Государственное бюджетное образовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат I-II вида» «УТВЕРЖДАЮ»__________ Директор «СКОШИ I-II вида» Н.В. Норбоева 01.09.2021 г. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ 6 КЛАСС (вариант 2.2.2) СОСТАВИЛА: Будаева А.Б. учитель биологии г. Улан-Удэ 2021 г ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая адаптированная программа по биологии (6 класс) составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования с учётом особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями слуха, получающих образование на основе АООП ООО (вариант 2.2.2). Учебная дисциплина «Биология» является составной частью предметной области «Естественно-научные предметы». На изучение курса биологии в 6 классе отводится 2 часа в неделю. Изучение биологии занимает важное место в системе общего образования обучающихся с нарушенным слухом. Данный учебный предмет обеспечивает овладение системой знаний и умений по биологии, необходимой для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования. Биология содействует формированию у обучающихся эмоционально положительного отношения к миру природы и культуры, воспитанию духовности, активности, способности к созиданию для сохранения ресурсов планеты. Знакомство с началами естественных и социально гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт обучающемуся ключ к осмыслению личного опыта, позволяет найти свое место в ближайшем окружении, прогнозировать направление личных интересов. В ходе изучения курса биологии, обучающиеся с нарушенным слухом овладевают практико-ориентированными знаниями, что важно для развития экологической и культурологической грамотности. Цель обучения биологии заключается в обеспечении освоения обучающимися знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов. Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Кроме того, содержание предмета направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности обучающихся с нарушенным слухом. Основными задачами изучения учебного предмета являются: – систематизация знаний об объектах живой природы, которые обучающиеся получили при освоении курса биологии на предыдущем году обучения; – формирование умений применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать в процессе жизнедеятельности информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; – формирование умений проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты; – развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, в ходе биологических экспериментов, при работе с различными источниками информации; – воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе; – обучение использованию приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний. Универсальные учебные действия (УУД) в АООП определяются в соответствии с программой развития УУД, разрабатываемой образовательной организацией. Содержание учебного предмета Изучение учебной дисциплины «Биология» (6 класс) базируется на знаниях, приобретённых обучающимися на предыдущем году обучения, в связи с освоением курса «Биология. Бактерии, грибы, растения» (5 класс). Содержание курса биологии (6 класс) распределён на 4 части, представленные 4 главами: – глава 1 «Строение и многообразие покрытосеменных растений»; – глава 2 «Жизнь растений»; – глава лава 3 «Классификация растений»; – глава 4 «Природные сообщества». В курсе биологии особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию у обучающихся с нарушенным слухом современной естественнонаучной картины мира, а также готовности к практическому применению биологических знаний. Изучение биологии направлено на формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у обучающихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству с методами научного познания живой природы. В ходе уроков биологии предусматривается постановка проблем, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности обучающихся с нарушенным слухом. Обучающиеся включаются в доступную для них проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, давать определения понятий, структурировать материал и др. С учётом особых образовательных потребностей обучающихся с нарушенным слухом предусматривается регулярная организация на уроках коммуникативной учебной деятельности, благодаря чему развиваются умения полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной, устнодактильной и письменной форме, вступать в диалог и т. д. В 6 классе обучающиеся приобретают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией растений. Обучающиеся с нарушенным слухом узнают о практическом значении биологических знаний, выступающих в виде научной основы охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем. Обучающиеся должны усвоить и научиться применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; овладеть способностью принимать экологически правильные решения в области природопользования. Для понимания обучающимися с нарушенным слухом сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, а также предусмотрено проведение наблюдений. Благодаря этому имеется возможность направленно воздействовать на личность каждого обучающегося с нарушенным слухом: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету. Подходы и принципы к реализации программы Учебный предмет «Биологи» строится на основе