Государственное бюджетное образовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I-II вида» Утверждаю Директор ГБОУ СКОШИ I-II вида ___________ Норбоева Н.В. Адаптированная рабочая программа «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» 2класс II вида 2021-2022 уч. г. Составитель: учитель дефектолог Гонсорунова С.Г. г. Улан-Удэ 2021г Пояснительная записка 1. Планируемые результаты освоения курса Программа обеспечивает достижение обучающимися 2-го класса II отделения определенных личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: - выбор средств общения, использование речевых конструкций, форм, типичных для разговорной речи; - представление об особых способах коммуникации людей с нарушением слуха между собой; - мотивация овладения устной речью с целью повышения речевой активности; - ответственное отношение к учению; - доброжелательное и уважительное отношение к другому человеку; - умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками; - мотивация постоянного пользования средствами электроакустической коррекции. Метапредметные результаты: - способность пользоваться речью при решении коммуникативных и познавательных задач в различных видах деятельности; - умение слушать друг друга, исправлять ошибки; - готовность к оценке собственных действий; - развитие внимания, памяти, мышления обучающихся; - готовность к логическим действиям – анализу, сравнению, синтезу, обобщению, классификации; - реализация сформированных умений и навыков в устной коммуникации во внеурочное и внешкольное время при общении с разными людьми. Предметные результаты: - умение на слух и слухо-зрительно воспринимать речь окружающих, а также умение использовать ее при коммуникации; - контроль за собственным произношением; - освоение фонетически внятной, членораздельной, выразительной устной речи; - соблюдение в речи словесного и логического ударений, правильной интонации, темпа и слитности, основных правил орфоэпии; - восприятие на слух (с аппаратами / кохлеарным имплантом) слов, словосочетаний и фраз обиходно-разговорного характера, материала, относящегося к организации учебной деятельности, а также связанного с изучением учебных предметов; - достаточно свободное слухо-зрительное восприятие отработанного речевого материала, его воспроизведение внятно, выразительно и достаточно естественно, реализуя произносительные возможности; - освоение словарного запаса и грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; - умение строить связные, грамматически правильно оформленные высказывания. Формирование речевого слуха Обучающиеся к концу 2-го класса II отделения должны уметь воспринимать на слух (слухо-зрительно) на рабочем или более близком расстоянии (с учётом слуховых, речевых и индивидуальных особенностей) разнообразный речевой материал с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без них, с кохлеарными имплантами: - знакомые по значению слова, словосочетания, фразы, включая отдельные незнакомые по значению слова, объясняемые контекстом (I, II степень тугоухости), обиходно-разговорного характера и относящийся к учебной деятельности, типа: Когда птицы прилетают с юга? В каком классе учится твоя сестра? На уроке математики дети решают примеры и задачи. Достань учебник из портфеля, ручку из пенала. Придумай словосочетание со словами: одна... (+ существительное женского рода). Расскажи про погоду и т. п.; - речевой материал различной тематики; - тексты (8—10 предложений), содержание которых близко опыту учащихся, а также тексты описательного характера на более близком расстоянии. Формирование произносительной стороны устной речи I. Речевое дыхание Произношение слитно, на одном выдохе, рядов слогов (папа-папа, папапапапа), слов, словосочетаний и фраз в 9—10 слогов, выделяя дыхательными паузами синтагмы (сопряженно с учителем, отраженно по подражанию, руководствуясь диакритическим знаком паузы). Выделение синтагм при помощи дыхательных пауз в процессе чтения, при воспроизведении текста, выученного наизусть, в самостоятельной речи. II. Голос Изменение силы голоса в связи со словесным ударением, громкости и высоты собственного голоса (по подражанию и самостоятельно). Изменение высоты и силы голоса в зависимости от расстояния до собеседника и необходимости соблюдать тишину (громко, тихо, шепотом) (первая — вторая четверть), в связи с повествовательной и вопросительной интонацией. III. Звуки и их