Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи_1А класс_Гонсуронова

Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I-II вида»
Утверждаю
Директор
ГБОУ СКОШИ
I-II вида
_____________
Норбоева Н.В.

Адаптированная рабочая программа
«Формирование речевого слуха и
произносительной стороны устной речи»
1А класс II вида
2021-2022 уч. г.

Составитель:
учитель дефектолог
Гонсорунова С.Г.

г. Улан-Удэ 2021г

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа учебного курса «Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи» для 1 класса
II вида . составлена в соответствии с содержанием и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования на основе Закона Российской Федерации «Об образовании», Закона РБ «Об образовании», Устава школы, Типового
Положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении, Учебного плана ГБОУ СКОШИ I-II вида, Адаптированной
основной общеобразовательной программы ГБОУ СКОШИ I–II вида, Программы специальных (коррекционных) образовательных
учреждений II вида (М. 2006г).
В 1классе II вида реализуется вариант 2.2 для слабослышащих, позднооглохших и кохлеарно имплантированных обучающихся.
Целью работы по данным разделам программы является формирование и развитие у слабослышащих детей 1 класса II вида
навыков восприятия речи (на слуховой и слухо-зрительной основе с использованием звукоусиливающей аппаратуры и без неё) и
воспроизведения естественной, внятной, выразительной устной речи.
Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

работу по развитию слухоречевой системы у слабослышащих, позднооглохших и кохлеарно-имплантированных обучающихся
осуществлять на основе дифференцированного подхода к обучению с учетом их индивидуальных возможностей, характера и степени нарушения
слуха, резервов развития слуховой функции, состояния восприятия и воспроизведения устной речи на начальной ступени обучения в школе.
 научить обучающихся воспринимать на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов, или слухового аппарата и кохлеарного
импланта неречевые и речевые звучания (слова, словосочетания, фразы), тексты, диалогическую и монологическую речь, речевой
материал обиходно-разговорного характера, связанного с учебной деятельностью и с изучением учебных предметов
 научить детей слухозрительному восприятию информации, говорить внятно, не нарушая звуковой состав слова и основные элементы
ритмико-интонационной структуры речи;
 научить пользоваться голосом, речевым дыханием, распределять дыхательные паузы с выделением синтагмы при чтении, изменять силу
голоса, необходимого для выделения логического ударения.
 научить правильному произношению в словах звуков речи и их сочетаний, дифференцированному произношению звуков в слогах и
словах, дифференцированному произношение звуков, родственных по артикуляции, в ходе их усвоения.
 развивать эмоционально-волевую и личностную сферу ребёнка и психокоррекцию его поведения, активизировать психические процессы:
внимание, память, мыслительную деятельность;
Развитие речевого слуха, формирование, коррекция и автоматизация произносительной стороны речи проводятся на специально
организованных индивидуальных занятиях «Развитие речевого слуха и формирование произношения». Учебным планом на эти занятия
отводится по 3 часа в неделю на каждого ученика. Занятия проводятся отдельно с каждым ребенком с использованием звукоусиливающей
аппаратуры и индивидуальных слуховых аппаратов. Каждое занятие длится 20 минут и состоит из двух частей - работа над произношением
(первая часть индивидуального занятия – 10 минут) и развитие речевого слуха (вторая часть индивидуального занятия – 10 минут).
В начальных классах основной задачей уроков РРС и ФПСР является постановка звуков, развитие речевого слуха и произносительной
стороны устной речи учащихся, включая работу над голосом, речевым дыханием, нормами орфоэпии, формирование ритмикоинтонационной структуры речи. На последующих этапах обучения полученные навыки закрепляются.
Адаптированная рабочая программа состоит из двух разделов:
1.
Развитие речевого слуха,
2.
Формирование произносительной стороны речи .

