Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I-II вида «Утверждаю» Директор ГБОУ «СКОШИ I-II вида» ____________ Н.В. Норбоева «____» ______________ 2021 г. Адаптированная рабочая программа по развитию речи Класс: 2 II вида Вариант 2.2 (2 отделение) на 2021-2022 учебный год Составитель: Бимбаева Д.Н. учитель начальных классов г. Улан-Удэ 2021 г. «Обсуждено» «Согласовано» На заседании МО учителей начальных классов «_____» ________________ 2021 г. «_____» ________________ 2021 г. Руководитель МО Зам.директора по УР ___________/ БимбаеваД.Н. __________/ Маркова Т.В. РАЗВИТИЕ РЕЧИ Планируемые результаты обучения При освоении образовательной программы в курсе развития речи основной целевой установкой является ориентации на планируемые результаты: личностные, метапредметные и предметные. Личностные результаты Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Принятие и освоение учащимися социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе и в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Метапредметные результаты - участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.); задавать вопросы, отвечать на вопросы других; - понимать зависимость характера речи (отбора содержания и его организации, выбора языковых средств) от задачи ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; в устной или письменной форме; адресат взрослый или сверстник и т.д.); - выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли; - осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения; - вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, распределять роли (договариваться), оказывать взаимопомощь, - осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам; воспроизводить информацию, доносить её до других; - создавать небольшие монологические высказывания с ориентацией на партнёра, с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства; - начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости; оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности; - инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем; - создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач, адекватно строить их и использовать в них разнообразные средств языка; - применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения; - умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Развитие речи» Предметные результаты. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета. Владение умением проверять написанное. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Формировать умения устно составлять 6-8 предложений, объединенных общей темой. Формировать умения и навыки с помощью вопросов учителя делать сообщения о погоде, календарных данных, распорядке учебного дня и др. К концу II класса обучающиеся научатся: составлять и записывать 6 — 8 предложений на определенную тему; делать устное и письменное сообщение о погоде, календарных данных. Содержание учебного предмета Во 2 классе - 102 часа (34 учебные недели по 3 часа в неделю). Работа на уроке развития речи строится на основе определенной темы. Темы должны быть близки учащимся по жизненному опыту, должны отражать события и явления окружающей жизни, отвечать интересам детей (о школе, о Родине, об играх и развлечении детей, о дружбе и товариществе и др.). В содержательном плане они соответственно связаны с тематическим планированием разделов «Окружающий мир» и «Чтение». Во 2 классе учащиеся овладевают преимущественно словами с конкретным значением. Предусмотрено также ознакомление обучающихся с многозначными и обобщающими словами, словами, близкими и противоположными по значению (синонимами и антонимами), словами с переносным значением и эмоционально-экспрессивной окраской. При этом термины учащимся не сообщаются. Отбор конкретных слов также необходимо непосредственно связывать с темой урока, вводя их в тематический словарь. Словарная работа включает в себя объяснение и уточнение значений слов. При этом следует помнить, что понимание значения слова во многом зависит от того, как слабослышащий ребёнок практически владеет морфемным составом слова, как понимает смысловые оттенки морфем (приставки, корня, суффикса). Поэтому, проводя работу по уточнению лексического значения слов, необходимо учить детей практически определять морфемный состав не только новых слов, сообщаемых на уроке, но и приобретённых самостоятельно. На уроках развития речи обращается внимание на практическое знакомство со значением предлогов, союзов, наречий и других служебных и знаменательных частей речи. Основной единицей речи в процессе обучения должно быть связное высказывание. Большое место на уроках развития речи занимают речевые упражнения (словарные, синтаксические, композиционные). Преобладающими видами таких упражнений являются устные и письменные рассказы по картинке или иллюстрации и на основе личного опыта, изложения, сочинения