сочетания Усвоение, закрепление правильного произношения в словах звуков речи и их сочетаний: - гласных: а, о, у, и, э, ы; звукосочетаний (дифтонгов) йа (я), йо (ё), йу (ю), йэ (е) в начальной позиции и после гласных; после разделительных ъ, ь; согласных: п, м, н, ф, в, б, т; к, х, с, з, ш ,л позиционное смягчение согласных перед гласными и в конце слов по подражанию; мягкие согласные т, н, х, п, м, ф в конце слов. Дифференцированное произношение звуков в слогах, словах, коротких фразах: гласных: а - о, а – э, о - у, э - и, и – у, и - ы; согласных: м-п, м-б, н-т, с-з, с-ш, ф-в, п-б Приближенное произношение с использованием допустимых замен еще не усвоенных учащимися звуков, включая ш – с, д-т, р- фрикативный или одноударный звук р,л – полумягкий, л,ц-с,ч-ш,щ-ш IV. Слово Воспроизведение четырех-, пятисложных незнакомых слов слитно, голосом нормальной высоты, силы, с соблюдением их звукового состава (точно или приближенно), с использованием допустимых звуковых замен, с выделением словесного ударения и соблюдением правил орфоэпии (сопряженно, отраженно, по надстрочному знаку, в знакомых словах самостоятельно); слитное произношение слов со стечением согласных (в одном слове и на стыке предлогов со словами). Понятия «слог», «ударение». Определение количества слогов в дву-, трех-, четырех-, пятисложных словах, ударного и безударного слога; определение места ударного слога. Разделение звуков речи на гласные и согласные; согласных звуков на звонкие и глухие. Соблюдение в речи правил орфоэпии (сопряженно, отраженно, по надстрочному знаку, на отработанном материале самостоятельно): - безударный о произносится как а; - слитное произнесение предлога со словом; - звонкие согласные в конце слов оглушаются; - удвоенные согласные произносятся как один долгий звук (касса[кас_а], ван на [ван_а]); - непроизносимые согласные в словах не произносятся (здра(в)ствуйте, со(л)нце). V. Фраза Изменение темпа произношения: говорить быстро, медленно (сопряженно и отраженно). Произношение слов и фраз в темпе, присущем разговорной речи (отраженно и самостоятельно). Делать паузы во фразах, состоящих из большого количества слогов, выделяя синтагмы сопряженно с учителем, затем по подражанию и на основе графического знака в тексте. Воспроизведение повествовательной, побудительной и вопросительной интонации отражённо вслед за учителем, а также при чтении текста. 2. Содержание учебного предмета Количество коррекционных часов на обучающегося в неделю определяется учебным планом – во 2 классе II отделения – 3 часа на обучающегося (6 занятий). Форма организации занятий: индивидуальные занятия. Структура индивидуального коррекционного занятия: I часть – Формирование произносительной стороны устной речи. II часть – Формирование речевого слуха. Продолжительность индивидуального занятия - 20 минут: по 10 минут на каждую часть занятия. При этом в процессе развития слухового и слухо-зрительного восприятия устной речи ученики систематически и целенаправленно побуждаются к наиболее полной реализации произносительных возможностей, достаточно внятной, естественной и выразительной речи; работая над формированием произносительной стороны устной речи, они учатся различать и опознавать на слух фразы, слова, словосочетания и тексты, а также слоги, слогосочетания и некоторые отдельные звуки, элементы интонации, над которыми ведется работа на данном занятии. Основные виды речевой деятельности на занятии: аудирование (слушанье); говорение; чтение; дактилирование, как вспомогательный вид речевой деятельности. I. Формирование речевого слуха Восприятие на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без них, или с помощью кохлеарного импланта / кохлеарных имплантов речевого материала (слова, словосочетания, фразы) обиходно-разговорного характера и относящегося к организации учебной деятельности и к изучению общеобразовательных предметов, а также текстов, содержание и объём (до 6-9 предложений) которых зависят от индивидуальных особенностей обучающегося. Развитие фонематического слуха обучающихся; проведение упражнений в восприятии на слух шепотной речи со слабослышащими детьми с I и II степенью тугоухости. Во 2 классе II отделения обучающиеся воспринимают знакомые по значению слова, простые, короткие фразы, небольшие тексты, содержание которых близко личному опыту и наблюдениям школьников, на более близком расстоянии и учатся воспринимать на слух фразы, содержащие отдельные слова, словосочетания, а также тексты с незнакомыми по значению словами, разъясняемые контекстом. Система работы по развитию речевого слуха на индивидуальных занятиях предусматривает выбор нескольких вариантов усложнения предъявления речевого материала: 1. Выбор условий предъявления речевого материала: - в условиях «подсказывающей» ситуации (в начале обучения подбирается тематически однородный материал; объявляется тема слуховых упражнений; заглавие текста; предъявляется картинка, иллюстрирующая текст, фразы или слова); - вне ситуации; - в условиях, близких к естественным. 