Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I-II вида
«Утверждаю»
Директор ГБОУ «СКОШИ I-II вида»
____________ Н.В. Норбоева
«____» ______________ 2021 г.
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству
Класс: 1 «а» II вида
Вариант 2.2 (2 отделение)
на 2021-2022 учебный год
Составитель: Дармаева И.Б.
учитель начальных классов
г. Улан-Удэ
2021 г.
Изобразительное искусство.
Планируемые результаты
Личностные результаты обучения:
•формировать мотивацию к обучению; развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении
•овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни
• владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
•развитие положительных свойств и качеств личности;
•формировать готовность к вхождению обучающегося в социальную среду
Метапредметные результаты обучения:
•вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
•использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
•доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
•слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту
•адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
•работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;
•передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
•принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
•активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
•соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных
критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
• делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
• пользоваться знаками, символами, предметами- заместителями;
•наблюдать;
•работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу,
предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
Предметные результаты обучения:
•накопление первоначальных представлений о художественном творчестве;
•формирование простейших эстетических ориентиров (красиво и некрасиво) в практической жизни ребёнка и их использование в
организации обыденной жизни и праздника;
• развитие опыта самовыражения в разных видах искусства;
• рисунок, материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д.;
•художественное конструирование и дизайн, разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин,
бумага, картон и др.);
•элементарные приёмы работы с различными материалами;
•передача цвета, практическое овладение основами цветоведения;
•линия, многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый
характер;
•форма, разнообразие форм предметного мира, сходство и контраст форм, простые геометрические формы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Пропедевтический период -16 час.
В процессе подготовительных упражнений осуществляется сенсорное воспитание первоклассников; школьники учатся
различать форму предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки;
узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб);
определять разницу в величине между предметами одной и той же формы;
ориентироваться на плоскости листа бумаги: находить середину, верхний, нижний, правый, левый края;
узнавать графические представления формы: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, различать круг и овал;
находить в нарисованных линиях сходство с предметами;
владеть карандашом: регулировать силу нажима, прекращать движение в нужной точке, ритмично проводить повторные, однородные
движения, удерживать направление движения, замедлять и ускорять темп, соблюдать направление штрихов, не оставлять пробелов,
не выходить за пределы контура;
различать цвета: красный, жёлтый, зелёный, синий, коричневый, чёрный, белый;
В пропедевтический период учитель организует игры и упражнения, которые в зависимости от дидактической цели можно разделить на
следующие группы:
1. Игры и упражнения на узнавание, различение и называние предметов по величине;
2. Игры и упражнения на узнавание, различение и называние предметов по форме;
3. Игры и упражнения на узнавание, различение и называние цвета;
4. Игры и упражнения на формирование представлений о пространственных признаках и отношениях;
Особо нужно выделить группу упражнений, без которых невозможна изобразительная деятельность, - это специальные графические
упражнения для формирования технических умений и навыков, гимнастические упражнения для развития движений руки.
Декоративное рисование – 6ч.
На уроках декоративного рисования первоклассники
учатся свободно, без напряжения проводить от руки прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии;
учатся пользоваться трафаретом-мерочкой;
упражняются в аккуратной закраске элементов орнамента с соблюдением контуров рисунка;
учатся различать и называть цвета: красный, жёлтый, зелёный, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый.
Рисование с натуры – 4ч.
При рисовании с натуры школьники
учатся различать предметы по форме, величине, цвету и передавать в рисунке основные их свойства;
правильно размещать рисунок на листе бумаги, аккуратно закрашивать изображение, соблюдая контуры.
Рисование на темы – 5ч.
Тематическое рисование направлено на
обучение объединению предметов по форме;
развитие умения передавать в рисунке наиболее простой для изображения момент из сказки;
передавать в рисунке пространственные и величинные отношения несложных предметов (наверху, внизу, рядом, около; большой,
маленький, самый маленький)
Беседы об изобразительном искусстве – 2ч.
Дети учатся узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных им из ближайшего
окружения; сравнивать предметы по форме, цвету, величине.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
I четверть (9 часов, в неделю 1 ч.)
№
Содержание
программного материала
Рисование предметов
разной формы и цвета.
Кол-во
часов
1
2
Высокий забор, столбы.
1
3
Цветные дорожки,
веревочки.
