Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I-II вида» «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ «СКОШИ I-II вида» _______________ Н.В.Норбоева «__»_________________2021г. Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 7 класса I вида на 2021- 2022 учебный год Составитель: учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Климова А.Ю. г. Улан-Удэ, 2021 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 7 класса 1 вида создана на основе Примерной адаптированной образовательной программы основного общего образования обучающихся с нарушениями слуха (третий год обучения в основной школе, вариант1.2.) в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, учебным планом и требованиями образовательной программы ГБОУ «СКОШИ 1-2 вида», а также: - Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12 2012 г. № 273-ФЗ; - Закона Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240 –V «Об образовании в Республике Бурятия»; - Приказа Министерства образования РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования»; - Приказа Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; - Приказа Министерства образования РФ от 28.08.2020 № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; - Приказа Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»; -Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.15.№ 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; - Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 г. № 16 « Об утверждении СанПин 3.1/ 2.4.3598-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции ( COYID-19) - Примерной АООП основного общего образования для детей с ОВЗ, 2021 г.; - Устава ГБОУ «СКОШИ 1-2 вида». Программа детализирует и раскрывает содержание предмета, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Преподавание ведётся по учебнику: Учебник: (ФГОС) Русский язык.7 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2017г. Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане ГБОУ «Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат 1-2 вида». На изучение русского языка в 7 классе по варианту 1.2 ПАООП ООО отводится 5 часов в неделю. Количество часов в соответствии с учебным планом для коррекционных школ 1-2 вида в 7 классе 1 вида по учебному плану ГБОУ СКОШИ 1-2 вида на 2021-2022 уч. год – 170 часов (5 часов в неделю, 34 учебные недели). Учебно-тематический план № п/п 1. Разделы Количество Развитие Контрольные часов всего речевой работы, тесты деятельности Русский язык как развивающееся 2 явление. 2. Повторение классах. 5-6 17+3 3 2 3. Морфология и орфография. Культура речи. Причастие. Деепричастие. Наречие. Категория состояния. Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах. 42+6 6 3 24+4 35+9 8+2 16+2 4 9 2 2 2 2 Итого 170 26 10 4. 5. 6. 7. изученного в 1 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ в 7 классе 1 вида Личностные результаты: – понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; осознание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; – осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку; стремление к речевому самосовершенствованию; – владение достаточным объёмом словаря и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения. Метапредметные результаты Владение разными видами речевой деятельности: аудирование и чтение: – адекватное понимание информации устного (устно-дактильного) и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); – способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; – владение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; владение способностью к частичному преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или слухозрительного восприятия; говорение и письмо: –способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной (устно-дактильной) и письменной форме; – умение воспроизводить воспринятый на слухо-зрительной основе или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация); – умение создавать тексты (устно, письменно, устно-дактильно) с учётом замысла, адресата и ситуации общения; – владение различными видами монолога (повествование, описание, элементами рассуждения; сочетанием разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалограсспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, и др.; сочетанием разных видов диалога); – умение соблюдать в практике речевого общения основные лексические, грамматические, стилистические нормы современного русского литературного языка; соблюдать основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; – владение способностью участвовать в общении (устно / устно-дактильно, с использованием жестовой речи), соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе общения; – умение выступать перед аудиторией сверстников (устно / устно-дактильно, с использованием жестовой речи) с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; – способность применять приобретённые знания, умения и навыки в повседневной жизни; умение использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; способность применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне; – способность к коммуникативно целесообразному взаимодействию с окружающими людьми в процессе общения, к совместному выполнению какого-либо задания, к участию в спорах, обсуждениях актуальных тем. Предметные результаты: понимание значение русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; знание назначения фразеологизмов, способность объяснять их значение, использовать в речи (в рамках изученного); умение различать многозначные слова и омонимы; умение определять прямое и переносное значение слова в контексте (в рамках изученного); - умение определять способы словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение); выполнять морфемный и словообразовательный анализы слова (с использованием визуальных опор); знание и соблюдение норм словообразования, соблюдение норм произношения, постановки ударения (в рамках изученного), словоизменения и правописания имен существительных и имен прилагательных; знание общего грамматического значения, норм словообразования и правописания, синтаксической функции имени числительного, местоимения, причастия; способность выполнять морфологический анализ (в рамках изученных частей речи с использованием визуальных опор); умение определять наклонение глагола, переходность-непереходность глагола; знание значения глаголов в изъявительном, условном и повелительном наклонении (в рамках изученного); умение выполнять синтаксический анализ словосочетаний (с использованием визуальных опор), распознавать их виды по характеру главного слова, устанавливать средства связи слов в словосочетании; умение различать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; простые и сложные; умение различать и выполнять синтаксический анализ простых неосложненных предложений, предложений с однородными членами, обращением, причастным оборотом; сложные предложения; предложения с прямой речью; наличие представлений об интонации предложения; умение определять главные члены (грамматическую основу) и второстепенные члены предложения; способность различать распространенные и нераспространенные предложения; умение осуществлять информационную переработку прочитанного текста: составлять план прочитанного текста (простой, сложный; вопросный, цитатный); выделять главную и второстепенную информацию в прочитанном тексте; умение создавать устные монологические высказывания на основе жизненных наблюдений, рассмотрения картинки (фотографии), чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-описание, монологповествование; способность выступать с сообщением; способность понимать и составлять различные виды диалога; способность создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание) с опорой на жизненный и читательский опыт; продуцировать тексты с опорой на картину (фотографию), произведение искусства (в том числе сочинения-миниатюры); умение подготавливать классное сочинение с учётом стиля и жанра продуцируемого текста, характера темы); способность устно и письменно описывать внешность человека, помещение, пейзаж; способность соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка (в том числе во время списывания текста); способность соблюдать в устной речи и на письме правила речевого этикета; восприятие слухозрительно и на слух, внятное и достаточно естественное воспроизведение тематической и терминологической лексики, а также лексики, связанной с организацией учебной деятельности. 2 . СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА. Содержание обучения русскому языку в 7 классе 1 вида представлено следующими разделами: «Повторение изученного в 5–6 классах», «Морфология (причастие, деепричастие, наречие, категория состояния) и орфография», «Повторение и систематизация изученного в 5–7 классах», «Развитие речевой деятельности». Тематическое содержание курса русского языка разработано с учётом особых образовательных потребностей глухих обучающихся. В связи с пролонгированием сроков обучения на уровне основного общего образования, а также в связи с необходимостью достижения дополнительной важной цели – формирования словесной речи во всех её функциях, в содержании данной программы исключена тема « Служебные части речи». Тематическое планирование Раздел 1. Повторение изученного в 5–6 классах Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. Контрольная работа № 1 по тематическому разделу «Повторение изученного в 5–6 классах» (стартовая диагностика). Стили литературного языка. Публицистический стиль Раздел 2. Морфология и орфография Причастие Причастие как часть речи. Склонение причастий, правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Причастный оборот, его выделение запятыми. Действительные и страдательные причастия. Краткие и полные страдательные причастия. Контрольная работа № 2 по теме «Причастие как часть речи». Действительные причастия настоящего времени; гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Действительные причастия прошедшего времени. Страдательные причастия настоящего времени; гласные в