материалами и инструментами. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Выявление знаний и умений учащихся. Работа с пластилином. Изучение технических сведений по пластилину: свойства: холодный пластилин — твердый, теплый пластилин — мягкий и вязкий, цвет: красный, синий, желтый, оранжевый, зеленый, коричневый, черный, белый, применение и назначение выполненных изделий. Способы подготовки пластического материала к работе: подогрев и разминание пластилина. Инструменты, применяемые при лепке, их названия и назначение. Виды лепки: на плоскости (рельеф) и круглая (скульптура). Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований при лепке. Понятие о расположении предметов на подставке в определенной последовательности. Знакомство с разнообразными приемами лепки: раскатывание пластилина в ладонях и на подкладной доске (столбики), скатывание кругообразными движениями в ладонях (шар), вдавливание на поверхности шара (яблоко), скатывание кругообразными движениями шара и раскатывание в ладонях до овальной формы. Лепка двумя способами: вылепливание из целого куска и составление из двух половинок шара. Скатывание и расплющивание, вытягивание одного конца столбика и боковины шара, соединение плоских деталей с объемными, соединение деталей примазыванием. Выполнение заготовок для букв и цифр. Применение в работе инструментов для резания материала, зачистки изделий и обработки деталей фигуры. Закрепление деталей на подставке. Использование цвета пластилина в макете. Рациональное использование случайных материалов (ветки, бумага, картон). Работа с природными материалами. Изучение элементарных понятий о природных материалах, их свойствах: цвет, форма, величина, хрупкость засушенных листьев и цветов. Соединение пластилина с природным материалом различными способами. Сбор, хранение природных материалов. Сочетание цветов пластилина и природного материала. Ознакомление с натуральными объектами. Инструмент (ножницы). Организация рабочего места при работе с природным материалом, соблюдение санитарно-гигиенических требований, правила безопасной работы с режущими инструментами.Рациональное использование пластилина и природного материала и дополнительных материалов для оформления макета.Соединение пластилина с природным материалом способами примазывания, вкалывания деталей из природного материала в пластилин. Соединение отдельных деталей с помощью пластилина. Прикрепление засушенных листьев и цветов на подложку полосками гуммированной бумаги. Составление простейших композиций из листьев и цветов. Расположение деталей на подставке. Оформление макетов изготовленными изделиями с созданием игровой ситуации. Работа с бумагой. Изучение технических сведений: свойства бумаги: сгибается, мнется, разрывается, впитывает влагу, теряя при этом прочность, режется. Различение бумаги по толщине, элементарные понятия о назначении некоторых сортов бумаги (газетная, писчая, бумага для рисования, папиросная, оберточная, цветная). Основные и дополнительные цвета бумаги. Инструменты для работы с бумагой: ножницы, карандаш, гладилка, шаблон, мерочка. Клеящие составы: клейстер, канцелярский клей, клей ПВА. Кисточка.Ознакомление с оттенками цветов бумаги. Сочетание цветов бумаги, понятие об аппликации, правила составления аппликации.Понятие о геометрическом и растительном орнаментах. Правила составления растительного орнамента. Организация рабочего места. Правила безопасной работы с клеем и режущими инструментами. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с бумагой. Знакомство с приемами работы при работе с бумагой: складывание с угла на угол и по средней линии, разглаживание гладилкой от центра к краям, разрывание бумаги по сгибу. Хватка инструмента. Синхронность работы обеих рук: правая рука с ножницами — режет, левая — подает. Приемы резания ножницами по прямым и кривым линиям, скругление углов квадрата и прямоугольника. Обводка по шаблону, разметка бумаги с помощью мерочки. Смазывание поверхности бумаги клеем с помощью кисти. Рациональное использование материала (экономная разметка, использование остатков материала для дальнейшей работы). Симметричное вырезывание. Размещение на листе бумаги элементов аппликации. Смазывание деталей аппликации клеем и наклеивание их. Работа с нитками. Изучение технических сведений: свойства, особенности и применение ниток. Инструменты для работы с нитками, их назначение и хранение.