Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат I-II вида
«Утверждаю»
Директор школы
___ ________ 2021 г.
___________________
Норбоева Н.В.
Адаптированная рабочая программа.
Математика. 1 класс «Б» II вида
г. Улан-Удэ, 2021
МАТЕМАТИКА. 1 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Освоение начального курса математики должно создать прочную основу для осознанного овладения глухими детьми систематического курса
математики на ступени основного общего образования, способствовать развитию их словесно-логического мышления и коррекции его
недостатков. Программа должна быть построена с учетом общих закономерностей и специфических особенностей развития слабослышащих и
позднооглохших детей, типичных трудностей, возникающих у них при изучении математики, и сурдопедагогических путей их преодоления.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приемов умственной деятельности: школьники учатся проводить
анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности. Изучая математику, учащиеся
усваивают определенные обобщенные знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному
восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных
учебных действий.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения
математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Основными целями учебного предмета являются:
математическое развитие младших школьников — формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаковосимволического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию,
различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
формирование системы начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование
арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами
математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
воспитание интереса к математике, к умственной деятельности – осознание возможностей и роли математики в познании окружающего
мира, понимание математики как части общечеловеческой культуры, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами
познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
развитие пространственного воображения;
развитие математической речи;
формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических
задач;
формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
развитие познавательных способностей;
воспитание стремления к расширению математических знаний;
формирование критичности мышления;
развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других
Место курса «Математика» в учебном плане
На изучение математики в 1 классе отводится 132 ч (33 учебные недели)
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты:
Развивать мотивацию к учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и
способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Развивать рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Формировать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Формировать установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Овладевать способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Формировать умения и навыки анализировать и создавать отчет о проделанной работе.
Использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и
познавательных задач.
Овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Слушать собеседника и вести диалог.
Определять цель и пути её достижения.
Овладевать начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета
«математика».
Овладевать базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами.
Предметные результаты
Использовать приобретённые математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладевать
основами
логического
и
алгоритмического
мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного
представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
Овладевать математической терминологией, математическими конструкциями и формирование умения употреблять их в самостоятельной
речи.
Формировать умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые
задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с
таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления. (8 ч.)
Роль математики в жизни людей и общества.
Счёт предметов (с использованием количественных и порядковых числительных).
Сравнение групп предметов.
Отношения «столько же», «больше», «меньше», «больше (меньше) на …»
Пространственные и временные представления
Местоположение предметов, взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве: выше — ниже, слева — справа, левее — правее,
сверху — снизу, между, за. Направления движения: вверх, вниз, налево, направо.
Временные представления: раньше, позже, сначала, потом.
Цифры и числа 1—5 (17 ч.)
Названия, обозначение, последовательность чисел.
Прибавление к числу по одному и вычитание из числа по одному.
Принцип построения натурального ряда чисел.
Чтение, запись и сравнение чисел. Знаки «+», «–», «=».
Длина. Отношения «длиннее», «короче», «одинаковые по длине»
Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. Ломаная линия.
Знаки «>», «<», «=».
Понятия «равенство», «неравенство»
Состав чисел от 2 до 5 из двух слагаемых.
Цифры и числа от 6 до 9. Число 0 Число 10 (11ч.)
Состав чисел от 2 до 10 из двух слагаемых.
Названия, обозначение, последовательность чисел. Чтение, запись и сравнение чисел.
Единица длины сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах. Вычерчивание отрезков заданной длины
Понятия «увеличить на …, уменьшить на …»
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10.Сложение и вычитание (56 ч.)
Конкретный смысл и названия действий сложение и вычитание.
Названия чисел при сложении (слагаемые, сумма).
Использование этих терминов при чтении записей.
Сложение и вычитание вида □ + 1, □ – 1, □ + 2, □ – 2.
Присчитывание и отсчитывание по 1, по 2
Задача. Структура задачи (условие, вопрос). Анализ задачи. Запись решения и ответа задачи.
Задачи, раскрывающие смысл арифметических действий сложение и вычитание.
Составление задач на сложение и вычитание по одному и тому же рисунку, по схематическому рисунку, по решению
Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц
Сложение и вычитание вида □ ± 3
Приёмы вычислений
Текстовая задача: дополнение условия недостающими данными или вопросом, решение задач.
Сложение и вычитание вида □ ± 4
Решение задач на разностное сравнение чисел
Переместительное свойство сложения
Применение переместительного свойства сложения для случаев вида □ + 5, □ + 6, □ + 7, □ + 8, □ + 9
Связь между суммой и слагаемыми
Решение задач на нахождение суммы и остатка.
