Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат I-II вида» «УТВЕРЖДАЮ»__________ Директор «СКОШИ I-II вида» Н.В. Норбоева 01.09.2021 г. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС (вариант 2.2.2) СОСТАВИЛА: Будаева А.Б. учитель географии г. Улан-Удэ 2021 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная рабочая программа по географии (6 класс) составлена с учётом особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями слуха, получающих образование на основе АООП ООО (вариант 2.2.2). Учебная дисциплина «География» является составной частью предметной области «Общественно-научные предметы». На изучение курса географии в 6 классе отводится 2 часа в неделю. География – учебный предмет, ориентированный на формирование у обучающихся комплексного, системного и социально-ориентированного представления о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов, особенностях населения и хозяйства, о проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям окружающей среды, о географических подходах к устойчивому развитию территорий. Целью изучения географии в 6 классе является познание обучающимися с нарушениями слуха (слабослышащими, позднооглохшими, кохлеарно имплантированными) многообразия современного географического пространства; формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира, развитие целостного географического образа планеты Земля на разных уровнях и понимания особенностей взаимодействия человека и природы. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих задач: – формировать географические знания посредством рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями; – развивать на конкретных примерах комплексные, системные и социально ориентированные представления о Земле как планете людей; – учить анализировать характер, сущность и динамику главных природных, экологических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира; – развивать системное географическое мышление, позволяющее комплексно рассматривать среду обитания человечества в единстве с природными процессами; – учить работать с разными источниками географической информации, в том числе с географической картой; – учить понимать главные особенности взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира; – формировать навыки и умения безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде; – учить понимать зависимость природных явлений от состояния гидросферы, атмосферы, биосферы; – вырабатывать у обучающихся понимание общественной потребности в географических знаниях; – формировать у обучающихся познавательный интерес к изучению географии. В ходе изучения географии обучающиеся с нарушенным слухом овладевают представлениями о гидросфере, атмосфере, биосфере – как о водной, воздушной и биологической оболочках Земли. При изучении курса начинается формирование географической культуры и освоение «географического языка»; обучающиеся овладевают представлениями и понятиями о географических объектах и явлениях, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению взаимодействия человека и природы на современном этапе развития Земли – с учётом исторических факторов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем для овладения курсов географии России. Универсальные учебные действия (УУД) в АООП определяются в соответствии с программой развития УУД, разрабатываемой образовательной организацией. Содержание обучения географии. Содержание курса географии в 6 классе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в основной и старшей школе; становится основой для последующей уровневой и профильной дифференциации непрерывного географического образования. В основу положен концентрический принцип изложения учебного материала с последующим его усложнением. Так, в 6 классе изучаются следующие разделы: «Введение», «Гидросфера – водная оболочка Земли», «Атмосфера – воздушная оболочка Земли», «Биосфера – живая оболочка Земли», «Географическая оболочка». Тематическое содержание курса литературы разработано в соответствии с ФГОС ООО и с учётом особых образовательных потребностей обучающихся с нарушенным слухом (слабослышащих, позднооглохших, кохлеарно имплантированных). ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ В 6 КЛАССЕ Личностные результаты: 1. Наличие интереса к изучению природы методами естественных наук. 2. Ответственное отношение к природе, элементарная экологическая грамотность, в т.ч. осознание необходимости защищать окружающую среду. 3. Наличие потребности в расширении своего кругозора, овладении информацией о развитии географических знаний о Земле. 4. Освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей. Метапредметные результаты: 1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить новые задачи в учебе и познавательной деятельности; умение (при направляющей помощи учителя) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. 2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. 3. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. 4. Умение определять географические и иные понятия, создавать обобщения, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы. 6. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач по географии. 6. Умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе. 7. Умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей. 8. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. 9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике. 10. Умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группах, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей в области географических знаний. Предметные результаты: Достижение предметных результатов обеспечивается следующими линиями развития: 1-я линия развития – осознание роли географии в познании окружающего мира: – объяснять роль различных источников географической информации; – пояснять использование тех или иных методов географической науки (сравнительно-описательного, экспедиционного, картографического); – осознавать задачи науки географии. 2-я линия развития – освоение системы географических знаний о гидросфере, атмосфере, биосфере: – объяснять географические явления, происходящие на Земле, с позиции закономерного взаимовлияния человека и природы; – формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды; – выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений. 3-я линия развития – использование географических умений: – находить в различных источниках и анализировать географическую информацию; – составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации; – применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы. 4-я линия развития – использование карт как моделей: – определять на карте местоположение географических объектов; – ориентироваться на местности при помощи карты и плана; – составлять описание местности по топографическим картам. 5-я линия развития – понимание смысла собственной действительности: – определять роль результатов выдающихся географических открытий; – использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений; – приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды; – понимать сущность и динамику глобальных и региональных изменений для анализа природных, экологических, экономических, социальных, геополитических и иных процессов; – способность к восприятию слухозрительно и на слух, внятному и естественному воспроизведению тематической и терминологической лексики учебной дисциплины, а также лексики, связанной с организацией учебной деятельности. Также обучающиеся должны овладеть способностью воспринимать слухозрительно и на слух, внятно и достаточно естественно воспроизводить тематическую и терминологическую лексику, а также лексику, связанную с организацией учебной деятельности. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В 6 КЛАССЕ Введение (2 часа) Стартовая диагностика (входное оценивание). Повторение правил работы с учебником. Обучение приёмам работы по ведению дневника наблюдений за погодой. Выбор формы дневника погоды и способов его ведения. Раздел 1. Гидросфера - водная оболочка Земли (26 часов) Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды. Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в Океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира. Воды суши. Реки Земли – их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озёра, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование. Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды. Ледники – главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность. Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле, проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле, и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности. Практическая работа № 1. Обозначение на контурной карте объектов гидросферы. Практическая работа № 2. Составление сравнительной характеристики географического положения двух океанов. Практическая работа № 3. Описание реки по плану. Практическая работа № 4. Проект «Прокладывание по карте маршрута путешествия». Раздел 2. Атмосфера – воздушная оболочка Земли (24 часа) Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой. Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека. Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства. Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса. Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях. Практическая работа № 5. Построение розы ветров по данным календаря погоды. Практическая работа № 6. Наблюдение за погодой. Обработка данных дневника погоды. Раздел 3. Биосфера – живая оболочка Земли (6 часов) Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире. Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв. Человек и биосфера. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды. Практическая работа № 7. Составление схемы взаимодействия оболочек Земли. Практическая работа № 8. Описание одного растения или животного своей местности. Раздел 4. Географическая оболочка (8 часов) Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка – крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда. Практическая работа № 9. Составление характеристики природного комплекса. Практическая работа № 10. Моделирование возможных преобразований на участке культурного ландшафта своей местности с целью повышения качества жизни населения. Итоговое повторение ( 2 часа) Решение географических задач с использованием карт. Тестирование (промежуточная диагностика по результатам учебного года). Календарно-тематическое планирование 6 класс 2 вида № п/п 1. №в разделе 1. 