суффиксах причастий настоящего времени. Страдательные причастия прошедшего времени. Гласные перед [н] в полных и кратких страдательных причастиях. Одна и две буквы [н] в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени; одна буква [н] в отглагольных прилагательных. Одна и две буквы [н] в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. Морфологический разбор причастия. Слитное и раздельное написание [не] с причастиями. Буквы [е] и [ё] после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Обобщающее повторение по теме «Причастие». Контрольная работа № 3 по теме «Причастие. Правописание причастий». Деепричастие Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. Раздельное написание [не] с деепричастиями. Деепричастия несовершенного вида. Деепричастия совершенного вида. Морфологический разбор деепричастия. Обобщающее повторение по теме «Деепричастие». Контрольная работа № 4 по теме «Деепричастие». Наречие Наречие как часть речи. Разряды наречий. Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречия. Контрольная работа № 5 по теме «Наречие как часть речи». Слитное и раздельное написание [не] с наречиями на -о и -е. Буквы [е] и [и] в приставках не- и ни- отрицательных наречий. Одна и две буквы [н] в наречиях на -о и -е. Буквы [о] и [е] после шипящих на конце наречий. Буквы [о] и [а] на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Мягкий знак после шипящих на конце наречий. Обобщающее повторение по теме «Наречие». Контрольная работа № 6 по теме «Наречие. Правописание наречий». Категория состояния Категория состояния как часть речи. Морфологический разбор категории состояния. Обобщающее повторение по теме «Категория состояния». Контрольная работа № 7 по теме «Категория состояния». Раздел 3. Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах Разделы науки о русском языке. Фонетика. Графика. Лексика и фразеология. Морфемика и словообразование. Морфология. Орфография. Синтаксис. Пунктуация. Контрольная работа № 8 за учебный год. Раздел «Развитие речевой деятельности» Русский язык — один из развитых языков мира. Тема и основная мысль текста; заглавие текста. Диалог как текст. Виды диалога. В рамках сквозного раздела «Развитие речевой деятельности» обучающиеся осуществляют различные виды деятельности, в числе которых следующие: пересказ; анализ и озаглавливание текста, составление плана к нему с последующим пересказом; анализ текстов, включающих диалоги; чтение диалогических текстов, определение на их основе коммуникативных намерений (задач) каждого участника диалога; составление рассказа-описания (описание внешности человека); анализ и перестроение текста: из диалогического в монологический и / или наоборот; составление простых и сложных планов к заданным текстам; анализ отзывов, обсуждение правил их написания, самостоятельное оставление отзывов; подготовка учебных докладов; написание сочинения; продуцирование рассказа по заданному сюжету и др. Обучение данному предмету проводится с использованием интерактивной панели LUMIEN LMP6501ELRU в рамках государственного проекта «Доступная среда», а также звукоусиливающей аппаратуры Connevans в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». 3. Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 7 классе 1 вида № п/п Тематический раздел, тема Колво часо в Дата проведения Понятия Коррекционная направленность Виды деятельности обучающихся I четверть 1. 2. Введение. Русский язык как развивающееся явление. 2 01.09. 02.09. Русский язык - один из славянских языков. Государственный язык. Изучают содержание материалов упражнений в учебнике, систематизируют, составляют таблицу, выводы по теме урока. Находят грамматическую основу в предложениях. Выполняют разборы. Приводят примеры неологизмов, устаревших слов, используя ЦОР. Раздел 1. Повторение изученного в 5–6 классах (17 +3 р.р.) 3. 4. Синтаксис. Синтаксический разбор. 2 03.09. 06.09. Синтаксис. Словосочетание Повторяют сведения по синтаксису, отвечают на и предложение. Текст. вопросы, сравнивают, находят главные и второстепенные Синтаксический разбор, члены предложения; выполняют разбор сложных и простых предложений. Составляют предложения на тему « Мой дом». Составляют словосочетания по схеме. Повторяют орфограммы – работа в парах с последующей взаимопроверкой. 5. 6. Пунктуация. Пунктуационный разбор. 2 07.09. 08.09. Пунктуация, пунктуационный разбор Отвечают на вопросы по теме, различают знаки препинания, их роль в предложении; развивают навык постановки знаков препинания в предложении, тексте, при прямой речи и при диалоге. 7. 8. 9. Лексика и фразеология. 3 09.09. 10.09. 13.09. Лексика, слово, лексическое значение слова, грамматическое значение слова. Однозначные слова, Повторяют базовые понятия по лексике. Объясняют различие лексического и грамматического значений слова. Объясняют лексическое значение слов. Различают однозначные и многозначные слова. Составляют многозначные слова. Прямое значение слова, переносное значение слова. 10. 11. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. 2 14.09. 