Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I-II вида» «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ «СКОШИ I-II вида» _______________ Н.В.Норбоева «___ »_________________2021г. Адаптированная рабочая программа по развитию речи для 7 класса I вида на 2021- 2022 учебный год Составитель: учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Климова А.Ю. г. Улан-Удэ, 2021 «Обсуждено» «Согласовано» на заседании МО учителей гуманитарного цикла «__»_________20201г. «___»___________2021г. _________________ __________________ Руководитель МО Зам. директора по УР Шагдарова Н.Н. . Маркова Т.В. Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по развитию речи для 7 класса 1 вида создана на основе Примерной адаптированной образовательной программы основного общего образования обучающихся с нарушениями слуха (третий год обучения в основной школе ) (вариант 1.2) в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, а также Уставом, учебным планом и требованиями образовательной программы ГБОУ «СКОШИ 1-2 вида» , а также: - Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12 2012 г. № 273-ФЗ; - Закона Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240 –V «Об образовании в Республике Бурятия»; - Приказа Министерства образования РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования»; - Приказа Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; - Приказа Министерства просвещения РФ от 28.08.2020 № 442 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; - Приказа Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»; -Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.15.№ 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; - Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 г. № 16 « Об утверждении СанПин 3.1/ 2.4.3598-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфракструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции ( COYID-19) - Устава ГБОУ «СКОШИ 1-2 вида»; -Примерной АООП основного общего образования от 14.07.2021г.; - на основе Примерной рабочей программы по развитию речи 7 класса АООП ООО (вариант 1.2) (3-й год обучения на уровне ООО). Примерная рабочая программа по развитию речи (7 класс) составлена с учётом особых образовательных потребностей глухих обучающихся, получающих образование на основе АООП ООО (вариант 1.2). Учебная дисциплина «Развитие речи» входит в предметную область «Русский язык, литература» (наряду с учебными предметами «Русский язык», «Литература»), является специальным предметом. На изучение программного материала по дисциплине «Развитие речи» в 7 классе по варианту 1.2 ПАООП ООО отводится 3 часа в неделю (всего 102 часа, 34 учебные недели). Цель учебной дисциплины заключается в развитии и коррекции у глухих обучающихся устной и письменной речи в единстве с развитием мышления и социальных компетенций. Основными задачами изучения учебного предмета являются следующие: – развитие способности использовать возможности языка как средства коммуникации и познания; – совершенствование словарного запаса, в т.ч. за счёт лексических единиц, выражающих морально-этическую оценку, нравственные понятия и чувства, а также слов с переносным значением и др.; – развитие способности понимать и употреблять в самостоятельной речи (устной и письменной) синтаксические конструкции разных структур; умений отражать речевыми средствами связи между предметами и явлениями; – развитие умений пользоваться в самостоятельной речи разными группами диалогических единств – в зависимости от их коммуникативной функции; – развитие умений осуществлять адекватную структурно-смысловую организацию монологов разного функционально-стилистического типа: строить повествования, описания, рассуждения, а также тексты смешанного типа; осуществлять раскрытие тем и микротем; – содействие инкультурации личности глухих обучающихся. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Учебный предмет «Развитие речи» является органическим продолжением учебного предмета «Русский язык» и тесно связан с ним. В данной связи личностные и метапредметные результаты дисциплин «Развитие речи» и «русский язык» являются едиными. Личностные результаты: – понимать русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей русского народа; осознать определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; – осознавать эстетическую ценность русского языка; уважительно относиться к родному языку; стремиться к речевому самосовершенствованию; – обладать достаточным объёмом словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения. Метапредметные результаты: Владение разными видами речевой деятельности: аудирование и чтение: – адекватно понимать информацию устного (устно-дактильного) и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); – владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров (в рамках изученного на 3-ем году освоения ООО); – адекватно воспринимать на зрительной и слухозрительной основе тексты разных стилей и жанров (в рамках изученного на 3-ем году освоения ООО); – обладать способностью извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; – владеть приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; уметь вести самостоятельный поиск информации; обладать способностью к частичному преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или слухозрительного восприятия; – уметь сопоставлять речевые высказывания с т.