Развитие речевого слуха
Работа по развитию речевого слуха на индивидуальных занятиях в 1 классе заключается в обучении учащихся восприятию на слух
устной речи с звукоусиливающей аппаратурой и без нее.
Речевой материал условно разбит на разделы:
 речевой материал обиходно-разговорного характера, относящийся к организации учебной деятельности;
 речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов;
 тексты.
В начале обучения для восприятия предлагаются знакомые по значению слова, простые, короткие фразы, небольшие тексты, содержание которых близко личному опыту и наблюдениям школьников. В начале обучения учащиеся воспринимают речь с помощью
звукоусиливающей аппаратуры стационарного типа, что вызывается необходимостью привыкания школьников к новым условиям, к
учителю. Со второго полугодия в I классе занятия проводятся только с индивидуальными слуховыми аппаратами. При хороших навыках
восприятия речи на слух использование индивидуального аппарата начинается с первого же дня обучения. Со слабослышащими и
кохлеарно-имплантированными детьми с I (со второй четверти I класса) и II (с четвертой четверти II класса) степенью тугоухости проводится тренировка в восприятии на слух шепотной речи (без аппарата).
Формирование произносительной стороны речи
Основной задачей обучения произношению является формирование фонетически внятной, членораздельной, выразительной устной
речи учащихся, соблюдение ими в речи словесного и логического ударения, правильной интонации, темпа и слитности, основных правил
орфоэпии. Обучение произношению в первую очередь ведется на основе подражания речи педагога, воспринимаемой на слухо-зрительной и
слуховой основе. При этом на занятиях широко используется такой методический прием, как фонетическая ритмика, а также специальные
приемы вызывания звуков и коррекции произношения по отношению к тем фонетическим элементам, которые не усваиваются детьми (тем
или иным учеником) на основе подражания.
Программа по формированию произносительной стороны речи состоит из следующих разделов: речевое дыхание, голос, звуки речи и
их сочетания, слово, фраза. В программу включены требования к орфоэпии и интонации.
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи»
обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих
личностных, метапредметных и предметных
результатов.
Личностные результаты:
 развитие положительного отношения ребенка с недостатками слуха к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и
социальной компетентности детей;
 овладение начальными умениями адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
 овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и
школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела; владение речевыми средствами для включения
в повседневные школьные и бытовые дела, навыками коммуникации, в том числе устной, в различных видах урочной и внеурочной
деятельности)
Метапредметные результаты:
 желание и умения вступать в устную коммуникацию с детьми и взрослыми в знакомых типичных жизненных ситуациях при
решении учебных, бытовых и социокультурных задач;
 готовность давать оценку событий, поступков людей, излагать свое мнение, овладение знаниями об основных анализаторах,




принимающих участие в процессе восприятия и воспроизведения устной речи;
овладение основными приемами самоконтроля (с опорой на различные анализаторы);
Предметные результаты по развитию слухового восприятия:
 обучающиеся к концу 1 класса должны уметь:
 воспринимать на слух с индивидуальными слуховыми аппаратами и без них речевой материал (знакомые по значению слова и
словосочетания, а также фразы, включающие отдельные незнакомые по значению слова, объяснимые контекстом) обиходноразговорного характера, относящегося к организации учебной деятельности и связанного с изучением общеобразовательных
предметов;
 воспринимать на слух с индивидуальным аппаратом тексты (до 10 предложений) содержание которых близко опыту учащихся,
а также тексты описательного характера (на более близком расстоянии.
 воспринимать на слух указанный речевой материал:
 - а) без аппарата на расстоянии не менее 2-2,5 м (учащиеся с I степенью тугоухости), 0,5-1 м (учащиеся со II степенью
тугоухости), 0,1-0,2 м (учащиеся с III степенью тугоухости);
 - б) с индивидуальными слуховыми аппаратами на расстоянии не менее 4 м (учащиеся с I степенью тугоухости), 2,5-3м
(учащиеся со II степенью тугоухости), 1-1,5 м (учащиеся с III степенью тугоухости).
Предметные результаты по коррекции произношения:
Обучающиеся к концу I класса должны уметь:
 правильно произносить звуки и их сочетания, определенные программой первого класса;
 произносить слитно, на одном выдохе слова, словосочетания и фразы в 5-7 слогов (сопряжено по подражанию и отраженно по
подражанию);
 изменять силу голоса в связи со словесным ударением (сопряжено по подражанию и отраженно по подражанию);
 произносить слова слитно, голосом нормальной высоты, тембра и силы, с соблюдением звукового состава (точно или
приближенно) и словесного ударения (сопряжено, отраженно, по надстрочному знаку);
 воспроизводить повествовательную и вопросительную интонации (сопряжено и отраженно);
 соблюдать в речи правила орфоэпии, определённые программой (сопряженно и отраженно, по надстрочному знаку)..
Содержание учебного предмета
Развитие речевого слуха
Первая четверть