комплекса подходов: – дифференцированный подход предусматривает предоставление каждому обучающемуся возможности работать в индивидуальном, приемлемом для него темпе, что обеспечивает чувство психологического комфорта, способствует повышению интереса к учебной деятельности, содействует формированию положительной мотивации учения; – деятельностный подход предполагает реализацию различных видов и способов работы для эффективного усвоения материала биологического содержания. Работа по различным разделам биологии предполагает активную предметную деятельность обучающихся в сочетании с речевой деятельностью для решения общеразвивающих и коррекционных задач. За счёт организации предметной деятельности и стимуляции вербальной коммуникации создаются оптимальные условия для овладения пониманием и использования как лексики обиходно-разговорного характера, так и научной лексики, т.е. собственно биологических терминов. Реализация познавательного аспекта деятельности в первую очередь предполагает формирование и применение интеллектуальных способов действия — анализировать, сравнивать, классифицировать и систематизировать биологические объекты, выражать явления живой природы в виде логических схем и обобщающих таблиц, аргументировать результаты опытов, словесно формулировать выводы. В соответствии с деятельностным подходом требуется обеспечить усвоение способов изучения и оценки состояния живой природы и её отдельных компонентов, составления и представления информации о них одноклассникам. Также деятельностный подход к обучению предусматривает выполнение ряда трудовых дел: регулирование численности отдельных видов растений и животных; распространение биологических и экологических знаний среди обучающихся младших классов; озеленение территории школы и кабинета биологии; культивирование здорового образа жизни; – гуманитарный подход к обучению биологии представляется как совокупность мер, обеспечивающих обучающимся освоение методов познания объектов живой природы, обретение эволюционного взгляда на окружающий мир и место человека в нём для осмысления естественных взаимосвязей, а также этических, эстетических и нормативных отношений, позволяющих реализовать культуросозидающую деятельность человека. При обучении биологии создаются условия, позволяющие обучающимся пользоваться эмпирическими и теоретическими методами познания живых систем, чтобы сложилось целостное представление о природе и естественных взаимосвязях, обеспечивающих её деятельное функционирование; – ценностный подход к обучению биологии предполагает рассмотрение человеческого, социального и культурного значения объектов живой природы. Обучающиеся обретают представления об универсальном значении живой природы. Оно охватывает её свойства с позиций не только практической, утилитарной ценности, но и познавательной, эстетической, этической, экономической, оздоровительной и технологической. Изучение курса биологии базируется комплексе общепедагогических (научности, доступности, использования наглядности и др.) принципов. Принцип обеспечения доступности учебного материала достигается характером изложения научных знаний, количеством вводимых понятий, оптимальным объёмом учебного материала, снабжением текстов необходимыми иллюстрациями и пр. Принцип систематичности в обучении биологии реализуется при рациональном распределении и оптимальной подаче учебного материала, в том числе внутри его разделов. Это осуществляется в соответствии с возрастными познавательными возможностями обучающиеся. Одновременно с этим целостность курса биологии и выделяемых в нём разделов достигается путём руководства такими основополагающими идеями, как многообразие живого и его разноуровневая организация, единство органического мира, индивидуальное и историческое развитие организмов, связь теории с практикой. Принцип преемственности в обучении биологии реализуется от темы к теме в каждом разделе, от раздела к разделу курса. Так, в разделе «Растения, бактерии, грибы и лишайники» знания о клеточном строении растения даются с опорой на его внешнее строение, а последующие знания о жизнедеятельности растения предоставляются с опорой на его внешнее и клеточное строение. При изучении высших споровых растений используется материал об одноклеточных и многоклеточных водорослях; голосеменные изучаются с опорой на знания о мхах и папоротниках и т. д. Особое внимание от раздела к разделу в курсе биологии уделяется преемственности в формировании и развития общебиологических понятий. С учётом принципа наглядности в обучении биологии используются живые и фиксированные объекты, предметная наглядность. Регулярное (на каждом уроке) использование средств наглядности обеспечивает воздействие на все органы чувств обучаемых, создает конкретные и полные представления, яркие впечатления об изучаемых объектах и явлениях, содействует повышению познавательного интереса. Кроме того, курс изучение курса биологии базируется на ряде специальных принципов, в том числе: – принцип создания условий для формирования у обучающихся языковых обобщений. Формирование языковых обобщений (на программном материале дисциплины, базовых понятий курса биологии) становится возможным при условии регулярно организуемой на уроках практики речевого общения, за счёт развития навыков восприятия, понимания и продуцирования высказываний во взаимодействии