Названия чисел при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, разность). Использование этих терминов при чтении
записей
Вычитание в случаях вида 6 – □, 7 – □, 8 – □, 9 – □, 10 – □. Состав чисел 6, 7, 8, 9, 10
Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания — обобщение изученного
Подготовка к решению задач в два действия — решение цепочки задач
Единица массы — килограмм. Определения массы предметов с помощью весов, взвешиванием Единица вместимости литр
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. Нумерация (12ч.)
Числа от 1 до 20. Названия и последовательность чисел.
Образование чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц. Запись и чтение чисел второго десятка
Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях по нумерации: 10 + 7,17 – 7,17 – 10
Единица длины дециметр. Соотношение между дециметром и сантиметром
Текстовые задачи в два действия. План решения задачи.
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. Сложение и вычитание (продолжение) (22 ч.)
Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Рассмотрение каждого случая в порядке постепенного увеличения второго
слагаемого (□ + 2, □ + 3, □ + 4, □ + 5, □ + 6, □ + 7, □ + 8, □ + 9). Состав чисел второго десятка. Таблица сложения
Табличное вычитание
Общие приёмы вычитания с переходом через десяток:
1) приём вычитания по частям (15 – 7 = 15 – 5 – 2);
2) приём, который основывается на знании состава числа и связи между суммой и слагаемыми
Наш проект: «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты»
Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 1 классе» (2ч.)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
I четверть - 36 часов
№
Тема урока
Кол-во
ур.
Сроки
Понятия
Характеристика деятельности обучающихся
часов
Учебник
1
математики.
Понятия: урок, математика, счет
Пользоваться условными обозначениями,
предметов, условные обозначения.
работать по учебнику.
Понятия: больше, меньше, столько же,
Называть числа в порядке их следования при
счет.
счете.
Роль
математики в
1
жизни людей и
общества.
Инструктаж
по охране
труда.
Счет
2
1
предметов.
Сколько?
Сравнивать группы предметов.
Который по
Обводить по образцу.
счету?
3
Пространствен 1
ные
Понятия: вверх, вниз, налево, направо.
Различать и располагать предметы в
пространстве.
представления
Обводить флажки по контору и самостоятельно
: вверху,
рисовать флажки.
внизу, справа,
Закрашивать рисунки, выбрав нужное
слева.
направление.
Простейшие
1
пространствен
4
Понятия: раньше, позже, потом, перед,
Упорядочивать события, располагая их в
за, между.
порядке следования.
ные и
Раскрашивать сигналы светофора, обводить по
временные
контуру и самостоятельно
представления
: раньше,
позже,
сначала,
потом.
Сравнение
1
групп
5
Понятия: больше, меньше, столько же,
Называть числа в порядке их следования при
пара предметов.
счете.
предметов.
Сравнивать группы предметов, разбивать
Отношения
предметы на группы.
больше,
Обводить по образцу.
меньше,
столько же.
6
Сравнение
7
групп
2
Понятия: на сколько больше, на сколько
Сравнивать группы предметов, делать выводы, в
меньше, уравнивание.
каких группах предметов поровну, на сколько
предметов. На
больше или меньше.
сколько
Обобщать.
больше? На
Уравнивать предметы и группы предметов.
сколько
меньше?
Проверочная
1
работа:
Понятия: проверочная работа, вариант,
Использовать знания в практической
работа по вариантам.
деятельности для сравнения и уравнивания
Закрепление
8
предметов.
по теме
«Подготовка к
изучению
чисел»
Нумерация чисел от 1 до 10. Число 0 (27 ч.)
9
Понятия
«один»,
1
Понятия: «один», «много», цифра.
Воспроизводить последовательность чисел от 1
до 10 как в прямом, так и в обратном порядке,
«много».
начиная с любого числа.
Письмо цифры
Правильно писать цифру 1 самостоятельно.
1.
10
11
Число и цифра
1
Понятия: состав числа.
Определять состав числа 2.
2. Письмо
Соотносить количество предметов с цифрой.
цифры 2.
Правильно писать цифру 2 самостоятельно.
Число и цифра
1
3. Письмо
Понятия: состав числа 3, цифра и число
Определять состав числа 3.
3.
Соотносить количество предметов с цифрой.
цифры 3.
12
Числа 1, 2, 3.
13
Знаки «+»,
Правильно писать цифру 3 самостоятельно.
2
Понятия: знаки «+», «–», «=»,
Пользоваться математическими терминами.
«прибавить», «вычесть», «получится».
Записывать и читать примеры со знаками «+»,
«–», «=».
«–», «=».
«Прибавить»,
Применять знаки в конкретном примере.
«вычесть»,
«получится».
