Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат I-II вида» «УТВЕРЖДАЮ»__________ Директор «СКОШИ I-II вида» Н.В. Норбоева 01.09.2021 г. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ 5 КЛАСС (вариант 1.2) СОСТАВИЛА: Будаева А.Б. учитель географии г. Улан-Удэ 2021 г. 1 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ГЕОГРАФИИ В 5 КЛАССЕ I ВИДА Планируемые результаты реализации данной программы включают 3 направления в соответствии с Примерной ООП ООО: личностные, метапредметные, предметные. Результаты развития универсальных учебных действий в рамках данного учебного предмета содержатся в Программе формирования УУД, разрабатываемой образовательной организацией самостоятельно и содержащейся в АООП ООО для глухих детей конкретной образовательной организации. Личностные результаты: - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину и родную природу; - знания и потребность в соблюдении основных принципов и правил гуманного отношения к живой природе, потребность защищать окружающую среду; - наличие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы методами естественных наук; - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; - формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; - потребность в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности. Метапредметные результаты: - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить новые задачи в учебе и познавательной деятельности; умение (при направляющей помощи учителя) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - умение определять географические и иные понятия, формулировать обобщения, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы (в рамках речевых возможностей); - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач по географии (в рамках речевых возможностей); - умение работать индивидуально и в сотрудничестве в составе группы; - умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей; - умение пользоваться информационно-коммуникационными технологиями для решения учебных задач; - умение представлять информацию разными способами (таблица, описание, ответы на вопросы, схема, иллюстрация и подписи и др.); - умение формулировать с помощью несложных синтаксических конструкций информацию по теме, в том числе с опорой на различные формы представления информации (в рамках изученного); - формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике; - слухозрительное восприятие (и по индивидуальным возможностям – на слух) тематической и терминологической лексики учебного предмета, а также лексики, связанной с 2 организацией учебной деятельности; достаточно внятное воспроизведение (произношение) учебного материала с соблюдением грамматических норм (в рамках изученного). Предметные результаты: Предметные результаты можно условно разделить на несколько групп: Осознание роли географии в познании окружающего мира: – понимать и объяснять роль различных источников географической информации (в рамках речевых возможностей); – осознавать значение науки географии. Освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира: – понимать и объяснять географические последствия формы, размеров и движения Земли (в рамках речевых возможностей); – понимать и объяснять природные и антропогенные причины изменения окружающей среды (в рамках речевых возможностей); - знание и оперирование специальными терминами, географическими понятиями, лексикой, выражающей временные и пространственные отношения и т.д. (в рамках речевых возможностей); – выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений (в рамках речевых возможностей). Использование географических умений: – находить в различных источниках и анализировать географическую информацию (по плану или схеме-шаблону); – составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации в рамках речевых возможностей (помощью плана, схемы или речевого шаблона); - работать с географическими картами и моделями Земли; - давать географические характеристики территории и отдельных географических объектов (процессов); выявлять географические особенности размещения объектов, явлений, процессов (в рамках речевых возможностей). – применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы. Использование карт как моделей: – определять на карте местоположение географических объектов; – ориентироваться на местности при помощи карты и плана; – составлять описание местности по топографическим картам (в рамках речевых возможностей). Понимание смысла собственной действительности: – определять роль результатов выдающихся географических открытий; – использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений; – приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Курс географии на первом году обучения по АООП ООО для глухих обучающихся (вариант 1.2) является продолжением предмета «Окружающий мир», который изучался обучающимися на уровне начального общего образования. Курс биологии в 1 год обучения в основной школе (1-й год обучения на уровне ООО) становится основой для изучения общественно-научных предметов в последующий период на уровне основного общего образования, а также на уровне среднего общего и среднего профессионального образования. 