Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I-II вида «Утверждаю» Директор ГБОУ «СКОШИ I-II вида» ____________ Н.В. Норбоева «____» ______________ 2021 г. Адаптированная рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром Класс: 2 II вида Вариант 2.2 (2 отделение) на 2021-2022 учебный год Составитель: Бимбаева Д.Н. учитель начальных классов г. Улан-Удэ 2021 г. «Обсуждено» «Согласовано» На заседании МО учителей начальных классов «_____» ________________ 2021 г. «_____» ________________ 2021 г. Руководитель МО Зам.директора по УР ___________/ БимбаеваД.Н. __________/ Маркова Т.В. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Планируемые личностные результаты: - осознание себя гражданином своей страны, ощущение себя сопричастным общественной жизни (на уровне школы, семьи, города, страны), формирование чувства гордости за свою родину; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, положительное отношение к школе, к учебной деятельности; понимание смысла учения; стремление к организованности и аккуратности в процессе учебной деятельности, проявлению учебной дисциплины; любознательность, стремление к расширению собственных представлений о мире и человеке в нём; - стремление к дальнейшему развитию собственных навыков и накоплению общекультурного опыта; - адекватные представления о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении (умение адекватно оценивать свои силы; - пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами, необходимыми ассистивными средствами в разных ситуациях; специальной тревожной кнопкой на мобильном телефоне; написать при необходимости СМС-сообщение и другое); - овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; - умения включаться в разнообразные повседневные бытовые и школьные дела, вступать в общение со взрослыми и сверстниками в связи с возникающими жизненными ситуациями; - развитие и проявление этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, уважение к старшим и др.); приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности трудовой и творческой деятельности человека; бережное отношение к результату чужого труда; - представление о нравственно-этических ценностях (помощь другому человеку; выражение сочувствия, благодарности; - выполнение общепринятых правил и др.); - стремление проявления заботы и внимания по отношению к окружающим людям и животным; - проявление эстетических потребностей, понимание ценностных ориентиров; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, способность давать элементарную нравственную оценку собственному поведению и поступкам других людей (сверстников, одноклассников); - проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания удачам/неудачам одноклассников; - умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится / не нравится; что получилось / что не получилось); - принятие факта существования различных мнений; - адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих; - умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций (в урочной и внеурочной деятельности, при коллективных играх, оценивании деятельности одноклассников, обсуждении разных мнений, сравнении результата работ), готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества; - стремление к использованию приобретённых знаний и умений, в том числе в предметнопрактической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной и коллективной учебной и внеурочной деятельности; - готовность и стремление к сотрудничеству со сверстниками на основе коллективной творческой деятельности, владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия для решения практических и творческих задач; - способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха; - бережное отношение к природе, проявление элементарной экологической грамотности; - установка на безопасный, здоровый образ жизни и применение правил безопасности и охраны собственного здоровья; - способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека; - способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; - осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.); - способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира; умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества. Планируемые метапредметные результаты: - различать (узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы; - описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое; - проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов; - использовать словарь учебника (словари УМК), определители (гербарии) растений, дополнительный материал в Интернете в процессе изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада, презентации; использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника или план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания; - использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план, план-карту, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов; - обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе (осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение); - определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека (соблюдать правила экологического поведения в быту); - использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; - осознанно выполнять режим дня, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях; работать с картой; - различать государственную символику РФ, символику городов России, описывать достопримечательности городов и своего края; - различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на ленте времени; - используя дополнительные источники информации находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (школьный коллектив, семья, общество); - соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни; - воспитывать пиетет к культовым сооружениям и уважение к чувствам верующих людей; - проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правил; взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе; - обеспечивать социальную компетентность и учет позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; - участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания. Планируемые предметные результаты: - получение, расширение и уточнение искажённых представлений об окружающем мире; - установление природоведческих обобщений, простейшей систематизации и классификации изучаемых объектов; - накопление специальных природоведческих терминов, слов и словосочетаний, обозначающих объекты и явления природы, выражающие временные и пространственные отношения, и включение их в самостоятельную речь; - осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; - освоение доступных способов изучения природы и общества в условиях интересных и доступных обучающемуся видов деятельности (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); - развитие навыков выявления и установления причинно-следственных связей в окружающем мире; - воспитание уважения к стране, её истории и культуре, чувства гордости за победы и свершения России, уважительного отношения к родному краю, своей семье; - овладение слухозрительным восприятием и воспроизведением лексики, связанной с организацией учебной деятельности, тематической и терминологической лексики, используемой при изучении данного предмета. В результате освоения содержания предмета «Ознакомление с окружающим миром» к концу 2 класса обучающиеся должны знать / понимать: – свои имя и фамилию, имена и фамилии одноклассников, состав семьи, имена и отчества учителя, воспитателя, членов семьи; – особенности своего организма, ограничения здоровья и возможности познания окружающей действительности с помощью сохранных органов чувств и вспомогательной аппаратуры; – элементарные правила здорового образа жизни, личной гигиены; – названия предметов и объектов ближнего окружения (дома, школьных помещений), улиц города и дальнего окружения; – несколько (до 10–15) распространённых в местности названий растений (деревья, кустарники, травянистые растения), животных (насекомые, пауки, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери), в том числе домашних животных; – правила поведения дома, в школе, общественных местах, на улице; – безопасную дорогу до школы, правила дорожного движения (сигналы светофора); – название нашей страны и столицы; символику нашей страны (флаг и герб); – названия нескольких городов, местные традиции, государственные праздники; – основные правила безопасного поведения в различных общественных местах, а также при возникновении опасных природных ситуаций и в экстренных случаях. В результате освоения содержания предмета «Ознакомление с окружающим миром» (к концу 2 класса) обучающиеся должны уметь: – называть членов своей семьи, имена и отчества членов семьи, учителя, воспитателя; – соблюдать правила культурного поведения (в школе, на транспорте, в театре, в группе, в семье и др.); – соблюдать правила речевого этикета (благодарность, извинения), выражать приветствие, просьбу, желания; – исполнять обязанности дежурного, члена семьи, следить за внешним видом, правильно пользоваться учебными принадлежностями; – соблюдать правила личной гигиены и здорового образа жизни, следить за правильной осанкой; проявлять элементарные навыки самообслуживания; – соблюдать правила первоначальной экологической культуры и безопасного поведения на природе и в разных погодных условиях; – владеть навыками безопасного поведения в общественных местах; пользоваться доступными средствами связи при критических ситуациях и обращаться за необходимой помощью (пожар, плохое самочувствие, др.); – показывать на географической карте и глобусе границы нашей Родины, столицу, 3–4 крупных города; – знать основные достопримечательности своего города (села); – различать времена года и время суток, ориентироваться во времени; – устанавливать элементарные взаимосвязи между изменениями в природе и жизнедеятельностью человека (его занятиями, одеждой); – овладевать приёмами самоконтроля, давать оценку своим поступкам (в элементарной форме); – сообщать учителю, товарищу об интересных явлениях природы, о погоде, о своих домашних животных, интересных