Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат I-II вида «Утверждаю» Директор школы ___ ________ 2021 г. ___________________ Норбоева Н.В. Адаптированная рабочая программа. Математика. 1 класс «Б» II вида г. Улан-Удэ, 2021 МАТЕМАТИКА. 1 КЛАСС ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Освоение начального курса математики должно создать прочную основу для осознанного овладения глухими детьми систематического курса математики на ступени основного общего образования, способствовать развитию их словесно-логического мышления и коррекции его недостатков. Программа должна быть построена с учетом общих закономерностей и специфических особенностей развития слабослышащих и позднооглохших детей, типичных трудностей, возникающих у них при изучении математики, и сурдопедагогических путей их преодоления. Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приемов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности. Изучая математику, учащиеся усваивают определенные обобщенные знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни. Основными целями учебного предмета являются: математическое развитие младших школьников — формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаковосимволического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.); формирование системы начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий; воспитание интереса к математике, к умственной деятельности – осознание возможностей и роли математики в познании окружающего мира, понимание математики как части общечеловеческой культуры, стремления использовать математические знания в повседневной жизни. Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования: формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения); развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления; развитие пространственного воображения; развитие математической речи; формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач; формирование умения вести поиск информации и работать с ней; формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности; развитие познавательных способностей; воспитание стремления к расширению математических знаний; формирование критичности мышления; развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других Место курса «Математика» в учебном плане На изучение математики в 1 классе отводится 132 ч (33 учебные недели) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета Личностные результаты: Развивать мотивацию к учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Развивать рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими. Формировать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Формировать установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат. Метапредметные результаты Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. Овладевать способами выполнения заданий творческого и поискового характера. Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Формировать умения и навыки анализировать и создавать отчет о проделанной работе. Использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. Овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Слушать собеседника и вести диалог. Определять цель и пути её достижения. Овладевать начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика». Овладевать базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные результаты Использовать приобретённые математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений. Овладевать основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов. Овладевать математической терминологией, математическими конструкциями и формирование умения употреблять их в самостоятельной речи. Формировать умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления. (8 ч.) Роль математики в жизни людей и общества. Счёт предметов (с использованием количественных и порядковых числительных). Сравнение групп предметов. Отношения «столько же», «больше», «меньше», «больше (меньше) на …» Пространственные и временные представления Местоположение предметов, взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве: выше — ниже, слева — справа, левее — правее, сверху — снизу, между, за. Направления движения: вверх, вниз, налево, направо. Временные представления: раньше, позже, сначала, потом. Цифры и числа 1—5 (17 ч.) Названия, обозначение, последовательность чисел. Прибавление к числу по одному и вычитание из числа по одному. Принцип построения натурального ряда чисел. Чтение, запись и сравнение чисел. Знаки «+», «–», «=». Длина. Отношения «длиннее», «короче», «одинаковые по длине» Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. Ломаная линия. Знаки «>», «<», «=». Понятия «равенство», «неравенство» Состав чисел от 2 до 5 из двух слагаемых. Цифры и числа от 6 до 9. Число 0 Число 10 (11ч.) Состав чисел от 2 до 10 из двух слагаемых. Названия, обозначение, последовательность чисел. Чтение, запись и сравнение чисел. Единица длины сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах. Вычерчивание отрезков заданной длины Понятия «увеличить на …, уменьшить на …» ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10.