Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат I-II вида» «УТВЕРЖДАЮ»__________ Директор «СКОШИ I-II вида» Н.В. Норбоева 01.09.2021 г. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ 7 КЛАСС (вариант 2.2.2) СОСТАВИЛА: Будаева А.Б. учитель географии г. Улан-Удэ 2021 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебная дисциплина «География» является составной частью предметной области «Общественно-научные предметы». Данный курс направлен на формирование у обучающихся с нарушениями слуха комплексного, системного и социально ориентированного представления о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов, особенностях населения и хозяйства, о проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям окружающей среды, о географических подходах к устойчивому развитию территорий. Также благодаря географическому образованию, реализующемуся на основе АООП ООО (вариант 2.2.2) обучающиеся обретают способность к оценке экологических и социальноэкономических процессов и явлений. География синтезирует различные компоненты общественно-научного и естественно-научного знания. В рамках данного учебного курса осуществляется реализация сквозных направлений современного образования. В их числе социологизация, гуманизация, экономизация, экологизация. В совокупности они играют важную роль в формировании общей культуры обучающихся, обеспечивают осознание тесной взаимосвязи, существующей между естественными и общественными дисциплинами, природой и обществом в целом. Весомой является роль курса «География» в коррекции вторичных нарушений, обеспечении компенсирующего пути развития обучающихся с нарушениями слуха. Так, в связи с необходимостью освоения широкого спектра научных понятий и представлений, анализа географических объектов, фактов, условий и др. обучающиеся поставлены перед необходимостью осваивать «географический язык», рассуждать, пользоваться разнообразными источниками получения информации, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, что стимулирует развитие речевой и мыслительной деятельности. Учебная дисциплина «География» обладает значительным воспитательным потенциалом. Её предметное содержание содействует воспитанию социальной активности, любви к своей многонациональной Родине, патриотизма, уважения к иным традициям, культурным ценностям, вероисповеданию и др. Всё это предстаёт в качестве мощного социализирующего фактора обучающихся с нарушением слуха. На его основе складывается потребность следовать ценностным ориентирам общества; способность критически осмысливать личный опыт и опыт окружающих людей, руководствоваться в своих поступках нормами морали и нравственности. Одним из условий, обеспечивающих достижение предметных, метапредметных и личностных результатов учебной дисциплины, является включение обучающихся в доступные им виды деятельности посредством реализации тех или иных направлений внеурочной работы, в числе которых научно-познавательное, туристско-краеведческое, культурнопросветительное, музейно-оформительское и издательское, страноведческое, экологическое, экономическое, трудовое и др. Наряду с этим немаловажным для достижения планируемых результатов является используемый в образовательной организации спектр форм внеурочной деятельности (географические кружки, факультативы, секции, клубы, конференции, олимпиады, вечера, устные журналы, викторины, игры и / или др.). «География» относится к числу учебных дисциплин, по которой может осуществляться выполнение итоговой индивидуальной проектной работы. Выбор темы проекта осуществляется с учётом личностных предпочтений и возможностей каждого обучающегося с нарушением слуха. Опыт проектной деятельности будет полезен как в учебном процессе, так и в социальной практике. Цель учебной дисциплины заключается в обеспечении овладения обучающимися необходимым (определяемым стандартом) уровнем подготовки в области географии в единстве с развитием социальных компетенций, речевой и мыслительной деятельности. Основные задачи учебной дисциплины: – содействие овладению обучающимися с нарушениями слуха системой географических знаний как компонентом научной картины мира, включая знания о различных видах географического положения России, о природе, населении, хозяйстве, регионах страны, об особенностях природопользования; – формирование на конкретных примерах представлений о многообразии современного географического пространства на разных (от локального до глобального) его уровнях как одного из условий овладения географической картиной мира; – развитие представлений о характере, сущности и динамике главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира; – развитие способности к осознанию главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития; достижение понимания обучающимися с нарушениями слуха значения охраны окружающей среды и рационального природопользования; – содействие осознанию закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социальноэкономическими и экологическими факторами; – развитие представлений о зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания; – выработка понимания общественной потребности в географических знаниях; – выработка способности к безопасному и экологически целесообразному поведению в окружающей среде. Организация содержания программного материала, осваиваемого обучающимися на основе АООП ООО (вариант 2.2.2) осуществляется в соответствии с принципом от общего к частному. Содержание курса «География» в 7 классе представлено следующими тематическими разделами: «Введение», «Природа земли: главные закономерности», «Человек на планете Земля», «Многоликая планета», «Заключение». Программа учебной дисциплины «География» включает примерную тематическую и терминологическую лексику, которая должна войти в словарный запас обучающихся с нарушением слуха за счёт целенаправленной отработки, прежде всего, за счёт включения в структуру словосочетаний, предложений, текстов, в т.