Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат I-II вида
«Утверждаю»
Директор школы
___ ________ 2021 г.
___________________
Норбоева Н.В.
Адаптированная рабочая программа.
Развитие речи. 1 класс «Б» II вида
г. Улан-Удэ, 2021
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. 1 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели: формирование и обогащение словаря, знакомство со способами отражения
в языке связей между предметами и явлениями,
овладение навыками и умениями оформлять свои мысли в связной речи.
Задачи: овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач (с
учётом особенностей речевого развития слабослышащих и позднооглохших обучающихся);
формирование
умения начать и поддержать
разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор; формирование умения уточнять непонятое
в ходе коммуникации со взрослыми и сверстниками; понимание высказывания, выраженного не только знакомыми, но и незнакомыми речевыми
средствами, иной структурой фразы, в новых условиях общения; умение выбирать адекватные средства коммуникации в зависимости от
собеседника (слышащий, глухой, слабослышащий); овладение умением получать и уточнять информацию от собеседника в ходе коммуникации
на основе словесной речи на знакомые ребенку темы, извлекать значимую информацию из общения, соотносить его цель и результат (с учётом
особенностей речевого развития слабослышащих и позднооглохших обучающихся).
Место курса развитие речи в учебном плане.
На изучение предмета в 1 классе отводится 132 ч (33 учебные недели) 4 раза в неделю.
При освоении образовательной программы в курсе развития речи основной целевой установкой является ориентации на планируемые
результаты: личностные, метапредметные и предметные.
Личностные результаты
Овладение речевыми навыками (понимание значений слов и их употребление, обогащение словарного запаса, развитие навыков связной
речи).
Развитие связной устной речи слабослышащих учащихся.
Принятие и освоение первоклассниками социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование
личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе и в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств их осуществления.
Формировать умения и навыков решать проблемы творческого и поискового характера.
Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (создавать отчет
по предложенному учителем плану о проделанной работе).
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха.
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Использование речевых средств в соответствии с речевыми возможностями учащегося.
Использование различных способов поиска, сбора, обработки и передачи информации.
Овладение навыками осмысленного чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; способностью
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с речевыми возможностями учащегося.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам.
Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных,
культурных, технических и др.) в соответствии с разделами курса «Развитие речи».
Предметные результаты
Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических,
пунктуационных) и правилах речевого этикета.
Формирование умения и навыка с помощью вопросов учителя делать сообщения о погоде, календарных данных, распорядке учебного дня и
др.
Формирование умения устно составлять 2-4 предложения, объединенных общей темой.
Формирование умения проверять написанное.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Уточнение и обогащение словаря. Слова, выражающие поручения, приказания. Слова, обозначающие предметы, действие,
местоположение, направление, временные отношения, качество предметов и действий окружающего мира. Слова, обозначающие детенышей
животных. Многозначные и обобщающие слова. Слова, близкие или противоположные по значению (синонимы, антонимы).
Развитие связной речи. Понимание и употребление в речи побудительных предложений, организующих учебный процесс;
повествовательных предложений, организующих учебный процесс; повествовательных нераспространенных и распространенных предложений;
предложений с отрицанием; предложений с обращением. Распространение предложений за счет уточнения места,
времени и обстоятельств действия, признаков предмета и др. Понимание и употребление сложных предложений с союзами и, а, но.
Краткие и полные ответы на вопросы. Составление вопросов устно и письменно.
Диалоги в форме вопросов и ответов с использованием тематического словаря.
Составление и запись рассказов повествовательного характера о труде, играх, учебе, увлечениях детей и др. (по сюжетным картинкам, с
помощью вопросов).
Понятие об изложении. Изложение под руководством учителя.
Речевой этикет. Выражение приветствия, благодарности, извинения, просьбы. Слова, используемые при знакомстве.
Разделы. Мы идем учиться. В классе. Мы играем. Осенью. Моя семья. У нас дома. Надо, надо умываться. Зимой. Про животных и про птиц.
