Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат I-II вида «Утверждаю» Директор школы ___ ________ 2021 г. ___________________ Норбоева Н.В. Адаптированная рабочая программа. Обучение грамоте. 1 класс «Б» II вида г. Улан-Удэ, 2021 Обучение грамоте ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цели предмета: формирование элементарных навыков чтения и письма; ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления; формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма. Задачи: научить детей чтению и письму; подготовить базу для успешного овладения правописанием; способствовать развитию речи; создать основу для овладения правильным звукопроизношением. Данный предмет играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно- нравственном развитии и воспитании младших школьников. Обучение грамоте - первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность к дальнейшему образованию. Коррекционная направленность обучения слабослышащих детей (в первую очередь детей с глубоким речевым недоразвитием) обеспечивается реализацией следующих условий организации учебного процесса: 1) ориентация педагогического процесса на преобразование всех сторон личности слабослышащего ребенка, коррекцию и воссоздание наиболее важных психических функций, их качеств и свойств; 2) преодоление речевого недоразвития посредством специального обучения языку (накопление словарного запаса, использование в речи математической терминологии); 3) максимально расширение речевой практики, использование языкового материала в речи, в разных видах общения; 4) использование и коррекция в учебно-воспитательном процессе самостоятельно приобретенных учащимися речевых навыков, дальнейшее их развитие и обогащение; 5) стимулирование различными средствами, методами и формами работы активного поведения учащихся, их собственной самостоятельной практической и умственной деятельности; 6) учёт индивидуальных и характерологических особенностей детей, их природных задатков и способностей; 7) обеспечение сенсорной базы учебного процесса как фактора, определяющего не только успешное формирование речи - главного звена учебного процесса, но и развитие, совершенствование деятельности всех анализаторов; 8)органическое единство в решении двух групп задач учебно–воспитательного процесса: - задач пропедевтического характера, решение которых способствует развитию детей, готовит их к сознательному овладению системой школьных знаний и навыков; - общих задач учебного процесса; 9) привлечение наглядно-действенных средств и приёмов, способствующих формированию представлений, понятий и требующих использования словесных способов обозначения. В структуре обучения чтению и письму - три этапа: 1. Подготовительный (добукварный), который делится на две ступени: безбуквенную и изучение 5 букв, обозначающих гласные звуки; 2. Основной (букварный): изучение согласных звуков и обозначающих их букв, букв Е, Ё, Ю, Я, имеющих двойную функцию, а также букв Ъ и Ь; 3. Повторительно - обобщающий (послебукварный) – закрепляющий полученные лингвистические сведения и навыки чтения и письма. Место курса обучения грамоте в учебном плане. На изучение предмета в 1 классе отводится 147 часов (33 учебные недели): добукварный период (подготовительный) – 16ч; букварный период (основной) – 103 ч.; послебукварный период (заключительный) – 23 ч. Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты Овладение речевыми навыками (понимание значений слов и их употребление, обогащение словарного запаса, развитие навыков связной речи). Развитие связной устной речи слабослышащих учащихся. Принятие и освоение первоклассникам социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе и в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств их осуществления. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Использование речевых средств и средств информационно-коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. Использование различных способов поиска, сбора, обработки и передачи информации. Овладение навыками осмысленного чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; способностью осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с предметными моделями). Предметные результаты Овладение основными закономерностями языка, словообразовательными моделями (с учётом особенностей речевого развития слабослышащих и позднооглохших обучающихся). Формирование навыков построения предложений с одновременным уточнением значений входящих в них словоформ. Знание основных речевых форм и правил их применения. Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию на основе словесной речи (в устной и письменной формах) как средство достижения цели, использование в речевом общении устно–дактильной формы речи, как вспомогательной. Умение выбрать адекватные средства вербальной (с учётом особенностей речевого развития) и невербальной коммуникации в зависимости от собеседника (слышащий, слабослышащий, глухой). Овладение структурой простого предложения и наиболее употребительными типами сложных предложений, выражающих определительные, пространственные, причинные, целевые, временные и объектные смысловые отношения. Овладение орфографическими знаниями и умениями, каллиграфическими навыками. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Виды речевой деятельности. Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.). Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения. Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Обучение чтению слов и коротких предложений с печатного или рукописного шрифта. Чтение с правильным сочетанием звуков в словах, без искажения и пропуска звуков. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений , коротких текстов и стихотворений. Ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами) - соблюдение правил орфоэпии, указанных в программе по обучению произношения. Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме, выработка правильной осанки, умений наклонно расположить тетрадь на парте и правильно держать карандаш, авторучку при рисовании и письме. Подготовительные упражнения для развития глазомера кисти руки и мышц пальцев. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Проверка написанного при помощи сличения с текстом- образом и послогового чтения написанных слов. Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработка навыка писать большую букву в именах людей и кличках животных. Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией. Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение: • раздельное написание слов; • обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши); • прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; • перенос слов по слогам без стечения согласных; • знаки препинания в конце предложения. Развитие речи. Уточнение и обогащение словаря. Слова, выражающие поручения, приказания. Слова, обозначающие предметы, действие, местоположение, направление, временные отношения, качество предметов и действий окружающего мира. Слова, обозначающие детенышей животных. Многозначные и обобщающие слова. Слова, близкие или противоположные по значению (синонимы, антонимы). Развитие связной речи и внеклассное чтение. Понимание и употребление в речи побудительных предложений, организующих учебный процесс; повествовательных предложений, организующих учебный процесс; повествовательных нераспространенных и распространенных предложений; предложений с отрицанием; предложений с обращением. Распространение предложений за счет уточнения места, времени и обстоятельств действия, признаков предмета и др. Понимание и употребление сложных предложений с союзами и, а, но. Краткие и полные ответы на вопросы. Составление вопросов устно и письменно. Диалоги в форме вопросов и ответов с использованием тематического словаря. Составление и запись рассказов повествовательного характера о труде, играх, учебе, увлечениях детей и др. (по сюжетным картинкам, с помощью вопросов и опорным конструкциям). Понятие об изложении. Изложение под руководством учителя. Слушание и самостоятельное чтение доступных по содержанию, небольших по объему (с повторами) рассказов и сказок. Развитие умения ответить на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту. Знание названия читаемого текста. Знакомство с основными правилами гигиены чтения и правильного обращения с книгой. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ I четверть – 54 часа № Тема Кол- ур урока во Сроки Характеристика деятельности Письмо обучающихся Характеристика деятельности обучающихся часов Ориентироваться в «Азбуке». Называть и Пропись Называть письменные принадлежности с «Азбука» показывать её элементы. — первая опорой на иллюстрации прописи. — первая Называть условные знаки и объяснять их учебная Обводить предметы по контуру. учебная значение. тетрадь. книга. Рассказывать правила обращения с 1 1 «Азбукой». Отвечать на вопросы учителя о правилах поведения на уроке и соблюдать их. Оценивать результаты своей работы на уроке. 