Восприятие на слух с помощью стационарной звукоусиливающей аппаратуры или индивидуальных слуховых аппаратов и без
аппаратуры (на оптимальном для учащихся расстоянии) знакомого по значению речевого материала (слов, словосочетаний, коротких фраз):обиходно-разговорного характера и относящегося к организации учебной деятельности типа: Включи аппарат. Как тебя зовут?
- относящегося к изучению общеобразовательных предметов по темам: «Игрушки», «В умывальной комнате», «Учебные вещи»,
«Части тела, лица», «Растения», а также математической терминологии и заданий (сначала в условиях ситуации, а затем — вне ее).
Восприятие на слух незнакомых текстов, состоящих из 4-5 коротких предложений, составленных из знакомых по значению слов

(сначала в условиях ситуации, а затем вне ее), по темам: «Класс», «Школа», «Санитар».
Вторая четверть
Восприятие на слух со стационарной звукоусиливающей аппаратурой (учащимися с III степенью тугоухости) и с индивидуальными
слуховыми аппаратами (учащимися с I, II степенью тугоухости) знакомого по значению речевого материала (вне ситуации):- обиходноразговорного характера и относящегося к организации учебной деятельности типа: Какая сегодня погода? Как зовут твою учительницу?
Скажи за экраном;- относящегося к изучению общеобразовательных предметов по темам: «В столовой. Продукты питания», «Спальная
комната», «Одежда и обувь», «Овощи, фрукты», а также математической терминологии. Восприятие на слух незнакомых текстов (из 5-6
предложений), содержание которых близко личному опыту учащихся по темам: «В первом классе», «Осень»,
Третья четверть
Восприятие на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов (учащиеся с I-III степенью тугоухости) речевого материала:обиходно-разговорного характера и относящегося к организации учебной деятельности типа Кто вчера был дежурный? Где работает твоя
мама? и т. п.;- относящегося к изучению общеобразовательных предметов по темам: «Учебные вещи», «Зима», «Весна» «Признаки
предметов по цвету», «Зимние каникулы», «Мамин праздник», «Семья»а также математической терминологии и заданий. Восприятие на
слух незнакомых текстов (из 6-7 предложений), содержание которых близко личному опыту и наблюдениям учащихся по темам: «Новый
год», «Семья», «Зима».
Четвертая четверть
Восприятие на слух речевого материала:- обиходно-разговорного характера и относящегося к организации учебной деятельности
типа: Что вы делали на уроке математики (чтения...)? Положи книгу на стол. Когда будут летние каникулы? и т. п.;- относящегося к
изучению общеобразовательных предметов но темам: «Части тела человека», «Весна», «Растения», а также математической терминологии и
заданий. Восприятие на слух незнакомых текстов (из 6-7 предложений) по темам: «Весна», «Скоро лето».
Формирование произносительной стороны речи
I. Речевое дыхание
Произношение слитно, на одном выдохе, рядов слогов (папапапа, папапапапа), слов, словосочетаний и фраз в 4-6 слогов (первое
полугодие), в 7-8 слогов (второе полугодие), например: дайте тетрадь; можно вытереть доску? (сопряженно с учителем и отраженно по
подражанию).
II. Голос
Изменение силы голоса в связи со словесным ударением, громкости и высоты собственного голоса (по подражанию и произвольно).
Изменение высоты и силы голоса в связи с повествовательной и вопросительной интонацией (сопряженно и отраженно).
III. Звуки и их сочетания
Закрепление правильного произношения в словах звуков речи и их сочетаний: п, а, м, т, о, в, у, н, с, и, л, э; звукосочетаний йа (и), йо
(ё), йу (ю), йэ (е) в начальной позиции (яблоко) и после гласных (красная); позиционное смягчение согласных перед гласными и, э (пишет,
мел); к, с, ш; я, е, ю, ё после разделительных ь, ъ (обезьяна, съел); р, ф, х, б, д; мягкие согласные т,н, х, п, м, ф в конце слов (пить, день).
При начале обучения с Iкласса требуется правильное их усвоение; при этом для специального обучения выделяются на I четверть звуки с, б,
на вторую – звуки ш, д, р, ц.Правильное произношение в словах звуков и их сочетаний: ы, з, ж, г, ц, ч.Дифференцированное
произношение в слогах и словах звуков: и – ы, с – ш, с – з, ш – ж, б – п, д – т, ц – с, ч – ш, ц – ч.Произношение мягких звуков по
подражанию и самостоятельно (пять, няня, сядь, несет, пюре) и т. д. Дифференцированное произношение звуков, родственных по
артикуляции, ходе их усвоения. Работа по коррекции усвоенных звук
IV. Слово