событиях; – выражать свои желания/нежелания по отношению к чему-либо, характеризовать своё настроение и эмоциональное состояние окружающих людей (в элементарной форме), определять причину изменения настроения; – наблюдать за природой и погодой своего края; – вести дневник наблюдений (календарь погоды), фиксировать наблюдения в записях и зарисовках, рассказывать о результатах наблюдений, об экскурсиях, опытах; – оперировать знаниями о признаках времён года, о животных, растениях, человеке, жизни города и страны в ходе учебных и игровых ситуаций; – выделять существенные признаки при характеристике объектов живой и неживой природы; – коллективно готовить проекты (презентации), выставки на темы: «Моя школа», «Мой город», «Моя семья», «9 Мая – День Победы», «Важные профессии» и др. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 2 класс, 34 ч Человек и общество О себе (5 ч) Дом, в котором живёт ученик. Адрес дома. Оборудование дома (лифт, мусоропровод). Правила безопасной езды в лифте (не заходить в лифт с незнакомым человеком). Обстановка и уют жилых помещений. Мебель и посуда. Их применение в быту. Создание и поддержание уюта в жилом помещении. Соблюдение чистоты и порядка в своем доме. Мухи (тараканы) и причиняемый ими вред. Этикет за столом, сервировка стола и угощение гостей. Гигиена питания (мыть руки перед едой, не есть грязные фрукты и овощи, не подбирать с пола, не гладить собак и кошек во время еды). Органы чувств (обоняние, слух, зрение). Их значение в жизни и бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих (с учётом имеющихся ограничений возможностей здоровья). Условия безопасного поведения дома (уходя, выключать свет, воду, утюг, плиту, телевизор; закрывать дверь, не оставлять ключ в двери). Бытовые электроприборы, газовая плита, водопровод. Правила пользования ими (включение, выключение). Части электроприбора (провод, вилка, розетка). Правила безопасности эксплуатации электроприборов. Вежливое отношение к соседям, взрослым и детям. Оценка своих поступков и контроль за поведением. Труд и отдых в семье. Семейные праздники. Посильное участие ученика в семейных делах. Активное участие в спортивных играх. Демонстрация своего желания или отношения к чему-либо (нравится / не нравится, хочу / не хочу, рад / не рад, весело / грустно, больно / не больно и т. п.). Настроение, причины его изменения; адекватные реакции в различных жизненных ситуациях (наблюдение и собственный опыт правильного поведения); понимание эмоциональных проявлений других людей (грустно / весело, печаль / радость – на элементарном уровне) и сопереживание. Виды спорта. Представления о собственных физических возможностях и понимание значения физического развития для здоровья. Оценка своих достижений в спортивной подготовке. Активное участие в спортивных играх. Я и школа (5 ч) Режим дня, труд детей по самообслуживанию, его значение и содержание. Виды отдыха в режиме дня, их значение и содержание. Расписание уроков. Практическое определение времени по часам. Гигиена зрения, слуха, сна, приема пищи. Соблюдение гигиены помещения (проветривание помещения, соблюдение чистоты и порядка в учебном и игровом уголках, в групповых комнатах). Учебные вещи для уроков математики, чтения, рисования, ППО, ознакомления с окружающим миром. Ответственное и бережное отношение к учебным книгам, школьному имуществу, личным вещам и вещам своих товарищей. Расположение классов, групповых комнат и других помещений (спальня, столовая, кабинет врача, спортзал, библиотека, мастерские), их названия и назначение. Бережное отношение к зданию школы, игровым и спортивным площадкам. Участие в общественно полезных делах школы, общественных мероприятиях. Адрес школы. Мои товарищи. Имена товарищей по классу, учителя, воспитателя. Культура взаимоотношений. Вежливое обращение к взрослым и сверстникам. Вежливые слова. Демонстрация своего желания или отношения к чему-либо и обращение внимания на эмоциональное состояние окружающих людей (нравится / не нравится, хочу / не хочу, рад / не рад, весело / грустно, больно / не больно и т. п.). Участие детей в коллективной игровой деятельности. Распределение ролей, выполнение роли ведущего. Пользование компьютером для поиска информации (Интернет), коллективного составления проектов на определённую тему (подбор фотографического материала, составление элементарных презентаций в программе Microsoft PowerPoint); переписка по электронной почте с друзьями и родственниками. Город, в котором я живу (5 ч) Главная улица и площадь города. Основные достопримечательности города: памятники, парки, музеи и др. Главные предприятия в городе, основная продукция этих предприятий. Обеспечение жизнедеятельности человека в городе (инфраструктура: образовательные и лечебные учреждения, магазины, средства связи, транспорт). Культурно-просветительные учреждения города (библиотека, музей, театр, цирк, зоопарк и др.). Ближайшие к школе улицы. Улицы (дорога). Дорожные знаки. Правила перехода дороги. Поведение детей на улице. Правила безопасного поведения на улице (если потерялся в