ч. в связи с формулировкой выводов, оформлением логических суждений, приведением доказательств, подготовкой сообщений и т.п. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Личностные результаты: 1. Наличие интереса к изучению природы методами естественных наук. 2. Ответственное отношение к природе, элементарная экологическая грамотность, в т.ч. осознание необходимости защищать окружающую среду. 3. Наличие потребности в расширении своего кругозора, овладении информацией о развитии географических знаний о Земле. 4. Освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей. Метапредметные результаты: 1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить новые задачи в учебе и познавательной деятельности; умение (при направляющей помощи учителя) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. 2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. 3. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. 4. Умение определять географические и иные понятия, создавать обобщения, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы. 6. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач по географии. 6. Умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе. 7. Умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей. 8. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. 9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике. 10. Умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группах, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей в области географических знаний. Предметные результаты: Достижение предметных результатов обеспечивается следующими линиями развития: 1-я линия развития – осознание роли географии в познании окружающего мира: – объяснять роль различных источников географической информации; – пояснять использование тех или иных методов географической науки (сравнительно-описательного, экспедиционного, картографического); – осознавать задачи науки географии. 2-я линия развития – освоение системы географических знаний о гидросфере, атмосфере, биосфере: – объяснять географические явления, происходящие на Земле, с позиции закономерного взаимовлияния человека и природы; – формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды; – выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений. 3-я линия развития – использование географических умений: – находить в различных источниках и анализировать географическую информацию; – составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации; – применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы. 4-я линия развития – использование карт как моделей: – определять на карте местоположение географических объектов; – ориентироваться на местности при помощи карты и плана; – составлять описание местности по топографическим картам. 5-я линия развития – понимание смысла собственной действительности: – определять роль результатов выдающихся географических открытий; – использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений; – приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды; – понимать сущность и динамику глобальных и региональных изменений для анализа природных, экологических, экономических, социальных, геополитических и иных процессов; – способность к восприятию слухозрительно и на слух, внятному и естественному воспроизведению тематической и терминологической лексики учебной дисциплины, а также лексики, связанной с организацией учебной деятельности. Также обучающиеся должны овладеть способностью воспринимать слухозрительно и на слух, внятно и достаточно естественно воспроизводить тематическую и терминологическую лексику, а также лексику, связанную с организацией учебной деятельности. ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В 7 КЛАССЕ Введение Повторение изученного в 6 классе Стартовая контрольная работа. Введение в курс географии (7 класс) Природа земли: главные закономерности Материки и океаны на поверхности Земли; части света (практическая работа по сравнению географического положения материков) Особенности рельефа Земли, история его формирования (практическая работа по выявлению взаимосвязи между строением земной коры и рельефом) Климатообразующие факторы; климаты Земли Размещение вод суши. Природная зональность (практическая работа по сопоставительному анализу карт климатических поясов и природных зон) Обобщающее повторение по тематическому разделу «Природа земли: главные закономерности» Человек на планете Земля Историко-географические закономерности заселения человеком Земли. Численность населения размещение людей на планете Народы, языки, религии мира. Хозяйственная деятельность людей. Города и сельская местность (практическая работа по составлению характеристики населения мира и/или по выявлению особенностей современной хозяйственной деятельности) Страны мира. Историко-культурные районы мира (практическая работа по установлению особенностей историко-культурного региона мира – на выбор) Обобщающее повторение по тематическому разделу «Человек на планете Земля» Многоликая планета Океаны Земли Атлантический, Тихий, Индийский и Северный Ледовитый океаны (практическая работа по составлению комплексной характеристики Северного Ледовитого океана) Африка Особенности природы, районирование Африки. Население Африканского континента (практическая работа по выявлению климатических условий материка) Страны Африки: Южно-Африканская Республика, Египет, Демократическая Республика Конго Южная Америка Особенности природы и население Южной Америки Природные районы материка: равнинный Восток, Анды (практическая работа по выявлению воздействия природных условий и ресурсов на развитие разных видов хозяйственной деятельности в Андах) Страны Южной Америки: Бразилия, Венесуэла, Перу Австралия и Океания Природа Австралии и Океании (практическая работа по выявлению особенностей природы Австралии и объектов Всемирного наследия) Население Австралии и Океании Австралийский Союз Самоа Антарктида Природа Антарктиды и её освоение человеком (практическая работа по составлению описания особенностей природы Антарктиды) Обобщающее повторение по тематическому подразделу «Южные материки» Северная Америка Особенности природы Северной Америки. Освоение материка человеком Равнинные районы и горы Северной Америки (практическая работа по выявлению зависимости размещения населения и хозяйства от природной зональности) Страны Северо-Американского континента: США, Канада, Мексика Евразия Особенности природы Евразии; человек на территории Евразии (практическая работа по составлению описания внутренних вод Евразии) Районы Евразии: западная часть Европы, Северная Евразия, СевероВосточная и Восточная Азия, Южная, Юго-Западная и Центральная Азия Страны Европы: Норвегия, Великобритания, Германия, Франция, Италия и Чехия Страны Азии: Индия, Китай, Япония и Республика Корея, Турция и Казахстан Обобщающее повторение по тематическому подразделу «Северные материки» Заключение Общечеловеческие проблемы. Повторение изученного в курсе географии Контрольная работа за учебный год Примерные виды деятельности обучающихся: – различение, сравнение, анализ, словесная характеристика географических объектов (в т.ч. с опорой на план, схему, иллюстрации, фотографии, аэрофотоснимки, с использованием табличных данных и т.п.); – определение географического объекта, явления с опорой на реалистичное и уловное изображение, словесную характеристику; – выполнение заданий по картам (в т.ч. контурным): показ / подпись объектов, прослеживание (нанесение) маршрутов путешествий и др.; – нахождение, обработка, интерпретация информации, подготовка устных и письменных сообщений (презентаций) с использованием научнопопулярной, справочной литературы, включая интернет-источники; – решение практических задач в рамках изучаемого материала; – заполнение дневника наблюдений за погодой и др. ПРИМЕРЫ ТЕМАТИЧЕСКОЙ И ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКИ, А ТАКЖЕ ЛЕКСИКИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОТРАБОТКИ НА УРОКАХ Примерные слова и словосочетания Акватория, закономерности, заселение Земли, историкогеографические закономерности, историко-культурные районы мира, климатообразующие факторы, климаты Земли, континент, материк, население, общечеловеческие проблемы, океан (Атлантический, Тихий, Индийский и Северный Ледовитый), освоение, поверхность Земли, природная зональность, равнинный, размещение людей на планете, районирование, религии мира, рельеф Земли, сельская местность, страны мира, хозяйственная деятельность, части света, численность населения. Примерные фразы Я расскажу о строении платформ и этапах их формирования. Я объясню, как образуются складчатые и глыбовые горы, приведу примеры таких гор. Я подготовил доклад о том, как формировались современные материки и в каких особенностях природы отразилась история их формирования. Мы знали о том, какой климатообразующий фактор является основным. Мы узнали о том, как влияет близость океанов на формирование климата. Я расскажу о преобладающих формах рельефа в Австралии. В Австралии самый засушливый климат. Основная часть верующих людей в Канаде – это католики и протестанты. Мы узнали о том, какие проблемы называют общечеловеческими и почему они возникли только в 20-ом веке. Самое большое в мире количество рек и озёр находится в Канаде. Примерные выводы Вся суша поверхности Земли делится не только на материки, но и на части света. Материк и часть света – это разные понятия. Делить сушу на части света люди стали очень давно, в античную эпоху. Древние греки выделяли три части света: Европу, Азию, Африку. Иногда эти три части света обобщённо называют «Старый