АРП_вар_1.2_Литература_7 кл 1вида_Климова_2021

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I-II вида»

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГБОУ «СКОШИ I-II вида»
_______________ Н.В.Норбоева
«
»________________2021г.

Адаптированная рабочая программа

по литературе
для 7 класса I вида
на 2021- 2022 учебный год

Составитель:
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Климова А.Ю.

г. Улан-Удэ, 2021

«Обсуждено»

«Согласовано»

на заседании МО учителей гуманитарного цикла
«__»_________2021г.

«___»___________2021г.

_________________

__________________

Руководитель МО

Зам. директора по УР

Шагдарова Н.Н.

.

Маркова Т.В.

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по литературе для 7 класса 1 вида создана на
основе Примерной адаптированной образовательной программы основного общего
образования обучающихся с нарушениями слуха (третий год обучения в основной
школе) (вариант 1.2) в соответствии с Федеральным компонентом государственного
стандарта основного общего образования, учебным планом и требованиями
образовательной программы ГБОУ «СКОШИ 1-2 вида», а также:
- Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12 2012 г. № 273-ФЗ;
- Закона Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240 –V «Об образовании в Республике
Бурятия»;
- Приказа Министерства образования РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении
федерального компонента государственных образовательных стандартов начального
общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Приказа Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении
федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для
образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего
образования»;
- Приказа Министерства просвещения РФ от 28.08.2020 № 442 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
образовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
- Приказа Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п.
«Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных
учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
-Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 10.07.15.№ 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 30.06.2020 г. № 16 « Об утверждении СанПин 3.1/ 2.4.3598-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы
образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей
и молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции ( COYID-19)
- Устава ГБОУ «СКОШИ 1-2 вида»;
- Примерной АООП основного общего образования от 14.07.2021;
-Авторской программы общеобразовательных учреждений по литературе для 5- 9
классов авторы:. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровина.-6-е изд. -Москва:
«Просвещение», 2014 г. с учетом психофизических возможностей обучающихся детей с
нарушениями слуха в данном классе.
Программа детализирует и раскрывает содержание предмета, определяет общую
стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в
соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а
также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В
основе программы лежит принцип единства.
Преподавание ведётся по учебнику: «Литература. 7класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ авт.: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин
В.И. – 6-е издание -М.: Просвещение, 2018.

Место предмета «Литература» в базисном учебном плане ГБОУ «Специальная
коррекционная общеобразовательная школа-интернат 1-2 вида».
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской
Федерации по новым федеральным стандартам предусматривает обязательное изучение
литературы в 7 классе 1 вида – 102 часа, в т.ч. на развитие речи.
Количество часов в соответствии с учебным планом для коррекционных школ 1-2 вида в
6 классе 1 вида по учебному плану ГБОУ СКОШИ 1-2 вида на 2021-2022 уч. год – 102
часа (3 часа в неделю, 34 учебные недели).

Учебно-тематический план
№ Тематический раздел, тема
п/п
Введение
Раздел 1. Устное народное творчество
Раздел 2. Древнерусская литература
Раздел 3. Из русской литературы XVIII
века.
4. Раздел 4. Из русской литературы XIХ века
5. Раздел 5. Из литературы XX века
6. Раздел 6. Зарубежная литература
7. Повторение,
обобщение,
итоговый
контроль
8. Теория литературы
9. Речь, речевая деятельность, текст
Итого
1.
2.
2
3.

Всего

3
5
6
4
44
34
3
3

Контрольных работ
включая проверку
техники чтения
1
1
1
2
1
2

23
102

8

Цель обучения литературе заключается в обеспечении усвоения глухими
обучающимися с нарушенным слухом содержания предмета «Литература» и достижении
следующих результатов:
– воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к
родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским
гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе
и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного
мира обучающихся, их жизненного и эстетического опыта;
– развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей, устной и письменной речи обучающихся; формирование читательской
культуры, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы,
эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
– постижение вершинных произведений отечественной и мировой литературы,
освоение знаний о жизни и творчестве выдающихся писателей и поэтов;
– овладение умениями осмысленного чтения и анализа художественных
произведений, создания собственных текстов с привлечением необходимых (базовых)
сведений по теории и истории литературы;
– разностороннее личностное развитие, обогащение эмоционального опыта
глухих обучающихся через опосредованное воздействие художественной литературы;
– преодоление речевого недоразвития, развитие слухового восприятия
посредством опознания, различения на слух лексических единиц, фразового материала,
текстов изучаемых произведений.

