Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I –II вида» «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ «СКОШИ I –II вида» ______________/Норбоева Н.В./ «_____» ___________2021г. Адаптированная рабочая программа По ритмике На 2021-2022 учебный год 2 класс I вид Составитель: Полякова Ю.А. учитель ритмики г. Улан-Удэ 2021г. Содержание: 1. Пояснительная записка 2. Задачи музыкально-ритмических занятий 3. Содержание музыкально-ритмических занятий в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для глухих и слабослышащих детей. 4. Поурочно-тематическое планирование 5. Место учебного предмета в учебном плане 6. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета 7. Организация музыкально-ритмических занятий 8. Используемая литература Рабочая программа по курсу «Ритмика» (музыкально – ритмические занятия в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с нарушениями слуха). I Пояснительная записка Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования. Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”. Это: – гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; – общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников; – обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития; – содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности. Программа рассчитана на работус глухими и со слабослышащими детьми младшего школьного возраста на основе приобщения к традиционным культурным ценностям. Программа посвящена процессу овладения глухими и слабослышащими детьми ритмическими движениями с музыкальным сопровождением. II Задачи музыкально-ритмических занятий Музыкально-ритмические занятия являются частью образовательно-коррекционного процесса в специальных школах для детей с нарушениями слуха, направленного на всестороннее развитие учащихся, их социальную адаптацию. На занятиях слабослышащие школьники учатся воспринимать музыку (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов), правильно, выразительно и ритмично исполнять под музыку танцы и гимнастические упражнения, декламировать или петь под музыкальное сопровождение песни, которые разучивают их слышащие сверстники, играют на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле, знакомятся с классической и современной музыкой, композиторами, исполнителями, музыкальными театрами и концертными залами. Тем самым для учащихся расширяются границы познания прекрасного в жизни и искусстве, что важно для приобщения детей с нарушениями слуха к духовной культуре общества. Эстетическое развитие глухих ислабослышащих детей — одна из главных задач музыкально-ритмических занятий. Ей подчинен отбор музыкального материала для слушания, танцевального и песенного репертуара, выбор гимнастических упражнений. Эта задача реализуется в методических приемах обучения, в организации занятий (оборудование кабинета, форма одежды учащихся, дидактические пособия, манера общения учителя с учениками и детей между собой). Все виды деятельности, связанные с музыкой, формируют у детей чувство красоты. Например, при обучении музыкальноритмическим движениям ученики не только упражняются в правильном и ритмичном их исполнении, но и стремятся к выразительной и эмоциональной передаче музыкального образа. Эстетическое воспитание на музыкально-ритмических занятиях способствует нравственному развитию учащихся. Содержание обучения, методические приемы, используемые на занятиях, предполагают развитие добрых начал в ребенке. Использование преимущественно коллективных форм работы способствует совершенствованию умений учащихся общаться в группе сверстников, соотносить с ними свои интересы. При проведении занятий большое значение придается расширению кругозора школьников. Они узнают о роли музыки в жизни человека, о ее связи с другими видами искусства; о деятельности композиторов и исполнителей; о народном творчестве; знакомятся с концертными залами и музыкальными театрами, фрагментами из произведений их репертуара. Это требует существенного расширения словарного запаса, пополнения его новой лексикой. В деятельности, связанной с музыкой, происходит эмоциональное развитие учащихся, чему способствует слушание музыкальных произведений разного характера. Дети видят исполнение учителя, слушают музыку и «входят» в ее эмоциональный мир. Огромное значение при этом имеют яркое, темпераментное слово учителя о музыке, его умение заинтересовать детей. Разнообразные эмоции вызывает и исполнение различных по настроению танцев, песен. Особенно ярко дети выражают свои эмоции при инсценировании музыкальных