Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I-II вида» «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы __________________/Н.В. Норбоева/ «___» ___________________2021 г. Адаптированная рабочая программа по предметно-практическому обучению Класс: 2 класса I вида Вариант 1.2 на 2021-2022 учебный год Составитель: Цыдыпова М.Ц. учитель начальных классов г. Улан-Удэ, 2021 ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Учащиеся должны уметь: пользоваться при коллективной работе с одноклассниками и учителем разговорной речью; отчитываться о проделанной работе кратко или подробно; составлять план изготовления изделия; составлять заявки (устно, письменно) с раздельным указанием материалов и инструментов; изготавливать изделия по образцу, рисунку, устным и письменным инструкциям, поописанию, по плану; работать самостоятельно инструментами и приспособлениями; выполнять самостоятельно знакомые сборочно-монтажные и обработочные операции; работать индивидуально и группами (делиться на группы, выбирать ведущего, делитьработу между членами группы); подготавливать самостоятельно рабочее место и содержать его в порядке; распознавать семена и всходы культурных растений и сорняков; пользоваться граблями, мотыжкой-кошкой, лейкой (с ситечком), носилками; готовить почву для посева семян; производить посев семян с учётом глубины их заделки в почву; ухаживать за растениями (прореживать, пропалывать и т. п.). Учащиеся должны знать: названия изготавливаемых изделий, необходимых операций, используемых материалов и инструментов; слова и словосочетания, обозначающие понятия, указанные в программе. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА I четверть (45 ч) Понимать и выполнять инструкции, содержащие требования к выполнению двух- трёх операций. Самостоятельно составлять инструкции для организации и выполнения работы одноклассником. Определять по образцу изделия, необходимые для работы материалы и инструменты. Составлять с помощью учителя заявки на материалы и инструменты. Коллективно и самостоятельно составлять пооперационный план работы и изготавливать предмет по плану. Составлять краткий план изготовления изделия. Проверять при изготовлении изделия правильность составленного плана. Кратко и подробно сообщать о проделанной работе. Описывать проделанную работупо отдельным операциям сначала устно, потом письменно. Соединять отдельные части изделия по образцу.Сравнивать объекты по длине, высоте. Определять большее, меньшее и одинаковое количество. Определять наибольшее инаименьшее количество. Увеличивать (уменьшать) данное количество на определенное число.Делить отрезок пополам, на несколько частей. Делить данное количество на две равные части. Считать по одному и группами (подва, по три). Хронометрировать отдельные трудовые операции (в минутах). Определять продолжительность изготовления изделия (в днях). Изменять длину и ширину образца при помощи линейки. Чертить прямоугольник при помощи угольника. Оклеивать прямоугольник цветной бумагой или целлофаном. Заворачивать винты отверткой, а болты ключом. Пришивать кнопки несколькими способами. Шить с наперстком. Выполнять правила подготовки рабочего места и содержать его в порядке в процессеработы. Экономить материалы, время. Определять продолжительность изготовления изделия. Выполнять указания: разделиться на группы, выбрать ведущего. II четверть (35 ч) Составлять заявку на материалы и инструменты с объяснением, для чего они нужны.Составлять пооперационный и краткий планы работы. Составлять план работы бригады (с помощью учителя) и изготовления своей частипредмета. Сообщать полно о проделанной работе по одному из пунктов краткого плана. Считать по одному и группами. Выделять и называть части изделия по рисунку. Соединять отдельные части изделия по рисунку. Различать и проводить простые и пунктирные линии. Обводить сложные фигуры по шаблонам и аккуратно вырезать по контурам. Увеличивать (уменьшать) данное количество на определенное число. Увеличиватьданное количество в 2—3 раза. С помощью учителя распределять работу между членами группы. Хронометрировать отдельные трудовые операции (в минутах). Определять продолжительность изготовления изделия (в днях). Планировать время, необходимое дляизготовления части изделия и всего предмета. III четверть (50 ч) Составлять в устной