В обобщённом виде цель изучения литературы заключается в приобщении глухих
обучающихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной
литературы.
Содержание обучения представлен следующими тематическими разделами:
«Устное народное творчество», «Из древнерусской литературы», «Из русской
литературы XVIII века», «Из русской литературы ХIХ века», «Из русской литературы
XХ века», «Из зарубежной литературы». Кроме того, с целью обеспечения освоения
обучающимися предметной составляющей учебной дисциплины, преодоления наивного
детского чтения в содержание курса на всех годах обучения включён сквозной раздел
«Основы теории литературы». В рамках данного раздела глухие обучающиеся осваивают
литературоведческие понятия, необходимые для полноценного анализа текстов
произведений.
Тематическое содержание курса литературы разработано с учётом особых
образовательных потребностей глухих обучающихся.
Основу литературного образования обучающихся с нарушенным слухом
составляют чтение и изучение художественных произведений, знакомство с основными
биографическими сведениями о мастерах слова, с отдельными историко-культурными
фактами, некоторыми вопросами из теории литературы, необходимыми для понимания
включенных в программу произведений.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ В 7 КЛАССЕ 1 вида
Личностные результаты
1. Уважение к родному языку, культуре, потребность в духовно-нравственном
развитии через воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства
гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России на
материале изучаемых произведений.
2. Ответственное отношение к учению на основе мотивации к обучению и
познанию, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию.
3. Целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития
науки и общественной практики (с учётом социального, культурного, языкового,
духовного многообразия современного мира).
4. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания.
5. Владение социальными нормами, правилами поведения, ролями и формами
социальной жизни в группах и сообществах. Нравственное поведение, осознанное и
ответственное отношение к собственным поступкам. Участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.
6. Компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора,
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам.
7. Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
8. Осознание (через освоение художественных произведений) значения семьи в
жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и
заботливое отношение к членам своей семьи.

9. Эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
1. Умение при направляющей помощи учителя определять цели своего обучения,
ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
2. Умение при направляющей помощи учителя планировать пути достижения
целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
6. Умение определять понятия (в т.ч. с использованием справочных материалов),
создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, при направляющей
помощи учителя выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать
причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и
делать выводы.
7. Умение применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение
и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
9. Умение осознанно использовать речевые и неречевые средства в соответствии с
задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью;
монологической контекстной речью;
10. Готовность к использованию информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты
1. Способность понимать значение русского языка как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения, значение понятия
«литературный язык».
2. Способность понимать содержание прочитанных научно-учебных и
художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи: устно и
письменно формулировать тему и главную мысль текста, вопросы по содержанию текста
и отвечать на них; подробно и сжато передавать в устной и письменной форме
содержание прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных
функционально-смысловых типов речи (повествование и описание); выполнять анализ
текста: распознавать средства связи предложений и частей текста (формы слова,
однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова,
притяжательные и указательные местоимения, видо-временную соотнесенность
глагольных форм).
3. Владение навыками информационной переработки прочитанного текста:
навыками составлять план прочитанного текста (простой, сложный; вопросный,
цитатный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста (подробно и сжато,
выборочно) в устной и письменной форме; выделять главную и второстепенную
информацию в прочитанном тексте.
4. Умение создавать устные монологические высказывания, а также тексты