по теме. В обучении включаются разные формы (монологическая и диалогическая), виды (устная и письменная) и типы речи (описательная, повествовательная, с элементами рассуждения). Необходимо требовать от детей полных и кратких ответов. Второклассники должны уметь устно составлять 5-8 предложений, объединенных общей темой. Основными видами работы по развитию письменной речи являются изложение и сочинение. Выбор тем для изложений и сочинений определяется главным образом их воспитательной значимостью, опытом и интересами учащихся. При этом учитывается доступность содержания и языкового оформления. Работа над речью требует внимания к правильной, последовательной передаче временных и причинно-следственных отношений, к чёткому композиционносмысловому построения высказывания и к выражению связи между отдельными предложениями и частями текста. С этой целью необходимо формировать у учащихся умение составлять планы устных и письменных высказываний, говорить и писать по собственному плану. В программе по развитию речи выделены два раздела: Обогащение словаря Развитие связной речи Обогащение словаря. Слова, обозначающие виды трудовой деятельности, профессиональные занятия и профессии. Слова, обозначающие детенышей животных. Слова, близкие и противоположные по значению (синонимы, антонимы). Развитие связной речи. Понимание и употребление побудительных, повествовательных и вопросительных предложений. Распространение простых предложений за счет уточнения места, времени и обстоятельств действия, признаков предметов и др. Понимание и употребление сложных предложений с союзами и, а, но. Диалоги в вопросно-ответной форме с использованием тематического словаря. Составление и запись предложений на определенную тему (о маме, о школе, о детях и т. п.), по сюжетной картинке, серии картинок. Составление устных рассказов по сюжетным картинкам, по личным наблюдениям детей (с помощью учителя). Разделы, изучаемые в курсе: 1.Времена года. 2. Класс. Учебные вещи. Школа. 3. Семья. 4. В городе. Наш город. Родина. 5. Игрушки. Игры детей. 6. Продукты. Посуда. На кухне. 7. Одежда. Обувь. 8. Фрукты. Овощи. В магазине. 9. Транспорт. 10.Спальня. Умывальня. Режим дня. 11. Дикие и домашние животные. Кто где живет? 12. Праздники (День учителя. Новый год. 8 Марта. 23 Февраля. 9 Мая) 13. Величина, цвет, форма предмета. 14. Группы: один, одна, одно. 15. Ответы на вопросы: как? что делает? что делают? кто? что? какой? какая? какое? какие? 16. Составление предложений по картинке, заданной теме, по вопросам. № 1 Содержание Кол-во программного мат-ла часов Знакомство с 1 учебником. Сроки Тематическое планирование I четверть (в неделю 3 ч, всего 25 часов) Предметные результаты Речевой материал Работать по учебнику, пользуясь условными обозначениями. Отвечать на вопросы учителя 2 Составление рассказа по теме «Летние каникулы» С.3 1 Называть слова, по теме: «Летние каникулы» Составлять предложения (по вопросам) по сюжетной картинке. Отвечать на вопросы, дополнять предложения по опорным словам. 3 Составление рассказа по теме «Семья на даче». С.4 1 Называть слова, по теме: «Семья на даче» Составлять предложения (по вопросам) по сюжетной картинке. Отвечать письменно на вопросы, дополнять предложения по опорным словам. 4 5 Слова, обозначающие предметы по теме: «Дом». С.5-6 2 Называть слова, по теме: «Дом» Составлять предложения (по вопросам) по сюжетной картинке. Отвечать на вопросы, дополнять предложения по опорным словам. УУД Познакомить с новым Личностные результаты учебником и правилами Принятие и освоение работы по нем учащимися социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности Река, лодка, весло, и формирование личностного удочки, песок, берег, смысла учения. купается, загорает, Развитие самостоятельности и собирает грибы. личной ответственности за свои поступки, в том числе и в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, Грибы, дача, на дачу, социальной справедливости и корзина, ягоды, свободе. собирают ягоды Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной Двор, сарай, забор, отзывчивости, понимания и ворота, калитка, дерево, сопереживания чувствам качели, скамейка, других людей. лестница, дрова, Развитие навыков крыльцо, крыша, дом, сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и 6 7 Слова, обозначающие предметы по теме: «Бытовые приборы». С.7 8 Слова, обозначающие предметы по теме: «Инструменты». С.7 2 Называть слова, по теме: «Бытовые приборы» Составлять предложения (по вопросам) по сюжетной картинке. Отвечать на вопросы, дополнять предложения по опорным словам, 1 Называть слова, по теме: «Инструменты». Составлять предложения (по вопросам) по сюжетной картинке. Отвечать на вопросы, дополнять предложения по опорным словам, 1 Называть слова, по теме: «Семья» Составлять предложения (по вопросам) по сюжетной картинке. Отвечать на вопросы, дополнять предложения по опорным словам, 9 Составление рассказа по теме «Семья» С.8 10 11 Употребление в речи 2 глаголов, отвечающих на вопросы что делает? что сделал? С.9-11 Составлять предложения (по вопросам). Отвечать на вопросы, дополнять предложения по опорным словам, Употреблять в речи словосочетаний, обозначающих переходность действия . магнитофон, ваза, телевизор, компьютер находить выходы из спорных ситуаций. Метапредметные результаты - участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, гвоздь, топор, молоток, стремиться понять его точку грабли, метла зрения и т.