2. Сокращение количества предъявлений речевой единицы (слово, словосочетание, фраза) на слух при достижении стабильной положительной динамики в развитии речевого слуха обучающегося. 3. Увеличение объёма, структуры и смысловой нагрузки речевого материала; восприятие текста без разложения его на части; исключение или ограниченное использование ситуативного контекста. 4. Проведение занятия с использованием различных способов предъявления речевого материала – с голоса учителя разговорной громкости или шёпотом, с голоса обучающегося (товарища), с электронного носителя. На индивидуальном занятии при восприятии речевого материала применяются различные виды работы: - выполнение поручений на практическом материале и отчёт; - использование речевых игр; - ответы на вопросы; - восприятие слова или фразы и выбор соответствующей картинки, схемы; - повторение предложения, подсчёт количества слов; - дополнение тематического ряда слов;- дополнение предложений; - запоминание слов и повторение в той же последовательности; - определение пропущенного слова в условиях учебной ситуации; - нахождение ошибки в предъявленной фразе; - составление предложения с опорными словами; - восприятие интонационных структур предложения; - восстановление деформированного предложения или текста с опорой на картинки; - использование учебной («подсказывающей») ситуации в мини-инсценировках с включением кратких диалогов; - составление рассказа по серии картинок; - составление рассказа по картине (открытой, закрытой, конструктивной), макету, презентации; - деление текста на части; - составление плана рассказа; - выборочный пересказ или пересказ всего текста, воспринятого на слух; - пересказ текста с включением диалогических единств; - озаглавливание текста; - слуховые диктанты. II. Формирование произносительной стороны устной речи Формирование произносительной стороны устной речи в первую очередь ведется на основе подражания речи педагога, воспринимаемой на слухо-зрительной и слуховой основе. При этом на занятиях используется такой методический прием, как фонетическая ритмика, а также специальные приемы вызывания звуков и коррекции произношения по отношению к тем фонетическим элементам, которые не усваиваются детьми (тем или иным учеником) на основе подражания. Работа по формированию произносительной стороны устной речи может проводиться со звукоусиливающей аппаратурой индивидуального пользования, с индивидуальными слуховыми аппаратами, кохлеарными имплантами на речевом материале различной степени сложности с использованием разных видов речевой деятельности и с применением различных видов работы Обучение произношению происходит на речевом материале, который знаком обучающимся по значению и грамматическому оформлению. На занятиях используются разные виды воспроизведения речевого материала: сопряженное (способствует формированию речевого дыхания и слитному в соответствующем темпе произнесению слов и фраз учащимися); отраженное; самостоятельное. Во 2 классе II отделения основное внимание уделяется дифференциации сходных звуков, а также работе над стечением согласных звуков в словах и фразах. При коррекции дефектов звуков используются слуховые дифференцировки, направленные на различение правильного и неправильного произнесения звука с последующим самостоятельным произношением слова (фразы). Во 2 классе обучающиеся определяют количество слогов в слове, находят ударный и безударный слоги. Во фразах, состоящих из большого количества слогов, они должны уметь делать паузы, выделяя синтагмы сопряженно с учителем, затем по подражанию и на основе графического знака в тексте. На материале слогов, слов, фраз формируется умение изменять силу голоса в зависимости от расстояния до собеседника и необходимости соблюдать тишину. Одновременно с работой