различных функционально-смысловых типов речи(повествование, описание) на основе
жизненных наблюдений и читательского опыта, рассмотрения картинки (фотографии),
произведения искусства, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной
литературы: монолог-описание, монолог-повествование. Умение выступать с
сообщением; писать классное сочинение. Знание особенностей описания как типа речи,
умение использовать их при составлении собственных текстов; устно и письменно
описывать внешность человека, помещение, пейзаж и др.
5. Знание назначения фразеологизмов, умение объяснять их значение,
использовать в речи (в рамках изученного); различать многозначные слова и омонимы,
распознавать и использовать в речи тематические группы слов: родовые и видовые
понятия (в рамках изученного); определять прямое и переносное значение слова в
контексте (в рамках изученного).
7. Владение содержанием произведений, указанных в программе 7 класса.
Способность читать наизусть не менее 4 поэтических произведений из перечня,
представленного в программе.
8. Способность определять и формулировать идею прочитанных произведений,
рассуждать о произведениях, используя изученные теоретико-литературные понятия;
выявлять особенности сюжета, различать основные жанры фольклора и художественной
литературы; выявлять конфликт в произведении; называть отличия прозаических текстов
от поэтических; формулировать вопросы, связанные с содержанием прочитанного
произведения; сравнивать персонажей одного произведения, из разных произведений по
сходству или контрасту; сравнивать персонажей одного произведения, из разных
произведений по сходству или контрасту; определять выраженное в стихотворении
настроение; сравнивать близкие по тематике и проблематике произведения.
9. Восприятие слухозрительно и на слух, внятное и достаточно естественное
воспроизведение тематической и терминологической лексики, а также лексики,
связанной с организацией учебной деятельности.
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
В 7 КЛАССЕ
Введение
У человека должны быть любимые произведения ...
Диагностика уровня литературного развития обучающихся (стартовая
диагностика, контрольная работа). Контрольное чтение (проверка техники чтения).
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Предания
Предания «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Пётр и плотник»
(извлечения).
*Основы теории литературы
Предание.
**Речевой практикум
Примерные виды деятельности обучающихся: определение семантики слов по
толковому словарю, включение их в структуру высказываний; подготовка рисунка по
содержанию предания, пересказ текста с опорой на рисунок и др.
Пословицы и поговорки
Отражение народной мудрости в пословицах и поговорках.
*Основы теории литературы
Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
**Речевой практикум
Примерные виды деятельности обучающихся: подготовка устного сообщения о
собирателях пословиц и поговорок; продуцирование высказываний, разъясняющих
содержание пословиц и поговорок и др.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
О древнерусской литературе

Х век – время появления древнерусской литературы. О «Повести временных лет».
«Из похвалы князю Ярославу и книгам» (отрывок из «Повести временных лет»).
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок).
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» (извлечения). Нравственные заветы
Древней Руси. Гимн любви и верности.
*Основы теории литературы
Поучение. Житие.
Контрольная работа по тематическим разделам «Устное народное творчество» и
«Из древнерусской литературы».
**Речевой практикум
Примерные виды деятельности обучающихся:определение семантики слов по
словарю, включение их в структуру высказываний; пересказ изучаемых древнерусских
текстов современным языком; составление устной / письменной характеристики героя
древнерусской литературы и др.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Михаил Васильевич Ломоносов
Сведения об учёном и поэте. «К статуе Петра Великого».
*Основы теории литературы
Ода.
**Речевой практикум
Примерные виды деятельности обучающихся: пересказ текста о
М.В. Ломоносове как учёном и поэте и др.
Контрольная работа по разделам «Устное народное творчество», «Из
древнерусской литературы», «Из литературы XVIII века».
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Александр Сергеевич Пушкин
Слово о поэте и писателе. «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных
волн...»).
«Станционный смотритель». Образ рассказчика. Судьба Дуни. Положение
«маленького человека» в обществе. Трагическое и гуманистическое в повести.
*Основы теории литературы
Повесть.
**Речевой практикум
Примерные виды деятельности обучающихся: подготовка сообщения /
презентации с использованием ресурсов Интернета и справочной литературы о
творческой деятельности А.С. Пушкина; пересказ фрагмента повести «Станционный
смотритель»; составление плана характеристики Самсона Вырина с последующим
письменным оформлением сообщения с опорой на план; поиск в Интернете
иллюстраций к повести и их комментирование и др.
Михаил Юрьевич Лермонтов
Слово о поэте и писателе. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого
опричника и удалого купца Калашникова» – поэма об историческом прошлом Руси.
Картины быта XVI века. Столкновение Степана Парамоновича Калашникова с
Кирибеевичем и Иваном Грозным. Образ Калашникова. Оценка героев с позиций народа
и автора. Особенности сюжета поэмы.
М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…»,
«Ангел», «Молитва».
*Основы теории литературы
Поэма. Фольклоризм литературы.
**Речевой практикум
Примерные виды деятельности обучающихся: подготовка сообщения /
презентации с использованием ресурсов Интернета и справочной литературы о
творческой деятельности М.Ю. Лермонтова; составление сравнительной характеристики
Калашникова и Кирибеевича; подготовка и написание сочинения-миниатюры на тему
«Нравственная оценка Степана Калашникова» и др.

