Ознакомление с окружающим миром_вар_2.2_1 класс_Дармаева

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I-II вида
«Утверждаю»
Директор ГБОУ «СКОШИ I-II вида»
____________ Н.В. Норбоева
«____» ______________ 2021 г.

Адаптированная рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром
Класс: 1 «а» II вида
Вариант 2.2 (2 отделение)
на 2021-2022 учебный год
Составитель: Дармаева И.Б.
учитель начальных классов

г. Улан-Удэ
2021 г.

Ознакомление с окружающим миром
Планируемые результаты
Личностные результаты
Положительное отношение к школе и учебной деятельности;
представление о новой социальной роли ученика, правила школьной жизни (ответственно относиться к уроку окружающего мира — быть
готовым к уроку, бережно относиться к учебнику и рабочей тетради);
представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России;
ценностные представления о своей семье и своей малой родине;
представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины, образ Москвы — как духовной ценности разных
народов);
представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе, животным;
первоначальное представление о бережном отношении к окружающему миру;
представление о необходимости бережного отношения к культуре других народов России;
этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий;
Метапредметные результаты
Регулятивные
Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
выделять из темы урока известные знания и умения;
планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению
учителя);
сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем),
позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.
Познавательные
Понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения
цветом, оформление в рамки и пр.);
находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
понимать содержание текста, отвечать на вопросы учителя;
проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.

Коммуникативные
Включаться в диалог с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его
обязательно учту» и др.;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом речевых и слуховых возможностей учащегося);
готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.
Предметные результаты
Правильно называть родную страну, родной город, село (малую Родину);
узнавать некоторые достопримечательности столицы;
называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;
проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;
различать изученные объекты природы (растения, животных);
различать овощи и фрукты;
описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);
называть дни недели и времена года в правильной последовательности;
соотносить времена года и месяцы;
соблюдать правила поведения в природе;
правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;
подбирать одежду для разных случаев;
правильно переходить улицу;
различать виды транспорта;
соблюдать правила безопасности в транспорте.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 класс, 66 ч
I.
Человек и общество (36 часов)
О себе(15 ч)
Имя и фамилия, возраст, день рождения.
Мои родные, состав семьи. Родословная. Имена и отчества взрослых членов семьи. Внимательные и добрые отношения между
взрослыми и детьми в семье. Посильное участие в домашнем труде. Воспитание любви и уважения к родным и близким.

Имена друзей. Совместные игры. Игрушки, их названия, бережное пользование ими.
Домашний адрес: название города (села), улицы, номер дома, квартиры.
Правила поведения дома.
Выполнение правил личной гигиены: уход за телом, волосами, одеждой, обувью. Значение соблюдения чистоты рук перед приемом
пищи, после приема пищи, после игры во дворе и др.
Режим дня, его роль в сохранении здоровья. Утренняя гимнастика.
Обстановка дома, бытовые приборы и предметы мебели. Соблюдение порядка в жилом помещении.
Вкусная и здоровая пища. Продукты питания, получаемые из молока, муки, мяса. Бережное отношение к продуктам питания. Кухонное
помещение, приготовление пищи, содержание продуктов. Предупреждение заболеваний и отравлений испорченными продуктами из-за
неправильного их хранения и употребления. Посуда и столовые приборы (названия и назначение). Правила сервировки стола и поведения за
столом (пользование столовыми приборами и этикет).
Внешность человека (рост, цвет и длина волос, форма носа и рта, цвет глаз, другие отличительные признаки).
Части тела человека. Особенности своего организма: рост, вес, пульс.
Органы чувств (обоняние, слух, зрение). Их значение в жизни и бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих (с
учетом имеющихся ограничений возможностей здоровья).
Виды одежды, обуви, головных уборов, их назначение и соответствие времени года. Одежда для мальчика и для девочки. Подбор
одежды и обуви по сезону. Уход за одеждой, обувью.
Забота о здоровье, профилактика заболеваний в осенне-зимний период (как уберечься от простуды, значение подбора одежды в
зависимости от погодных условий).
Демонстрация своего желания или отношения к чему-либо (нравится / не нравится, хочу / не хочу, рад / не рад, весело / грустно, больно
/ не больно и т. п.).
Я и школа (7 ч)
Я – школьник.
Мои товарищи. Имена товарищей по классу, учителя, воспитателя.
Занятия детей в школе. Утро перед уроками. Как правильно сидеть за партой.
Здание школы снаружи и внутри. Расположение классов, групповых комнат и других помещений (спальня, столовая, кабинет врача,
спортзал, библиотека, мастерские), их названия и назначение. Классная комната. Мебель в классе и ее назначение.
Профессии работников школы: директор, учитель, воспитатель, врач, медсестра, уборщица, повар и др. Уважение к труду работников
школы. Оказание посильной помощи взрослым.
Учебные вещи. Правила поведения в школе и классе. Вежливое обращение к взрослым и сверстникам (употребление при общении имен
товарищей по классу, учителя, приветствие других работников школы).