над членением фразы формируются умения изменять силу голоса, необходимую для выделения логического ударения (сначала сопряженно с учителем и по подражанию, а затем и самостоятельно), соблюдать повествовательную и вопросительную интонацию при чтении текста, воспроизводить побудительную (повелительную) и восклицательную интонации, уметь самостоятельно пользоваться основными правилами орфоэпии в речи. Работу над произношением обучающихся рекомендуется планировать с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Если ребёнок не овладел правильным произношением звуков в соответствии с программой 1 класса II отделения, работа над произношением на индивидуальных занятиях, при необходимости, начинается с развития подвижности речедвигательного аппарата, работы над дыханием, работы над голосом. Эта работа может проводится как часть занятия по формированию произносительной стороны устной речи, так и входить в подготовительную работу по постановке звуков. Речевое дыхание. Произношение слитно, на одном выдохе, ряда слогов, слов, словосочетаний и фраз в 9 – 10 слогов, выделяя дыхательными паузами необходимые синтагмы (сопряжённо с учителем, по подражанию, по графическому знаку, самостоятельно в знакомых фразах). Правильное выделение синтагм при помощи дыхательных пауз в процессе чтения, при воспроизведении текста, выученного наизусть, в самостоятельной речи. Голос. Изменение силы голоса в связи со словесным ударением, громкости и высоты собственного голоса (по подражанию и произвольно). Изменение высоты и силы голоса при воспроизведении предложений по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное; по интонации – восклицательное, невосклицательное (сопряженно, отражённо, в отработанном материале самостоятельно). Изменение высоты и силы голоса в зависимости от расстояния до собеседника и необходимости соблюдать тишину (громко, тихо, шепотом); в связи с логическим ударением в вопросах и ответах (по подражанию, в отработанном материале самостоятельно, руководствуясь указанием учителя, подчёркиванием в вопросах и ответах главного слова). Соблюдение логического ударения в диалоге, в текстах, заучиваемых наизусть. Соблюдение подвижности ударения при изменении грамматической формы слова (рука – руки). Звуки и их сочетания. Закрепление правильного произношения в словах звуков речи и их сочетаний: ы, й, з, ш, ж, б, д, г, р; звукосочетаний (дифтонгов) йа (я), йо (ё), йу (ю), йэ (е) в начальной позиции (ель) и после гласных (поезд); позиционное смягчение согласных перед гласными и, э (пишет, мел); я, е, ё, ю после разделительных ъ, ь (платье, съел). Дифференцированное произношение в слогах, словах, фразах звуков: а) гласных: а – о, о – у, ы – и, я – а, ё – о, ю – у, е - э; б) согласных: носовых и ротовых: м – б, м – п, м – п – б, н – д, н – т, н – т – д, м'- б', н' - д', м' - п', н' - т'; свистящих и шипящих: с—ш, з—ж; аффрикат: ц, ч, щ и других согласных (ц – с, ч – ш, щ - ш); звонких и глухих: б—п, д—т, г—к, з—с, в—ф, ж – ш; твёрдых и мягких: п - п', т - т', с - с', р - р', в - в', м - м', б - б', д - д', з - з' и др. Дифференциация согласных звуков проводится по подражанию речи учителя, затем самостоятельно (пять – папа, ковёр – совок, тюлень - туча, волосы – форточка, завтрак – сад, жарит – шалит, шапка – сани, пожар – стрекоза, дружно – грязно, почка – бочка, и т.д.) Проводится работа по формированию правильного произношения в стечении согласных звуков в словах, словосочетаниях и фразах (коробка, палка, разность, поздравить; из гаража, из блюдца, над полкой; взял кисточку; зажги свет; Трудно птицам добывать корм. и т.д.) Слово. Работа над словом предусматривает воспроизведение слова по образцу учителя, по графическому знаку, а также изображение ритмов с помощью рисунков, схем, подбор слов к соответствующим ритмам и т.