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
Николай Васильевич Гоголь
Слово о писателе. Повесть «Тарас Бульба» (в сокращении). Сюжетная линия
произведения. Изображение людей и природы в повести. Образ Тараса Бульбы. Образы
Остапа и Андрия. Повесть «Тарас Бульба» – «поэма о любви к родине».
*Основы теории литературы
Роды литературы: эпос. Литературный герой.
**Речевой практикум
Примерные виды деятельности обучающихся: пересказ фрагментов текста
(разные виды пересказа); составление плана характеристики Тараса Бульбы с
последующим продуцированием связного высказывания; составление сопоставительной
характеристики Остапа и Андрия; подготовка и написание сочинения-миниатюры
«Авторская оценка Тараса Бульбы»; поиск в Интернете иллюстраций к произведению, их
комментирование и др.
Иван Сергеевич Тургенев
Слово о писателе. «Бирюк»: сюжетная линия. Быт крестьян в рассказе. Образ
главного героя. Особенности изображения пейзажа в рассказе. Отношение автора к
бесправным и обездоленным.
Стихотворения в прозе: «Русский язык», «Близнецы», «Два богача».
*Основы теории литературы
Стихотворение в прозе. Лирическая миниатюра.
**Речевой практикум
Примерные виды деятельности обучающихся: продуцирование / пересказ
текста о жизни и творчестве писателя; составление сравнительной характеристики
Бирюка и мужика; составление связного высказывания о крестьянском быте по
содержанию рассказа «Бирюк»; письменный анализ эпизода рассказа по предварительно
составленному плану и др.
Николай Алексеевич Некрасов
Слово о писателе. «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая
основа поэмы. Образ княгини.
*Основы теории литературы
Поэма. Историческая поэма.
**Речевой практикум
Примерные виды деятельности обучающихся: составление устного рассказа о
поэте; устная и письменная характеристика княгини Трубецкой с опорой на
предварительно составленный план; обсуждение иллюстративного материала к поэме и
др.
Контрольная работа по творчеству Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева и
Н.А. Некрасова.
Лев Николаевич Толстой
Слово о писателе (детство, юность, начало литературного творчества).
«Детство» (главы из повести). «Классы»; взаимоотношения детей и взрослых.
«Наталья Савишна»; проявление чувств героя. «Maman»; анализ собственных поступков
героя.
*Основы теории литературы
Автобиографическое художественное произведение. Герой-повествователь.
**Речевой практикум
Примерные виды деятельности обучающихся: пересказ фрагментов текста
(разные виды пересказа); составление плана анализа эпизода с опорой на предварительно
подготовленный план; подготовка и написание сочинения «Главный герой повести и его
духовный мир» и др.
Антон Павлович Чехов
Слово о писателе. Рассказ «Хамелеон», его сюжетная линия, смысл названия.
Осмеяние трусости и угодничества в рассказе «Хамелеон».
*Основы теории литературы

Сатира и юмор как формы комического.
**Речевой практикум
Примерные виды деятельности обучающихся: подготовка сообщения /
презентации с использованием ресурсов Интернета и справочной литературы о
биографии А.П. Чехова; пересказ рассказа / фрагмента; подготовка и написание
сочинения «Осмеяние трусости и угодничества в рассказе А.П. Чехова "Хамелеон"» и др.
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе (Василий
Андреевич Жуковский, Алексей Константинович Толстой, Иван Алексеевич
Бунин)
Стихи В.А Жуковского «Приход весны», А.К. Толстого «Край ты мой, родимый
край...», И.А Бунина «Родина». Поэтическое изображение родной природы и выражение
авторского настроения.
**Речевой практикум
Примерные виды деятельности обучающихся:составление плана анализа
стихотворения, оформление результатов анализа в виде связного письменного
высказывания и др.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Иван Алексеевич Бунин
Слово о писателе. «Лапти»: сюжет и идея рассказа. Душевное богатство простого
крестьянина.
**Речевой практикум
Примерные виды деятельности обучающихся: письменная характеристика
Нефеда по предварительно составленному плану; подготовка и написание сочиненияминиатюры «Душевное богатство простого крестьянина» и др.
Максим Горький
Слово о писателе. «Детство»: автобиографический характер повести.
Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое,
творческое в русской жизни» (Алёша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение
быта и характеров в повести.
*Основы теории литературы
Тема и идея произведения. Портрет как средство характеристики героя.
**Речевой практикум
Примерные виды деятельности обучающихся: подготовка устного рассказа о
писателе; пересказ фрагментов произведения (разные виды пересказа); письменный
анализ эпизода «Пожар» или др.; составление плана-характеристики героев повести и др.
Андрей Платонович Платонов
Слово о писателе. «Юшка»: сюжетная линия рассказа. Юшка — незаметный
герой с большим сердцем.
**Речевой практикум
Примерные виды деятельности обучающихся: подготовка сообщения /
презентации с использованием ресурсов Интернета и справочной литературы о
биографии А.П. Платонова; составление характеристики Юшки по предварительно
подготовленному плану и др.
Контрольная работа по произведениям писателей ХХ века.
Александр Трифонович Твардовский
Слово о поэте. Стихи «Снега потемнеют синие …», «Июль – макушка лета».
*Основы теории литературы
Лирический герой.
**Речевой практикум
Примерные виды деятельности обучающихся: составление краткого рассказа о
поэте; анализ стихотворения с опорой на предварительно составленный план и др.
Час мужества
Интервью с участником Великой отечественной войны Юрием Георгиевичем
Разумовским о военной поэзии.
*Основы теории литературы