Правила поведения во время занятий (внимательно следить за объяснениями учителя и ответами товарищей, не мешать
одноклассникам, соблюдать порядок на рабочем месте).
Содержание учебных вещей в чистоте и аккуратности. Ответственное и бережное отношение к учебным книгам, школьному имуществу,
личным вещам и вещам одноклассников. Поддержание порядка в классе. Выполнение обязанностей дежурного.
Режим дня школьника (труд и отдых в течение дня). Время суток, практическое определение времени по часам (занятия утром, днем,
вечером, ночью).
Правила поведения в столовой, этикет во время приема пищи.
Пользование компьютером для поиска информации (Интернет), коллективного составления проектов на определенную тему (подбор
фотографического материала, составление элементарных презентаций в программе Microsoft PowerPoint); переписка по электронной почте с
друзьями и родственниками.
Город, в котором я живу (8 ч)
Название родного города. Родной город, его достопримечательности.
Название улицы и номер дома, где находится школа. Главная улица (площадь) города. Главные предприятия в городе, основная
продукция этих предприятий. Культурно-просветительные учреждения города (библиотека, музей, театр, цирк, планетарий, зоопарк и др.).
Труд людей, живущих в городе, названия наиболее распространенных для города профессий.
Правила поведения в магазине (покупка продуктов, действия покупателей и продавцов). Деньги, обращение с ними (элементарные
навыки пользования деньгами).
Сигналы светофора. Дорожные знаки «Пешеходный переход», «Пешеходное движение запрещено», «Подземный переход».
Правила поведения при встрече с незнакомыми людьми на улице, в лифте, дома (звонок в дверь).
Транспорт города (села): автобус, троллейбус, трамвай, маршрутное такси, метро. Правила поведения в транспорте. Правила
безопасности в транспорте.
Средства связи: телефон (городской и мобильный). Как действовать при необходимости получения экстренной помощи. Номер
телефона (родственников, педагогов) при необходимости экстренной связи. Как и к кому обратиться за помощью на улице.
Родная страна (6 ч)
Наша Родина – Россия. Москва – столица нашей страны. Красная площадь. Флаг нашей страны.
Город, поселок, деревня. Родной край – частица России.
Ландшафтные особенности родного края (река, море, лес, поле). Ближайший к школе водоем (река, пруд, озеро).
Праздники, отмечаемые в нашей стране: День учителя, Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда,
День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Участие детей в коллективной подготовке к
праздникам, в проведении утренников.
Значение труда в жизни общества (города, страны). Мирные и военные профессии.
Народные игрушки (Дымково, Хохлома).
Отдельные виды фольклора (сказка, загадка, пословица, поговорка).

II.

Человек и природа (30 часов)
Родная природа (9 ч)
Восприятие красоты природы родного края, бережное отношение к природе.
Последовательность месяцев в году. Ранняя и поздняя осень. Солнечные и пасмурные дни. Выпадение снега и его таяние, распускание
почек, появление насекомых в теплое время года, замерзание водоемов, подготовка к зиме растений и животных.
Природа города. Зеленые насаждения: деревья, кустарники, цветы. Лесные ягоды, орехи, грибы. Знание опасных для здоровья ягод,
грибов. Предупреждение отравлений.
Времена года. Сезонные изменения в природе. Погода в разные времена года (снегопад, таяние снега, листопад, ветер, дождь, гроза и
др.). Хорошая и плохая погода. Выражение своего отношения к изменениям погоды.
Смена дня и ночи на Земле. Время суток: сопутствующие явления и наблюдения за объектами (рассвет, закат, луна, месяц, звезды).
Ведение календаря природы с фиксацией наблюдений за изменениями в природе, подведение итогов наблюдений за определенный
отрезок времени. Народные приметы и сравнение с собственными наблюдениями.
Растительный мир (5 ч)
Названия нескольких деревьев, кустарников, трав и цветов. Комнатные растения, их названия. Условия, необходимые для жизни
растения (свет, тепло, воздух, вода), – на основе наблюдений и опытов.
Внешний вид и разнообразие овощей и фруктов. Использование их в пищу. Приготовление блюд из овощей и фруктов.
Лесные и садовые ягоды; орехи. Знание опасных для здоровья ягод. Предупреждение отравлений.
Животный мир (7 ч)
Домашние и дикие животные. Первоначальное знакомство с внешним видом, образом жизни, с некоторыми повадками. Детеныши
домашних животных.
Птицы. Первоначальные сведения о внешнем виде и образе жизни птиц в природе. Отлет перелетных птиц. Прилет и гнездование птиц.
Рыбы. Особенности внешнего вида рыб, среда их обитания.
Насекомые, распространенные в данной местности (названия, внешний вид, поведение в разное время года).
Жизнь и деятельность человека (9 ч)
Труд и отдых людей в разное время года. Отдых и занятия, адекватные погодным условиям и сезонным изменениям.
Сбор урожая осенью. Весенние работы в саду и огороде.
Знание опасных для здоровья ягод, грибов. Предупреждение отравлений.
Растения и животные живого уголка. Условия их содержания. Уход за аквариумными рыбками.
Бережное отношение к окружающей природе (участие в работах на пришкольном участке, подкормка птиц зимой, охрана муравейников,
уборка сухих листьев и веток осенью и весной).
Термометр, использование уличного и комнатного термометров для определения температуры воздуха.

Предупреждение травм во время труда дома, на огороде; травмы на улице в осенне-зимний период в связи с погодными условиями, их
предупреждение. Правила безопасного отдыха в летний период на природе и в городе.
Экскурсии1 по школе, на пришкольный участок, в парк, магазин (булочную, гастроном), на рынок, на ближайший водоем.
Наблюдения: за погодой, за сезонными изменениями в природе, за распусканием почек на ветках, принесенных в помещение ранней
весной, за поведением птиц и насекомых ближайшего окружения в осенне-весенний период, за домашними животными и аквариумными
рыбками, ростом высаженных растений.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 четверть (18 часов, в неделю 2 ч.)
№

1

2

Содержание
программного
материала
Человек и общество
О себе.
Фамилия и имя.
С.6-7

Колво
часов

Одежда. С. 16-17

1

Сроки

1

Экскурсии проводятся во внеурочное время.

