Ознакомление с окружающим миром_вар 2.2_1 класс_Айсуева

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат I-II вида

«Утверждаю»
Директор школы
___ ________ 2021 г.
___________________
Норбоева Н.В.
Адаптированная рабочая программа.
Ознакомление с окружающим миром. 1 класс «Б» II вида

г. Улан-Удэ, 2021

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ. 1 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к
осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в
ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым
обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие.
Цели: формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и
эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание
личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Задачи: формирование уважительного отношения к семье, городу (поселку), региону, в котором проживают дети, к России, её природе и
культуре, истории и современной жизни; осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование
психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета в 1 классе отводится 66 ч (33 учебные недели) 2 часа в неделю
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты


положительное отношение к школе и учебной деятельности;



представление о новой социальной роли ученика, правила школьной жизни (ответственно относиться к уроку окружающего мира — быть
готовым к уроку, бережно относиться к учебнику и рабочей тетради);



ценностные представления о своей семье и своей малой родине;



представление о ценностях многонационального российского общества;



представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе, животным;



первоначальное представление о бережном отношении к окружающему миру;



этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий;



потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на уроке (для того, чтобы не мешать
успешной работе товарищей), правилами работы в паре, группе, со взрослыми;



правила работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению
одноклассников.

Метапредметные результаты


понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;



сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;



фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных
учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.



понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения
цветом, оформление в рамки и пр.);



находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов,



анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;



проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;



устанавливать причинно-следственные связи;



проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;



включаться в диалог с учителем и сверстниками;



формулировать ответы на вопросы;



слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;



договариваться и приходить к общему решению;



употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его
обязательно учту» и др.;



понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при
выполнении заданий;

Предметные результаты


правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);
различать флаг и герб России;



узнавать некоторые достопримечательности столицы;



называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;



проводить опыты с водой, снегом и льдом;



различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);
различать овощи и фрукты;



определять с помощью атласа-определителя растения и животных;



сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам;



использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;



различать животных холодных и жарких районов;



различать прошлое, настоящее и будущее;



называть дни недели и времена года в правильной последовательности;



соотносить времена года и месяцы;



объяснять причины возникновения дождя и ветра;



перечислять цвета радуги в правильной последовательности;



соблюдать правила поведения в природе;



правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;



подбирать одежду для разных случаев;



правильно обращаться с электричеством и электроприборами;



правильно переходить улицу;



соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;



различать виды транспорта;



соблюдать правила безопасности в транспорте.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел «Что и кто?»

Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Проект «Моя малая Родина:

22ч

город Санкт-Петербург» Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что общего у разных растений? Что
растёт на подоконнике? Что растёт на клумбе? Что это за листья? Что такое хвоинки? Времена года. Осень.
Экскурсия в природу. Осенние изменения. Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто
такие звери? Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? На что
похожа наша планета?

Раздел

«Как, откуда и Как живёт семья? Проект «Моя семья» Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш

куда?»

дом приходит электричество? Как путешествует письмо? Куда текут реки? Откуда берутся снег и лёд? Как

17ч

живут растения? Обобщение наблюдений за погодой. Как живут животные? Времена года. Зима. Как
зимой помочь птицам? Экскурсия в зимнюю природу. Откуда берётся и куда девается мусор? Откуда в
снежках грязь?

Раздел «Где и когда?»

Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа» Когда придёт суббота? Когда наступит лето?

14ч

Где живут белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы? Когда появилась одежда? Когда
изобрели велосипед? Когда мы станем взрослыми? Времена года. Весна. Экскурсия в весеннюю природу.

Раздел «Почему и зачем?»

Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идёт дождь и дует

13ч

ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? Проект
«Мои домашние питомцы»
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Зачем
мы спим ночью? Обобщение наблюдений за погодой.
Времена года. Лето.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
I четверть -18 часов
№

Тема

ур

1

Кол-во

Понятия

Характеристика деятельности обучающихся

часов
Знакомство с

1

учебником

2

Сроки

Что такое
Родина?

1

Учебник,

Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации)

титульный

к учению.

лист, рабочая

Различать способы и средства познания окружающего мира.

тетрадь,

Задавать вопросы.

содержание,

Вступать в учебный диалог.

условные

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

обозначения.

Определять цель выполнения заданий под руководством учителя.