Публицистика. Интервью как жанр публицистики.
**Речевой практикум
Примерные виды деятельности обучающихся: подготовка сообщения с
использованием справочной литературы и ресурсов Интернета об интервью как жанре
публицистики и др.
Фёдор Александрович Абрамов
Слово о писателе. Рассказ «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственноэкологические проблемы, поднятые в рассказе.
*Основы теории литературы
Литературные традиции.
**Речевой практикум
Примерные виды деятельности обучающихся: составление тезисов по тексту
Ф.А. Абрамов; составление плана характеристики героя с последующим её письменным
оформлением и др.
Евгений Иванович Носов
Слово о писателе. «Кукла» («Акимыч») Сила внутренней, духовной красоты
человека.
**Речевой практикум
Примерные виды деятельности обучающихся: пересказ фрагментов текста
(разные виды пересказа), составление устного сообщения-характеристики Акимыча и др.
Юрий ПавловичКазаков
Рассказ «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь и взаимовыручка в
рассказе «Тихое утро».
**Речевой практикум
Примерные виды деятельности обучающихся: продуцирование устного
рассказа о писателе; чтение рассказа по ролям; составление сравнительной
характеристики героев; подготовка и написание сочинения-миниатюры «Поведение
Яшки и Володи в минуту опасности» и др.
Стихотворения о родине и природе (Фёдор Сологуб, Сергей Александрович
Есенин, Николай Михайлович Рубцов)
Стихи «Забелелся туман за рекой» Ф. Сологуба, «Топи да болота …»
С.А. Есенина, «Тихая моя родина» Н.М. Рубцова.
*Основы теории литературы
Лирический герой.
**Речевой практикум
Примерные виды деятельности обучающихся: подготовка кратких сообщений о
поэтах; письменный анализ стихотворения с опорой на предварительно составленный
план и др.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
О. Генри
Слово о писателе. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Смешное и
возвышенное в рассказе.
*Основы теории литературы
Рождественский рассказ.
**Речевой практикум
Примерные виды деятельности обучающихся: комментирование иллюстраций
к рассказу; подготовка и написание сочинения «Смысл названия рассказа "Дары
волхвов"» и др.
Повторение, обобщение, итоговый контроль
Обобщающее повторение по учебной дисциплине, подведение итогов, подготовка
к промежуточной контрольной работе. Обсуждение заданий для летнего чтения.
Контрольное чтение (проверка техники чтения).
Контрольная работа за учебный год (промежуточный контроль на выявление
уровня литературного развития обучающихся).

Произведения для заучивания наизусть
1. М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…».
2. М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и
удалого купца Калашникова» (отрывок на выбор).
3. Н.В. Гоголь. Речь Тараса о товариществе (из произведения «Тарас Бульба»).
4. И.С. Тургенев. «Русский язык».
5. Стихотворение о Великой Отечественной войне (1–2 на выбор).

Произведения, рекомендуемые для
внеклассного (самостоятельного) чтения
1. С.А. Пушкин. «Полтава» (отрывок).
2. И.А Бунин «Благовест».
3. А.П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире».
4. Е.И. Носов. «Живое пламя».
5. Ф.А. Абрамов. «Радуга».
6. Р. Бёрнс. «Честная бедность».
7. Р.Д. Брэдбери. «Каникулы».

Обучение данному предмету проводится с использованием интерактивной панели
LUMIEN LMP6501ELRU в рамках государственного проекта «Доступная среда», а
также звукоусиливающей аппаратуры Connevans в рамках федерального проекта
«Современная
школа»
национального
проекта
«Образование».

Календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе 1 вида
№
п/п

Тематический раздел,
тема

Кол-во
часов

1-2

У человека должны быть
любимые произведения…

2ч

01.09
02.09

3

Контрольное
чтение
(проверка техники чтения)

1ч

07.09

4-6

Предания.

3ч

Предания «Воцарение
Ивана Грозного»,
«Сороки- ведьмы», «Петр
и плотник».
7-8

Пословицы и
поговорки.
Отражение народной
мудрости в пословицах и
поговорках.

2ч

Дата

Коррекционная направленность
Понятия
Виды деятельности обучающихся
I четверть
Введение (3 час)
Умные и любознательные читатели,
Знакомство с новым учебником по
добрые и интересные собеседники,
литературе.
Читают
советы
справедливые и отзывчивые люди.
читателю.
Текст

Читают
незнакомый
текст
(ожидаемый результат 65- 95 слов в
минуту).
Иллюстрируют прочитанный текст

Раздел 1. Устное народное творчество (5 часов)
08.09
Работа с текстом. Определяют
09.09
УНТ. Фольклор.
семантику слов по толковому
14.09
Предания – поэтическая автобиография
словарю, включают их в структуру
народа.
высказываний. Пересказывают
Пословицы. Поговорки. В пословицах и текст с опорой на рисунок
поговорках отражена народная мудрость.
(иллюстрацию).
Загадки
Знакомятся
с
малыми
15.09
Своя земля и в горсти мила.
фольклорными
жанрами.
16.09
Терпенье и труд все перетрут.
Выразительно
читают
Грамоте учиться – вперед пригодится.
произведения малых фольклорных
Работать с огоньком.
жанров, обсуждают их содержание.
Комар носа не подточит.
Знакомятся
с
тематическими
Как снег на голову.
загадками.
Осуществляют
иллюстрирование,
словесное
рисование.

9

10
1113

14

О
древнерусской
литературе. О «Повести
временных лет». «Из
похвалы князю Ярославу
и книгам» (отрывок).
Из «Поучения Владимира
Мономаха» (отрывок)
«Повесть о Петре и
Февронии
Муромских»
(извлечения).
Нравственные
заветы
Древней
Руси.
Гимн
любви и верности.
Контрольная работа по
тематическим разделам
«Устное народное
творчество»,
«Из древнерусской
литературы»

1ч

1ч
3ч

1ч

Раздел 2. Древнерусская литература (6 часов)
21.09
X век - время появления древнерусской
литературы.
Древнерусская литература.
Поучение. Тиун. Отрок.
Житие.
Агрик – сказочный богатырь. Пядь.
22.09
Блаженный- благой, добрый.
Завет.
23.09
Гимн.
28.09
Похвала.
29.09

30.09

Раздел 3. Из русской литературы ХVIII века (4 часа)
1ч
05.10
Творческий ум, любознательность.
Смысл жизни Ломоносова заключался в
развитии наук.

15

М.В.Ломоносов.
Сведения об учёном и
поэте.

16

Ода «К статуе Петра
Великого».

1ч

06.10

Теория «трех штилей». Каждому
«штилю» соответствуют свои жанры.
Ода.

17

«Ода на день восшествия
на всероссийский престол
Её величества Государыни
Императрицы Елисаветы

1ч

07.10

Ода .
Дерзайте, отрада, утеха,

Обсуждают характерные черты
древнерусской
литературы,
особенности
сюжетов
древнерусских
произведений.
Знакомятся
с
действующими
лицами данных произведений.
Читают, извлекают необходимую
информацию из заданных текстов,
пересказывают
изучаемые
древнерусские
тексты
современным языком, составляют
устную/
письменную
характкристику
Промежуточный контроль на
выявление уровня литературного
развития обучающихся по
пройденным разделам.
Контрольное тестирование.
Знакомятся со сведениями о жизни
М.В.Ломоносова. Готовят пересказ
текста о М.В.Ломоносове как
ученом и поэте.
Готовят выразительное чтение оды,
анализируют содержание
произведения. Работают со
словарем литературоведческих
терминов.
Готовят выразительное чтение оды,
анализируют содержание
произведения. Работают со
словарем литературоведческих

18

Петровны 1747 года».
Контрольная работа по
разделам «Устное
народное творчество»,
«Из древнерусской
литературы», «Из русской
литературы ХVIII века»

1ч

терминов.
Промежуточный контроль на
выявление уровня литературного
развития обучающихся по
пройденным разделам.