В саду, в лесу, в огороде. Весной. На улице. Летом. Мой родной край (город).
I четверть – 36 часов
№
Тема урока
ур.
1
Кол-во
Сроки
Понятия
Характеристика деятельности обучающихся
часов
Знакомство с
1
учебником.
Учебник, обложка,
Ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура
иллюстрация,
текста, рубрики, словарь, содержание).
титульный лист,
Называть
условные
титульный лист, иллюстрации, форзац).
обозначения.
Рассказывать, как правильно обращаться с учебной книгой: бережно
и
раскрывать,
показывать
элементы
переворачивать
учебной
страницы,
не
книги
(обложка,
загибать
их,
а
использовать закладку и т.д. Использовать эти правила при работе с
учебником.
Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять
непонятное).
Организовывать свое рабочее место под руководством учителя
2
3
Сборы в школу.
Школа. Класс.
1
1
Портфель, ранец,
Составлять предложения (по вопросам) по сюжетной картинке.
учебные вещи, класс,
Называть учебные вещи, подбирать слова к картинкам.
учитель, ученик,
Употреблять предложения выражающие приветствие, благодарность,
школа, родители.
просьбу.
Слова, обозначающие
Называть предметы по темам: «Школа», «Класс».
предметы по теме
Составлять предложения (по вопросам) по сюжетной картинке.
4
Один - много.
1
«Школа».
Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе
Слова, обозначающие
существенных признаков, по заданным критериям.
предметы по теме
Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи;
«Класс».
оценивать результаты выполненного задания.
Слова, обозначающие
Понимать и употреблять в речи слова, обозначающие количество
количество предметов
предметов «один - много».
«один -много».
Распределять слова по группам «один - много».
Составлять словосочетания и простые предложения с словами «один
- много». Выполнять поручения учителя.
Вступать в диалог с учителем и одноклассниками.
5
Мой родной край
1
(город)
Слова, дающие общее
Уточнять и обогащать словарь по теме.
представление о
Составлять предложения по картинке, по серии картинок
своем городе (крае).
Осуществлять поиск необходимой информации о своем крае
(городе).
Отвечать на вопросы.
Давать полные и краткие ответы по теме.
Включаться в групповую работу, связанную с общением.
Оценивать результаты выполненного задания
6
Учебные вещи.
Слова, обозначающие
Уточнять и обогащать словарь по теме: «Учебные вещи».
Выполнение
предметы по теме
Составлять предложения (по вопросам) по сюжетной картинке.
поручений со
«Учебные вещи».
Давать полные и краткие ответы.
1
словами:
Слова, обозначающие
Выполнять поручения учителя, маленького учителя; оценивать
«встань, иди сюда,
действие: встань, иди
результаты выполненного задания.
сядь, покажи»
сюда, сядь, покажи.
Составлять отчёт о выполненной работе.
Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи.
7
8
Одежда.
Называть слова,
Уточнять и обогащать словарь по теме: «Одежда».
Выполнение
обозначающие
Уметь различать предмет (действие, признак) и слово, называющее
поручений со
предметы, по теме
предмет (признак предмета, действие предмета); классифицировать и
словами:
«Одежда».
объединять слова по значению в тематические группы.
«возьми, положи,
Слова, обозначающие
Давать полные и краткие ответы. Выполнять поручения учителя
надень, сними,
действие: возьми,
(маленького учителя).
повесь».
положи, надень,
Составлять отчёт о выполненной работе.
сними, повесь.
Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи.
Называть слова,
Уточнять и обогащать словарь по теме: «Игрушки».
Выполнение
обозначающие
Составлять краткий и развернутый ответ на вопрос по содержанию.
поручений со
предметы, по теме
Выполнять поручения учителя (маленького учителя).
словами:
«Игрушки». Слова,
Составлять отчёт о выполненной работе..
«возьми, дай,
обозначающие
Включаться в групповую работу, связанную с общением.
положи, найди,
действие: возьми, дай,
Выполнять поручения учителя, маленького учителя.