городе, если заговорил незнакомец). Правила поведения при встрече с незнакомыми людьми на улице, в лифте, дома (звонок в дверь). Средства связи: телефон (городской и мобильный), телеграф, почта, электронная почта. Как действовать при необходимости получения экстренной помощи. Номер телефона (родственников, педагогов) при необходимости экстренной связи. Как и к кому обратиться за помощью на улице. Транспорт города (села). Отличительные признаки 3–4 видов транспорта. Труд людей, обслуживающих транспорт. Названия профессий (водитель, контролер, слесарь и др.). Правила поведения детей в транспорте. Остановки общественного транспорта. Обход транспорта при переходе через дорогу. Транспорт, связывающий город и село (автобус, железная дорога, самолет, теплоход). Труд людей, живущих в городе, селе, некоторые наиболее распространённые профессии людей (учитель, врач, рабочий, водитель, бухгалтер и др.). Строительство в городе (селе). Опасность игры на стройке. Хозяйственные постройки в селе (коровник, свинарник, птичник, конюшни). Родная страна (5 ч) Наша Родина (элементарные сведения о населении, местоположении, истории — на материале просмотренных видео-, кино- и диафильмов). Флаг, гимн и герб России. Родной город (село). Большие и малые города, деревни. Города России на карте. Москва: Кремль, Красная площадь, Царь-пушка, Триумфальная арка, храм Христа-Спасителя, памятник А. С. Пушкину и др. достопримечательности. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.). Города Золотого кольца России (Суздаль, Великий Новгород и др.). Местные традиции, обычаи. Народное творчество (сказки, пословицы и др.). Значение труда в жизни общества (города, страны). Мирные и военные профессии. Знаменательные даты и праздники. Украшение улиц города (села) в праздничные дни. Природа нашей Родины (особенности времён года, наиболее распространённые растения и животные). Знакомство с творчеством мастеров и предметами декоративно-прикладного искусства. Народные игрушки (Дымково, Хохлома). Народные приметы, поговорки, пословицы. Местные традиции, обычаи. Народные сказки (о животных, быте, сезонных изменениях, взаимоотношениях в коллективе и др.). II. Человек и природа Родная природа (5 ч) Природа нашей Родины (особенности времён года, наиболее распространённые растения и животные родного края). Восприятие красоты природы родного края. Бережное отношение к окружающей природе. Последовательность месяцев в году. Смена времён года. Сезонные изменения в природе и погода осенью, зимой, весной, летом. Ранняя и поздняя осень. Солнечные и пасмурные дни. Похолодание и потепление. Заморозки и оттепели. Выпадение снега и его таяние, ледоход, оттаивание почвы, распускание почек, появление насекомых, распространённых в данной местности, в теплое время года, замерзание водоемов и подготовка к зиме растений и животных. Погода в разные времена года и выражение своего отношения к изменениям погоды. Ведение календаря природы с фиксацией наблюдений за изменениями в природе, подведение итогов наблюдений за определённый отрезок времени. Народные приметы и сравнение с собственными наблюдениями. Время суток. Ориентация во времени. Растительный мир (3 ч) Растения. Деревья, кустарники, травы. Внешний вид растений летом, осенью, зимой, весной. Изменения в жизни растений в разное время года; листопад, цветение, созревание плодов и семян. Рост растений и их увядание (в саду, в лесу, на огороде). Названия нескольких комнатных растений, их отличительные признаки. Природа города. Зеленые насаждения: деревья, кустарники, цветы. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода) – на основе наблюдений и опытов. Внешний вид и разнообразие овощей и фруктов. Использование их в пищу. Приготовление блюд из овощей и фруктов. Лесные и садовые ягоды; орехи. Знание опасных для здоровья ягод. Предупреждение отравлений. Животный мир (2 ч) Животные. Названия наиболее известных домашних и диких животных, их отличительные признаки. Поведение животных. Среда их обитания. Пища животных и способы её добывания. Жилища животных. Подготовка зверей к зиме. Поведение птиц, наблюдение за птицами вблизи жилья, кормушки для птиц; зимующие и перелетные птицы. Поведение животных весной. Жизнь и деятельность человека (4 ч) Занятия детей в разное время года. Зимние развлечения детей. Занятия весной и осенью на природе. Поведение и занятия на улице, адекватные погодным условиям и сезонным изменениям. Занятия человека в разное время суток. Виды одежды, обуви, головных уборов, их назначение и соответствие времени года. Подбор одежды и обуви по сезону. Уход за одеждой, обувью. Уход за комнатными растениями (полив, опрыскивание, рыхление, срезка засохших листьев, пересадка). Уход за домашними животными. Отношение человека к животным. Труд людей в данной местности: в садах, на огородах в связи с сельскохозяйственными работами в разное время года. Ведение календаря природы с фиксацией наблюдений за изменениями в природе, подведение итогов наблюдений за определённый отрезок времени. Забота об охране природы ближайшего окружения. Оценка