12.10

Раздел 4. Из русской литературы XIX века (44 часа)
А. С. Пушкин
Слово о поэте и писателе.

6ч.
1ч

13.10

Происходил из старинного дворянского
рода.
Царскосельский лицей.
Мы рассмотрели репродукции портретов
Пушкина и фотографии памятников ему.

20

Поэма «Медный всадник»
(вступление «На берегу
пустынных волн…»)

1ч

14.10

2123

Повесть
«Станционный
смотритель».
Образ
рассказчика. Судьба Дуни.
Положение «маленького
человека» в обществе.
Трагическое
и
гуманистическое
в
повести.

3ч

19.10
20.10
21.10

Выражение чувства любви к Родине в поэме
«Медный всадник».
Прославление деяний Петра 1.
Образ автора во вступлении.
Изобразительно- выразительные средства
(эпитеты, олицетворения, метафоры,
сравнения), их роль в поэме.
Иллюстрации к поэме.
Эпиграф.
Коллежский регистратор, станционный
смотритель, подорожная.
История блудного сына, обитель.
Гусар, в недоумении, дьячок, трактир,
ассигнация, кабак, пятак серебром.

М.Ю.Лермонтов

7ч.

19

Готовят сообщение / презентацию с
использованием
ресурсов
Интернета
и
справочной
литературы
о
творческой
деятельности А.С.Пушкина.
Готовят выразительное чтение
отрывка из поэмы, анализируют
содержание произведения ,
осуществляют его анализ по
вопросам учебника (с. 100).
Осуществляют поиск в Интернете
иллюстраций к поэме и
комментируют их.
Знакомятся с содержанием повести.
Пересказывают фрагмент повести
«Станционный смотритель».
Составляют план характеристики
Самсона Вырина с последующим
письменным оформлением
сообщения с опорой на план.
Осуществляют поиск в Интернете
иллюстраций к повести и
комментируют их.
Готовят сообщение / презентацию с

24

Слово о поэте и писателе.

1ч

26.10

2526

Стихотворения
«Когда
волнуется
желтеющая
нива…»,
«Ангел»,
«Молитва».

2ч

27.10
28.10

27

Резервный урок

1ч

Гений, самые первые впечатления,
домашние учителя, университетский
Благородный пансион, одарен
разнообразными талантами, гениальный
поэтический дар, школа гвардейских
подпрапорщиков и юнкеров, офицер,
гвардейский гусарский полк, дуэль Пушкина,
преемник Пушкина, любовь к Отчизне.
Обрызганный, приветливо качает,
студеный ключ, погружая мысль, лепечет,
расходятся морщины, постигнуть,
Ангел, внимали, блаженство, непритворна,
в объятиях, томилась.
Молитва, теснится, в созвучьи слов живых,
святая прелесть, бремя, сомненье.

использованием ресурсов
Интернета и справочной
литературы о творческой
деятельности М.Ю.Лермонтова.

Выразительно читают и
анализируют стихотворения.
Находят в поэтических текстах
изобразительно- выразительные
средства и определяют их роль.
Работают с иллюстрациями к
поэтическим текстам.

II четверть
1-4

«Песня про царя Ивана
Васильевича,
молодого
опричника
и
удалого
купца Калашникова» поэма об историческом
прошлом Руси. Картины
быта
16
века.
Столкновение
Степана
Парамоновича
Калашникова
с
Кирибеевичем и Иваном
Грозным.
Образ
Калашникова.
Оценка
героев с позиций народа и
автора.
Особенности
сюжета поэмы.

4ч

09.11
10.11
11.11
16.11

Историческая поэма.
Гой еси- приветственный, ободрительный
возглас.
Иван Васильевич – Иван IV (Грозный),
русский царь.
Опричнина, опричник.
Фата, простоволосая, панихида,
бесталанный.
В этой поэме Лермонтов занимает сторону
купца Калашникова.

Выразительно читают и
анализируют отрывки из поэмы.
Составляют сравнительную
характеристику Калашникова и
Кирибеевича. Пишут сочинениеминиатюру «Нравственная оценка
Степана Калашникова».
Работают с иллюстрациями к
тексту.

5

6

711

12

Контрольная работа по
творчеству А.С.Пушкина
и М.Ю.Лермонтова.

1ч

17.11

Н.В.Гоголь
Слово о писателе.

6ч
1ч

18.11

Творчество Гоголя оказало большое влияние
на многих русских писателей.