и письменной форме поручения друг другу при подготовке и выполнении работы. Сообщать подробно и кратко о выполненной работе. Составлять самостоятельно пооперационный и краткий планы работы над простым изделием. Определять, из какого материала лучше сделать изделие. Определять, что можносделать из данного количества деталей. Писать сложную заявку. Конструировать постройки из строительного материала по рисункам, устным иписьменным заданиям. Сравнивать объекты. Расставлять по словесному описанию и нумеровать дома на макете улицы. Расставлять городской транспорт на макете улицы, учитывая правосторонность движения. Работать с тканью, делать бахрому.Пользоваться календарем. IV четверть (40 ч) Составлять краткий и пооперационный планы. Подробно и кратко описывать проделанную работу. Выделять и называть в готовомизделии отдельные геометрические фигуры и линии (прямую, кривую, ломаную). Делить отрезок на 3 части. Делить отрезок пополам, отмеряя по 1 см с обеих сторон. Измерять длину и ширину образца при помощи линейки. Чертить прямоугольник припомощи угольника. Сравнивать объекты по длине, высоте, толщине. Чертить окружность при помощи циркуля. Делить круг при помощи угольника на 4 части и на глаз на 12 частей. Оклеивать прямоугольник цветной бумагой. Технологическая карта Предметно-практическое обучение. 1 четверть № 1 Содержание программы Аппликация Кол-во часов Сроки Предметные результаты Речевой материал УУД Метапредметные результаты: способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить знакомые средства её осуществления; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с изучаемыми темами; наличие элементарных представлений, отражающих существенные связи и отношениямежду изучаемыми объектами и процессами; умение 3 Рассматривание образца и описание аппликации. Выполнение работы по образцу и собственным представлениям. Самостоятельное выполнение похожей по аналогичному плану Время года: лето, осень, весна, зима; лес, дерево, куст, ягоды, цветы, земляника, грибы, белка, заяц, еж, бабочка; лист картона, предметы, фигурки. Раздать, собрать, убрать, успеть, испортить, выложить, поставить, расположить, подходить (по форме, цвету). Правый (левый), верхний (нижний) угол, прочитанный рассказ, действующие лица. Одинаково, несколько, почему, тоже, левее, правее. Над, под, на, за, в, около. Чтение описания хода работы и определение необходимых материалов (количество и цвет кнопок). Соотнесение описания хода работы с её результатом (по картинке). Выполнение работы по образцу. Описание собственной работы по образцу Составление и последующая проверка составленной заявки на необходимые материалы и Кнопки, цветы, панно, стебель, листья, лепесток узор. Сосчитать, отобрать, подобрать, узнать, разобрать, выбрать. Посередине, в центре, рядом, около, по две (по три и т.д), над, под, так же, как. «Летом в лесу» 2 Работа с мозаикой «Панно» 3 3 Работа с металлич еским 4 Детали, отверстие, отвертка, скамейка, сиденье, спинка, ножка, лестница, ступенька, конструк тором «Скамейка» 4 Панно «Осенние листья» 3 инструменты. Сравнение собственной заявки с образцом, уточнение заявки и исправление ошибокв тексте. Отбор необходимых деталей и их количества. Ответы на вопросы по подготовке к работе и организации работы («У кого не хватает деталей?», «У кого лишняя деталь? Передай…» и др.). Выполнение работы по готовому плану и с опорой на схематичные рисунки действий. Использование при конструировании ключа и отвёртки. Тренировка навыков конструирования, активное использование в речи названий знакомыхдеталей и действий по сборке поделки. Самоконтроль и взаимоконтроль по ходу работы и оценка результата выполнения работы Работа по готовому пооперационному плану. Оценка необходимого времени на изготовление изделия, распределение этапов работы на несколько уроков/дней. Составление заявки на необходимые материалы и инструменты. Работа сразными материалами: картоном, бумагой, перила, стекло, дерево, бумага, конструктор. Начать, прикрепить, закрепить, завернуть, отвернуть, заменить, спускаться, подниматься, сделать. Нижний, лишний, нижняя, верхняя (ступенька), высока, низкая. Вместе, вдвоем, перед собой, слева (справа) от …, медленно, быстро, так же, как. устанавливать причнно-следственные связи явлений и событий; познавательная и личностная