1
1
Сроки
Предметные результаты
Речевой материал
Организовывать свое рабочее место,
правильно сидеть за столом,
правильно держать карандаш,
очинивать карандаш, правильно
хранить карандаш. Рисовать на
одном листе предметы разной
формы, величины и окраски (после
наблюдения и показа учителем).
Проводить от руки вертикальные
линии.
Стол, карандаш,
бумага, альбом.
Проводить от руки вертикальные,
горизонтальные линии.
Карандаш, бумага,
рисовать, красный,
Рисунок, рисовать.
Забор, столб
УУД
Личностные результаты
обучения:
•формировать мотивацию к
обучению;
• владение навыками
коммуникации и принятыми
ритуалами социального
взаимодействия;
•развитие положительных
свойств и качеств личности;
•формировать готовность к
вхождению обучающегося в
социальную среду;
синий, зеленый,
желтый.
Туристическая палатка.
Идет косой дождь.
1
5
Шахматная доска.
1
Проводить от руки вертикальные,
горизонтальные, наклонные,
округлые (замкнутые) линии.
6
Разноцветные клубки
ниток.
1
Проводить от руки вертикальные,
горизонтальные, наклонные,
округлые (замкнутые) линии.
7
Воздушные шарики.
1
Проводить замкнутые круговые
линии.
Нарисуй здесь.
Нарисуй там. Возьми
карандаш. Что будем
рисовать? Красный,
синий, зеленый,
желтый.
8
Фрукты и овощи: груши,
яблоки, лимоны, сливы и
др.
1
Правильно держать карандаш,
проводить от руки округлые, прямые
замкнутые линии: закрашивать
рисунок цветным карандашом,
соблюдая контуры рисунка и
Красный, синий,
зеленый, желтый.
Фрукты, овощи,
груша, яблоко,
лимон, слива.
4
Организовывать свое рабочее место,
правильно сидеть за столом,
правильно держать карандаш,
очинивать карандаш, правильно
хранить карандаш. Проводить от
руки вертикальные, горизонтальные,
наклонных линий в разных
направлениях.
Нарисуй здесь.
Нарисуй там. Возьми
карандаш.
Нарисуй здесь.
Нарисуй там. Возьми
карандаш. Черный,
белый.
Нарисуй здесь.
Нарисуй там. Возьми
карандаш. Красный,
синий, зеленый,
желтый.
Метапредметные
результаты обучения
•вступать в контакт и
работать в коллективе
(учитель - ученик, ученик –
ученик, ученик – класс,
учитель-класс);
•использовать принятые
ритуалы социального
взаимодействия с
одноклассниками и
учителем;
•обращаться за помощью и
принимать помощь;
•слушать и понимать
инструкцию к учебному
заданию в разных видах
деятельности и быту;
•сотрудничать со взрослыми
и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
•доброжелательно
относиться, сопереживать,
конструктивно
взаимодействовать с
людьми;
•адекватно использовать
ритуалы школьного
поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за
парты и т.д.);
•работать с учебными
принадлежностями
направление штрихов.
9
Альбом, линейка, книга,
папка, треугольник.
Организовывать свое рабочее место,
соединять точки, проводить от руки
вертикальные, горизонтальные,
наклонные, округлые, замкнутые
линии. Рисовать по показу предметы
прямоугольной и треугольной
формы.
1
Альбом, линейка,
книга, папка,
треугольник.
Красный, синий,
зеленый, желтый.
(инструментами) и
организовывать рабочее
место;
•принимать цели и
произвольно включаться в
деятельность, следовать
предложенному плану и
работать в общем темпе.
II четверть (7 часов, в неделю 1 ч.)
№
1
Содержание
программного материала
Флажки.
Кол-во
часов
1
2
Дорожные знаки.
1
3
Дом.
1
4
Скворечник.
1
Сроки
Предметные результаты
Речевой материал
Организовывать свое рабочее место,
правильно сидеть за столом,
правильно держать карандаш,
очинивать карандаш, правильно
хранить карандаш. Рисовать по
показу предметы прямоугольной и
треугольной формы.
Флажок- флажки.
Нарисуй здесь.
Нарисуй там. Возьми
карандаш. Что будем
рисовать? Красный,
синий, зеленый,
желтый. Покажи
свой рисунок.
Дорожные знаки.
Организовывать свое рабочее место,
правильно сидеть за столом,
правильно держать карандаш,
очинивать карандаш, правильно
хранить карандаш.