2 Принимать учебную задачу урока и Рабочая Правильно располагать учебную тетрадь устная и осуществлять её решение под руководством строка. на рабочем месте. письменна учителя. Верхняя и Воспроизводить с опорой на наглядный я. Практически различать речь устную нижняя материал (иллюстрации в прописи, Предложе (говорение, слушание) и речь письменную линии плакаты и др.) гигиенические правила ние. (письмо, чтение). рабочей письма, демонстрировать их выполнение в Выделять из речи предложения. строки. процессе письма. Речь 1 3 Принимать учебную задачу урока и Повторени Воспроизводить с опорой на наглядный устная и осуществлять её решение под руководством е. материал (иллюстрации в прописи, письменна учителя. Верхняя и плакаты и др.) гигиенические правила я. Выделять из речи предложения. нижняя письма, демонстрировать их выполнение в Предложе Определять на слух кол-во предложений в линии процессе письма. ние. высказывании. рабочей Обводить предметы по контуру. Речь 1 строки. Делить предложения на слова. Определять Письмо Находить овалы и полуовалы в предложен на слух количество слов в предложении. овалов и изображении предметов. ие. Составлять простейшие предложения и полуовало Обводить изображённые предметы по моделировать их с помощью схем. в. контуру, штриховать. 4 Слово и 5 2 Составлять и «читать» предложения по Называть героев сказки, составлять схемам. предложения о каждом из героев с опорой Рассказывать сказку с опорой на на заданную схему. иллюстрации. Называть предметы, изображённые на странице прописи (яблоко, помидор, огурец, репа), классифицировать их по группам. Составлять предложения к иллюстрациям, данным в прописи. 6 Слог. 2 7 Воспринимать слово как объект изучения. Рисование Рисовать бордюры и чередующихся Произносить слова по слогам. Делить бордюров. узоров. слова на слоги, определять кол-во слогов. Применять гигиенические правила Моделировать слова при помощи схем. письма при выполнении задания. Устанавливать слоговой состав слов, Дорисовывать, обводить овалы, круги и называющих изображенные предметы. предметы. Соотносить предметную картинку и схему слова. Отвечать на вопросы по опорной иллюстрации. Составлять предложения на заданную тему. 8 9 Ударение. 2 Выделять ударный слог при произнесении Письмо Обводить предметы по контуру, слова. Определять на слух ударный слог в длинных штриховать, не выходя за контур. словах. прямых Писать прямые длинные наклонные Обозначать ударный слог на схеме слова наклонны линии, ориентируясь на образец и условным знаком. х линий. дополнительную линию. Называть способы выделения ударного Соблюдать наклон, указанное слога («позвать» слово, «спросить» слово). направление движения руки, Соотносить слово, называющее выдерживать расстояние между изображённый предмет, со схемой-моделью. элементами. Составлять небольшие рассказы по Составлять предложения и связные иллюстрации и на основе жизненных небольшие рассказы по иллюстрациям, впечатлений. данным в прописях. Произносить и слышать изолированные Письмо Писать короткую наклонную линию с окружающ звуки. короткой закруглением вверху (влево). ем мире и Делать вывод: «Звуки мы произносим и наклонной Писать длинную наклонную линию с в речи. слышим». линии с закруглением внизу (вправо). Составлять устные рассказы об играх закруглен Чередовать короткую и длинную детей с опорой на иллюстрации. ием наклонные линии с закруглением внизу Рассказывать о своих взаимоотношениях с вверху (вправо), соблюдая наклон, высоту, товарищами. (влево). интервалы между ними. Письмо Обозначать условным знаком (точкой) длинной наиболее удавшийся элемент. 10 Звуки в 11 2 наклонной Рисовать бордюры по заданному линии с алгоритму. закруглен ием внизу (вправо). 12 Звуки в словах. 1 Воспринимать слово как объект изучения, Письмо Обводить графические элементы, материал для анализа. овалов предметы по контуру, штриховать, не Воспроизводить заданный учителем больших и выходя за контур. образец интонационного выделения звука в маленьких Находить недостающие детали в слове. , их изображённых предметах и воссоздавать Анализировать слово с опорой на его чередован рисунок по заданному образцу. Рисовать модель: определять кол-во слогов, ие. бордюры. Составлять предложения и называть ударный слог, определять кол-во Письмо связные небольшие рассказы по и последовательность звуков в слове, кол-во коротких иллюстрациям, данным в прописях. звуков в каждом слоге, выделять и наклонны называть звуки в слове по порядку. х линий. Составлять короткие устные рассказы по сюжетным картинкам. 