Повесть «Тарас Бульба» (в
сокращении).
Сюжетная
линия
произведения.
Изображение людей и
природы в повести. Образ
Тараса Бульбы. Образы
Остапа и Андрия. Повесть
«Тарас Бульба» - «поэма о
любви к родине».

5ч

23.11
24.11
25.11
30.11
01.12

Эпос. Литературный герой.
Бурса, свитка, мазунчик, бандура, бусурман,
вирши, люлька, курень, Рада, кошевой,
Запорожская Сечь, запорожцы, пищаль,
казан, оселедец, шляхта (польское
дворянство), пан, панночка.
Для Тараса Бульбы важно, чтобы его
сыновья были добрыми казаками,
настоящими воинами и товарищами.
Для Тараса Бульбы Запорожская Сечьродной дом.
Н.В.Гоголь вывел в своем произведении
настоящего героя- патриота, защитника
родной земли.
В повести Н.В.Гоголь изобразил
богатырские характеры. Это характеры
Тараса, Остапа, других запорожцев.
Писатель рассказал об их героической
борьбе за родную землю, свою
независимость. Любовь к родине была для
Тараса и Остапа важнее кровного родства.
В своей повести Гоголь не стремился
соблюдать историческую точность.

И.С.Тургенев
Слово о писателе.

5ч
1ч

02.12

Тургенев – признанный мастер русского

Промежуточный контроль на
выявление уровня литературного
развития обучающихся по
пройденным разделам.
Готовят сообщение / презентацию с
использованием ресурсов
Интернета и справочной
литературы о творческой
деятельности Н.В.Гоголя.
Знакомятся с содержанием
произведения. Пересказывают
фрагменты повести «Тарас
Бульба». Составляют план
характеристики Тараса Бульбы с
последующим продуцированием
связного высказывания.
Составляют сопоставительную
характеристику Остапа и Андрия.
Пишут сочинение – миниатюру
«Авторская оценка Тараса
Бульбы». Осуществляют поиск в
Интернете иллюстраций к повести
и комментируют их.

Продуцируют / пересказывают

пейзажа. О Тургеневе осталось много
воспоминаний, рассказов.

текст о жизни и творчестве
писателя.
Знакомятся с содержанием
произведения. Пересказывают
фрагменты рассказа. Составляют
сравнительную характеристику
Бирюка и мужика. Составляют
связное высказывание о
крестьянском быте по содержанию
рассказа.
Читают выразительно
стихотворения в прозе, отвечают на
вопросы. Учат наизусть
стихотворение «Русский язык».

«Бирюк»:
сюжетная
линия. Быт крестьян в
рассказе. Образ главного
героя.
Особенности
изображения пейзажа в
рассказе.
Отношение
автора к бесправным и
обездоленным.
Стихотворения в прозе:
«Русский
язык»,
«Близнецы»,
«Два
богача».

3ч

07.12
08.12
09.12

Бирюк, на беговых дрожках, навес, тулуп,
лучина, в лесу шалят, небо продолжало
расчищаться, кушак, засов.

1ч

14.12

Стихотворение в прозе.
Лирическая миниатюра.
Во дни сомнений, не впасть в отчаяние.
Корчились от ярости, бранные слова.
Богач Ротшильд, на призрение старых,
умиляюсь.

Н.А.Некрасов
Слово о писателе.

4ч
1ч

15.12

1820

«Русские
женщины»
(«Княгиня Трубецкая»).
Историческая
основа
поэмы. Образ княгини.

3ч

16.12
21.12
22.12

Некрасов стремился воспитывать у нового
поколения неприятие угодничества и
общественной неправды.
В 1826 году декабристы были сосланы за
участие в восстании 1825 года в Сибирь на
каторжные работы. Вскоре за многими из
них добровольно последовали их жёны.
Княгиня, губернатор, образок, клеймо,
обет, палач, ханжество, тиран, тиранить.

21

Контрольная работа по
творчеству
Н.В.Гоголя,
И.С.Тургенева
и
Н.А.Некрасова.

1ч

23.12

1315

16

17

Устно составляют рассказ о
писателе.
Знакомятся с содержанием
произведения. Составляют
характеристику княгини Трубецкой
с опорой на предварительно
составленный план. Обсуждают
иллюстративный материал к поэме.
Промежуточный контроль на
выявление уровня литературного
развития обучающихся по
пройденным разделам.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(301)245-18-44

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».