нарисуй».
положи, найди,
Игрушки.
1
1
нарисуй.
9
Продукты.
Выполнение
1
Называть слова,
Уточнять и обогащать словарь по теме: «Продукты».
обозначающие
Составлять краткий и развернутый ответ на вопрос по содержанию.
10
поручений со
предметы, действия
Называть и показывать картинки.
словами:
по теме: «Продукты»
Выполнять поручения учителя (маленького учителя).
«положи, возьми,
Слова, обозначающие
Составлять отчёт о выполненной работе..
покажи».
действие: положи,
Включаться в групповую работу, связанную с общением.
возьми, покажи.
Выполнять поручения учителя, маленького учителя.
Называть слова,
Уточнять и обогащать словарь по теме: «Посуда».
Выполнение
обозначающие
Составлять краткий и развернутый ответ на вопрос по содержанию.
поручений со
предметы по теме:
Называть и показывать картинки.
словами:
«Посуда».
Выполнять поручения учителя (маленького учителя).
«подбери, покажи,
Слова, обозначающие
Составлять отчёт о выполненной работе.
достань, убери,
действие: подбери,
Включаться в групповую работу, связанную с общением.
вымой, вытри,
покажи, достань,
Выполнять поручения учителя, маленького учителя.
поставь».
убери, вымой, вытри,
Посуда.
1
поставь.
11
Мой родной край
(город)
1
Слова, дающие общее
Уточнять и обогащать словарь по теме.
представление о
Составлять предложения по картинке, по серии картинок
своем городе (крае).
Осуществлять поиск необходимой информации о своем крае
(городе).
Отвечать на вопросы.
Давать полные и краткие ответы по теме.
Включаться в групповую работу, связанную с общением.
Оценивать результаты выполненного задания
12
Умывальня.
Называть слова,
Уточнять и обогащать словарь по теме: «Умывальня».
Выполнение
обозначающие
Составлять краткий и развернутый ответ на вопрос по содержанию.
поручений со
предметы по теме:
Выполнять поручения и давать отчет о выполненном поручении
словами:
«Умывальня».
полным и кратким ответом.
«открой, закрой,
Слова, обозначающие
Составлять предложения по картинкам.
вымой, вытри, дай,
действие: открой,
возьми, положи,
закрой, вымой,
нарисуй».
вытри, дай, возьми,
1
положи, нарисуй.
13
14
Прогулка по школе. 1
Называть слова по
Уточнять и обогащать словарь по теме: «Прогулка по школе».
Выполнение
теме: «Прогулка по
Составлять краткий и развернутый ответ на вопрос по содержанию.
поручений со
школе».
Выполнять поручения и давать отчет о выполненном поручении
словами:
Слова, обозначающие
полным и кратким ответом.
«иди, покажи,
действие: иди,
Составлять предложения по картинкам.
подбери».
покажи, подбери.
Дикие и домашние
животные.
1
Слова по теме:
Уточнять и обогащать словарь по теме.
«Домашние и дикие
Называть обобщающие слова.
животные».
Давать развернутый ответ на вопрос по содержанию.
Обобщающие
Составлять предложения по картинке, по серии картинок.
понятия: домашние,
Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи.
дикие
Отвечать на вопросы, дополнять диалоги.
Оценивать результаты выполненного задания.
15
Фрукты, овощи.
Называть слова по
Уточнять и обогащать словарь по теме.
Выполнение
теме: «Овощи,
Составлять развернутый ответ на вопрос по содержанию. Называть
поручений со
фрукты».
обобщающие слова.
словами:
Обобщающие
Составлять предложения по картинке, по серии картинок.
«вымой, вытри,
понятия: овощи,
Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;
возьми, положи,
фрукты.
Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе
вытри, ешь,
Слова, обозначающие
существенных признаков, по заданным критериям.
нарисуй, вырежи,
действие: вымой,
Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи
наклей».
вытри, возьми,
Включаться в групповую работу, связанную с общением.
положи, вытри, ешь,
Выполнять поручения учителя, маленького учителя.