Произношение слов слитно, голосом нормальной высоты, тембра, силы, с соблюдением звукового состава (точно или
приближенно), с использованием допустимых звуковых замен (I – IV четверть), а также слов со стечением согласных (III – IV четверть), с
соблюдением словесного ударения в двух-, трехсложных словах (сопряженно, отраженно, по надстрочному знаку, в знакомых словах
самостоятельно); изображение ритма слова и подбор слов по ритмическому контуру. Соблюдение в речи правил орфоэпии (сопряженно и
отраженно, по надстрочному знаку):

безударный о произносится как а;

звонкие согласные в конце слов и перед глухими согласными оглушаются;

удвоенные согласные произносятся как один долгий (касса, ванна);

слова что, чтобы произносятся как што, штобы; кого, чего и окончания

-ого, -его — как каво, чево, -ова, -ева;

непроизносимые согласные в словах не произносятся (чу(в)ствуют, со(л)нце).
V. Фраза
Произношение слов и фраз в темпе, близком к естественному (сопряженно и отраженно).Изменение темпа произношения: говорить
быстро, медленно (сопряженно и отражено).Воспроизведение повествовательной и вопросительной интонации (сопряженно и отраженно).
Учебно-методические средства обучения
Основная литература
1. Пфафенродт А.Н., Кочанова М.Е. Произношение: Учебное пособие для первого класса школы слабослышаших -М.: Просвещение – 2001г.
2. Слезина Н. Ф. Пособие по формированию произношения в 1-2 классах школ слабослышащих. М., 1983.
3. Королевская Т.К. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях
II вида : пособие для учителя : в 2 ч. : 1 /Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н.. – М. : Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2004.: ил. –
(Коррекционная педагогика);
4. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей у детей с нарушениями слуха /Под ред. Селиверстова В.И.. – М.:
Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2001.
5. Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих: Пособие для учителей. -М.: Просвещение – 1981.
Библиографический список литературы
1.Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями. – Ростов н/Д: Феникс,2011.
2.Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. – М.: Просвещение,1988.
3. Королевская Т.К., Рфафенродт А.Н. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей. – М., ВЛАДОС, 2004.
5. Кузьмичева Е.П., Слезина Н.Ф. Развитие слухового восприятия и обучение произношению детей с недостатками слуха. – М.:
Просвещение, 1986.
6. Назарова Л.П. Методика слуховой работы в школе слабослышащих. – М., Просвещение, 1981.
7. Королевская Т.К., Рфафенродт А.Н. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей. – М., ВЛАДОС, 2004.
8. Кузьмичева Е.П., Слезина Н.Ф. Развитие слухового восприятия и обучение произношению детей с недостатками слуха. – М.:
Просвещение, 1986.
9. Коррекционная работа по развитию связной речи у младших школьников с тяжелой речевой патологией: сборник статей и
методических материалов; ч.1; под ред. профессора З.А. Репиной, Н.Э. Логиновой. – Омск: ГОУДПО «ИРООО», 2007.
10. Леонгард Э.И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих школьников. – М., Просвещение, 1971.
11.Сурдопедагогика под редакцией профессора Е.Г.Речицкой.-М., ВЛАДОС, 2004

Календарно - тематический план
Дата

Тема

Содержание материала по РСВ

Словарь
Индивид.
дозировка

1 -10.9

13- 17.09

Виды работ и
дидактический
материал

Диагностика
слуха и речи.
Игрушки.
Работа над
звуками.
Произношение
на одном выдохе
ряда слогов.