собственной деятельности, направленной на поддержание экологии данной местности (помощь животным и растениям, правильное поведение на природе). Забота об охране здоровья. Проветривание помещения. Пребывание на свежем воздухе. Признаки болезни: температура, боль (головная, в горле и др.). Элементарные представления о безопасности на природе. Поведение во время грозы и при сильном ветре, на жаре и во время сильных морозов. Что делать, если заблудился в лесу. Экскурсии по главной улице города (села), на строительство дома, в троллейбусный или автобусный парк, метро; в парк, на огород, в сад (наблюдение за изменениями в жизни растений по сезонам); в краеведческий музей. № 1 2 Содержание программного мат-ла 1 сентября – День знаний (1. Труд детей и взрослых.с.4 2. Коллектив класса.с.4 3,4. Расписание уроков, практическое определение времени по часам. С.4 5. Учебные предметы и учебные вещи.с.5 6. Бережное отношение к книге.) С.5 Сказка «Репка» с.6-13 (7-9 Труд людей в огороде в связи с изменениями в природе в разное время года. С.6-7 7. Сельскохозяйственные инструменты и приспособления. с 6-7 10. Вежливое обращение к людям, взаимопомощь. С.8 Кол-во часов 1 Сроки 1 10 Тематическое планирование 1 четверть (в неделю 1 ч, всего 9 ч) Предметные результаты Речевой материал Сентябрь 3 Рассматривание картинки. Чтение текста. Ответы на вопросы. Выполнение заданий в учебнике. Ответы на вопросы. Индивидуальная работа по заданиям на карточке. Рассматривание картинок. Соотнесение с подписями. Чтение и рассматривание картинок. Действия по образцу. Рассматривание картинок и соотнесение с подписями. Определение последовательности картинок. Называние предметов, выбор подписей к картинкам, привлечение собственного опыта. Работа по заданиям учебника. Выбор вариантов ответа. Индивидуальная работа по заданиям на карточке. Как зовут тебя? Как твоя фамилия? Сколько тебе лет? В каком классе ты учишься? Как зовут твою учительницу? Сколько ребят в классе? Учебные вещи. Береги книгу! Расписание уроков. Сказка «Репка». Вскопать землю, положить семечко в ямку, поливать и рыхлить землю. Назови предметы, которые нужны при работе в огороде. Вежливые слова. Пожалуйста, будь добра, спасибо. УУД личностные результаты: осознание себя гражданином своей страны, формирование чувства гордости за свою родину; положительное отношение к школе, к учебной деятельности; понимание смысла учения; стремление к организованности и аккуратности в процессе учебной деятельности, проявлению учебной дисциплины; любознательность, стремление к расширению собственных представлений о мире и человеке в нём; пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами, овладение социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, развитие и проявление этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, уважение к 3 11. Внешний вид и названия наиболее распространённых овощей.с.8 12,13. Правила безопасности в доме.с.9 14. Коллективная игра, её организация.с.10 15. Использование овощей в пищу.с.11 16. Внешний вид, отличительные признаки и названия домашних животных, наиболее распространённых в сельской местности. Хозяйственные постройки в селе..с11 17. Внешний вид огородных растений и их плодов.с.12 18,19. Рост растений, уход за ним.с.13 20. Жизнь растений в связи с сезонными изменениями в природе. С.13) Осень. С. 14-15 1 (21. Природа и погода осенью. Листья разных пород деревьев. Раскраска по номерам. Узнавание объектов. Рассматривание картинок и описание изображённого. Подбор картинок по заданию, соотнесение со словесным описанием. Играть игру «Тянем-потянем» Рассматривание картинки. Ответы на вопросы по картинке и привлечение собственного опыта. Индивидуальная работа по карточке. Раскрашивание по заданию. Рассматривание картинок, ответы на вопросы учителя. Соотнесение подписей с картинками. Выбор ответов при установлении причинноследственных связей. Анализ последовательности событий, установление последовательности картинок, выбор ответов из предложенных. 17 Наблюдение за природой и её изменениями в связи с приходом осени. Подбор фотографий на заданную тему. Поиск информации в сети Интернет. Сравнение форм Тыква, морковь, свекла, баклажан, капуста, огурец. Уходя из дома, не забудь выключить утюг, газ, воду, свет. Будем играть «Тянем-потянем». Что делали с репкой? Кашку сварили. Домашние животные. Назови. Дом, конура, сарай, курятник, свинарник, хлев. Надо ухаживать за растениями. Что нужно, чтобы выросли плоды? Время года осень. Листья, деревья, шишки, желуди. Наблюдай за старшим и др.); приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности трудовой и творческой деятельности человека; бережное отношение к результату чужого труда; представление о нравственноэтических ценностях (помощь другому человеку; выражение сочувствия, благодарности; выполнение общепринятых правил и др.); стремление проявления заботы и внимания по отношению к окружающим людям и животным; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, способность давать элементарную нравственную оценку собственному поведению и поступкам других людей (сверстников, одноклассников); проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и облаков и листьев, нахождение общего. 