ГБОУ«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I-II вида» Утверждаю Директор ГБОУ СКОШИ I-II вида _____________ Норбоева Н.В. Адаптированная рабочая программа « Развитие слухового восприятия и обучение произношению» 8 класс II вида 2021-2022 уч. г. Составитель: Гонсорунова С.Г учитель-дефектолог г. Улан-Удэ 2021г Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа для 8 класса 2 вида II отделения составлена на основе: Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Письма Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК – 452/07 «О введении ФГОС ОВЗ». Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 г. № 16 «Об утверждении Сан Пин 3.1/2.4/3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организаций работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой короновирусной инфекции (CJVID - 19)». Адаптированной основной образовательной программы ГБОУ СКОШИ I-II вида. Индивидуальные занятия по развитию восприятия и воспроизведению устной речи относятся к специальным организованным формам работы над развитием восприятия и воспроизведением устной речи. Полноценное владение ребёнком с нарушением слуха устной речью предполагает развитие способности достаточно свободно понимать обращённую речь собеседника и говорить внятно, понятно для окружающих. Эти два процесса взаимосвязаны, их формирование осуществляется с опорой на развивающееся слуховое восприятие школьников с нарушением слуха в ходе всего образовательного процесса при постоянном использовании электроакустической аппаратуры. Цель программы: максимальное использование слуховых возможностей слабослышащих и кохлеарно-имплантированных обучающихся как обязательное условие успешной социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями по слуху; формирование фонетически внятной, членораздельной, выразительной устной речи, доступной пониманию окружающих. Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач: развивать остаточный и сниженный слух у слабослышащих и кохлеарно-имплантированных обучающихся; учить детей использовать слуховой компонент в слухо-зрительном восприятии устной речи и для самоконтроля произношения; обучать восьмиклассников общению словесной речью, активизируя коммуникативную функцию речи на основе овладения лексикограмматическими моделями, структурами диалогических единств и связных высказываний в условиях организованной речевой практики; обучать восприятию речи по телефону, радио, телевидению, аудио записи с компьютера или магнитной плёнки; формировать умение воспринимать на слух речевой материал вне ситуативности, в условиях, приближенных к естественным; развивать навыки самоконтроля за произношением, внятной выразительной устной речи; поддерживать и корректировать все аспекты произношения обучающихся – артикуляцию звуков, тембр, голос, интонацию и ритмику речи. Формирование у неслышащих и кохлеарно имплантированных обучающихся речевого слуха, слухозрительного восприятия речи, ее произносительной стороны (при использовании необходимых средств электроакустической коррекции) является одним из приоритетных направлений коррекционно-развивающей работы, способствующей развитию устной речи, речевого поведения, навыков устной коммуникации. Это имеет большое значение для достижения выпускниками школы планируемых результатов в овладении предметными, социальными и коммуникативными компетенциями, активизации их общения со слышащими людьми, что необходимо для более полноценного личностного развития, адаптации и интеграции в обществе. Поэтому в обучении неслышащих учащихся центральное место занимает работа по преодолению речевого недоразвития учащихся посредством специального обучения языку на индивидуальных (групповых) занятиях по развитию слухового восприятия и обучению произношению. Учебным планом в 8 классе 2 вида на эти занятия отводится по 2 часа в неделю на каждого ученика. Занятия состоят из двух частей: первая часть – развитие слухового восприятия, вторая часть – обучение произношению. Первая часть проводится, как правило, с опорой на слухозрительное восприятие со СА, вторая часть – проводится на слух со СА. Сочетание работы по РСВ и произношению на индивидуальных (групповых) занятиях диктуется практической целесообразностью. Данная программа включает в себя два раздела: 1) развитие слухового восприятия и 2) обучение произношению. Развитие слухового восприятия Работа по развитию слухового восприятия на индивидуальных занятиях в 8 классе 2 вида продолжается и заключается в обучении учащихся восприятию устной речи и неречевых звучаний со звукоусиливающей аппаратурой и без неё. Речевой материал условно разбит на разделы: • Речевой материал обиходно-разговорного характера, относящийся к организации учебной деятельности; • Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов, тексты. На специальных индивидуальных (групповых) занятиях в 8 классе 2 вида основным способом восприятия речевого материала является слуховой. Слухозрительное восприятие используется как вспомогательное средство. Специальная работа по развитию слуха предусматривает обучение детей различать, опознавать и распознавать только на слух, исключая зрение, речевой материал: фразы, словосочетания, слова, слоги. Дактильная форма речи на индивидуальных занятиях используется в том случае, когда ученик не знает состав слова. Групповое занятие – рекомендуемая форма организации работы по развитию слухового восприятия учащихся с нарушением слуха. Групповые занятия вводятся с целью повышения интереса к развитию слухового восприятия, обеспечения возможности более интенсивно включать в коррекционный процесс работу над диалогом, монологом; развивать речевое общение между учителем и учащимися и друг с другом для развития коммуникативных навыков учащихся. Занятия проводятся не реже двух раз в неделю продолжительностью 30 минут, т. к. в занятии участвуют несколько учащихся одновременно. При этом в группах со слабыми учащимися количество занятий можно увеличить до 3—4 раз в неделю. Материал программы считается усвоенным, если обучающиеся в большинстве случаев правильно выполняют предложенные на слух задания и грамотно оформляют свои высказывания. При обучении восприятию на слух текстов, незнакомых учащимся, в связи с постепенным усложнением структуры предложений, не превышает 15 – 25 предложений. Проводится работа по определению основного содержания или основной мысли текста. Речевой материал, как и тексты, должны предъявляться слабослышащим учащимся сразу на слух (целиком и по фразам), сложные тексты после предварительной работы над словарем. На занятиях используются различные виды деятельности (выполнение поручений, схематические зарисовки по содержанию текста, работа с деформированным текстом, слуховые диктанты и т.