д.); задавать вопросы, отвечать на вопросы других; - понимать зависимость характера речи (отбора содержания и его организации, выбора Играет, читает, шьет, языковых средств) от задачи ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; в устной или письменной форме; надевает, надел, адресат взрослый или бросает, бросил, поднял сверстник и т.д.); - выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли; 12 Составление рассказа по теме «В классе». С.12 Называть слова, по теме: «В классе». Составлять предложения (по вопросам) по сюжетной картинке. Отвечать на вопросы, дополнять предложения по опорным словам. Открой-открывает открыл, вытривытирает-вытер Напиши-пишетнаписал, Полейполивает-полил 13 Употребление в речи 1 словосочетаний, обозначающих переходность действий С.15 Составлять предложения (по вопросам). Отвечать на вопросы, дополнять предложения по опорным словам, Употреблять в речи словосочетаний, обозначающих переходность действия . «что сделал(а)? + что?» Умывальня, шея, живот, вылей, Я вымыл лицо. Я вымыл шею. 14 15 16 Употребление в речи 3 слов, противоположных по значению. С.21 Употреблять в речи слов, противоположных по значению. Отвечать на вопросы, дополнять предложения по опорным словам. Широкий, узкий, длинный, короткий, чистый, грязный, сухой, мокрый, солёный, сладкий, горчица, селёдка, уксус 17 18 19 Составление рассказа по серии картинок и деформированному тексту «Верный друг». С. 24 Составлять и записывать рассказ по серии картинок и деформированному тексту «Верный друг» Отвечать на вопросы, дополнять предложения по опорным словам Оценивать свои результаты. Уметь работать в парах, самостоятельно. 1 3 Друг, лодка, тонуть, рубашка, вытащил. - осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения; - вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, распределять роли (договариваться), оказывать взаимопомощь, - осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам; воспроизводить информацию, доносить её до других; - создавать небольшие монологические высказывания с ориентацией на партнёра, с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства; - начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости; оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности; 20 21 Составление рассказа по теме «Овощи, фрукты, ягоды, грибы» С.26 2 22 23 Составление рассказа по картине и по вопросам. С.30 2 24 25 Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими признаки предметов по цвету, величине, форме, материалу, вкусу. С.31 2 Уметь составлять развёрнутый ответ на вопрос по содержанию. Называть слова, обозначающие предметы, по теме: «Овощи, фрукты». Уметь называть обобщающие слова. Яблоки, груши, сливы, картофель, помидоры, морковь, капуста, свёкла, огурцы, репа, виноград, малина, черника, земляника, смородина, белый гриб, подберёзовик, подосиновик, лисички, опята, мухомор. - инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем; - создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных Отвечать на вопросы, коммуникативных задач, дополнять предложения по Собирает портфель адекватно строить их и опорным словам. Составлять и Расчесывается Залез в использовать в них записывать рассказ по картине портфель Пришел в разнообразные средств языка; и по вопросам. школу Открыл - применять приобретённые портфель Кот выскочил коммуникативные умения в удивились практике свободного Употреблять в речи общения; словосочетаний, прилаг. + сущ.) обозначающих признаки Зелёный, голубой, предметов по цвету, величине, серый, коричневый, форме, материалу,вкусу. жёлтый, красный, Составлять предложения со белый, синий, тёплый, словосочетаниями, холодный, горячий, обозначающими признаки летний, зимний, предметов. Отвечать на осенний, весенний вопросы. № 2 четверть (в неделю 3 ч, всего 21 ч) Предметные результаты Речевой материал Содержание программного матла Составление рассказа по теме «Лес осенью». Кол-во часов Сроки 2 Ноябрь 8,9 Называть слова по теме. Составлять словосочетания по заданной теме. Составлять и записывать предложения по рассказу: «Лес осенью». 3 4 Составление рассказа по теме: «Какая сегодня погода?» 2 10, 15 Называть слова по теме. Составлять словосочетания по заданной теме. Составлять устное высказывание о погоде. Составлять диалоги о погоде. 