сказок. Проникновению учеников в эмоциональный мир героев помогают осознание литературного содержания сказки, многократное прослушивание музыки, развитие умений передавать образ в выразительных движениях, эмоциональной и внятной устной речи, использование декораций и костюмов. Большую роль в эмоциональном развитии учащихся играют дидактические игры, позволяющие в интересной и увлекательной деятельности формировать у детей достаточно сложные умения, связанные с развитием нарушением слуховой функции. На музыкально-ритмических занятиях большое внимание уделяется развитию воображения и творчества детей. Этому способствуют художественные формы деятельности, постоянное побуждение учеников к творчеству, импровизации, инициативе. Творческое начало у детей с нарушениями слуха может проявляться по-разному: в стремлении узнать что-то новое о музыке, в самостоятельном выборе танцевальных движений под музыку, составлении композиции из знакомых уже движений, импровизации ритмического аккомпанемента на элементарных музыкальных инструментах, определении выразительных средств для исполнения песни (например, один куплет тише, чем другой), в подборе иллюстраций к прослушанной музыке. В процессе занятий активизируются умственные способности слабослышащих учащихся. Восприятие музыки и участие в исполнительских формах деятельности требуют целенаправленного внимания, наблюдательности, сообразительности, развития памяти. Физическое развитие глухих ислабослышащих детей — одна из важных задач, решению которой способствуют музыкальноритмические занятия. У учащихся формируется правильная осанка, совершенствуются движения, их координация. Двигательная активность необходима для развития здорового организма: усиливается обмен веществ, улучшается деятельность нервной и сердечнососудистой системы, развивается сила мышц и подвижность суставов. Доказано, что движение, организованное музыкой, усиливает свои оздоровительные возможности. Поэтому обучение глухих и слабослышащих школьников гимнастическим и танцевальным упражнениям под музыку, несложным композициям, развитие двигательных способностей детей является одним из основных направлений работы на музыкально-ритмических занятиях. Развитие слухового восприятия музыки и произносительной стороны речи происходит при одновременном выполнении соответствующих движений. Точность моделирования движениями элементов музыки и речи оказывает принципиальное влияние на успех в обучении. Поэтому развитие двигательных способностей учащихся рассматривается не только как важнейшая цель коррекционной работы, но и как средство, содействующее формированию слуховых и речедвигательных навыков. Развитие слухового восприятия учащихся имеет важное значение для полноценного развития ребенка, имеющего нарушения слуха. В процессе музыкально-ритмических занятий обогащаются представления детей о звучащем мире, развивается восприятие разнообразной акустической информации — речи, неречевых звучаний, музыки. На занятиях школьники воспринимают музыку и речь с помощью индивидуальных слуховых аппаратов. Они учатся вслушиваться в музыку и речь, анализировать и сопоставлять услышанное. Важнейшей задачей этих занятий является совершенствование произношения учащихся. У них закрепляются и совершенствуются навыки воспроизведения звуковой и ритмико-интонационной структуры речи, развивается речевое дыхание, а также нормальное звучание голоса с необходимыми высотными и динамическими модуляциями. Это способствует достижению более естественного звучания речи, приближению звучания речи детей с нарушениями слуха к речи слышащих. Работа над произношением на музыкально-ритмических занятиях включает закреплениепроизносительных навыков с применением фонетической ритмики — методического приема, разработанного в поликлинике (Загреб, Хорватия). В процессе работы над произносительной стороной речи реализуются основные положения существующей системы обучения произношению глухих и слабослышащих школьников. Обучение проходит в условиях целенаправленного развития слухового восприятия учащихся и базируется на развитии у них слухозрительнокинестетической системы. III Содержание музыкально-ритмических занятий в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для слабослышащих детей. Программа музыкально-ритмических занятий включает следующие разделы: • обучение движениям под музыку; • обучение восприятию музыки; • декламация песен под музыку; • хоровое пение • игра на элементарных музыкальных инструментах; • автоматизация произносительных навыков. Обучение восприятию музыки проходит в двух