Оглавление Ведение……………………………………………………………………………………….3 1. Целевой раздел……………………………………………………………………….4 1.1 Пояснительная записка………………………………………………………..…4 1.2 Планируемые результаты освоения программы слабослышащих и позднооглохших обучающихся с легкой умственной отсталостью и задержкой психического развития (интеллектуальными нарушениями) …………….......7 1.3 Система оценки достижения слабослышащими и позднооглохшими обучающимися планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования………………13 2. Содержательный раздел……………………………………………………......……15 2.1 Программа формирования базовых учебных действий……………………….15 2.2 Программа учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области…………………………………………………………………………….17 2.3 Программа воспитания и социализации обучающихся с недостатками слуха……………………………………………………………………………….18 2.4 Программа коррекционной работы……………………………………………...20 2.5 Программа внеурочной деятельности…………………………………………...22 3. Организационный раздел. …………………………………………………………....23 3.1 Учебный план……………………………………………………………………...23 3.2 Система условий реализации, адаптированной основной общеобразовательной программы общего образования…………………………………………………26 2 Введение Настоящая адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.3) Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы - интернат I-II вида» (далее Программа) составлена в соответствии: 1. 2. 3. 4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 №240 -V «Об образовании республики Бурятия» Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» Приказ Минпросвещения России от 21.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» СанПиН 2.4.3648-20 от 01.01.2021 года «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» 6. СанПиН 3.1/2.4.3598-20 от 03.07.2020 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции(COVID-19) 7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утвержден приказом МО и Н РФ от 19 декабря 2014 г. №1598). 8. Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ» 9. Устав ГБОУ «СКОШИ I-II вида» - с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ОВЗ (вариант 2.3) - с учётом Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся, (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15), размещённой на сайте http://fgosreestr.ru/ Нормативно-правовую базу разработки Программы составляют: - Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования. 5. 3 1. Целевой раздел. 1.1 Пояснительная записка. Цель реализации Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся с легкой умственной отсталостью и задержкой психического развития (интеллектуальными нарушениями) направлена на формирование у них общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), овладение учебной деятельностью в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. АООП НОО для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.3) предполагает развитие у слабослышащих и позднооглохших обучающихся в большей степени (социальной) жизненной компетенции на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, расширение повседневного жизненного опыта, социальных контактов, обучающихся в доступных для них пределах, в том числе со слышащими детьми и взрослыми, поэтапное формирование разных видов речевой деятельности (чтение, письмо, слушание, говорение). Задачи начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся на основе АООП НОО для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.3) включают: • формирование общей культуры личности; обеспечение планируемых результатов по освоению обучающимся целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, определяемых общественными, государственными, личностными и семейными потребностями, возможностями, индивидуальными особенностями обучающихся, состоянием их здоровья; • нравственное, гражданское, социальное развитие обучающихся, сохранение и укрепление здоровья; • целенаправленное и планомерное формирование у обучающихся словесной речи (в устной и письменной формах), речевого поведения в условиях специально педагогически созданной в образовательной организации слухоречевой среды как важнейшего условия более полноценного формирования личности, социальной адаптации и интеграции в обществе; • формирование у обучающихся практических учебных действий; • развитие у обучающихся речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны, восприятия неречевых звучаний (включая музыку) как необходимого условия наиболее полноценного речевого развития, достижения планируемых результатов начального общего образования, социальной адаптации и интеграции в обществе; • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города). • выявление и развитие возможностей и способностей, обучающихся в условиях организации их общественно полезной деятельности; 4 • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды. В основу формирования АООП НОО для обучающихся с ОВЗ слабослышащих и позднооглохших положены следующие принципы: - принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.); - принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся; -соблюдение интересов ребёнка; - принцип коррекционной направленности образовательного процесса; - онтогенетический принцип; -учет особенностей развития и коррекции нарушений слабослышащих и позднооглохших обучающихся, а также всесторонний подход всех специалистов, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса; -учёт социальных факторов в формировании личности слабослышащего и позднооглохшего обучающего; -перенос знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной жизни; -создание благоприятной социальной ситуации развития и обучения каждого слабослышащего и позднооглохшего ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, особыми образовательными потребностями; -максимальное обогащение речевой практики; -компенсаторная направленность обучения в единстве с развитием сенсорной базы слабослышащих и позднооглохших обучающихся; -взаимодействие слабослышащих и позднооглохших обучающихся с их нормально развивающимися сверстниками; -приобщение слабослышащих и позднооглохших обучающихся к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства Срок освоения АООП НОО для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.3.) предполагает, что обучающийся получает образование в пролонгированные сроки несопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья. Нормативный срок обучения - 5 лет (1-5 классы). Указанный срок обучения может быть увеличен до 6 лет за счёт введения первого дополнительного класса. Обучающиеся, перенесшие операцию кохлеарной имплантации, для которых может быть эффективна АООП НОО для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.3.), это обязательно дети с выраженными дополнительными отклонениями в развитии, но получившие в результате реабилитации на запускающем этапе способность к естественному развитию коммуникации и речи (с учетом структуры дополнительных отклонений в их развитии). По результатам обучения детей с кохлеарным имплантом или 5 кохлеарными имплантами, имеющих выраженные дополнительные отклонения в развитии, может измениться или вариант АООП НОО для обучающихся с ОВЗ (для детей с сохранным интеллектом), или встать вопрос о целесообразность перехода на образовательный стандарт для детей с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, умственной отсталостью. Психолого-педагогическая характеристика слабослышащих и позднооглохших обучающихся с легкой формой умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2.3 предназначен для образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся (со слуховыми аппаратами и (или) имплантами): • с задержкой психического развития церебрально-органического происхождения, в результате которой длительное время отмечается функциональная незрелость центральной нервной системы; • с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); • с задержкой психического развития или легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и нарушениями зрения, проявлениями детского церебрального паралича (ДЦП); • с задержкой психического развития или с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и