1

Предметные результаты

Речевой материал

Знать собственное имя и
фамилию. Имена
одноклассников, товарищей по
классу, учителей, воспитателей.
Коллективные игры. Вежливое
обращение к одноклассникам при
деловом общении и в игре.

Фамилия, имя

Знать виды одежды, обуви,
головных уборов, их назначение
и соответствие времени года.

Одежда, обувь,
рубашка, шорты,
майка, брюки

УУД
Личностные результаты
Положительное отношение к школе и
учебной деятельности;
представление о новой социальной роли
ученика, правила школьной жизни
(ответственно относиться к уроку
окружающего мира — быть готовым к
уроку, бережно относиться к учебнику и
рабочей тетради);
представление
о
гражданской
идентичности в форме осознания «Я»

Подбор одежды и обуви по
сезону. Названия предметов
одежды.
3

Береги свою одежду и
обувь. С.18-19

1

Одежда для мальчика и для
девочки. Уход за одеждой,
обувью.

Одежда, обувь.
Береги, почисти.

4

Я и школа.
1 сентября. С.4-5

1

Я – школьник. Начало учебного
года. Обязанности школьника.
Его внешний вид.

1 сентября.
Праздник. Яшкольник.

5

Класс. С.8-9

1

Класс, мебель,
учебные вещи.
Парта, доска, стол,
стул, тетрадь, ручка

6

Сиди за партой
правильно. С.10

0,5

Классная комната, мебель и
учебные вещи. Ответственное и
бережное отношение к учебным
книгам, школьному имуществу,
личным вещам и вещам
одноклассников.
Занятия детей в школе. Как
правильно сидеть за партой.
Осанка и здоровье.

6

Кто работает в школе.
С.11

Человек и природа.

0,5

Знать профессии работников
школы: директор, учитель,
воспитатель, врач, медсестра,
уборщица, повар и др. Уважение
к труду работников школы.
Вежливое обращение к взрослым
и сверстникам, приветствие
учителей и других работников
школы.

Сиди за партой
правильно.
Кто работает в
школе.
Директор, учитель,
воспитательница

как юного гражданина России;
ценностные представления о своей
семье и своей малой родине;
представление
о
ценностях
многонационального
российского
общества (образ Родины, образ Москвы
— как духовной ценности разных
народов);
представление
о
личной
ответственности за свои поступки через
бережное
отношение
к
природе,
животным;
первоначальное
представление
о
бережном отношении к окружающему
миру;
представление
о
необходимости
бережного отношения к культуре других
народов России;
этические
нормы
(сотрудничество,
взаимопомощь)
на
основе
взаимодействия
учащихся
при
выполнении совместных заданий;
Метапредметные результаты
Регулятивные
Понимать и принимать учебную задачу,
сформулированную учителем;
сохранять учебную задачу урока
(воспроизводить её в ходе урока по
просьбе учителя);
выделять из темы урока известные
знания и умения;
планировать
свои
действия
на
отдельных этапах урока (целеполагание,

7
8
9

10

11

Родная природа.
Осень. С.26-27

Растительный мир.
Осенние цветы. С.1213

Фрукты. Овощи.
С.14-15

3

1

1

Восприятие красоты природы
родного края.Знать времена года.
Погода осенью. Наблюдение и
ведение
календаря
погоды.
Сезонные изменения в природе.
Ранняя и поздняя осень.
Последовательность месяцев
осени. Солнечные и пасмурные
дни. Погода в разные времена
года (листопад, ветер, дождь,
выпадение снега). Наблюдение и
ведение календаря погоды.
Хорошая и плохая погода.
Выражение своего отношения к
изменениям погоды
Внешний вид и названия
распространенных осенних
цветов. Зеленые насаждения
города, клумбы.
Внешний вид и разнообразие
овощей и фруктов. Названия
наиболее распространенных
овощей и фруктов.
Использование их в пищу.
Выражение собственного мнения
(люблю / не люблю, нравится / не
нравится, вкусно / не вкусно).
Органы чувств. Приготовление
блюд из овощей и фруктов.
Лесные и садовые ягоды.

Осень, погода
хорошая, плохая.
Светит солнце.
Идет дождь.
Дует ветер.

Осенние цветы.
Клумба, картина.

Фрукты. Овощи.
Рынок. Прочитай,
покажи.

проблемная
ситуация,
работа
с
информацией и пр. по усмотрению
учителя);
сверять
выполнение
работы
по
алгоритму, данному в учебнике или
рабочей тетради;
осуществлять контроль, коррекцию и
оценку результатов своей деятельности;
фиксировать
в
конце
урока
удовлетворённость/неудовлетворённость
своей работой на уроке (с помощью
средств,
предложенных
учителем),
позитивно
относиться
к
своим
успехам/неуспехам.
Познавательные
Понимать и толковать условные знаки и
символы, используемые в учебнике для
передачи
информации
(условные
обозначения,
выделения
цветом,
оформление в рамки и пр.);
находить и выделять под руководством
учителя необходимую информацию из
текстов, иллюстраций, в учебных
пособиях и пр.;
понимать содержание текста, отвечать
на вопросы учителя;
проводить сравнение и классификацию
объектов по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные
связи;
проявлять индивидуальные творческие
способности при выполнении рисунков,
схем, подготовке сообщений и пр.

12

13

14

Ягоды. С.24-25

Деревья. С.28-29

Осенние листья.
С.30-31

1

1

1

1

Труд и отдых людей в разное
время года. Летние развлечения.
Сбор грибов. Интересные случаи
из жизни одноклассников.

Грибы. С.22-23
16

1

Осенью много

Природа города. Зеленые
насаждения: деревья, кустарники.
Внешний вид и названия хвойных
и лиственных деревьев. Их листья
и плоды (узнавание). Деревья
осенью.
Восприятие красоты природы
родного края. Знать сезонные
изменения в природе.