формах: как самостоятельной деятельности, так и составной части других видов деятельности — музыкалъно-ритмических движений, декламации песен под музыку, игры на элементарных музыкальных инструментах.. Обучение восприятию музыки как самостоятельному виду деятельности включает следующее: • формирование сенсорной основы восприятия музыки: обучение различению и узнаванию на слух основных свойств музыкальных звуков (высоты, силы, длительности, тембра) в различных их сочетаниях; • формирование слушательской деятельности: обучение внимательному слушанию музыкальных произведений (или фрагментов из них), проведение элементарного анализа (определение характера, доступных средств музыкальной выразительности), различение и узнавание на слух неоднократно прослушанных пьес или фрагментов из них. Обучение восприятию музыки как составной части других видов деятельности осуществляется в процессе выполнения музыкально-ритмических движений, декламации песен под музыку, игры на элементарных музыкальных инструментах. Один из основных видов деятельности на музыкально-ритмических занятиях — музыкально-ритмические движения. Дети учатся выразительно, правильно и ритмично выполнять под музыку основные движения, например ходьбу, бег, прыжки, танцевальные и гимнастические упражнения, исполнять несложные композиции народных и современных танцев. Они обучаются движениям, передающим повадки животных, характеры героев музыкальных сказок, а также музыкально-двигательным играм. В процессе работы важное значение придается развитию у школьников импровизации движений под музыку. Декламация песен под музыку — одно из важных направлений коррекционной работы на музыкально-ритмических занятиях. Дети обучаются эмоциональной, внятной и выразительной декламации под аккомпанемент учителя или минусовую фонограмму, точному воспроизведению ритмического рисунка мелодии, ее темпа, динамических оттенков, характера звуковедения (плавно, отрывисто). Репертуар содержит народные и современные детские песни, а также попевки, прибаутки. Игра на элементарных музыкальных инструментах способствует развитию у глухих учащихся звуковысотного, ритмического, динамического, тембрового слуха, восприятия характера музыки. Школьники учатся исполнять в ансамбле ритмический аккомпанемент к музыкальной пьесе или песне на элементарных музыкальных инструментах (например, на металлофоне, бубне, ксилофоне, барабане, румбах, маракасах, треугольниках). При этом учитель исполняет ведущую партию на фортепиано. Важный раздел обучения на музыкально-ритмических занятиях — совершенствование произносительной стороны устной речи учащихся. Учитель постоянно побуждает их к внятной выразительной речи, наиболее полной реализации своих произносительных возможностей. Кроме того, он осуществляет специальную работу над произношением при декламации песен, инсценировании музыкальных сказок, а также при проведении специальных упражнений, направленных на автоматизацию произносительных умений и навыков (с использованием фонетической ритмики). В процессе обучения реализуется дифференцированный подход к учащимся, учитывающий состояние слуховой функции, уровень речевого развития, навыков восприятия и воспроизведения устной речи каждого ученика (Е.П. Кузьмичева, Е.З. Яхнина, 2001). На музыкально-ритмических занятиях проводится целенаправленная работа по развитию у учеников речевого дыхания. При широком использовании музыки и движений ведется работа по развитию у учеников голоса нормальной высоты, силы и тембра, его модуляций по силе и высоте. Развитию более естественного звучания голоса содействует специальная работа над хорошей осанкой, нормализацией мышечного тонуса детей. На занятиях закрепляются умения учеников правильно воспроизводить звуковую структуру речи при реализации концентрического метода обучения с применением сокращенной системы фонем. Большое внимание уделяется работе над словом и фразой. У детей закрепляются умения произносить слова слитно, без призвуков, сохраняя звуковой состав (точно или приближенно, с использованием регламентированных замен), соблюдая ударение и орфоэпические правила, характерные для русского произношения. Работа над фразой включает развитие умений воспроизводить фразы в нормальном темпе, слитно (на одном выдохе или деля фразу паузами на синтагмы), соблюдая ритмическую и, по возможности, мелодическую структуру. Важное значение придается развитию у учащихся ритмико-интонационной структуры речи (слухового и слухо-зрительного восприятия и воспроизведения основных интонационных структур): слитность и паузы, краткое и