д.), способствующие уточнению понимания речевого материала, предъявляемого на слух и поддержанию у учащихся интереса к занятиям. Кроме того, проводятся занятия по обучению восприятию речи по телефону, радио, телевидению, аудиозаписи с компьютера или магнитной плёнки. Обучение произношению Обучение произношению учащихся 8 класса 2 вида предполагает дальнейшее совершенствование произношения и строится на основе данных о состоянии произносительных навыков полученных при обследовании. В ходе учебно-воспитательного процесса произношение корригируется на основе слухозрительного восприятия образца речи педагога и подражания ему. При правильном воспроизведении звуковой структуры слова наибольшее значение приобретает работа над выразительностью речи (правильное членение фразы, на смысловые синтагмы, интонационная окраска при помощи модуляции голоса, словесное и логическое ударение, орфоэпические навыки). Содержанием работы над формированием произношения в 8 классе является закрепление и совершенствование умений, приобретённых обучающимися в 1 – 7 классах по разделам: Речевое дыхание Голос Звуки и их сочетания Слово и фраза 1) речевое дыхание (правильное воспроизведение дыхательных пауз при выделении синтагм в процессе чтения, при воспроизведении текста, выученного наизусть); 2) голос (соблюдение логического ударения в диалоге, в текстах, заучиваемых наизусть; подвижности ударения при изменении формы слова; изменение высоты и силы голоса при необходимости); 3) звуки речи и их сочетания (закрепление правильного произношения в словах звуков речи и их сочетаний, дифференциации звуков близких по артикуляционно-аккустическим признакам: - носовых и ротовых (м – п, м – б, н – т, н – д, в – д), - свистящих, шипящих, аффрикатови других (с – ш, з – ж, с – ц, с – щ, ш – щ, ц – ч,ч – ш, ч – щ, ц – т, ч – т), - звонких и глухих (б – п, д – т, в – ф, г – к, з – с, ж – ш), - твёрдых и мягких (ф – фь, в – вь, п – пь, б – бь, т – ть, д – дь и др.) ; 4) слово (закрепление слитного произношения слов с предлогами, соблюдение в речи правил орфоэпии:1) безударный О в словах произносится как А(мо(а)ло(а)ко); 2) звонкие согласные в конце слов и перед глухими оглушаются (в(ф)кусный); 3) глухие согласные перед звонкими озвончаются (с(з) братом – «збратом»); 4)удвоенные согласные произносятся как один долгий звук (класс); 5) слова «что», «чтобы» произносятся как «што», «штобы»; 6)слова «кого», «чего»и окончания «-ого», «-его» – как «-ова», «-ева»; 7) согласные Д,Т, В, Л в некоторых словах пишутся, но не произносятся(солнце); 8) гласный И после согласных Ш, Ж, Ц произносится как Ы(жи(ы)раф); 9) безударные Е и Я произносятся близкими к И (ве(и)сна); 10) звук Г перед К, Т произносится как Х (лег(х)ко); 11) сочетания СЧ, ЗЧ, ЖЧ произносится как Щ (сч(щ)итать); 12) окончания -ТСЯ, -ТЬСЯ произносятся как ЦА(кататься(ца) ); 13) свистящие С, З уподобляются следующим за ним шипящим (с(ш)шил); 14) сочетания ТС, ДС произносится как Ц ( Братс(ц)к). 5) фраза(соблюдение темпа разговорной речи при произношении фраз; воспроизведение всех видов интонации при ведении диалога и чтении; выразительное чтение стихотворения, отрывка из художественной прозы). Планируемые результаты по развитию слухового восприятия и обучению произношения 1) учащиеся к концу VIII класса должны уметь:- воспринимать на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов, или слухового аппарата и кохлеарного импланта неречевые и речевые звучания, тексты, диалогическую и монологическую речь, речевой материал обиходноразговорного характера, связанного с учебной деятельностью и с изучением учебных дисциплин на одинаковом расстоянии: не менее 9-12 м (II степень тугоухости), 6,5-7 м (III степень тугоухости) – в условиях относительной изоляции от шума;· воспринимать на слух без аппарата речь учителя и товарищей разговорной громкости на одинаковом расстоянии не менее 4 м (II степень тугоухости), 0,4-0,5 м (III степень тугоухости), воспринимать слухо-зрительно с индивидуальными аппаратами ревой материал популярных детских программ и молодежных передач. 2) слухо-зрительно воспринимать учащимися информацию, говорить внятно, не нарушая звуковой состав слова и основные элементы ритмико-интонационной структуры речи; 3) пользоваться голосом, речевым дыханием, воспроизведением звуков речи и их сочетаний, распределять дыхательные паузы с выделением синтагм при чтении, пересказе; изменять силу голоса, необходимого для выделения логического ударения. 4) правильно произносить в словах звуки речи и их сочетания, дифференцированно произносить звуки в слогах и словах, дифференцированно произносить звуки, родственные по артикуляции, в ходе их усвоения. Система оценки достижений результатов коррекционной работы На каждого обучающегося ведется мониторинг на протяжении всего периода обучения в школе «Слухоречевая карта учащегося». В «Слухоречевой карте учащегося» представлены обобщенные выводы о состоянии слуха, речевом развитии ребенка с нарушением слуха, раскрываются механизмы патологических проявлений произносительной и лексико-грамматической сторон речи, приводятся примеры ответов учащегося в качестве иллюстраций к выводам, сделанным по результатам обследований учителем-дефектологом. Учебно-методическое обеспечение Основная литература 1. Пфафенродт А.