3 Тематическое планирование Введение - 1 час Стартовая диагностика (входное оценивание) – 1 час. Что изучает география. Значение географических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с географией. Методы географической науки. Способы организации собственной учебной деятельности. Развитие навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды. Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований. Раздел 1. На какой Земле мы живем - 8 часов География как одна из древнейших наук о Земле. Первые представления о Земле в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых географических карт. География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина. Эпоха Великих географических открытий (открытие Нового света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия). Значение Великих географических открытий. Географические открытия XVII-XIX вв. (исследования и открытия на территории Евразии (в том числе на территории России), Австралии и Океании, Антарктиды). Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский). Географические исследования в ХХ веке (открытие Южного и Северного полюсов, океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин, исследования верхних слоев атмосферы, открытия и разработки в области Российского Севера). Значение освоения космоса для географической науки. Географические знания в современном мире. Современные географические методы исследования Земли. Практикум. Составление таблицы «Путешественники и учёные». Подготовка сообщения о путешественнике. Раздел 2. Планета Земля - 8 часов Земля – одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Солнце – источник тепла и жизни на Земле. Как устроена наша планета: материки и океаны, земные оболочки. Формы и размеры Земли. Виды движения Земли. Продолжительность года. Високосный год. Северный полюс. Южный полюс. Экватор, тропики, полярные круги. Неравномерное распределение тепла и света на Земле. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли. Смена дня и ночи, смена сезонов года. Дни летнего и зимнего солнцестояния, дни весеннего и осеннего равноденствия. Полярные день и ночь. Пояса освещённости, тепловые пояса. Практикум. Подготовка рассказа по теме «Влияние смены времен года на жизнь человека». Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли. Составление схемы «Тепловые пояса Земли». Подбор стихов, фрагментов из художественной и научнопопулярной литературы о Солнце и Земле как небесных телах. Раздел 3. План и карта – 20 часов Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас. Азимут. Ориентирования по Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». План местности. Особенности изображения Земли на плане. Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масштаба. Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости. Абсолютная высота. Относительная высота. Горизонтали. Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности. Чтение плана местности. Топографическая карта. Профессии топографа и геодезиста. Съемки местности. Составление простейшего плана местности. 4 План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Географическая карта – особый источник информации. Глобус – объёмная модель Земли. Масштаб и его виды. Древние карты. Эратосфен, Птолемей. Способы отображения поверхности Земли на древних картах. Отличия карты от плана. Свойства географической карты. Легенда карты. Виды условных знаков. Классификация карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Географические карты в жизни человека. Градусная сетка и её предназначение. Параллели и меридианы. Градусная сетка на глобусе и картах. Определение направлений и расстояний по карте. Географические координаты. Географическая широта и долгота. Определение географических координат, направлений и расстояний по карте. Современные способы создания карт. Часовые пояса. Разнообразие карт. Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Практикумы. Ориентирование на местности при помощи компаса, ориентирование по плану города. Определение азимута. Определение стороны горизонта по Солнцу и звездам. Заполнение таблицы «Виды географических карт». Определение по карте и глобусу с помощью приборов географических координат, расстояний и направлений, местоположения и взаимного расположения объектов, абсолютных высот и глубин на плане и карте. Определение географической широты и долготы. Составление описания местности по планам и картам, чтение космических снимков и аэрофотоснимков. Раздел 4. Человек на Земле - 8 часов Основные пути расселения людей по Земле. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Рост населения. Возникновение земледелия и животноводства. Приспособление людей к условиям жизни на разных этапах развития общества. Создание человеком материальных и духовных ценностей в процессе освоения территории Земли. Расы и народы мира. Их отличительные особенности. Численность населения на Земле. Плотность населения, неравномерность его размещения на Земле. Языки. Крупные государства и города мира. Практикум. Нахождение на политической карте крупнейших государств мира, их столиц. Определение по карте ареалов распространения основных рас, народов, языков. Подготовка рассказа с иллюстрациями о способах приспособления человека к различным природным условиям: влажным или засушливым местам, высоким и низким температурам, ветрам, горному рельефу и т.д. Сравнение стран. Раздел 5. Литосфера – твердая оболочка Земли - 22 часа Литосфера – каменная оболочка Земли. Внешние и внутренние силы Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Типы земной коры, её строение под материками и океанами. Литосфера, её соотношение с земной корой. Горные породы и минералы. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы, их происхождение и свойства. Виды полезных ископаемых, их значение для человека. Охрана земных недр, методы изучения. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность. Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте. Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа. 5 Практикум. Составление таблицы «Как человек использует горные породы и минералы». Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин, районов размещения землетрясений и вулканов. Составление схемы внутреннего строения земного шара. Разработка правил безопасного поведения во время стихийных явлений. Описание по карте равнин и гор по плану, рельефа своей местности. Составление сообщения об образовании осадочных, магматических, метаморфических горных пород (по выбору) и рассказ товарищу. Подготовка аннотации статей, посвященных исследованиям рельефа Земли. Проектное задание «Скульптурный портрет планеты». Итоговая работа. Тестирование. Решение географических задач по картам. Распределение часов по тематическим разделам № п/п Название темы Всего часов Количество практикумов обобщений 1 Введение. Зачем нам география и как мы будем ее изучать 2 2 Раздел 1. На какой Земле мы живем 8 1 1 3 Раздел 2. Планета Земля 8 1 1 4 Раздел 3. План и карта 20 2 1 5 Раздел 4. Человек на Земле 8 1 1 6 Раздел 5. Литосфера – твердая оболочка Земли 22 1 1 68 6 5 Всего 6 Календарно-тематическое планирование географии в 5 классе I вида № №в раздела разделе Разделы работы, темы Дата Понятия 5 кл. Iв. Характеристика деятельности обучающихся I четверть Введение. Зачем нам география и как мы будем ее изучать (2 часа) 1. 1. Зачем нам география и как мы будем ее изучать География Методы географической науки Сравнительно-описательный метод Экспедиционный метод Картографический метод Ориентир Ориентироваться Географический атлас Выполняют задания стартовой диагностики. Учатся работать с учебником. Отвечают на вопросы. Составляют схему, характеризующую источники географической информации. Раздел 1. На какой Земле мы живем (8 часов) 7 1. 1. Как люди открывали Землю 1. 2. География сегодня 1. 