2. Разделы работы, темы Понятия I четверть Введение ( 2 часа) Введение. Основное содержание Географические знания, дневник погоды, курса географии в 6 классе географические факты, географические Входная стартовая диагностика явления. Раздел 1. Гидросфера – водная оболочка Земли (26 часов) 2. 1. Состав и строение гидросферы 3. 4. 2. 3. Мировой океана 5. 4. 6. 5. 7. 6. 8. 9. 7. 8. 10. 9. 11. 10. океан. Части Гидросфера, диаграмма, круговорот воды. мирового Мировой океан, море, залив, пролив, остров, полуостров, географическое положение, географическая карта, маршрут. Практическая работа № 1. Контурная карта, атлас, географическая Обозначение на контурной карте карта. объектов гидросферы Воды океана Соленость, поверхность од Мирового океана, ветровые волны, цунами. Практическая работа № 2. Географическое положение, океан, море Составление сравнительной залив, пролив, остров, полуостров. характеристики географического положения двух океанов Реки – артерии Земли Река, исток, устье, русло, речная система, водораздел, речной бассейн, равнинные реки, Режим и работа рек горные реки, рельеф и прочность горных пород, течение рек. II четверть Практическая работа № 3. Описание Равнинные реки, горные реки, план. реки по плану Озёра и болота Озёра, болото, котловина, пресная вода, Дата 12. 11. 13. 12. 14. 13. 15. 1. 16. 2. 17. 3. 18. 4. 19. 5. 20. 6. соленая вода, соленость вод. Подземные воды, ледники, водопроницаемые породы, водоупорные породы. Гидросфера и человек Гидросфера, загрязнение гидросферы, стихийные явления, правила поведения в чрезвычайных ситуациях. Практическая работа № 4. Карта, маршрут. Обобщающее повторение по разделу «Гидросфера – водная оболочка Земли». Прокладывание по карте маршрута путешественника. Раздел 2. Атмосфера – воздушная оболочка Земли (24 часов) Состав и строение атмосферы Атмосфера, тропосфера, стратосфера, свойства воздуха, состав и строение атмосферы. Тепло в атмосфере. Температура Температура воздуха, погода, суточная воздуха температура, суточный ход температуры воздуха, годовой ход температуры, нагревание атмосферы, средние температуры воздуха. III четверть Подземные воды и ледники Тепло в атмосфере. Зависимость Географическая широта, температура температуры воздуха от воздуха, изотерм, жаркие и холодные географической широты области Земли, средняя температура воздуха, угол падения. Атмосферное давление Атмосферное давление, широтные пояса Земли, барометр, анероид. Ветер Карта ветров, скорость ветра, сила ветра, направление ветра, виды ветров, флюгер (анемометр). Практическая работа № 5. Погода, роза ветров, график. Построение розы ветров по данным календаря погоды 21. 7. 22. 8. 23. 9. 24. 10. 25. 11. 26. 12. Влага в атмосфере Влага, абсолютная влажность воздуха, относительная влажность воздуха, облака, вид облаков, степень облачности, гигрограф. Влага в атмосфере. Атмосферные Атмосферные осадки, виды атмосферных осадки осадков, осадкомер, диаграмма количества осадков. Погода. Погода, научный метод исследования, Практическая работа № 6. наблюдения, элементы погоды, прогноз Наблюдение за погодой. Обработка погоды, метеорологические приборы и данных дневника погоды инструменты, синоптическая карта. Климат Климат, климатические показатели по карте, климатообразующие факторы. Атмосфера и человек Атмосферные явления, погодные и климатические условия, стихийные бедствия в атмосфере. Атмосфера. Атмосфера, воздушная оболочка. Обобщающее повторение по разделу «Атмосфера – воздушная оболочка Земли» IV четверть Раздел 3. Биосфера – живая оболочка Земли (6 часов) 27. 1. 28. 2. 29. 3. Биосфера – земная оболочка. Биосфера, круговорот веществ в биосфере, Практическая работа № 7. биологический круговорот веществ. Составление схемы взаимодействия оболочек Земли Почвы Местность, почва, почвенные профили, плодородие почвы. Биосфера – сфера жизни. Растительный и животный мир, качество Практическая работа № 8. Описание среды, биосфера, антропогенное воздействие одного растения или животного своей на природу. местности. 30. 1. 31. 2. 32. 3. 33. 4. 34. 1. Обобщающее повторение по разделу «Биосфера – живая оболочка Земли» Раздел 4. Географическая оболочка ( 8 часов) Географическая оболочка Земли Географическая оболочка, свойства географической оболочки, внешние оболочки Земли, взаимодействие внешних оболочек Земли. Природные комплексы. Природные комплексы, тематические карты. Практическая работа № 9. Составление характеристики природного комплекса Природные зоны Земли Природные зоны, контурная карта, границы природных зон Культурные ландшафты. Культурные ландшафты, антропогенные Практическая работа № 10. изменения природных комплексов, Моделирование возможных равновесие в природных комплексах. преобразований на участке культурного ландшафта своей местности с целью повышения качества жизни населения. Обобщающее повторение по разделу «Географическая оболочка» Итоговое повторение (2 