15.09. Фонетика, фонема, гласные звуки, согласные звуки, буквы и звуки, графика, алфавит, орфоэпия, ударение, фонетический разбор Орфография словосочетания с многозначными словами, используя разные значения. Умеют находить в Толковом словаре однозначные и многозначные слова. Составляют словосочетания, используя слово в его прямом и переносном значении. Работают с фразеологизмами. Повторяют основные понятия фонетики. Отвечают на вопросы, дают характеристику звукам в слове, различают твердые и мягкие согласные, знают о двойной роли букв Я,Е,Ю,Я. Выполняют фонетический разбор слов. Знают, что такое орфография, орфограмма. Находят в словах орфограммы по опознавательным признакам. 12. 13. Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. 2 16.09. 17.09. Морфемика, морфема, значимая часть слова, формы слова, однокоренные слова Корень слова, суффикс, приставка, словообразование. Дают определения понятиям по теме. Делят слова на морфемы и обозначают их соответствующими знаками. Осознают роль морфем в процессах формо- и словообразования. Определяют форму слов, подбирают однокоренные слова. 14. 15. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. 2 20.09. 21.09. Самостоятельная часть речи, морфологические признаки, род, число, падеж; синтаксическая роль в предложении. Повторяют сведения по морфологии как раздела науки о языке; находят и определяют самостоятельные части речи, характеризуют по морфологическим признакам, синтаксической роли. Составляют распространённые предложения с опорой на иллюстративный материал и вопросы, выделяют в данных предложениях части речи. 16. 17. Контрольная работа №1 ( стартовая, входная диагностика). Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. 2 22.09. 23.09 Списывают текст с пропущенными орфограммами и знаками препинания, выполняют разборы. 18. Р.р. Текст. Диалог как текст. Виды диалога. 1 24.09. 19. Р.р. Стили литературного языка. 1 27.09. 20. Р.р. Публицистический стиль. 1 28.09. Текст. Основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность) Диалог Виды диалога Стили речи. Разговорный и книжный стили речи. Жанры разговорного стиля Публицистический стиль. Систематизировать знания о тексте, как основной единице синтаксиса. Найти средства связи в тексте. Определить тему текста, основную мысль, озаглавить текст. Познакомиться с видами диалога, научиться составлять их. На основе презентации составляют схему о стилях речи, о том, по каким признакам можно различить рассказ, беседу. Работают с текстами, в которых пропущены непроизносимые согласные в корне; ТСЯ-ТЬСЯ в глаголах. Развивают орфографические навыки. Используют обращения. Используя материал презентации готовят публичное выступление по теме. Раздел 2. Морфология и орфография. Причастие ( 42ч+6ч р/р.) 21. 22. Причастие как часть речи. 2 29.09. 30.09. Вопрос о причастии в системе речи. Причастие , его грамматические признаки. Признаки глагола и прилагательного в причастии. Синтаксическая роль. Признаки глагола и прилагательного в причастии. Синтаксическая роль. Знают определение причастия, грамматические признаки. Уметь отличать причастие от прилагательного, определять синтаксическую роль. Умеют находить причастия в тексте. Делают вывод о роли причастий в речи. Умеют опознавать причастия в тексте, отличать причастие от прилагательного, определять синтаксическую роль. Умеют строить предложения с причастиями. Знают, что причастия склоняются так же, как и прилагательные. Умеют определять гласные в окончаниях причастий, умеют склонять причастия. 23. 24. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий 2 01.10. 04.10. 25. 26. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. 2 05.10. 06.10. Причастный оборот, Умеют определять главное и зависимое слово, выделение запятыми графически обозначают причастный оборот на письме, причастного оборота. умеют находить границы причастного оборота. 27. 28. Р.р. Описание внешности человека. 2 07.10. 08.10. Портрет, изображение Знают признаки текста-описания, понятия наружности человека: черт «литературный портрет», «словесный портрет». Умеют его лица, фигуры, поз, определять типы текстов. Активизирование словарного мимики, жестов, одежды. запаса учащихся. Действительные и Знают отличие действительных причастий от страдательных. Умеют определять разряд причастий по страдательные причастия. значению, правильно ставить знаки препинания. Краткие и полные Узнают о кратких и полных страдательных причастиях, страдательные причастия. развивают пунктуационные навыки. 29. 30. Действительные и страдательные причастия. 2 11.10. 12.10. 31. 32. Краткие и полные страдательные причастия. 2 13.10. 14.10. 33. Действительные причастия настоящего времени. 1 15.10. Образование Узнают о способах образования действительных действительных причастий причастий настоящего времени, находят изучаемую настоящего времени. орфограмму, правильно пишут. Правописание гласных в суффиксах действительных причастий. Образование Знают способы образования действительных причастий действительных причастий прошедшего времени. Умеют обосновывать выбор прошедшего времени. гласных. Соблюдают орфоэпические нормы при произношении, проверяют себя по словарю. Образование страдательных Учатся отличать виды причастий друг от друга, причастий настоящего находить их в тексте. времени. Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. 34. Действительные причастия прошедшего времени. 1 18.10. 35. Страдательные причастия настоящего времени. 1 19.10. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. 36. Страдательные причастия прошедшего времени. 1 20.10. Образование страдательных Учатся отличать виды причастий друг от друга, причастий прошедшего находить их в тексте. времени. 37. 38. Контрольная работа №2 за 1-ю четверть (в т.ч. по теме « Причастие как часть речи»). Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. 2 21.10. 22.10. Списывают текст с пропущенными орфограммами и знаками препинания, выполняют разборы. 39. Р.р. Изложение (по 2 25.10. Фрагмент книги, вопросный Находят в тексте причастия, которые являются 40. упр.116) 41. 42. 43. Повторение изученного по теме «Причастие». 26.10. 3 27.10 28.10. 29.10. план фрагмента. ключевыми словами отрывка. Составляют вопросный план фрагмента и пересказывают его от третьего лица в письменной форме. Повторяют ранее изученное по теме «Причастие». Я списал(а) текст и подчеркнул(а) причастия как члены предложения. Я обозначил(а) суффиксы причастий. II четверть 1. 2. Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях. 2 08.11. 09.11. 3. 4. 5. 6. Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных. Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. Р.р. Составление текста – подписи к фотографии (по упражнению 150). 4 10.11. 11.11. 12.11. 15.11. 3 16.11. 17.11. 18.11. 19.11 2 22.11. 23.11. 13. 14. Морфологический разбор причастия. 2 24.11. 25.11 15. 16. 17. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. 3 26.11. 29.11. 30.11. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Буквы А и Я пишутся перед Н или НН в причастиях, образованных от глаголов на -АТЬ или -ЯТЬ. Две буквы Н пишутся в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени. Закрепляют правописание –Н- и –НН- в прилагательных и причастиях, обосновывают выбор гласных перед Н в полных и кратких страдательных причастиях. Одна буква Н пишется в суффиксах кратких страдательных причастий. Две буквы Н пишутся в кратких прилагательных … Представить Вообразить Увидеть Учатся различать краткие страдательные причастия и краткие прилагательные. Закрепляют навыки правописания Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в отглагольных прилагательных. Составляют текст – подпись к фотографии с использованием синонимов и причастий. Я выполнил(а) морфологический разбор причастия. НЕ пишется раздельно … НЕ пишется слитно … Выровненный Прекратить Претензия Знают порядок морфологического разбора причастий. Умеют выполнять морфологический разбор, опознавать причастия в тексте. Знают условия слитного и раздельного написания НЕ с причастиями. Умеют различать НЕ-приставку, НЕ-часть корня, НЕ-частицу, делать правильный выбор написания. Знают способы разграничения страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов. Умеют правильно делать выбор Н или НН в суффиксах причастий, прилагательных. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени Обобщающее повторение по теме «Причастие». 3 01.12. 02.12. 03.12. 3 Контрольная работа № 3 по теме «Причастие. Правописание причастий». Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. 2 06.12. 07.12. 08.12. 09.12. 10.12. Претендовать В суффиксах причастий – ЕННи –ЕНпосле шипящих под ударением пишется Ё, без ударения – Е. Я списал(а) текст и подчеркнул(а) причастия как члены предложения. Повторяют написание Е и Ё после шипящих в различных частях речи. Показывают условия выбора этой орфограммы в причастиях. Систематизируют знания о причастии. Закрепляют орфографические и пунктуационные навыки. Проверка ЗУН учащихся. Деепричастие (24ч+4ч р/р.) 26. 27. 28. Деепричастие как часть речи. 3 13.12. 14.12. 15.12. 29. 30. 31. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. 3 16.12. 17.12. 20.12. 32. 33. 34. 35. Контрольная работа № 4 за 2-ю четверть. Р.р. Работа с текстом (по упражнению 191). 2 21.12. 22.12. 23.12. 24.12. 2 Деепричастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. Деепричастие не изменяется. Деепричастие может иметь зависимые слова. Деепричастие с зависимыми словами образует деепричастный оборот. Знают определение деепричастия, грамматические признаки. Умеют определять синтаксическую роль деепричастия. Умеют находить деепричастия в тексте. Делают вывод о роли деепричастий в речи. Умеют строить предложения с деепричастиями. Умеют определять главное и зависимое слово, графически обозначают деепричастный оборот на письме, умеют находить границы деепричастного оборота. Проверка ЗУН учащихся. Я подчеркнул Умеют находить в тексте деепричастия и деепричастные деепричастные обороты как обороты и подчеркивают их как члены предложения. члены предложения.