Родина, Россия,

Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро»,

малая родина,

«терпение»

народы России

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.
Работать с картинной картой России
Рассказывать о своей малой родине
Участвовать в диалоге .
Отвечать на вопросы учителя
Слушать и понимать речь других

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться,
прощаться, благодарить.
Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Определять цель выполнения заданий на уроке под руководством
учителя.

3

Что мы знаем

1

о народах
России?

Национальност

Рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица, национальные

ь, народ,

костюмы разных народов.

национальные

Обсуждать, чем отличаются народы России и что их объединяет.

праздники,

Участвовать в диалоге на уроке. Отвечать на вопросы учителя,

традиции.

товарищей по классу. Слушать и понимать речь других.
Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Определять цель выполнения заданий на уроке под руководством
учителя.

4

Что мы знаем
о Москве?

1

Москва,

Оценивать свои достижения

столица,

Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию

Красная

в учебнике.

площадь,

Узнавать достопримечательности столицы

Кремль,

Участвовать в диалоге на уроке.

достопримечат

Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

ельности,

Слушать и понимать речь других

москвичи.

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться,
прощаться, благодарить. Работать в паре.
Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Определять цель выполнения заданий на уроке под руководством
учителя.

5

Проект «Моя

1

малая родина»

Малая Родина,

Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

проект.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств.
Находить нужную информацию в разных источниках
Уметь рассказывать о своей малой родине
Представлять конечный результат проекта в виде коллажа.
Участвовать в диалоге на уроке.
Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
Слушать и понимать речь других
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться,
прощаться, благодарить.
Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Определять цель выполнения заданий на уроке под руководством
учителя.

6

Что у нас над

1

Звезды,

Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

головой?

созвездия,

Отвечать на простые вопросы учителя

ночное небо.

Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
Наблюдать и сравнивать ночное и дневное небо.
Моделировать форму созвездий
Участвовать в диалоге на уроке.
Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
Слушать и понимать речь других
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться,
прощаться, благодарить.
Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Определять цель выполнения заданий на уроке под руководством
учителя.

7

Что у нас под
ногами?

1

Камни, форма

Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

камня, цвет,

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить

размер,

Осуществлять самопроверку.

признаки

Отвечать на вопросы учителя.

природного

Группировать объекты неживой природы по различным признакам

объекта.

Различать гранит, кремень, известняк.
Участвовать в диалоге на уроке.
Отвечать на вопросы учителя и товарищей по классу.
Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Определять цель выполнения заданий на уроке под руководством

учителя.
8

Части

Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

разных

растений:

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить

растений?

«корень»,

Осуществлять самопроверку.

«стебель»,

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками,

«листья»,

умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных

«цветок»,

ситуаций.

Что общего у

1

«плод», «семя». Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную
информацию.
Находить у растений их части, называть и показывать их.
Различать цветки и соцветия.
Отвечать на итоговые вопросы учителя.
Работать в паре
Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Определять цель выполнения заданий на уроке под руководством
учителя.
9

Что растет на
подоконнике?

1

Комнатные

Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

растения,

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить

природные

Осуществлять самопроверку.

условия

Наблюдать комнатные растения школы и узнавать их по рисункам

обитания,

Различать различные изученные растения.

бегония,

Приводить примеры комнатных растений.

хлорофитум и

Рассказывать об особенностях любимого растения.

др.

Отвечать на вопросы учителя и товарищей по классу.
Задавать вопросы учителю и одноклассникам.
Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Определять цель выполнения заданий на уроке под руководством
учителя.

10

Что растет на

1

клумбе?

Клумба:

Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

космея,

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить

гладиолус,

Осуществлять самопроверку.

бархатцы,

Наблюдать растения клумбы и дачного участка и узнавать их.

астра, петуния,

Рассказывать о любимом цветке

календула.

Отвечать на итоговые вопросы учителя
Задавать вопросы учителю и одноклассникам
Работать в паре
Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Определять цель выполнения заданий на уроке под руководством
учителя.

11

Что это за
листья?

1

Листья: цвет,

Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

форма, размер,

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить

дерево.

Осуществлять самопроверку.
Наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях.
Узнавать листья в осеннем букете.

Сравнивать и группировать листья по разным признакам.
Описывать внешний вид листьев какого-либо дерева.
Участвовать в диалоге на уроке.
Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
Слушать и понимать речь других
Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Определять цель выполнения заданий на уроке под руководством
учителя.
12

Хвоинки,

Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

работа: Что

лиственные и

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить

такое

хвойные

Осуществлять самопроверку.

хвоинки?