.1.
Речевой
материал
обиходноразговорного характера и относящийся
к организации учебной деятельности
учащихся.
1. Как тебя зовут?
2. Как зовут твою маму?
3. Сколько тебе лет?
4.Как твоя фамилия?
2. Речевой материал, связанный с
изучением
общеобразовательных
предметов.
Встаньте у парты. На уроке нужно
поднимать руку.
За партой нужно сидеть прямо.
На столе соблюдай порядок.
Посчитай до 5.
Повтори: 1 2 3 …
Нарисуй два кружка, три палочки.
Больше, меньше, одинаково.
Прямая, наклонная линия.
Число, клетка, линия.

Наушники,
Алеша
аппаратура.
Слава
Прямая,
наклонная.
по карточкам
Кубики, машина,
кукла,
мяч,
пирамида,
барабан,
зайка,
возьми, покажи,
нарисуй, принеси

Выполнение поручений:
возьми …, положи
(поставь) принеси, убери
Ответы на вопросы.

3. Текст «Игрушки».3

20 -24.09

27.09 –
1.10

Наш класс
Работа над
звуками.
Произношение
на одном выдохе
ряда слогов.

Учебные вещи.
Работа над
звуками.
Различение
краткого и
долгого
звучания.

1.
Речевой
материал
обиходноразговорного характера и относящийся
к организации учебной деятельности
учащихся.
1.Какое время года сейчас?
2.Как зовут твою маму?
3.Как тебя зовут?
4.Как твоя фамилия?
5.Сколько тебе лет?
6.Как зовут твою учительницу?
7.В каком городе ты живёшь?
8.Какой сегодня день недели?
2. Речевой материал, связанный с
изучением
общеобразовательных
предметов.
Встаньте у парты. На уроке нужно
поднимать руку.
За партой нужно сидеть прямо.
На столе соблюдай порядок.
Посчитай до 5.
Повтори: 1 2 3 …
Нарисуй два кружка, три палочки.
Больше, меньше, одинаково.
Прямая, наклонная линия.
Число, клетка, линия.

Доска, стул, стол,
парта, шкаф,
наушники,
микрофон, лежат,
стоят, висит, на
окне-на окнах-у
окна.
Наушники,
аппаратура.
Прямая,
наклонная.
возьми, покажи,
нарисуй, принеси.

Алеша

1.
Речевой
материал
обиходноразговорного характера и относящийся к
организации
учебной
деятельности
учащихся.
В каком классе ты учишься?
Сделай так же.
Посмотри как….
Здравствуй, …
До свидания, …

Книга, тетрадь,
альбом, пенал,
ручка, карандаши,
краски, резинка,
кисточка, линейка,
достань, положи,
убери, попроси.

Лариса

Слава
изменить

Восприятие фраз.
Посмотри на картинку. Что
висит на стене? Расскажи,
что лежит в шкафу? Где
стоят цветы?

Посчитай от … до …;
посчитай от … до … и
обратно; посчитай по 2.

Алеша
Слава
по карточкам

Текст в целом с опорой на
карточку, восприятие
деформированного текста,
восприятие предложений с
опорой на карточку, ответы
на вопросы:
Когда ребята отдыхали?
Что делали ребята в лесу, на

4-8.10

Умывальная
комната
Работа над
звуками.
Произношение
на одном
выдохе ряда
слов. (4-6
слогов).

Спасибо…
2. Речевой материал, связанный с
изучением
общеобразовательных
предметов.
Больше - меньше: 2 меньше трех.
Вчера был понедельник, сегодня
вторник, завтра среда.
Сейчас осень.
Посчитай до 5 и обратно.
Береза, клен, ель – деревья у школы.
3.
1.
Речевой
материал
обиходноразговорного характера и относящийся к
организации
учебной
деятельности
учащихся.
Как зовут твою маму?
Как зовут твоего папу?
Как
зовут
учительницу
(воспитательницу)?
Иди в спальню (класс, столовую).
Что ты сделал?
Слушай внимательно.
Вытри руки полотенцем.
Вымой руки с мылом.
2. Речевой материал, связанный с
изучением
общеобразовательных
предметов.
Говори долго. Говори кратко.
Вчера-сегодня-завтра (утром, днем,
вечером), сначала-потом.
Посчитай от 1 до 5.
Справа-слева-посередине.
Клади аппараты на парту аккуратно.
Подними руку, если хочешь говорить.
Имена ребят в классе.
В пенале лежат …
3. Текст « В умывальной комнате».