22,27 Календарь природы, наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни людей и животных. 23,24 Экскурсия на природу. Наблюдение за изменениями в жизни растений, за погодой. Поделки из природного материала (плоды, листья и др.) 4 25,26 Изменения в жизни животных и растений в связи с приходом осени). Сказка «Как лиса 2 училась летать». С.16-19 (28. Внешний вид и различия зверей и птиц (лиса и журавль). 29. Птицы, их отличительные признаки, повадки. 24 Октябрь 1 природой. Какая погода? Какие признаки осени вы наблюдали? Люди убирают урожай. взаимопомощи, проявление сопереживания удачам/неудачам Наблюдение за природой и её одноклассников; изменениями в связи с умение выражать своё приходом осени. Заполнение отношение к результатам дневника наблюдений. Ответы собственной и чужой на вопросы на основе творческой деятельности собственных наблюдений, (нравится / не нравится; что установление причиннополучилось / что не следственных связей, выводы. получилось); принятие факта Выполнение заданий во время существования различных экскурсии на природу. Сбор Какие поделки мнений; природных материалов для можно сделать из адекватное оценивание последующих поделок. природного собственного поведения и материала. поведения окружающих; Чтение текста. Беседа. Подбор умения не создавать фотографий на заданную тему. Птицы улетают в конфликтов и находить Поиск информации в сети теплые края. выходы из спорных ситуаций Интернет. Индивидуальная Животные готовятся (в урочной и внеурочной работа по карточке. к зиме. деятельности, при коллективных играх, оценивании деятельности Сравнение объектов животного Сказка «Как лиса одноклассников, обсуждении мира, выделение основных училась летать». отличительных черт. Опиши внешний вид разных мнений, сравнении результата работ), Установление причиннолисы и журавля. стремление к использованию следственных связей. Выбор ответов из предложенного У птиц есть крылья. приобретённых знаний и умений, а также, при ряда. У лисицы нет желании, коммуникации на крыльев. Поэтому Разгадывание кроссворда она не умеет летать. основе жестовой речи с лицами, имеющими (индивидуальная работа по нарушения слуха; карточке). Сравнение внешнего вида птиц и выделение их особенностей. 30. Части тела (крылья) птицы и насекомого. 31. Кто умеет и кто не умеет летать. 5 32,33. Воздушный транспорт. Городской транспорт. Отличительные признаки 3–4 видов транспорт. «Улицы города». С.20-21 2 34,39 Дорога от дома до школы, правила дорожного движения. 35 Ближайшие к школе улицы. Улица, дорога, здания, транспорт города. Поведение детей на улице. 36,38 Дорожные знаки. 37,39 Правила перехода дороги. 8,15 бережное отношение к природе, проявление элементарной экологической Сравнение внешнего вида птиц Это крыло … грамотности; и насекомых, выделение их (бабочки, стрекозы, установка на безопасный, особенностей. Подбор вороны, лебедя). здоровый образ жизни и подписей к картинкам. применение правил Воздушный безопасности и охраны Чтение текста, беседа. транспорт. собственного здоровья; Зарисовка по прочитанному. Вертолет, самолет, способность регулировать космический собственную деятельность, Рассматривание картинок, корабль, дельтаплан, способность осуществлять подбор подписей. Чтение воздушный шар. информационный поиск для текста. Привлечение Прочитай. Назови. выполнения учебных задач; собственного опыта, ответы на Покажи. осознание правил и норм вопросы учителя. взаимодействия со взрослыми и сверстниками в Игра-«ходилка»: демонстрация сообществах разного типа; правил дорожного движения с Улицы города. способность работать с помощью фигурки человечка. Найди на картинке. моделями изучаемых Привлечение собственного Покажи. Не объектов и явлений опыта, беседа. Чтение правил нарушай правила окружающего мира; умение дорожного движения, выводы. дорожного наблюдать, исследовать движения. явления окружающего мира, Экскурсия по улицам города. Зарисовка по заданию учителя. Дети должны ходить выделять характерные по улицам вместе со особенности природных Зарисовка с привлечением взрослыми. Правила объектов, описывать и характеризовать факты и собственного опыта. Ответы на дорожного события культуры, истории вопросы. движения должны общества. выполнять дети и Планируемые Чтение правил дорожного взрослые. метапредметные движения, рассматривание результаты: картинок 6 Контрольная работа. Занятия детей во дворе осенью, сезонная одежда, животные осенью, признаки осени, коллектив класса, учебные вещи, расписание, дорожные знаки, уход за комнатными растениями 1 22 7 Работа над ошибками. 