Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I-II вида «Утверждаю» Директор ГБОУ «СКОШИ I-II вида» ____________ Н.В. Норбоева «____» ______________ 2021 г. Адаптированная рабочая программа по технологии (труд) Класс: 2 II вида Вариант 2.2 (2 отделение) на 2021-2022 учебный год Составитель: Бимбаева Д.Н. учитель начальных классов г. Улан-Удэ 2021 г. «Обсуждено» «Согласовано» На заседании МО учителей начальных классов «_____» ________________ 2021 г. «_____» ________________ 2021 г. Руководитель МО Зам.директора по УР ___________/ БимбаеваД.Н. __________/ Маркова Т.В. ТЕХНОЛОГИЯ (ТРУД) Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностными результатами обучения учащихся являются: - проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности; - выражение желания учиться и трудиться для удовлетворения текущих и перспективных потребностей; - развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; - овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда; - самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации; - становление профессионального самоопределения в выбранной сфере профессиональной деятельности; - планирование образовательной и профессиональной карьеры; - осознание необходимости общественно-полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации; - бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам; - готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства; - самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда. Метапредметными результатами обучения являются: – планирование процесса познавательно-трудовой деятельности; – определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов. – выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий; – приведение примеров, подбор аргументов, формулирование обоснованных выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности; – выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных; – согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками; – объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива; – оценивание своей познавательно-трудовой деятельности; – диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям. – соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда. Предметными результатами учащихся являются. 1. В познавательной сфере: - владение алгоритмами и методами решения технологических задач; - классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, объектов живой природы; - распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в техническом труде; - применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в подготовке и осуществлении технологических процессов для обоснования и аргументации деятельности; 2. В трудовой сфере: - подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии; - проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда; - подбор инструментов и оборудования с учетом требований; - соблюдение норм и правил безопасности труда и пожарной безопасности; - соблюдение трудовой и технологической дисциплины; - контроль промежуточных и конечных результатов 3. В мотивационной сфере: - выраженная готовность к труду; - осознание ответственности за качество результатов труда; - стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда. 4. В эстетической сфере: - моделирование художественного оформления объекта труда; - опрятное содержание рабочей одежды. 5. В коммуникативной сфере: - выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации; 6. В психофизической сфере: - развитие способностей к моторике и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении станочных операций; - достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций; К концу 2 класса обучающиеся узнают: - названия и предназначения материалов и инструментов; научатся: - планировать, выполнять, оречевлять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия; - выполнять и оречевлять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда. применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла); - анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей; - - решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи; - изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям; - соблюдать безопасные приемы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач. Содержание учебного предмета Курс «Технология» для 2 класса рассчитан на 34 часа в год (34 учебные недели по 1 часу в неделю). Темы курса Человек и земля Земледелие. Практическая работа № 1: «Выращивание лука» Посуда. Изделие: «Корзина с цветами». Изделие: «Семейка грибов на поляне». Практические работы: «Съедобные и несъедобные грибы», «Плоды лесные и садовые». Изделие: «Игрушка из теста» Проект «Праздничный стол». Изготовление изделий из пластичных материалов. Народные промыслы. Изделие: «Золотая хохлома». Изделие: «Городецкая роспись». Изделие: «Дымковская игрушка». Изделие: «Матрешка». Изделие: пейзаж «Деревня» Домашние животные. Изделие: «Лошадка». Практическая работа: «Домашние животные». Изделие: «Курочка из крупы» Проект «Деревянный двор» Новый год. Изделие: «Новогодняя маска» Строительство Изделия: «Изба» В доме. Изделие: «Домовой». Практическая работа: «Наш дом». Проект: «Убранство избы» Изделие: «Русская печь». Ткачество. Изделие: «Коврик». Изделие: «Стол и скамья» Народный костюм. Изделие: «Русская красавица». Изделие: «Костюмы для Ани и Вани». Изделие: «Кошелек». Изделия: «Тамбурные стежки», «Салфетка». Человек и вода Рыболовство. Изделие: композиция «Золотая рыбка». Проект «Аквариум». Изделие: «Русалка» Человек и воздух Птица счастья. Изделие: «Птица счастья». Использование ветра Изделие: «Ветряная мельница». Изделие: «Флюгер» (2ч.) Человек и информация Книгопечатание. Изделие: «Книжка-ширма» Поиск информации в интернете. Практическая работа: «Ищем информацию в интернете» Заключительный урок. Подведение итогов за год. Организация выставки изделий. Презентация изделий. Выбор лучших работ. Тематическое планирование I четверть (1 ч в неделю, всего 9 ч) № 1 Содержание программного мат-ла Вводный урок. Кол-во часов Сроки Предметные результаты 1 Сентябрь Учить определять материалы Материалы и 1 и инструменты, необходимые инструменты для изготовления изделий. 2 Земледелие Практическая работа № 1: «Выращивание лука». 