Выполнять рисунок по опорным
точкам.
Организовывать свое рабочее место,
УУД
Личностные результаты:
•формировать мотивацию к
обучению;
• владение навыками
коммуникации и принятыми
ритуалами социального
взаимодействия;
•развитие положительных
свойств и качеств личности;
Метапредметные
Дом. Скворечник.
результаты:
Нарисуй здесь.
•вступать в контакт и
Нарисуй там. Возьми работать в коллективе
карандаш. Что будем (учитель - ученик, ученик –
рисовать? Красный,
ученик, ученик – класс,
синий, зеленый,
учитель-класс);
желтый. Покажи
•обращаться за помощью и
свой рисунок.
принимать помощь;
•слушать и понимать
5
Узор в полосе.
1
6
Геометрический орнамент
в квадрате.
1
7
Круг.
1
правильно сидеть за столом,
правильно держать карандаш.
Выполнять построение по клеткам
несложного узора в полосе,
соблюдать ритмичность элемента.
Чередовать элементы по форме и
цвету (круг и квадрат).
Организовывать свое рабочее место,
правильно сидеть за столом,
правильно держать карандаш.
Рисовать круг по шаблону. Делить
круга на части.Уметь «читать»
образец и последовательно рисовать.
Узор,круг,
квадрат.Нарисуй
здесь. Нарисуй там.
Возьми карандаш.
Что будем рисовать?
Красный, синий,
зеленый, желтый.
Покажи свой
рисунок.
инструкцию к учебному
заданию в разных видах
деятельности и быту;
•сотрудничать со взрослыми
и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
•доброжелательно
относиться, сопереживать,
конструктивно
взаимодействовать с
Узор, круг, квадрат.
людьми;
Нарисуй здесь.
•адекватно использовать
Нарисуй там. Возьми ритуалы школьного
карандаш. Что будем поведения (поднимать руку,
рисовать? Красный,
вставать и выходить из-за
синий, зеленый,
парты и т.д.);
желтый. Какая
•работать с учебными
форма? Покажи свой принадлежностями
рисунок.
(инструментами) и
организовывать рабочее
место;
•принимать цели и
произвольно включаться в
деятельность, следовать
предложенному плану и
работать в общем темпе.
III четверть (9 часов, в неделю 1 ч.)
№
1
Содержание программного
материала
Снеговик.
Кол-во
часов
1
Сроки Предметные результаты
Организовывать свое рабочее место,
правильно сидеть за столом,
Речевой материал
Снеговик, круг.
Нарисуй здесь.
УУД
Личностные результаты:
•формировать мотивацию к
правильно держать карандаш,
очинивать карандаш, правильно
хранить карандаш. Рисовать круги
разные по размеру,закрашивать их.
2
3
Бусы.
Праздничные флажки.
1
1
4
Узор в полосе из веточек
ели.
1
5
Узор в полосе из
снежинок.
1
6
Елочные игрушки.
1
Рисовать предметы, состоящие из
нескольких элементов. Уметь видеть
и передавать в рисунке характерные
особенности формы предметов и его
частей.
Рисовать предметы, состоящие из
нескольких элементов. Уметь видеть
и передавать в рисунке характерные
особенности формы предметов и его
частей.
Равномерно заполнять плоскость
полосы бумаги декоративными
элементами. Делить полосу на
равные части,
соблюдать симметрию.
Правильно передавать основную
форму, строение и цвет предметов.
Рисовать по памяти (после показа)
несложных по форме елочных
игрушек (4-6 на листе бумаги).
Нарисуй там.
Возьми карандаш.
Что будем рисовать?
Какая форма?
Красный, синий,
зеленый, желтый.
Покажи свой
рисунок.
Бусы. Правильно,
неправильно.
Середина
(посередине).
Нарисуй посередине
бумаги.
Флажок- флажки.
Правильно,
неправильно.
Середина
(посередине).
Нарисуй посередине
бумаги.
Правильно,
неправильно.
Середина
(посередине).
Нарисуй посередине
бумаги.
Елочные игрушки.
Возьми карандаш.