13 Слог- 14 слияние. 2 Различать гласные и согласные звуки, Письмо Писать короткие и длинные линии, называть основные отличительные коротких чередовать их, соблюдая наклон, высоту, признаки. и длинных интервал между ними. Наблюдать как образуется слог-слияние (в наклонны Обозначать условным знаком (точкой) процессе слого-звукового анализа). х линий, наиболее удавшийся элемент. Выделять слоги-слияния и звуки за их Сравнивать элементы письменных и пределами слияния в словах. Различать чередован печатных букв. графические обозначения слогов-слияний и ие. Рисовать бордюры по заданному звуков за пределами слияния, использовать алгоритму. их при моделировании слов. Находить знакомые графические элементы букв в изображении предметов. 15 Повторени 2 Использовать термины «речь», Письмо Писать длинную наклонную линию с 16 еи «предложение», «слово», «слог», короткой закруглением внизу (влево). обобщение «ударение», «звук», «гласный», наклонной Писать короткую наклонную линию с пройденно «согласный», «слог-слияние». Вычленять линии с закруглением внизу (вправо). го из речи предложения, делить их на слова. закруглен Обозначать условным знаком (точкой) материала Делить слова на слоги. Определять ием внизу наиболее удавшийся элемент. . количество слогов в слове. Выделять вправо. Рисовать бордюры по заданному ударный слог, слог-слияние и звуки за Письмо алгоритму. пределами слияния в словах. коротких Составлять предложения и связные Устанавливать количество, наклонны небольшие рассказы по иллюстрациям, последовательность звуков и характер их х линий с данным в прописях. связи в слогах и в слове в целом. закруглен Моделировать с помощью схем слова, ием слоги. Объяснять графические обозначения вверху в схемах-моделях (ударение, слоговые влево и границы, согласные вне слияния, слияния). закруглен Анализировать серии сюжетных картинок. ием внизу вправо. Письмо наклонны х линий с петлёй вверху и внизу. Производить слого-звуковой анализ слова с Строчная Писать буквы А, а в соответствии с звук а, изучаемым звуком (астры). Выделять звук и образцом. Сравнивать печатную и буквы А, [а] в процессе слого-звукового анализа с заглавная письменную букву. а. опорой на предметный рисунок и схему- буквы А, Анализировать образец изучаемой буквы, модель слова. Приводить примеры слов со а. выделять элементы в строчных и 17 Гласный 18 2 звуком [а] в начале, середине, конце слова. прописных буквах. Определять место новой буквы на «ленте Составлять предложения и связные букв». небольшие рассказы по иллюстрациям, Составлять предложения и связные данным в прописях. небольшие рассказы по сюжетным картинкам. 19 Производить слого-звуковой анализ слова с Строчная Анализировать образец изучаемой буквы, звук о, изучаемым звуком (окуни). выделять элементы в строчных буквах. буквы О, Выделять звук [о] в процессе слого- Называть правильно элементы буквы о. о. звукового анализа с опорой на предметный Сравнивать печатную и письменную рисунок и схему-модель слова. буквы. Характеризовать выделенный звук с Писать букву о в соответствии с опорой на таблицу. Доказывать, что звук образцом. [о] гласный. Воспроизводить форму изучаемой буквы Распознавать на слух звук [о] в словах, и её соединения с другой буквой по Гласный 1 буква о. определять место нового звука в слове. алгоритму. Приводить примеры слов со звуком [о] в Сравнивать написанные буквы о с начале, середине, конце слова. образцом. Составлять предложения и связные небольшие рассказы по сюжетным картинкам. 20 Выделять звук [о] в процессе слого- Заглавная Анализировать образец изучаемой буквы, звук о, звукового анализа с опорой на предметный буква О. выделять элементы в заглавных буквах. буквы О, рисунок и схему-модель слова. Называть правильно элементы буквы О. о. Характеризовать выделенный звук с Сравнивать печатную и письменную опорой на таблицу. Доказывать, что звук буквы. [о] гласный. Писать букву О в соответствии с Узнавать, сравнивать и различать образцом. заглавную и строчную, печатные и Воспроизводить форму изучаемой буквы письменные буквы О, о. и её соединения с другой буквой по Соотносить звук [о] и букву о. алгоритму. Составлять предложения и связные Сравнивать написанные буквы О с небольшие рассказы по сюжетным образцом. Гласный 1 картинкам. Производить слого-звуковой анализ слова с Строчная Анализировать образец изучаемой буквы, звук и, изучаемым звуком (иголка). и