рефлексия; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия всоответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; формирование умения находить с помощью учителя наиболее эффективный способдостижения результата и средств осуществления деятельности; формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной Панно, эскиз, длина, ширина, дерево, дуб, липа, клен, рябина, деятельности и осина, лист, целлофан, пункт способности конструктивно действовать (плана), земля. даже в ситуациях неуспеха; понимание элементарных знаково-символических средств представления 5 Макет «Наша школа» 4 засушенными листьями, целлофаном. Описание готового изделия. Сравнение и оценка работ. Привлечение собственных знаний и представленийо внешних свойствах объектов и явлениях природы(деревьях, листьях, листопаде) при решении практических и коммуникативных заданий. Учебник, ч. . Овладение актуальным словарем в связи с выполнением аппликации и обсуждениемработ Чтение описания макета и соотнесение с макетом, изображенным на картинке. Знакомство с понятиями «макет» и «эскиз макета», сравнение макета с его эскизом. Создание эскиза во время экскурсии во двор школы (или по памяти после экскурсии). Сравнение эскизов, выполненных одноклассниками. Оценка работ с аргументацией собственного мнения (лучше/точно/аккуратно/быстро). Выполнение макета на основе собственных наблюдений и с опорой на эскиз. Использование при макетировании разных материалов и заготовок. Участие в коллективной работе. Здание, школа, интернат, мастерская, вход, спортплощадка, сетка, ворота, дорожка, забор, материалы (пластилин, ветки, спичечные коробки и др.). информации;чтение и использование схем, чертежей, выкроек и др. при решении учебных и практических задач; ориентирование в учебной книге (на страницах учебной книги, в условныхобозначениях); использование доступных (с помощью учителя, с учётом уровня и особенностей речевого развития) речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять поиск в сети Интернет дополнительной информации при решении поставленных практических задач (под руководством и с помощью учителя); овладение Описание макета. Выполнение поручений по расстановке на макете объектов (тренировка в употреблении и пониманиислов, обозначающих расположение объектов в 6 Моделиров ание и конструиро вание «Коробочка» 3 7 Работа с ниткой и иголкой. Пришивани е кнопок / крючка и 3 пространстве – около, вокруг, позади, перед и др.) Чтение рассказа об изготовлении коробочки и рассматривание картинки. Обсуждение ситуации, описанной в рассказе (почему не получилась коробочка, что ребята делали неправильно, как нужно делать). Изготовление выкройки будущегоизделия. (выполнение чертежа по инструкциям с использованием линейки). Выполнение работы поаналогии, привлечение информации, полученной из рассказа, при изготовлении собственной коробочки. Описание объектов в сравнении. Оценка работ (своей и товарищей) Получение представлений о различных с вариантахзастежек на одежде. Обсуждение ситуации – что делать, если оторвался крючок? Рассматривание серии картинок и ответы на вопросы по картинкам. Дно, бок (коробки), середина (прямоугольник), крышка, чертеж, пункт (план), заготовка. Прижимать, проглаживать, вырезать, согнуть (по пунктированной линии), загнуть, перевернуть, начертить, отмерить, измерить, догадаться, продолжить (линию), соединить (точки).игрушечный, правый (бок), левый (бок), пунктирная (линия), сплошная, прямая, кривая, прочная, легкая. По порядку, медленнее, быстрее, аккуратнее. Кнопка, отверстие (у кнопки), ушко (иголки), изнанка, наперсток, палец. Застегнуть, расстегнуть, пришить, закрепить, проткнуть, подобрать (нитку), уколоть. логическими действиями сравнения, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, выполнение элементарных действий с помощью учителя; проявление желания вступать в устную коммуникацию с детьми и взрослыми в знакомых обучающимся типичных жизненных ситуациях при решении учебных,бытовых и социокультурных задач; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; овладение умениями излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения идавать оценку событий (с учётом индивидуального уровня общего и речевого развития); готовность к учёту интересов других петли 8 Лото «Деревья иплоды» 3 Пришивание крючка и петли. Вдевание нитки