Сочетание цвета ниток и карандаша для раскраски контура. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с нитками. Приемы работы с нитками: связывание ниток и завязывание бантиком, петлей. Приемы витья шнурка. Правильная хватка инструментов, пользование наперстком. Приемы вдевания нитки в иглу и закрепление нитки повторением двух-трех стежков на одном месте. Шитье по проколам приемом «игла вверх-вниз» по намеченным линиям. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ в 1 классе (33 часа) I четверть (9 часов) Тема 1 Вводное занятие. «Человек и труд». Работа с пластилином. Аппликаци я из пластилина «Яблоко». 2 Работа с природными материалами. «Коллекция из листьев». Экскурсия в парк. Аппликация «Бабочка». 3 Работа с бумагой. «Что надо знать о бумаге». «Что надо знать о треугольнике». Складывание из бумаги. «Ёлочка». Кол-во часов 1 Сроки Понятия Бумага, пластилин. Пластилин 1 Парк, осень, листья. Аппликация, листья. 1 Бумага,ножницы. Красный, синий, желтый, зеленый, белый. Бумага, треугольник. Красный, синий, желтый, зеленый, белый. Характеристика деятельности обучающихся Организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за столом, Размещать инструменты и материалы. Убирать рабочее место. Организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за столом, Размещать инструменты и материалы. Лепить по образцу яблоко. Разминать пластилин пальцами до размягчения. Раскатывать шар на подкладной доске. Убирать рабочее место. Экскурсия в природу. Собирать природный материал(листья). Организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за столом. Размещать инструменты и материалы. Выполнять аппликацию из листьев по образцу. Заменять листья похожими по форме и размеру на образец. Убирать рабочее место. Называть материал. Называть основные цвета бумаги. Сгибать бумагу. Разрывать по линии сгиба. Убирать рабочее место. Организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за столом. Называть основные цвета бумаги. Сгибать бумагу. Складывать лист бумаги по средней линии, с угла на угол, совмещая срезы. Убирать рабочее место. 1 4 Работа с бумагой. «Что надо знать о квадрате». Стаканчик для игрушки «Поймай пуговицу». «Что надо знать о прямоугольнике». «Наборная линейка». 1 5 Работа с бумагой. «Домик», «Ёлочка». Работа с пластилином. «Домик». 6 1 Пластилин. Помидор, огурец, овощи. Бумага, ножницы. Красный, синий, желтый, зеленый, белый. 1 Бумага, ножницы, квадрат, треугольник, Работа с пластилином. Лепка предметов шаровидной и овальной формы. «Помидор», «Огурец». Работа с бумагой. «Что надо знать о ножницах». 7 Работа с бумагой. «Геометрическ ий орнамент из Бумага, квадрат. Красный, синий, желтый, зеленый, белый. Бумага, квадрат, треугольник, прямоугольник. Красный, синий, желтый, зеленый, белый. Бумага, квадрат, треугольник, прямоугольник. Красный, синий, желтый, зеленый, белый. Пластилин Организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за столом. Называть основные цвета бумаги. Сгибать бумагу. Складывать лист бумаги по средней линии, с угла на угол, совмещая срезы. Убирать рабочее место. Организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за столом. Называть основные цвета бумаги. Сгибать бумагу. Складывать лист бумаги по средней линии, с угла на угол, совмещая срезы. Убирать рабочее место. Организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за столом. Называть основные цвета бумаги. Сгибать бумагу. Складывать лист бумаги по средней линии, с угла на угол, совмещая срезы. Убирать рабочее место. Организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за столом, Размещать инструменты и материалы. Лепить по образцу. Разминать пластилин пальцами до размягчения. Раскатывать шар на подкладной доске. Скатывать шар в ладонях круговыми движениями. Цвета пластилина. Убирать рабочее место. Организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за столом, Размещать инструменты и материалы. Лепить по образцу. Разминать пластилин пальцами до размягчения. Скатывать шар в ладонях круговыми движениями. Раскатывать шар до овальной формы. Цвета пластилина. Убирать рабочее место. Называть материал и инструменты. Освоить правила безопасной работы с ножницами Называть основные цвета бумаги. Сгибать бумагу. Разрывать по линии сгиба. Убирать рабочее место. Организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за столом. Освоить правила безопасной работы с ножницами. Называть основные цвета бумаги. Составлять симметричный квадратов». 