выделять элементы в строчной букве и. буквы И, Выделять звук [и] в процессе слого- заглавная Называть правильно элементы буквы и. 21 Гласный 22 2 и. звукового анализа с опорой на предметный буква И,и. Сравнивать печатную и письменную рисунок и схему-модель слова. буквы. Характеризовать выделенный звук с Писать букву и в соответствии с опорой на таблицу. Доказывать, что звук образцом. [и] гласный. Воспроизводить форму изучаемой буквы Определять место нового звука в слове. и её соединения с другой буквой по Приводить примеры слов со звуком [и] в алгоритму. начале, середине, конце слова. Соблюдать соразмерность элементов Узнавать, сравнивать и различать буквы по высоте, ширине и углу наклона. заглавную и строчную, печатную и Сравнивать написанную букву и с письменную буквы И, и. образцом. Соотносить звук [и] и букву, его Анализировать образец изучаемой буквы, обозначающую. выделять элементы в строчных и Составлять предложения и связные прописных буквах. небольшие рассказы по сюжетным Называть правильно элементы буквы И. картинкам. Сравнивать печатную и письменную буквы. Писать букву И в соответствии с образцом. Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Сравнивать написанную букву И с образцом. Наблюдать за изменением формы слова Строчная Анализировать образец изучаемой буквы, звук ы, (шар — шары). Устанавливать сходство и буква ы. выделять элементы в строчных и буква ы. различие слов. прописных буквах. Производить слого-звуковой анализ слова с Называть правильно элементы буквы ы. изучаемым звуком (шары). Сравнивать печатную и письменную Выделять звук [ы] в процессе слого- буквы. звукового анализа с опорой на предметный Писать букву ы в соответствии с рисунок и схему-модель слова. образцом. Характеризовать выделенный звук с Воспроизводить форму изучаемой буквы опорой на таблицу. Доказывать, что звук и её соединения с другой буквой по [ы] гласный. алгоритму. Определять место нового звука в слове. Соблюдать соразмерность элементов Приводить примеры слов со звуком [ы]. На буквы по высоте, ширине и углу наклона. основе наблюдений над словами с новым Сравнивать написанную букву ы с звуком делать вывод (под руководством образцом. учителя) о том, что звук [ы] употребляется Писать слоги, слова с новой буквой, только в слияниях. используя приём комментирования. 23 Гласный 24 2 Узнавать новую букву, сравнивать и различать печатную и письменную букву ы. Характеризовать особенности буквы ы (бывает только строчная, состоит из двух частей). Соотносить звук [ы] и букву, его обозначающую. Воспроизводить диалог героев сказки. 25 Производить слого-звуковой анализ слова с Строчная Анализировать образец изучаемой буквы, звук у, изучаемым звуком (утка). выделять элементы в строчных буквах. буквы У, Выделять звук [у] в процессе слого- Называть правильно элементы буквы, у. у. звукового анализа с опорой на предметный Сравнивать печатную и письменную рисунок и схему-модель слова. буквы. Характеризовать выделенный звук с Писать буквы у в соответствии с опорой на таблицу. Доказывать, что звук образцом. [у] гласный. Воспроизводить форму изучаемой буквы Определять место нового звука в слове. и её соединения с другой буквой по Приводить примеры слов со звуком [у] в алгоритму. начале, середине, конце слова. Соблюдать соразмерность элементов Гласный 1 буква у. буквы по высоте, ширине и углу наклона. Сравнивать написанные буквы у с образцом. 26 Гласный 1 Выделять звук [у] в процессе слого- Заглавная Анализировать образец изучаемой буквы, звук у, звукового анализа с опорой на предметный буквы У, рисунок и схему-модель слова. Называть правильно элементы букву У. у. Характеризовать выделенный звук с Сравнивать печатную и письменную опорой на таблицу. Доказывать, что звук буквы. [у] гласный. Писать буквы У в соответствии с Определять место нового звука в слове. образцом. Приводить примеры слов со звуком [у] в Воспроизводить форму изучаемой буквы начале, середине, конце слова. и её соединения с другой буквой по Узнавать, сравнивать и различать алгоритму. заглавные и строчные, печатные и Соблюдать соразмерность элементов письменные буквы У, у. буквы по высоте, ширине и углу наклона. Соотносить звук [у] и букву, его Сравнивать написанные буквы У с обозначающую. образцом. буква У. выделять элементы в заглавных буквах. Составлять рассказ по сюжетной картинке. 