Н., Кочанова М.Е. Произношение: Учебное пособие для первого класса школы слабослышаших -М.: Просвещение – 2001г. 2. Слезина Н. Ф. Пособие по формированию произношения в 1-2 классах школ слабослышащих. М., 1983. 3. Королевская Т.К. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида : пособие для учителя : в 2 ч. : 1 /Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н.. – М. : Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2004.: ил. – (Коррекционная педагогика); 4. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей у детей с нарушениями слуха /Под ред. Селиверстова В.И.. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2001. 5. Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих: Пособие для учителей. -М.: Просвещение – 1981. Библиографический список литературы 1.Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями. – Ростов н/Д: Феникс,2011. 2.Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. – М.: Просвещение,1988. 3. Королевская Т.К., Рфафенродт А.Н. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей. – М., ВЛАДОС, 2004. 5. Кузьмичева Е.П., Слезина Н.Ф. Развитие слухового восприятия и обучение произношению детей с недостатками слуха. – М.: Просвещение, 1986. 6. Назарова Л.П. Методика слуховой работы в школе слабослышащих. – М., Просвещение, 1981. 7. Королевская Т.К., Рфафенродт А.Н. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей. – М., ВЛАДОС, 2004. 8. Кузьмичева Е.П., Слезина Н.Ф. Развитие слухового восприятия и обучение произношению детей с недостатками слуха. – М.: Просвещение, 1986. 9. Коррекционная работа по развитию связной речи у младших школьников с тяжелой речевой патологией: сборник статей и методических материалов; ч.1; под ред. профессора З.А. Репиной, Н.Э. Логиновой. – Омск: ГОУДПО «ИРООО», 2007. 10. Леонгард Э.И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих школьников. – М., Просвещение, 1971. 11.Сурдопедагогика под редакцией профессора Е.Г.Речицкой.М., ВЛАДОС, 2004 Сетевые источники: Дефектология для вас. Практические и теоретические материалы... (http://defectus.ru/); Педагогическая библиотека (http://www.pedlib.ru/); Педсовет: образование, учитель, школа Педсовет.су - образовательный сайт, интернет-сообщество (http://pedsovet.su/load/343); Дефектологам раздела "Материалы для коррекционных школ и классов" (http://pedsovet.su/load/340); Социальная сеть работников образования (http://nsportal.ru/); Электронная библиотека (http://www.koob.ru); Календарно-тематическое планирование I четверть № 1 2 Содержание программного материала Сроки Час. Проверка 01-10.09.21 произношения (составление речевой карты на начало года) 2. Проверка внятности речи 3. Проверка восприятия речи на слух. L1-L2 I.Речевой материал обиходно-разговорного характера и материал, связанный с учебной деятельностью. 13-17.-09.21 Тема: «Летний отдых» 1.Какие были каникулы? Где ты был во время каникул? 2. Чем ты занимался днём (вечером) в каникулы? 3.Чему ты научился летом? Мое летнее увлечение- это . 4. .Этим летом я научился…. Я ездил в летний лагерь, в деревню, на дачу. 5. Что нового ты узнал летом? 6.Спроси у своего друга, где он провёл каникулы. 7.Как ты помогал дома родителям? II. Речевой материал, относящийся к изучению общеобразовательных дисциплин. Подбери слова, близкие по значению, к словам… Найди существительное (глагол, прилагательное). Определи число (падеж, род). Напиши предложение. Разбери предложение по членам. Чем выражено подлежащее (сказуемое, обстоятельство, дополнение,…)? Подчеркни грамматическую основу. III. Текст «Артек» На южном берегу Крыма есть гора Аю-Даг. Сюда в лагерь отдыха «Артек» приезжают ребята не только с Украины, но и из России и из других стран мира. «Артек» - детский международный лагерь отдыха, который находится на Украине, в Крыму. Ребята купаются на море, загорают на южном солнце, совершают интересные экскурсии. Вечером приятно посидеть у Инд. дозировка 1. Наранаизменить задания Виды деятельности Дид. материал Различение речевого материала на слух. Звуки и их сочетания-альбом по проверке произношения Альбом по проверке произношения Различение речевого материала Ответы на вопросы Глобальное восприятие текста Ответы на вопросы Повторение фраз, сл/соч., слов Работа по картине Глобальное восприятие текста; Примечание 3 костра, послушать интересные рассказы. Вопросы и задания к тексту 1.Где находится гора Аю-Даг? 2.Где находится лагерь отдыха «Артек»? 3.Кто отдыхает в «Артеке»? 4.Что такое Артек? 5. Послушай и повтори: В Артеке отдыхают ребята из разных стран. Словарь: родители подруги друзья родственники область район летом, зимой, весной море Артек Крым Кавказ загорают на южном солнце, купаются в море, экскурсия Черное море разные страны интересные экскурсии южный берег северный берег южное солнце северное солнце южный полюс северный полюс Различение предложений из текста; Различение словосочетаний, слов из предложений; Ответы на вопросы по тексту; Ответы на вопросы Восприятие предложений, словосочетаний, слов Выполнение заданий 20-24.09.21 I.Речевой материал обиходно-разговорного характера и материал, связанный с учебной деятельностью. Тема: «Школьная жизнь. Я - ученик 8 класса» Как называется наша школа? Как зовут директора школы? Перечисли предметы, изучаемые в 8 классе. Какие оценки у тебя за ( 7класс) первую (вторую, третью) четверть? Какие кружки есть в вашей школе? Кто ведёт спортивные секции? Какие новые предметы появились в 8 классе? Какие учебные предметы тебе нравятся? Тебе нравятся уроки литературы? II. Речевой материал, относящийся к изучению общеобразовательных дисциплин. Какую тему вы изучаете на уроке…? Синтаксис, составь словосочетание: «прилагательное + существительное», «сущ +прил», сущ. , диктант, прямая речь, пунктуация, знаки препинания, запятая, точка. вопросительный знак, восклицательный знак, двоеточие, тире, кавычки, однородные члены предложения, лексика и фразеология, многозначное слово. Наранаизменить вопросы Различение вопросов. Различение слов, сл/соч. Различение слов, сл/соч. Выполнение заданий Наранасловарная работа Глобальное восприятие текста; Различение предложений из текста; 4 5 Какую оценку ты получил по истории? Почему? III. Текст- диалог «Встреча друзей» - Привет,…..!