ГЕОГРАФИЯ 9 класс 2 вида_Будаева

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат I-II вида»

«УТВЕРЖДАЮ»__________
Директор «СКОШИ I-II вида»
Н.В. Норбоева
01.09.2021 г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ГЕОГРАФИИ
9 КЛАСС

СОСТАВИЛА: Будаева А.Б.
учитель географии

г. Улан-Удэ
2021 г.

Пояснительная записка.
Рабочая программа по географии для 9 класса составлена на основе учебника для
общеобразовательных организаций «География. 8 класс», «География 9 класс»
серии «Полярная звезда»; авторы: А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина,
С. И. Болысов, Г. Ю. Кузнецова; М.: Просвещение, 2020 г.
Планируемые результаты изучения предмета.
В результате освоения программы обучающиеся 9 класса научатся:
- представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического
описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практикоориентированных задач;
- использовать различные источники географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для
решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление
географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на
основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение
географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических
различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические
объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов;
принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке
географической информации;
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать
географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и
проводить их простейшую классификацию;
- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях
между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения
их свойств, условий протекания и различий;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в
разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
- описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
- устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения,
материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к
разным природным условиям;
- приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных
территорий;
- различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной
территорией и исключительной экономической зоной России;
- оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на
особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
- использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения
практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени
территорий в контексте реальной жизни;
- различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы
России и ее отдельных регионов;
- оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных
территорий России;
- объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
- оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных
территорий России;
- использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных
территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных
территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной

жизни;
- различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления,
характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов;
факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру,
особенности размещения населения по территории страны, географические различия в
уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
- использовать знания о естественном и механическом движении населения,
половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении,
этническом и религиозном составе населения России для решения практикоориентированных задач в контексте реальной жизни;
- находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного
характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных
процессов или закономерностей;
- различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и
территориальную структуру хозяйства России;
- объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных
регионов России;
- сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
- сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни,
качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
- описывать погоду своей местности;
- объяснять расовые отличия разных народов мира;
- давать характеристику рельефа своей местности;
- уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории;
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения
здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социальноэкономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического
использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в
научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
- составлять описание природного комплекса;выдвигать гипотезы о связях и
закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической
оболочке;
- оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата
для отдельных регионов и стран;
- объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в
связи с природными и социально-экономическими факторами;
- оценивать возможные в будущем изменения географического положения России,
обусловленные
мировыми
геодемографическими,
геополитическими
и
геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной
системы;
- давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать
границы с точки зрения их доступности;
- делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате
изменения их компонентов;
- давать характеристику климата своей области;
- показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней
мерзлоты;
- выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении
численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого
капитала;

- оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;
- объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России
- выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации
гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
- выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;
- объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем
человечества;
- оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.
Содержание курса
Тема: Природа России (34 ч.).
История развития земной коры. Геологическое летоисчисление.
Геохронологическая шкала. Эра. Эпоха складчатости. Геологическая карта.
Особенности рельефа России. Тектонические структуры. Платформы и геосинклинали.
Связь рельефа с тектоническим строением территории. Скульптура поверхности. Влияние
внешних сил на рельеф России. Выветривание. Эрозия. Оледенение. Многолетняя
мерзлота. Влияние человеческой деятельности на рельеф и ее последствия.
Полезные ископаемые России. Рудные и нерудные полезные ископаемые.
Основные месторождения полезных ископаемых. Рациональное использование полезных
ископаемых. Стихийные явления на территории России: землетрясения, извержения
вулканов, снежные лавины, сели, оползни, просадки грунта.
Климат России. Понятие «солнечная радиация». Прямая и рассеянная радиация.
Суммарная радиация. Радиационный баланс. Поступление солнечной радиации на
поверхность Земли. Изменение солнечной радиации по сезонам года.
Атмосферная циркуляция. Воздушные массы над территорией России. Западный перенос
воздушных масс. Влияние соседних территорий на климат России. Атмосферный фронт.
Теплый и холодный атмосферные фронты. Циклон и антициклон.
Влияние на климат России ее географического положения. Климатические особенности
зимнего и летнего сезонов года. Синоптическая карта.
Климатические пояса и типы климата России. Климатические особенности России.
Климат своего региона. Влияние климатических условий на здоровье и жизнь человека.
Климат и хозяйственная деятельность людей. Влияние климата на сельское хозяйство.
Агроклиматические ресурсы. Коэффициент увлажнения. Учет климатических условий в
жилищном строительстве.
Россия — морская держава. Особенности Российских морей. Принадлежность
морей к бассейнам океанов — Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого. Ресурсы
морей и их использование человеком. Рекреационное значение морей. Экологические
проблемы морей.
Реки России. Режим рек России. Типы питания рек. Водоносность реки. Расход
воды. Годовой сток. Падение реки. Уклон реки. Особенности российских рек.
Крупнейшие реки России. Использование рек в хозяйственной деятельности. Охрана
речных вод. Водоемы Московской области.
Озера России. Распространение озер. Крупнейшие озера. Типы озер России. Болота.
Распространение болот. Верховые и низинные болота. Значение болот. Подземные воды.
Артезианский бассейн. Водные ресурсы родного края. Ледники. Значение ледников.
Охрана водных ресурсов России
Причины, по которым люди издревле селились на берегах рек и морей. Значение рек в
жизни общества. Единая глубоководная система европейской части России. Морские пути
России. Морские порты.
Почва — особое природное тело. Отличие почвы от горной породы. Строение
почвы. Механический состав и структура почвы.
Почвообразующие факторы. Типы почв. Зональность почв. Земельные и почвенные

ресурсы. Рациональное использование почв. Защита почвы от эрозии. Почвы Московской
области.
Растительный и животный мир: особенности растительного и животного мира
России. Экологическая ситуация в России. Экологическая безопасность России.
Природно-территориальные комплексы России и факторы их формирования.
Работа с контурной картой:
Обозначение на контурной карте основных форм рельефа и месторождений полезных
ископаемых.
Обозначение на контурной карте морей, омывающих берега России.
Обозначение на контурной карте крупных рек и озер России.
Творческое задание: Разработка маршрута речной «кругосветки» по водным путям
России.
Тема: Природно-хозяйственные зоны и районы (11 ч.).
Зональность в природе и жизни людей. Понятия «природная зона» и «природнохозяйственная зона». Занятия людей в различных природных зонах. Зональная
специализация сельского хозяйства.
Северные безлесные зоны. Зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры.
Особенности географического положения. Климат. Растительный и животный мир.
Занятия
населения.
Лесные зоны. Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов. Россия — лесная
держава. Особенности таежной зоны. Занятия населения. Особенности зоны смешанных и
широколиственных
лесов.
Охрана
лесных
ресурсов
России.
Степи и лесостепи. Особенности лесостепной и степной зон. Степи и лесостепи —
главный
сельскохозяйственный
район
страны.
Южные безлесные зоны. Зона полупустынь и пустынь. Особенности зоны полупустынь и
пустынь.
Занятия
жителей
полупустынь.
Оазис.
Субтропики. Особенности климата. Высотная поясность. Растительный и животный мир.
Степень освоенности зоны. Горный каркас России – Урал и горы Южной Сибири.
Особенности жизни и хозяйства в горах. Районы многолетней мерзлоты – Восточная и
Северо-Восточная Сибирь. Экзотика России – Северный Кавказ, Крым и Дальний Восток
Работа с контурной картой:
Обозначение на контурной карте природных зон России.
Тема: Хозяйство России
Развитие хозяйства. Особенности экономики России. ТЭК. Угольная промышленность
Нефтяная промышленность. Газовая промышленность. Электроэнергетика
Чёрная металлургия. Цветная металлургия. Машиностроение
Химическая промышленность. Лесопромышленный комплекс. Сельское хозяйство.
Растениеводство. Животноводство. Транспортная инфраструктура
Учебно - тематический план
Количество часов
Тема
всего
1.