1 8 Составлять рассказ о профессиях садовод и овощевод на основе наблюдений и собственного опыта. Понимать значимость профессиональной деятельности садовода и овощевода. Осваивать технологию выращивания лука в домашних условиях. Проводить наблюдения, оформлять результаты. 3 Посуда «Корзина с цветами». 1 15 4 «Семейка грибов на поляне» 1 22 Знать о посуде, её видах, материалах, из которых она изготавливается. Составлять по иллюстрации учебника рассказ о способах изготовления посуды из глины. Анализировать слайдовый план плетения корзины, выделять основные этапы и приёмы её изготовления. Использовать Речевой материал Профессии: гончар, мастер-корзинщик. Понятия: керамика, глазурь. Композиция, природные материалы. УУД Личностными результатами обучения учащихся являются: - проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности; - выражение желания учиться и трудиться для удовлетворения текущих и перспективных потребностей; - развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; - овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда; - самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации; - становление профессионального самоопределения в выбранной 5 Магнит из теста. 1 29 6 Проект «Праздничный стол» 1 Октябрь 6 приёмы плетения корзины при изготовлении изделия. Организовать рабочее место. Размечать изделие по шаблону, составлять композицию. Осваивать приёмы наматывания, обмотки и переплетения ниток для изготовления изделия. Соблюдать правила работы с ножницами. Осваивать технику изготовления изделия из пластичных материалов (пластилина, глины, солёного теста). Сравнивать свойства пластичных материалов. Анализировать форму и вид изделия, определять последовательность выполнения работы. Составлять план изготовления по иллюстрации в учебнике. Выбирать необходимые инструменты, приспособления и приёмы изготовления. Учить наблюдать и выделять особенности городецкой росписи: тематика, Профессии: пекарь, кондитер. Тестопластика. Пластилин, стеки, подкладная доска. сфере профессиональной деятельности; - планирование образовательной и профессиональной карьеры; - осознание необходимости общественно-полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации; - бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам; - готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства; - самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда. Метапредметными результатами обучения являются: – планирование процесса познавательно-трудовой деятельности; – определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов. – выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий; – приведение примеров, подбор аргументов,– выбор 7 Изделие: «Золотая 1 хохлома». 13 8 Изделие: «Городецкая роспись» 20 9 Народные промыслы Изделие: «Дымковская игрушка» 1 1 27 композиция, элементы (фигуры людей, животных, цветы). Сравнивать особенности хохломской и городецкой росписи. Организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасного использования инструментов. Использовать навыки работы с бумагой, раскроя деталей изделия по шаблону Учить наблюдать и выделять особенности создания дымковской игрушки (лепка, побелка, сушка, обжиг, роспись). Выделять элементы декора и росписи игрушки. Использовать приемы работы с пластилином. Анализировать образец, определять материалы, инструменты, приемы работы, виды отделки и росписи. Сравнивать виды народных промыслов. Техника: папье-маше, грунтовка Понятия: народноприкладное искусство, орнамент. Повторение ранее пройденного материала с анализом степени его усвоения каждым учеником для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных; – оценивание своей познавательно-трудовой деятельности; – соблюдение норм и правил безопасности познавательнотрудовой деятельности и созидательного труда. 2 четверть (1 ч в неделю, всего 7 ч) № 1 2 3 4 5 Содержание программного мат-ла Изделие: «Матрешка» Кол-во часов Сроки Предметные результаты Речевой материал 2 Ноябрь 2 9 Учить использовать приемы работы с бумагой и картоном и тканью по шаблону, оформлять изделие, использовать элементы рисунка на ткани для составления орнамента. Материалы и инструменты Профессии: игрушечник, резчик по дереву. Пластилин, стеки, подкладная доска. Изделие: пейзаж «Деревня». 1 16 Учить осваивать технику изготовления рельефной картины с использованием пластилина. Анализировать образец пейзажа и на его основе создавать собственный эскиз. Изделие: «Лошадка» 1 Изделие: «Курочка из крупы» 1 23 Учить использовать умения работать по шаблону, выполнять аппликацию из бумаги на деталях изделия, оформлять изделие по собственному замыслу. 30 Учить осваивать способы и приемы работы с новыми материалами (пшено, фасоль, семена и пр.), выполнять изделия. Соблюдать правила работы. рельеф, пейзаж. Пластилин, стеки, подкладная доска. Профессии: животновод, коневод, конюх. Понятия: лицевая сторона, изнаночная сторона. Бумага, картон инкубатор, калька, курятник, птичник, птицеферма, крупа. Елочные игрушки Симметричные УУД Личностными результатами обучения учащихся являются: - проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности; - выражение желания учиться и трудиться для удовлетворения текущих и перспективных потребностей; - развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; - самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации; - становление профессионального самоопределения в выбранной сфере профессиональной деятельности; - бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам; 6 Изделия: «Новогодняя маска» Сервировка стола. Салфетка. 3 Декабрь 7 14 21 Учить использовать принцип симметрии при выполнении раскроя деталей новогодней маски. Выбирать приемы оформления изделий в соответствии с видом карнавального костюма. фигуры Традиции празднования - готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства; - самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда. Метапредметными результатами обучения являются: – планирование процесса познавательно-трудовой деятельности; – определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов. – выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий; – оценивание своей познавательно-трудовой деятельности; – соблюдение норм и правил безопасности познавательнотрудовой деятельности и созидательного труда.