долгое произнесение гласного; модуляции голоса по силе (нормальный, более громкий, более тихий) и высоте (нормальный, более высокий и более низкий, базовые мелодические модуляции голоса — ровная интонация, повышение и понижение в пределах естественного голосового диапазона); словесное ударение; логическое и синтагматическое ударения во фразе, мелодическая структура фраз; темп речи (нормальный, быстрый, медленный). В процессе работы над ритмико-интонационной структурой речи детей применяют целенаправленное их вслушивание в речевую интонацию, обучение различению и опознаванию на слух ритмико-мелодических элементов речи, моделирование движениями отдельных элементов интонации и интонационной структуры фраз.Широко используются речевые упражнения под музыку. Близость сенсорной основы музыкальной и речевой интонаций позволяет предположить, что развивающиеся у учеников возможности восприятия элементарных музыкальных структур содействуют повышению слухового внимания к речевой интонации, более осознанному вслушиванию в ее структуры (Е.З. Яхнина,). Курс рассчитан для учащихся I вида на 5 лет обучения (2 занятия в неделю): 2 класс I вида 104 часа. V Место учебного предмета в учебном плане Уроки ритмики, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства. Освоение ритмических движений с музыкальным сопровождением предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни. Внимание на музыкально - ритмических занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку и танцевальное движение. Уже на начальном этапе обучения младшие школьники понимают, что музыка и движение открывают перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивают способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкально - ритмической деятельности и организации своего культурнопознавательного досуга. Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкально - ритмической учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Ритмика» для слабослышащих детей, развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира. VI Личностные, мета предметные и предметные результаты освоения учебного предмета В результате изучения курса «Ритмика» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Ритмика»: -чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России - целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей. - умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка — умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.; - уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств; -развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; -ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.; - формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности: - овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкально - ритмической деятельности; -освоение способов решения проблем творческого. поискового характера ; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности; - продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках ритмики, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности; - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих творческих возможностей; - приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений в соответствии с задачами коммуникации; - умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т.п.). Планируемые результаты отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности: — формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; — формирование общего представления о музыкальной картине мира; — формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству; — формирование устойчивого интереса к музыкально-творческой деятельности; — умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям; — умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей; - умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций. Ученик должен научиться: - основные понятия о народном танце (виды, особенности исполнения и т.д.) - названия музыкальных инструментов; - основные позиции ног и рук; - правила поведения на сцене; - основные музыкальные жанры. Ученик научится: - приемами игры на металлофоне и ксилофоне и других простейших инструментах. - основами сценической культуры; Выпускник научится: - выполнять выразительно и ритмично под музыку определенные основные гимнастические и танцевальные движения, соблюдать темп; - исполнять разученные танцы; -самостоятельно выполнять разученные комплексы упражнений по ритмической гимнастике; - определять на слух характер музыки, определяя темп и ритм. - воспринимать на слух речевой материал, связанный с содержанием музыкально-ритмических занятий; - импровизировать на определенные музыкальные темы (например: летний день в лесу, падают снежинки и т.