д. Произношение слов слитно, голосом нормальной высоты, темпа, силы, с соблюдением звукового состава, с использованием допустимых звуковых замен, слов со стечением согласных, с соблюдением словесного ударения (сопряженно, отраженно, по надстрочному знаку, самостоятельно); изображение ритма слова и подбор слов по ритмическому контуру. Соблюдение в речи правил орфоэпии (по надстрочному знаку, самостоятельно): безударный о произносится как а; слитное произнесение предлога со словом (в саду, в лесу, из сада, из леса, под стулом, под деревом); звонкие согласные в конце слов и перед глухими согласными оглушаются; удвоенные согласные произносятся как один долгий звук (кас са [кас_а], ван на [ван_а]); слова что, чтобы произносятся как што, штобы; кого, чего и окончания -ого, -его — как каво, чево, -ова, -ева; непроизносимые согласные в словах не произносятся (здра(в)ствуйте, со(л)нце). Если ребенок не овладел правилами орфоэпии в 1 классе II отделения, то знакомство с правилами орфоэпии происходит по подражанию речи учителя с последующим подключением правильного произношения слова по надстрочному знаку. Понятия «слог», «ударение». Определение количества слогов в дву-, трех-, четырех-, пятисложных словах, ударного и безударного слога; определение места ударного слога. Разделение звуков речи на гласные и согласные; согласных звуков на звонкие и глухие. Воспроизведение четырех-, пятисложных знакомых слов с соблюдением их звукового состава, с выделением словесного ударения и правил орфоэпии (самостоятельно). Воспроизведение четырех-, пятисложных незнакомых слов с соблюдением их звукового состава, с выделением словесного ударения. Фраза. Продолжается формирование интонационной стороны речи обучающихся. Выделение ритмической структуры слова, фразы, а затем - передача эмоциональной окрашенности речи. Произношение фраз в темпе, близком к естественному (отраженно и самостоятельно); изменение темпа произношения (быстро, медленно). Воспроизведение предложений по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное; по интонации – восклицательное, невосклицательное (сопряженно, отражённо, в отработанном материале самостоятельно). Закрепление навыков умеренно беглого темпа речи. На индивидуальном занятии при коррекции произношения применяются различные виды работы: - изолированное произнесение звука; - выделение ударного слога в слогосочетаниях, воспроизведение ритма слов; - повторение слогов, слов и фраз за учителем; - чтение слогов, слов, фраз, текстов; - вставка пропущенной буквы в слова и фразы; - подбор слов на заданный звук с опорой на картинку; - составление словосочетаний, предложений из слов; - называние картинок; - ответы на вопросы по картинкам; - решение математических примеров; - дополнение словосочетаний и предложений по картинке; - составление словосочетаний и предложений по подстановочным таблицам на основе -чтения или чтения и называния картинки; - побуждение к речевым действиям; - воспроизведение интонационных структур предложения; - составление рассказа по картинке (серии картин), по вопросам, опорным словам и др.; Учебно-методические средства обучения Основная литература 1. Пфафенродт А.Н., Кочанова М.Е. Произношение: Учебное пособие для первого класса школы слабослышаших -М.: Просвещение – 2001г. 2. Слезина Н. Ф. Пособие по формированию произношения в 1-2 классах школ слабослышащих. М., 1983. 3. Королевская Т.К. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида : пособие для учителя : в 2 ч. : 1 /Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н.. – М. : Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2004.: ил. – (Коррекционная педагогика); 4. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей у детей с нарушениями слуха /Под ред. Селиверстова В.И.. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2001. 5. Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих: Пособие для учителей. -М.: Просвещение – 1981. Библиографический список литературы 1.Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями. – Ростов н/Д: Феникс,2011. 2.Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. – М.: Просвещение,1988. 3. Королевская Т.К., Рфафенродт А.Н. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей. – М., ВЛАДОС, 2004. 5. Кузьмичева Е.П., Слезина Н.Ф. Развитие слухового восприятия и обучение произношению детей с недостатками слуха. – М.: Просвещение, 1986. 6. Назарова Л.П. Методика слуховой работы в школе слабослышащих. – М., Просвещение, 1981. 7. Королевская Т.К., Рфафенродт А.Н. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей. – М., ВЛАДОС, 2004. 8. Кузьмичева Е.П., Слезина Н.Ф. Развитие слухового восприятия и обучение произношению детей с недостатками слуха. – М.: Просвещение, 1986. 9. Коррекционная работа по развитию связной речи у младших школьников с тяжелой речевой патологией: сборник статей и методических материалов; ч.1; под ред. профессора З.А. Репиной, Н.Э. Логиновой. – Омск: ГОУДПО «ИРООО», 2007. 10. Леонгард Э.