27 Согласные 2 Производить слого-звуковой анализ слов с Строчная Анализировать образец изучаемой буквы, 28 звуки н, изучаемыми звуками (барабан, конь). и выделять элементы в строчных и н’, буквы Выделять звуки н, н’ в процессе слого- заглавная прописных буквах. Н, н звукового анализа, наблюдать над буквы Н, Называть правильно элементы буквы Н, особенностями произнесения новых звуков. н. н. Характеризовать выделенные звуки с Сравнивать печатную и письменную опорой на таблицу, доказывать, что звуки буквы. согласные, сравнивать их. Различать Обводить бордюрные рисунки по контуру. звуки н, н’ в словах. Обозначать Писать буквы Н, н в соответствии с твёрдость и мягкость согласных на схемах- образцом. моделях. Сопоставлять слова, Воспроизводить форму изучаемой буквы различающиеся одним звуком. и её соединения с другой буквой по Приводить примеры слова с новыми алгоритму. звуками. Соблюдать соразмерность элементов Узнавать, сравнивать и различать буквы по высоте, ширине и углу наклона. заглавные и строчные, печатные и Сравнивать написанные буквы Н, н с письменные буквы Н, н. образцом. Соотносить новые звуки и буквы Н, н их обозначающие. Делать вывод о том, что звуки н, н’ обозначаются одинаково, одной и той же буквой. Наблюдать работу буквы гласного как показателя твёрдости предшествующего согласного звука (буквы а, о, у, ы) или как показателя мягкости предшествующего согласного звука (буква и). 29 Согласные 2 Производить слого-звуковой анализ слов с Строчная Анализировать образец изучаемой буквы, 30 звуки с, изучаемыми звуками (лес, лось). и выделять элементы в строчных и с’, буквы Выделять звуки с, с’ в процессе слого- заглавная прописных гласных буквах. С, с. звукового анализа, наблюдать над буквы С, Называть правильно элементы буквы С, с. особенностями их произнесения. с. Сравнивать печатную и письменную Характеризовать выделенные звуки с буквы. опорой на таблицу, доказывать, что они Обводить бордюрные рисунки по согласные, сравнивать их. Слышать и контуру. различать новые звуки в словах. Писать буквы С, с в соответствии с Узнавать, сравнивать и различать образцом. заглавную и строчную, печатную и Воспроизводить форму изучаемой буквы письменную буквы С, с. и её соединения с другой буквой по Приводить примеры слов с новыми алгоритму. звуками. Соблюдать соразмерность элементов Составлять устные высказывания. буквы по высоте, ширине и углу наклона. Сравнивать написанные буквы С, с с образцом. 31 Согласные 1 Выделять новые звуки в процессе слого- Строчная Анализировать написанную букву, звуки к, звукового анализа. буква к. выбирать наиболее удавшийся вариант, к’, буквы Характеризовать выделенные звуки, обозначать его условным знаком (точкой), К, к. сравнивать их по твёрдости-мягкости. ориентироваться на лучший вариант в Слышать и различать новые звуки в процессе письма. словах. Называть правильно элементы буквы к. Соотносить новые звуки и букву, их Сравнивать печатную и письменную обозначающую. буквы. Приводить примеры слов с новыми Писать буквы к в соответствии с звуками. образцом. Составлять слова из букв и слогов. Воспроизводить форму изучаемой буквы Читать текст, отвечать на вопросы учителя и её соединения с другой буквой по по тексту и иллюстрации. алгоритму. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Сравнивать написанные буквы к с образцом. 32 Согласные 1 Характеризовать выделенные звуки, Заглавная Анализировать написанную букву, звуки к, сравнивать их по твёрдости-мягкости. буква К выбирать наиболее удавшийся вариант, к’, буквы Слышать и различать новые звуки в обозначать его условным знаком (точкой), К, к. словах. ориентироваться на лучший вариант в Соотносить новые звуки и букву, их процессе письма. обозначающую. Называть правильно элементы буквы К. Приводить примеры слов с новыми Сравнивать печатную и письменную звуками. буквы. Составлять слова из букв и слогов. Писать буквы К в соответствии с Составлять рассказ на основе сюжетных образцом. рисунков. Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Сравнивать написанные буквы К с образцом. Правильно записывать имена собственные. 