з. их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо: – обладать способностью определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной (устно-дактильной) и письменной форме; – уметь воспроизводить воспринятый на слухозрительной основе или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация); – уметь создавать тексты (устно, письменно) с учётом замысла, адресата и ситуации общения; – обладать способностью правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, воспринятому на слух (слухозрительно), увиденному; – владеть различными видами монолога (повествование, описание, элементами рассуждения; сочетанием повествования с описанием) и диалога (этикетный, диалограсспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, и др.; сочетанием разных видов диалога); – соблюдать в практике речевого общения основные лексические, грамматические, стилистические нормы современного русского литературного языка; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; – обладать способностью участвовать в общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе общения; – уметь выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участвовать в спорах, обсуждениях актуальных тем; – применять приобретённых знания, умения и навыки в повседневной жизни; обладать способностью использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); – коммуникативно целесообразно взаимодействовать с окружающими людьми в процессе общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; владеть национально-культурными нормами коммуникативного поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Предметные результаты Обучающиеся должны: – читать тексты, содержащие повествование, описание и рассуждение; отвечать на вопросы по тексту кратко и развёрнуто; – пересказывать тексты (повествование, описание, смешанные) сжато и подробно; – составлять план к тексту (вопросный, простой, сложный, цитатный); – составлять монологическое высказывание по картинке (серии сюжетных картинок), фотографии по типам повествование и описание; – писать сочинение (повествование, описание) на заданную тему или по прочитанному тексту (литературному произведению); – пользоваться в высказываниях вводными словами и конструкциями (в рамках изученного), выражающими отношение к обсуждаемому явлению; – писать объявление, сообщение, небольшой доклад; уметь выступить с докладом, сообщением перед аудиторией; – участвовать в диалоге; – понимать речевые конструкции со сложными предлогами (в течение…, в продолжение…, на протяжении… и др.); – комментировать результат собственных действий и действий одноклассников после сравнения с правильным результатом и без сравнения с указанием причины ошибки (Я сделал правильно (неправильно), потому что… Я ошибся, так как…, Я допустил ошибку, вследствие того что…); – выделять внутри предложения словосочетания по типам согласование, управление, примыкание; – знать значение фразеологизмов (в рамках изученного) и использовать в речи; – употреблять изученные части речи в заданной синтаксической роли (имена существительные, имена прилагательные, глаголы, местоимения, числительные, наречия); – понимать и использовать в речи отрицательные и неопределенные местоимения; – составлять простые и сложные предложения; выделять грамматическую основу и второстепенные члены; – классифицировать наречия (в рамках изученного) по значению (наречия образа действия, времени, места); – образовывать с помощью приставок и суффиксов имена существительные, имена прилагательные, формы глаголов, наречия; – выделять в тексте и использовать в речи однородные члены предложения; – различать смысловые связи между частями сложных предложений с сочинительными союзами (и, а, но, да); использовать сложносочинённые предложения в речи; – использовать в собственной речи средства связи между частями сложного предложения (союзы, союзные слова), а также средства связи предложений (местоимения, повтор слов, синонимы, в т.