Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат I-II вида «Утверждаю» Директор школы ___ ________ 2021 г. ___________________ Норбоева Н.В. Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности. Смысловое чтение. 1 класс «Б» II вида г. Улан-Удэ, 2021 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа является адаптированной (модифицированной), имеет научно-познавательную и культурологическую направленность, реализуется в рамках внеурочной деятельности ФГОС по направлению развития личности «общеинтеллектуальное», разработана на основе программы «Школа развития речи». Программа ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Овладение умением грамотного чтения и осмысления текстов выдвигается на первый план среди всех других способностей, обучающихся к моменту окончания школы, определяющих уровень функциональной грамотности. Обучение способам адекватного понимания текста, не только учебного, является одной из актуальных педагогических задач в современной образовательной ситуации. Значение проблемы адекватного понимания текста особенно усиливается сейчас, в условиях резкого увеличения объема информации, которая должна быть переработана и осмыслена. Увеличение этого объема требует умения быстро и эффективно воспринимать, и обрабатывать информацию. Формирование грамотности чтения одна из актуальных задач школьного образования. Освоение стратегий смыслового чтения поможет обучающимся лучше социализироваться в обществе, а педагогу грамотно выстраивать модель современного урока. Программа "Смысловое чтение" позволяет показать обучающимся начальной школы, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов родного языка. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы внеурочной деятельности. В основе реализации стратегии смыслового чтения лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур. Цель программы: формирование личности обучающегося, владеющего основными стратегиями чтения, направленными на достижение читательской грамотности, которая включает в себя умение поиска и анализа информации в тексте, его понимание и интерпретацию, оценку и формирование суждения о тексте. Задачи программы: Обучающие: -расширение и углубление программного материала; -совершенствование навыков анализа различных фактов языка; 3 -пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью. Воспитательные: -воспитание любви и уважения к великому русскому языку; -воспитание чувства патриотизма; -повышение общей языковой культуры учащихся; -выявление одарённых в лингвистическом отношении учеников, а также воспитание у слабоуспевающих учащихся веры в свои силы. Развивающие: -развитие интереса к языку как учебному предмету; - общего языкового развития младших школьников; -развитие творческих способностей и психологических качеств самостоятельности. учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности, Основная отличительная особенность программы состоит в том, что читательская грамотность рассматривается, как способность человека понимать (смысловое чтение) и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои возможности и участвовать в социальной жизни. Отбор содержания данной программы имеет культурологическую направленность: -использование произведений устного народного творчества: пословиц, поговорок, скороговорок; -использование произведений лучших авторов детского чтения, формирование культуры общения. Занятия направлены на активизацию мыслительной деятельности учащихся, выстроены занимательно, имеют поисково-творческий характер. Уровень результатов работы по программе «Смысловое чтение». I уровень результатов - приобретение школьниками различных социальных знаний об устройстве общества, о допустимых и недопустимых формах поведения в общественных местах, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Данные результаты достигаются через чтение и понимание различных произведений. 4 II уровень результатов – получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, таким как: семья, человек, природа, мир, Отечество, культура. Данные результаты достигаются через пересказ прочитанного текста и высказывания своего отношения к нему. III уровень результатов - получение учениками опыта самостоятельного общественного действия, через различные инсценировки прочитанных произведений, возможность оказаться на месте главных героев, попытаться почувствовать всё, что чувствуют они. Организационно-педагогические характеристики образовательного процесса Срок реализации программы – 4 года Возраст обучающихся – 7-10 лет Количество обучающихся в группе – от 15 до 25 человек Место курса «Смысловое чтение» в учебном плане: 1 класс 33 часа в год, 2-4 классы 34 часа в год (1 час в неделю). Формы организации занятий Исходя из цели и задач курса, становится понятным, что в ходе реализации программы курса необходимо использование современных образовательных технологий и методов в преподавании развития речи.Подходы, положенные в основу курса, подразумевают использование развивающих возможностей групповых форм работы, в рамках которой проявляется детская инициатива и самостоятельность, что в свою очередь позволяет формировать универсальные учебные действия. Большое значение отводится формированию детской учебной коммуникации, детской учебной инициативы и детской вопросительности, выполнению заданий, направленных на развитие речи детей, совершенствованию навыка лингвистического анализа, повышению уровня языкового развития школьников, воспитанию у них познавательного интереса к родному языку, решению проблемы интеллектуального развития младших школьников, распознавать стили речи. Формы контроля результативности обучения освоения курса осуществляется следующим образом: - самооценка и взаимооценка обучающихся на основе беседы; тренингов; дискуссий; - оценивания с помощью сигнальных знаков; наклеек. - выполнение практических работ, заданий; - КВН, викторины, конкурсы, ребусы, шарады; - театры, инсценировки прочитанных произведений. -игра (деловая, ролевая, познавательная) 5 -сочинения; изменение концовки; -решение ситуационных задач. Планируемые результаты курса «Смысловое чтение». К окончанию курса «Смысловое чтение» обучающиеся должны знать: - ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл; - пересказывать текст близко к тексту; — определять главную тему, общую цель или назначение текста; — выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; — формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; — предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; — объяснять порядок частей, содержащихся