Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I-II вида» «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы __________________/Н.В. Норбоева/ «___» ___________________2021 г. Адаптированная рабочая программа По литературному чтению Класс: 2 класса I вида Вариант 1.2 на 2021-2022 учебный год Составитель: Цыдыпова М.Ц. учитель начальных классов г. Улан-Удэ, 2021 ЧТЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА 1- е полугодие: учащиеся должны уметь: самостоятельно читать рассказ (80―100 слов), стихотворение, сказку; отбирать к прочитанному тексту нужные картинки из предложенных учителем, среди которых имеются картинки, не соответствующие содержанию текста, и располагатьих в нужной последовательности; отражать последовательность изложения с помощью готовых иллюстраций,зарисовок, действий с фигурками (на аппликации, макете); делить текст на части путём их отнесения к данным картинкам (с помощью учителя); определять необходимое количество рисунков к рассказу, изображать содержаниепрочитанного в рисунках и подписывать рисунки (самостоятельно); располагать в соответствии с содержанием читаемого объекты на аппликации или на макете; определять содержание текста (с помощью учителя); отвечать кратко или полно (устно или письменно) на вопросы учителя иодноклассников по прочитанному тексту; составлять с помощью учителя план рассказа, опираясь на рисунки, выполненные одноклассниками, или картинки, данные учителем; передавать содержание прочитанного с помощью рисунков и составленного плана;рассказывать однокласснику прочитанное и понимать рассказанное одноклассником; расспрашивать учителя о прочитанном, изображать понятое в рисунках, уточнятьпонятое с помощью вопросов, проверять правильность рисунков, пользуясь текстом; сообщать о своих наблюдениях, случаях из жизни по аналогии с прочитанным, вспоминать аналогичные случаи, описанные в ранее прочитанных рассказах и сравнивать с содержанием читаемого рассказа (с помощью учителя); оценивать поступки действующих лиц рассказа с помощью вопросов учителя; понимать значения новых слов исходя из контекста, заменять слова в предложении сходными по значению; выделять в рассказе разговор, читать по ролям рассказ с диалогом (с помощью учителя); пользоваться оглавлением книги для нахождения нужного рассказа. 2- е полугодие: учащиеся должны уметь: самостоятельно читать рассказ (120―140 слов), стихотворение, сказку; отбирать к прочитанному тексту нужные картинки из предложенных, среди которых имеются картинки, не соответствующие содержанию текста, а также картинки,содержание которых отличается от содержания текста; расставлять нужные картинки по порядку; делить текст на части путём их соотнесения с готовыми иллюстрациями, своими рисунками, названиями частей; определять с помощью учителя объекты (действующих лиц и предметы) для изготовления аппликации или макета по сюжету рассказа; располагать объект на аппликации или макете в соответствии с содержанием читаемого; обсуждать с одноклассником количество рисунков к рассказу, рисунки и подписи крисункам (с помощью учителя); составлять план рассказа, опираясь на данные учителем картинки или рисунки,выполненные учащимися и изображающие содержание прочитанного (с помощью учителя); определять основное содержание текста (с помощью учителя); определять с помощью учителя основную мысль прочитанного (целого текста или его части) и отражать её в названии (готовыми предложениями из текста или самостоятельно составленными); выяснять непонятное в рассказе, уточнять содержание прочитанного с помощьювопросов, обращённых к учителю или одноклассникам; сообщать одноклассникам о прочитанном рассказе, понимать рассказанное товарищами и изображать понятое в схематических рисунках, проверять правильностьрисунков, пользуясь текстом; передавать содержание прочитанного с помощью плана (устно или письменно); объяснять поступки героев (с помощью учителя); подбирать в тексте материал для рассказа о людях, природе, животных; составлять рассказ о герое, выражать своё отношение к нему, выборочно рассказывать эпизоды, объединённые общей темой; составлять рассказ о природе, сопоставлять прочитанное с собственными наблюдениями; понимать значение нового слова по знакомой его части и общему смыслу текста (спомощью учителя), заменять новое слово в предложении сходным по значению словом или выражением, использовать новые слова при пересказе содержания; читать рассказ с диалогом по ролям; использовать