Государственное бюджетное образовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат I-II вида» «УТВЕРЖДАЮ»__________ Директор «СКОШИ I-II вида» Н.В. Норбоева 01.09.2021 г. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОДНКНР 5 КЛАСС (вариант 1.2, вариант 2.2.2) СОСТАВИЛА: Будаева А.Б. учитель ОДНКНР г. Улан-Удэ 2021 г ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ Пояснительная записка «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКР) является обязательным учебным предметом, осваиваемым обучающимися с нарушениями слуха в 5 классе – на 1-ом году обучения на уровне ООО. Данный курс призван обеспечить формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации, гражданской активной позиции в общественной жизни. За счёт содержания курса реализуется идея о том, что общечеловеческие ценности (честность, милосердие, добро, справедливость) представляют собой продукт развития двух социальных сфер: традиционной культуры каждого народа и различных религиозных культур. Духовность человека есть преобладание в нем нравственных, интеллектуальных интересов над материальными, независимо от того, из какой социальной сферы (традиций, обычаев, веры) они были заимствованы и какому народу изначально принадлежат. Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе. Курс ОДНКР, реализуемый в образовательно-коррекционном процессе с учётом особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями слуха, направлен также на достижение обучающимися уровня коммуникативно-речевого воспроизводить и развития, самостоятельно позволяющего понимать, строить речевые высказывания в соответствии с этическими нормами. Больше внимание на уроках ОДНКР уделяется развитию умений активно участвовать в диалогах и полилогах, в коллективной деятельности, корректно работать с разными источниками информации, извлекать из них необходимые сведения. При оценке результатов обучения необходимо учитывать особенности речевого и общего развития, мыслительной деятельности обучающихся с нарушенным слухом. Оценка результатов обучения должна выстраиваться исходя из понимания того, что обучающийся мог осознанно усвоить учебный материал. Предмет ОДНКР не решает задачи подробного знакомства с разными религиями. Его основное назначение выражается в развитии общей культуры обучающихся с нарушениями слуха, в формировании гражданской идентичности, осознания своей принадлежности к народу, национальности, российской общности; в воспитании уважения к представителям разных национальностей и вероисповеданий. Цель учебной дисциплины заключается в приобщении обучающихся с нарушениями слуха к культурному наследию народов России, к общечеловеческим ценностям предшествующих поколений, получившим воплощение в религиозных верованиях, фольклоре, народных традициях и обычаях, в искусстве; воспитание духовно-нравственного гражданина России, любящего своё Отечество, способного к нравственному совершенствованию и развитию. Основными задачами изучения учебного предмета являются следующие: – развитие и обогащение представлений обучающихся с нарушениями слуха о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, приобретённых на предыдущем уровне получения образования; – формирование первоначальных представлений о традиционных религиях народов России, их роли в культуре, истории российского общества; – формирование основ морали, семейных ценностей, способности к соизмерению своих поступков с нравственными идеалами, воспитание осознания своих обязанностей перед семьей, страной; – воспитание патриотических чувств; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего и других народов России, уважительного отношения к людям иной культуры и других вероисповеданий; – содействие инкультурации личности и обогащение социальнокоммуникативной практики на материале учебного курса – с учётом особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением слуха, – развитие информационной культуры обучающихся (об источниках информации, способах её выбора, корректного и безопасного применения). Образовательно-коррекционная работа на уроках ОДНКР базируется на комплексе следующих принципов: культуроведческий, природосообразности, диалогичности, краеведения, поступательности. К числу специальных относятся сурдопедагогические принципы. С учётом специальных принципов на уроках ОДНКР требуется обеспечить: – подбор целесообразных способов и средств представления учебного материала; – адаптацию сложного для обучающихся с нарушениями слуха речевого материала; – разумное сочетание устных и письменных форм работы (допускается в индивидуальном порядке, исходя из индивидуальных потребностей и возможностей обучающегося использование элементов калькирующей жестовой речи); – регулярное использование наглядных средств обучения. Систематическое использование средств наглядности в сочетании со словесными методами обеспечивает более осознанное усвоение обучающимися с нарушениями слуха учебного материала, содействуя повышению познавательного интереса; – адекватное распределение и предоставление обучающимся с нарушениями слуха учебного материала, в том числе внутри тематических разделов. Обеспечение многократного повторения речевого материала, его систематического «прорабатывания» с целью закрепления и практического использования различных видов речевых конструкций и накопления словаря; – планирование учебных социально-коммуникативных ситуаций, навыков, способствующих этических норм, развитию обогащению социального опыта, инкультурации личности обучающихся с нарушениями слуха. Кроме того, на уроках ОДНКР следует предлагать обучающимся виды деятельности, предусматривающие выступления перед своими одноклассниками с сообщениями по темам учебной дисциплины. Возможно проведение части уроков на базе учреждений культуры. На материале указанных в программе тем необходимо с учётом особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями слуха обеспечивать проведение работы по уточнению словаря и его обогащению за счёт новых для обучающихся слов, по развитию диалогической и монологической речи. В соответствии с положениями современной сурдопедагогической системы на уроках ОДНКР необходимо использовать различные коллективные формы организации деятельности обучающихся: парами, группами, с «маленьким учителем» и др., что содействует формированию умений сотрудничать, помогать друг другу в осмыслении анализируемых фактов, явлений и др. 5 КЛАСС Содержание программы (1-й год обучения на уровне ООО) Раздел 1. В мире культуры Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представители разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Г. Уланова, Л. ван Бетховен и др.). Человек – творец и носитель культуры. Вклад личности в культуру. Законы нравственности – часть культуры общества; источники нравственных установок. Раздел 2. Нравственные ценности российского народа «Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов России в победу над фашизмом. В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники и пр.). Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России. Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив. Раздел 3. Религия и культура Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Роль религии в развитии культуры. Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка; богослужебное песнопение (общие сведения). Колокольный звон. Особенности православного календаря. Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры (обзор). Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь. Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев; особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь. Раздел 4. Как сохранить духовные ценности Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России. Раздел 5. Твой духовный мир Составляющие духовного мира. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека. Примерные виды деятельности обучающихся: – моделирование ситуаций социокультурного взаимодействия; – подготовка сообщений на заданную тему (с опорой на предложенный алгоритм/план) с поиском необходимой информации; – оценка различных ситуаций с позиций «нравственно», «безнравственно»; – участие в диалоге и полилоге с использованием доступных речевых средств; – нахождение объектов на исторической карте и др. Примерная тематическая и терминологическая лексика Примерные слова и словосочетания Архитектура, Библия, благотворительность, буддизм, ислам, вероисповедание, вклад в культуру, героизм, Золотой век исламской культуры, исповедовать, исторические времена (эпохи), культура (человека, общества), многонациональная культура, национальность, патриотизм, предания, прославлять, религия, священные книги, талант, творчество, традиции, трудолюбие, христианство, этикет. Примерные фразы В процессе своей жизни человек усваивает культуру. Человек сам вносит вклад в культуру. Вклад человека в культуру зависит от его таланта, способностей, трудолюбия. Я расскажу об участии служителей церкви в защите Отечества. Мы будем готовить рассказ об исторических личностях, которые оказали влияние на развитие культуры Руси. Примерные выводы Мы сделали вывод о том, что у любого народа есть люди, дела и подвиги которых внесли вклад в развитие культуры общества. С давних времен люди с уважением относились к природе. Древние люди одушевляли предметы и явления окружающего мира. Современный человек должен бережно относиться к природе. В семье ребёнка учат быть честным, трудолюбивым. Важно знать историю своей семьи, её интересы, традиции. Мы сделали вывод о том, что государство заботится о сохранении духовной культуры и ее развитии. Календарно-тематическое планирование № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Тема урока Дата Дата 5 класс 1 вида 5 класс 2 вида Домашнее задание Раздел 1. В мире культуры – 2 ч Величие многонациональной 07.09 03.09 Подобрать стихи о России. культуры России. Человек – творец и носитель 14.09 10.09 Составить словесный портрет человека по теме. культуры. Раздел 2. Нравственные ценности российского народа.-13 ч Береги землю родимую, как 21.09 17.09 мать любимую. 28.09 Жизнь ратными подвигами 05.10 24.09 Подготовить информацию по теме. полна. 12.10 01.10 В труде - красота человека. 19.10 08.10 Подобрать иллюстративный материал по теме. 15.10 Плод добрых трудов славен. 26.10 22.10 Подготовить сообщение по теме. 29.10 Люди труда. 09.11 12.11 Подготовить материал о людях труда своего села или города Бережное отношение к 16.11 19.11 Нарисовать плакат по теме. природе. Семья- хранитель духовных 23.11 26.11 Подготовить сообщение по теме «Традиция в ценностей. 30.11 03.12 моей семье». Семья – первый трудовой 07.12 10.12 коллектив. Семейные ценности в разных 14.12 17.12 Подобрать дополнительную литературу. религиях мира. 21.12 24.12 Раздел 3. Религия и культура.-10 ч Роль религии в развитии Подобрать материал и подготовить электронную культуры. презентацию. Культурное наследие Когда Древняя Русь приняла христианство? христианской Руси. Откуда на Русь пришло христианство? Текст о Ярославе Мудром Культура ислама. Возникновение ислама. Золотой век исламской культуры. Подобрать материал, подготовить небольшое сообщение. Иудаизм и культура. Подобрать материал, подготовить небольшое сообщение. Культурные традиции Подобрать иллюстративный материал. буддизма. Раздел 4. Как сохранить духовные ценности.-3 ч Забота государства о Подобрать дополнительную литературу. сохранение духовных ценностей. Хранить память предков. Подготовить иллюстративный материал Раздел 5. Твой духовный мир.- 3 ч Твоя культура поведения и Составить словесный портрет современного нравственные качества человека Культура поведения Подобрать дополнительную литературу современного человека Обобщение по теме «Твой духовный мир».