нарисуй, вырежи,
Принимать учебную задачу урока и осуществлять её решение под
наклей.
руководством учителя в процессе выполнения учебных действий.
1
Составлять отчёт о выполненной работе.
Оценивать результаты выполненного задания.
16
Мой родной край
(город).
1
Слова, дающие общее
Уточнять и обогащать словарь по теме.
представление о
Составлять предложения по картинке, по серии картинок
своем городе (крае).
Осуществлять поиск необходимой информации о своем крае
(городе).
Отвечать на вопросы.
Давать полные и краткие ответы по теме.
Включаться в групповую работу, связанную с общением.
Оценивать результаты выполненного задания
17
Слова, отвечающие
Слова, отвечающие на
Выделять вопросы, различать слова, отвечающие на вопросы «кто?»,
18
на вопросы «Кто
вопросы «Кто это?» ,
«что?».
это?», «Что это?».
«Что это?»
Составлять предложения по схеме, по вопросам, по картинкам.
2
Различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет
(признак предмета, действие предмета). Классифицировать и
объединять слова по значению в тематические группы.
Отвечать на вопросы.
19
Одежда, обувь.
1
Называть слова по
Уточнять и обогащать словарь по теме: «Одежда, обувь». Составлять
Выполнение
теме «Одежда, обувь». развернутый ответ на вопрос по содержанию. Называть обобщающие
поручений со
Обобщающие
слова.
словами:
понятия: одежда,
Уметь различать предмет (действие, признак) и слово, называющее
«надень, сними».
обувь.
предмет (признак предмета, действие предмета). Классифицировать
Слова, обозначающие и объединять слова по значению в тематические группы.
действие: надень,
Выполнять поручения.
сними.
Давать полные и краткие ответы.
Слова, отвечающие на
Выделять вопросы, различать слова, отвечающие на вопросы «кто?»,
20
Слова, отвечающие
21
на вопрос «Кто
вопросы «Кто это?»,
«что?».
это?», «Что это?»
«Что это?»
Составлять предложения по схеме, по вопросам, по картинкам.
2
Формировать словарь по теме. Различать предмет (действие,
признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие
предмета).
Классифицировать и объединять слова по значению в тематические
группы.
22
Слова, отвечающие
Слова, отвечающие на
Выделять вопрос, различать слова, отвечающие на вопрос «Что
23
на вопрос: «Что
вопрос: «Что
делает?».
делает?».
делает?».
Составлять предложения по схеме, по вопросам, по картинкам.
2
Различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет
(признак предмета, действие предмета).
24
Составление
25
предложений
26
«кто? + что
Составлять словосочетания «кто? + что делает?».
делает?»
Составлять предложения.
3
Словосочетание,
Выделять вопросы, различать слова, отвечающие на вопросы «кто?»,
предложение, вопрос.
«что?», «что делает?».
Выделять словосочетание «кто? + что делает?» из предложения.
Различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет
(признак предмета, действие предмета).
27
Один, одна, одно.
2
28
Слова, относящиеся к
Определять род имён существительных, выделять родовые
группам: один, одна,
окончания.
одно.
Группировать слова по группам: один, одна, одно.
Составлять предложения по картинке, по серии картинок.
Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи.
Составлять развернутый ответ на вопрос по содержанию.
29
Единственное и
30
множественное
31
число.
4
Число, единственное,
Различать слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?». Давать
множественное.
полные и краткие ответы на вопросы.
Изменять слова по числам. Уметь составлять развернутый ответ на
вопрос по содержанию.
32
Пользоваться предложениями, выражающими приветствие,
благодарность, извинение, просьбу.
33
Слова, отвечающие
Слова, отвечающие на
Выделять вопросы, различать слова, отвечающие на вопросы «что
34
на вопросы: «что
вопросы: «Что
делает?», «что делают?».
35
делает?», «что
делает?»,
Составлять предложения по картинке, по серии картинок.
36
делают?»