реке? Куда ты ездил (а)
летом? Как ты отдохнул(а)?
Карточка.

Мыло, умываться,
моет, вытираться,
зубная щетка,
зубная паста,
закрой (открой)
кран, полотенце,
повесь.

Алеша
Слава
по карточкам

Восприятие предложений,
ответы на вопросы,
дополнение предложений по
картинкам.

Выполнение поручений:
возьми …, положи
(поставь) принеси, убери
Ответы на вопросы

11 – 15.10 Овощи, фрукты
Работа над
звуками.
Орфоэпия:
Безударная
гласная О.

18-22.10

Осень
Работа над
звуками.
Сила голоса.

1.
Речевой
материал
обиходноразговорного характера и относящийся к
организации
учебной
деятельности
учащихся.
Положи тетрадь на стол.
Убери ручку в пенал
К доске идет …
Попроси карандаш у….
Спроси у Ани ножницы.
Поставь книги в шкаф.
Кто сегодня дежурный?
2. Речевой материал, связанный с
изучением
общеобразовательных
предметов.
Звук и буква.
Напиши прописную букву.
Напиши заглавную букву.
Слог, слово. Папа – это слово?
Ударный слог, безударный слог.
Отхлопай ритм слова молоко.
3. Текст « Учебные вещи».
1.
Речевой
материал
обиходноразговорного характера и относящийся к
организации
учебной
деятельности
учащихся.
Какая сегодня погода?
Погода солнечная (пасмурная), морозная
(теплая). Осенью много работы в саду и
огороде.
Осенью идет дождь. Падают листья
2. Речевой материал, связанный с
изучением
общеобразовательных
предметов.
Число и цифра.
Возьми 3 красных палочки. Возьми еще
2 желтых палочки. Сколько всего?
Каких больше? Каких меньше?
2+1 3+1 5-1 3-1
5 больше, чем 3

Яблоки,
груши, Алеша
сливы,
банан,
Слава
апельсин,
мандарин, лимон, изменить
кислый, сладкий,
поспели в саду.
Огурец, помидор,
лук,
редиска,
капуста,
картофель, свекла,
тыква, растет на
огороде, созрели
Девочка,
арбуз,
ежик, ель, свекла.
Сладкий…,
сладкая….,
сладкие….
Ударный,
безударный слог
(звук). Ритм слова.
Первый месяц
Алеша
осени, последний
Слава
месяц осени.
Листопад,
по карточкам
перелетные
птицы. Приметы
осени.Погода,
дождь, ветер,
листья, деревья,
кусты, трава, небо.
Огурец, помидор –
овощи.

Сравнение предметов по
количеству и размеру.
Возьми большой
(маленький) … Сколько
…, сколько …, чего
больше (меньше)?
Игра «Угадай, что это?»,
восприятие и различение
слов.
Восприятие
предложений, деление на
слова.
Букварь, стр. 6 – 7

Восприятие предложений,
ответы на вопросы,
дополнение предложений
…,…, … - -это …..
Какое время года наступило?
Какая стала трава?
Какие листья на деревьях?
Какие листья нашла девочка?
дополнение предложений
по картинкам, работа с
деформированным текстом.
Карточка. Звездочка, стр. 44
– 45

Повар, врач, учитель
работают в школе.
3. Текст «Осень»

воспитатель

25-29.10

Школа
Работа над
звуками.
Высота голоса.

1.
Речевой
материал
обиходно- Школа, портфель,
разговорного характера и относящийся к учиться, считать,
организации
учебной
деятельности писать, решать.
учащихся.
Какое время года? Какой сейчас месяц?
Какая погода была вчера? Какое сегодня
небо? Кто дежурный в столовой?
Дует
ветер.
Небо
ясное.
День
пасмурный.
2. Речевой материал, связанный с
изучением
общеобразовательных
предметов.
Печатный и письменный текст.
Открой прописи (книгу, тетрадь).
Какой сейчас урок? Сейчас математика,
ритмика, развитие речи.
Ты уже решил (написал, прочитал)?
5 6 3 2; 4 меньше, чем 5
3. Текст «Школа»

8-12.11

Школа
Работа над
звуками.
Изменение
высоты и силы
голоса в
повествовательн
ых
предложениях.

