Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат I-II вида»
«УТВЕРЖДАЮ»__________
Директор «СКОШИ I-II вида»
Н.В. Норбоева
01.09.2021 г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОДНКНР
5 КЛАСС (вариант 1.2, вариант 2.2.2)
СОСТАВИЛА: Будаева А.Б.
учитель ОДНКНР
г. Улан-Удэ
2021 г
ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ
РОССИИ
Пояснительная записка
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКР)
является обязательным учебным предметом, осваиваемым обучающимися с
нарушениями слуха в 5 классе – на 1-ом году обучения на уровне ООО.
Данный курс призван обеспечить формирование мировоззренческой,
ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской
гражданской идентичности, приверженности ценностям, закрепленным в
Конституции Российской Федерации, гражданской активной позиции в
общественной жизни. За счёт содержания курса реализуется идея о том, что
общечеловеческие ценности (честность, милосердие, добро, справедливость)
представляют собой продукт развития двух социальных сфер: традиционной
культуры каждого народа и различных религиозных культур. Духовность
человека есть преобладание в нем нравственных, интеллектуальных
интересов над материальными, независимо от того, из какой социальной
сферы (традиций, обычаев, веры) они были заимствованы и какому народу
изначально принадлежат.
Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение
знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к
изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно
общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе.
Курс ОДНКР, реализуемый в образовательно-коррекционном процессе
с
учётом
особых
образовательных
потребностей
обучающихся
с
нарушениями слуха, направлен также на достижение обучающимися уровня
коммуникативно-речевого
воспроизводить
и
развития,
самостоятельно
позволяющего
понимать,
строить речевые высказывания
в
соответствии с этическими нормами. Больше внимание на уроках ОДНКР
уделяется развитию умений активно участвовать в диалогах и полилогах, в
коллективной деятельности, корректно работать с разными источниками
информации, извлекать из них необходимые сведения.
При оценке результатов обучения необходимо учитывать особенности
речевого и общего развития, мыслительной деятельности обучающихся с
нарушенным слухом. Оценка результатов обучения должна выстраиваться
исходя из понимания того, что обучающийся мог осознанно усвоить учебный
материал.
Предмет ОДНКР не решает задачи подробного знакомства с разными
религиями. Его основное назначение выражается в развитии общей культуры
обучающихся
с
нарушениями
слуха,
в
формировании
гражданской
идентичности, осознания своей принадлежности к народу, национальности,
российской общности; в воспитании уважения к представителям разных
национальностей и вероисповеданий.
Цель учебной дисциплины заключается в приобщении обучающихся с
нарушениями
слуха
к
культурному
наследию
народов
России,
к
общечеловеческим ценностям предшествующих поколений, получившим
воплощение в религиозных верованиях, фольклоре, народных традициях и
обычаях, в искусстве; воспитание духовно-нравственного гражданина
России,
любящего
своё
Отечество,
способного
к
нравственному
совершенствованию и развитию.
Основными
задачами
изучения
учебного
предмета
являются
следующие:
– развитие и обогащение представлений обучающихся с нарушениями
слуха о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных
ценностях, приобретённых на предыдущем уровне получения образования;
– формирование первоначальных представлений о традиционных
религиях народов России, их роли в культуре, истории российского
общества;
– формирование основ морали, семейных ценностей, способности к
соизмерению своих поступков с нравственными идеалами, воспитание
осознания своих обязанностей перед семьей, страной;
– воспитание патриотических чувств; уважения к истории, языку,
культурным и религиозным традициям своего и других народов России,
уважительного
отношения
к
людям
иной
культуры
и
других
вероисповеданий;
– содействие инкультурации личности и обогащение социальнокоммуникативной практики на материале учебного курса – с учётом особых
образовательных потребностей обучающихся с нарушением слуха,
– развитие информационной культуры обучающихся (об источниках
информации, способах её выбора, корректного и безопасного применения).