Свет». В настоящее время выделяют 6 частей света. Кроме перечисленных к ним относятся Америка, Австралия и Антарктида. В горах всегда формируется особый климат. С подъёмом вверх он становится холоднее. На обращённых на юг склонах климат теплее, чем на слонах, которые обращены на север. Климаты на Земле разнообразны. Это определяет многие особенности природы. Также климатические особенности влияют на жизнь, хозяйственную деятельность людей, на их здоровье и биологические особенности. Климаты отдельных территорий не обособлены. Это части единого для всей планеты атмосферного процесса. Климаты земли, имеющие черты сходства, определяют в определённые типы, которые сменяют друг друга по направлению от экватора к полюсам. В каждом полушарии выделяют по 7 климатических поясов: 4 основных и 3 переходных. Это распределение связано с размещением по земному шару воздушных масс с разными свойствами и особенностями движения воздуха в них. В основных поясах весь год формируется одна воздушная масса. В тропическом поясе – тропическая, в экваториальном – экваториальная, в умеренном – воздух умеренных широт, в арктическом (антарктическом) – арктическая (антарктическая). В переходные пояса, находящиеся между основными, в разные сезоны поочерёдно заходят воздушные массы из прилегающих основных поясов. Здесь по сезонам меняются условия: летом они такие же, как в соседнем более тёплом поясе, а зимой такие же, как в соседнем более холодном. Вместе со сменой воздушных масс в переходных поясах меняются и погоды. Например, в субэкваториальном поясе летом преобладает жаркая и дождливая погода, а зимой – более прохладная и сухая. Американские учёные создали родословную человечества. Эти учёные считают, что люди имеют одну общую праматерь. Это женщина, которая жила около 200 тысяч лет назад в Африке. В расселении люде по планете выделяют 2 этапа. Примерно 2 миллиона лет назад древние люди начали проникать из Восточной Африки в другие районы и на другие материки. Этот этап завершился примерно 500 тысяч лет назад. В дальнейшем древние люди вымерли. Около 200 тысяч лет назад в Африке появился современный человек – хомо сапиенс. С этого времени начинается второй этап расселения людей. Люди заботились о пропитании, поэтому отправлялись в неизведанные земли. По причине увеличения численности людей расширялись территории, на которых собирали съедобные растения, охотились. Переход к оседлому образу жизни произошёл 11 тысяч лет назад. Это способствовало развитию древних цивилизаций. Многие памятники их культуры сохранились до настоящего времени. Австралия – это самый маленький по размеру материк. Из всех материков он самый низкий и плоский, безлесный (за исключением Антарктиды), засушливый. В Австралии сохранились животные и растения, близкие к тем, которые были в древние времена на других материках. Австралия простирается с запада на восток и с севера на юг на меньше расстояния, чем другие материки. Канада по своей территории – это одна из крупнейших стран. По площади она уступает только России. Берега Канады омываются водами трёх океанов. В Канаде самое большое в мире число озёр и рек. Почти половину площади Канады занимают леса. Север Канады – это суровые условия Арктики с сильными морозами, полярной ночью. На юге почвы плодородные, климат – умеренный. На уроках обязательно проводятся упражнения, связанные с восприятием на слух и внятным, достаточно естественным воспроизведением тематической и терминологической лексики учебной дисциплины, а также лексики, связанной с организацией учебной деятельности. Этот речевой материал обязательно отражается (подчеркивается, выделяется цветом) при планировании уроков, проектируется на основе индивидуальнодифференцированного подхода, учитывающего слухоречевое развитие каждого обучающегося. Правильно организованная работа по развитию у обучающихся речевого слуха, слухозрительного восприятия речи и ее воспроизведения, чередование различных видов восприятия ими устной речи (слухозрительного и слухового) мобилизует их внимание, способствует продуктивной учебной деятельности на уроке, более прочному запоминанию речевого материала, в дальнейшем – его использованию в разных видах учебной и внеурочной деятельности. Как правило, по одной учебной дисциплине на четверть планируется не менее 15-20 речевых единиц для слабослышащих и кохлеарно имплантированных обучающихся. Упражнения, связанные с восприятием обучающимися речевого материала на слух, проводятся на этапах организации урока (например, работа с планом), закрепления и повторения учебного материала, занимают не более 5-10 минут в зависимости от темы и планируемых результатов, мотивированы ходом урока. Часть знакомого обучающимся речевого материала (тематическая и терминологическая лексика, а также лексика по организации учебной деятельности) может отрабатываться на занятиях «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» при совместном планировании работы учителем-предметником и учителем, ведущим данные занятия: обучающиеся упражняются в восприятии слухозрительно и на слух, достаточно внятном и естественном воспроизведении уже знакомого им речевого материала. Эта работа не проводится формально; детям