Жизнь и
деятельность
человека.
Лето. С.20-21
15

Ягодные кустарники. Внешний
вид и названия ягод. Выражение
собственного мнения (люблю / не
люблю, нравится / не нравится,
вкусно / не вкусно).

Отдых и занятия, адекватные
погодным условиям и сезонным
изменениям. Сбор грибов и их
использование в пищу.
Съедобные и несъедобные грибы.
Внешний вид опасных для
здоровья грибов.
Предупреждение отравлений.

Лесные и садовые
ягоды. Ягодные
кустарники.
люблю / не люблю,
нравится / не
нравится, вкусно / не
вкусно).
Деревья, кустарники.
Внешний вид
хвойные и
лиственные деревья

Осенние листья.
Листья березы (дуба,
клена).
Лето. Мальчик,
девочка. Катается на
велосипеде.
Поливает. Ловит
рыбу.
Собирает грибы.
Белый гриб, лисичка,
Съедобные грибы,
несъедобные грибы.

Коммуникативные
Включаться в диалог с учителем и
сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению;
признавать свои ошибки, озвучивать их,
соглашаться, если на ошибки указывают
другие;
употреблять вежливые слова в случае
неправоты
«Извини,
пожалуйста»,
«Прости, я не хотел тебя обидеть»,
«Спасибо
за
замечание,
я
его
обязательно учту» и др.;
строить монологическое высказывание,
владеть диалогической формой речи (с
учётом
речевых
и
слуховых
возможностей учащегося);
готовить небольшие сообщения с
помощью
взрослых
(родителей,
воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.

17
18

работы.
С.32-33

2

Сбор урожая осенью. Осенние
работы в саду, в огороде, в поле, в
лесу.
Заготовки
продуктов.
Бережное
отношение
к
окружающим растениям; участие
в работах на пришкольном
участке: уборка сухих листьев и
веток осенью и весной.
Отдых и занятия, адекватные
погодным условиям и сезонным
изменениям.

2 четверть (14 часов, в неделю 2 ч.)
№

1

Содержание
Кол-во
программного мат-ла часов
Человек и общество
О себе.
Что мы едим. С. 44–45 0,5

1

Комната. С.46-47

0,5

2

Части тела человека.
Здоровье. С. 54-55

1

3

Внешность человека.
С.56-57

0,5

Сроки

Предметные результаты

Речевой материал

Вкусная и здоровая пища.
Продукты питания. Прием
пищи в разное время суток.

Вкусная и здоровая
пища. Продукты
питания.
Утром,днем,вечером.
Завтрак, обед, ужин.

УУД

Личностные результаты
Положительное отношение к школе и
учебной деятельности;
представление о новой социальной роли
Обстановка и уют дома.
ученика, правила школьной жизни
Мебель, ее расположение в
(ответственно относиться к уроку
комнате.
Комната, мебель.
окружающего мира — быть готовым к
уроку, бережно относиться к учебнику и
Части тела человека.
Части тела человека. рабочей тетради);
Особенности своего организма: Покажи, скажи,
представление
о
гражданской
рост, вес, пульс. Органы чувств прочитай. Голова,
идентичности в форме осознания «Я» как
(обоняние, слух, зрение). Их
туловище, ноги, шея, юного гражданина России;
значение в жизни и бережное
рука.
ценностные представления о своей семье
отношение к своему здоровью и
и своей малой родине;
здоровью окружающих (с
представление
о
ценностях
учетом имеющихся
многонационального
российского
ограничений возможностей
общества (образ Родины, образ Москвы
здоровья)
Внешность человека. — как духовной ценности разных
Волосы длинные,
народов);
Внешность человека (рост, цвет короткие, светлые,
представление о личной ответственности
и длина волос, форма носа и
темные, кудрявые,
за свои поступки через бережное
рта, цвет глаз, другие
прямые. Глаза
отношение к природе, животным;
отличительные признаки).
голубые, темные.
первоначальное
представление
о
Выражение собственного
Нос прямой,
бережном отношении к окружающему
мнения (люблю / не люблю,
курносый. Брови.
миру;
нравится / не нравится, красиво люблю / не люблю,
представление
о
необходимости
/ не красиво)
нравится / не
бережного отношения к культуре других
нравится, красиво /
народов России;

не красиво)
3

4

4

5

Ванная комната.
С.58-59
Город, в котором я
живу.
Улица. С.40-41

Будь осторожен на
улице! С.42-43

Родная страна
Как сделать игрушку.
С.60-61

0,5

Выполнение правил личной
гигиены: уход за телом,
волосами. Названия предметов
в ванной комнате.

Ванная комната.
Прочитай, покажи,
скажи.

0,5

Улица города. Транспорт.
Правила дорожного движения
для пешеходов. Сигналы
светофора. Дорожные знаки
«Пешеходный переход»,
«Пешеходное движение
запрещено», «Подземный
переход»

Улица. Улица
города. Транспорт.
Правила дорожного
движения для
пешеходов. Сигналы
светофора.
Дорожные знаки.

0,5

Знать правила поведения и
безопасности в городе. Правила
поведения при встрече с
незнакомыми людьми на улице.
Средства связи: телефон
(городской и мобильный). Как
действовать при необходимости
получения экстреннойпомощи.
Номер
телефона(родственников,
педагогов) при необходимости
экстренной связи. Как и к кому
обратиться за помощью на
улице.

1

Глиняная игрушка. Народные
мастера. Народные игрушки

Будь осторожен на
улице! Можно,
нельзя. Опасно.
Телефон, номер
телефона.