5 6 7 Составление деформированного рассказа «Мишины друзья». 3 16,17, 22 8 9 Составление рассказа по теме «Детёныши домашних животных» С.35-36 2 1 2 Называть слова по теме Составлять рассказ по вопросам и деформированному тексту. 23,24 Называть слова, по теме: «Детеныши домашних животных». Отгадывать загадки, дополнять предложения. Листья пожелтели и покраснели, шишка, жёлудь. УУД Личностные результаты Принятие и освоение учащимися социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование Ясно, пасмурно, тихо, личностного смысла учения. холодно, дует ветер, на Развитие самостоятельности и деревьях лежит снег, личной ответственности за земля покрыта снегом, свои поступки. идёт снег, светит Формирование эстетических солнце, морозно, на потребностей, ценностей и лужах блестит лёд. чувств. Формирование этических Больница, друзья, чувств, доброжелательности и товарищи, живут эмоционально-нравственной дружно. отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам Пёс – собака - щенок других людей. (щенки), кот-кошка Метапредметные котёнок (котята), Бык результаты корова – телёнок - участвовать в диалоге, в (телята), Петух – общей беседе, выполняя курица - цыплёнок принятые правила речевого (цыплята), баран - овца поведения (не перебивать, - ягнёнок (ягнята), конь выслушивать собеседника, – кобыла - жеребёнок стремиться понять его точку (жеребята), козёл – коза зрения и т.д.); задавать - козлёнок (козлята) вопросы, отвечать на вопросы Стережёт дом, ловит других; мышей, яйца несёт, даёт шерсть. 10 Составление рассказа по теме «Детёныши диких Животных» 1 29 11 Слова, обозначающие учебные вещи и игрушки. С.36 1 30 Слова, обозначающие одежду (осенняя, зимняя, весенняя, летняя) С.39 Слова, обозначающие виды трудовой деятельности. Составление рассказа по теме «Уборка комнаты» С.43 2 12 13 14 15 Называть слова, по теме: «Детеныши домашних животных». Отгадывать загадки, дополнять предложения. Называть слова, по теме: «Учебные вещи». Отгадывать загадки, дополнять предложения. Декабрь 1,6 Называть слова по теме. Называть обобщающие слова Составлять словосочетания и предложения по картинкам. 2 7,8 Называть слова по теме. Составлять словосочетания по теме Составлять и записывать рассказ по серии картинок и опорным словам. - понимать зависимость характера речи (отбора содержания и его Медведь-медведицаорганизации, выбора медвежонок языковых средств) от задачи (медвежата), волкситуации общения (сообщить, волчица-волчонок объяснить что-то или словами (волчата), лиснарисовать увиденное, лисалисёнок (лисята), показать действия или белка-бельчонок признаки; поздравить кого-то (бельчата), заяцили научить чему-то; в устной зайчиха-зайчонок или письменной форме; (зайчата), ёжадресат взрослый или ежихаежонок (ежата) сверстник и т.д.); - выражать свои мысли, Пенал, учебник, чувства в словесной форме, тетрадь, портфель, ориентируясь на задачи и собери, убери, папка, ситуацию общения, соблюдая мяч, пирамида, нормы литературного языка, матрешка. заботясь о ясности, точности выражения мысли; Платье, костюм, форма. - осознавать, высказывать и Одежда (осенняя, обосновывать свою точку зимняя, весенняя, зрения; летняя) - вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать Кормушка, клюют, в совместной деятельности, зерно, голодают, распределять роли насыпают, повесили. (договариваться), оказывать взаимопомощь, - осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам; воспроизводить 16 17 Составление рассказа по теме «В магазине» С.49-51 2 13,14 Называть слова по теме «В магазине» Дополнять текст по сюжетной картине и опорным словам Записывать предложения по теме Участвовать в сюжетноролевой игре «В магазине». 18 19 Слова, обозначающие порядок предметов при счете (порядковые числительные). 2 20 21 Составление рассказа по картинке «Дети украшают елку» 2 15,20 21,22 Называть порядковые числительные Составлять предложения и словосочетания по вопросам Включаться в групповую работу, связанную с общением Дополнять предложения по опорным словам. Называть слова по теме Включаться в групповую работу, связанную с общением, записывать предложения я по теме Дополнять текст по сюжетной картинке и опорным словам Чек, продавец, покупает, покупатель, покупка, кассир, деньги Магазин. Порядковые числительные до 10 (первый, второй, третий, четвёртый, пятый, шестой, седьмой, восьмой, девятый, десятый). Дед мороз, флажки, игрушки, подарки, елка, новый год, украшать, праздник. информацию, доносить её до других; - создавать небольшие монологические высказывания с ориентацией на партнёра; - начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости; оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности; - создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач, адекватно строить их и использовать в них разнообразные средств языка; - применять приобретённые коммуникативные умения в практике.