- ….., здравствуй! - Как я рад (а) нашей встрече! - И я рад (а)! Ты отлично выглядишь! - Спасибо, а с кем ты отдыхал (а) и где? - Я отдыхал(а) с родителями на даче, на озере Щучьем. А потом ездила в спортивный лагерь на берегу Байкала - Было интересно? - Очень! Были интересные экскурсии, занятия спортом. Я занималась (занимался) плаванием. - А как прошло лето у тебя? - Я провела лето в деревне Овсянка у бабушки. Взрослые косили сено в лугах, а я помогала на огороде. Познакомилась с интересными ребятами. Я с ними ходила в поход. Мы обменялись адресами и договорились писать друг другу. - Жаль, что так быстро прошли летние каникулы. Но я уже соскучилась (соскучился) по школе, по друзьям. - Я тоже рад (а) встрече со школой и школьными друзьями. Работа по тексту: 1. Где отдыхали ребята? 2. Как ребята провели лето? 3. Что интересного было у …….. во время летних каникул (во время летнего отдыха)? 4. С кем познакомился (познакомилась)……. ? Я рад (а) встрече со школой, со школьными друзьями. 5. Расскажи по фотографиям о своем летнем отдыхе. 27-09.10.21 I.Речевой материал обиходно-разговорного характера и материал, связанный с учебной деятельностью. Но лето быстрое летит, настала осень золотая. (А.С.Пушкин) 2.Какое время года ты любишь больше всего? 3.Какие сезонные изменения в природе ты заметил? 4.Тебе нравится осенний лес? Ранняя осень - прекрасная пора. 5.Дни стоят тихие и солнечные, небо над головой Различение словосочетаний, слов из предложений; Работа по серии вопросов; Ответы на вопросы по тексту; Ответы на вопросы; восприятие словосочетаний. предложений; дополнение предложений. Чтение правил Различение и опознавание учебного материала на слух. Словарная работа. Наранаизменить вопросы Восприятие текста в целом, различение фраз, словосочетаний, слов. Восприятие и выполнение заданий к тексту. Различение слов, сл/соч., предложений. 6 голубое, прозрачен воздух. 6.Природа осенью - красота, здоровье. 7.Скоро звезды тихим светом упадут на дно реки. 8.Я прощаюсь с теплым летом без печали и тоски. (М.В.Исаковский) II. Речевой материал, относящийся к изучению общеобразовательных дисциплин. Система уравнений, корень уравнения, Показатель степени, основание, Корень натуральной степени, Треугольник, основание, высота; катет, гипотенуза, градус, смежные углы; выразим икс (игрек) III. Текст «День города в Улан-Удэ» Мой родной город - Улан-Удэ - столица Республики Бурятия. В этом году день рождения города Бурятия отметила 5 сентября. Город наш красивый, он расположен в Забайкалье, в долине реки Селенги. Все мосты, площади, магистральные улицы украшены флагами. Площадь Советов, Одигитриевский собор, мемориал Победы, скульптуры и памятники светятся по новому. По всему городу развешаны красочные плакаты. Прошло много праздничных мероприятий. Экологическая акция « Чистый город», районный праздник « Хлеб всему голова», концерты творческих коллективов. Восьмого сентября состоялось торжественное открытие Дня Города на Площади Советов. Там состоялось праздничное шествие « Город- сказка, город- мечта». Вечером состоялся концерт артистов бурятской эстрады, молодежная дискотека. В 23 часа начался праздничный фейерверк. Наш город становится красивее с каждым днем. Дацаны и церкви украшают Улан- Удэ, появляются много Глобальное восприятие текста; Различение предложений из текста; Различение словосочетаний, слов из предложений; Ответы на вопросы по тексту; Наранасловарная работа Различение слов, сл/соч., предложений. Глобальное восприятие текста; Различение предложений из текста; Различение словосочетаний, слов из предложений; Ответы на вопросы по тексту; новых зданий. В этом городе живут мои друзья. Мы все очень любим наш Улан-Удэ. 04-08.10.21 7 I.Речевой материал обиходно-разговорного характера и материал, связанный с учебной деятельностью. Какая у тебя степень потери слуха? Как ты следишь за своим слуховым аппаратом? Почему слуховой аппарат нужно носить постоянно? Какие экзамены ты будешь сдавать? Расскажи, как прошёл у тебя сегодняшний день. Ты принимал участие в школьных праздниках (спортивных играх)? Какой у тебя любимый школьный праздник? II. Речевой материал, относящийся к изучению общеобразовательных дисциплин. Какую оценку ты получил по истории? Почему? О чем вы говорили на уроке литературы? Сколько раз в неделю урок географии? Покажи на карте … Определи по карте … Какое правило вы учили по русскому языку (математике)? Расскажи правило. Измени глагол по лицам. Измени существительное по падежам. Тебе нравятся уроки литературы? Чем вы занимаетесь на уроках литературы? III. Тема «Осенняя природа» Текст «Осенью в Бурятии» Осенью в Бурятии стоят часто солнечные тихие дни. Дни становятся короче. Идут моросящие дожди. В середине сентября бывают первые морозы, начинается листопад. Красив осенью лиственный лес. Стоят золотисто-желтые березы, пурпурно-красные осины. Осенняя картина становится особенно красивой, когда встречаются ель и пихта. Это настоящая золотая осень. Деревья сбрасывают листву. В октябре иногда выпадает первый снег. В конце ноября ложится устойчивый снежный покров. Наранаизменить вопросы Наранаизменить задания 11-15.10.21 Глобальное восприятие текста; Различение предложений из текста; Различение словосочетаний, слов из предложений; Ответы на вопросы по тексту; Различение слов, сл/соч., 8 I.