разные виды чтения (выборочное, поисковое); уметь давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Навыки чтения Осмысленное, правильное, плавное чтение вслух. Умение при чтении вслух делатьсамостоятельно паузу при наличии запятой: в простом распространённом предложении с однородными членами, в сложном предложении без союзов и сложносочинённом предложении с союзами а, но. Умение делать паузу при наличии тире в простом распространённом неполном предложении. Умение делать смысловые паузы при отсутствии знаков препинания, пользуясь указаниями учителя. Соблюдение при чтении словесного ударения (после разбора текста с учителем). Работа с текстом Определение названия произведения, его автора. Определение темы текста, егоглавной мысли (с помощью учителя). Выборочное чтение текста с целью его анализа. Ответы (полные и краткие) наглавные и причинно-следственные вопросы. Подбор иллюстраций к частям текста. Краткий пересказ текста (его частей) по подробному плану, иллюстрациям. Отражение содержания прочитанного в рисунках, аппликациях, макетах. Оценка поступков действующих лиц произведения. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Ориентировка в книге Нахождение нужного произведения в оглавлении книги. Использование условныхобозначений при работе с книгой. Усвоение правил обращения с книгой. Примерная тематика для чтения Лето. Летняя природа и погода. Летняя пора. Занятия людей летом. Правила дорожного движения. Светофор. Пешеходный переход. Правилаповедения на дороге. Осень. Начало учебного года. Приметы осени. Осенняя природа и погода. Занятиялюдей осенью. Животные и птицы осенью. Что такое хорошо и что такое плохо. Вежливые, добрые слова. Правила поведения. Отношения между людьми. Помощь другим людям. Отношение к животным.Положительные и отрицательные качества характера. Забота о ближних. Зима. Зимняя природа и погода. Занятия людей зимой. Животные и птицы зимой. Взаимоотношения ребят. Отношение к природе. Профессии. Учитель. Космонавт. Врач. Праздники. День учителя. Новый год. День защитника Отечества. Восьмое марта. Первое мая. День Победы. Весна. Природа и погода весной. Птицы, животные в весенний период. Семья. Отношения в семье, к родным, близким людям. Помощь, взаимопониманиев семье. Школа. Поведение детей в школе. Отношение к учёбе, одноклассникам, учителям. Наша Родина. Понятие «Родина». Красота родной природы. Малая Родина. Москва ― столица Российской Федерации. Сказки. Литературные сказки о животных. Русские народные сказки о животных. Это интересно. Значение науки математики. История появления велосипеда. Образование снега. О зимней спячке медведя. Значение воды. Технологическая карта Чтение 1 четверть № Содержани Кол-во е часов программы Тема «Лето» 1 Стихотвор 4 ение «Лучше нет поры…». К. Гром Рассказ 2 5 «Про лето» 4 Задания по 1 теме «Лето» Сроки Предметные результаты Читать осмысленно вслух с соблюдениемнорм орфоэпии, ударения, слитности. Определять название произведения (рассказа, стихотворения), его автора. Находить нужную страницу по содержанию (оглавлению). Отвечать на обобщающие (главные) вопросы по тексту («Как называется рассказ (стихотворение)?», «Кто автор рассказа (стихотворения)?», «О ком говорится в рассказе (стихотворении)?», «О чём говорится врассказе (стихотворении)?») Отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного текста (полно икратко). Составлять зарисовки к произведениям. Подписывать рисунки (кратко и полно).Читать стихотворения наизусть выразительно (передавая настроение). Составлять пересказ текста. Подбирать предложения к картинкам. Придумывать варианты заглавий текстов. Делать выводы по содержанию текста (определять тему, главную мысль произведения). Задавать вопросы одноклассникам о проведённых летних каникулах. Изготовить игру «Лото» Речевой материал Пора, лето, заря, кеды, велосипед, рыбалка, дед, лукошко. Месяцы, цветы, ягоды, грибы, фрукты, овощи, насекомые, река, купаться, загорать. Ответ, вопрос, месяцы, надевают летом, нарисуй, напиши, лото, УУД Метапредметные результаты: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; - использование устно-дактильной формы речи как вспомогательной; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действияв соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - использование речевых средств для решения коммуникативных и Тема «Правила движения» 5 Стихотворе 5 ние «Красным глазом светофор… ». И. Гурина 7 Стихотворе 4 ние «Что запрещаетс я? Что разрешаетс я?». В. Семернин 8 Задания по 1 теме «Правила дорожного движения» дорожного Читать осмысленно вслух с соблюдениемнорм орфоэпии, ударения, слитности. Определять название произведения, егоавтора. Находить нужную страницу по содержанию (оглавлению). Отвечать на обобщающие (главные) вопросы по тексту («Как называется стихотворение?», «Кто автор стихотворения?», «О ком говорится в стихотворении?», «О чём говорится в стихотворении?»). Отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного текста (полно икратко). Делить стихотворение на смысловые части. Составлять зарисовки к произведениям. Подписывать рисунки (кратко и полно).