ч. контекстуальные); – воспринимать слухозрительно и произносить достаточно внятно речевой материал, необходимый для выполнения учебных действий (например: заполнитьдополнить, добавить, сообщить, возразить, составить, поставить-переставить (местами) и др.); – воспринимать слухозрительно и на слух, внятно и естественно знакомую тематическую и терминологическую лексику общеобразовательных дисциплин, а также лексику, связанную с общением в урочной и внеурочной деятельности обучающихся (фразы, слова, словосочетания). ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В 7 КЛАССЕ 1 вида Тематические разделы: «Человек в обществе», «Культура общения», «Мировая художественная культура», «Природа и человек», «Изучаем школьные предметы», «Деловые документы». Человек в обществе Примерные темы: взаимоотношения детей, детей со взрослыми; нравственные и безнравственные поступки людей, героические поступки; ценности общества; запомнившиеся события; быт людей и мода в эпоху Возрождения; выдающиеся личности в истории (учёные, первооткрыватели и др.), в т.ч.: Георгий Победоносец – мужественный воин и доблестный защитник Отечества; Александр Невский – почитаемый в народе защитник земли Русской; Христофор Колумб – путешественник и первооткрыватель; Франсуа Рабле – великий гуманист Европы и / или др. Культура общения Примерные темы: культура общения в гостях и при приёме гостей; вежливая просьба и вежливый отказ; этикетные выражения при знакомстве со взрослыми и сверстниками и др. Мировая художественная культура Примерные темы: о произведениях архитектуры, живописи, шедеврах скульптуры; о выдающихся личностях (художниках и др.), в т.ч.: славянский первоучитель IХ века Константин (Кирилл) Философ; И.И. Шишкин – певец русского леса и / или др. Природа и человек Примерные темы: природные явления в различные сезоны, труд людей в разное время года; описания природы в произведениях писателей; из жизни животных и забота человека о животных. Изучаем школьные предметы Примерные темы: новые учебные предметы, мои достижения и др. Деловые документы Примерные темы: отзыв; учебный доклад; приглашение. Репродукции картин для работы над сочинением 1. Бродский И.И. «Летний сад осенью». 2. Григорьев С.А. «Вратарь». 3. Попов И.А. «Первый снег». 4. Хабаров В.И. «Портрет Милы». 5. Широков Е.Н. «Друзья». 6. Шишкин И.И. «Утро в сосновом лесу». 7. Юон К. «Конец зимы. Полдень». Примерные виды деятельности обучающихся: – выполнение лексических, лексико-стилистических упражнений, направленных на развитие словарного запаса; – продуцирование диалогических единств разного типа с опорой на заданную ситуацию, иллюстративный материал; драматизация социально-бытовых ситуаций; перевод диалогического текста в монологический; – репродуктивные упражнения, представленные разными видами письменного изложения текстов: подробное свободное («своими словами») и художественное (близкое к авторскому тексту), сжатое (краткое), выборочное; с изменением лица рассказчика – от 3-го лица либо от имени одного из героев и др.; – репродуктивные упражнения, представленные разными видами пересказа (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика), построение рассказа по фотографии, по картине и серии картин; продуцирование рассказа на основе личного опыта; – репродуктивно-оценочные упражнения в виде изложений с элементами сочинения; – продуктивные упражнения в виде сочинений разных жанров (миниатюра, по картине, на основе личных наблюдений и др.): повествовательных, описательных, рассказов-рассуждений, а также смешанных рассказов); сочинения и изложения с элементами творчества: по заданному началу или концовке, по неполной серии картинок в сочетании с опорными словами и др. Обучение данному предмету проводится с использованием интерактивной панели LUMIEN LMP6501ELRU в рамках государственного проекта «Доступная среда», а также звукоусиливающей аппаратуры Connevans в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». Распределение тематических разделов по учебным четвертям № п/п Наименование тематического раздела Распределение по четвертям 1 2 3 4 1. Человек в обществе + + + + 2. 3. Культура общения Мировая художественная культура + + + + + + + + 4. Природа и человек + + + + 5. 7. Изучаем школьные предметы Деловые документы + + + + + Диагностика: стартовая, текущая (рубежный контроль), промежуточная Изложение текста (промежуточный контроль за учебный год). Сочинение по репродукции картины (рубежный контроль за 1, 2 четверти). Изложение текста (рубежный контроль за 3 четверть). Календарно- тематическое планирование по развитию речи в 7 классе 1 вида № п/п 1-3 Тематический раздел, тема Моё расписание уроков (продуцирование диалогических единств) Колво часов 3ч 4-6 Из дневника Коли Синицына: контрольная работа (входное оценивание) 3ч 7-9 И.