Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I-II вида «Утверждаю» Директор ГБОУ «СКОШИ I-II вида» ____________ Н.В. Норбоева «____» ______________ 2021 г. Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная математика» Направление: общеинтеллектуальное 2 класс I вида на 2021-2022 учебный год Составитель: Цыдыпова М.Ц. учитель начальных классов г. Улан-Удэ 2021 г. Внеурочная деятельность «Занимательная математика» Результаты освоения курса внеурочной деятельности: Личностные результаты — развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; — развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; — воспитание чувства справедливости, ответственности; — развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. Метапредметные результаты Регулятивные УУД — принимать и сохранять учебную задачу; — учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; — различать способ и результат действия; — адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников, родителей; — учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения учебных и коммуникативных задач; — осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; — оценивать правильность выполнения действия; — проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; — вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Познавательные УУД —применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; —установление причинно-следственных связей, построению логической цепи рассуждений. —осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; Коммуникативные УУД — работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя); — понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы. УЧАЩИЕСЯ НАУЧАТСЯ: 1. Числа. Арифметические действия. Величины: — сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания; — моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы; — применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками; — анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами; — включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его; —выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии; — аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения; — сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; —контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. 2. Мир занимательных задач: — анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины); — искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы; —моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации; — конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи; — объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия; —воспроизводить способ решения задачи; — сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; — анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи; — оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно); — участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи; — конструировать несложные задачи. 3. Геометрическая мозаика —ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»; — ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения; —проводить линии по заданному маршруту (алгоритму); —выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже; —анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции; — составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции; —выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции; — сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; — объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии; — анализировать предложенные возможные варианты верного решения; —моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток; — осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом. Календарно – тематический планирование 34 часа № 1 Содержание программного мат-ла «Удивительная снежинка» Кол-во Сроки часов Предметные результаты Речевой материал УУД 1 Иметь понятие о геометрических узорах. Симметрии. Знать закономерности в узорах. Работать с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия» Геометрические узоры. Симметрия. Личностные результаты Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» 2 Иrpa «Крестики-нолики» 1 Играть в игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 100 3 Математические игры. 1 Числа от 1 до 100. Построить математические пирамиды: «Сложение и вычитание в пределах 100». Игра «Русское лото» 4 Прятки с фигурами. — развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; Математические игры. — воспитание чувства справедливости, ответственности; — развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. 1 Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решать — развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; Будем делить фигуры на равные части. Метапредметные результаты Регулятивные УУД задачи на деление заданной фигуры на равные части. 5 Секреты задач. 1 Решать нестандартные и занимательные задачи. Задачи в стихах. 6 7 8 9 10 «Спичечный» конструктор Геометрический калейдоскоп Числовые головоломки. «Шаг в будущее» Геометрия вокруг Задачи в стихах. Будем решать задачи. Построить конструкции «Спичечный» по заданному образцу конструктор Перекладывать несколько Спички спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. 1 Конструировать многоугольники из заданных элементов. Танграм. доставление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе. Решать и составлять ребусы, содержащие числа. Заполнять числовой кроссворд. 1 1 Геометрический калейдоскоп Танграм — адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников, родителей; — учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения учебных и коммуникативных задач; — осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; — оценивать правильность выполнения действия; Ребусы, кроссворды. 1 — учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; — различать способ и результат действия; 2 Играть в игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?» 11 — принимать и сохранять учебную задачу; Будем играть в игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?». Будем решать задачи. — проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; — вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Познавательные УУД —применение методов нас. 12 13 Путешествие точки «Шаг в будущее» 1 Решать задачи, формирующие геометрическую наблюдательность. Строить геометрические фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Строить собственный рисунок и описать его шаги. 1 Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др. 14 15 Тайны окружности Математическое путешествие. 1 1 Иметь понятие об окружности, радиусе (центр) окружности. Распознавать (нахождение) окружности на орнаменте. Составлять (вычерчивание) орнамент с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Вычислять в группах. Первый ученик из числа Путешествие точки. лист в клетку Будем играть в игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др. Окружность. Радиус (центр) орнамент. Циркуль информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; —установление причинно-следственных связей, построению логической цепи рассуждений. —осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; Коммуникативные УУД — работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя); — понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы. Личностные результаты Путешествие Вычесть, прибавить — развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; — развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — вычитает …; второй — прибавляет …, третий — вычитает …, а четвёртый - прибавляет .... Ответы к пяти раундам записываются. 16 17 18 «Новогодний серпантин» Математические игры. 2 Играть в математические игры, решать математические головоломки, занимательные задачи. 1 «Часы нас будят по утрам...» 1 20 Геометрический калейдоскоп. 1 21 Головоломки. 1 19 22 Секреты задач Строить математические пирамиды: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100». Математические игры, математические головоломки, занимательные задачи. Будем строить математические пирамиды: «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 20». циферблат с подвижными стрелками. Определять время по часам с точностью Будем разрезать и циферблат с подвижными составлять фигуры. стрелками. Головоломки Задания на разрезание и составление фигур. Секреты задач Уметь расшифровать закодированные слова. 1 Решать задачи с лишними или качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; — воспитание чувства справедливости, ответственности; — развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. Метапредметные результаты Регулятивные УУД — принимать и сохранять учебную задачу; — учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; — различать способ и результат действия; — адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников, родителей; — учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения учебных и коммуникативных задач; — осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; — оценивать правильность недостающими либо некорректными дан- ми. Нестандартные задачи. Уметь решать и составлять ребусы. «Что скрывает сорока?» 1 24 Интеллектуальная разминка 1 Решать математические игры, математические головоломки, занимательные задачи. 25 26 В царстве смекалки 2 Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). 27 Интеллектуальная разминка 1 Решать математические игры, математические головоломки, занимательные задачи. 28 29 Составь квадрат 2 Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей 23 30 31 32 Мир занимательных задач Математические фокусы Математическая 1 2 Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. выполнения действия; Будем решать и составлять ребусы — проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; Интеллектуальная разминка — вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. математическая газета Познавательные УУД Интеллектуальная разминка Прямоугольник. Квадрат. Будем решать задачи. Математические фокусы Решать задачи Математическая эстафета —применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; —установление причинно-следственных связей, построению логической цепи рассуждений. —осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; Коммуникативные УУД — работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя); — понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы. 33 34 эстафета 2 Отгадывать задуманные числа.