д.) Критерии оценки О достижении результатов следует судить: - по оценке творческой продукции ребенка – исполнению им комплексов упражнений по ритмической гимнастике, танцев, песен; игре на простых музыкальных инструментах, участию в различных сценических представлениях; - по повышению уровня общей и физической культуры; - по введению речевого материала занятий в активный словарь воспитанников; - по отношениям в коллективе. VII Организация музыкально-ритмических занятий К музыкально-ритмическому занятию предъявляются требования, аналогичные требованиям к любому фронтальному уроку в специальных школах для глухих и слабослышащих. Это относится к организации урока, к общему и речевому развитию детей. Особое значение придается реализации дифференцированного подхода к учащимся в зависимости от состояния их слуховой функции, возможностей восприятия на слух речи и основных музыкальных структур, состояния произношения, общего и речевого развития, а также двигательных способностей и других индивидуальных особенностей. Отметим, что основным способом восприятия речевого материала на музыкально-ритмических занятиях является слухо-зрительное. При этом, как и на других уроках и занятиях, большое внимание уделяется развитию речевого слуха, закреплению произносительных навыков в ходе всего занятия. Занятия проводятся в специально оборудованном классе, где есть: - звукоусиливающая аппаратура; - пианино; - музыкальный центр и набор СD дисков с музыкальным материалом; - шкаф для хранения оборудования (флажки, мячи, ленточки, обручи, скакалки, гимнастические палки, реквизит для танцев) ; - музыкальные инструменты. Календарно-тематический план 2- класс I вида I четверть «Марш, танец, песня дружат вместе» Песня в танцевальных ритмах 2 2 «Весёлые гуси» 3 Музыкально-ритмическая игра: «Атомы-молекулы» Украинская народная песня «Весёлые гуси» 3 Приемы игры на двух ложках 3 Сентябрь «Птичка польку танцевала» полька (характер, основной шаг, положение в паре, метроритм 2/4), Каждый звук имеет своё имя (песенка про ноты) №1.2010 С.10 4 Маршевость танца. Полонез. 3 Сентябрь Сентябрь 1 Предметные результаты Речевой материал Ууд Приготовьтесь исполнять танец ... .* Мы учим танец (гимнастику, второе движение) ... . Как называется танец? Танец называется ... . Личностные - формулировать собственную точку зрения на предлагаемый материал или ситуацию Дата Содержание Сентябрь Тема Кол. № Позиции ног, рук. Упражнения в позициях. Деми плие. Приставной шаг в сторону. Гранд плие. Скрестный шаг в сторону. Работа над постановкой корпуса. Музыкальные игры. Различение на слух мелодий песен с опорой на их графическую запись (при выборе из 2— 4), фрагментов Мы учим русский из одной мелодии (запев, танец. Мы выучили Ударяют одной ложкой о другую. припев). первое движение. «Маятник» Проверьте осанку.* «Мячики»Композиция «Жили у Выполняй(-те) бабуси» движения правильно, красиво, Полонез (характер, метроритм ритмично (плавно, 3/4, положение в паре), легко, весело, «Полонез», спокойно). Как Познавательные -ориентироваться в классе. - умение работать с раздаточным материалом. - отвечать на простые вопросы учителя. Регулятивные 8 Осень Слова М. Ивенсен Музыка М. Красаева С.7 Октябрь Октябрь 3 Октябрь Песенность танца. Знакомство с истоками русского народного танца (хороводы, разучивание танца «Сударушка»). Затакт, цифра. 3 Игра: «Запрещенное движение» Ксилофон, пандейра, тон-блок, барабан, треугольник. Р. Шуман «Солдатский марш», А. Майкапар «Капельки». 2 9 Песня о школе 3 10 Марш, танец, песня дружат вместе (урок-обобщение) 2 Октябрь 7 2 Октябрь 6 Сильная и слабая доли, двухдольная и трехдольная пульсация.Запись партий для шумового оркестра: нитка, такт, размер. «Осень» Октябрь 5 Эмоциональное и выразительное исполнение на музыкальных инструментах в ансамбле ритмического аккомпанемента к музыкальной пьесе или песне (ритмический рисунок одинаковый или разный для каждого инструмента). Развитие голоса "Сударушка" - лирический нормальной высоты, силы и танец (характер, метроритм 4/4, тембра; восприятие на слух и положение в паре). воспроизведение базовых мелодических (высотных) модуляций голоса в пределах его естественного диапазона при сохранении нормальной силы и тембра: ровная интонация, повышение и Игра: «Замиралки» понижение от высокого и Колокольчики, ксилофон. среднего уровня1. Й. Брамс «Колыбельная». Песня о школе Слова П. Масенко Музыка Н. Дремлюги Ст.8 Повторение будете выполнять - проговаривать движения?