Речевой материал обиходно-разговорного характера и материал, связанный с учебной деятельностью. Ты умеешь работать на компьютере (в Интернете)? Какую работу ты можешь выполнить на компьютере? Повтори: Интернет – это компьютерная сеть. Какие фильмы (мультфильмы, телепередачи) ты смотрел? Какие книги ты читал? Ты следишь за инд. аппаратом? Как надо относиться к слуховому аппарату? Кто покупает батарейки к слуховому аппарату? II. Речевой материал, относящийся к изучению общеобразовательных дисциплин. сделаем подстановку, бесконечность; системы неравенств, икс принадлежит; корень уравнения, светлая(тёмная) точка; бесконечность, круглая (квадратная) скобка; вертикальные углы; прямая, окружность, касательная; III. Текст-диалог: - В каком классе ты учишься? - Я учусь в 8 классе. - Как зовут вашего классного руководителя? –Оксана Анатольевна. - Кто ведёт алгебру в вашем классе? – Светлана Базаровна - Как ты учишься? - Я учусь хорошо. - Какой предмет для тебя самый лёгкий? - Физкультура. - Какой предмет самый трудный? - Литература. - Кто помогает тебе выполнять домашнее задание? - Воспитатели. - Чем ты занимаешься после уроков?- Я играю в волейбол. - Ты посещаешь какойнибудь кружок? - Да, я хожу в кружок вышивания. Задания по тексту: Как ты окончил 7 класс? Какие новые предметы появились в 8 классе? Какие учебные предметы тебе нравятся? Кто помогает тебе выполнять домашнее задания? Расскажи, как ты помогаешь своим одноклассникам в учёбе. Как ты собираешься учиться в 8 классе? Разбери предложение по членам: Я играю в волейбол. Словарь: школьная жизнь, учебные предметы, обязанность ученика. предложений. Нараназаменить вопросы Различение речевого материала. Различение слов, сл/соч. предложений. Различение речевого материала. Различение слов, сл/соч. предложений. 18-22.10.21 I.Речевой материал обиходно-разговорного характера и Глобальное восприятие текста; Различение предложений из текста; Различение словосочетаний, слов из предложений; Ответы на вопросы по тексту; Различение речевого материала. материал, связанный с учебной деятельностью. Кто тебе помогает, когда ты затрудняешься на самоподготовке? (на уроке?). Расскажи, как ты учишься. Какой у тебя любимый предмет? Почему? Как ты относишься к учёбе? Расскажи об обязанностях дежурного по классу (по спальне, по столовой, по школе). Различение слов, сл/соч. предложений. II. Речевой материал, относящийся к изучению общеобразовательных дисциплин. Назови действующее лицо (главное действующее лицо, героев) сказки (рассказа, повести, романа). Продолжи предложение... - О чём говорится в рассказе (книге)? Какие рассказы (книги) ты прочитал? Тебе понравился рассказ (книга)? В рассказе говорится (о дружбе, приключениях, войне, жизни ребят, о природе). III. Текст «Лес - наше богатство» Наша страна очень богата лесами. Из каждых четырёх деревьев, растущих на земном шаре, одно украшает нашу землю. В сибирских просторах шумит зелёный «океан» тайги. Много лесов в европейской части страны. А где зелень, - там здоровье, чище воздух, там легче дышится. Лес защищает поля от знойных ветровсуховеев. Он лечит землю, изуродованную оврагами, своими корнями закрепляет их склоны, не даёт оврагам расползаться дальше. В лесах растут целебные травы, из которых делают лекарства. Зелёные рощи – дом для множества полезных птиц. Лес сохраняет влагу. Там, где вырублены леса, мелеют реки и высыхают озёра. Наши предки говорили: «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади». Глобальное восприятие текста; Различение предложений из текста; Различение словосочетаний, слов из предложений; Ответы на вопросы по тексту; Задания к тексту: Назови главное богатство нашей страны.Какую пользу приносит лес?Как ты понимаешь выражение: «не даёт оврагам расползаться дальше?» Как лес лечит Различение слов, сл/соч., предложений. Наранасловарная работа Наранаизменить вопросы Восприятие предложений и вопросов; дополнение реплик диалога землю?Почему в лесу легче народную поговорку о лесе. дышится?Прочитай Словарь: богатство, богата лесами, растущих на земном шаре,в сибирских просторах, зелёный океан тайги, европейская часть страны, ветер-суховей, расползаться 25-29.10.21 дальше, целебные травы,зелёные рощи, множество полезных птиц, вырублены леса. I.Речевой материал обиходно-разговорного характера и материал, связанный с учебной деятельностью. Вчера ты все уроки выучил? Какое задание было самым трудным? А самым легким? Кто тебе помогает учить уроки? А ты кому помогаешь учить уроки? II. Речевой материал, относящийся к изучению общеобразовательных дисциплин. Зона Крайнего Севера; природные ресурсы; минеральные ресурсы России; водные ресурсы; почва и почвенные ресурсы; III. Текст «Озеро Байкал» На земном шаре много озер, но чудо - озеро Байкал есть только в Бурятии. Байкал – самое глубокое озеро мира. Его глубина 1637 метров. Народ называет его морем. Его вода самая чистая и прозрачная. Если бросить в озеро белый диск диаметром в 20 сантиметров, то он будет виден на глубине 40 метров. Байкал существует уже более 20 миллионов лет. Огромно и загадочно озеро Байкал. Все, что с ним связано является уникальным. Загадочен и разнообразен растительный и животный мир Байкала. Три четверти всех живых организмов, обитающих в озере, нигде в мире больше не встречается. Здесь водится 56 видов разнообразных рыб. Жемчужина Байкала – самая известная, вкуснейшая рыба омуль.В озере живет рыба голомянка. У нее просвечивается скелет. Через хвостовую часть ее бледно- Различение и опознавание учебного материала на слух. Словарная работа. Наранасловарная работа Восприятие текста в целом, различение фраз, словосочетаний, слов. Восприятие и выполнение заданий к тексту. Глобальное восприятие текста; Различение предложений из текста; Различение словосочетаний, слов из предложений; Ответы на вопросы по тексту; Различение слов, предложений. сл/соч., розового тела можно даже читать книгу. Байкальская нерпа – это тюлень. Нерпа прекрасно ныряет и плавает. Питается рыбой. Байкал- это четверть мирового запаса пресной воды. Это богатство находится у нас в Бурятии. Различение предложений из текста; Различение словосочетаний, слов из предложений; Ответы на вопросы по тексту; Работа по тексту (вопросы и задание, словарь на карточке) III. Повторение всех текстов за I четверть II четверть 1 2 I.