соматическими заболеваниями (почек, печени, желудочно-кишечного тракта и других поражений различных систем организма. Для слабослышащих и позднооглохших обучающихся с легкой формой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характерны детерминирующиеся особенности высшей нервной деятельности и темперамента, проявляющиеся в особом характере и низкой скорости протекания мыслительных процессов, невысокой работоспособности, что обуславливает низкий уровень учебных возможностей, снижение познавательной активности, отсутствие мотивации к учебной деятельности происходит из-за несформированности познавательных потребностей, а также из-за невысокого уровня волевого развития. Комплексное психолого-педагогическое обследование каждого ученика позволяет определить прогноз его развития, организовать процедуру его клинико-психологопедагогического сопровождения на разных этапах образования, как в школе, так и в семье. При сложной структуре дефекта обучение ребенка носит компенсирующий характер, определяя приоритет социальных (жизненных) компетенций. Основной задачей обучения и воспитания становится формирование социальных (жизненных) компетенций: формирование элементарной картины мира: представлений о природе и жизни людей, навыков личной гигиены и самообслуживания, привитие простых социокультурных и трудовых до профессиональных навыков, воспитание культуры межличностных отношений: поведения со взрослыми и сверстниками в школе, дома, на улице и т.д. Среди группы слабослышащих и позднооглохших обучающихся выделена группа детей, имеющих выраженное снижение интеллекта (умеренная, тяжелая, глубокая умственная отсталость), может сочетаться с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы и быть различной степени тяжести, может быть осложнена текущими соматическими заболеваниями и психическими расстройствами. Их обучение должно быть организовано 6 по АООП НОО для обучающихся с ОВЗ (вариант 1.4). На основе данного варианта создается АООП НОО для обучающихся с ОВЗ, которая при необходимости индивидуализируется (СИПР); к АООП НОО для обучающихся с ОВЗ может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы, учитывающие образовательные потребности групп или отдельных слабослышащих обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Обязательным является специальная организация среды для реализации особых образовательных потребностей обучающегося, развитие его жизненной компетенции в разных социальных сферах (образовательной, семейной, досуговой, трудовой и других). 1.2 Планируемые результаты освоения программы слабослышащих и позднооглохших обучающихся с легкой умственной отсталостью и задержкой психического развития (интеллектуальными нарушениями). Освоение АООП НОО для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.3), созданной на основе ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ, обеспечивает достижение слабослышащими и позднооглохшими обучающимися двух видов результатов: личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом жизненных компетенций, необходимых для овладения социокультурным опытом. Личностные результаты освоения АООП НОО для обучающихся с ОВЗ включают индивидуально-личностные качества и жизненные (социальные) компетенции, социально значимые ценностные установки, социальные компетенции, личностные качества обучающегося. Личностные результаты освоения АООП НОО для обучающихся с ОВЗ отражают: • понимание основ своей гражданской принадлежности, развитие чувства любви к матери, членам семьи, к школе, принятие учителя и учеников класса, взаимодействие с ними; • развитие мотивации к обучению; • развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении (пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами и (или) кохлеарным имплантом, личными ассистивными средствами в разных ситуациях; пользоваться специальной тревожной кнопкой на мобильном телефоне; писать при необходимости SMS-сообщение и другие); • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела и др); • владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; • развитие положительных свойств и качеств личности; • готовность к вхождению обучающегося в социальную среду; • развитие представлений о социокультурной жизни слышащих детей и взрослых, лиц с нарушениями слуха. С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей слабослышащих и позднооглохших обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметные результаты должны отражать: 7 Язык и речевая практика Русский язык («Обучение грамоте», «Формирование грамматического строя речи»): 1) овладение обучающимися посильными коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их словесной речи устного и письменного общения; осознанное, сознательное чтение, понимание смысла доступных текстов (с учетом особенностей психофизического и речевого развития); 2) сформированность умения выбирать адекватные средства коммуникации в зависимости от собеседника (слышащий, глухой, слабослышащий); 3) сформированность умения использовать дактилологию и, при необходимости, жестовую речь; 4) сформированность навыков построения предложений с одновременным уточнением значений, входящих в них словоформ. 5) овладение структурой простого предложения; 6) владение орфографическими знаниями и умениями, каллиграфическими навыками. Чтение: 1) осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи; 2) сформированность умения высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков (с учетом особенностей психофизического и речевого развития); 3) сформированность представлений о мире, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; 4) выбор с помощью взрослого интересующей литературы; понимание смысла читаемых текстов. Развитие речи: 1) осмысление значимости речи для решения коммуникативных и познавательных задач; 2) овладение умением выбирать адекватные средства коммуникации в зависимости от собеседника (слышащий, глухой, слабослышащий) (с учетом особенностей психофизического и речевого развития); 3) овладение умением использовать дактилологию как вспомогательное средство; 4) использование диалогической формы речи в различных ситуациях общения Предметно-практическое обучение: 1) овладение посильными умениями использовать словесную речь (в устной и письменной формах) как средства коммуникации в предметно –практической, учебной и элементарной социально –бытовой деятельности (с учетом особенностей психофизического и речевого развития); 2) овладение полным, осознанным значением слов, обозначающих объект и действия, связанные с ним; 3) сформированность умения ориентироваться в пространстве; использование диалогической формы речи в различных ситуациях общения и связной речи, умение составлять вопросы и отвечать на них; формирование навыков трудового сотрудничества со сверстниками. Математика: 8 1) использование начальных математических знаний о числах, мерах, величинах и геометрических фигурах для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений; 2) овладение основами словесно-логического мышления, математической речи (с учетом особенностей психофизического и речевого развития); измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения несложных алгоритмов; 3) применение математических знаний для решения учебно-познавательных, учебнопрактических, житейских и профессиональных задач. Естествознание («Ознакомление с окружающим миром», «Окружающий мир»): 1) сформированность элементарных знаний о предметах и явлениях окружающего мира; 2) сформированность умения наблюдать, сравнивать предметы и явления живой и неживой природы; 3) понимание простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы (с учетом особенностей психофизического и речевого развития); 4) овладение доступными способами изучения природных явлений и процессов и некоторых социальных объектов; 5) понимание значения сохранных анализаторов для жизнедеятельности. Искусство. Изобразительное искусство 1) сформированность эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, дифференцировать красивое от «некрасивого»; 2) сформированность умений выражать собственные мысли и чувства от воспринятого, делиться впечатлениями, реализуя формирующиеся коммуникативные умения, в том числе слухозрительного восприятия и достаточно внятного воспроизведения тематической и терминологической лексики (с учетом особенностей психофизического и речевого развития); 3) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании и пр). Технология 1) сформированность умений работать с разными видами материалов и инструментами, выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств; 2) сформированность навыков самообслуживания, организационных трудовых умений (правильно располагать материалы и инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования и т.