Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I-II вида «Утверждаю» Директор ГБОУ «СКОШИ I-II вида» ____________ Н.В. Норбоева «____» ______________ 2021 г. Адаптированная рабочая программа по грамматике Класс: 2 II вида Вариант 2.2 (2 отделение) на 2021-2022 учебный год Составитель: Бимбаева Д.Н. учитель начальных классов г. Улан-Удэ 2021 г. «Обсуждено» «Согласовано» На заседании МО учителей начальных классов «_____» ________________ 2021 г. «_____» ________________ 2021 г. Руководитель МО Зам.директора по УР ___________/ БимбаеваД.Н. __________/ Маркова Т.В. ГРАММАТИКА Планируемые результаты обучения Личностные результаты. - Совершенствование речевых навыков (обогащение словарного запаса, развитие навыков связной речи). - Принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. - Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе и в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. - Формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. - Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. - Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. - Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. - Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. - Практическое овладение языковыми закономерностями, их использование в связной речи. Метапредметные результаты - практическое овладение языковыми закономерностями, их использование в связной речи; - развитие связной устной и письменной речи слабослышащих учащихся; - адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; - адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; - способность извлекать информацию из различных источников, пользоваться словарями различных типов, справочной литературой; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; - умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; - способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; - умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости; - умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресатами ситуации общения; - Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; - владение различными видами монолога и диалога; - соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; - соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; - способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; - способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; - умение находил» грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; - совершенствовать и редактировать собственные тексты; - умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами; - применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; - способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках литературного чтения, ознакомления с окружающим миром, изобразительного искусства и др.); - коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; - овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Предметные результаты. - Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. - Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. - Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. - Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета. - Владение умением проверять написанное. - Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. - Формировать умения устно составлять предложения, объединенных общей темой соблюдая в речи грамматические закономерности. - Устанавливать по вопросам связь между словами в предложении. - Выделять по вопросам слова из предложения. - Различать слова по вопросам. - Формировать умения и навыки с помощью вопросов учителя делать сообщения о погоде, календарных данных, распорядке учебного дня и др. Содержание учебного курса 2 классе – 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели). I. Практическое овладение основными грамматическими закономерностями языка Составление предложений. Установление по вопросам связи между словами в предложении. Практические грамматические обобщения. Выделение в предложении слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится. Различение слов, обозначающих предметы и действия, признаки предметов и действий; их группировка по вопросам кто?, что?, что делает?, какой (-ая, -ое, -ие)?, как? где? Определение рода существительных по окончаниям начальной формы. Различение единственного и множественного числа по окончаниям в сочетаниях «существительное + глагол», «прилагательное + существительное» Различие временных форм глагола по вопросам: что делает? Что делал? Что будет делать? Согласование прилагательного с существительным в начальной и косвенной формах. Первая четверть 1. Составление предложений с сочетаниями, обозначающими: временные отношения («существительное + глагол наст. вр., прошедшего времени» мальчик читает, девочка читала); временные отношения («наречие + глагол наст. вр., прошедшего времени» сейчас рисует, вчера рисовала); временные отношения («местоимения 1-го, 2-ого лица ед.ч. и мн.ч. + глагол наст. вр., прошедшего времени» я пишу, вы читали); 2. Составление предложений с сочетаниями, обозначающими: - орудие или средство действия («глагол + существительное»: рисует карандашом) - признаки предметов по цвету, величине, форме, материалу, вкусу («прилагательное + существительное в им. пад. ед. ч. и мн. ч.»: синяя кружка) - пространственные отношения («глагол + из + существительное»: достал из сумки) Вторая четверть Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими: - принадлежность («прилагательное + существительное»: бабушкин платок) - пространственные отношения («глагол + с(со) + существительное»: снял со стены) - переходность действия на действующее лицо («существительное + глагол неперех., переход.»: бабушка одевается, бабушка надевает) - количественные отношения («числительное + существительное»: пять тетрадей) Третья четверть Составление предложений со словосочетаниями «прилагательное + существительное», обозначающими: - переходность действия на предмет (читает интересную книгу); - направленность действия на предмет (помогает старой женщине); - орудийность действия (раскрашивает зеленым карандашом). Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими: - временные отношения («существительное + глагол наст. вр., прош. вр., буд. вр.»); признаки предметов по счету («числительное + существительное»: третий дом) Четвёртая четверть Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими: - временные отношения («местоимения 1, 2, 3-го лица ед. ч. и мн. ч. + глагол наст. вр., буд. вр.»); - пространственные отношения («глагол + к, от + существительное»: летит к лесу, отплыл от берега); - принадлежность («местоимение притяж. + существительное»: мой (твой, наш, ваш) карандаш); - признаки действия («глагол + наречие места (времени, образа действия)»: бежит направо). II Сведения по грамматике и правописанию Навыки правописания. Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей, в кличках животных, в названиях городов, деревень, рек. Алфавит. Знание алфавита. Умение найти слово в школьном орфографическом словаре по первой букве. Умение расположить слова в алфавитном порядке (например, фамилии, имена). Вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения (знакомство). Разделительные знаки (буквы ъ, ь), двойные согласные в простейших словах. Раздельное написание со словами предлогов с(со), из, к, от. Чистописание. Закрепление гигиенических навыков письма, правильной посадки, положения тетради, ручки и др. Письмо наиболее простой по форме группы букв с часто повторяющимися элементами движений типа и, щ, л, м, г, п, т, И, Щ, А, М и т. п. Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания: 1) ц, щ, р, у, ч; 2) и, ы, ъ, с, е, ё, в; 3) о, а, ф, б, д, я; 4) э, х, ж, з, к; 5) ц, щ, а, ч, у, н, к; 6) О, С, Ю, Е, Я; 7) Э, Ж, Х, В; 8) Г, Ц, Т, Р, Б, Д. Упражнения в безотрывных соединениях букв типа иш, ту, ил, ем, ря, щи, ум, ди и т. п. Тематическое планирование 1 четверть (в неделю 5 ч, всего 43 ч) № Содержание программного мат-ла Повторение. Знакомство с учебником. Кол-во часов 5 2 Составление предложений со сочетаниями, обозначающими временные отношения («существительное + глагол наст. вр., прош. вр.». с.56-57 1 3 Составление предложений со сочетаниями, обозначающими 5 1 Сроки Предметные результаты Речевой материал Различать устную, письменную речь. Соблюдать написание большой буквы в начале предложения. Грамотно на письме оформлять предложения. Составлять самостоятельно предложения по вопросам и словам. Совершенствование навыков письма. Совершенствовать умение списывать предложения и небольшие тексты с доски и учебника. Один,одна,одно. Много. Составь предложение. Напиши. Поставь вопросы. Кто? Что? Что делает? Где? Куда? Что? Кому? Около, под, на, в, над. Уметь составлять предложения, объединенных общей темой соблюдая в речи грамматические закономерности. Устанавливать по вопросам связь между словами в предложении. Выделять по вопросам слова из предложения. Один,одна,одно. Много. Составь предложение. Напиши. Поставь вопросы. Кто? Что? Что делает? Что делала? мальчик читает, девочка чистила УУД Принимать учебную задачу урока и осуществлять её решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий. Использовать правила оценивания своей работы. - Совершенствование речевых навыков (обогащение словарного запаса, развитие навыков связной речи). - Принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. - Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. Метапредметные результаты - практическое овладение языковыми закономерностями, их временные отношения («наречие + глагол наст. вр., прош. вр.»: с.58-65 4 5 6 7 8 Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях. С.66-68 2 Составление предложений со сочетаниями, обозначающими временные отношения (мест. 1 или 2 лица ед. ч. и мн. ч. + глаг. наст.вр., прош. вр.) с.68-82 7 Заглавная (большая) буква. Клички животных. С.82-84 3 Составление предложений со сочетаниями, обозначающими орудие или средство действия Кто?+что делает?+чем? С.85-96 6 Заглавная (большая) буква в названиях городов и деревень. С.97-98 2 Различать слова по вопросам. Различать устную, письменную речь. Соблюдать написание большой буквы в начале предложения, в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, в названиях городов и деревень. Грамотно на письме оформлять предложения. Составлять самостоятельно предложения по вопросам и словам. Совершенствование навыков письма. Совершенствовать умение списывать предложения и небольшие тексты с доски и учебника. Составлять самостоятельно предложения по вопросам и словам. Соблюдать написание большой буквы в начале предложения, в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, в Когда? сейчас рисует, вчера вязала. Имена, отчества и фамилии пиши с заглавной буквы. Я, ты, мы, вы. Я пишу. Вы читали. Что я (мы) делал(и)? Что ты (вы) делал(и)? Домашние животные имеют клички. Клички животных пиши с заглавной (большой) буквы. Один, одна,одно. Кто?+что делает?+чем? Рисует карандашом. Названия деревень и городов пиши с заглавной (большой) буквы. использование в связной речи; - развитие связной устной и письменной речи слабослышащих учащихся; - адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; - адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; - способность извлекать информацию из различных источников, пользоваться словарями различных типов, справочной литературой; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; - умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; - умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами; - применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; - Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; 9 Контрольная работа. 