в тексте; -определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения; - отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений; - редактировать предложения; Обучающиеся должны уметь: -находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы); -решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: — понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им. - уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию); - выразительно читать небольшой текст по образцу; - определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова; 6 - сочинять на основе данного сюжета, картинок используя средства выразительности. - распознавать типы текстов; -пересказывать прочитанный текст; -верно, определять смысл и тему текста; -составлять план по прочитанному тексту; - устанавливать связь предложений в тексте; Класс Результаты освоения учебного предмета Личностные 1 класс У обучающихся будут сформированы: а) ценностные ориентиры в области языкознания; б) воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей; в) развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач; г) формирование духовных и эстетических потребностей; д) воспитание готовности к отстаиванию своего мнения; ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы. Обучающиеся получат возможность для формирования проявления гибкости в суждениях в процессе диалогов со сверстниками и взрослыми по нравственно-эстетической проблематике читаемых произведений; проявления в высказываниях готовности нести ответственность за бережное и уважительное отношение к животным, природе, окружающим людям; освоения положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома; умения соблюдать правила работы в группе, проявлять доброжелательное отношении к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников. Метапредметные Регулятивные 7 сохранять учебную задачу занятия; планировать свои действия на отдельных этапах занятия, восстанавливать содержание произведения по серии сюжетных картин (картинному плану); контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем; оценивать результаты собственных учебных действий (по алгоритму, заданному учителем). Познавательные понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в печатной тетради для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.); пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении слов и предложений; понимать устройство слова, различать его содержание и форму (значение и звучание) с помощью моделей слов, стимулирующих развитие воссоздающего и творческого воображения; сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (художественные и научнопознавательные тексты) под руководством учителя; сопоставлять эпизод из литературного произведения с иллюстрацией, с пословицей (поговоркой); анализировать поведение литературного героя, его поступок по вопросу, предложенному учителем. Коммуникативные спонтанно включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активности, в стремлении высказываться под руководством учителя; формулировать вопросы к собеседнику; строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 3-4 предложений; строить связное высказывание из 3-4 предложений по предложенной теме; слушать партнёра по общению, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; интегрироваться в группу сверстников, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться; аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства (плохо/ хорошо, уместно/неуместно, нравственно/ безнравственно и др.). Предметные воспринимать на слух различные виды текстов, осознавать цель чтения в соответствии с содержанием под руководством учителя; 8 читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения; проявлять интерес к чтению различных книг на основе иллюстрации на обложке и представленной тематической выставке; различать понятие «добро» и «зло» на основе прочитанных рассказов и сказок; принимать участие в коллективных беседах по прочитанным, прослушанным произведениям; отвечать на вопросы по содержанию на основе прослушанных и прочитанных самостоятельно вслух текстов; уметь отвечать на вопросы «Почему автор дал своему произведению такое название?; «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»; называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев; различать научно-познавательный и художественный тексты; выявлять их особенности под руководством учителя; анализировать с помощью учителя (о каком предмете идет речь, как догадались) загадки, сопоставлять их с отгадками; читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения; пересказывать текст подробно на основе картинного плана под руководством учителя; восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана под руководством учителя; составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения (это произведение о животных, о детях; главными героями являются…); называть героев произведения, давать им простейшую характеристику. III. Содержание учебного предмета. № п\п Раздел Количество Содержание учебного материала. часов 1 класс (33 часа) 1 Введение 2 часа Теоретические занятия. Знакомство с курсом, формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания. Воспитание уважительного отношения к творчеству людей. Формирование духовных и эстетических потребностей. 2 Занимательное 15 часов В ходе изучения данного раздела ученики узнают, что такое слово и его лексическое значение. Познакомятся с толковым словарём. Научатся различать однозначные и многозначные слова. 9 чтение Слова – «родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы). Слова, противоположные по смыслу и т.д. 3 Читаем сами 5 часов В данном разделе каждое занятие развивает умение членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Учащиеся научатся редактировать простое предложение: исправлять порядок слов в предложении, заменять в нем неудачно подобранные слова. Особое внимание уделяется в данном разделе пересказу текста, выделению основного смысла текста, умению отвечать на вопросы учителя, задавать вопросы по картинкам и схемам. 4 Осмысленное чтение 11 часов Работа над чтением со смыслом. Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединенных общей темой, выделение основной мысли в тексте. Составление плана по сюжетным картинкам. Творческое дополнение готового текста. Знакомство с волшебными словами, а также словами – выражения просьбы, благодарности, извинения. Умение пользоваться словами – выражениями приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учетом конкретной ситуации общения. 10