Глиняная игрушка.
Народные мастера.
Народные игрушки

этические
нормы
(сотрудничество,
взаимопомощь)
на
основе
взаимодействия
учащихся
при
выполнении совместных заданий;
Метапредметные результаты
Регулятивные
Понимать и принимать учебную задачу,
сформулированную учителем;
сохранять
учебную
задачу
урока
(воспроизводить её в ходе урока по
просьбе учителя);
выделять из темы урока известные
знания и умения;
планировать свои действия на отдельных
этапах урока (целеполагание, проблемная
ситуация, работа с информацией и пр. по
усмотрению учителя);
сверять
выполнение
работы
по
алгоритму, данному в учебнике или
рабочей тетради;
осуществлять контроль, коррекцию и
оценку результатов своей деятельности;
фиксировать
в
конце
урока
удовлетворённость/неудовлетворённость
своей работой на уроке (с помощью
средств,
предложенных
учителем),
позитивно
относиться
к
своим
успехам/неуспехам.
Познавательные
Понимать и толковать условные знаки и
символы, используемые в учебнике для
передачи
информации
(условные
обозначения,
выделения
цветом,

(Дымково, Хохлома). Участие в
коллективном труде
6

7

8

Новый год. С.68-69
Человек и природа
Родная природа
Поздняя осень.
С. 34-35

Время суток. С.64-65

1
Праздники, которые отмечает
вся страна. Участие в
подготовке к новогоднему
празднику
1
Времена года. Ранняя и поздняя
осень. Погода осенью.
Наблюдение и ведение
календаря погоды. Сезонные
изменения в природе.
Восприятие красоты природы
родного края
1
Смена дня и ночи на Земле.
Время суток: сопутствующие
явления и наблюдения за
объектами (рассвет, закат, луна,
месяц, звезды)

9

10

Времена года.
С.66-67

1

Животный мир
Домашние животные
С.36-37

1

Ведение календаря природы с
фиксацией наблюдений за
изменениями в природе,
подведение итогов наблюдений
за определенный отрезок
времени.
Первоначальное знакомство с
внешним видом, образом
жизни, с некоторыми
повадками домашних

(Дымково,
Хохлома).
Новый год, праздник

оформление в рамки и пр.);
находить и выделять под руководством
учителя необходимую информацию из
текстов, иллюстраций, в учебных
пособиях и пр.;
понимать содержание текста, отвечать на
вопросы учителя;
Время года, осень,
проводить сравнение и классификацию
поздняя осень,
объектов по заданным критериям;
погода, посмотри,
устанавливать причинно-следственные
покажи, скажи
связи;
проявлять индивидуальные творческие
способности при выполнении рисунков,
схем, подготовке сообщений и пр.
Коммуникативные
Время суток, утро,
Включаться в диалог с учителем и
день, ночь
сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению;
признавать свои ошибки, озвучивать их,
соглашаться, если на ошибки указывают
Времена года, зима,
другие;
весна, лето, осень
употреблять вежливые слова в случае
неправоты
«Извини,
пожалуйста»,
«Прости, я не хотел тебя обидеть»,
«Спасибо за замечание, я его обязательно
учту» и др.;
строить монологическое высказывание,
Домашние животные владеть диалогической формой речи (с
посмотри, покажи,
учётом
речевых
и
слуховых
скажи, прочитай
возможностей учащегося);
готовить небольшие сообщения с
помощью
взрослых
(родителей,

11

Школа для собак.
С.38-39

0,5

12

Дикие животные
С.50-51

1

животных, живущих за
городом. Детеныши домашних
животных.
Знать породы собак.
Внимательное отношение к
домашним животным. Повадки
животных. Предупреждение
травм при общении с
домашними животными.
Выражение собственного
мнения (люблю / не люблю,
нравится / не нравится, хочу /
не хочу)

0,5

Внешний вид и названия
наиболее распространенных
животных. Зоопарк. Животные
средней полосы России и
жарких стран.

1

Различать домашние и дикие
животные. Волк и собака:
сходство и различия. Собака в
жизни человека

11

13

Домашние и дикие
животные.
С.52-53
Жизнь и
деятельность
человека
Экскурсия в парк.
С.48-49

1
14

Зимние занятия детей.

Осенью в парке. Отдых и
занятия, адекватные погодным
условиям и сезонным
изменениям. Наблюдения за
изменениями в природе.
Травмы на улице и их
предупреждение
Отдых и занятия, адекватные

воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.
Школа для собак.
посмотри, покажи,
скажи, прочитай
люблю / не люблю,
нравится / не
нравится, хочу / не
хочу

Дикие животные,
зоопарк,
посмотри, покажи,
скажи, прочитай

Домашние и дикие
животные. Волк и
собака, похожи,
разные
Осенью в парке
посмотри, покажи,
скажи, прочитай

посмотри, покажи,
скажи, прочитай
зимние занятия

С.62-63

№

погодным условиям и сезонным детей.
изменениям.
3 четверть (17 ч, в неделю 2 ч.)

Содержание
программного мат-ла
Осень и зима.
С.72-73

Кол-во
часов
1

2

Птицы зимой. С.74-75

3

4

1

Сроки

Предметные результаты

Речевой материал

Времена года. Природа города.
Зеленые насаждения: деревья,
кустарники, цветы. Погода и
природа в разные времена года
(сравнение погоды и природы
осенью и зимой). Наблюдения
за погодой и природой, ведение
календаря погоды. Хорошая и
плохая погода. Выражение
своего отношения к
изменениям погоды.

Осень , зима.

1

Внешний вид и образ жизни
птиц в природе. Зимующие
птицы родного края. Названия
наиболее распространенных
птиц. Значение подкормки птиц
зимой.