3. Обобщающее повторение разделу Практикум по Географические открытия Античные ученые Великие географические открытия Шарообразность Земли Географическая карта Составляют таблицу о путешественниках и ученых. Изучают текст с географическими сведениями. Следят за маршрутами путешествий по карте. Отвечают на вопросы. Находят и извлекают необходимую географическую информацию в текстовых источниках. Географическая карта Отвечают на вопросы по теме. Путеводители Выписывают географические термины и Атласы понятия, систематизируют их по группам: Географические энциклопедии и здесь я бывал, об этом часто слышал, слышу справочники это впервые, очень хочу побывать, здесь Географические живут мои родные, друзья и др. информационные системы (ГИС) Готовят реферат о путешественниках. Подбирают в дополнительной литературе или сети Интернет изображения, характеризующие представления древних людей о Земле. Готовят информацию об истории освоения местности, в которой проживают обучающиеся. Находят в тексте параграфа ответ на вопрос: как наблюдения и исследования в космосе помогают решать земные проблемы? Раздел 2. Планета Земля (8 часов) 2. 1. Мы во Вселенной Галактика Вселенная Отвечают на вопросы по теме. 8 2. 2. Движения Земли 2. 3. Солнечный свет на Земле 2. 4. Обобщающее повторение разделу по Солнечная система Планеты Звезды Млечный путь Земля - планета Солнечной системы Материки и части света Земные оболочки Геоид Движения Земли: осевое, орбитальное Високосный год Орбита Северный полюс Южный полюс Экватор Тропики Полярные круги Смена дня и ночи Смена сезонов года Тропики Полярные круги Полярная ночь и полярный день Солнцестояние Равноденствие Зенит Выписывают географические термины и понятия, систематизируют их по группам: материки, части света, земные оболочки. Обозначают на контурной карте материки и океаны Земли. Отвечают на вопросы по теме. Составляют схему тепловых поясов Земли. Работают с рисунком: находят на карте полушарий ось Земли, Северный и Южный полюса, экватор, тропики и полярные круги. Схематически изображают земной шар Отвечают на вопросы по теме. Выписывают новые географические термины и неизвестные географические понятия. Готовят рассказ о смене времен года на жизнь человека. Подбирают стихи, фрагменты из художественной и научно-популярной литературы о Солнце и Земле как небесных телах. Работают с графическими изображениями: рисунками, чертежами, фото и др. Устанавливают причинно-следственные связи между движением Земли вокруг 9 Практикум Солнца и режимом дня обучающихся в течение года. II четверть Раздел 3. План и карта (20 часов) 3. 1. Ориентирование на местности 3. 2. Земная поверхность на плане и карте 3. 3. Практикум 3. 4. Географическая карта Ориентирование Азимут План местности Компас Топографическая карты Аэрофотоснимок Космический снимок Масштаб плана или карты Условные знаки Относительная и абсолютная высота Горизонтали Живые ориентиры Полярная звезда Малая и Большая Медведицы Съемка местности Маршрутная и полярная съемка Географическая карта Свойства карты Глобус Математическая основа Атлас Отвечают на вопросы по теме. Ориентируются на местности при помощи компаса, плана местности. Обосновывают необходимость составления плана местности. Определяют азимут. Отвечают на вопросы по теме. Находят на топографической карте географические объекты. Изображают на карте горизонталь. Сравнивают карту полушарий и карту России. Измеряют расстояние с помощью масштаба. Составляют план местности. Выполняют практические задания. Измеряют расстояние с помощью масштаба. Составляют план местности. Определяют стороны горизонта по Солнцу и звездам. Отвечают на вопросы по теме. Заполняют таблицу с видами географических карт. Готовят сообщение по теме «Карта – памятник культуры». Работают с разными видами карт. 10 3. 5. Градусная сетка Параллель/параллели Меридиан/меридианы Градусная сетка 3. 6. Географические координаты Географические координаты Географическая широта Географическая долгота Часовые пояса Отвечают на вопросы по теме. Фиксируют различия градусной сетки на глобусе и картах. Находят на карте полушарий экватор, Северный и Южный тропики, полярные круги, нулевой меридиан. Наносят их на контурную карту. Измеряют расстояние от одного географического объекта до другого. Определяют географическую широту. Отвечают на вопросы по теме. Определяют географическую долготу. Определяют географический адрес населенного пункта. Работают с картой. III четверть 3. 7. Практикум 3. 8. Обобщающее повторение по разделу. Проектное задание План местности Географическая карта Отвечают на вопросы по теме. Выполняют практические задания. Описывают местность по топографической карте, составляют описание маршрута. Сравнивают план местности с географической картой. Выполняют проектное задание: выбор и обоснование наилучшего варианта освоения земельного участка, опираясь на план местности. Составляют описание местности по плану и карте, читают космические снимки и аэрофотоснимки. Раздел 4. Человек на Земле (8 часов) 11 4. 