обучению;
• владение навыками
коммуникации и принятыми
ритуалами социального
взаимодействия;
•развитие положительных
свойств и качеств личности;
Метапредметные результаты:
•вступать в контакт и работать в
коллективе (учитель - ученик,
ученик – ученик, ученик – класс,
учитель-класс);
•обращаться за помощью и
принимать помощь;
•слушать и понимать
инструкцию к учебному заданию
в разных видах деятельности и
быту;
•сотрудничать со взрослыми и
сверстниками в разных
социальных ситуациях;
•доброжелательно относиться,
сопереживать, конструктивно
взаимодействовать с людьми;
•адекватно использовать
ритуалы школьного поведения
(поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т.д.);
•работать с учебными
принадлежностями
(инструментами) и
организовывать рабочее место;
•принимать цели и произвольно
Что будем рисовать?
7
8
Узор на рукавице.
Составлять несложный узор из
предложенных учителем
декоративных элементов. Выбирать
узор, равномерно размещать его в
пределахконтурного изображения;
аккуратно закрашивать элементы,
соблюдая контур рисунка. Различать
и называть цвета.
1
Узор из цветов для коврика 1
прямоугольной формы.
Рукавица. Красный,
синий, зеленый,
желтый. Покажи
свой рисунок.
Составлять узор из
прямоугольников. Уметь правильно
размещать изображение на листе
бумаги.
Красный, синий,
зеленый, желтый.
Покажи свой
рисунок.
Составлять предмет из
геометрических фигур. Изображать
постройку на листе, соблюдая
пропорции.
Башенка. Красный,
синий, зеленый,
желтый. Покажи
свой рисунок.
включаться в деятельность,
следовать предложенному плану
и работать в общем темпе.
Башенка.
9
1
IVчетверть (8 часов, в неделю 1 ч.)
№
1
Содержание
программного материала
Листья.
Кол-во
часов
1
2
Ученический портфель.
1
Сроки
Предметные результаты
Апрель Организовывать свое рабочее место,
1
правильно сидеть за столом,
правильно держать карандаш,
очинивать карандаш, правильно
8
хранить карандаш. Передавать
врисунке основную форму предмета,
устанавливать ее сходство с
оригиналом.
Речевой материал
Что будем рисовать?
Правильно,
неправильно.
Середина
(посередине).
Нарисуй посередине
бумаги. Красный,
синий, зеленый,
желтый. Покажи
УУД
Личностные результаты:
•формировать мотивацию к
обучению;
• владение навыками
коммуникации и принятыми
ритуалами социального
взаимодействия;
•развитие положительных
свойств и качеств личности;
3
Тарелка, чашка
1
15
4
Веточка ели.
1
22
5
Грибы (белый, мухомор,
подосиновик).
1
29
6
Рыбки в аквариуме среди 1
водорослей.
Май
6
7
Праздничный флажок и
воздушные шары.
1
13
8
Иллюстрация к сказке
«Гуси-лебеди».
1
20
Организовывать свое рабочее место,
правильно сидеть за столом,
правильно держать карандаш,
очинивать карандаш, правильно
хранить карандаш. Передавать в
рисунке основную форму предмета,
устанавливать ее сходство с
оригиналом.
Составлять композиции, правильно
размещать предметы. Определять
существенные признаки предмета,
выявляя характерные детали
Рисовать круг, квадрат,
прямоугольник.
Рисовать по представлению; узнавать
в иллюстрациях изображения
предметов и животных. Передавать в
рисунке величинные отношения
предметов
свой рисунок.
Что будем рисовать?
Правильно,
неправильно.
Середина
(посередине).
Нарисуй посередине
бумаги. Красный,
синий, зеленый,
желтый. Покажи
свой рисунок.
Что будем рисовать?
Правильно,
неправильно.
Середина
(посередине).
Нарисуй посередине
бумаги. Красный,
синий, зеленый,
желтый. Покажи
свой рисунок.
Метапредметные результаты:
•вступать в контакт и работать в
коллективе (учитель - ученик,
ученик – ученик, ученик – класс,
учитель-класс);
•обращаться за помощью и
принимать помощь;
•слушать и понимать
инструкцию к учебному заданию
в разных видах деятельности и
быту;
•сотрудничать со взрослыми и
сверстниками в разных
социальных ситуациях;
•доброжелательно относиться,
сопереживать, конструктивно
взаимодействовать с людьми;
•адекватно использовать ритуалы
школьного поведения
(поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т.д.);
•работать с учебными
принадлежностями
(инструментами) и
организовывать рабочее место;
•принимать цели и произвольно
включаться в деятельность,
следовать предложенному плану
и работать в общем темпе.