Речевой материал обиходно-разговорного характера и 8-12.11 материал, связанный с учебной деятельностью. II. Речевой материал, относящийся к изучению общеобразовательных дисциплин. Тема "Домоводство. Приготовление салата" Выполнение поручений в игровой форме, с полным отчётом, самостоятельным поэтапным рассказом (сначала, потом, затем, после чего...) 1. Приготовь овощи (помидов, свежий огурец, редис и т.д.) 2. Вымой овощи. 3. Возьми (приготовь, свари вкрутую, всмятку и очисть сваренное вкрутую яйцо). 4. Порежь (мелко-крупно; кружочками, кубиками, ломтиками). Залей... 5. Посоли салат. Заправь сметаной, майонезом, растительным маслом. Попробуй. Перемешай. Соли достаточно? Добавить ещё? 6. Расскажи, как приготовить салат из ..., ..., ..., (винегрет, оливье)? 7. Скажи, что нужно для винегрета (оливье)? Какие продукты необходимы? 8. Чем нужно заправить винегрет (оливье)? 9. Ты любишь делать салаты? Различение речевого материала Ответы на вопросы Наранаизменить задания Глобальное восприятие текста Ответы на вопросы Повторение фраз, сл/соч., слов 10. Что такое специи? Что относится к специям? Какие специи ты знаешь? (специи - пряности: корица, перец, имбирь, ...) 3 Словарь к теме: приготовь, вымой, свари вкрутую, всмятку и очисть сваренное вкрутую яйцо, порежь, кружочками, кубиками, ломтиками, залей, посоли, заправь, попробуй, перемешай, винегрет, оливье. Текст «Салат оливье» Сначала я мою овощи и ставлю варить картофель, морковь. Отдельно отвариваю яйца. Затем сливаю горячую воду и даю время остыть продуктам. Потом режу кубиками картофель, морковь, колбасу. Отдельно режу лук и заливаю его горячей водой. Даю возможность остыть и сливаю воду. Затем складываю все ингредиенты в чашку и добавляю консервированный горошек. Кладу несколько ложек майонеза или сметаны и перемешиваю салат. По желанию можно добавить специи. Перекладываю салат в вазу или салатник и украшаю зеленью. Салат готов. Приятного аппетита! Словарь к тексту: ставлю варить, отдельно отвариваю, сливаю воду, даю время остыть, режу кубиками, складываю все ингредиенты, консервированный горошек, добавить специи. Вопросы и задания: 1. Сколько картофелин и моркови ты обычно берёшь для салата? 2. Почему яйца варят отдельно? 3. Что ты делаешь после того как слила кипящую воду с яиц? Зачем это нужно? 4. Почему порезанный лук обдают (заливают) кипятком? 5. Почему перемешивать салат нужно не в салатнике? 6. Ты любишь салат «Оливье»? Глобальное восприятие текста; Различение предложений из текста; Различение словосочетаний, слов из предложений; Ответы на вопросы по тексту; Наранаизменить вопросы Различение слов, сл/соч. Выполнение заданий 4 15-19.11 Тема «История океанов» 1. Тихий океан — самый большой и самый глубокий океан. 2. Вода в океанах солёная. 3. Северный Ледовитый океан — самый маленький и наименее глубокий. 4. Около полюсов плавают огромные льдины. На дрейфующих льдинах живут и работают, проводят опыты учёные. 5. Сколько всего океанов? Назови. 6. Какие материки (части света) омывает Индийский океан? (Тихий океан, Северный Ледовитый океан, Атлантический океан)? 7. Под водой дно неровное. Вода скрывает морские горы и долины. 8. Океанские впадины — это глубокие ущелья (долины), куда не проникают солнечные лучи. 9. Марианская впадина в Тихом океане самая глубокая в мире. 10. Самая высокая подводная гора расположена в Тихом океане. Она находится между островами Самоа и Новой Зеландией. Её высота 8 700 метров. Словарь к теме: Тихий океан, Северный Ледовитый океан, на дрейфующих льдинах, материки (части света) омывает Индийский океан, Атлантический океан, океанские впадины, глубокие ущелья, Марианская впадина, между островами Самоа и Новой Зеландией. Текст «Движущийся мир» 200 миллионов лет назад существовал единый материк, названный «Пангея». Его окружал единый океан. Но расплавленная горная порода под корой земли расколола материк на 13 плит. Тектоническое движение плит разделило Пангею на 6 континентов и 4 океана. Под водой происходит то же, что и на суше. Плиты расходятся и образуются разломы земной коры — ущелья. Самое глубокое ущелье в Тихом океане — Марианская впадина. Наранасловарная работа Глобальное восприятие текста; Различение предложений из текста; Различение словосочетаний, слов из предложений; Работа по серии вопросов; Ответы на вопросы по тексту; Ответы на вопросы; восприятие словосочетаний. предложений; дополнение предложений. Чтение правил Наранаизменить вопросы Различение и опознавание учебного материала на слух. Словарная работа. Восприятие текста в целом, 5 Eё глубина почти 11 000 м. Когда плиты сближаются и сталкиваются, происходит землетрясение, возникают вулканы. В результате неоднократных вулканических извержений появляются подводные горы. Верхушки гор и есть острова в океане. Длинные подводные горные цепи называются хребтами. Они формируют океанический рельеф. Самая высокая подводная гора находится в Тихом океане (между о. Самоа и Новой Зеландией). Её высота 8700 м. Размеры и форма океанов изменяются и сегодня. Атлантический океан становится шире примерно на 4 см в год, а Тихий — постепенно сужается. В некоторых местах движение плит достигает 20 см в год. Таким образом, Земля и океаны меняют свою форму и по сей день — мир движется. Словарь к тексту: расплавленная горная порода — магма; расколола — разделила; тектоническое движение плит; континенты — материки; разломы земной коры — трещины, ущелья; сближаются — ближе; сталкиваются; вулканических извержений; хребты; океанический рельеф; подводные горные цепи; сужается — меньше; Вопросы и задания: 1. На сколько плит раскололся единый материк Пангея? 