33 Согласные 3 Выделять новые звуки в процессе слого- Строчная Анализировать образец изучаемой буквы, 34 звуки т, звукового анализа. и выделять элементы в строчных и 35 т, буквы Характеризовать выделенные звуки, заглавная прописных гласных буквах. Т, т. сравнивать их по твёрдости-мягкости. буквы Т, Называть правильно элементы буквы Т, т. Слышать и различать новые звуки в т. Сравнивать печатную и письменную словах. буквы. Приводить примеры слов с новыми Писать буквы Т, т в соответствии с звуками. образцом. Соотносить новые звуки и букву, их Воспроизводить форму изучаемой буквы обозначающую. и её соединения с другой буквой по Читать слоги-слияния и слова с новой алгоритму. буквой. Ориентироваться на букву Соблюдать соразмерность элементов гласного при чтении слогов-слияний. буквы по высоте, ширине и углу наклона. Характеризовать новые звуки. Сравнивать написанные буквы Т, т с Читать текст, соотносить текст с образцом. картинками, отвечать на вопросы. Составлять текст из 2-3 предложений. Записывать под руководством учителя. 36 Согласные 4 Выделять новые звуки из слов, Строчная Анализировать образец изучаемой буквы, 37 звуки л, характеризовать их, сравнивать буква л. выделять элементы в строчных гласных 38 л, буквы обозначать буквой, распознавать в словах Заглавная буквах. 39 Л, л. новые звуки, читать слоги и слова с буква Л . Называть правильно элементы буквы л,Л. 40 изученной буквой. Сравнивать печатную и письменную Выкладывать из букв разрезной азбуки буквы. слоги и слова. Ориентироваться на букву Писать букву л,Л в соответствии с гласного при чтении слогов-слияний с образцом. изменением буквы гласного. Составлять Воспроизводить форму изучаемой буквы слоги-слияния. Читать слоги-слияния и и её соединения с другой буквой по слова с ранее изученными буквами. алгоритму. Анализировать место изученных букв на Сравнивать написанные букву л , Л с «ленте букв». образцом. Составлять текст из 2-3 Читать текст, соотносить текст с предложений. картинками, отвечать на вопросы. Записывать под руководством учителя. Повторени 2 Характеризовать изученные звуки, Повторени Обводить по контуру изученные буквы. еи сравнивать их по твёрдости-мягкости. еи Анализировать предложения, данные в закреплен Слышать и различать данные звуки в закреплен прописи, определять количество слов в ие словах. ие них, объяснять известные орфограммы изученног Приводить примеры слов с новыми изученног (начало предложения, правописание имён о звуками. о. собственных). материала Соотносить звуки и буквы, их Списывать без ошибок предложения, . обозначающие. данные в прописи, грамотно обозначать Читать слоги-слияния и слова с границы предложения. изученными буквами. Ориентироваться на Выполнять слого-звуковой анализ слов с букву гласного при чтении слогов-слияний. опорой на схему-модель. Уметь самостоятельно придумывать слова с Выполнять правила работы в группе. данными звуками. Осваивать правила оценивания своей Составлять небольшие рассказы, работы разыгрывать диалоги. 41 Согласные 2 Выделять новые звуки из слов, наблюдать Строчная Называть правильно элементы букв. 42 звуки р, над особенностями их произнесения, буква р. Сравнивать элементы. р’, буквы характеризовать их, сравнивать, Заглавная Находить элементы в написании строчных Р, р. обозначать буквой, распознавать в словах буква Р. и прописных гласных букв. новые звуки, читать слоги и слова с Воспроизводить форму буквы и её изученной буквой. соединения по алгоритму. Читать текст вслух, соотносить текст с Соблюдать соразмерность элементов иллюстрацией. Отвечать на вопросы буквы по высоте, ширине и углу наклона. учителя по содержанию текста. Сравнивать написанную букву с образцом. Списывать с рукописного и печатного текста. 43 Согласные 3 Выделять новые звуки из слов, Строчная Анализировать образец изучаемой буквы, 44 звуки в, характеризовать их, сравнивать, буква в. Называть правильно элементы буквы в, 45 в’, буквы обозначать буквой, распознавать в словах Заглавная В. В, в. новые звуки, читать слоги и слова с буква В. Сравнивать печатную и письменную изученной буквой. буквы. Отвечать на итоговые вопросы урока и Писать букву в, В в соответствии с оценивать свои достижения на уроке. образцом. Читать рассказ. Отвечать на вопросы по Воспроизводить форму изучаемой буквы содержанию. Определять основную мысль и её соединения с другой буквой по текста. Озаглавливать текст. алгоритму. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Сравнивать написанные буквы в, В с образцом. Списывать с рукописного и печатного текста. Производить слого-звуковой анализ слова Строчная Анализировать образец изучаемой буквы, буквы Е, (ели): определять количество слогов, и выделять элементы в строчных и е. количество звуков в каждом слоге, делать заглавная прописных гласных буквах. вывод о том, что в слове ели два слога- буквы Е, е. Называть правильно элементы буквы Е, 46 Гласные 47 48 49 4 слияния. е. Анализировать схему-модель слова. Сравнивать печатную и письменную Обозначать слияние j’э буквой е. буквы. Называть особенность буквы е (обозначать Писать буквы Е, е в соответствии с целый слог-слияние — два звука). образцом. Узнавать, сравнивать и различать Воспроизводить форму изучаемой буквы заглавные и строчную, печатные и и её соединения с другой буквой по письменные буквы Е. алгоритму. Составлять рассказ по сюжетной картинке. Соблюдать соразмерность элементов Читать текст, находить в тексте ответы на буквы по высоте, ширине и углу наклона. вопросы. Сравнивать написанные буквы Е, е с образцом. Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуками [j’э], [’э]. Списывать без ошибок с письменного шрифта, правильно записывать имена собственные. 50 Согласные 3 Выделять новые звуки из слов, Строчная Анализировать образец изучаемой буквы, 51 звуки п, характеризовать их, сравнивать, буква п. Называть правильно элементы буквы п, 52 п’, буквы обозначать буквой, распознавать в словах Заглавная П. П, п. новые звуки, читать слоги и слова с буква П. Сравнивать печатную и письменную изученной буквой. Объяснять роль гласных буквы. и, е. Читать текст, находить в тексте ответы Писать букву п, П в соответствии с на вопросы. Составлять рассказ о образцом. профессиях . Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму. Сравнивать написанные буквы п, П с образцом. Списывать без ошибок с письменного шрифта, правильно записывать имена собственные. 53 Согласные 2 Выделять звуки м, м’ из слов, Строчная Анализировать образец изучаемой буквы, 54 звуки м, характеризовать их, сравнивать, и выделять элементы в строчных и м’, обозначать буквой, распознавать в словах заглавная прописных гласных буквах. буквы М, новые звуки, читать слоги и слова с буквы Называть правильно элементы буквы М, м. изученной буквой. М, м. м. Группировать изученные гласные по Сравнивать печатную и письменную общему признаку (обозначать твёрдость буквы. согласных или обозначать мягкость Обводить элементы буквы М безотрывно, согласных). Группировать изученные не выходя за пределы широкой строки. согласные по глухости-твёрдости. Писать буквы М, м в соответствии с Определять место новой буквы на «ленте образцом. букв». Списывать без ошибок с письменного Соотносить все изученные буквы со шрифта, правильно записывать имена звуками. Сравнивать, группировать и собственные. классифицировать все изученные буквы. Тематическое планирование. 2 четверть. Обучение грамоте. 6 часов в неделю. № Содержание Колпрограммного во материала часов 1. Согласные звуки 2 м, мь, буквы М,м. 2 Согласные звуки 3 з,зь, буквы З,з. 3 Согласные звуки 4 б, бь, буквы Б,б. 4 Согласные звуки 3 д,дь, буквы Д,д. 5 Гласные буквы 4 Я,я. 4 6 Согласные звуки г,гь, буквы Г,г. 4 7 Согласный звук ч, буквы Ч,ч. 2 8 Буква ь. 4 9 Согласный звук ш, буквы Ш,ш. 4 10 Согласный звук ж, буквы Ж,ж. 3 11 Гласные буквы 2 12 Ё,ё. Звук j, буквы Й,й. Сроки Предметные результаты Речевой материал УУД Выделять звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученными буквами. Группировать изученные гласные по общему признаку, изученные согласные по глухости – твёрдости. Определять место новой буквы на «ленте букв». Соотносить все изученные буквы со звуками. Сравнивать, группировать и классифицировать все изученные буквы. Письмо. Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных гласных буквах. Называть правильно элементы букв. Сравнивать печатную и письменную буквы. Обводить элементы букв безотрывно, не выходя за пределы широкой строки. Писать буквы в соответствии с образцом. Списывать без ошибок с печатного шрифта. Какой сейчас урок? Урок обучения грамоте. Назовите тему нашего урока. Будем учиться на уроке. Прочитайте. Охарактеризуйте звук. Рассмотрите рисунок. Назовите элементы, из которых состоит печатная буква. Обведите контуры. Какие слова начинаются на букву …? Выполняем задание. Коммуникативные УУД: уметь ставить вопросы; - уметь выражать свои мысли полно и точно. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике; - отвечать на простые вопросы по иллюстрации. Регулятивные УУД: -у Личностные УУД: - 1. Азбука 1 класс. Учеб. Для общеобразовательных учреждений с прил. на электронном носителе. В 2 ч. В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина - 3-е издание переработанное.- М.: Просвещение127с. Школа России 2. Прописи Горецкий В.Г., Федосова Н.А., 4 части, Просвещение, Школа России (ФГОС). Планируемые результаты Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Освоение первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.