Природа России.

27

2.
3.

Природно-хозяйственные зоны
и районы.
Хозяйство России
Всего:

14
17
62

Календарно-тематическое планирование
9 класс 2 вида
(2 часа в неделю)
Календарно-тематическое планирование
№

Тема урока

Колво
часов

Дата

2.

Введение
Тема: Природа России.
История развития земной коры.

34
2

3.

Рельеф: тектоническая основа.

2

14.09
17.09

4.

Рельеф: скульптура поверхности.

3

21.09
24.09
28.09

1.

1

Входная контрольная работа

Коррекционная направленность

03.09.
07.09
10.09

5.

Ресурсы земной коры.

2

01.10
05.10

6.
7.

П/работа « Полезные ископаемые»
Солнечная радиация.

1
2

08.10
12.10
15.10

8.

Атмосферная циркуляция.

2

19.10
26.10

9.

Зима и лето в нашей стране.

1

29.10

10.

Как мы живём и работаем в нашем
климате.

2

09.11
12.11

11.

Наши моря

2

16.11
19.11

Геохронологическая
таблица, Эры- архейская.
Протерозойская,
палеозойская, мезозойская,
кайнозойская. Эпохи
складчатости- байкальская,
каледонская, герцинская,
киммерийская(мезозойская)
альпийская.
Тектоническая структура,
платформа, складчатая
область, щит, плита
Выветривание: физическое,
химическое, органическое.
Древнее оледенение.
Многолетняя мерзлота
Минеральные ресурсы.
Полезные ископаемые.
Стихийные природные
явления, связанные с земной
корой.
Солнечная радиация.
Суммарная солнечная
радиация. Радиационный
баланс.
Воздушные массы.
Атмосферный фронт.
Циклон. Антициклон.
Зональность климата.
Распределение температуры
воздуха и осадков.
Комфортность климата.
Агроклиматические ресурсы.
Коэффициент увлажнения.
Моря бассейнов
Атлантического. Тихого,
Северного Ледовитого
океанов и области
внутреннего стока. Ресурсы

12.

Наши реки

2

23.11
26.11

13.

Где спрятана вода

2

30.11
03.12

14.

Водные дороги и перекрёстки

2

07.12
10.12

15.

Почва – особое природное тело.

2

14.12
17.12

16.
16.

Контрольная работа за 1 четверть
Растительный и животный мир.

1
1

21.12
24.12

17.

Экологическая ситуация в России.

1

11.01

18.

Экологическая безопасность России.

1

14.01

19.

Природно-территориальные комплексы
России.

2

18.01
21.01

20.

1
11

25.01

21.

Обобщение по теме «Природа России».
Тема: Природно - хозяйственные зоны
и районы.
Северные безлесные зоны.

1

28.01

22.

Лесные зоны.

1

01.02

23.

Степи и лесостепи.

1

04.02

24.

Южные безлесные зоны.

1

08.02

25.

Субтропики. Высотная поясность в горах. 1

11.02

26.

Великие равнины России – ВосточноЕвропейская и Западно-Сибирская.

15.02

1

морей. Экологические
проблемы морей.
Водоносность. Расход воды.
Годовой сток. Падение реки.
Уклон реки. Питание и
режим реки. Твёрдый сток.
Озёра. Болота. Подземные
воды. Ледники.
Артезианский бассейн.
Торговые пути. Единая
глубоководная система.
Каналы. Морские пути.
Морские порты.
Почвенный профиль.
Почвенный горизонт.
Механический состав почвы.
Структура почвы. Типы почв
России.
Зональные типы
растительности. Флора.
Фауна.
Экологическая ситуация.
Эколого - географическое
положение. Экологические
проблемы.
Экологическая безопасность.
Экологический риск. Особо
охраняемые природные
территории.
Природно - территориальные
комплексы: зональные и
азональные.