Птицы зимой. Какие
птицы? Синица,
снегирь, голубь,
ворона, воробей.

Утром. С.76-77

1

Режим дня, его роль в
сохранении здоровья. Утренняя
гимнастика.

Утром. Проснулся.
Сделал зарядку.
Умылся. Оделся.
Позавтракал.

Семья. С.78-79

1

Мои родные, состав семьи.
Совместные игры. Игрушки, их
названия, бережное
пользование ими.

Семья. Игрушки.

УУД
Личностные результаты
Положительное отношение к школе и
учебной деятельности;
представление о новой социальной роли
ученика, правила школьной жизни
(ответственно относиться к уроку
окружающего мира — быть готовым к
уроку, бережно относиться к учебнику и
рабочей тетради);
представление
о
гражданской
идентичности в форме осознания «Я» как
юного гражданина России;
ценностные представления о своей семье
и своей малой родине;
представление
о
ценностях
многонационального
российского
общества (образ Родины, образ Москвы
— как духовной ценности разных
народов);
представление о личной ответственности
за свои поступки через бережное
отношение к природе, животным;
первоначальное
представление
о
бережном отношении к окружающему
миру;
представление
о
необходимости
бережного отношения к культуре других
народов России;

5

Дела школьников.
С. 80-81

1

Я – школьник. Мои товарищи.
Имена товарищей по классу,
учителя, воспитателя. Занятия
детей в школе. Утро перед
уроками. Учебные вещи.

Дела школьника.
Урок. Я – школьник.

6

Школа. С. 82-83

1

Правила поведения в школе и
классе. Вежливое обращение к
взрослым и сверстникам
(употребление при общении
имен товарищей по классу,
учителя, приветствие других
работников школы).
Содержание учебных вещей в
чистоте и аккуратности.
Правила поведения во время
занятий (внимательно следить
за объяснениями учителя и
ответами товарищей, не мешать
одноклассникам, соблюдать
порядок на рабочем месте).

Школа. Ученица,
ученик.

7

Кто следит за
чистотой двора. С.8485

1

Профессии. Значение труда в
жизни общества. Уважительное
отношение к труду дворника и
уборщицы. Правила поведения
в обществе. Посильная помощь
взрослым

Дворник, Лопата,
метла, веник, лом,
скребок. Убирает
снег.

8

Защитники Отечества.
С.86-87

1

Праздники, отмечаемые в
нашей стране: День защитника
Отечества. Участие детей в
коллективной подготовке к

23 февраля.
Праздник.
Защитники
Отечества.

этические
нормы
(сотрудничество,
взаимопомощь)
на
основе
взаимодействия
учащихся
при
выполнении совместных заданий;
Метапредметные результаты
Регулятивные
Понимать и принимать учебную задачу,
сформулированную учителем;
сохранять
учебную
задачу
урока
(воспроизводить её в ходе урока по
просьбе учителя);
выделять из темы урока известные
знания и умения;
планировать свои действия на отдельных
этапах урока (целеполагание, проблемная
ситуация, работа с информацией и пр. по
усмотрению учителя);
сверять
выполнение
работы
по
алгоритму, данному в учебнике или
рабочей тетради;
осуществлять контроль, коррекцию и
оценку результатов своей деятельности;
фиксировать
в
конце
урока
удовлетворённость/неудовлетворённость
своей работой на уроке (с помощью
средств,
предложенных
учителем),
позитивно
относиться
к
своим
успехам/неуспехам.
Познавательные
Понимать и толковать условные знаки и
символы, используемые в учебнике для
передачи
информации
(условные
обозначения,
выделения
цветом,

празднику. Военные профессии
9

Дежурный. С. 88-89

1

Содержание учебных вещей в
чистоте и аккуратности.
Ответственное и бережное
отношение к учебным книгам,
школьному имуществу, личным
вещам и вещам
одноклассников. Поддержание
порядка в классе. Выполнение
обязанностей дежурного.

Дежурный. Он
поливает цветы,
вытирает доску.

10

Занятия зимой.
С.90-91

1

Отдых и занятия, адекватные
погодным условиям и сезонным
изменениям. Зимние забавы.
Спорт и игры во дворе зимой

Какое время года?
Зима. Дети играют
на улице. Санки,
лыжи, коньки.

11

После прогулки.
С.92-93

1

Снег и его свойства (таяние при
плюсовой температуре). Уход
за одеждой после прогулки
зимой. Термометр,
использование уличного и
комнатного термометров для
определения температуры
воздуха. Забота о здоровье,
профилактика заболеваний в
осенне-зимний период (как
уберечься от простуды,
значение подбора одежды в
зависимости от погодных
условий)

Прогулка. После
прогулки.

оформление в рамки и пр.);
находить и выделять под руководством
учителя необходимую информацию из
текстов, иллюстраций, в учебных
пособиях и пр.;
понимать содержание текста, отвечать на
вопросы учителя;
проводить сравнение и классификацию
объектов по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные
связи;
проявлять индивидуальные творческие
способности при выполнении рисунков,
схем, подготовке сообщений и пр.
Коммуникативные
Включаться в диалог с учителем и
сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению;
признавать свои ошибки, озвучивать их,
соглашаться, если на ошибки указывают
другие;
употреблять вежливые слова в случае
неправоты
«Извини,
пожалуйста»,
«Прости, я не хотел тебя обидеть»,
«Спасибо за замечание, я его обязательно
учту» и др.;
строить монологическое высказывание,
владеть диалогической формой речи (с
учётом
речевых
и
слуховых
возможностей учащегося);
готовить небольшие сообщения с
помощью
взрослых
(родителей,

12

Транспорт. С.94-95

12

Как себя вести в
транспорте.
С. 96-97

13

Заводы и фабрики.
С.98-99

14

15

0,5

Название города, улицы и
Транспорт.
номер дома, где находится
Автобус, трамвай,
школа. Транспорт города (села): такси.
автобус, троллейбус, трамвай,
маршрутное такси, метро.
Правила поведения в
транспорте. Правила
безопасности в транспорте.