д.); 3) использование приобретенных знаний и умений для решения повседневных практических задач. Физическая культура: 1) сформированность первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека, физического развития; овладение умениями правильно организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия и т.д.); 2) сформированность умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок соразмерно собственным индивидуальным особенностям здоровья, 9 связанными с синдромальными нарушениями, при которых необходим «щадящий» спортивный режим или только подвижные игры без элементов состязательности. Результаты освоения коррекционно-развивающей области примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования отражают: Коррекционный курс «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» (индивидуальные занятия): 1) восприятие на слух с помощью двух слуховых аппаратов, или аппарата и кохлеарного импланта, или двух кохлеарных имплантов текстов знакомого значению и необходимого в общении на уроках и во внеурочное время речевого материала разговорного и учебноделового характера; 2) различение, опознавание и распознавание на слух знакомого по значению и необходимого в общении на уроках и во внеурочное время речевого материала (фраз, слов, словосочетаний); 3) восприятие коротких текстов диалогического и монологического характера, отражающих типичные коммуникативные ситуации в учебной и внеурочной деятельности; 4) опознавание на слух основного речевого материала (отдельных предложений, слов, словосочетаний) из данных текстов, предъявленных вразбивку; ответы на вопросы по тексту и выполнение заданий; 5) произнесение речевого материала голосом нормальной высоты, силы и тембра, в нормальном темпе или темпе, приближающемся к нормальному, достаточно внятно, реализуя сформированные умения воспроизведения звуковой и ритмико-интонационной структуры речи, использование в процессе устной коммуникации естественных невербальных средств (мимики лица, позы, пластики и т.п.); 6) применение отработанных приемов самоконтроля произносительной стороны речи; соблюдение орфоэпических правил (по знаку, образцу учителя, самостоятельно); 7) сформированность умения использовать устную речь в общении в различных видах учебной и внеурочной деятельности. Коррекционный курс «Музыкально-ритмические занятия» (Фронтальные занятия): 1) овладение элементарной тематической и терминологической лексикой, связанной с развитием восприятия музыки, различными видами музыкально – исполнительской деятельности обучающихся; 2) эмоциональная декламация песен под музыку в ансамбле под аккомпанемент и управление учителя при передаче в достаточно внятной речи (при реализации произносительных возможностей) темпоритмической структуры мелодии, характера звуковедения, динамических оттенков; 3) эмоциональное и ритмичное исполнение на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле сопровождения к музыкальной пьесе или песне, исполняемой учителем; 4) реализация сформированных умений в различных видах внеурочной художественной деятельности, в том числе совместной со слышащими сверстниками. Коррекционный курс «Развитие слухового восприятия и техника речи»: 1) наличие условной двигательной реакции на доступные неречевые звучания; 2) различение и опознавание на слух звучаний музыкальных инструментов/игрушек; 10 3) определение на слух количества звуков, продолжительности их звучания (кратко, долго), характера звуковедения (слитно или неслитно), темпа (нормальный быстрый, медленный), громкости (нормально, громко, тихо), ритмов, высоты звучания; 4) восприятие слухозрительно и на слух отработанного на занятиях речевого материала (фраз, слов, словосочетаний, коротких текстов, прежде всего, диалогического характера). 5) произнесение отработанного речевого материала голосом нормальной высоты, силы и тембра, в нормальном темпе, достаточно внятно, реализуя сформированные навыки воспроизведения звуковой и ритмико-интонационной структуры речи, используя естественные невербальные средства коммуникации (мимику лица, позу, пластику и т.п.); 6) соблюдение орфоэпических правил в отработанных словах; реализация сформированных навыков самоконтроля произносительной стороны речи; 7) восприятие на слух и словесное определение неречевых звучаний окружающего мира: социально значимых бытовых и городских шумов; голосов животных и птиц; шумов, связанных с явлениями природы, различения и опознавания разговора и пения, мужского и женского голоса; 8) применение приобретенного опыта в восприятии неречевых звуков окружающего мира и навыках устной коммуникации в учебной и различных видах внеурочной деятельности, в том числе совместной со слышащими детьми и взрослыми. Коррекционный курс «Развитие познавательной сферы» (Индивидуальные занятия): 1) сформированность представлений об окружающей действительности; 2) коррекция и развитие познавательных процессов и личностных особенностей; 3) сформированность положительной мотивации к учению; сформированность речевой активности в условиях совместной учебно-игровой деятельности. Коррекционный курс «Социально-бытовая ориентировка» (Фронтальные занятия): 1) овладение элементарными умениями и навыками социально-бытовой ориентировки, обеспечивающей формирование конкретных представлений об окружающих предметах и действиях с ними; 2) формирование умений и навыков по социально-бытовой ориентировке; 3) овладение навыками личной гигиены, самообслуживания; развитие умения использовать при ориентировке информацию сохранных анализаторов; 4) овладение информацией о людях с нарушениями слуха, их социокультурной жизни, достижениях, средствах коммуникации. 1.3 Система оценки достижения слабослышащими и позднооглохшими обучающимися планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (вариант 2.3) Система оценки достижения слабослышащих и позднооглохших обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения АООП НОО для обучающихся с ОВЗ призвана решить следующие задачи: закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки; 11 ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и базовых учебных действий; обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов начального общего образования; позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений, обучающихся и развития социальной (жизненной) компетенции. Достижение личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой. Личностные результаты слабослышащих и позднооглохших обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в начальные школы не подлежат итоговой оценке. Оценка личностных результатов предполагает прежде всего оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые составляют основу этой группы результатов по отношению к слабослышащим и позднооглохшим обучающимся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися жизненными компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной группы. Экспертная группа создается в образовательном учреждении и в ее состав входят все участники образовательного процесса - педагоги: учителя, учителя-дефектологи, воспитатели, педагог-психолог, социальный педагог; медицинские работники: врач, медсестра; родители (законные представители). Основной формой работы участников экспертной группы является психологомедико-педагогический консилиум. Для полноты оценки личностных результатов освоения слабослышащими и позднооглохшими обучающимися с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП НОО для обучающихся с ОВЗ в плане овладения ими социальной (жизненной) компетенцией следует учитывать и мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения, обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной). Результаты анализа должны быть представлены в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных единиц: 0 баллов – нет продвижения; 1 балл – минимальное продвижение; 2 балла – среднее продвижение; 3 балла – значительное продвижение. Подобная оценка необходима для выработки ориентиров экспертной группы в описании динамики развития жизненной компетенции ребенка. Результаты оценки личностных знаний, в совокупности составляющих социальную (жизненную) компетенцию, заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося, что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям. 12 № Процедура оценивания Кто оценивает Сроки 1. Тестирование психолог 2. Наблюдения 3. Анализ содержания Портфолио обучающегося педагоги, работающие с ребёнком воспитатель, классный Входное - 1, начало учебного года. Промежуточные 1 класс, конец учебного года. Итоговое-5 класс. В течение Дневник обучения наблюдений 4. Анкетирование родителей руководитель По окончании каждого учебного года психолог и /или классный руководитель, заместитель Промежуточное – 3 класс Итоговое -5 класс директора по УВР 5. Мониторинг активности воспитатель классный обучающихся руководитель Степень активности: 1.Высокая 2.Средняя З.Низкая 4.Отсутствие активности По окончании каждого учебного года Фиксация результата Документация психолога. Документация учителя, воспитателя, Отражение в характеристике. Документация психолога, классного руководителя, воспитателя. Аналитическая справка Документация учителя, воспитателя, классного руководителя Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Достижение этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части базисного учебного плана. Оценивать предметные результаты целесообразно начинать со 2-го класса, т. е. в тот период у обучающихся уже будут сформированы некоторые начальные навыки письма, счета и чтения, а сама учебная деятельность будет для них привычной, и они могут ее организовывать под руководством учителя. 13 Во время обучения в первом дополнительном и первом классах целесообразно стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку (сначала фишки, а затем отметки). При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным предметным результатом является качественное преобразование учебной деятельности, осуществляемой под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, в совместную деятельность, представляющую собой учебное сотрудничество. В ходе этого сотрудничества слабослышащий и позднооглохший обучающийся с интеллектуальными нарушениями не только может представить некоторую простейшую систему усвоенных знаний, но и на доступном ему уровне осознавать их значение. В целом оценка усвоения слабослышащими и позднооглохшими обучающимися с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов должна базироваться на принципах гуманного и индивидуальнодифференцированного подхода. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию предметные знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом. Однако предметные результаты, связанные с освоением обучающимися разных учебных предметов, неравнозначны по своему содержанию и неодинаковы с точки зрения их влияния на общее развитие ребенка. Усвоение некоторых учебных предметов, таких как формирование грамматического строя речи, чтение, математика требуют достаточно развитой обобщающей функции мышления, усвоения абстрактных и отвлеченных понятий, т.е. именного всего того, что нарушено у слабослышащих и позднооглохших обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В то же время такие учебные предметы, как ручной труд, физическая культура способствуют коррекции и развитию сенсорной, эмоциональной, двигательной сфер, которые более пластичны и динамичны, соответственно, результативность этой работы будет более очевидной. Таким образом, используя одну и ту же отметку для оценивания принципиально разных предметных результатов освоения отдельных учебных предметов, мы оцениваем одной и той же мерой разные интеллектуальные и психофизические возможности обучающегося, которые в некоторых случаях не являются сопоставимыми. При оценке итоговых предметных результатов обучения используется традиционная система отметок по 5-балльной шкале. Такой подход не исключает возможности использования и других подходов к оцениванию результатов обучения учащихся. В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование социальных (жизненных) компетенций. Результаты коррекционно-развивающей работы по развитию слухового и слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны, развитию познавательных процессов анализируются в отчетах учителей индивидуальных занятий, которые составляются в конце каждой четверти. В конце учебного года составляется характеристика слухоречевого развития каждого ученика, в которой обобщаются данные о достижении им планируемых предметных результатов. Характеристика слухоречевого 14 развития ученика утверждается на школьном психолого-педагогическом консилиуме и доводится до сведения родителей (законных представителей). На каждого обучающегося ведется мониторинг на протяжении всего периода обучения в школе («Слухоречевая карта учащегося»). В «Слухоречевой карте учащегося» представляются обобщенные выводы о состоянии слуха, речевом развитии ребенка с нарушением слуха, раскрываются механизмы патологических проявлений произносительной и лексико-грамматической сторон речи, приводятся примеры ответов учащегося в качестве иллюстраций к выводам, сделанным по результатам обследований учителем-дефектологом. Кроме того, материалы «Слухоречевой карты» используются при составлении характеристик в другие учебные и медицинские учреждения. Оценка результатов деятельности образовательной организации осуществляется в ходе ее аккредитации, а также в рамках аттестации педагогических кадров. Она проводится на основе результатов итоговой оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО для обучающихся с ОВЗ с учётом результатов мониторинговых исследований разного уровня (федерального, регионального, муниципального), условий реализации АООП НОО для обучающихся с ОВЗ, особенностей контингента обучающихся. Предметом оценки в ходе данных процедур является также текущая оценочная деятельность образовательных организаций и педагогов, и в частности отслеживание динамики образовательных достижений слабослышащих и позднооглохших обучающихся данной образовательной организации. 2. Содержательный раздел. 2.1 Программа формирования базовых учебных действий Программа формирования базовых учебных действий (БУД) слабослышащих и позднооглохших обучающихся с интеллектуальными нарушениями реализуется в начальных (первый дополнительный, 1-5) классах. Она конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП НОО для обучающихся с ОВЗ и служит основой разработки программ учебных дисциплин. Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования слабослышащих и позднооглохших школьников с интеллектуальными нарушениями. Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании обучающегося как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами трудовой деятельности. Задачами реализации программы являются: ― формирование мотивационного компонента учебной деятельности; ― овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности; ― развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога. Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач необходимо: • определить функции и состав базовых учебных действий, учитывая психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности обучающихся; 15 • определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов; Согласно требованиям Стандарта, уровень сформированности базовых учебных действий слабослышащих и позднооглохших обучающихся с интеллектуальными нарушениями оцениваются на момент завершения обучения школе. Функции, состав и характеристика базовых учебных действий слабослышащих и позднооглохших обучающихся с интеллектуальной недостаточностью современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника. В качестве базовых учебных действий рассматриваются операционные, мотивационные, целевые и оценочные. Функции базовых учебных действий: обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области; реализация преемственности обучения на всех ступенях образования; формирование готовности слабослышащих и позднооглохших обучающихся с интеллектуальной недостаточностью к дальнейшему профессиональному образованию; обеспечение целостности развития личности обучающегося. Характеристика базовых учебных действий. Личностные базовые учебные действия - осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Коммуникативные базовые учебные действия включают следующие умения: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. Регулятивные базовые учебные действия включают следующие умения: входить и выходить из учебного помещения со звонком; ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); пользоваться учебной мебелью; адекватно использовать 16 ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место; передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. К познавательным базовым учебным действиям относятся следующие умения: выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; устанавливать видо-родовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; читать; писать; выполнять арифметические действия; наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях). Связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов В программе базовых учебных действий достаточным является отражение их связи с содержанием учебных предметов в виде схемы, таблиц и т.п. В связи с различиями в содержании и перечнем конкретных учебных действий необходимо отдельно отразить эти связи. При этом следует учитывать, что практически все базовые учебные действия формируются в той или иной степени при изучении каждого предмета. Динамика базовой учебной деятельности школьника прослеживается от несформированных компетенций, через формирующиеся компетенции к сформированным компетенциям, и может быть представлена в виде индивидуальной образовательной траектории. 2.2. Программы учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области. Программы отдельных учебных предметов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной адаптированной образовательной программы начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программы отдельных учебных предметов разрабатываются на основе требований к результатам освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших детей (вариант 2.3.). Рабочая программа учебного предмета содержит: В целях снижения административной нагрузки педагогических работников общеобразовательных организаций подготовлено письмо Министерство образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов», в котором внесены изменения в федеральные государственные стандарты общего образования в части требований к рабочим программам учебных предметов. Основными элементами рабочей программы учебного предмета, курса в соответствии с подготовленными элементами являются: 17 1) планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 2) содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности; 3) календарно-тематическое планирование с указанием количество часов, отводимых на освоение каждой темы. Основное содержание учебных предметов Полное описание образовательных областей и изложение Программ учебных предметов и коррекционных курсов, предусмотренных к изучению при получении начального общего образования, в соответствии со структурой, установленной в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и с учетом особенностей развития и специальных образовательных потребностей слабослышащих и позднооглохших детей, приведено в приложениях. 2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся с недостатками слуха Один из главных компонентов в воспитывающей деятельности – это создание благоприятных условий для саморазвития человека как личности и как индивидуальности. Условия для саморазвития в современном мире основываются на идеях самоценности детства, сотрудничества, диалога, педагогической поддержки, самоопределения и самоактулизации личности, динамичности, эмпатии и толерантности. Чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной, вариативной, необходимо предоставить ребенку свободный выбор форм, способов самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей. Именно эту задачу решают различные разделы и направления программы воспитания и социализации обучающихся, воспитанников с недостатками слуха. Целью всей воспитательной работы является коррекция психических и физических функций ребёнка с ограниченными возможностями в процессе общего его образования, развития, воспитания и подготовки к жизни и труду. Коррекционное развитие как специально организуемый и направляемый процесс неразличим и не может существовать вне коррекционного обучения и воспитания. Поскольку развитие учащихся осуществляется в ходе обучения и в процессе воспитания, то и коррекционное воздействие будет присутствовать в этой деятельности. Следовательно, специальное, так же, как и общее, образование триедино и состоит из коррекционного обучения, коррекционного воспитания и коррекционного развития. Воспитание в ГБОУ «СКОШИ I-II вида» для глухих и слабослышащих детей – это воспитание типологических свойств и качеств личности, инвариантных предметной специфике деятельности (познавательной, трудовой, эстетической и др.), позволяющих адаптироваться в социальной среде. Цель данной программы: Создание единого воспитательного пространства, направленного на формирование духовно-нравственной, творческой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, умеющей ориентироваться в современных экологических и социокультурных условиях. 18 Задачи программы: • формировать гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, потребности в здоровом образе жизни, активной жизненной позиции; • формировать гуманистических отношений к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение, усвоение, присвоение этих ценностей; • прививать навыки нравственного поведения, трудового и профессионального самоопределения как основу социализации личности; • укреплять и совершенствовать систему внеурочной деятельности и детского самоуправления; • координировать деятельность и взаимодействие всех звеньев системы: базового и дополнительного образования, школы и семьи, школы и социума; • создание оптимальных условий для коррекции развития ребенка с недостатками слуха. Основные идеи, нашедшие отражение в программе, можно сформулировать следующим образом: -в программе воспитания и социализации представлены все стороны человеческой жизнедеятельности и развития личности; -программа ориентирована на воспитание личности образованной, творческой, самостоятельной, гуманной, способной ценить себя и уважать других; -содержание программы соответствует интересам, потребностям возрастного и индивидуального развития ребенка и возможностям, и особенностям его микро- и макросоциума; -семья обучающегося, воспитанника заявлена в программе как равноправный участник воспитательного процесса в школе; -программа построена с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественноорганизаторскую; -программа ориентирует детей на признание и принятие абсолютных ценностей: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Здоровье, Культура, Мир, Земля. Принцип построения программы - поэтапное решение воспитательных задач на каждом возрастном уровне: • раскрытие личности (1-5 классы начальной школы); • развитие личности (5-11 классы основной школы); • саморегуляция, самореализация (11-12 классы средней школы). Программа воспитания и социализации обучающихся с недостатками слуха состоит из блоков: 1 блок – программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с нарушениями слуха; 2 блок – программа формирования экологической культуры и культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся с нарушением слуха; 3 блок – программа нравственного воспитания для детей с нарушениями слуха и интеллекта; 4 блок - программа профессиональной ориентации и социализации обучающихся с нарушением слуха. 