1 29 Выполнение заданий индивидуально. Оценивание своих знаний и умений (рад/не рад, доволен/не доволен). различать (узнавать Контрольная работа. изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию, составлять таблицы; выделять их основные существенные признаки, выделять новое; проводить несложные наблюдения и ставить опыты, следовать инструкциям и Работа над правилам при проведении ошибками. экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов; использовать дополнительный материал в Интернете; использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника или план, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов; использовать знания о строении и функц-ии организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; работать с картой; различать государственную символику РФ, городов России, описывать достопримечательности городов и своего края; соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, взаимодействовать с соседом по парте, в группе; № 1 2 четверть, (в неделю 1 ч, всего 7 ч) Сроки Предметные результаты Речевой материал Содержание Кол-во программного мат-ла часов 4 ноября – День 1 10 народного единства (1.Наша Родина, флаг, герб страны. С.24 2. Знаменательные даты. Украшение улиц, домов города (села) в праздничные дни. Поздняя осень. С.26-28 (6. Природа поздней осенью, выпадение снега.с.26 7. Кормушки для птиц. Отношение человека к зимующим птиц.а. С.26 Обсуждение на основе наблюдений, обмен мнений с одноклассниками. Зарисовка по представлениям. Зарисовка. Передача в рисунке точных фактов. Тренировка в воспроизведении адреса. 3. Родной город: название и расположение на карте. Домашний адрес. 2 Рассматривание картинок, плакатов, фотографий. 1 17 Наблюдения за природой и погодой. Рассматривание картинок, соотнесение с подписями. Чтение текста, обсуждение нового. Вывод. Наша Родина, флаг, герб страны. Знаменательные даты. Украшение улиц, домов города (села) в праздничные дни. Родной город: название и расположение на карте. Домашний адрес. Поздняя осень. Природа поздней осенью, выпадение снега. Кормушки для птиц. Отношение человека к зимующим птиц. УУД личностные результаты: осознание себя гражданином своей страны, формирование чувства гордости за свою родину; положительное отношение к школе, к учебной деятельности; понимание смысла учения; стремление к организованности и аккуратности в процессе учебной деятельности, проявлению учебной дисциплины; любознательность, стремление к расширению собственных представлений о мире и человеке в нём; пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами, 8,9. Сезонные изменения в жизни растений и животных. 10,11,12. Охрана природы. 3 Сказка «Маша и медведь» С.29-45 13. Вежливое обращение к взрослым. 14. Внешний вид и названия наиболее распространённых плодов растений (ягоды). 15. Съедобные и несъедобные грибы, их внешний вид, отличительные признаки, названия. Выполнение задания по дополнению предложений (устно и письменно / набор на клавиатуре компьютера с помощью учителя). Составление текста-писания (замена картинок словами). Сезонные изменения в жизни растений и животных. Рассматривание картинок, обсуждение ситуации с привлечением своего опыта, вывод на основе полученных новых знаний. Охраняем природу. Сказка «Маша и медведь» 1 24 Чтение вариантов реплик и выбор из предложенных. Соотнесение своего поведения с образцом. Узнавание объектов по изображению, называние. Использование собственных знаний и опыта для выполнения задания (лесные/садовые ягоды). Выбор ответов из ряда предложенных. Поиск информации и фотографий в сети Интернет (с помощью учителя). Вежливое обращение к взрослым. Внешний вид и названия плодов растений (ягоды). Съедобные и несъедобные грибы, их внешний вид, отличительные признаки, названия. 16. Сбор грибов. Зарисовка по заданию. Сбор грибов. овладение социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, развитие и проявление этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, уважение к старшим и др.); приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности трудовой и творческой деятельности человека; бережное отношение к результату чужого труда; представление о нравственно-этических ценностях (помощь другому человеку; выражение сочувствия, благодарности; выполнение общепринятых правил и др.); стремление проявления заботы и внимания по отношению к окружающим людям и животным; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, способность давать 17. Наиболее распространённые породы деревьев, лес (роща, бор, чаща, тайга и др. 18. Если заблудился в лесу, потерялся в городе. 4 19. Животные леса средней полосы, их внешний вид, названия. С.33 20. Жилища животных. Зарисовка по заданию. Породы деревьев, лес, Обращение к роща, бор, чаща, тайга. одноклассникам с просьбой о помощи. Поиск информации в сети Интернет (с помощью учителя). Если заблудился в лесу, потерялся в городе. Рассматривание картинок, обсуждение ситуаций. Выполнение задания Декабрь учебника: распределение 1 картинок по двум группам. Животные леса, их внешний вид, названия. Рассматривание картинок. Называние объектов. Проверка собственных знаний, оценка знаний одноклассников. Жилища животных. 21,22. Медведь: его повадки, добывание пищи. 5 Рассматривание и сравнение картинок. Классификация по двум группам по заданию в учебнике. 