1 10 Работа над ошибками. 1 11 Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими признаки предметов по цвету, величине, форме, материалу, вкусу (прил.+сущ. в им.п. ед.ч и мн.ч.) с.98-106 5 12 Заглавная (большая) буква в названиях рек. С.106 1 13 Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими пространственные отношения (гл.+из+сущ.) с.107-112 4 названиях городов и деревень. Знать пройденный материал. Уметь выполнять работу над ошибками. Соблюдать написание большой буквы в начале предложения, в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, в названиях городов и деревень. Грамотно на письме оформлять предложения. Составлять самостоятельно предложения по вопросам и словам. Совершенствование навыков письма. Совершенствовать умение списывать предложения и небольшие тексты с доски и учебника. - владение различными видами монолога и диалога; - соблюдение в практике Контрольная работа. речевого общения основных орфоэпических, Работа над лексических, ошибками. грамматических, стилистических норм современного русского Признаки предметов литературного языка; по цвету, величине, - соблюдение основных форме, материалу, правил орфографии и вкусу. Какой? пунктуации в процессе (какая? какое? письменного общения; какие?)+что? - способность участвовать в речевом общении, соблюдая Названия рек пиши с нормы речевого этикета; заглавной (большой) - способность оценивать буквы. свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; Достал из сумки. - умение находил» Кто?+что грамматические и речевые делает?+что?+ ошибки, недочёты, откуда? исправлять их; 2 четверть (в неделю 5 ч, всего 35 ч) № Содержание программного мат-ла 1 Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими принадлежность (прил.+сущ.) с.113-118 2 Заглавная (большая) буква. С.118-120 3 Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими Кол-во часов 5 Сроки Предметные результаты 8 9 10 11 12 Различать устную, письменную речь. Соблюдать написание большой буквы в начале предложения. Грамотно на письме оформлять предложения. Составлять самостоятельно предложения по вопросам и словам. Совершенствование навыков письма. Совершенствовать умение списывать предложения и небольшие тексты с доски и учебника. Один, одна, одно. Много. Составь предложение. Напиши. Поставь вопросы. Чей? Чья? Чьё? Чьи? Бабушкин платок. 3 15 16 17 Соблюдать написание большой буквы в начале предложения, в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, в названиях городов и деревень. Имена, отчества и фамилии пиши с заглавной буквы. Уметь составлять предложения, объединенных общей Один,одна,одно. Много. 6 18 19 Речевой материал УУД Принимать учебную задачу урока и осуществлять её решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий. Использовать правила оценивания своей работы. - Совершенствование речевых навыков (обогащение словарного запаса, развитие навыков связной речи). - Принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. - Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. Метапредметные результаты - практическое овладение языковыми закономерностями, их использование в связной речи; пространственные отношения («гл.+с (со) +сущ.» кто?+что делает?+что?+откуда? с.120-128 4 5 Алфавит. С.128-130 3 Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими переходность действия на действующее лицо (сущ.+гл. непереходный, переходный) (кто?+что делает?+кого? (что? Кто? +что делает?) с.130-139 6 6 темой соблюдая в речи грамматические закономерности. Устанавливать по вопросам связь между словами в предложении. Выделять по вопросам 26 слова из предложения. 29 Различать слова по 30 вопросам. Различать устную, декабрь письменную речь. 1 Грамотно на письме 2 оформлять предложения. 3 Составлять 6 самостоятельно 7 предложения по 8 вопросам и словам. 9 Совершенствование навыков письма. 10 Совершенствовать 13 умение списывать предложения и небольшие тексты с доски и учебника. 22 23 24 25 2 Алфавит. С.140 7 Составление предложений со словосочетаниями, Обозначающими количественные отношения (числ.+сущ.) С.140-144 5 14 15 16 17 20 8 Контрольная работа. 1 21 Составлять самостоятельно предложения по вопросам и словам. Составь предложение. Напиши. Поставь вопросы. Снял со стены кто?+что делает?+что?+откуда? Алфавит. Буквы. В алфавите 33 буквы. Один,одна,одно. Много. Составь предложение. Напиши. Поставь вопросы. Один, одна,одно. (кто?+что делает?+кого? (что? Кто? +что делает?) Алфавит. Буквы. В алфавите 33 буквы. Один,одна,одно. Много. Составь предложение. Напиши. Поставь вопросы. Один, одна,одно. (сколько?+кого? (чего?)) - развитие связной устной и письменной речи слабослышащих учащихся; - адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; - адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; - способность извлекать информацию из различных источников, пользоваться словарями различных типов, справочной литературой; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; - умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; - умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами; - применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; - Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; Работа над ошибками. 1 22 10 Закрепление пройденного 11 2 23 24 9 Знать пройденный материал. Уметь выполнять работу над ошибками. - владение различными видами монолога и диалога; - соблюдение в практике Работа над ошибками. речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; - соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; - способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; - способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; - умение находил» грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; Контрольная работа.