И. Бродский. «Летний сад осенью» (устный рассказ по пейзажной картине) 3ч Дата проведения Коррекционная направленность Понятия I четверть Изучаем школьные предметы 02.09 Расписание уроков. 03.09 Новые учебные 06.09 дисциплины: физика, информатика. Природа и человек Вел дневник, интересные события, подробно писать, пчела, леток, соты, пасека, улей. Записать диалог героев в виде монолога. Виды деятельности обучающихся Участие в диалоге, построение сообщений о расписании уроков в 7 классе, о новых учебных дисциплинах: алгебре, геометрии, физике, информатике. Чтение предложенных учителем и анализ диалогов между учениками, которые встретились в школе после летних каникул. Составление диалогов тематического цикла «Школа» с опорой на предложенный иллюстративный материал. Стартовая диагностика: контрольная работа по отрывку произведения Н. Носова «Дневник Коли Синицына»: 11 июля. Выполнение контрольных заданий на основе заданного текста: 1) запись диалога героев в виде монолога; 2) письменное оформление ответов на вопросы: – каким было эмоциональное состояние Коли, когда Толя сказал ему, что пчёлы танцуют? Что почувствовал Коля? – Почему у Коли возникла эта эмоция? – Почему Коля стал смеяться? Мировая художественная культура 16.09 Пейзаж, аллея, Словесное иллюстрирование представленного 17.09 обнаженные деревья, пейзажа, соотнесение первого четверостишья 20.09 беседка, прохожие, стихотворения А.С. Пушкина «Унылая пора, очей удивительно нежные очарованье» с изображением на картине. краски, свежесть Составление плана. Продуцирование с опорой на осеннего воздуха. план и репродукцию пейзажной картины устного 09.09 10.09. 13.09 рассказа. Письменное выполнение лексикограмматических и лексическо-стилистических упражнений, связанных с подбором эпитетов, включением в состав заданных предложений прилагательных и наречий. 10-12 Труд людей осенью (устный рассказ по серии сюжетных картинок) 3ч 23.09 24.09 27.09 13-15 И.И. Шишкин – певец русского леса (подготовка к сочинению) 3ч 30.09 01.10 04.10 16-17 И.И. Шишкин. «Утро в сосновом лесу» (описательный рассказ с элементами рассуждения по репродукции картины) 2ч 18-20 Культура общения в гостях и при приёме гостей (продуцирование 3ч Природа и человек Уборка урожая, овощехранилище, погреб, сбор сухих веток, листьев, заготовка овощей и фруктов, вспахивают поля, вырывают сорняки. Человек в обществе Иван Иванович Шишкинживописец лесов и долин. Любовь к лесу. Современники назвали Шишкина «лесным богатырем». Пейзажная живопись. Составление описательно-повествовательного рассказа по серии сюжетных картинок, иллюстрирующих труд людей осенью. Письменное выполнение лексико-грамматических и лексикостилистических упражнений: подбор синонимов и антонимов к указанным словам, составление цепочек однокоренных слов от указанной лексической единицы. Чтение и анализ текста, посвящённого творчеству художника И.И. Шишкина. Словесное иллюстрирование пейзажных изображений, представленных на репродукциях картин «Лес», «Дождь в дубовом лесу», «Корабельная роща», «Утро в сосновом лесу». Подготовка к написанию сочинения (описательного рассказа) по репродукции картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», составление плана. Мировая художественная культура 07.10 Образ леса, который Продуцирование описательного рассказа с опорой на 08.10 просыпается рано ранее подготовленный план и репродукцию картины утром. Приятная И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу». Включение в прохлада. Густая лесная структуру рассказа рассуждений по поводу чаща. Лесные мастерства художника. обитатели. Надломленное дерево. Культура общения 11.10 Этикет, прием гостей, Анализ сюжетных изображений, составление с 14.10 сервировка стола, беседа опорой на них диалогических единств. 15.10 за столом. Формулирование правил общения в гостях и при диалогических единств) приёме гостей. 21-22 Чем мне запомнились новые учебные предметы (продуцирование диалогических единств) 2ч 23-26 И.А. Попов «Первый снег»: сочинение (рассказ-описание) по репродукции картины 4ч Резервный урок 1ч 27 1-2 4 ноября – День народного единства (продуцирование сообщений по иллюстрациям и фотографиям) 2ч Изучаем школьные предметы 18.10 Расписание уроков. 21.10 Новые учебные дисциплины: физика, информатика. Участие в диалоге, продуцирование сообщений о том, с чем обучающиеся познакомились в процессе изучения новых предметов: алгебры, геометрии, физики, информатики, а также о своих любимых учебных дисциплинах. Проверка восприятия на слух и воспроизведения тематической и терминологической лексики учебной дисциплины, а также лексики по организации учебной деятельности. Мировая художественная культура 22.10 Известный живописец, Рубежный контроль (контрольная работа за 1 25.10 преобразил до четверть): сочинение по репродукции картины И.