в иголку, завязывание узелка, отрезание нитки ножницами. Застегивание деталей одежды посредством крючка и петли. Оценка качества работы (своей и товарища), взаимопомощь Привлечение собственного опыта и дополнительной информации из сети Интернет в подготовке к аппликационным работам по теме. Подбор изображений по заданию учителя. Тренировка навыков работы с бумагой, ножницамии клеем. Хронометраж времени при выполнении работы Мелкий, крупный (крючок), лицевая, изнаночная 9сторона), большой, указательный, средний, безымянный (палец). На изнанке, снизу вверху, сверху вниз, крепко, слабо. Лото, карточки, плоды, листья, деревья. Собрать, высушить, измерить, обклеить, начертить, соединить, выбрать, расположить, прикрепить, насыпать, согнуть, расположить, подвинуть, успеть сделать. Осенний, сухой, прозрачный (целлофан), разноцветные. Около, вокруг, позади, перед, посередине, в центре, слева от…, справа от… . членов коллектива в рамках совместной учебной,творческой и игровой деятельности; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества. Личностные результаты принятие и освоение социальной роли обучающегося, положительное отношение кшколе, к учебной деятельности; ощущение себя сопричастным общественной жизни (на уровне школы, семьи, города,страны); стремление к организованности и аккуратности в процессе учебной деятельности, проявлению учебной дисциплины; стремление к использованию приобретённых знаний и умений, в том числе в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной и коллективной учебной и внеурочной деятельности; приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности трудовой и творческой деятельности человека; бережное отношение к результату чужого труда; готовность и стремление к сотрудничеству со сверстниками на основе коллективной творческой деятельности, развитие способности использовать умения в аналогичных ситуациях; умение вступать в общение, владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия для решения практических и творческих задач на уроках предметно-практическо го обучения; развитие и проявление этических чувств (доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, сопереживания удачам/неудачам одноклассников); умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится / не нравится; что получилось / что не получилось); умение не создавать конфликтов и принимать предлагаемый учителем выход из спорной ситуации (в урочной и внеурочной деятельности, при коллективных играх, оценивании деятельности одноклассников, обсуждении разных мнений, сравнении результата работ); установка на безопасный труд, работе на качественный результат, экономное расходование материалов, используемых в предметно-практической деятельности; овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. Технологическая карта Предметно-практическое обучение. 2 четверть № Содержание программы Кол-во часов Сроки Предметные результаты Речевой материал УУД 1 Аппликация Чтение текста-описания и выполнение работы по аналогии. Составление пооперационного плана изготовления аппликации (установление последовательности этапов в работе). Составление эскиза будущей аппликации по представлениям. Описание изображенного на эскизе. Выбор лучшего эскиза. Коллективное изготовление аппликации по эскизу. Описание хода работы и еёрезультата. Оценка работы. Составление рассказа по сюжету выполненной аппликации 2 «Поздняя осень» 2 Работа с конструкт ором (металлич ескимили пластмасс 3 12.11 16.11 17.11 Рассматривание изображений различных конструкций тележек. Определение деталей и ихколичества по рисунку. Обсуждение будущей поделки, подбор деталей. Решение задачи Осень. Примерный словарь Изменения, признаки (осени)*, земля, ливень, деревья, природа, погода, эскиз,предметы, картинки. Распределить (работу), находить, составить, выполнить, придумывать, наступать,становиться, возвратиться, описать, расположить, придумать, лить (дождь), моросить, идти (дождь). Хмурые (облака), серое, ясное (небо), голая (земля, деревья), осенняя (одежда),поздняя, холодный, мелкие, крупные (детали, предметы), нужные (картинки). Тележка, дно, борта, колесо, ручка, лестница, ступенька, детали, поручения, задания. Отобрать (детали), Метапредметные результаты: способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить знакомые средства её