1. Как люди заселяли Землю 4. 2. Расы и народы 4. 3. Практикум 4. 4. Обобщающее повторение разделу по Расселение людей по Земле Присваивающее хозяйство Земледелие Животноводство Приспособление к окружающей среде Политическая карта Отвечают на вопросы по теме. Находят на политической карте крупнейшие государства мира, их столицы. Находят в географическом тексте образные выражения. Характеризуют способы приспособления человека к различным природным условиям. Расы Отвечают на вопросы по теме. Европеоидная, монголоидная, Наносят на контурную карту границы негроидная расы России и ее столицу Москву. Народ Выясняют плотность населения России, Население города и района, где проживают Современное человечество обучающиеся. Плотность населения Сравнивают карту плотности населения и Государства политическую карту мира. Города и сельские поселения Сравнивают политическую и физическую Политическая карта карты. Определяют по карте ареалы распространения основных рас, народов, языков. Расположение стран Выполняют практические задания. Величина территории страны Составляют рассказ о своей стране – Легенда карты России. Сравнивают страны мира. Составляют рассказ с иллюстрациями о способах приспособления человека к различным природным условиям. Готовят сообщение об одном из российских лауреатов Нобелевской премии в области географии. 12 5. 1. Земная кора 5. 2. Горные породы, минералы и полезные ископаемые Составляют описание местности, в которой проживают обучающиеся, уточняют традиции и обычаи людей, населяющих данную местность в разные века. Раздел 5. Литосфера – твердая оболочка Земли (22 часа) Внутренние и внешние силы Отвечают на вопросы по теме. Земли Формулируют понятие «Литосфера». Ядро Земли Составляют схему внутреннего строения Мантия земного шара. Земная кора Находят на карте различные Литосфера географические объекты. Литосферные плиты Описывают процессы, происходящие под Магма воздействием внешних сил Земли. Горные породы Минералы Осадочные, магматические, метаморфические горные породы Полезные ископаемые (топливные, рудные и нерудные) Отвечают на вопросы по теме. Составляют таблицу о том, как использует человек горные породы и минералы. Составляют сообщение об образовании осадочных, магматических, метаморфических горных пород и рассказывают друг другу. Находят в интернете информацию о горных породах местности, в которой проживают обучающиеся. IV четверть 13 5. 3. Движения коры земной Вертикальные и горизонтальные движения земной коры Землетрясение Вулканы Гейзеры Лава Тихоокеанское огненное (вулканическое) кольцо 5. 4. Рельеф Равнины Земли. 5. 5. Рельеф Земли. Горы Рельеф Выветривание Равнины Горы Впадины Низменности Возвышенности Плоскогорье Горы Горные хребты Межгорные долины Горная страна Сели Снежные лавины Овраги Дюны Барханы Отвечают на вопросы по теме. Находят на политической карте территории, где происходят частые и сильные землетрясения. Формулируют и обосновывают правила поведения во время землетрясения, извержения вулкана. Находят на карте вулканы. Заполняют таблицу, описывающую известные вулканы. Описывают извержение вулкана, используя научно-популярную литературу, Интернет, карты, газеты, текст учебника. Отвечают на вопросы по теме. Находят на карте равнины. Описывают равнины по карте. Составляют план-конспект текста параграфа. Подбирают научную, художественную литературу с описанием равнин. Отвечают на вопросы по теме. Описывают по карте горы и горные страны. Рассказывают о рельефе своей местности. 14 5. 6. Практикум Проектное задание Рельеф Земли Проект Портрет планеты 5. 7. Литосфера и человек Литосфера Территория для жизни и ведения хозяйства Стихийные бедствия Сейсмограф 5. 8. 5. 9. Обобщающее повторение по разделу Итоговая работа. Тестирование Выполняют практические задания. Разрабатывают туристический маршрут на конкурс «Скульптурный портрет планеты». Заполняют контурную карту. Готовят письменное обоснование проекта. Делают обобщение информации по отмеченным объектам в табличном формате: название географического объекта, географическое положение, отличительные особенности. Отвечают на вопросы по теме. Разрабатывают правила безопасного поведения во время стихийных явлений. Обосновывают значение литосферы для человека. Доказывают ответственность человека за преобразование литосферы. Составляют план-конспект к разделу. Готовят аннотацию статей, посвященных исследованиям рельефа Земли. Решают итоговый тест. Решают географические задачи по карте. Анализируют физические карты. 15 16