Как себя вести в
транспорте. Можно,
нельзя.

1

Значение труда в жизни
общества (города, страны).
Главные предприятия в городе,
основная продукция этих
предприятий. Профессии.

Заводы, фабрики

Женский день.
С. 100-101

1

Праздники, отмечаемые в
нашей стране: 8 Марта.
Профессии. Уважительное
отношение к знакомым и
незнакомым женщинам

Женский день 8
марта. Праздник.

День рождения.
С.102-103.

1

Имя и фамилия, возраст, день
рождения. Мои родные, состав
семьи. Родословная. Имя и
отчество взрослых членов
семьи. Внимательные и добрые
отношения между взрослыми и
детьми в семье. Посильное
участие в домашнем труде.
Воспитание любви и уважения
к родным и близким.
Подготовка подарка

День рождения.
Праздник. Подарок.

0,5

воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.
Личностные результаты
Положительное отношение к школе и
учебной деятельности;
представление о новой социальной роли
ученика, правила школьной жизни
(ответственно относиться к уроку
окружающего мира — быть готовым к
уроку, бережно относиться к учебнику и
рабочей тетради);
представление
о
гражданской
идентичности в форме осознания «Я» как
юного гражданина России;
ценностные представления о своей семье
и своей малой родине;
представление
о
ценностях
многонационального
российского
общества (образ Родины, образ Москвы
— как духовной ценности разных
народов);
представление о личной ответственности
за свои поступки через бережное
отношение к природе, животным;
первоначальное
представление
о
бережном отношении к окружающему
миру.
Регулятивные
Понимать и принимать учебную задачу,
сформулированную учителем;
сохранять
учебную
задачу
урока
(воспроизводить её в ходе урока по

собственными руками.
16

Рыбы.
С.104-105

1

Рыбы. Особенности внешнего
вида рыб, среда их обитания.
Живой уголок. Условия
содержания рыбок в аквариуме.
Уход за аквариумными
рыбками

Рыбы. Большие,
маленькие, красные,
черные. Аквариум.

17

Птицы весной.
С.106-107

1

Первоначальные сведения о
внешнем виде и образе жизни
птиц в природе. Прилет птиц
весной и гнездование

Птицы весной.
Перелетные птицы.
Зимующие птицы.

просьбе учителя);
сверять
выполнение
работы
по
алгоритму, данному в учебнике или
рабочей тетради.
Познавательные
выделять из темы урока известные
знания и умения;
планировать свои действия на отдельных
этапах урока (целеполагание, проблемная
ситуация, работа с информацией и пр. по
усмотрению учителя);
Коммуникативные
Включаться в диалог с учителем и
сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению;
признавать свои ошибки, озвучивать их,
соглашаться, если на ошибки указывают
другие;
употреблять вежливые слова

4 четверть (14 ч., в неделю 2 ч.)
№

Содержание
программного мат-ла
Ранняя весна. С.110111

Кол-во
часов
1

Сроки

Предметные результаты

Речевой материал

29

Времена года, весенние месяцы.
Сезонные изменения в природе.
Погода в разные времена года
(таяние снега и льда). Ведение
календаря природы с
фиксацией наблюдений за
изменениями в природе,
подведение итогов наблюдений
за определенный отрезок
времени. Народные приметы и
сравнение с собственными
наблюдениями. Выражение
своего отношения к
изменениям погоды

Времена года,
весенние месяцы.
Сезонные изменения
в природе. Погода в
разные времена года
(тает снег и лед.
Ранняя весна. Снег
тает. Солнце светит
ярко. Тепло.

2

В магазине. С 112-113

1

Апрель Труд людей, живущих в городе.
2
Правила поведения в магазине
(покупка продуктов, действия
покупателей и продавцов).
Деньги, обращение с ними
(элементарные навыки
пользования деньгами).

Труд людей,
живущих в городе.
Правила поведения в
магазине (покупка
продуктов, действия
покупателей и
продавцов). Деньги.

3

Продукты .с.114-115

1

5

1

Вкусная и здоровая пища.
Главные предприятия в городе,
основная продукция этих
предприятий. Продукты

Вкусная и здоровая
пища. Главные
предприятия в
городе, продукция

УУД
Личностные результаты
Положительное отношение к школе и
учебной деятельности;
представление о новой социальной роли
ученика, правила школьной жизни
(ответственно относиться к уроку
окружающего мира — быть готовым к
уроку, бережно относиться к учебнику и
рабочей тетради);
представление
о
гражданской
идентичности в форме осознания «Я» как
юного гражданина России;
ценностные представления о своей семье
и своей малой родине;
представление
о
ценностях
многонационального
российского
общества (образ Родины, образ Москвы
— как духовной ценности разных
народов);
представление о личной ответственности
за свои поступки через бережное
отношение к природе, животным;
первоначальное
представление
о
бережном отношении к окружающему
миру.
Регулятивные
Понимать и принимать учебную задачу,

питания, получаемые из
молока, муки, мяса

этих предприятий.
Продукты питания,
получаемые из
молока, муки, мяса

4

Что где купить? С.
116-117

1

9

Посильная помощь в домашних
делах. Элементарные
представления об
инфраструктуре города

Посильная помощь в
домашних делах.
Элементарные
представления об
инфраструктуре
города

5

Весна. С.118-119

1

12

Времена года, весенние месяцы.
Сезонные изменения в природе
(прилет птиц, распускание
почек, оживление в природе).
Признаки весны. Ведение
календаря природы с
фиксацией наблюдений за
изменениями в природе,
подведение итогов наблюдений
за определенный отрезок
времени

Времена
года,
весенние
месяцы.
Веной
прилетают
птицы, распускаются
почки.
Признаки
весны.