1 8 Работа с бумагой. «Парусник из треугольников», «Орнамент из треугольников» 1 9 Работа с пластилином. Приёмы работы с пластилином: вытягивание одного конца столбика. «Морковь», «Свекла», «Репка». прямоугольник. Красный, синий, желтый, зеленый, белый. Бумага, ножницы, квадрат, треугольник, прямоугольник. Красный, синий, желтый, зеленый, белый. Пластилин. Помидор, огурец, морковь, свёкла, репка, овощи. орнамент из геометрических фигур по образцу. Убирать рабочее место. Организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за столом. Освоить правила безопасной работы с ножницами. Называть основные цвета бумаги. Составлять симметричный орнамент из геометрических фигур по образцу. Убирать рабочее место. Организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за столом, Размещать инструменты и материалы. Лепить по образцу. Отщипывать пластилин от целого куска. Разминать пластилин пальцами до размягчения. Скатывать шар в ладонях круговыми движениями. Раскатывать шар до овальной формы. Вытягивать одну сторону шара. Сплющивать стороны шара для придания ему грушевидной формы. Вдавливать ямки на поверхности шара. Цвета пластилина. Убирать рабочее место. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1. Кузнецова Л.А. «Технология. Ручной труд». 1 класс. Просвещение ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА: сформировать умения по организации рабочего места в зависимости от вида работы; рационально размещать на рабочем месте материалы и инструменты, распределять рабочее время; содействовать в формировании навыков по выполнению доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду; научить учащихся готовить материалы к работе и экономно их расходовать. знать названия материалов, используемых для выполнения поделок ( пластилин, бумага, нитки); названия основных цветов указанных материалов уметь организовывать работу с опорой на образец изделия, показ учителем приемов работы и его устную инструкцию; уметь сопоставлять свою поделку с образцом Календарно – тематическое планирование. 2 четверть Технология, 2 часа в неделю. № 1 2 3 4 Содержание программного материала Работа с пластилином. Приёмы работы с пластилином: вытягивание одного конца столбика. «Морковь», «Свёкла», «Репка». Кол-во часов 1 сроки Предметные результаты Речевой материал УУД Организовывать своё рабочее место, правильно сидеть за столом, размещать инструменты и материалы. Пластилин. Помидор, огурец, морковь, свёкла, репка, овощи. Коммуникативные УУД: - постановка вопросов - умение выражать свои мысли полно и точно. Лепить по образцу. Отщипывать пластилин от целого куска. Грибы, пирамидка. Работа с пластилином. Приёмы работы с пластилином: сплющивание шара. «Пирамидка из 4х колец», «Грибы». 1 Шишка, ёжик. Работа с природными материалами. Работа с еловыми шишками. «Ёжик». 1 Скатывать шар до овальной формы. Вытягивать одну сторону шара. Работа с бумагой (с применением клея). Аппликация из обрывных кусков бумаги. «Осеннее дерево». Работа с бумагой. Складывание фигурок из бумаги. «Открытка со складным цветком», «Открытка со складной фигуркой кошечки» 2 Сплющивать стороны шара для придания ему грушевидной формы. Разминать пластилин пальцами до размягчения. Вдавливать ямки на поверхности шара. Цвета пластилина. Убирать рабочее место. Называть материал и инструменты. Бумага, клей, кисточка, осень, дерево. Цыплёнок, лепить, раскатывать, отщипывать, скатывать. Бумага, ножницы, аккуратно, красиво. Вверху, внизу, слева, справа, в углу, в центре. Познавательные УУД: - отвечать на простые вопросы учителя; - умение планировать. Регулятивные УУД: -проговаривать последовательность действий на уроке. Личностные УУД: - демонстрировать уважительное отношение к труду; - проявлять интерес к занятиям 5 Работа с пластилином. «Цыплёнок» 1 Смазывать поверхность бумаги клеем с помощью кисти. Называть основные цвета бумаги. 6 Работа с бумагой. Конструирование. Игрушка «Бумажный фонарик» Работа с бумагой. Конструирование. «Декоративная веточка» 1 Выполнять аппликацию по образцу. Работа с бумагой. Конструирование. «Флажки» Работа с бумагой. Конструирование. «Бумажный цветок» 1 7 Сгибать бумагу. Складывать стилизованные фигурки кошечки, цветки из развёртки, заготовленной учителем. Выполнять открытку по образцу. Убирать рабочее место. Конструировать объёмную игрушку путём сложения. Освоить правила безопасной работы с ножницами.