Государственное бюджетное образовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат I-II вида» «УТВЕРЖДАЮ»__________ Директор «СКОШИ I-II вида» Н.В. Норбоева 01.09.2021 г. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ 5 КЛАСС (вариант 1.2) СОСТАВИЛА: Будаева А.Б. учитель биологии г. Улан-Удэ 2021 г. 1 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ 5 класс Планируемые результаты реализации данной программы включают 3 направления в соответствии с Примерной ООП ООО: личностные, метапредметные, предметные. Результаты развития универсальных учебных действий в рамках данного учебного предмета содержатся в Программе формирования УУД, разрабатываемой образовательной организацией самостоятельно и содержащейся в АООП ООО для глухих детей конкретной образовательной организации. Личностные результаты: - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину и родную природу; - знания и потребность в соблюдении основных принципов и правил гуманного отношения к живой природе; - осознанная потребность в здоровом образе жизни; - наличие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; - эстетическое отношение к живым объектам; - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; - формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; - потребность в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; - знание и соблюдение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей. Метапредметные результаты: - овладение основами учебной деятельности (определять простейшие цели и задачи, планировать деятельность, описывать несложными синтаксическими конструкциями полученный результат (как положительный, так и отрицательный), определять причины неудовлетворительных результатов); - овладение отдельными элементами исследовательской и проектной деятельности (например: определять проблему, ставить вопросы, с направляющей помощью педагога выдвигать простейшие гипотезы, формулировать с помощью опорного словаря или других визуальных средств определения понятий, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, сравнивать, делать выводы, обобщать, объяснять, приводить доказательства, описывать биологические явления с помощью речевых шаблонов или плана). - умение работать с разными источниками информации: находить биологическую информацию с заданной целью в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, ресурсах интернета), анализировать и оценивать информацию по определенной схеме действий (например, по вопросам или по плану); - умение представлять информацию разными способами (таблица, описание, ответы на вопросы, схема, иллюстрация и подписи и др.), умение формулировать с помощью несложных синтаксических конструкций вышеуказанные и другие формы представления информации (в рамках изученного); - способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; 2 - умение пользоваться различными речевыми средствами для обсуждения проблемы, выражения оценки собственной деятельности и деятельности других, высказывания своего мнения по теме или проблеме учебного предмета (в рамках изученного на уроках русского языка, развития речи и на занятиях по развитию восприятия и воспроизведения устной речи в рамках АООП по варианту 1.2.). - слухозрительное восприятие (и по индивидуальным возможностям – восприятие на слух) тематической и терминологической лексики учебного предмета, а также лексики, связанной с организацией учебной деятельности, достаточно внятное воспроизведение (произношение) учебного материала с соблюдением грамматических норм (в рамках изученного). Предметные результаты: 1. В познавательной (интеллектуальной) сфере: - выделение (с помощью опорного словаря или плана) существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах); - приведение доказательств родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; осознание необходимости защиты окружающей среды, соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, профилактики травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; - умение ориентироваться в классификации биологических объектов — определять принадлежность биологических объектов к определенной группе живых организмов; - объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности (с опорой на план или словарь); - различение частей и органоидов клетки; - сравнение биологических объектов и процессов (по определенной схеме или плану), формулирование результатов сравнения, умение делать простые выводы и умозаключения (с помощью речевых шаблонов, опорного словаря или других визуальных средств); - выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями; - овладение отдельными методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов (по данной учителем схеме работы, по плану или речевому шаблону); постановка несложных биологических экспериментов и объяснение их результатов (с помощью речевого шаблона, плана или опорного словаря). 2. В ценностно-ориентационной сфере: - знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни. - анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека (с помощью опорного словаря и речевых шаблонов). 3. В сфере трудовой деятельности: - знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; - соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы). 4. В сфере физической деятельности: 3 - освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных и др.; - рациональная организация труда и отдыха, освоение приёмов выращивания и размножения культурных растений, ухода за домашними животными; - способность и потребность к проведению наблюдений за состоянием собственного организма. 5. В эстетической сфере: - умение оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы (с помощью речевых шаблонов). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Курс биологии на первом году обучения по АООП ООО для глухих обучающихся (вариант 1.2) является продолжением предмета «Окружающий мир», который изучался обучающимися на уровне начального общего образования. Курс биологии в 1 год обучения в основной школе (1-й год обучения на уровне ООО) становится основой для изучения естественно-научных предметов на уровне основного общего образования. Программа по биологии имеет концентрическое строение и включает следующие тематические разделы: «Клеточное строение организмов», «Царство Бактерии», «Царство Грибы», «Царство Растения». В программе предусмотрены вводная часть и обобщение по всему курсу. Содержание предмета «Биология» ориентировано также на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют следующие учебные действия: умение определять проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать; составлять определения понятий, структурировать материал и др. (см. Планируемые результаты). В 1 год обучения в основной школе у обучающихся на научной основе уточняются и конкретизируются знания о том, чем живая природа отличается от неживой. Школьники получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся знакомятся со сведениями о клетке, тканях и органах живых организмов. Углубляются знания обучающихся об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о роли этих организмов в природе и жизни человека. Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования. Изучение биологии предполагает ведение элементарных фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений, а также для закрепления полученных знаний, развития психических процессов, приемов самостоятельной учебной деятельности и развития любознательности и интереса к предмету в календарно-тематический план учителя рекомендуется введение лабораторных работ, экскурсий, демонстрации опытов, проведения наблюдений. Содержание предмета «Биология» для глухих обучающихся ориентировано на содержание предмета, представленное в Примерной ООП ООО, и составлено с учетом пролонгации сроков обучения на 1 год по варианту 1.2 Примерной АООП ООО. 4 Тематическое планирование (68ч) Введение - 12часов Инструктаж по технике безопасности. Биология — наука о живой природе. Методы изучения живых организмов. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана. Лабораторные работы. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии. Многообразие живых организмов (клеточные и неклеточные формы жизни, классификация организмов, одноклеточные и многоклеточные, основные царства организмов), осенние явления в жизни растений и животных. Свойства живых организмов. Среды жизни. Места обитания, факторы среды обитания, приспособление организмов к среде обитания. Раздел 1. Клеточное строение организмов – 14 часов История и методы изучения клетки (обзор). Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань», ткани организмов. Демонстрации Микропрепараты различных растительных тканей. Лабораторные работы: 1) устройство микроскопа; 2) рассматривание препарата кожицы чешуи лука. Раздел 2. Царство Бактерии - 6 часов Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Раздел 3. Царство Грибы - 12 часов Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека. Первая помощь при отравлении грибами. Демонстрации Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты. Лабораторные работы: 1) строение плодовых тел шляпочных грибов. Раздел 4. Царство Растения - 22 часа Ботаника — наука о растениях. Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль растений в биосфере. Условия обитания растений. Среды обитания растений. Сезонные явления в жизни растений. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. 5 Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. Демонстрации Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений. Лабораторные работы: 1) строение зелёных водорослей; 2) строение мха (на местных видах); 3) строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов). Обобщающее повторение – 2 часа Распределение учебных часов по тематическим разделам № Название темы п/п 1. Введение 2. Раздел 1. Клеточное строение организмов 3. Раздел 2. Царство Бактерии 4. Раздел 3. Царство Грибы 5. Раздел 4. Царство Растения 6. Обобщающее повторение Итого Всего часов 12 14 6 12 22 2 68 Лабораторных Контрольноработ обобщающих уроков 2 5 1 4 6 1 1 1 15 6 6 Календарно- тематическое планирование по биологии 5 класс I вида № п/п Направления (разделы работы) темы Дата Понятия Характеристика деятельности обучающихся I четверть Введение (6 часов) 1. Биология — наука о живой природе 2. Методы исследования биологии в 3. Разнообразие живой природы 4. Среды обитания живых организмов Биология как наука. Значение биологии. Техника безопасности в кабинете биологии. Биология, биосфера, экология. Методы познания в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение. Источники биологической информации, ее получение, анализ и представление его результатов. Методы исследования, наблюдение, эксперимент, измерение. Царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Водная среда. Наземновоздушная среда. Почва как Объясняют роль биологии в практической деятельности людей. Обсуждают и выполняют правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии. Характеризуют основные методы исследования в биологии. Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу. Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника. 7 среда обитания. Организм как среда обитания. 5. Экологические Экологические факторы: факторы и их абиотические, биотические, влияние на живые антропогенные. Влияние организмы экологических факторов на живые организмы. 