2. Сколько континентов и океанов существует в настоящее время? 3. Как образуются ущелья? 4. Как (почему?) возникают вулканы? 5. В результате чего возникают подводные хребты? 6. Что формирует океанический рельеф? 7. Какую часть поверхности нашей планеты занимает океан? (3/4) 8. На сколько расширяется Атлантический океан? 9. На сколько сужается Тихий океан? различение фраз, словосочетаний, слов. Восприятие и выполнение заданий к тексту. Различение слов, сл/соч., предложений. Глобальное восприятие текста; Различение предложений из текста; Различение словосочетаний, слов из предложений; Ответы на вопросы по тексту; Наранасловарная работа Различение слов, сл/соч., предложений. 6 7 22-26.11 Тема: «Человек человеку - друг» 1. Как называют человека, который любит только самого себя? 2. Объясни, что означает слово альтруист? 3. Что такое бескорыстие? Как ты это понимаешь? 4. Что такое корысть? Приведи пример. 5. Что означает выражение человек человеку – волк\ друг? 6. В чём выражается любовь к людям? 7. Назови положительные черты характера? 8. Назови отрицательные черты характера? Словарь к теме: эгоист, альтруист, бескорыстие, корысть, выражение, черты характера. Текст «Затейник» Этот случай произошёл в летний день в обычном дворе. Ребята, которые остались в городе, собрались дома, и, от нечего делать, просто болтали, а малыши скучали. Неожиданно к ним подошёл новичок, который поселился в их доме недавно. Он стал показывать фокусы, а потом спросил: «Хотите запустить змея – погода сегодня отличная?» Он принёс несколько бумажных змеев разных размеров. Ребята стали их пускать в небо. Началась с того дня во дворе совсем другая жизнь. Ребята мастерили для малышей игрушки, устраивали игры, что-то клеили, а в конце недели устроили во дворе настоящий карнавал. Командовал балом – маскарадом новичок – затейник. Всем было весело. Словарь к тексту: произошёл случай, ребята скучали, просто болтали, заботиться о других, малыши скучали, недавно поселился новичок, запустить змея, мастерить – мастерили, бал – маскарад, новичок – затейник. Задания к тексту: 1. О каком случае говориться в рассказе? 2. Что умел новичок? 3. Как ты думаешь, полезны ли были старания новичка? Глобальное восприятие текста; Различение предложений из текста; Различение словосочетаний, слов из предложений; Ответы на вопросы по тексту; Наранаизменить вопросы 8 4. Как он относился к ребятам? Почему ты так считаешь? А ты любишь людей? Докажи. Текст «Что такое бестактность?» Возле школы живёт старенькая бабушка. Ребята решили 29.11-3.12 сделать бабушке подарок. Нарвали в школьном саду яблок и принесли старушке. А яблоки были твёрдые и кислые, они ещё не дозрели. А если бы и дозрели – как бы бабушка их ела, когда у неё нет зубов? Такой поступок называется бестактностью. Ребята из добрых побуждений хотели порадовать бабушку, но для старого человека это была не радость, а огорчение. Ведь дети не подумали, кому и что они дарят. Быть добрым, сердечным человеком – это большое умение. Нужно видеть человека, который живёт с вами. Понимать, о чём он думает с болью, а о чём с горечью. Словарь к тексту: сделать подарок, яблоки ещё не дозрели, поступок, бестактность, из добрых побуждений, порадовать бабушку, радость – огорчение, сердечный человек, думает с болью. Вопросы и задания к тексту: 1. Какой подарок сделали ребята старушке? 2. Из каких побуждений был сделан поступок? 3. Почему бабушка не могла быть рада подарку? 4. Что значит «быть добрым человеком?» Текст «На льдине» Зимой море замерзало. Рыбаки собрались на лёд ловить рыбу. Поехал и рыбак Андрей с сыном Володей. Выехали очень далеко. Володя радовался, что много ловилось рыбы. Вечером поели, потеплее завернулись и легли спать. Вдруг ночью вскочил один рыбак и закричал, чтобы все встали. Оказалось, что льдину, на которой находились рыбаки, оторвало и понесло в море. Днём ветер усилился, волны заливали льдину, а кругом было только море. И вдруг Володя увидел в небе самолёт. С самолёта упал мешок, там была еда и записка. Через час пришёл пароход и забрал людей, сани, лошадей и рыбу. Это начальник Наранаизменить задания Глобальное восприятие текста; Различение предложений из текста; Различение словосочетаний, слов из предложений; Ответы на вопросы по тексту; Нараназаменить вопросы Различение слов, сл/соч., предложений. Глобальное восприятие текста; Различение предложений из текста; Различение словосочетаний, слов из предложений; Ответы на вопросы по тексту; порта узнал, что на льдине унесло рыбаков. Он послал им на помощь самолёт и пароход. Словарь к тексту: потеплее завернулись, вскочил и закричал, гибнуть – погибнуть, помощь – помогли, оторвало и понесло, спасли, ветер усилился, заливало льдину, начальник порта, послал на помощь. Вопросы и задания к тексту: 1. Что случилось с рыбаками? 2. Как были спасены рыбаки? 3. Как бы ты поступил, если бы узнал, что погибнут люди? Текст «Шар в окошке» 6-10.12 Коля заболел. Лежит в постели, на шее компресс, в ушах вата, нос от капель щиплет. И никто к нему в гости не придёт, потому что его болезнь заразна. Лежит Коля, глядит в окно. Скучно ему. Что увидишь, если лежишь! И вдруг, видит Коля: красный шарик поднялся к самому окну. Постоял, стал дёргаться. Вверх – вниз, вверх – вниз. Пригляделся Коля: на шарике рожица нарисована. Коля догадался: «Это наверное, Миша придумал». Стало Коле хорошо. Представил он, как Миша за верёвочку дёргает, а рядом ребята стоят, советы дают. Хорошо, когда друзья о тебе помнят! Словарь к тексту: болеть – заболеть, болеет, лежит в постели, компресс, капли – от капель, заразная болезнь, можно заразиться, нельзя навестить, догадаться – догадался, друзья, заботиться – заботливый. Вопросы и задания к тексту: 1. Почему товарищи не могли навестить Колю? 2. Что придумали ребята, чтобы у Коли было хорошее настроение? 3. Какой это поступок? 