Зона арктических пустынь.
Зона тундры. Зона
лесотундры.
Лесная зона: таёжная и
смешанных и
широколиственных лесов.
Лесостепь. Степь.
Чернозёмные почвы.
Полупустыня. Пустыня.
Оазис.
Субтропики. Высотная
поясность.
На Русской равнине
возвышенности –
Среднерусская, СмоленскоМосковская, Валдайская,

17.

Горный каркас России – Урал и горы
Южной Сибири.

1

18.02

18.

Регионы многолетней мерзлоты –
Восточная и Северо-Восточная Сибирь.

1

22.02

19.

Экзотика России – Северный Кавказ,
Крым и Дальний Восток.

1

25.02

20.

1

01.03

1
17
1

04.03

22.

Обобщение по теме «Природнохозяйственные зоны и районы».
Контрольная работа по разделу
Хозяйство России
Развитие хозяйства

23.

Особенности экономики России

1

15.03

24.
25.

Контрольная работа за 3 четверть
ТЭК. Угольная промышленность

1
1

18.03
05.04

26.

Нефтяная промышленность

1

08.04

27.

Газовая промышленность

1

12.04

28.

Электроэнергетика

1

15.04

21.

11.03

Бугульминско-Белебеевская,
Приволжская, Общий Сырт.
Низменности- Мещёрская,
Заволжская, Окско-Донская
равнина.
Уральские горыПредуралье, центральная
полоса, Зауралье. Гора
Народная. Гора Белуха. Горы
Южной Сибири.
Господство многолетней
мерзлоты, суровый резко
континентальный климат,
светлохвойная тайга из
лиственницы на огромных
пространствах.
Гора Эльбрус. Ключевская
Сопка. Северный Кавказ и
Дальний Восток,
Предкавказье, Большой
Кавказ. Камчатка.

Экономика. Отрасль
хозяйства. Отраслевая,
функциональная и
территориальная структуры
хозяйства. Секторы
хозяйства.
Национальная экономика.
Структура экономики
России.
ТЭК. Топливноэнергетический баланс.
Угольная промышленность.
Нефтяная промышленность.
Основные районы
нефтедобычи и
нефтепереработки.
Нефтепроводы.
Газовая промышленность.
Основные и перспективные
районы добычи газа.
Электроэнергетика.
Энергосистема.
Электростанции:
гидравлические, тепловые,
атомные, геотермальные,
приливные, ветровые.

29.

Чёрная металлургия

1

19.04

30.

Цветная металлургия

1

22.04

31.

Машиностроение

1

26.04

32.

Химическая промышленность

1

29.04

33.

Лесопромышленный комплекс

1

06.05

34.

Сельское хозяйство. Растениеводство

1

10.05

35.

Сельское хозяйство. Животноводство

1

13.05

36.

Транспортная инфраструктура (1)

1

17.05

37.

Транспортная инфраструктура (2)

1

20.05

38.

Контрольная работа за год

1

24.05

Солнечные.
Чёрная металлургия.
Особенности
металлургического
производства.
Металлургический комбинат.
Цветная металлургия.
Особенности цветной
металлургии.
Машиностроение. Отрасли
машиностроения. Факторы
размещения
машиностроения.
Химическая
промышленность. Горнохимическая отрасль.
Основная химия. Химия
органического синтеза.
Лесопромышленный
комплекс. Лесозаготовка.
Механическая обработка
древесины. Целлюлознобумажная промышленность.
Сельское хозяйство.
Растениеводство.
сельскохозяйственные
угодья. Зерновые и
технические культуры.
Животноводство. Отрасли
животноводстваскотоводство, свиноводство.
Овцеводство. Рыбное
хозяйство.
Транспорт:
железнодорожный,
автомобильный,
трубопроводный.
Грузооборот.
Пассажирооборот.
Транспорт: речной, морской,
авиационный. Транспортный
узел. Транспортная
магистраль. Транспортная
система страны.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(301)245-18-44

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».