* последовательность действий на уроке Как будем считать? Дирижируйте. Слушайте музыку, считайте на «3». Исполняйте руками «раз»,будем считать на «2». Выполняйте движения после вступления.* Будем исполнять танец (упражнение) под музыку в грамзаписи.* Коммуникативные С помощью учителя выявляет проблему и оценивает предполагаемые способы ее разрешения 2- класс I вида II четверть «Пластическое интонирование» Люди начали танцевать раньше, чем говорить. 3 12 Чтение оркестровых партий, игра по записи, пауза. 3 13 Считалка 3 14 Пластика тела (гимнастический этюд с предметом). 3 15 Закрепление материала первой четверти. Игра по записи, игра с солистом. 2 Содержание Предметные результаты Психогимнастика, элементы театрального тренинга (образ, действие, состояние, ситуация) «Голубая вода», «Снежинки и вьюга», Выразительная декламация песен под аккомпанемент и управление учителя, реализуя умения воспроизведения звуковой и ритмикоинтонационной структуры речи. Речевой материал Ууд Дата Кол. 11 Декабрь Ноябрь Ноябрь Ноябрь Ноябрь Тема № Внимательно ждите начала музыки, не опаздывайте.* Послушайте разные мелодии* (песню, запев, припев, Треугольник, бубен, барабан, вступление, тему тон-блок, ксилофон. «Козлик», Птички, тему Пети, р. н.п. «Во лузях», М. Красев «Вальс Цветов», «Барабанщик». танец Феи Драже, Восприятие на слух и Игра: «Атомы-молекулы» воспроизведение элементов танец Маши и СчиталкаСлова С. Маршак ритмико-интонационной Принца). Как Мелодия Ляли Потапенко структуры речи: изменение называется песня? темпа речи (постепенное замедление и убыстрение); Это песня ... (тема в дву-, трех-, Пети, танец Маши и «Мороз не велик, да стоять не ударение четырехи пятисложных велит» Принца...). словах; синтагматическое членение фразы, логическое и синтагматическое ударение; передача в речи по Треугольник, ксилофон, возможности мелодической бубенчики, колокольчики, структуры фразы, повествовательной, маракасы. и Д. Шостакович «Вальс-шутка», восклицательной вопросительной интонации. р. н.т. «Яблочко», И. Стрибогг «Вальс петушков». Коммуникативные - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка Мороз 3 17 Пластическое интонирование Игровой стретчинг. (урок-обобщение) 3 Декабрь 16 Игра: «Запрещённое движение» Мороз Слова А. Рождественской Музыка Л. Шульгина Декабрь «Ритмопластические спектакли» Исполнение каждого куплета песни с соответствующими эмоциональными оттенками и в различной манере (мягко, спокойно, плавно, энергично, бодро и т. д.). Музыка веселая, торжественная, песенная, маршевая, танцевальная, похожа на марш (танец, песню), плавная, отрывистая, радостная, спокойная, тревожная, взволнованная (...).Опера (балет, музыкальная сказка...) называется ... . Симфонический оркестр. Композитор, исполнитель, слушатель. Тема Пети — музыка веселая, бодрая, похожа на марш, и на танец, и на песню, исполняют струнные инструменты. Познавательные -контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные -Самостоятельно определяет отклонения и отличия от эталона в своей работе VIII Используемая литература Примерные программы начального общего образования. Официальный сайт Министерства образования РФ. Проекты примерных (базисных) учебных программ по предметам начальной школы. Официальный сайт Министерства образования РФ. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего образования. Приказ Министерства образования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» . Самоукина Н.В. Игры в школе и дома, психотехнические упражнения, коррекционные программы. Москва 1993г. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. Куинджи Н.Н. Валеология: пути формирования здоровья школьников. Методическое пособие. Москва «Аспект Пресс»2001. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. Москва «Владос» 1997 Речицкая Е.Г. «Развитие глухих школьников в процессе внеклассной работы». Тугова Н.А. Музыкально-ритмические занятия в школе для слабослышащих детей. Москва, «Просвещение» 1992 Яхнина Е.З. Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха. Москва «Владос», 2003 Ротерс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика. – М., Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. – М., Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит. – М., 1995 Яхнина Е.З. Содержание и организация музыкально-ритмических занятий в подготовительной школе для глухих детей. – М., 1991 Яхнина Е.З. Музыкально-ритмические занятия с глухими учащимися младших классов. – М., 1997