АООП ООО_ОДНКНР 5 классы Вариант 1.2, 2.2.2. Учитель Будаева А.Б

Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат I-II вида»

«УТВЕРЖДАЮ»__________
Директор «СКОШИ I-II вида»
Н.В. Норбоева
01.09.2021 г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОДНКНР
5 КЛАСС (вариант 1.2, вариант 2.2.2)

СОСТАВИЛА: Будаева А.Б.
учитель ОДНКНР

г. Улан-Удэ
2021 г

ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ
РОССИИ
Пояснительная записка
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКР)
является обязательным учебным предметом, осваиваемым обучающимися с
нарушениями слуха в 5 классе – на 1-ом году обучения на уровне ООО.
Данный курс призван обеспечить формирование мировоззренческой,
ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской
гражданской идентичности, приверженности ценностям, закрепленным в
Конституции Российской Федерации, гражданской активной позиции в
общественной жизни. За счёт содержания курса реализуется идея о том, что
общечеловеческие ценности (честность, милосердие, добро, справедливость)
представляют собой продукт развития двух социальных сфер: традиционной
культуры каждого народа и различных религиозных культур. Духовность
человека есть преобладание в нем нравственных, интеллектуальных
интересов над материальными, независимо от того, из какой социальной
сферы (традиций, обычаев, веры) они были заимствованы и какому народу
изначально принадлежат.
Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение
знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к
изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно
общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе.
Курс ОДНКР, реализуемый в образовательно-коррекционном процессе
с

учётом

особых

образовательных

потребностей

обучающихся

с

нарушениями слуха, направлен также на достижение обучающимися уровня
коммуникативно-речевого
воспроизводить

и

развития,

самостоятельно

позволяющего

понимать,

строить речевые высказывания

в

соответствии с этическими нормами. Больше внимание на уроках ОДНКР
уделяется развитию умений активно участвовать в диалогах и полилогах, в

коллективной деятельности, корректно работать с разными источниками
информации, извлекать из них необходимые сведения.
При оценке результатов обучения необходимо учитывать особенности
речевого и общего развития, мыслительной деятельности обучающихся с
нарушенным слухом. Оценка результатов обучения должна выстраиваться
исходя из понимания того, что обучающийся мог осознанно усвоить учебный
материал.
Предмет ОДНКР не решает задачи подробного знакомства с разными
религиями. Его основное назначение выражается в развитии общей культуры
обучающихся

с

нарушениями

слуха,

в

формировании

гражданской

идентичности, осознания своей принадлежности к народу, национальности,
российской общности; в воспитании уважения к представителям разных
национальностей и вероисповеданий.
Цель учебной дисциплины заключается в приобщении обучающихся с
нарушениями

слуха

к

культурному

наследию

народов

России,

к

общечеловеческим ценностям предшествующих поколений, получившим
воплощение в религиозных верованиях, фольклоре, народных традициях и
обычаях, в искусстве; воспитание духовно-нравственного гражданина
России,

любящего

своё

Отечество,

способного

к

нравственному

совершенствованию и развитию.
Основными

задачами

изучения

учебного

предмета

являются

следующие:
– развитие и обогащение представлений обучающихся с нарушениями
слуха о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных
ценностях, приобретённых на предыдущем уровне получения образования;
– формирование первоначальных представлений о традиционных
религиях народов России, их роли в культуре, истории российского
общества;

– формирование основ морали, семейных ценностей, способности к
соизмерению своих поступков с нравственными идеалами, воспитание
осознания своих обязанностей перед семьей, страной;
– воспитание патриотических чувств; уважения к истории, языку,
культурным и религиозным традициям своего и других народов России,
уважительного

отношения

к

людям

иной

культуры

и

других

вероисповеданий;
– содействие инкультурации личности и обогащение социальнокоммуникативной практики на материале учебного курса – с учётом особых
образовательных потребностей обучающихся с нарушением слуха,
– развитие информационной культуры обучающихся (об источниках
информации, способах её выбора, корректного и безопасного применения).
Образовательно-коррекционная работа на уроках ОДНКР базируется
на