И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих школьников. – М., Просвещение, 1971. 11.Сурдопедагогика под редакцией профессора Е.Г.Речицкой.-М., ВЛАДОС, 2004 Календарно-тематическое планирование по формированию речевого слуха на I полугодие Сроки Содержание программного речевого материала 1.0910.09 1.Речевой материал связанный с организацией учебной деятельности. 2. Обследование восприятия с помощью речи на слух (определение рабочего и резервного расстояния с СА и без СА ) 13.0917.09 20.0924.09 Содержание работы по ФПСР I.Обследование произношения. Виды работ Различение слов на слух (с низкой и с высокой частотными характеристиками) использование картинок,предметов 1.Речевой материал связанный с организацией учебной I.Речевое дыхание: Использование деятельности. - произношение слитно, на специального альбома( 2. Обследование произносительной стороны речи. одном выдохе, ряда слогов, называние 3. Текст «Летом» слов и словосочетаний. картинок,чтение Прошло лето. Летом ребята отдыхали. Они ходили в лес. Там они II.Дифференциация а-о. речевого собирали грибы и ягоды. На реке ребята купались, загорали. Ребята материала,ответы на читали, рисовали, играли. *Ребята хорошо отдохнули. *Первого вопросы) сентября они пришли в школу во второй класс. (Королевская 249) Задания к тексту: 1. Какое время года прошло? 2. Что делали ребята летом? 3. Что делали ребята в лесу?(на реке?) 4. Как ребята отдохнули? 5. В какой класс они пришли в сентябре? 6. Как ты отдохнул(а) летом? Словарь: Лето-летом, отдыхать – отдыхали, собирали, загорали, купались, читали, рисовали, играли. 1.Речевой материал разговорно-обиходного характера по теме: « О I.Словесное ударение: Работа с табличками, себе », связанный с организацией учебной деятельности. - понятие «слог», «ударение»; выполнение поручений, 2. Речевой материал, связанный с развитием речи по теме: «Летние - определение количества ответы на вопросы, каникулы». слогов в 2-3-4-5 сложных восприятие фраз на 27.091.10 3. Текст «Парк » В воскресенье ребята ходили в парк. Парк большой и красивый. В парке растут деревья: берёза, рябина, клён, тополь, дуб. В парке есть клумбы. На клумбах растут красивые цветы: розы, астры, георгины. В кустах поют птицы. Мы часто гуляем в парке. Задания к тексту: 1. Какие деревья растут в парке? 2. Где растут цветы? 3. Около твоего дома есть парк? Словарь: парк, в парке, клумба, на клумбе, на клумбах. 1.Речевой материал разговорно-обиходного характера по теме: «Моя школа» 2. Речевой материал, связанный с развитием речи по теме «Дом», математикой. 3. Текст « Рыбная ловля» Рыбная ловля* Рано утром мама разбудила Диму. Дима быстро оделся, взял удочку, ведро и банку с червями. Мама дала ему завтрак. Дима пошёл на пруд. Скоро он поймал одну маленькую рыбку, потом другую. Дима принёс маме десять рыбок. На обед мама сварила уху. Уха была вкусная. Задания к тексту: 1. О чём (о ком) рассказ? 2. Куда пошёл Дима? 3. Скажи, что взял с собой мальчик? 4. Сколько рыбок поймал Дима? 5. Что сварила мама? 6. Какая была уха? Словарь: разбудила, разбудил, удочка, удочку, банка с червями, уха, сварила уху, вкусная уха. словах; - определение ударного безударного слога. II.Дифференциация а-э. основе догадки, работа с и текстом I.Голос: - изменение высоты и силы голоса в зависимости от расстояния до собеседника (громко, тихо, шёпотом). II.Дифференциация о-у. Работа с табличками, выполнение поручений, ответы на вопросы, решение примеров, задачи, работа с текстом, отгадывание картинок 4.10-8.10 11.1015.10 1.Речевой материал разговорно-обиходного характера по теме: «В классе», связанный с организацией учебной деятельности. 2. Речевой материал, связанный с грамматикой по теме Что? Кто и что делает? 3. Текст « Уха» Утром Саша и Женя ловили рыбу на реке. Они поймали четыре рыбы. Довольные мальчики вернулись домой. Они отдали рыбу маме. Мама стала чистить рыбу. На обед мама сварит уху. Уха вкусная! Задания к тексту: 1. О чём текст? 2. Что делали Саша и Женя? 3. Сколько рыб поймали мальчики? 4. Кому они отдали рыбу? 5. Что сварит мама? Словарь: утро – утром, ловить – ловили, рыба – рыбу, ловили рыбу, чистить рыбу, уха, сварит уху, вкусная уха. Логическое ударение: - изменение силы и высоты голоса в связи с логическим ударением (сопряжённо и по подражанию). II.Дифференциация э-и. . 1.Речевой материал разговорно-обиходного характера по теме « Где ты живёшь? », связанный с организацией учебной деятельности. 