Образовательно-коррекционная работа на уроках ОДНКР базируется
на
комплексе
следующих
принципов:
культуроведческий,
природосообразности, диалогичности, краеведения, поступательности. К
числу специальных относятся сурдопедагогические принципы. С учётом
специальных принципов на уроках ОДНКР требуется обеспечить:
– подбор целесообразных способов и средств представления учебного
материала;
– адаптацию сложного для обучающихся с нарушениями слуха
речевого материала;
– разумное сочетание устных и письменных форм работы (допускается
в индивидуальном порядке, исходя из индивидуальных потребностей и
возможностей обучающегося использование элементов калькирующей
жестовой речи);
–
регулярное
использование
наглядных
средств
обучения.
Систематическое использование средств наглядности в сочетании со
словесными
методами
обеспечивает
более
осознанное
усвоение
обучающимися с нарушениями слуха учебного материала, содействуя
повышению познавательного интереса;
– адекватное распределение и предоставление обучающимся с
нарушениями слуха учебного материала, в том числе внутри тематических
разделов. Обеспечение многократного повторения речевого материала, его
систематического «прорабатывания» с целью закрепления и практического
использования различных видов речевых конструкций и накопления словаря;
–
планирование
учебных
социально-коммуникативных
ситуаций,
навыков,
способствующих
этических
норм,
развитию
обогащению
социального опыта, инкультурации личности обучающихся с нарушениями
слуха.
Кроме того, на уроках ОДНКР следует предлагать обучающимся виды
деятельности,
предусматривающие
выступления
перед
своими
одноклассниками с сообщениями по темам учебной дисциплины. Возможно
проведение части уроков на базе учреждений культуры.
На материале указанных в программе тем необходимо с учётом особых
образовательных
потребностей
обучающихся
с
нарушениями
слуха
обеспечивать проведение работы по уточнению словаря и его обогащению за
счёт новых для обучающихся слов, по развитию диалогической и
монологической речи.
В соответствии с положениями современной сурдопедагогической
системы
на
уроках
ОДНКР
необходимо
использовать
различные
коллективные формы организации деятельности обучающихся: парами,
группами, с «маленьким учителем» и др., что содействует формированию
умений сотрудничать, помогать друг другу в осмыслении анализируемых
фактов, явлений и др.
5 КЛАСС
Содержание программы
(1-й год обучения на уровне ООО)
Раздел 1. В мире культуры
Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий
разных народов. Деятели науки и культуры – представители разных
национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Г. Уланова, Л.
ван Бетховен и др.).
Человек – творец и носитель культуры. Вклад личности в культуру.
Законы нравственности – часть культуры общества; источники нравственных
установок.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о
патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса
разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.).
Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения
патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин,
Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий –
патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов
России в победу над фашизмом.
В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов
(сказках, легендах, пословицах).
«Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о
труде и трудолюбии.
Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной
национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники
и пр.).
Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими
предками.
Роль
заповедников
в
сохранении
природных
объектов.
Заповедники на карте России.
Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни
человека. Главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных
религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме.
Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре
разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура
Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры
общества. Роль религии в развитии культуры.
Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на
Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси.
Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования.
Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная
музыка; богослужебное песнопение (общие сведения). Колокольный звон.
Особенности православного календаря.
Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама
(VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и
науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры
(обзор). Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам.
Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь.
Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие
Моисея. Синагога – молельный дом иудеев; особенности внутреннего
убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой
живописи. Еврейский календарь.
Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в
России.
Культовые
сооружения
буддистов.
Буддийские
монастыри.
Искусство танка. Буддийский календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности
Забота
государства
о
сохранении
духовных
ценностей.
Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию.
Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических
памятников, связанных с разными религиями.
Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков.
Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты
России.
Раздел 5. Твой духовный мир
Составляющие духовного мира. Образованность человека, его
интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности –
составляющие духовного мира.
Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях.
Нравственные качества человека.