19 Программа направлена на: -обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания, -освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения; - формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учетом потребностей рынка труда; - формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни, с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся, как одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования; - формирование экологической культуры. Итак, условием для воспитания и социализации подростка является развитие общей культуры личности по всем вышеперечисленным направлениям, которые реализуются не изолированно, а проникают одно в другое, пересекаются и дополняют друг друга. Содержание Программы воспитания и социализации обучающихся с недостатками слуха приведено в приложении. 2.4. Программа коррекционной работы Программа коррекционной работы направлена на выявление особых образовательных потребностей, обучающихся с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; осуществление индивидуальноориентированной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с ОВЗ с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями ПМПК). Программа коррекционной работы содержит: • перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей, обучающихся с ОВЗ; • систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях образовательной деятельности, включающего психолого-медико-педагогическое обследование обучающихся с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития обучающихся; • корректировку коррекционных мероприятий. Обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения слабослышащими и позднооглохшими обучающимися содержания АООП НОО для обучающихся с ОВЗ, является коррекционно-развивающее направление. Часы коррекционно-развивающей области не входят в предельно допустимую учебную нагрузку, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию адаптированной основной образовательной программы 20 Цель программы коррекционно – развивающей работы - оказание комплексной психолого – педагогической помощи слабослышащими и позднооглохшим обучающимся в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы, в коррекции недостатков в общем и слухоречевом развитии, в их социальной адаптации. Программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности слабослышащих и позднооглохших обучающихся. Задачи программы коррекционно – развивающей работы: • выявление особых образовательных потребностей слабослышащих и позднооглохших обучающихся, обусловленных недостатками в их развитии; • организация специальных условий образования в соответствии с особенностями ограничений здоровья учащихся; • осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей; • оказание коррекционной помощи в овладении адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования, в том числе организация индивидуальных и фронтальных занятий по развитию слухового восприятия речи и неречевых звучаний, включая музыку, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны; • организация специальной психолого-педагогической помощи в формировании полноценной жизненной компетенции слабослышащих и позднооглохших обучающихся; • создание благоприятных условий для наиболее полноценного личностного развития, приобщения к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства с учетом возможностей и особых образовательных потребностей каждого обучающегося; • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) слабослышащих и позднооглохших обучающихся. Принципы программы коррекционно – развивающей работы: • соблюдение интересов слабослышащих и позднооглохших обучающихся; создание в образовательной организации условий для реализации их возможностей и особых образовательных потребностей, наиболее полноценного развития, социальной адаптации; • приобщение обучающихся к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; • взаимодействие всех специалистов образовательной организации, родителей (законных представителей) обучающихся при решении образовательно – коррекционных задач, а также оказании согласованной помощи в процессе формирования и развития личности ребенка, его адаптации и интеграции в обществе; • учёт социальных факторов в формировании личности обучающегося; содействие созданию благоприятной социальной ситуации развития и обучения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающегося, его особыми образовательными потребностями; • реализация в различных жизненных ситуациях достижений, обучающихся в 21 образовательно – коррекционном процессе, обеспечение подготовленности обучающихся к адаптации и интеграции в обществе, развития их самостоятельности при решении жизненных задач; • обеспечение слухоречевого развития обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей, максимальное обогащение их речевой практики, развитие жизненных компетенций при взаимодействии со слышащими детьми и взрослыми в условиях деятельности, интересной и полезной всем ее участникам. Комплексное психолого – медико - педагогическое сопровождение обучающихся включает: проведение психолого - педагогическое обследования детей при поступлении в образовательную организацию с целью выявления их возможностей и особых образовательных потребностей, составления программы индивидуального маршрута с учетом фактического уровня общего и слухоречевого развития, индивидуальных особенностей; разработку рекомендаций к составлению коррекционных программ, учитывающих индивидуальные особенности обучающихся, в том числе программ по развитию восприятия устной речи и обучению произношению; проведение коррекционно – развивающей работы с учетом особых образовательных потребностей каждого обучающегося, его индивидуальных особенностей; мониторинг динамики общего и слухоречевого развития обучающихся, достижения планируемых результатов коррекционно – развивающей работы. Содержание Программы коррекционной работы приведено в приложении. 2.5. Программа внеурочной деятельности Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения АООП НОО для обучающихся с ОВЗ слабослышащих и позднооглохших обучающихся. Цели организации внеурочной деятельности на ступени начального общего образования: обеспечение соответствующей возрасту адаптации слабослышащего и позднооглохшего обучающегося в образовательной организации, создание благоприятных условий для его развития, учёт его возрастных и индивидуальных особенностей, особых образовательных потребностей. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно оздоровительное, духовно нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. как и Формы организации внеурочной деятельности, в целом образовательного процесса, в рамках реализации примерной АООП НОО для обучающихся с ОВЗ слабослышащих и позднооглохших обучающихся определяет образовательная организация. Содержание занятий, предусмотренных во внеурочной деятельности, должно формироваться с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляться в формах: индивидуальные и фронтальные занятия; экскурсии, кружки, «весёлые старты», секции, олимпиады, конкурсы, проектная деятельность, соревнования, общественно полезные практики и т. д. Основное преимущество организации внеурочной деятельности непосредственно в образовательной организации заключается в создании условий для полноценного пребывания в ней ребёнка в течение дня, содержательном единстве учебного, 22 воспитательного и развивающего процессов в рамках АООП НОО для обучающихся с ОВЗ . При организации внеурочной деятельности непосредствен но в образовательной организации предполагается, что в этой работе принимают участие все педагогические работники данной организации (учителя начальной школы, учителя-дефектологи, учителя предметники, социальные педагоги, педагоги психологи, воспитатели и др.). Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей, включения их в художественную, техническую, спортивную и другую деятельность. Основное преимущество совместной организации внеурочной деятельности заключается в предоставлении широкого выбора занятий для ребёнка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения ребёнка, привлечения к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практикоориентированной и деятельностной основы организации образовательного процесса. Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет, как правило, классный руководитель, который взаимодействует с педагогическими работниками, организует систему отношений через разнообразные формы воспитательной деятельности коллектива, в том числе через органы самоуправления, обеспечивает внеурочную деятельность обучающихся в соответствии с их выбором. План внеурочной деятельности формируется образовательной организацией и должен быть направлен на достижение слабослышащими и позднооглохшими обучающимися планируемых результатов освоения АООП НОО для обучающихся с ОВЗ. Содержание программы внеурочной деятельности приведено в приложении. 3. Организационный раздел. 3.1. Учебный план. (вариант 2.3) Учебный план начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся с интеллектуальными нарушениями (далее – учебный план) обеспечивает введение в действие и реализацию требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС), определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей и направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения). Учебный план должен соответствовать действующему законодательству РФ в области образования, обеспечивать введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся и выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных действующими санитарноэпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в образовательных организациях. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы, учитывающие образовательные потребности групп или отдельных слабослышащих обучающихся с интеллектуальными нарушениями. 23 АООП НОО для обучающихся с ОВЗ, имеющих дополнительные отклонения в развитии (нарушения зрения, опорно-двигательного аппарата), дополняется индивидуальной программой реабилитации (далее—ИПР) инвалида в части создания специальных условий получения образования. Учебный план начального общего образования и план специальных коррекционных предметов и внеурочной деятельности являются основными организационными механизмами реализации, адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Для развития потенциала обучающихся могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Учебные планы обеспечивают в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования возможность обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации, а также возможность их изучения, и устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения. Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. Обязательная (инвариантная) часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию общеобразовательных организациях, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная (инвариантная) часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся с интеллектуальными нарушениями: • формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; • готовность обучающихся к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям; • формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; • личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. В первом дополнительном и 1 классах в соответствии с санитарно гигиеническими требованиями эта часть отсутствует. 24 Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации. Школа-интернат предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся с интеллектуальными нарушениями следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы. План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации, адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования. Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, нравственное, социальное, общекультурное) в таких формах как индивидуальные и групповые занятия, экскурсии, кружки, секции, соревнования, проектная деятельность, общественно полезные дела и т. д. Коррекционно-развивающее направление является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО для обучающихся с ОВЗ. Организация внеурочной деятельности предполагает, что в этой работе принимают участие все педагогические работники (учителя, учителя-дефектологи, воспитатели, педагог-психолог и др.), так же и медицинские работники. План внеурочной деятельности школы-интерната определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся с учетом интересов обучающихся и возможностей школы-интерната. Недельный учебный план начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.3) Предметные области Учебные предметы Классы. Количество часов в неделю. 1д 1 2 3 4 5 Всего Обязательная часть Речь и речевая Русский язык (обучение грамоте, практика формирование грамматического 6 6 4 4 4 4 28 Чтение - - 4 4 4 4 16 Развитие речи 4 4 3 3 3 3 20 Предметно-практическое обучение 2 - - - - - 2 Математика Математика 4 4 4 4 4 4 24 Естествознание Ознакомление с окружающим миром 1 1 1 1 - - 4 Окружающий мир (Человек, природа, - - - - 1 1 2 строя речи) общество) 25 Искусство Изобразительное искусство 1 1 1 1 1 1 6 Технология Технология (Труд) - 2 1 1 1 1 6 Физическая культура Физическая культура 3 3 3 3 3 3 18 21 21 21 21 21 21 126 - - 2 2 2 2 8 21 21 23 23 23 23 134 10 10 10 10 10 10 60 3 3 3 3 3 3 18 1 1 1 - - - 3 Итого Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса (при 5-дневной неделе) Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной неделе) Внеурочная деятельность (включая коррекционно-развивающую область) Коррекционно-развивающую область: 1. Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи (индивидуальные занятия). 2. Развитие слухового восприятия и техники речи (фронтальные занятия). 3. Музыкально-ритмические занятия. 2 2 2 1 - - 7 4. Развитие познавательной сферы. 2 2 2 2 2 2 12 5. Социально-бытовая ориентировка. - - - 2 2 2 6 Другие направления внеурочной деятельности 2 2 2 2 3 3 14 Всего к финансированию 31 31 33 33 33 33 194 3.2. Система условий реализации, адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования Кадровые условия Уровень квалификации работников, реализующих АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся, для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности. Требования к кадровому обеспечению АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся, реализующейся в условиях обучения в отдельных классах должны соответствовать требованиям к кадровому обеспечению АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся, реализующейся в условиях отдельных образовательных организаций. Требования к кадровому обеспечению АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся, реализующейся в условиях отдельных образовательных организаций (вариант 2.3) Учитель-дефектолог (сурдопедагог), учитель начальных классов должны иметь высшее профессиональное педагогическое образование в области сурдопедагогики по одному из вариантов программ подготовки: - по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», профиль подготовки «Сурдопедагогика». 26 Учитель музыкально-ритмических занятий должен иметь высшее образование, аналогичное учителю-дефектологу (сурдопедагог), учителю начальных классов и музыкальную подготовку, позволяющую формировать у глухих обучающихся различные виды музыкально – ритмической деятельности или высшее музыкально–педагогическое образование с обязательным прохождением профессиональной переподготовки по направлению «Сурдопедагогика». Воспитатели, принимающие участие в реализации АООП НОО для обучающихся с ОВЗ, должны иметь высшее или среднее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки: - по специальности «Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях» или «Специальное дошкольное образование» с обязательным прохождением профессиональной переподготовки или повышение квалификации в области сурдопедагогики, подтверждённой сертификатом установленного образца; - по специальности «Сурдопедагогика» с получением квалификации «Учительсурдопедагог»; - по направлению «Педагогика», профиль подготовки «Образование лиц с нарушением слуха» либо по магистерской программе соответствующей направленности; - по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», профиль подготовки «Сурдопедагогика» (квалификация/степень – бакалавр), либо