Сложение и вычитание (56 ч.) Конкретный смысл и названия действий сложение и вычитание. Названия чисел при сложении (слагаемые, сумма). Использование этих терминов при чтении записей. Сложение и вычитание вида □ + 1, □ – 1, □ + 2, □ – 2. Присчитывание и отсчитывание по 1, по 2 Задача. Структура задачи (условие, вопрос). Анализ задачи. Запись решения и ответа задачи. Задачи, раскрывающие смысл арифметических действий сложение и вычитание. Составление задач на сложение и вычитание по одному и тому же рисунку, по схематическому рисунку, по решению Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц Сложение и вычитание вида □ ± 3 Приёмы вычислений Текстовая задача: дополнение условия недостающими данными или вопросом, решение задач. Сложение и вычитание вида □ ± 4 Решение задач на разностное сравнение чисел Переместительное свойство сложения Применение переместительного свойства сложения для случаев вида □ + 5, □ + 6, □ + 7, □ + 8, □ + 9 Связь между суммой и слагаемыми Решение задач на нахождение суммы и остатка. Названия чисел при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, разность). Использование этих терминов при чтении записей Вычитание в случаях вида 6 – □, 7 – □, 8 – □, 9 – □, 10 – □. Состав чисел 6, 7, 8, 9, 10 Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания — обобщение изученного Подготовка к решению задач в два действия — решение цепочки задач Единица массы — килограмм. Определения массы предметов с помощью весов, взвешиванием Единица вместимости литр ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. Нумерация (12ч.) Числа от 1 до 20. Названия и последовательность чисел. Образование чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц. Запись и чтение чисел второго десятка Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях по нумерации: 10 + 7,17 – 7,17 – 10 Единица длины дециметр. Соотношение между дециметром и сантиметром Текстовые задачи в два действия. План решения задачи. ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. Сложение и вычитание (продолжение) (22 ч.) Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Рассмотрение каждого случая в порядке постепенного увеличения второго слагаемого (□ + 2, □ + 3, □ + 4, □ + 5, □ + 6, □ + 7, □ + 8, □ + 9). Состав чисел второго десятка. Таблица сложения Табличное вычитание Общие приёмы вычитания с переходом через десяток: 1) приём вычитания по частям (15 – 7 = 15 – 5 – 2); 2) приём, который основывается на знании состава числа и связи между суммой и слагаемыми Наш проект: «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты» Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 1 классе» (2ч.) КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ I четверть - 36 часов № Тема урока Кол-во ур. Сроки Понятия Характеристика деятельности обучающихся часов Учебник 1 математики. Понятия: урок, математика, счет Пользоваться условными обозначениями, предметов, условные обозначения. работать по учебнику. Понятия: больше, меньше, столько же, Называть числа в порядке их следования при счет. счете. Роль математики в 1 жизни людей и общества. Инструктаж по охране труда. Счет 2 1 предметов. Сколько? Сравнивать группы предметов. Который по Обводить по образцу. счету? 3 Пространствен 1 ные Понятия: вверх, вниз, налево, направо. Различать и располагать предметы в пространстве. представления Обводить флажки по контору и самостоятельно : вверху, рисовать флажки. внизу, справа, Закрашивать рисунки, выбрав нужное слева. направление. Простейшие 1 пространствен 4 Понятия: раньше, позже, потом, перед, Упорядочивать события, располагая их в за, между. порядке следования. ные и Раскрашивать сигналы светофора, обводить по временные контуру и самостоятельно представления : раньше, позже, сначала, потом. Сравнение 1 групп 5 Понятия: больше, меньше, столько же, Называть числа в порядке их следования при пара предметов. счете. предметов. Сравнивать группы предметов, разбивать Отношения предметы на группы. больше, Обводить по образцу. меньше, столько же. 6 Сравнение 7 групп 2 Понятия: на сколько больше, на сколько Сравнивать группы предметов, делать выводы, в меньше, уравнивание. каких группах предметов поровну, на сколько предметов. На больше или меньше. сколько Обобщать. больше? На Уравнивать предметы и группы предметов. сколько меньше? Проверочная 1 работа: Понятия: проверочная работа, вариант, Использовать знания в практической работа по вариантам. деятельности для сравнения и уравнивания Закрепление 8 предметов. по теме «Подготовка к изучению чисел» Нумерация чисел от 1 до 10. Число 0 (27 ч.) 9 Понятия «один», 1 Понятия: «один», «много», цифра. Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, «много». начиная с любого числа. Письмо цифры Правильно писать цифру 1 самостоятельно. 1. 10 11 Число и цифра 1 Понятия: состав числа. Определять состав числа 2. 2. Письмо Соотносить количество предметов с цифрой. цифры 2. Правильно писать цифру 2 самостоятельно. Число и цифра 1 3. Письмо Понятия: состав числа 3, цифра и число Определять состав числа 3. 3. Соотносить количество предметов с цифрой. цифры 3. 12 Числа 1, 2, 3. 13 Знаки «+», Правильно писать цифру 3 самостоятельно. 2 Понятия: знаки «+», «–», «=», Пользоваться математическими терминами. «прибавить», «вычесть», «получится». Записывать и читать примеры со знаками «+», «–», «=». «–», «=». «Прибавить», Применять знаки в конкретном примере. «вычесть», «получится». 14 Число и цифра 1 4. Письмо Понятия: число Определять состав числа 4. и цифра 4, состав числа 4. Соотносить количество предметов с цифрой. цифры 4. 15 Сравнение предметов по длине: Правильно писать цифру 4 самостоятельно. 1 Понятия: «длиннее», «короче», Называть и записывать натуральные числа от 1 «одинаковые по длине». до 4. Пользоваться математическими терминами. длиннее, Записывать и читать примеры со знаками «+», короче. «–», «=». Использовать новые математические понятия. Сравнивать отрезки. 16 17 Число и цифра 1 Понятия: число и цифра 5. Определять состав числа 5. 5. Письмо Соотносить количество предметов с цифрой. цифры 5. Правильно писать цифру 5 самостоятельно. Состав числа 5 1 Понятия: состав числа, взаимосвязь Слушать, запоминать, записывать. из двух чисел. Соотносить цифру с числом предметов. слагаемых. Приводить примеры. Сравнивать предметы по размерам. Знать состав числа 5. 18 Точка. Линия. 1 Отрезок. 19 Ломаная 20 линия. 2 Понятия: «линия», «точка», «прямая», Распознавать и изображать геометрические «отрезок». фигуры: точку, прямую, отрезок. Понятия: «ломаная линия», «вершина», Находить на чертежах ломаные линии. «звено». Находить и определять количество вершин и Вершина. звеньев ломаной линии. Звено ломаной линии. 21 Числа от 1 до 5. Закрепление. 1 Понятия: состав чисел от 2-5. Определять состав чисел2-5. Правильно писать цифры 1-5. 22 Знаки >, <, = . 1 Понятий: «больше», «меньше», «равно». Сравнивать цифры первого десятка. Составлять неравенства . 23 Равенства. 24 Неравенства. 25 Многоугольни 2 Понятия: «равенство», «неравенство». Определять верность равенств и неравенств. Самостоятельно составлять неравенства. 1 ки. Понятия: «многоугольник», «сторона Распознавать и изображать многоугольники; многоугольника», «вершина находить стороны и вершины многоугольника. многоугольника». 26 27 Числа 6,7.. 1 Понятия: числа 6,7, состав числа 6. Определять состав числа 6. Письмо цифры Соотносить количество предметов с цифрой. 6. Правильно писать цифру 6. Чтение, запись 1 и сравнение Понятия: состав числа, взаимосвязь Сравнивать любые 2 числа и записывать чисел. результат сравнения, используя знаки < ,>, =. чисел. Правильно писать цифру 7. Письмо цифры 7. 28 Числа 8,9. 1 Письмо цифры Понятия: числа и цифры 8,9 , состав Определять состав чисел 8 и 9. чисел. Соотносить количество предметов с цифрой. Правильно писать цифру 8 . 8. 29 30 Число 10. 1 Понятия: число и цифра 10, состав числа. Определять состав числа 10. Запись числа Соотносить количество предметов с цифрой. 10. Правильно писать цифру 10. Числа от 1 до 1 Понятия: названия и обозначения чисел Воспроизводить последовательности чисел от 1 10. Название, от 1-10. до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, обозначение, начиная с любого числа. последователь Называть и обозначать числа от 1 до 10. ность чисел. Определять состав чисел в пределах 10. Чтение, запись и сравнение чисел. 31 Наш проект 1 «Математика Понятия: проект, числа в загадках, Формировать умение отбирать загадки, поговорках, пословицах. пословицы и поговорки, содержащие числа. вокруг нас. Собирать и квалифицировать информацию по Числа в разделам (загадки, пословицы, поговорки). загадках, Формировать умение представлять результат пословицах и проекта в виде плаката. поговорках». 32 33 Единицы Понятия: «единицы измерения», измерять отрезки и выражать их в сантиметрах. длины. «сантиметр», измерение отрезков в чертить отрезки заданной длины (в Сантиметр. сантиметрах. сантиметрах). Понятия : «уменьшить на .. , увеличить Использовать понятия «увеличить на…», на…» «уменьшить на…» при составлении схем и при Понятия 1 1 «увеличить на, уменьшить записи числовых выражений. на…». 34 Число 0. 1 Понятия: «ноль». Понимать значение числа 0. 35 Проверочная работа: «Числа от 1-10». 1 Понятия: проверочная работа, работа по вариантам. Самостоятельно выполнять задания.