8 23,24. Хозяйственные предметы, бытовая техника (в городе, деревенском доме, школе): внешний вид, название, назначение. Выбор картинок из ряда предложенных в учебнике. Чтение текста. Использование собственного опыта, обсуждение с одноклассниками Выбор картинок из ряда предложенных в учебнике. Дорисовка изображений (индивидуальная работа по Медведь: его повадки, добывание пищи. Хозяйственные предметы, бытовая техника (в городе, деревенском доме, школе): внешний вид, название, назначение. элементарную нравственную оценку собственному поведению и поступкам других людей (сверстников, одноклассников); проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания удачам/неудачам одноклассников; умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится / не нравится; что получилось / что не получилось); принятие факта существования различных мнений; адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих; умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций (в урочной и внеурочной деятельности, при коллективных играх, оценивании деятельности одноклассников, обсуждении 25. Пространственная ориентация: направления движения. 26,27,28. Занятия дома: приготовление пирогов. 27. Что есть в лесу (употребление в пищу плодов растений, грибов, др.) 29. Хозяйственные предметы, деревенский быт. 30. Народные промыслы, мастерство (плетение из лыка, соломы, лозы) 31. Пространственные представления. Улица города, постройки. 32. Городские здания, улицы, транспорт, достопримечательности, культурно- карточкам). Использование собственного опыта, обсуждение с одноклассниками. Выполнение задания, предложенного в учебнике с использованием предложенного словаря. Описание действий по серии картинок с использованием предложенного словаря. Привлечение собственного опыта. Решение кроссворда (индивидуальная работа по карточкам), коллективное обсуждение решения. Рассматривание картинок, соотнесение с подписями. Рассматривание картинок, соотнесение с подписями Наблюдения за ближайшим окружением, привлечение собственного опыта. Рассматривание картинок, фотографий с видами своего города. Обсуждение с Пространственная ориентация: направления движения. Занятия дома: приготовление пирогов. Что есть в лесу (употребление в пищу плодов растений, грибов, др.) Хозяйственные предметы, деревенский быт. Народные промыслы, мастерство (плетение из лыка, соломы, лозы) Пространственные представления. Улица города, постройки. Городские здания, улицы, транспорт, разных мнений, сравнении результата работ), стремление к использованию приобретённых знаний и умений, а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха; бережное отношение к природе, проявление элементарной экологической грамотности; установка на безопасный, здоровый образ жизни и применение правил безопасности и охраны собственного здоровья; способность регулировать собственную деятельность, способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа; способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира; умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных просветительные учреждения. 32 одноклассниками. Выражение собственного мнения, обмен мнениями с одноклассниками. достопримечательности, культурнопросветительные учреждения. 36. Как найти свой дом, если заблудился в лесу. Чтение правил и обсуждение их с учителем. Соотнесение своего поведения с правилами. Как найти свой дом, если заблудился в лесу. 37,38. Поведение у двери квартиры. Безопасность дома, на лестничной клетке, на улице: чужой человек. 39-42. Породы собак, помощь собаки человеку, отношение человека к животным. 6 1 15 12 декабря – День Конституции. 44-46. Столица нашей Родины: элементарные представления о населении, основные достопримечательности. Городские здания, улицы, транспорт, 7 Рассматривание картинок. Коллективное обсуждение правил поведения. Выводы, (чтение правил поведения). Чтение текста. Рассматривание картинок и фотографий. 1 47. Родной город (поселок). Рассматривание картинок. Установление причинноследственных связей. Индивидуальная письменная работа по заданию, предложенному в учебнике. Сравнение письменных работ (своей и одноклассников). 22 Привлечение информации из сети Интернет (с помощью учителя). Поведение у двери квартиры. Безопасность дома, на лестничной клетке, на улице: чужой человек. Породы собак, помощь собаки человеку, отношение человека к животным. объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества. Планируемые метапредметные результаты: различать (узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию, составлять таблицы; выделять их основные существенные признаки, выделять новое; проводить несложные наблюдения и ставить опыты, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов; использовать дополнительный материал в Интернете; использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника или план, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов; использовать знания о строении и функц-ии организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; работать с картой; различать государственную символику РФ, городов России, описывать достопримечательности городов и своего края;