14
Число и цифра
1
4. Письмо
Понятия: число
Определять состав числа 4.
и цифра 4, состав числа 4.
Соотносить количество предметов с цифрой.
цифры 4.
15
Сравнение
предметов по
длине:
Правильно писать цифру 4 самостоятельно.
1
Понятия: «длиннее», «короче»,
Называть и записывать натуральные числа от 1
«одинаковые по длине».
до 4.
Пользоваться математическими терминами.
длиннее,
Записывать и читать примеры со знаками «+»,
короче.
«–», «=».
Использовать новые математические понятия.
Сравнивать отрезки.
16
17
Число и цифра
1
Понятия: число и цифра 5.
Определять состав числа 5.
5. Письмо
Соотносить количество предметов с цифрой.
цифры 5.
Правильно писать цифру 5 самостоятельно.
Состав числа 5 1
Понятия: состав числа, взаимосвязь
Слушать, запоминать, записывать.
из двух
чисел.
Соотносить цифру с числом предметов.
слагаемых.
Приводить примеры.
Сравнивать предметы по размерам.
Знать состав числа 5.
18
Точка. Линия.
1
Отрезок.
19
Ломаная
20
линия.
2
Понятия: «линия», «точка», «прямая»,
Распознавать и изображать геометрические
«отрезок».
фигуры: точку, прямую, отрезок.
Понятия: «ломаная линия», «вершина»,
Находить на чертежах ломаные линии.
«звено».
Находить и определять количество вершин и
Вершина.
звеньев ломаной линии.
Звено ломаной
линии.
21
Числа от 1 до
5.
Закрепление.
1
Понятия: состав чисел от 2-5.
Определять состав чисел2-5.
Правильно писать цифры 1-5.
22
Знаки >, <, = .
1
Понятий: «больше», «меньше», «равно».
Сравнивать цифры первого десятка.
Составлять неравенства .
23
Равенства.
24
Неравенства.
25
Многоугольни
2
Понятия: «равенство», «неравенство».
Определять верность равенств и неравенств.
Самостоятельно составлять неравенства.
1
ки.
Понятия: «многоугольник», «сторона
Распознавать и изображать многоугольники;
многоугольника», «вершина
находить стороны и вершины многоугольника.
многоугольника».
26
27
Числа 6,7..
1
Понятия: числа 6,7, состав числа 6.
Определять состав числа 6.
Письмо цифры
Соотносить количество предметов с цифрой.
6.
Правильно писать цифру 6.
Чтение, запись
1
и сравнение
Понятия: состав числа, взаимосвязь
Сравнивать любые 2 числа и записывать
чисел.
результат сравнения, используя знаки < ,>, =.
чисел.
Правильно писать цифру 7.
Письмо цифры
7.
28
Числа 8,9.
1
Письмо цифры
Понятия: числа и цифры 8,9 , состав
Определять состав чисел 8 и 9.
чисел.
Соотносить количество предметов с цифрой.
Правильно писать цифру 8 .
8.
29
30
Число 10.
1
Понятия: число и цифра 10, состав числа.
Определять состав числа 10.
Запись числа
Соотносить количество предметов с цифрой.
10.
Правильно писать цифру 10.
Числа от 1 до
1
Понятия: названия и обозначения чисел
Воспроизводить последовательности чисел от 1
10. Название,
от 1-10.
до 10 как в прямом, так и в обратном порядке,
обозначение,
начиная с любого числа.
последователь
Называть и обозначать числа от 1 до 10.
ность чисел.
Определять состав чисел в пределах 10.
Чтение, запись
и сравнение
чисел.
31
Наш проект
1
«Математика
Понятия: проект, числа в загадках,
Формировать умение отбирать загадки,
поговорках, пословицах.
пословицы и поговорки, содержащие числа.
вокруг нас.
Собирать и квалифицировать информацию по
Числа в
разделам (загадки, пословицы, поговорки).
загадках,
Формировать умение представлять результат
пословицах и
проекта в виде плаката.
поговорках».
32
33
Единицы
Понятия: «единицы измерения»,
измерять отрезки и выражать их в сантиметрах.
длины.
«сантиметр», измерение отрезков в
чертить отрезки заданной длины (в
Сантиметр.
сантиметрах.
сантиметрах).
Понятия : «уменьшить на .. , увеличить
Использовать понятия «увеличить на…»,
на…»
«уменьшить на…» при составлении схем и при
Понятия
1
1
«увеличить на,
уменьшить
записи числовых выражений.
на…».
34
Число 0.
1
Понятия: «ноль».
Понимать значение числа 0.
35
Проверочная
работа: «Числа
от 1-10».
1
Понятия: проверочная работа, работа по
вариантам.
Самостоятельно выполнять задания.