осуществления; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с изучаемыми темами; наличие элементарных представлений, отражающих существенные связи и отношениямежду изучаемыми объектами и процессами; умение устанавливать причнно-следственные связи явлений и событий; познавательная и личностная рефлексия; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в овым) «Тележка» по определению необходимого количества деталей исходя из исходных вводных (у тележки 2/4 колеса, надо собрать 2/3/4 тележки). Сборка конструкции. Обмен мнениями о качестве выполненной работы соединить, прикрепить, завернуть, отвернуть, закрепить, крутиться, возить, двигать, качаться (лестница). Правое, левое (колесо, борт), переднее, заднее (колесо). Впереди, сзади, сбоку, справа, слева, над, под, непрочно, крепко, подвижно, неподвижно. 3 Работа с природным материалом «Жираф. Ёж. Поросёнок» 3 Использование природных материалов (желудей, шишек, каштанов и др.) в поделках по собственным представлениям. Соединение и скрепление деталей посредством разных материалов и приспособлений. Техника безопасности при работе с колющими и режущими инструментами Украшение, лодка, корпус (лодки), мачта, парус, орех, скорлупа, картон, петля; материал, пластилин, спичка, игрушка. Приготовить, расколоть*, придумать, подумать, воткнуть, проколоть, повесить, выбрать. Елочная, новая, ореховая, парусная, интересная, разные, одинаковые.С (парусом), без (паруса), по бокам. 4 Моделиров ание и конструиро вание из 3 Чтение текста-описания и выполнение работы по аналогии. Составление письменной заявки на материалы и инструменты для Туловище, спина, бок, пятно, полоса, фонарик, ручка, лист, полоска (бумаги). Загнуть, согнуть, перегнуть, соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; формирование умения находить с помощью учителя наиболее эффективный способ достижения результата и средств осуществления деятельности; формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности испособности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; понимание элементарных знаково-символических средств представления информации;чтение и использование схем, чертежей, выкроек и др. при решении учебных и практических задач; ориентирование в учебной книге (на страницах учебной книги, в условныхобозначениях); использование доступных (с помощью учителя, с учётом уровня и особенностей речевого развития) речевых средств бумаги «Собака. Кошка» 5 Работа с конструкт ором (металлич ескимили пластмасс овым) «Лестница» изготовления поделки. Работа с «маленьким учителем» (с опоройна картинки и деформированный текст): составление поручений для одноклассников- исполнителей, выполнение поручений одноклассника-руководителя. Работа с выкройками. Раскрашивание поделок на основе образцов и собственным представлениям. Привлечение полученного опыта изготовления поделки при выполнении аналогичной работы. Описание поделок. Оценка выполненных работ и их сравнение 3 Привлечение информации о предметах и объектах окружающего мира из сети Интернет (совместно сучителем), журналов и книг: какими бывают лестницы, где они встречаются, для чего они существуют, как помогают людям, из чего их строят и т. д.). Конструирование по собственному выбору (назначение, материал, размер/высота). Работа с «маленьким учителем» или бригадиром:выполнение поручений. Обсуждение техники безопасности при хождении по наложить, измерить, догадаться, продолжить (линию), обозначить, выдавать, вырезать (по пунктирной линии), разогнуть, свернуть (в трубочку),провести (линию), соединить (точки). Игрушечная, полосатая, пятнистая, правый, левый (бок), пунктирная, елочная (игрушка). Посередине, в центре, с краю, до середины, медленно, несколько раз. лестница, ступенька, детали, поручения, задания. Отобрать (детали), соединить, прикрепить, завернуть, отвернуть, закрепить, крутиться, возить, двигать, качаться (лестница). Впереди, сзади, сбоку, справа, слева, над, под, непрочно, крепко, подвижно, неподвижно. и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять поиск в сети Интернет дополнительной информации при решении поставленных практических задач (под руководством и с помощью учителя); овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, выполнение элементарных действий с помощью учителя; проявление желания вступать в устную коммуникацию