А. 28.10 неузнаваемости все Попова «Первый снег». 29.10 вокруг, белоснежное покрывало, восторженные крики детворы, свежевыпавший снег, восторг. 08.11 11.11 II четверть Человек в обществе День народного единства отмечается в России 4 ноября. Праздник посвящен окончанию Смутного времени, изгнанию с русской земли иностранных захватчиков и возрождению России как мощного независимого государства. Обсуждение истории возникновения праздника, продуцирование сообщений на основе личного опыта и с опорой на иллюстрации (фотографии) о состоявшемся праздновании 4 ноября. Участие в групповой коммуникации. Письменное выполнение лексико-грамматических и лексико-стилистических упражнений: построение предложений с опорой на заданные слова и словосочетания, подбор прилагательных к заданному существительному. 3-5 Иван Грозный – первый царь всея Руси: подробное изложение текста 3ч 6-8 Вежливая просьба и вежливый отказ (продуцирование связных высказываний) 3ч 9-11 Личность Петра I в истории России (пересказ текста) 3ч 12-13 Памятник Петру I итальянского скульптора Растрелли: рассказ (сочинение) по фотографии 2ч Иван Грозный- русский Чтение и анализ предложенного текста. Работа с царь, правитель, толковым словарём: установление лексического жестокий и значения слов. Написание подробного изложения. деспотичный, верные слуги, опричники. Культура общения 19.11 Правила хорошего тона. Обсуждение правил культуры коммуникации, в т.ч. в 22.11 Речевой этикет. ситуациях, требующих выражения в вежливой форме 25.11 Прошу Вас (тебя)… просьбы и отказа. Обсуждение возможных причин Будьте так добры… отказа в просьбе со стороны обратившегося, включая Могу ли я попросить необходимость соблюдения закона, обеспечения вас… личной безопасности и безопасности окружающих Я не могу выполнить людей. Письменное выполнение лексиковашу просьбу. грамматических и лексико-стилистических Сейчас это невозможно. упражнений: структурирование предложений, К сожалению, не могу отражающих вежливое выражение просьбы и отказа. Вам (тебе) помочь. Человек в обществе 26.11 Петр Первый- последний Чтение и анализ текста. Устное описание Петра I с 29.11 царь всея Руси и первый опорой на предложенные фотографии. Работа с 02.12 Император толковым словарём: установление лексического Всероссийский. значения слов. Пересказ текста. Подготовка к С юных лет проявлял сочинению по фотографии. интерес к наукам и заграничному образу жизни. Масштабные реформы российского государства и общественного уклада. Расширение территорий. Мировая художественная культура 03.12 Памятник, монумент, Обсуждение роли Петра I в отечественной истории. 06.12 скульптура, шедевр. Словесное иллюстрирование фотографии памятника Итальянский скульптор Петру I. Написание сочинения по фотографии. Бартоломео Карло 12.11 15.11 18.11 14-16 Пейзаж в рассказе (по произведению И.С. Тургенева «Бирюк»): анализ художественного текста 3ч 17-19 В.И. Хабаров «Портрет Милы»: сочинение (портретное описание) по репродукции картины 3ч 20-21 Мои успехи деятельности 2ч в учебной Растрелли. Отлит из бронзы. «Прадеду правнук 1800». Природа и человек Душный жар внезапно сменился влажным холодом. Деревья забушевали. Капли дождя резко застучали, зашлепали… Гроза разразилась… Чтение и анализ фрагмента рассказа, выписывание из текста образных языковых средств, использованных автором. Письменное выполнение лексикограмматических и лексико-стилистических упражнений: подбор синонимов и антонимов, определение семантики лексических единиц по толковому словарю. Пересказ фрагмента текста, включающего пейзажное описание. Мировая художественная культура 16.12 Центральной фигурой Рубежный контроль (контрольная работа за 2 17.12 картины является… четверть): сочинение (портретное описание) по 20.12 Удобно устроилась в … репродукции картины В.И. Хабарова «Портрет кресле, поджав под себя Милы». ноги. Увлечена чтением книги. Задумчива и сосредоточена. Изучаем школьные предметы 23.12 На уроках мне обычно… Участие в диалоге, продуцирование сообщений о том, 24.12 (интересно, скучно). каких успехов обучающиеся достигли в учебной На уроках я слушаю… деятельности, какие уроки вызывали особый интерес. (внимательно, часто Проверка восприятия на слух и воспроизведения отвлекаюсь). тематической и терминологической лексики учебной Если что-то не дисциплины, а также лексики по организации получается, я… учебной деятельности. По физике (биологии, …) мы изучали темы … Я научился … За четверть у меня по математике (русскому языку, …) оценка … 09.12 10.12 13.12