комплексе

следующих

принципов:

культуроведческий,

природосообразности, диалогичности, краеведения, поступательности. К
числу специальных относятся сурдопедагогические принципы. С учётом
специальных принципов на уроках ОДНКР требуется обеспечить:
– подбор целесообразных способов и средств представления учебного
материала;
– адаптацию сложного для обучающихся с нарушениями слуха
речевого материала;
– разумное сочетание устных и письменных форм работы (допускается
в индивидуальном порядке, исходя из индивидуальных потребностей и
возможностей обучающегося использование элементов калькирующей
жестовой речи);
–

регулярное

использование

наглядных

средств

обучения.

Систематическое использование средств наглядности в сочетании со
словесными

методами

обеспечивает

более

осознанное

усвоение

обучающимися с нарушениями слуха учебного материала, содействуя
повышению познавательного интереса;

– адекватное распределение и предоставление обучающимся с
нарушениями слуха учебного материала, в том числе внутри тематических
разделов. Обеспечение многократного повторения речевого материала, его
систематического «прорабатывания» с целью закрепления и практического
использования различных видов речевых конструкций и накопления словаря;
–

планирование

учебных

социально-коммуникативных

ситуаций,

навыков,

способствующих

этических

норм,

развитию

обогащению

социального опыта, инкультурации личности обучающихся с нарушениями
слуха.
Кроме того, на уроках ОДНКР следует предлагать обучающимся виды
деятельности,

предусматривающие

выступления

перед

своими

одноклассниками с сообщениями по темам учебной дисциплины. Возможно
проведение части уроков на базе учреждений культуры.
На материале указанных в программе тем необходимо с учётом особых
образовательных

потребностей

обучающихся

с

нарушениями

слуха

обеспечивать проведение работы по уточнению словаря и его обогащению за
счёт новых для обучающихся слов, по развитию диалогической и
монологической речи.
В соответствии с положениями современной сурдопедагогической
системы

на

уроках

ОДНКР

необходимо

использовать

различные

коллективные формы организации деятельности обучающихся: парами,
группами, с «маленьким учителем» и др., что содействует формированию
умений сотрудничать, помогать друг другу в осмыслении анализируемых
фактов, явлений и др.
5 КЛАСС
Содержание программы
(1-й год обучения на уровне ООО)
Раздел 1. В мире культуры

Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий
разных народов. Деятели науки и культуры – представители разных
национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Г. Уланова, Л.
ван Бетховен и др.).
Человек – творец и носитель культуры. Вклад личности в культуру.
Законы нравственности – часть культуры общества; источники нравственных
установок.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о
патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса
разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.).
Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения
патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин,
Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий –
патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов
России в победу над фашизмом.
В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов
(сказках, легендах, пословицах).
«Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о
труде и трудолюбии.
Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной
национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники
и пр.).
Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими
предками.

Роль

заповедников

в

сохранении

природных

объектов.

Заповедники на карте России.
Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни
человека. Главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных
религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме.

Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре
разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура
Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры
общества. Роль религии в развитии культуры.
Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на
Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси.
Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования.
Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная
музыка; богослужебное песнопение (общие сведения). Колокольный звон.
Особенности православного календаря.
Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама
(VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и
науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры
(обзор). Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам.
Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь.
Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие
Моисея. Синагога – молельный дом иудеев; особенности внутреннего
убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой
живописи. Еврейский календарь.
Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в
России.

Культовые

сооружения

буддистов.

Буддийские

монастыри.

Искусство танка. Буддийский календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности
Забота

государства

о

сохранении

духовных

ценностей.

Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию.
Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических
памятников, связанных с разными религиями.

Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков.
Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты
России.
Раздел 5. Твой духовный мир
Составляющие духовного мира. Образованность человека, его
интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности –
составляющие духовного мира.
Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях.
Нравственные качества человека.
Примерные виды деятельности обучающихся:
– моделирование ситуаций социокультурного взаимодействия;
– подготовка сообщений на заданную тему (с опорой на предложенный
алгоритм/план) с поиском необходимой информации;
–

оценка

различных

ситуаций

с

позиций

«нравственно»,

«безнравственно»;
– участие в диалоге и полилоге с использованием доступных речевых
средств;
– нахождение объектов на исторической карте и др.
Примерная тематическая и терминологическая лексика
Примерные слова и словосочетания
Архитектура,

Библия,

благотворительность,

буддизм,

ислам,

вероисповедание, вклад в культуру, героизм, Золотой век исламской
культуры, исповедовать, исторические времена (эпохи), культура (человека,
общества), многонациональная культура, национальность, патриотизм,
предания, прославлять, религия, священные книги, талант, творчество,
традиции, трудолюбие, христианство, этикет.
Примерные фразы
В процессе своей жизни человек усваивает культуру.
Человек сам вносит вклад в культуру.

Вклад человека в культуру зависит от его таланта, способностей,
трудолюбия.
Я расскажу об участии служителей церкви в защите Отечества.
Мы будем готовить рассказ об исторических личностях, которые
оказали влияние на развитие культуры Руси.
Примерные выводы
Мы сделали вывод о том, что у любого народа есть люди, дела и
подвиги которых внесли вклад в развитие культуры общества.
С давних времен люди с уважением относились к природе. Древние
люди одушевляли предметы и явления окружающего мира. Современный
человек должен бережно относиться к природе.
В семье ребёнка учат быть честным, трудолюбивым. Важно знать
историю своей семьи, её интересы, традиции.
Мы сделали вывод о том, что государство заботится о сохранении
духовной культуры и ее развитии.

Календарно-тематическое планирование
№
п/п

1
2

3
4
5
6
7
8
9
10
11

12
13

14

15
16

17

18
19
20
21

Тема урока

Дата

Дата

5 класс
1 вида

5 класс
2 вида

Домашнее задание

Раздел 1. В мире культуры – 2 ч
Величие многонациональной
07.09
03.09
Подобрать стихи о России.
культуры России.
Человек – творец и носитель
14.09
10.09
Составить словесный портрет человека по теме.
культуры.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа.-13 ч
Береги землю родимую, как
21.09
17.09
мать любимую.
28.09
Жизнь ратными подвигами
05.10
24.09
Подготовить информацию по теме.
полна.
12.10
01.10
В труде - красота человека.
19.10
08.10
Подобрать иллюстративный материал по теме.
15.10
Плод добрых трудов славен.
26.10
22.10
Подготовить сообщение по теме.
29.10
Люди труда.
09.11
12.11
Подготовить материал о людях труда своего села
или города
Бережное отношение к
16.11
19.11
Нарисовать плакат по теме.
природе.
Семья- хранитель духовных
23.11
26.11
Подготовить сообщение по теме «Традиция в
ценностей.
30.11
03.12
моей семье».
Семья – первый трудовой
07.12
10.12
коллектив.
Семейные ценности в разных
14.12
17.12
Подобрать дополнительную литературу.
религиях мира.
21.12
24.12
Раздел 3. Религия и культура.-10 ч
Роль религии в развитии
Подобрать материал и подготовить электронную
культуры.
презентацию.
Культурное наследие
Когда Древняя Русь приняла христианство?
христианской Руси.
Откуда на Русь пришло христианство?
Текст о Ярославе Мудром
Культура ислама.
Возникновение ислама. Золотой век исламской
культуры.
Подобрать материал, подготовить небольшое
сообщение.
Иудаизм и культура.
Подобрать материал, подготовить небольшое
сообщение.
Культурные традиции
Подобрать иллюстративный материал.
буддизма.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности.-3 ч
Забота государства о
Подобрать дополнительную литературу.
сохранение духовных
ценностей.
Хранить память предков.
Подготовить иллюстративный материал
Раздел 5. Твой духовный мир.- 3 ч
Твоя культура поведения и
Составить словесный портрет современного
нравственные качества
человека
Культура поведения
Подобрать дополнительную литературу
современного человека
Обобщение по теме «Твой
духовный мир».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(301)245-18-44

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».