«Что делают?».
Находить в словосочетании и предложении слова, обозначающие
4
действие предмета.
Понимать и употреблять побудительные предложения,
организующие учебный процесс; повествовательные предложения.
Давать полные и краткие ответы на вопросы.
Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Новый учебник «Русский язык. Развитие речи» (автор Зикеев А.Г.) готовится к выпуску к 2017 г. Учебник перерабатывается на основе «Азбуки»,
часть 1 (автор Зикеев А.Г.), издательство «Просвещение».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Овладение умением составлять устно и записывать предложения (4-6) на определенную тему.
Овладение умением писать изложение текста (30-40 слов) после предварительной подготовки под руководством учителя.
Формирование навыка строить устные сообщения о погоде, календарных данных, распорядке учебного дня;
Формирование умения понимать текст, при самостоятельном прочтении вслух и при его прослушивании.
Формирование умения составлять
небольшие рассказы повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам
собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Календарно – тематическое планирование. 2 четверть
Развитие речи, 2 часа в неделю.
№
Содержание программного
материала
1 Пришла осень.
2 Буква. Слово.
Предложение.
3 В парке осенью.
4 В лесу осенью.
5 Семья.
6 Один, одна, одно.
Выполнение поручений со
словами: «принеси, возьми,
дай».
7 Единственное и
множественное число.
8 На кухне.
Выполнение поручений со
словами: «вымой, вытри,
повесь».
9 Обувь.
Выполнение поручений со
словами: «надень, сними,
вычисти, покажи»
10 Составление предложений
«кто?+что делает?».
Выполнение поручений со
словами: «надень, сними,
вычисти, покажи, назови».
Кол-во
часов
1
2
1
1
1
3
сроки
Предметные результаты
Речевой материал
УУД
Уточнять, обогащать словарь
по теме.
Словарь: берег, причал,
мост, погода осенью,
пасмурно, ясно, зонтик,
капюшон, лодка, весело.
Коммуникативные УУД:
- постановка вопроса,
- умение выражать свои
мысли полно и точно.
Составлять предложения по
картинке с помощью учителя и
опорных конструкций.
Уточнять и обогащать словарь
по теме.
2
2
Выделять в тексте
предложения, слова; выделять в
словах буквы, окончания;
отвечать на вопросы с
помощью учителя и по
опорным конструкциям.
2
Уточнять и обогащать словарь
по теме.
3
Давать полный и краткий ответ.
Дополнять диалоги с помощью
учителя.
Буква, слово,
предложение, газета,
несёт, сумка, письмо,
ловит, брат.
Единственное и
множественное число,
щётка, веник, варежка,
перчатка, бидон, продаёт,
покупает.
Обувь, ботинки, туфли,
сапоги, кроссовки, тапки,
валенки.
Вопросы: кто? Что
делает?
Слова, обозначающие
действие: убери, сложи,
Познавательные УУД:
- ориентироваться в
учебнике;
- отвечать на простые
вопросы учителя.
Регулятивные УУД:
- проговаривать
последовательность
действий на уроке.
Личностные УУД:
- задания творческого
характера,
- выражать свои эмоции,
- составление вопросов
устно и письменно.
11 Составление предложений
со словами, отвечающими
на вопросы что делает? Что
делают?
12 В спальне.
Выполнение поручений со
словами: «убери, сложи,
положи, открой, достань,
разбери, расстели, пришей».
13 Продукты. Пища.
14 Утром. Днём. Вечером.
Ночью.
15 Семья. Члены семьи.
16 Новый год.
Подготовка к празднику.
2
Выполнять поручения и
составлять отчёт о
выполненном поручении.
2
Формировать умения и навыки
вести диалог.
Составлять предложения по
вопросам.
1
1
2
2
Распределять слова по
вопросам.
положи, открой, достань,
разбери.
Продукты: хлеб, колбаса,
сметана, апельсин,
компот, свекла, крупа,
молоко.
Утром, днём, вечером,
ночью.
Семья, члены семьи.