2. Речевой материал, связанный с математикой, развитием речи по теме «Дежурный». 3. Текст «Испугались» Две девочки и мальчик пошли в лес. Там они собирали грибы и орехи. Вдруг кто-то выскочил из-под куста. Девочки испугались и побежали. Одна девочка уронила корзину. А мальчик не убежал. Он смотрел, кто это выскочил. А это был зайчик. Задания к тексту: 1. Куда пошли ребята? 2. Зачем они пошли в лес? 3. Что случилось в лесу? 4. Почему девочки побежали? 5. Что сделал мальчик? Правила орфоэпии: - произношение безударного звука о как а. II.Дифференциация и-ы. Работа с табличками, выполнение поручений, ответы на вопросы, восприятие фраз на основе догадки, работа с текстом, отгадывание картинок Работа с табличками, выполнение поручений, ответы на вопросы, восприятие фраз на основе догадки,решение примеров, восприятие математической терминологии, работа с текстом 6. Какой был мальчик? 7. Кто был под кустом? Словарь: выскочил, куст, из-под куста, испугались, побежали, убежал, не убежал, корзинка, корзинку. 18.1022.10 25.1029.10 1.Речевой материал разговорно-обиходного характера по теме: «Семья», связанный с организацией учебной деятельности. 2. Речевой материал, связанный с грамматикой по теме: Один, одна, одно., ООМ по теме « Домашние животные» 3. Текст « Дети в лесу» Дети пошли в лес. Они собирали грибы и ягоды. Ребята зашли далеко и заблудились. Детям стало страшно. Они стали звать на помощь. Задания к тексту: 1. Куда пошли ребята? 2. Зачем они пошли в лес? 3. Что случилось в лесу? 4. Что стали делать ребята? Словарь: лес, пошли в лес, грибы, ягоды, собирать, страшно, звать на помощь. 1.Речевой материал разговорно-обиходного характера по теме: «Осень », « Лиственные деревья», связанный с организацией учебной деятельности. 2. Речевой материал, связанный с математикой (числа от 11-20) 3. Текст «На пруду» Ребята гуляли в парке. В парке был большой пруд. На пруду плавали лебеди, утки. Ребята смотрели на красивых птиц. Мальчики и девочки бросали лебедям кусочки хлеба. Птицы плавали около берега. Хорошо было в парке! Задания к тексту: 1. Где гуляли ребята? 2. Что было в парке? 3. Как ты думаешь, понравилось ребятам в парке? Почему? I. Правила орфоэпии: - произношение удвоенных согласных звуков. II.Дифференциация и-у. Работа с табличками, выполнение поручений, ответы на вопросы, работа по открытой картинке, работа с текстом, составление диалога, демонстрация по ходу диалога I.Темп речи: - произношение слов и фраз в темпе, присущем разговорной речи (сопряжённо и по подражанию). Работа с деформированным текстом, работа с табличками, выполнение поручений, ответы на вопросы,решение примеров, восприятие чисел, работа по открытой картинке, работа с текстом, составление диалога, демонстрация по ходу II.Дифференциация м-п. 8.1119.11 22.1126.11 Словарь: парк, пруд, лебеди, утки, гуляли, плавали, смотрели, бросали. 1.Речевой материал разговорно-обиходного характера по теме: «Осень в лесу», связанный с организацией учебной деятельности. 2. Речевой материал, связанный с математикой (числа от 11-20), развитием речи по теме «Кто где живёт? Чем питается?» 3. Текст «Осень» Наступила осень. Небо серое. Солнце светит мало. Идёт дождь. Дует ветер. Падают жёлтые и красные листья с деревьев. Птицы улетают на юг. Ребята надели пальто и сапоги. Королевская 2-16) Задания к тексту: 1. Какое время года наступило? 2. Какая погода? 3. Какие листья падают? 4. Что делают птицы? 5. Что надели ребята? Словарь: небо, солнце, дождь, ветер, деревья, деревьев, листья, падают, улетают, пальто сапоги, надели. диалога I.Словесное ударение: - определение количества слогов в 2-3-4-5 сложных словах, - разделение звуков речи на гласные и согласные: звонкие и глухие. II.Дифференциация н’-т’. Работа с табличками, выполнение поручений, ответы на вопросы, решение примеров, восприятие чисел,математической терминологии, восприятие фраз на основе догадки, работа с текстом составление диалога, демонстрация по ходу диалога 1.Речевой материал разговорно-обиходного характера по теме: «Каникулы», связанный с организацией учебной деятельности. 2. Речевой материал, связанный с грамматикой, математикой. 3. Текст « Медведь» Пришла осень. Начался листопад. Листья на деревьях облетели. Медведь нашёл себе яму под деревом. В яме было много сухих листьев и веток. Медведь сделал себе берлогу и лёг спать. Начались морозы. Снег покрыл деревья, землю и берлогу. Тепло медведю под снегом. Задания к тексту: 1.