1.
Речевой
материал
обиходноразговорного характера и относящийся к
организации
учебной
деятельности
учащихся.
Жарко, тепло, солнечно, ясно, пасмурно,
Идет дождь.
Бережно относись к учебным вещам.
Скажи за экраном.
Мы идем на прогулку.
Спроси у товарища, он пойдет гулять.
Кто сегодня дежурный в классе?
Кто дежурил в классе вчера?
2. Речевой материал, связанный с
изучением
общеобразовательных

Карточка.
Текст в целом, восприятие
предложений, ответы на
вопросы по карточкам,
дополнение предложений по
картинкам .
Посмотри на картинку.
Ответь на вопросы.

Алеша
Слава
изменить

Выполнение поручений:
возьми …, положи (поставь)
справа (слева)
Послушай слово, повтори,
задай вопрос.
Русский язык, 1 класс, стр.
10 – 15
Восприятие предложений.

предметов.
Я решил примеры (задачу).
Ты правильно выполнил задание?
Задание трудное или легкое?
Придумай предложение со словом…
Придумай слово с буквой….
3. Текст «Школа».
15- 19.11

Дежурный.
Работа над
звуками.
Орфоэпия:
двойные
согласные.

22 – 26.11 Продукты
питания.
Работа над
звуками.
Слитность речи.

1.
Речевой
материал
обиходноразговорного характера и относящийся к
организации
учебной
деятельности
учащихся.
Отвечай кратко (подробно, полно).
У тебя чистые руки?
Кто проверяет чистоту в классе?
Что делает дежурный в классе?
Попросись выйти из класса.
Что пропущено: 1 2..4 5..7
2. Речевой материал, связанный с
изучением
общеобразовательных
предметов.
У девочки …конфет, у мальчика…
конфет. У кого больше? У кого меньше?
На улице сильный ветер. Дует ветер.
Ветрено.
3+1 3+2 1+1
3. Текст «Санитар».
1.Речевой
материал
обиходноразговорного характера и относящийся к
организации
учебной
деятельности
учащихся.
Утром мы завтракаем.
На завтрак мы ели кашу. Ты любишь
суп?
Налей чай в …
Положи хлеб в ….
Принеси ….
Какая сегодня погода?

Санитар,
Алеша
проверяет, чистые,
Слава
грязные руки,
вымыл (вытер)
по карточкам
руки, лицо.

Восприятие предложений,
ответы на вопросы:
Кто проверяет руки?
Какие руки были у Вовы?
Что сделал Вова?
В вашем классе есть санитар?
Выполнение поручений:
вымой руки, вытри руки,
возьми полотенце
Восприятие предложений,
ответы на вопросы,
дополнение предложений по
картинкам
Карточка. Звездочка, стр.26 27

Столовая,
Алеша
обедают,
едят,
Слава
кушают,
завтракают,
изменить
ужинают.
Режет, варит, ест,
ложка, чашка,
вилку, хлеб, сахар,
суп, каша.
Громко, тихо,
шепотом.

Восприятие фраз,
выполнение заданий:
собери из букв слово.
дополнение предложений
по картинкам, работа с
деформированным
текстом

29.11 –
3.12.

6 -10.12

Что ты делал на математике?
2.
Речевой материал, связанный с
изучением
общеобразовательных
предметов.
Столовая, обедают, едят, кушают,
завтракают, ужинают.
Говори громко (тихо, шепотом, без
голоса).
Задача. Условие, вопрос, решение.
Число справа, слева. …3…, …2…..
Сверху, снизу.
Порядковые числительные: первый,
второй,…
3.Текст «В столовой».
Спальня
1. 1.Речевой
материал
обиходноРабота над
разговорного характера и относящийся к
звуками.
организации
учебной
деятельности
Произношение
учащихся.
слитно слов со
Где ты спишь?
стечением
Покажи матрац (подушку, шкаф).
согласных.
Что лежит в тумбочке?
Что висит в шкафу?
Что лежит на кровати?
Постели простынь на кровать.
2. Речевой материал, связанный с
изучением
общеобразовательных
предметов.
Читаем слова, слоги, предложения.
Пишем буквы. Говорим звуки.
Корень, стебель, листья, цветок – части
цветка.
Первый урок- математика.
Первый день недели –понедельник.
3. Текст « Наша спальня».
Зима.
1.Речевой
материал
обиходноРабота над
разговорного характера и относящийся к
звуками.
организации
учебной
деятельности
Окончания имён учащихся.

