Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I-II вида «Утверждаю» Директор ГБОУ «СКОШИ I-II вида» ____________ Н.В. Норбоева «____» ______________ 2021 г. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная математика» Направление: общеинтеллектуальное 2 класс II вида на 2021-2022 учебный год Составитель: Бимбаева Д.Н. учитель начальных классов г. Улан-Удэ 2021 г. Внеурочная деятельность «Занимательная математика» Результаты освоения курса внеурочной деятельности: Личностные результаты — развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; — развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; — воспитание чувства справедливости, ответственности; — развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. Метапредметные результаты Регулятивные УУД — принимать и сохранять учебную задачу; — учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; — различать способ и результат действия; — адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников, родителей; — учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения учебных и коммуникативных задач; — осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; — оценивать правильность выполнения действия; — проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; — вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Познавательные УУД —применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; —установление причинно-следственных связей, построению логической цепи рассуждений. —осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; Коммуникативные УУД — работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя); — понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы. УЧАЩИЕСЯ НАУЧАТСЯ: 1. Числа. Арифметические действия. Величины: — сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания; — моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы; — применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками; — анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами; — включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его; —выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии; — аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения; — сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; —контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. 2. Мир занимательных задач: — анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины); — искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы; —моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации; — конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи; — объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия; —воспроизводить способ решения задачи; — сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; — анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи; — оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно); — участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи; — конструировать несложные задачи. 3. Геометрическая мозаика —ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»; — ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения; —проводить линии по заданному маршруту (алгоритму); —выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже; —анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции; — составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции; —выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции; — сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; — объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии; — анализировать предложенные возможные варианты верного решения; —моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток; — осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом. Календарно – тематический планирование 34 часа № Содержание программного матла «Удивительная снежинка» Колво часов 1 2 Иrpa«Крестикинолики» 3 4 1 Сроки Предметные результаты Речевой материал Иметь понятие о геометрических узорах. Симметрии. Знать закономерности в узорах. Работать с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия» Геометрические узоры. Симметрия. 1 Играть в игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 10 Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» Математические игры. 1 Числа от 1 до 20. Построить математические пирамиды: «Сложение и вычитание в пределах 10». Игра «Русское лото» Прятки с фигурами. 1 Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решать задачи на деление заданной фигуры на равные части. Математические игры. Будем делить фигуры на равные части. УУД Личностные результаты — развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; — развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; — воспитание чувства справедливости, ответственности; — развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. Метапредметные результаты Регулятивные УУД — принимать и сохранять учебную задачу; — учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; 5 Секреты задач. 1 6 7 «Спичечный» конструктор 2 8 Геометрический калейдоскоп 1 9 Числовые головоломки. 1 10 «Шаг в будущее» 1 11 Геометрия вокруг нас. 1 Решать нестандартные и занимательные задачи. Задачи в стихах. Задачи в стихах. Будем решать задачи. — различать способ и результат действия; — адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников, родителей; Построить конструкции — учитывать установленные по заданному образцу «Спичечный» правила в планировании и Перекладывать несколько конструктор контроле способа решения спичек в соответствии с Спички учебных и коммуникативных условиями. Проверка задач; выполненной работы. — осуществлять итоговый и пошаговый контроль по Конструировать результату; многоугольники из Геометрический — оценивать правильность заданных элементов. калейдоскоп выполнения действия; Танграм. доставление Танграм — проявлять познавательную картинки без разбиения инициативу в учебном на части и сотрудничестве; представленной в — вносить необходимые уменьшенном масштабе. коррективы в действие после его завершения на основе его оценки Решать и составлять Ребусы, кроссворды. и учета характера сделанных ребусы, содержащие ошибок. числа. Заполнять Познавательные УУД числовой кроссворд. Будем играть в игры: —применение методов «Волшебная информационного поиска, в том Играть в игры: палочка», «Лучший числе с помощью компьютерных «Волшебная палочка», лодочник», «Чья средств; «Лучший лодочник», сумма больше?». —установление причинно«Чья сумма больше?» следственных связей, Будем решать построению логической цепи Решать задачи, задачи. рассуждений. формирующие —осуществление расширенного геометрическую поиска информации с наблюдательность. Путешествие точки. 12 Путешествие точки 1 Строить геометрические фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Строить собственный рисунок и описать его шаги. 13 «Шаг в будущее» 1 Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др. 14 Тайны окружности 1 15 Математическое путешествие. 1 Иметь понятие об окружности, радиусе (центр) окружности. Распознавать (нахождение) окружности на орнаменте. Составлять (вычерчивание) орнамент с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Вычислять в группах. Первый ученик из числа вычитает …; второй — прибавляет …, третий — вычитает …, а четвёртый - прибавляет .... Ответы к лист в клетку использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; Коммуникативные УУД — работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя); — понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы. Будем играть в игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» Личностные результаты и др. — развитие любознательности, сообразительности при Окружность. Радиус выполнении разнообразных (центр) орнамент. заданий проблемного и Циркуль эвристического характера; — развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности Путешествие любого человека; Вычесть, — воспитание чувства прибавить справедливости, ответственности; — развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. Метапредметные результаты Регулятивные УУД — принимать и сохранять учебную задачу; пяти раундам записываются. 16 17 18 «Новогодний серпантин» Математические игры. 2 1 19 «Часы нас будят по утрам...» 1 20 Геометрический калейдоскоп. 1 21 Головоломки. 1 22 Секреты задач 1 Играть в математические игры, решать математические головоломки, занимательные задачи. Строить математические пирамиды: «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 20». Математические игры, математические головоломки, занимательные задачи. Будем строить математические пирамиды: «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 20». циферблат с подвижными стрелками. Определять время по часам с точностью циферблат с подвижными стрелками. Будем разрезать и составлять фигуры. Задания на разрезание и составление фигур. Головоломки Уметь расшифровать закодированные слова. Решать задачи с лишними или недостающими либо некорректными дан- ми. Нестандартные задачи. Секреты задач — учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; — различать способ и результат действия; — адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников, родителей; — учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения учебных и коммуникативных задач; — осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; — оценивать правильность выполнения действия; — проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; — вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Познавательные УУД —применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; —установление причинноследственных связей, 23 «Что скрывает сорока?» 1 Уметь решать и составлять ребусы. Будем решать и составлять ребусы 24 Интеллектуальная разминка 1 Решать математические игры, математические головоломки, занимательные задачи. Интеллектуальная разминка 25 26 В царстве смекалки 27 Интеллектуальная разминка 1 28 29 Составь квадрат 2 30 Мир занимательных задач 31 32 33 34 2 Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). математическая газета Решать математические игры, математические головоломки, занимательные задачи. Интеллектуальная разминка Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей Прямоугольник. Квадрат. 1 Математические фокусы 2 Математическая эстафета 2 Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Отгадывать задуманные числа. Будем решать задачи. Математические фокусы Решать задачи Математическая эстафета построению логической цепи рассуждений. —осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; Коммуникативные УУД — работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя); — понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы. 1 25. Дважды два — четыре 1 Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая таблица умножения». Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление». 26-27. Дважды два — четыре 2 Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».