часа) Итоговое повторение Контрольная работа за учебный год ТЕМАТИЧЕСКОЙ И ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКИ, А ТАКЖЕ ЛЕКСИКИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОТРАБОТКИ НА УРОКАХ Раздел «Гидросфера – водная оболочка Земли (темы «Состав и строение гидросферы», «Мировой океан. Части мирового океана», «Воды океана», «Реки – артерии Земли», «Режим и работа рек») Слова и словосочетания Состав гидросферы, гидросфера, строение гидросферы, круговорот воды. Мировой океан, части мирового океана, море, залив, пролив, остров, полуостров, географическое положение. Воды океана, соленость, поверхность вод Мирового океана, ветровые волны, цунами. Реки, режим и работа рек, течение рек, русло (исток, устье) рек, речная система, речной бассейн, равнинные (горные) реки, рельеф и прочность горных пород. Практическая (лабораторная) работа, контурная карта, географическая карта, атлас, маршрут, план. Фразы Все воды на Земле составляют единую водную оболочку – гидросферу. Все воды гидросферы связаны между собой Мировым круговоротом. Мировым океаном называют всё водное пространство Земли. Море – это часть океана; море прилегает к материку или вдается в него. Залив – часть моря или океана; залив глубоко вдается в сушу. Проливы – узкие водные пространства, которые разделяют участки суши и соединяют соседние моря или океаны. Каналы – это искусственные проливы, которые созданы людьми. Поверхностными водами океана считаются воды до глубины 200 метров. Чем сильнее дует ветер, тем выше волны и больше скорость из движения. Цунами – это самые высокие и разрушительные волны. Причина их возникновения подводные землетрясения. Исток – начало реки. Устье образуется при впадении реки в море, озеро или другую реку. Главная река и ее притоки образуют речную систему. Выполните практическую работу. Обозначьте на контурной карте объекты гидросферы. Расскажите о географическом положении двух океанов. Покажите (отметьте) на карте... Опишите по плану… Выводы Все воды на Земле составляют единую водную оболочку – гидросферу. В нее входят моря и океаны, а также воды суши: ледники, реки, озера, болота, подземные воды, искусственные водоемы. Вода играет важнейшую роль в жизни человека. Она широко используется в быту, в промышленности и в сельском хозяйстве. Воды Мирового океана обладают такими свойствами как температура, солёность, прозрачность. Солёность воды – это количество растворённых солей в определённом объёме воды. В морской воде растворены соли и газы. Чем сильнее дует ветер, тем выше волны и больше скорость из движения. Волны способствуют перемешиванию морских вод, обогащению их кислородом. Раздел «Гидросфера – водная оболочка Земли» (темы «Озёра и болота», «Подземные воды и ледники», «Гидросфера и человек») Слова и словосочетания Озёра, болото, пресная вода, солёная вода. Подземные воды, ледники, водопроницаемые (водоупорные) породы. Гидросфера, загрязнение гидросферы, торф, стихийные явления, правила поведения в чрезвычайных ситуациях. Практическая (лабораторная) работа, карта, маршрут. Фразы Углубления, в которых находятся озёра, называются озёрными котловинами. Болота – избыточно увлажнённые участки суши. В зависимости от наличия или отсутствия стока вода в озере может быть пресной или солёной. Подземные воды могут залегать на различной глубине, иногда до 12-15 км. Подземные воды могут находиться в жидком, твёрдом и парообразном состоянии. Ледники – огромные массы льда, которые движутся. Загрязнение гидросферы (загрязнение природных вод) – важная проблема всего мира. Выполните практическую работу. Опишите реки по плану. Проложите по карте маршрут путешественника. Раздел «Атмосфера – воздушная оболочка Земли» (темы «Состав и строение атмосферы», «Тепло в атмосфере. Температура воздуха») Слова и словосочетания Атмосфера, тропосфера, стратосфера, свойства воздуха, состав атмосферы, строение атмосферы. Тепло в атмосфере, температура воздуха, погода, суточная температура, суточный ход температуры воздуха, годовой ход температуры, нагревание атмосферы, средние температуры воздуха. Фразы Атмосфера – воздушная оболочка земли. Воздух атмосферы – это смесь газов, мельчайших капель воды и кристаллов льда, а также частицы пыли, сажи, органические вещества. Основные газы атмосферы – азот, кислород и аргон. Нижние слои атмосферы – это тропосфера и стратосфера. Тропосфера – это слой атмосферы, который прилегает к земной поверхности. Стратосфера – это слой атмосферы, который располагается на высоте от 18 до 55 км от поверхности Земли. Выше стратосферы лежат верхние слои атмосферы. Основное тепло атмосферный воздух получает от нагретой солнечными лучами земной поверхности. Температура воздуха изменяется в течение суток и по сезонам года и зависит от угла падения солнечных лучей. Годовой ход температуры воздуха характеризуется средними месячными температурами. Выводы Тропосфера – это слой атмосферы, который прилегает к земной поверхности. В тропосфере проходит жизнь человека, растений и животных. Стратосфера – это слой атмосферы, который располагается на высоте от 18 до 55 км от поверхности Земли. Выше стратосферы лежат верхние слои атмосферы.