Читать стихотворения наизусть выразительно (передавая настроение). Подбирать предложения к картинкам.Делать выводы по содержанию текста(определять тему, главную мысль произведения). Уметь закончить предложение. Находить ответ в стихотворении. Показывать на картинках переход, зебру,перекрёсток. Проводить аналогии понятий. Проводить аналогии между ситуациями впроизведении и жизненными компетенциями (опытом). Уметь рассказать по картинкам правилаперехода через дорогу. Отгадывать загадки. Уметь задать вопрос одноклассникам. Придумывать и зарисовывать свои дорожные знаки. Уметь объяснять обозначение этих знаков. Светофор, цвета, стоит, ждёт, идите. Запрещается, разрешается, пешеход, трамвай, не толкайся, не болтай, уступи место. Загадки, картинки, отгадай, вставь слово, знаки. познавательных задач; - готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точкузрения и оценку событий; - умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; при наличии общей цели и путей её достижения осмысливать собственное поведение и поведение окружающих. Личностные результаты: - воспитание художественно-эстети ческого вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на 9 1 1 1 2 1 3 Тема «Осень» Стихотворе 3 ние «Осени приметы». Л. Преображе нская Рассказ 4 «Осень». По И. СоколовуМикитову Рассказ 5 «Животные готовятся к зиме» Стихотвор 2 ение «Осень» Овладевать тематическим словарём. Работать с памятками Читать осмысленно вслух с соблюдениемнорм орфоэпии, ударения, слитности. Определять название произведения (рассказа, стихотворения), его автора. Находить нужную страницу по содержанию(оглавлению). Отвечать на обобщающие (главные) вопросы по тексту («Как называется рассказ (стихотворение)?», «Кто автор рассказа (стихотворения)?», «О ком говорится в рассказе (стихотворении)?», «О чём говорится в рассказе (стихотворении)?»). Отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного текста (полно икратко). Аргументировать ответы словами автора (цитатами из текста), своими словами. Выбирать верный ответ из предложенных вариантов. Читать стихотворения наизустьвыразительно. Демонстрировать содержание прочитанного на иллюстрациях, подвижнойаппликации или макете. Соотносить содержание текста с показанными на иллюстрациях, подвижнойаппликации или макете действиями. Устанавливать причинно-следственные, временные связи. Проводить аналогии между ситуациями в произведении и жизненнымикомпетенциями (жизненным опытом). Делать выводы по содержаниюпрочитанного. Придумывать варианты заглавий текстов. Выполнять грамматические задания к тексту. Осень, птицы, капли, школа. приметы, улетаю, дождик, Уборка, урожай, копают, овощи, фрукты, мальчики , девочки. Лес, готовятся, зима, шерстка, собирает, ягоды, орехи, дупло, серый, белый, яма, роет, спать, белка, заяц, еж. основе произведений художественной литературы; - развитие этических чувств, доброжелательност ии эмоционально-нрав ственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им; - формирование уважительного отношения к чужому мнению; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебнойдеятельности и формирование личностного смысла учения; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основепредставлений о нравственных нормах; - развитие навыков сотрудничества со Оценивать свою работу (ответ) и работу(ответы) одноклассников. Объяснять смысл пословицы. Заучивать пословицы наизусть. Выполнять творческие работы, связанные стемой произведения (выставка рисунков, гербарий, лепка) взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; - наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальными духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Технологическая карта Чтение 2 четверть № Содержани Кол-в Сроки е о программы часов Тема «Осень» 1 Рассказ 4 «Три осенних месяца». Предметные результаты Читать осмысленно вслух с соблюдениемнорм орфоэпии, ударения, слитности. Определять название произведения (рассказа, стихотворения), его автора. Находить нужную страницу по содержанию (оглавлению). Рассказ 2 3 «Поздняя Отвечать на обобщающие (главные) осень» вопросы по тексту («Как называется По А. рассказ(стихотворение)?», «Кто автор Рылову рассказа (стихотворения)?», «О ком говорится в рассказе 3 Задания по 1 (стихотворении)?», «О чём говорится в теме рассказе (стихотворении)?») «Осень» Тема «Что такое хорошо и что Отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного текста такое плохо?» (полно икратко). 