деревья, ель,

Различать лиственные и хвойные деревья

сосна.

Сравнивать ель и сосну.

Проверочная

1

Участвовать в диалоге на уроке.
Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
Слушать и понимать речь других
Работать в группе
Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Определять цель выполнения заданий на уроке под руководством
учителя.
13

Кто такие
насекомые?

1

6 ног,

Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

насекомые,

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить

паук и др.

Оценивать свою работу.
Рассматривать иллюстрации учебника
Сравнивать части тела различных насекомых.
Узнавать насекомых на рисунке. Насекомые как группа животных.
Главный признак насекомых-6 ног
Участвовать в диалоге на уроке.
Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
Слушать и понимать речь других
Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Определять цель выполнения заданий на уроке под руководством
учителя.

14

Кто такие
рыбы?

1

Чешуя, водное

Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

животное,

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить

морские и

Оценивать свою работу.

речные рыбы.

Узнавать рыб на рисунках.
Описывать рыбу по плану.
Рассматривать иллюстрации учебника и извлекать из них нужную
информацию.
Участвовать в диалоге на уроке.
Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
Слушать и понимать речь других
Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Определять цель выполнения заданий на уроке под руководством
учителя.
15

Кто такие

1

птицы?

Перья, голова,

Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

хвост, клюв,

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить

строение пера.

Оценивать свою работу.
Узнавать птиц на рисунке.
Описывать птицу по плану
Исследовать строение пера птицы.
Участвовать в диалоге на уроке.
Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
Слушать и понимать речь других
Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Определять цель выполнения заданий на уроке под руководством
учителя.

16

Кто такие
звери?

1

Шерсть,

Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

выкармливание

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить

детенышей,

Оценивать свою работу.

внешнее

Участвовать в диалоге на уроке. Дать общее представление о внешнем

строение.

строении и разнообразии зверей.
Называть основные признаки зверей: шерсть, выкармливание
детенышей молоком.
Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Слушать и понимать речь других
Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Определять цель выполнения заданий на уроке под руководством
учителя.
17

Что окружает

1

нас дома?

Предметы

Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

домашнего

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить

обихода:

Оценивать свою работу.

пылесос,

Характеризовать назначение бытовых предметов.

компьютер,

Находить на рисунке предметы

чайник,

Приводить примеры предметов разных групп.

холодильник,

Участвовать в диалоге на уроке.

плита и др.

Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
Слушать и понимать речь других
Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Определять цель выполнения заданий на уроке под руководством
учителя.

18

Повторение
пройденного
материала за I
четверть.

1

Тест,

Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

обобщение.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить
Оценивать свою работу.
Выполнить письменную самостоятельную работу (тест).
Участвовать в диалоге на уроке.
Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Слушать и понимать речь других
Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Определять цель выполнения заданий на уроке под руководством
учителя.
Календарно – тематическое планирование. 2 четверть
Ознакомление с окружающим миром, 2 часа в неделю.
№

Содержание программного материала

1
2
3
4

Что умеет компьютер?
Что вокруг нас может быть опасным?
На что похожа наша планета?
Проверим себя и оценим свои
достижения по разделу «Что и кто?»
Как живёт семья? Проект «Моя семья».
Откуда в наш дом приходит вода и куда
она уходит?
Откуда в наш дом приходит
электричество?
Как путешествует письмо?
Куда текут реки?
Откуда берутся снег и лёд?
Как живут растения?
Обобщение наблюдений за погодой.
Повторение пройденного.

5
6
7
8
9
10
11
12
13

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1

Сроки

Предметные
результаты
Определять составные
части компьютера;
Выявлять
потенциально опасные
предметы домашнего
обихода;
Выдвигать
предположения и
доказывать их;
Выполнять тестовые
задания учебника;
Рассказывать о жизни
семьи по рисункам
учебника.
Прослеживать по
рисунку – схеме путь
воды.

Речевой материал

УУД

Компьютер, ноутбук,
монитор, клавиатура,
мышка.

Личностные УУД:
Формирование
мотива,
реализующего
потребность в
социально-значимой
роли ученика,
положительного
отношения к
учению, развитие
познавательных
интересов, учебных
мотивов.
Познавательные
УУД:
Поиск и выделение
необходимой
информации.

Светофор, опасность,
безопасность.
Земля, планета, форма
земли, глобус.
Малая Родина,
проверочная работа,
вариант ответа.
Семья, имя, отчество,
фамилия, член семьи.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(301)245-18-44

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».