4. Как ты заботишься о заболевших друзьях и родных? Тема «Страницы героической истории» Различение речевого материала. Различение слов, сл/соч. предложений. Различение речевого материала. Различение слов, сл/соч. предложений. Наранасловарная работа Различение речевого материала. Различение слов, сл/соч. предложений. Различение слов, сл/соч., предложений. Наранаизменить вопросы 1. Советский народ героически сражался с врагом в 13-17.12 годы Великой Отечественной войны. 2. Вместе с взрослыми сражались и дети. 3. Назови детей-героев ВОВ. 4. Что такое подвиг? 5. Какой подвиг совершил….? 6. Советский народ совершил подвиг мужества и героизма в борьбе с врагом. Словарь к теме: Великая Отечественная война, героически сражался, дети-герои, героизм, мужество, совершил подвиг. Текст «Подвиг капитана Гастелло» Капитан Гастелло – советский лётчик-герой. 3 июля 1941 года капитан Гастелло сражался с фашистами в воздухе. На земле тоже шёл бой. Вражеский снаряд подбил самолёт Гастелло. Самолёт загорелся. Тогда отважный лётчик направил свой самолёт на вражеские танки и цистерны. Раздался страшный взрыв. Десятки цистерн и танков уничтожил герой-лётчик. Капитан Гастелло погиб, но его подвиг навсегда останется в памяти народа. Словарь к тексту: советский лётчик-герой, сражался с фашистами, вражеский танк, самолёт, снаряд, цистерны, уничтожить-уничтожил, останется в памяти. Вопросы и задания к тексту: 1. Когда была Великая Отечественная война? 2. Кто такой Гастелло? 3. Расскажи, какой подвиг он совершил? 4. Почему советский народ помнит подвиг лётчика? 5. Повтори: лётчик-герой, подвиг, уничтожил танки врага, самолёт загорелся, Великая Отечественная война. Текст «Мамаев курган» Мамаев курган –есть место в Волгограде. Что такое Глобальное восприятие текста; Различение предложений из текста; Различение словосочетаний, слов из предложений; Ответы на вопросы по тексту; Наранасловарная работа Восприятие предложений и вопросов; дополнение реплик диалога Курган? Небольшая горка в степи. Отойдёшь подальше – и нет кургана. 20-24.12 Мамаев курган издалека заметен. Прямо на Мамаевом кургане возведён памятник. В память о героях – бойцах , павших в битве у Волги, установлен этот памятник. Здесь, на Волге, в битве с фашизмом решалась судьба войны, судьба всего мира. Что такое курган? Небольшая горка в степи. Но с любой точки земного шара виден людям всего мира священный Мамаев курган. Словарь к тексту: Мамаев курган, Волгоград, издалека заметен, в память о погибших героях, возведён памятник, установлен, решалась судьба войны, священный курган. Вопросы и задания к тексту: 1. Что такое курган? Различение и опознавание учебного материала на слух. Словарная работа. Восприятие текста в целом, различение фраз, словосочетаний, слов. Восприятие и выполнение заданий к тексту. 2. Где находится Мамаев курган? 3. Что установлено на Мамаевом кургане? Фразы обиходно-разговорного характера: Как надо вести себя на улице, чтобы не нарушать порядок? Расскажи о правилах поведения на улице. Какие слова приветствия говорят при встрече? Какими словами 20-24.12 прощаются? Как выражают благодарность? Извиняются? Тема «Народное искусство» 1. Россия с давних пор славится своими народными промыслами. 2. Народное творчество – это художественное искусство, которое создаёт народ. 3. Самые популярные виды народных промыслов и декоративного искусства – резьба по дереву, вышивка, изготовление глиняной игрушки и матрёшек, плетение из бисера и лозы, изготовление изделий из бересты. 4. Народные промыслы – неотъемлемая часть Глобальное восприятие текста; Различение предложений из текста; Различение словосочетаний, слов из предложений; Ответы на вопросы по тексту; отечественной культуры. 5. Матрёшка – русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. 6. «Застывшие краски северной зимы» - так называют вологодское кружево, особенное явление в народном искусстве Русского Севера. 7. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели. Словарь к теме: народные промыслы, художественное искусство, резьба по дереву, бисер, изделия из бересты, матрёшка, вологодское кружево. Текст «Дымка» (По В. Крупину) Дымка – давно известная игрушка. Своё название она ведёт от слободы Дымково, которая располагается на берегу Вятки. Отсюда происходила игрушка, здесь сохранялось, передавалось мастерство её создания. Наблюдаешь за работой мастериц, и кажется, что всё просто. Вот она отщипнула от глины кусочек, раскатала, расшлёпала в лепёшку, свернула, и оказалась юбочка. Сверху приделала головку, руки, налепила высокий кокошник, и родилась водоноска. Берёшься сам, и глина мнётся легко, готова тебе помочь, но ни во что не превращается. Нужно, оказывается, умение. Кони с высокими гордыми шеями, сказочные индюки, которые похожи на жар-птицу, медведи, барышни и кавалеры – всё необычайно празднично ярко и весело. Просты и экономны средства росписи: точечки, клеточки, кружочки, пятна. Но всё дело в их сочетании. Главное волшебство дымковского чуда в том, что его красота не повторяется никогда, и его ни с чем не спутаешь. Взять, хотя бы, крохотных козликов в модных штанишках, ни один не похож на другого, у каждого свой характер. Украшенная золотыми лепестками игрушка светится и в состоянии преобразить, сделать праздничной квартиру. Смотришь, и на душе становится спокойно. Словарь к тексту: известная игрушка, слобода Дымково, Различение слов, предложений. сл/соч., Различение предложений из текста; Различение словосочетаний, слов из предложений; Ответы на вопросы по тексту; располагается на берегу Вятки, работа мастериц, кокошник, родилась водоноска, барышни и кавалеры, средства росписи, главное волшебство, игрушка светится. Вопросы и задания к тексту: 1. Что такое дымка? 2. Где находится слобода Дымково? 3. Как создают игрушку? 4. Как расписана игрушка? 5. В чём волшебство дымковского чуда. «РАССМОТРЕНО» на заседании МО дефектологов ____________Хамуева Л.И «_____»____________2021г. «СОГЛАСОВАНО» заместитель директора по УВР _______________Маркова Т.В «_____»____________2021г.