Примерные виды деятельности обучающихся:
– моделирование ситуаций социокультурного взаимодействия;
– подготовка сообщений на заданную тему (с опорой на предложенный
алгоритм/план) с поиском необходимой информации;
–
оценка
различных
ситуаций
с
позиций
«нравственно»,
«безнравственно»;
– участие в диалоге и полилоге с использованием доступных речевых
средств;
– нахождение объектов на исторической карте и др.
Примерная тематическая и терминологическая лексика
Примерные слова и словосочетания
Архитектура,
Библия,
благотворительность,
буддизм,
ислам,
вероисповедание, вклад в культуру, героизм, Золотой век исламской
культуры, исповедовать, исторические времена (эпохи), культура (человека,
общества), многонациональная культура, национальность, патриотизм,
предания, прославлять, религия, священные книги, талант, творчество,
традиции, трудолюбие, христианство, этикет.
Примерные фразы
В процессе своей жизни человек усваивает культуру.
Человек сам вносит вклад в культуру.
Вклад человека в культуру зависит от его таланта, способностей,
трудолюбия.
Я расскажу об участии служителей церкви в защите Отечества.
Мы будем готовить рассказ об исторических личностях, которые
оказали влияние на развитие культуры Руси.
Примерные выводы
Мы сделали вывод о том, что у любого народа есть люди, дела и
подвиги которых внесли вклад в развитие культуры общества.
С давних времен люди с уважением относились к природе. Древние
люди одушевляли предметы и явления окружающего мира. Современный
человек должен бережно относиться к природе.
В семье ребёнка учат быть честным, трудолюбивым. Важно знать
историю своей семьи, её интересы, традиции.
Мы сделали вывод о том, что государство заботится о сохранении
духовной культуры и ее развитии.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
Тема урока
Дата
Дата
5 класс
1 вида
5 класс
2 вида
Домашнее задание
Раздел 1. В мире культуры – 2 ч
Величие многонациональной
07.09
03.09
Подобрать стихи о России.
культуры России.
Человек – творец и носитель
14.09
10.09
Составить словесный портрет человека по теме.
культуры.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа.-13 ч
Береги землю родимую, как
21.09
17.09
мать любимую.
28.09
Жизнь ратными подвигами
05.10
24.09
Подготовить информацию по теме.
полна.
12.10
01.10
В труде - красота человека.
19.10
08.10
Подобрать иллюстративный материал по теме.
15.10
Плод добрых трудов славен.
26.10
22.10
Подготовить сообщение по теме.
29.10
Люди труда.
09.11
12.11
Подготовить материал о людях труда своего села
или города
Бережное отношение к
16.11
19.11
Нарисовать плакат по теме.
природе.
Семья- хранитель духовных
23.11
26.11
Подготовить сообщение по теме «Традиция в
ценностей.
30.11
03.12
моей семье».
Семья – первый трудовой
07.12
10.12
коллектив.
Семейные ценности в разных
14.12
17.12
Подобрать дополнительную литературу.
религиях мира.
21.12
24.12
Раздел 3. Религия и культура.-10 ч
Роль религии в развитии
Подобрать материал и подготовить электронную
культуры.
презентацию.
Культурное наследие
Когда Древняя Русь приняла христианство?
христианской Руси.
Откуда на Русь пришло христианство?
Текст о Ярославе Мудром
Культура ислама.
Возникновение ислама. Золотой век исламской
культуры.
Подобрать материал, подготовить небольшое
сообщение.
Иудаизм и культура.
Подобрать материал, подготовить небольшое
сообщение.
Культурные традиции
Подобрать иллюстративный материал.
буддизма.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности.-3 ч
Забота государства о
Подобрать дополнительную литературу.
сохранение духовных
ценностей.
Хранить память предков.
Подготовить иллюстративный материал
Раздел 5. Твой духовный мир.- 3 ч
Твоя культура поведения и
Составить словесный портрет современного
нравственные качества
человека
Культура поведения
Подобрать дополнительную литературу
современного человека
Обобщение по теме «Твой
духовный мир».