с детьми и взрослыми в знакомых обучающимся типичных жизненных ситуациях при решении учебных,бытовых и социокультурных задач; адекватно оценивать 6 Работа с тканью 2 «Коллекция тканей» 7 Работа с разными материалами «Ёлочные игрушки из ореховой скорлупы» 3 лестницам, нахождении на эскалаторе в метро, сборе фруктов и ягод с лестницы-стремянки, и др. Участие в беседе о текстильной фабрике и пошиве одежды: привлечение собственных представлений,сбор информации из сети Интернет (совместно с учителем). Знакомство с внешними свойствами и качествами ткани (толстая, теплая, тяжелая, плотная, гладкая, шершавая и др.), названиями различных тканей, целей использования (для какой одежды, для какого времени года, как используется быту). Расположение образцов ткани с подписями Изготовление ёлочной игрушки по выбору (черепаха, верблюд, лодка с парусом). Работа по инструкциям. Использование шаблонов. Раскрашивание игрушек с привлечением дополнительных источников информации (изображений из книг, журналов, сети Интернет).Описание хода изготовления игрушки. Обмен мнениями и оценка работ Ткань, коллекция (тканей), шелк, ситец, сатин, марля, нитки, фабрика*, одежда, кусок, кусочек, название. Подобрать (ткань), шить, угадать, определить*, посмотреть, подписать. Гладкий, шершавый, блестящий, плотный, редкий. На ощупь, по цвету. Украшение, лодка, корпус (лодки), мачта, парус, орех, скорлупа, картон, петля; материал, пластилин, спичка, игрушка. Приготовить, расколоть*, придумать, подумать, воткнуть, проколоть, повесить, выбрать. Елочная, новая, ореховая, парусная, интересная, разные, одинаковые.С (парусом), без (паруса), по бокам. собственное поведение и поведение окружающих; овладение умениями излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения идавать оценку событий (с учётом индивидуального уровня общего и речевого развития); готовность к учёту интересов других членов коллектива в рамках совместной учебной, творческой и игровой деятельности; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества. Личностные результаты принятие и освоение социальной роли обучающегося, положительное отношение кшколе, к учебной деятельности; ощущение себя 8 Моделирова ние и конструиров ание из бумаги «Ёлочные игрушки – фонарики» 2 Выполнение поделки по письменным инструкциями схематичным рисункам. Работа с бумагой, ножницами и клеем лист, полоска (бумаги). Загнуть, согнуть, перегнуть, наложить, измерить, догадаться, продолжить (линию), обозначить, выдавать, вырезать (по пунктирной линии), разогнуть, свернуть (в трубочку),провести (линию), соединить (точки). Игрушечная, полосатая, пятнистая, правый, левый (бок), пунктирная, елочная (игрушка). Посередине, в центре, с краю, до середины, медленно, несколько раз. сопричастным общественной жизни (на уровне школы, семьи, города,страны); стремление к организованности и аккуратности в процессе учебной деятельности, проявлению учебной дисциплины; стремление к использованию приобретённых знаний и умений, в том числе в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной и коллективной учебной и внеурочной деятельности; приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности трудовой и творческой деятельности человека; бережное отношение к результату чужого труда; готовность и стремление к сотрудничеству со сверстниками на основе коллективной творческой деятельности, развитие способности использовать умения в аналогичных ситуациях; умение вступать в общение, владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия для решения практических и творческих задач на уроках предметно-практическо го обучения; развитие и проявление этических чувств (доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, сопереживания удачам/неудачам одноклассников); умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится / не нравится; что получилось / что не получилось); умение не создавать конфликтов и принимать предлагаемый учителем выход из спорной ситуации (в урочной и внеурочной деятельности, при коллективных играх, оценивании деятельности одноклассников, обсуждении разных мнений, сравнении результата работ); установка на безопасный труд, работе на качественный результат, экономное расходование материалов, используемых в предметно-практической деятельности; овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.