4 Стихотворе 2 Составлять зарисовки к ние произведениям.Подписывать рисунки «Приходит (кратко и полно).Читать стихотворения е, наизусть выразительно (передавая поглядите» настроение). Е. Составлять пересказ текста. Благинина Речевой материал Пролетело, разноцветные, пасмурно, дождливо, пища, Дует ветер, срывает листья, улетают, прыгают, ветки, прячут, опустел, завяли, почернели. Осень. УУД Метапредметные результаты: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебнойдеятельности; - использование устно-дактильной формы речи как вспомогательной; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действияв соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - использование речевых Метла, двор, совала, сарай, крыльцо, соринка средств для решения коммуникативных и познавательных задач; - готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и 5 Рассказ «Синие листья». По В. Осеевой 4 6 Рассказ «Говори всегда правду». По В. Осеевой Задания по теме «Что такое хорошо и что такое плохо?» 4 7 8 9 1 Тема «Зима» Рассказ 3 «Зима пришла». По К. Лукашевич у Рассказ «Шёл первый снег» 2 Подбирать предложения к картинкам. Придумывать варианты заглавий текстов.Делать выводы по содержанию текста (определять тему, главную мысль произведения). Задавать вопросы одноклассникам о проведённых летних каникулах. Изготовить игру «Лото» Читать осмысленно вслух с соблюдениемнорм орфоэпии, ударения, слитности. Определять название произведения, егоавтора. Находить нужную страницу по содержанию(оглавлению). Отвечать на обобщающие (главные) вопросы по тексту («Как называется стихотворение?», «Кто автор стихотворения?», «О ком говорится в стихотворении?», «О чём говорится в стихотворении?»). Отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного текста (полно икратко). Делить стихотворение на смысловые части. Составлять зарисовки к произведениям.Подписывать рисунки (кратко и полно).Читать стихотворения наизусть выразительно (передавая настроение). Подбирать предложения к картинкам. Делать выводы по содержанию текста (определять тему, главную мысль Позволила, сломаешь, осторожненько, не чини, не нажимай крепко, в рот не бери, хмурит, недовольное. Качался, схватился, скатерть, немножечко, подпрыгнул, будка, проливной дождь, вытерла. Пушистое одеяло, покроет, шалить, отморозит. Пахло, хрустел, фонари, прозрачный. аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; при наличии общей цели ипутей её достижения осмысливать собственное поведение и поведение окружающих. Личностные результаты: - воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей,ценностей и чувств на основе произведений художественной литературы; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им; - формирование уважительного отношения к чужому мнению; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; - развитие самостоятельности и 1 0 Рассказ «Зима».По И. СоколовуМикитову 4 произведения). Уметь закончить предложение. Находить ответ в стихотворении. Показывать на картинках переход, зебру,перекрёсток. Проводить аналогии понятий. Проводить аналогии между ситуациями впроизведении и жизненными компетенциями (опытом). Уметь рассказать по картинкам правила перехода через дорогу. Отгадывать загадки. Уметь задать вопрос одноклассникам. Придумывать и зарисовывать свои дорожные знаки. Уметь объяснять обозначение этих знаков. Овладевать тематическим словарём. Работать с памятками Сияющий, замерзли, покрыты, увязнуть, щиплет, приятно, лепят. личной ответственности за свои поступки на основепредставлений о нравственных нормах; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своимисобственными поступками, осмысливать поступки героев; - наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальными духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.