6. Обобщающий урок Многообразие живых по теме «Введение» организмов, осенние явления в жизни растений и животных. Раздел 1. Клеточное строение организмов (14 часов) 1. Устройство Увеличительные приборы увеличительных (лупы, микроскоп). Правила приборов работы с микроскопом. 2. Строение клетки Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли. 3. Строение клетки. Пластиды. Хлоропласты. Пластиды Строение клеток кожицы чешуи лука. 4. 5. 6. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост Ткани Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом и описывают их. II четверть Методы изучения клетки. Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности Химический состав клетки. клетки. Вода и минеральные вещества, Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. их роль в клетке. Органические Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом и описывать вещества, их роль в их. жизнедеятельности клетки. Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав Обнаружение органических клетки. Различают органические и неорганические вещества, веществ в клетках растений. входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по 8 7. Обобщающий урок по тематическому разделу «Клеточное строение» Генетический хромосомы. Ткани. аппарат, ядро, изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием. Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Раздел 2. Царство Бактерии (6 часов) 1. Строение и Бактерии, особенности жизнедеятельность строения и жизнедеятельности. бактерий Формы бактерий. Разнообразие бактерий. 2. Роль бактерий в Роль бактерий в природе. Роль природе и жизни бактерий в хозяйственной человека деятельности человека. Понятия «клубеньковые 3. Обобщающий урок бактерии», «симбиоз», по тематическому «болезнетворные бактерии», разделу «Царство «эпидемия». Бактерии» Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности бактерий. Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Работают с учебником, рабочей тетрадью. Заполняют таблицы. III четверть Раздел 3. Царство Грибы (12 часов) 1. Общая Грибы, особенности строения и характеристика жизнедеятельности. грибов Многообразие грибов. Роль грибов в природе и жизни человека. 2. Шляпочные грибы Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении ядовитыми грибами. Бледные поганки, мухомор, желчный гриб, ложные Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека. Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых грибами. 9 3. Плесневые грибы и дрожжи 4. Грибы-паразиты 5. Обобщающий урок тематическому разделу «Царство Грибы» 1. 2. 3. лисички, белый гриб, лисички, Работают с учебником, рабочей тетрадью. Заполняют таблицы. подберезовик, шампиньоны, подосиновик. Плесневые грибы (сапрофиты, пеницилл, споронги, мукор) и дрожжи. Грибы-паразиты: головневые грибы (головня), ржавчинные грибы, трутовики, спорынья, мучнистая роса, серая гниль, плодовая гниль. Роль грибовпаразитов в природе и жизни человека. Раздел 4. Царство Растения (22 часа) Разнообразие растений, значение растений в жизни человека. Растения низшие и высшие. Водоросли Водоросли: одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размножение, среда обитания зеленых, бурых и красных водорослей. Роль водорослей в Роль зеленых, бурых и красных природе и жизни водорослей в природе и жизни человек. Охрана человека, охрана водорослей. водорослей Разнообразие, распространение растений Различают на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространенные растения, опасные для человека растения. Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами. Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей. 10 4. Лишайники 5. Мхи 6. Плауны, хвощи, папоротники 7. Голосеменные растения IV четверть Многообразие и Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы распространение лишайников: на основе сравнения. «кустистые лишайники», Объясняют роль различных растений в жизни человека. Осваивают «листоватые лишайники», приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми «накипные лишайники». растениями, выращивания и размножения культурных растений. Строение, питание и Выделяют существенные признаки высших споровых растений. размножение лишайников. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их Значение лишайников в представителей на таблицах и гербарных образцах. Выделяют природе и жизни человека. существенные признаки голосеменных растений. Выполняют Высшие споровые растения. лабораторную работу. Объясняют роль голосеменных в природе и человека. Выделяют существенные признаки Мхи, их отличительные жизни растений. Описывают представителей особенности, многообразие, покрытосеменных распространение, среда голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и обитания, роль в природе и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека, охрана. жизни человека. Листостебельные мхи, Оценивают с эстетической точки зрения представителей печеночники, антоцеротовые растительного мира. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер мхи. профилактики заболеваний, вызываемых растениями. Находят Папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают многообразие, распространение, среда её. обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные растения, особенности строения. Многообразие и распространение голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком, охрана. 11 8. Покрытосеменные растения Происхождение растений 10. Обобщающий урок по теме «Царство Растения» Обобщающее повторение (2 часа) 11 Обобщающее повторение 9. Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие, значение в природе и жизни человека. Понятия «палеонтология», «палеоботаника». 12