предлагаются соответствующие задания, вопросы и др., которые также планируются совместно учителем- предметником и учителем, ведущим занятия «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи». На уроках обучающиеся систематически и целенаправленно побуждаются говорить внятно, достаточно естественно и выразительно, реализуя возможности воспроизведения звуковой и ритмико-интонационной структуры речи. Работа в данном направлении проводится на основе аналитико-синтетического, концентрического, полисенсорного метода при использовании, в том числе, фонетической ритмики. На каждом уроке проводятся фонетические зарядки с целью дать установку на правильное воспроизведение определенного речевого материала, необходимого на данном уроке, закрепить произносительные навыки обучающихся, предупредить распад неустойчивых произносительных умений. Предусматривается работа по всем разделам программы, включая закрепление у детей умений говорить голосом нормальной высоты, силы и тембра, воспроизводить звуковую и ритмико-интонационную структуру речи. Фонетические зарядки занимают не более 3-5 минут; речевой материал должен быть представлен в письменной форме на доске или на слайде компьютерной презентации. Планирование фонетических зарядок осуществляется совместно с учителем коррекционно-развивающих занятий «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» на основе преемственности в работе над произношением в разных организационных формах образовательно-коррекционного процесса. Не менее одного раза в полугодие проводится мониторинг достижения обучающимися планируемых результатов восприятия и воспроизведения тематической и терминологической лексики каждой учебной дисциплины, а также лексики, связанной с организацией учебной деятельности. Методические требования к использованию на уроках цифровых технологий В процессе обучения школьников с нарушением слуха следует использовать цифровые технологии, к которым относят информационнообразовательные среды, электронный образовательный ресурс, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение с помощью интернета и мультимедиа. Преимуществами использования цифровых технологий в образовательно-реабилитационном процессе являются доступность, вариативность, наглядность обучения, обратная связь педагогов с обучающимися, построение индивидуальной траектории изучения учебного материала, обучение с применением интеллектуальных систем поддержки (для адаптации учебного материала к особым образовательным потребностям обучающихся). Организация обучения на основе цифровых технологий позволяет активизировать компенсаторные механизмы обучающихся, осуществлять образовательно-реабилитационный процесс на основе полисенсорного подхода к преодолению вторичных нарушений в развитии. Цифровые технологии могут использоваться в различных вариациях: в виде мультимедийных презентаций, как учебник и рабочая тетрадь, в качестве толкового словаря или справочника с учебными видеофильмами, как тренажёр для закрепления новых знаний или в виде практического пособия. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения, организованная с использованием цифровых технологий, должна обеспечивать: – информационно-методическую поддержку образовательного процесса с учётом особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением слуха; – планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения в соответствии с федеральными требованиями основного общего образования; – мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса для отслеживания динамики усвоения учебного материала обучающимися с нарушением слуха; – учёт санитарно-эпидемиологических требований при обучении школьников с нарушением слуха; – современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации; – дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся с нарушением слуха, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе при реализации дистанционного образования. В результате использования цифровых технологий в образовательном процессе у обучающихся с нарушением слуха формируются четыре вида цифровой компетентности: •информационная и медиакомпетентность (способность работать с разными цифровыми ресурсами), •коммуникативная (способность взаимодействовать посредством блогов, форумов, чатов и др.), •техническая (способность использовать технические и программные средства), •потребительская (способность решать с помощью цифровых устройств и интернета различные образовательные задачи). Рекомендуемое материально-техническое сопровождение учебного курса (оборудование): классная доска с набором магнитов для крепления таблиц; персональный компьютер с выходом в интернет; мультимедийный проектор; интерактивная доска; звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования; географические таблицы; географические карты: карта мира и карта России; набор учебных топографических карт (учебные топокарты масштабов 1:10 000, 1:26 000, 1:60 000, 1:100000); цифровые компоненты учебно-методического комплекса по основным разделам курса географии. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС (ВАРИАНТ 2.2.2) № Направления Дата Понятия Характеристика п/п (разделы работы, деятельности темы) обучающихся Введение 1. Повторение различение, сравнение, изученного в 6 анализ, словесная классе характеристика географических объектов (в т.ч. с опорой на план, схему, иллюстрации, фотографии, аэрофотоснимки, с использованием табличных данных и т.п.); Входная стартовая диагностика. Введение в курс географии 7 класс. Природа земли: главные закономерности 3. Материки и океаны Материки и океаны на на поверхности поверхности Земли; Земли части света 2. практическая работа по сравнению географического положения материков 4. Особенности рельефа Земли история его формирования практическая работа по выявлению взаимосвязи между строением земной коры и рельефом 5. Климаты Земли Климатообразующие факторы; определение географического 6. Размещение вод суши. 7. Обобщающее повторение по тематическому разделу «Природа земли: главные закономерности» Контрольная работа за 1 четверть Человек на планете Земля 1. Историкогеографические закономерности заселения человеком Земли. Природная зональность объекта, явления с опорой на реалистичное и уловное изображение, словесную характеристику; практическая работа по сопоставительному анализу карт климатических поясов и природных зон выполнение заданий по картам (в т.ч. контурным): показ / подпись объектов, прослеживание (нанесение) маршрутов путешествий и др.; 8. Численность населения размещение людей на планете 2. Народы, языки, религии мира. Хозяйственная деятельность людей. Города и сельская местность 3,4 Страны мира. Историко-культурные районы мира 5. Обобщающее повторение по тематическому разделу «Человек на планете Земля» нахождение, обработка, интерпретация информации, подготовка устных и письменных сообщений (презентаций) с использованием научнопопулярной, справочной литературы, включая интернет-источники; (практическая работа по составлению характеристики населения мира и/или по выявлению особенностей современной хозяйственной деятельности) (практическая работа по установлению особенностей историкокультурного региона мира – на выбор) различение, сравнение, анализ, словесная характеристика географических объектов Контрольная работа за 2 четверть Многоликая планета 1. Океаны Земли Атлантический, Тихий, (практическая работа по Индийский и Северный составлению Ледовитый океаны комплексной характеристики Северного Ледовитого океана) 2. Африка Особенности природы, районирование Африки. Население Африканского континента (практическая работа по выявлению климатических условий материка) 3. Страны Африки: Южно-Африканская Республика, Египет, Демократическая Республика Конго 4. Южная Америка Особенности природы и население Южной Америки Природные районы материка: равнинный Восток, Анды 5. Страны Южной Америки: Бразилия, Венесуэла, Перу 6. Австралия и Океания различение, сравнение, анализ, словесная характеристика географических объектов Природа Австралии и (практическая работа по Океании выявлению особенностей природы Австралии и объектов Всемирного наследия) 7. Население Австралии и Океании Австралийский Союз Самоа 8. Антарктида Природа Антарктиды и её освоение человеком решение практических задач в рамках изучаемого материала; (практическая работа по выявлению воздействия природных условий и ресурсов на развитие разных видов хозяйственной деятельности в Андах) различение, сравнение, анализ, словесная характеристика географических объектов (практическая работа по составлению описания особенностей природы Антарктиды) 9. 10. Обобщающее повторение по тематическому подразделу «Южные материки» Контрольная работа за 3 четверть Северная Америка различение, сравнение, анализ, словесная характеристика географических объектов Особенности природы Северной Америки. Освоение материка человеком зависимости размещения населения и хозяйства от природной зональности различение, сравнение, анализ, словесная характеристика географических объектов (практическая работа по выявлению зависимости размещения населения и хозяйства от природной зональности) 11. Равнинные районы и горы Северной Америки 12. Страны СевероАмериканского континента: США, Канада, Мексика 13. Евразия Районы Евразии Особенности природы (практическая работа по Евразии; человек на составлению описания территории Евразии внутренних вод Евразии) западная часть Европы, Северная Евразия, Северо-Восточная и Восточная Азия, Южная, Юго-Западная и Центральная Азия 14. Страны Европы Норвегия, Великобритания, Германия, Франция, Италия и Чехия 15. Страны Азии 16. Обобщающее повторение тематическому подразделу «Северные материки» различение, сравнение, анализ, словесная характеристика географических объектов по различение, сравнение, анализ, словесная характеристика географических объектов Индия, Китай, Япония различение, сравнение, и Республика Корея, анализ, словесная Турция и Казахстан характеристика географических объектов Северные материки различение, сравнение, анализ, словесная характеристика географических объектов Заключение 1. Общечеловеческие проблемы. Повторение изученного в курсе географии 2. Контрольная работа за учебный год Общечеловеческие проблемы. Повторение изученного в курсе географии различение, сравнение, анализ, словесная характеристика географических объектов