6

Весенние работы.
С.120-121

1

16

Труд и отдых людей в разное
время года. Термометр,
использование уличного и
комнатного термометров для
определения температуры
воздуха. Весенние работы в
саду и огороде. Рост растений
(выращивание лука). Участие в
работах на пришкольном

Труд и отдых людей
в разное время года.
Термометр
уличный и
комнатный.
Определяем
температуру
воздуха. Весенние
работы в саду и

сформулированную учителем;
сохранять
учебную
задачу
урока
(воспроизводить её в ходе урока по
просьбе учителя);
сверять
выполнение
работы
по
алгоритму, данному в учебнике или
рабочей тетради.
Познавательные
выделять из темы урока известные
знания и умения;
планировать свои действия на отдельных
этапах урока (целеполагание, проблемная
ситуация, работа с информацией и пр. по
усмотрению учителя);
Коммуникативные
Включаться в диалог с учителем и
сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению;
признавать свои ошибки, озвучивать их,
соглашаться, если на ошибки указывают
другие;
употреблять вежливые слова

Личностные результаты
Положительное отношение к школе и
учебной деятельности;
представление о новой социальной роли
ученика, правила школьной жизни
(ответственно относиться к уроку
окружающего мира — быть готовым к

участке

огороде.

7

Наша страна.
С.122-123

1

19

Наша Родина  Россия. Москва
 столица нашей страны.
Красная площадь. Флаг нашей
страны.
Город,
поселок,
деревня.
Родной край – частица России.
Ландшафтные особенности
родного края (река, море, лес,
поле). Ближайший к школе
водоем (река, пруд, озеро)

Наша
Родина

Россия. Москва 
столица
нашей
страны.
Красная
площадь.
Флаг
нашей страны.
Город,
поселок,
деревня. Река, море,
лес,поле.
Ближайший к школе
Водоем (река, пруд,
озеро)

8

Домашние заботы. С.
124-125

1

23

Обстановка дома, бытовые
приборы и предметы мебели.
Соблюдение порядка в жилом
помещении. Посильная помощь
в домашнем труде

9

День школьника
С. 126-127

Уборка дома,
бытовые приборы
(телефон, утюг,
телевизор, пылесос)
и предметы мебели.
Соблюдать порядок
в доме. Помогать.

1

26

Режим дня школьника (труд и
отдых в течение дня). Полезные
и интересные занятия. Время
суток, практическое
определение времени по часам
(занятия утром, днем, вечером,
ночью)

На кухне. С.128-129

1

10

30

Кухонное помещение,
приготовление пищи,

Режим дня
школьника (труд и
отдых в течение
дня). Полезные и
интересные занятия.
Время суток, занятия
утром, днем,
вечером, ночью.

уроку, бережно относиться к учебнику и
рабочей тетради);
представление
о
гражданской
идентичности в форме осознания «Я» как
юного гражданина России;
ценностные представления о своей семье
и своей малой родине;
представление
о
ценностях
многонационального
российского
общества (образ Родины, образ Москвы
— как духовной ценности разных
народов);
представление о личной ответственности
за свои поступки через бережное
отношение к природе, животным;
первоначальное
представление
о
бережном отношении к окружающему
миру.
Регулятивные
Понимать и принимать учебную задачу,
сформулированную учителем;
сохранять
учебную
задачу
урока
(воспроизводить её в ходе урока по
просьбе учителя);
сверять
выполнение
работы
по
алгоритму, данному в учебнике или
рабочей тетради.
Познавательные
выделять из темы урока известные
знания и умения;
планировать свои действия на отдельных
этапах урока (целеполагание, проблемная
ситуация, работа с информацией и пр. по

содержание продуктов,
предупреждение отравлений
испорченными продуктами изза неправильного их хранения и
употребления. Посуда
(названия и назначение).
11

День Победы. С.136137

1

Май
7

Праздники, отмечаемые в
нашей стране: День Победы.
элементарные представления о
Великой Отечественной войне.
Военные профессии. Участие
детей в коллективной
подготовке к праздникам, в
проведении утренников

12

Кто готовит еду в
столовой? С. 130-131

1

14

Профессии. Уважительное
отношение к труду людей.
Вежливое обращение к
знакомым и незнакомым

13

Как вести себя во
время еды. С. 132-133

1

17

Правила сервировки стола и
поведения за столом
(пользование столовыми
приборами и этикет)

14

Насекомые.
С.138-139

1

21

Насекомые, распространенные
в данной местности (названия,

Кухня. Продукты.
Посуда.
9 мая
Праздник, День Победы, Великая
Отечественная
война. Военные
профессии. Танк,
танкист, самолет,
летчик, корабль.
Моряк.
Профессии. Кухня.
Повар. Повар
готовит обед.
Уважительное
отношение к труду
людей. Вежливое
обращение к
знакомым и
незнакомым
Правила сервировки
стола и поведения за
столом.
Насекомые. Жук,
бабочка, стрекоза,
муха, комар, божья
коровка.
Скоро лето. Дети

усмотрению учителя);
Коммуникативные
Включаться в диалог с учителем и
сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению;
признавать свои ошибки, озвучивать их,
соглашаться, если на ошибки указывают
другие;
употреблять вежливые слова

Скоро лето.

внешний вид, поведение в
разное время года)

будут отдыхать.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(301)245-18-44

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».