Почему листья на деревьях облетели? 2.Расскажи, как медведь сделал себе берлогу. 3.Что медведь будет делать зимой? Работа с табличками, выполнение поручений, ответы на вопросы, I.Правила орфоэпии: решениезадачи, произношение звонких восприятие согласных в конце слова. чисел,математич. II.Дифференциация з-с. Терминологии, составление схем предложений, работа с текстом Повтори: берлога - берлогу, яма – яму - в яме, листопад, лёг спать, снег – под снегом 29.113.12 6.1210.12 1.Речевой материал разговорно-обиходного характера по теме: «Хвойные деревья», связанный с организацией учебной деятельности. 2. Речевой материал, связанный с развитием речи, ООМ 3. Текст « Конец осени» Наступила поздняя осень. Небо хмурое, серое. Идёт дождь. Дует холодный ветер. Облетели с деревьев листья. (Деревья стоят голые.) Птицы улетели на юг. Ноябрь – последний месяц осени. Скоро придёт зима. Задания к тексту: 1. Расскажи, какая погода бывает осенью. 2. Какие стали деревья? 3. Почему улетели птицы? 4. Какое время года скоро наступит? Повтори: последний месяц, поздняя осень, холодный ветер, хмурое небо, ноябрь, осень, дождь, ветер, холодно, облетели, улетели, птицы. 1.Речевой материал разговорно-обиходного характера по теме: «Наступила зима», связанный с организацией учебной деятельности. 2. Речевой материал, связанный с грамматикой, математикой. 3. Текст « Наступила зима» Наступили первые морозы. Замёрзли лужи. Река покрылась льдом. Серые тучи закрыли всё небо. Медленно начали падать первые снежинки. Потом пошёл густой снег. Земля побелела. На улицу выбежали дети. Они лепят первые снежки. Дворники убирают снег* Потом подъезжают машины и увозят снег. Задания к тексту: 1.Раскажи, как изменилась природа, когда пришла зима. 2.Что делают дети зимой? 3.Как убирают снег на улицах? I. Речевое дыхание: - произношение слитно фраз в 9-10 слогов, выделяя дыхательными паузами синтагмы, руководствуясь знаком паузы (сопряжённо и по подражанию). II.Дифференциация н-т. Работа с табличками, выполнение поручений, ответы на вопросы, подбор картинок, дополнение предложений по картинкам, работа с текстом I.Словесное ударение: - определение количества слогов в 2-3-4-5 сложных словах, - определение места ударного слога. II.Дифференциация м’-п’. Работа с конструктивной картиной, работа с табличками, выполнение поручений, ответы на вопросы, работа по открытой картинке, работа с текстом, составление диалога, демонстрация по ходу диалога 4.Тебе нравится зима? Повтори: мороз, морозы, лёд, покрылась льдом, снежинки, густой снег, первые морозы, замёрз (ли). 13.1217.12 20.1224.12 1.Речевой материал разговорно-обиходного характера по теме: «Праздник - Зимушка-зима», связанный с организацией учебной деятельности. I.Голос: - изменение высоты и силы голоса в связи с побудительной 2. Речевой материал, связанный с развитием речи, ООМ . (повелительной) и 3. Текст « Декабрь» восклицательной интонацией. Это первый месяц зимы. На земле лежит пушистый снег. На II.Дифференциация н-л.. улице холодно. Короткими стали дни, рано начинает темнеть. Снег лежит на деревьях, на крышах домов. Наступила зима. Задания к тексту: 1.Какое время года наступило? 2.Какая погода зимой? 3.Какие стали дни? 4.Какой сейчас месяц? Послушай и повтори: зима, первый месяц, пушистый снег, холодно, на улице, короткий, короткими, день, дни, на деревьях, на крышах домов. Речевой материал разговорно-обиходного характера по теме: «Ёлка», .Слитность произношения: связанный с организацией учебной деятельности. - слитное произношение слов со стечением согласных в 2. Контрольная работа по развитию речевого слуха одном слове. II.Дифференциация с-ш. Работа с деформированным текстом, работа с табличками, выполнение поручений, ответы на вопросы, работа по открытой картинке, работа с текстом, составление диалога Выполнение поручений, ответы на вопросы. составление диалога, демонстрация по ходу диалога Восприятие 25 фраз (с 2 предъявлениями на слух) Чтение, ответы на вопросы и др. 27.1230.12 1.Речевой материал разговорно-обиходного характера по теме: «Новый Год в школе и дома». Выступление на новогоднем празднике, выполнение поручений, ответы на вопросы «РАССМОТРЕНО» на заседании МО дефектологов ____________Хамуева Л.И «СОГЛАСОВАНО» заместитель директора по УВР _______________Маркова Т.В «_____»____________2021г. «_____»____________2021г.