по магистерской программе соответствующей направленности (квалификация/степень – магистр); - по другим педагогическим специальностям с обязательным прохождением профессиональной переподготовки или повышением квалификации в области сурдопедагогики, подтвержденной сертификатом установленного образца. Педагогические работники – педагог психолог, учитель рисования, учитель физической культуры, социальный педагог, педагог дополнительного образования, педагог-организатор – наряду со средним или высшим профессиональным педагогическим образованием по соответствующему занимаемой должности направлению (профилю, квалификации) подготовки должны иметь удостоверение о профессиональной переподготовке или повышении квалификации в области сурдопедагогики установленного образца. Руководящие работники (административный персонал) – наряду с высшим профессиональным педагогическим образованием должны иметь удостоверение о профессиональной переподготовке или повышении квалификации в области сурдопедагогики установленного образца. При необходимости в процесс реализации АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.3) школа-интернат может временно или постоянно обеспечить (по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии) участие тьютора, который должен иметь высшее профессиональное педагогическое образование и диплом о профессиональной переподготовке по соответствующей программе установленного образца. В процессе реализации АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.3.) школа-интернат может временно или постоянно обеспечить участие ассистента (помощника), который должен иметь образование не ниже общего среднего и пройти соответствующую программу подготовки. 27 Школа-интернат имеет право включать в штатное расписание специалистов по информационно-технической поддержке образовательной деятельности, имеющих соответствующую квалификацию. В процессе реализации АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.3.) в рамках сетевого взаимодействия при необходимости могут быть организованы консультации специалистов медицинских и других организаций, которые не включены в штатное расписание школы-интерната ( психиатр, невропатолог, офтальмолог, ортопед и др.) для проведения дополнительного обследования обучающихся и получения медицинских заключений о состоянии их здоровья, возможностях лечения, оперативного вмешательства, медицинской реабилитации; подбора технических средств коррекции (средства передвижения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуховые аппараты и кохлеарные импланты, очки и другие средства коррекции зрительных нарушений и т.д.). При необходимости, с учетом соответствующих показаний, в рамках сетевого взаимодействия осуществляется медицинское сопровождение обучающихся. Материально-технические условия. Материально-техническое обеспечение школьного образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся должно отвечать их особым образовательным потребностям. В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения процесса образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся должна быть отражена специфика к: • организации пространства, в котором обучается слабослышащий и позднооглохший обучающийся; • организации временного режима обучения; • техническим средствам комфортного доступа слабослышащего и позднооглохшего ребёнка с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к образованию; • техническим средствам обучения слабослышащих и позднооглохших обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), включая специализированные компьютерные инструменты обучения, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей; • обеспечению условий для организации обучения и взаимодействия специалистов, их сотрудничества с родителями (законными представителями) слабослышащих и позднооглохших обучающихся; • специальным учебникам, специальным рабочим тетрадям, специальным дидактическим материалам, специальным электронным приложениям, компьютерным инструментам обучения, отвечающим особым образовательным потребностям обучающихся с нарушением слуха. Предусматривается материально-техническая поддержка, в том числе сетевая, процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля, вовлечённых в процесс образования, родителей (законных представителей) слабослышащего и позднооглохшего обучающегося с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В случае необходимости организации удаленной работы, специалисты обеспечиваются полным комплектом компьютерного и периферийного оборудования. 28 Информационное обеспечение включает необходимую нормативно-правовую базу образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся и характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса. Для слабослышащих и позднооглохших обучающихся с интеллектуальными нарушениями, не имевших дошкольной подготовки и/или по уровню своего развития не готовых к освоению программы с 1 класса, предусматривается первый дополнительный класс. Обучающимся с нарушением слуха предоставляется возможность проживания в школе-интернате в случае удаленности общеобразовательной организации от места жительства ребенка. Школа-интернат содержит оборудованные комфортные помещения, включая учебные кабинеты, специальные кабинеты фронтальной работы и индивидуальной работы по развитию слухового восприятия и обучению произношения, кабинеты психологов, кабинет информатики, спальни, столовую, спортивный зал, санитарные, игровые и бытовые комнаты и др. В течение всего учебного дня и в процессе внеурочной деятельности слабослышащий и позднооглохший ребёнок пользуется двумя индивидуальными слуховыми аппаратами, или аппаратом и кохлеарным имплантом, или двумя кохлеарными имплантами (с учётом медицинских показаний); в процессе учебной и внеучебной деятельности используется беспроводная аппаратура, например, FM- система. Предусматривается бережное отношение детей и взрослых к индивидуальным аппаратам и кохлеарными имплантам. Специальными условиями является также продуманность освещенности лица, говорящего и фона за ним, использование современной электроакустической, в том числе звукоусиливающей аппаратуры, а также аппаратуры, позволяющей лучше видеть происходящее на расстоянии (проецирование на большой экран). Для создания оптимальных условий обучения организуются учебные места для проведения, как индивидуальной, так и групповой форм обучения, предусматриваются места для отдыха и проведения свободного времени, организации других видов деятельности. Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходима специальная мебель, подобранная с учетом характера и структуры двигательного нарушения. Временной режим образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (учебный год, учебная неделя, день) устанавливается в соответствии с законодательно закрепленными нормативами (ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН, приказы Министерства образования и др.), а также локальными актами школы-интерната. В режиме образовательной организации предусмотрено проведение прогулки (1час.) на свежем воздухе, во второй половине дня; Во второй половине дня согласно режима образовательной организации проводятся занятия в рамках дополнительного образования. В школе-интернате обязательным условием к организации рабочего места, обучающегося является расположение в классных помещениях парт полукругом, чтобы дети могли всегда держать в поле зрения педагога, в том числе видеть его лицо, артикуляцию, движения рук, иметь возможность воспринимать информацию слухозрительно и на слух, видеть фон за педагогом. При организации учебного места учитываются особенности психофизического развития обучающегося, состояние моторики, зрения, наличие других дополнительных нарушений. Школа-интернат имеет доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных 29 базах данных ЭОР. Функционирование информационной образовательной среды обеспечивается средствами ИКТ и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование информационной образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации. При реализации АООП НОО для обучающихся с ОВЗ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. 30