Спальня, кровать,
тумбочка, шкаф,
матрац, одеяло,
подушка, убери,
заправь, стоят.
Голос высокий,
низкий, мужской
детский, женский.

Алеша
Слава
изменить

Восприятие слов,
предложений, ответы на
вопросы, дополнение
предложений по
картинкам
Выполнение поручений:
возьми …, положи (поставь)
справа (слева)
Послушай слово, повтори,
задай вопрос.

Выпал снег,
сугробы, снежные
шубы и шапки.
Непроизносимые

Алеша
Слава

Восприятие слов,
предложений, ответы на
вопросы, дополнение
предложений по картинкам .

прилагательных
-ого, -его.

13-17.12

Одежда, обувь.
Работа над
звуками.
Плавность речи.

Сколько человек у вас в классе?
Кто сидит рядом на парте? Кто сидит
слева? Кто сидит справа? Кого нет
сегодня в классе?
У тебя есть брат (сестра)?
Что ты делал на прогулке?
2. Речевой материал, связанный с
изучением
общеобразовательных
предметов.
Сегодня морозно. Сегодня холодно.
Наступила зима. Лежат большие
сугробы.
Число 8, напиши цифру 8. Найди
картинку с 8 шарами.
Читаю - прочитал, пишу - написал,
рисую - нарисовал.
3. Текст «Зима».
1.
Речевой
материал
обиходноразговорного характера и относящийся
к организации учебной деятельности
учащихся.
Мой руки перед едой.
После обеда идем на прогулку.
Нужно сушить обувь каждый день.
Скажи
здравствуй
ребятам
(учительнице).
Исправь ошибки.
Какие уроки у вас сегодня?
2.
Речевой материал, связанный с
изучением
общеобразовательных
предметов.
Какое сегодня число?
Какое число было вчера?
Какое время года наступило?
Стоят морозы – морозно.
Число и цифра 9. Девять – это 5 и 4
7 больше, чем шесть.
Решение задачи. Прочитай условие

согласные.

по карточкам

Пальто, куртка,
рубашка, шапка,
шарф, варежки,
юбка, носки,
вешалка-вешать,
надевать-одевать,
носить, снимать,
повесил.
Сапоги, ботинки,
валенки, туфли,
тапочки,
кроссовки, чешки,
надевает, снимает,
поставил на
полку.
Двойные
согласные.

Алеша
Слава

Лото «Подбери слова»
Восприятие слов, дополнение
предложений.

по карточкам
Выполнение поручений:
возьми …, положи
(поставь) справа (слева

20-30.12

Новый год
Работа над
звуками.
Ритм слова.

(вопрос) в задаче. Скажи ответ.
Сегодня ясная солнечная морозная
погода.
3. Текст «В магазине».
1.Речевой
материал
обиходноразговорного характера и относящийся к
организации
учебной
деятельности
учащихся.
Что ты ел на завтрак?
Что ты ел на ужин?
Ты сегодня обедал?
Какие овощи ты ел вчера?
За едой нельзя разговаривать.
Ты любишь кашу?
Расчесывать волосы расческой.
Мой руки с мылом.
2.
Речевой материал, связанный с
изучением
общеобразовательных
предметов.
Подними руку на слова с вопросом
КТО?
Число и цифра 8. Посчитай до 8 и
обратно.
8-1 8-2 7+1
8 больше 6
Я читал рассказ.
3. Текст « Елка».

Повторение речевого материала за I полугодие.
Контрольно-проверочные работы по РРС

Новогодний
праздник, Дед
Мороз и
Снегурочка,
хоровод, маски,
подарки,
веселятся, водить
хоровод
.

Лариса
Алеша

Восприятие задач,
выполнение действий:
добавить, убрать

Слава
по карточкам

Восприятие слов,
предложений, ответы на
вопросы, дополнение
предложений по картинкам .

«РАССМОТРЕНО»
на заседании МО дефектологов
____________Хамуева Л.И
«_____»____________2021г.

«СОГЛАСОВАНО»
заместитель директора по УВР
_______________Маркова Т.В
«_____»____________2021г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(301)245-18-44

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».