с процессом познавательной деятельности. В этой связи на уроках предусмотрены задания, требующие подготовки сообщений, формулировки выводов, аргументации результатов наблюдений на основе проведённых опытов и др.; – принцип коммуникативной направленности в обучении биологии предусматривает создание на уроках ситуаций, побуждающих обучающихся к речевому общению. Данный принцип предполагает такую организацию обучения, при которой работа над лексикой, в том числе научной терминологией курса (раскрытие значений новых слов, уточнение или расширение значений уже известных лексических единиц) требует включения слова в контекст. Введение нового термина, новой лексической единицы проводится на основе объяснения учителя (в том числе с использованием дактилологии как вспомогательного средства обучения) с привлечением конкретных фактов, иллюстраций, видеофрагментов и сообщением словатермина. Каждое новое слово включается в контекст закрепляется в речевой практике обучающихся. На уроках биологии предусматривается использование синонимических замен, перефразировка, анализ определений. Использование синонимов обеспечивает семантизацию биологических терминов; – принцип формирования и коррекции речи в связи с развитием других психических функций. На каждом уроке предусматривается целенаправленная работа по развитию словесной речи (в устной и письменной формах), в том числе, слухозрительного восприятия устной речи, речевого слуха, произносительной стороны речи (прежде всего, тематической и терминологической лексики учебной дисциплины и лексики по организации учебной деятельности). В процессе уроков биологии требуется одновременно с развитием словесной речи обеспечивать развитие у обучающихся неречевых психических процессов. Предусматривается руководство вниманием обучающихся через постановку и анализ учебных задач, а также сосредоточение и поддержание внимания за счёт привлечение средств наглядности, видеоматериалов, доступных по структуре и содержанию словесных инструкций. Тренировка памяти обеспечивается посредством заполнения таблиц, составления схем, анализа рисунков на учебных плакатах, применения условных изображений, предстающих в виде опор для оформления развёрнутых ответов. Развитие мышления и его операций обеспечивается посредством установления и последующего устного и / или графического оформления причинно-следственных связей; за счёт выделения существенных признаков в выделяемых объектах и др. Акцент в коррекционнообразовательной работе следует сделать на развитии у обучающихся словеснологического мышления, без чего невозможно полноценно рассуждать, делать выводы. В данной связи программный материал должен излагаться учителем ясно, последовательно, с включением системы аргументов и полным охватом темы. Важная роль в развитии у обучающихся словесно-логического мышления принадлежит практическим (в том числе лабораторным) работам, организации наблюдений, организуемых на уроках биологии. Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с нарушенным слухом обеспечивается реализацией следующих условий организации учебного процесса: – ориентация педагогического процесса на преобразование всех сторон личности обучающегося с нарушенным слухом, коррекцию и воссоздание наиболее важных психических функций, их качеств и свойств; – преодоление речевого недоразвития на материале курса биологии (накопление словарного запаса, овладение разными формами и видами речевой деятельности); – максимальное расширение речевой практики, использование понятийного аппарата курса в самостоятельной словесной речи, в разных видах общения; – использование и коррекция самостоятельно приобретённых обучающимися представлений об окружающей природной действительности, дальнейшее их развитие и обогащение; – учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося; – создание комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности; – использование специальных методов, приёмов, средств, обходных путей обучения; – создание здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм); – учёт индивидуальных и психофизических особенностей обучающихся с нарушенным слухом, их природных задатков и способностей. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ В 6 КЛАССЕ II ВИДА Личностные результаты: •осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения (при помощи доступных вербальных средств) на основе достижений науки; •наличие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического восприятия живых объектов; •умение применять полученные знания в практической деятельности; •готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы; •ориентация на понимание причин успехов и неудач в учебной деятельности; умение преодолевать трудности в процессе достижения намеченных целей; •знание основных принципов и правил отношения к живой природе, владение основами здорового образа жизни; •способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; •развитие уважительного отношения к окружающим; умение соблюдать культуру поведения и проявлять терпимость при взаимодействии со взрослыми и сверстниками; •готовность к оценке жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья; •развитие экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле. Метапредметные результаты: 1) познавательные УУД – развитие навыков и умений: •работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать её из одной формы в другую; •составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать (устно, устно-дактильно) определения понятий; •проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты; •сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций; •логически рассуждать, включая установление причинно-следственных связей; •создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов; •определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность; 2) регулятивные УУД – развитие навыков и умений: •организовывать и планировать свою учебную деятельность: определять цель работы, последовательность действий, ставить задачи и прогнозировать результаты работы; •при направляющей помощи учителя выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели; •работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; •владеть основами самоконтроля и самооценки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 3) коммуникативные УУД – развитие навыков и умений: •слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем (устно, устно-дактильно); •строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; •адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения. Предметные результаты: 1) в аспекте слухоречевого развития: восприятие слухозрительно и на слух, внятное и достаточно естественное воспроизведение тематической и терминологической лексики, а также лексики, связанной с организацией учебной деятельности; 2) в познавательной (интеллектуальной) сфере: •понимать смысл биологических терминов; •характеризовать методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение) и оценивать их роль в познании живой природы; •осуществлять элементарные биологические исследования; •описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности покрытосеменных растений; •распознавать органы цветковых растений; •устанавливать взаимосвязь между особенностями строения органов и функциями, которые они выполняют в организме растения; •различать на рисунках, таблицах и среди натуральных объектов основные систематические группы растений отдела «Покрытосеменные»; •сравнивать особенности строения однодольных и двудольных растений; •составлять морфологическое описание растений (с опорой на вербальные и невербальные средства); •выделять прогрессивные черты цветковых растений, позволившие им занять господствующее положение в растительном мире; •находить сходство в строении растений разных систематических групп и на основе этого доказывать их родство; •объяснять взаимосвязь особенностей строения растения с условиями среды его обитания; приводить примеры приспособления растений к среде обитания; •характеризовать взаимосвязи между растениями в природных сообществах; •объяснять роль растительных организмов в круговороте веществ в биосфере; •оценивать роль покрытосеменных растений в природе и в жизни человека; •обосновывать значение природоохранной деятельности человека для сохранения и умножения растительного мира; •формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабораторных работ; •при направляющей помощи учителя проводить биологические опыты и эксперименты, объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов; 3) в ценностно-ориентационной сфере: •демонстрировать знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни; •анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе; 4) в сфере трудовой деятельности: •соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами; •создавать условия, необходимые для роста и размножения растений; •проводить наблюдения за растениями; •определять всхожесть семян и правильно высеивать семена различных растений; •проводить искусственное опыление, размножать растения; 5) в сфере физической деятельности: оказать первую помощь при отравлении ядовитыми растениями; 6) в эстетической сфере: оценивать с эстетической точки зрения растения и растительные сообщества. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В 6 КЛАССЕ II ВИДА Повторение изученного в 5 классе (4 часа) Систематизация знаний обучающихся по курсу «Биология. Бактерии, грибы, растения», полученных ими на предыдущем году обучения. Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (28 часов) Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян. Демонстрация Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды. Лабораторные и практические работы Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек. Расположение почек на стебле. Внутреннее строение ветки дерева. Видоизменённые побеги (корневище, клубень, луковица). Строение цветка. Различные виды соцветий. Многообразие сухих и сочных плодов. Раздел 2. Жизнь растений (16 часов) Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений. Демонстрация Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу. Лабораторные и практические работы Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев. Экскурсии Зимние явления в жизни растений. Раздел 3. Классификация растений (12 часов) Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс «Двудольные растения». Морфологическая характеристика 3 – 4 семейств (с учётом местных условий). Класс «Однодольные растения». Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. Демонстрация Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений. Лабораторные и практические работы Выявление признаков семейства по внешнему строению растений. Экскурсии Ознакомление с выращиванием растений в защищённом грунте. Раздел 4. Природные сообщества (6 часов) Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека. Экскурсии Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах. Обобщающее повторение (2 часа) Распределение учебных часов по тематическим разделам № Название темы п/п 1. Повторение изученного в 5 классе 2. Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений 3. Раздел 2. Жизнь растений 4. Раздел 3. Классификация растений 5. Раздел 4. Природные сообщества 6. Обобщающее повторение Итого Всего часов 4 28 16 12 6 2 68 Лабораторных Контрольноработ обобщающих уроков 1 11 1 1 1 13 1 1 1 1 6 Календарно-тематическое планирование № п/п Направления (разделы работы) темы Понятия Характеристика деятельности обучающихся I четверть Повторение изученного в 5 классе (4 часа) Входная контрольная работа Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (12 часов) 1. Строение семян двудольных растений. Однодольные растения, двудольные Готовятся к Лабораторная работа «Изучение строения растения, семядоля, эндосперм, зародыш, лабораторной семян двудольных растений» семенная кожура, семяножка, микропиле. работе. Изучают инструктажпамятку последовательности действий при проведении анализа. 2. Строение семян однодольных растений. Закрепляют Лабораторная работа «Изучение строения понятия из семян однодольных растений» предыдущего урока. Применяют инструктажпамятку последовательности выполнения действий при проведении анализа строения семян. 3. Виды корней. Типы корневых систем. Главный корень, боковые корни, Анализируют виды Функции корня. Главный, боковые и придаточные корни, стержневая корневая корней и типы придаточные корни. Стержневая и мочковатая система, мочковатая корневая система. корневых систем. корневые системы. Лабораторная работа «Виды корней. Дата 6 класс II вида 4. 5. 6. 7. Стержневые и мочковатые корневые системы» Строение корней. Участки (зоны) корня. Внешнее и внутреннее строение корня. Лабораторная работа «Корневой чехлик и корневые волоски». Условия произрастания и видоизменения корней. Приспособления корней к условиям существования. Видоизменения корней Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Листорасположение. Строение почек. Обобщающее повторение по разделу. Практикум Корневой чехлик, корневой волосок, зона деления, зона растяжения, зона всасывания, зона проведения. Корнеплоды, корневые клубни, воздушные корни, дыхательные корни. Побег, почка, верхушечная почка, пазушная почка, придаточная почка, вегетативная почка, генеративная почка, конус нарастания, узел, междоузлие, пазуха листа, очередное листорасположение, супротивное листорасположение, мутовчатое расположение. Анализируют строение корня. Устанавливают причинноследственные связи между условиями существования и видоизменениями корней. Анализируют результаты лабораторной работы и наблюдений за ростом и развитием побега. Контрольная работа за 1 четверть II четверть Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (16 часов) 1. Внешнее строение листа. Форма листа. Листья Листовая пластинка, черешок, простые и сложные. Жилкование листьев. черешковый лист, сидячий лист, простой Лабораторная работа «Листья простые и лист, сложный лист, сетчатое сложные, их жилкование и листорасположение» жилкование, параллельное жилкование, дуговое жилкование. 2. Клеточное строение листа. Видоизменение Кожица листа, устьица, хлоропласты, листьев. Строение кожицы листа, строение столбчатая ткань листа, губчатая ткань мякоти листа. Влияние факторов среды на листа, мякоть листа, проводящий пучок, строение листа. сосуды, ситовидные трубки, волокна, Лабораторные работы «Строение кожицы световые листья, теневые листья, листа», «Клеточное строение листа» видоизменения листьев Заполняют таблицу по результатам изучения различных листьев. Знакомятся с клеточным строением листа. Выполняют лабораторные работы и обсуждают их результаты. 3. 4. Строение стебля. Многообразие стеблей. Травянистый стебель, деревянистый Лабораторная работа «Внутреннее строение стебель, прямостоячий стебель, ветки дерева» вьющийся стебель, лазающий стебель, ползучий стебель, чечевички, пробка, кора, луб, ситовидные трубки, лубяные волокна, камбий, древесина, сердцевина, сердцевинные лучи. Строение и функции видоизмененных побегов. Видоизменённый побег, корневище, Лабораторная работа «Изучение клубень, луковица. видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица)» 5. Цветок и его строение. Венчик цветка. Чашечка цветка. Околоцветник. Строение тычинки и пестика. Растения однодомные и двудомные. Формула цветка. Лабораторная работа «Изучение строения цветка» 6. Соцветия. Виды соцветий. Значение соцветий. Лабораторная работа «Ознакомление с различными видами соцветий» 7. Плоды и их классификация. Строение плодов. Распространение плодов и семян. Пестик, тычинка, лепестки, венчик, чашелистики, чашечка, цветоножка, цветоложе, простой околоцветник, двойной околоцветник, тычиночная нить, пыльник, рыльце, столбик, завязь, семязачаток, однодомные растения, двудомные растения, соцветие. Околоплодник, простые плоды, сборные плоды, сухие плоды, сочные плоды, Знакомятся со строением стебля. Выполняют лабораторную работу и обсуждают её результаты. Знакомятся со строением и функциями видоизменённых побегов. Выполняют лабораторную работу и обсуждают её результаты. Знакомятся со строением цветка. Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты. Выполняют лабораторную работу. Заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой. Выполняют лабораторную 8. 9. Лабораторная работа «Ознакомление с сухими и сочными плодами». Способы распространения плодов и семян. Приспособления, выработавшиеся у плодов и семян в связи с различными способами распространения Обобщающее повторение по разделу. Практикум односемянные плоды, многосемянные плоды, ягода, костянка, орех, зерновка, семянка, боб, стручок, коробочка, соплодие. работу. Анализируют и сравнивают различные плоды. Обсуждают результаты работы. Работают с текстом учебника, коллекциями, гербарными экземплярами. Наблюдают за способами распространения плодов и семян в природе. Готовят сообщение «Способы распространения плодов и семян и их значение для растений». Контрольная работа за 2 четверть III четверть Раздел 2. Жизнь растений (16 часов) 1. Минеральное питание растений Минеральное питание, корневое Выделяют давление, почва, плодородие, удобрение. существенные признаки почвенного питания растений. Объясняют необходимость восполнения запаса питательных 2. Фотосинтез 3. Дыхание растений веществ в почве путём внесения удобрений. Оценивают вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Приводят доказательства необходимости защиты окружающей среды, живой природы. Фотосинтез, хлоропласты, хлорофилл. Выявляют приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определяют условия протекания фотосинтеза. Объясняют значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека. Устьиц, чечевичек, межклетников, Выделяют газообмен. существенные признаки дыхания. Объясняют роль 4. Испарение воды растениями. Листопад. Испарение, передвижение воды. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Лабораторная работа «Передвижение веществ по побегу растения» дыхания в процессе обмена веществ. Объясняют роли кислорода в процессе дыхания. Раскрывают значение дыхания в жизни растений. Устанавливают взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. Определяют значение испарения воды и листопада в жизни растений. Объясняют роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объясняют механизм осуществления проводящей функции стебля. Объясняют особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях. Проводят биологические 5. Прорастание семян. Роль семян в жизни Прорастание, посев, питание. растений. Условия, необходимые для прорастания семян. Посев семян. Рост и питание проростков. Лабораторная работа «Определение всхожести семян растений и их посев» 6. Способы размножения растений. Размножение Заросток, споровых растений спорангий. предросток, эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Приводят доказательства необходимости защиты растений от повреждений. Объясняют роль семян в жизни растений. Выявляют условия, необходимые для прорастания семян. Обосновывают необходимость соблюдения сроков и правил проведения посевных работ. зооспора, Определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности бесполого размножения. Объясняют значение бесполого 7. 8. Размножение семенных растений. Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Способы вегетативного размножения. Лабораторная работа «Вегетативное размножение комнатных растений» Обобщающее повторение по разделу. Практикум Пыльца, пыльцевая трубка, пыльцевое зерно, зародышевый мешок, пыльцевход, центральная клетка, двойное оплодотворение, опыление, перекрестное опыление, самоопыление, искусственное опыление. Черенок, отпрыск, отводок, прививка, культура тканей, привой, подвой. размножения. Раскрывают особенности и преимущества полового размножения по сравнению с бесполым. Объясняют значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира. Объясняют роль условий среды для полового и бесполого размножения, а также значение чередования поколений у споровых растений. Объясняют преимущества семенного размножения перед споровым. Сравнивают различные способы опыления и их роли. Объясняют значение оплодотворения и образования плодов и семян. Объясняют значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком. Раздел 3. Классификация растений (4 часа) 1. Основы классификации растений 2. Класс «Двудольные растения». «Крестоцветные» и «Розоцветные» 3. Контрольная работа за 3 четверть Вид, род, царство. Семейства семейство, класс, отдел, Выделяют признаки, характерные для двудольных и однодольных растений. Выделяют основные особенности растений семейств «Крестоцветные» и «Розоцветные». Знакомятся с определительными карточками. IV четверть Раздел 3. Классификация растений (8 часов) 1. Семейства «Пасленовые» и «Бобовые». Пасленовые, бобовые, сложноцветные. Семейство «Сложноцветные» Выделяют основные особенности растений семейств «Пасленовые» и 2. Класс «Однодольные». Семейства «Злаковые» и «Лилейные» 3. 4. Важнейшие сельскохозяйственные растения Повторение и обобщение изученного материала по теме «Классификация растений» «Бобовые». Определяют растения по карточкам. Выделяют основные особенности растений семейства «Сложноцветные». Определяют растения по карточкам. Выделяют основные особенности растений семейств «Злаковые» и «Лилейные». Определяют растения по карточкам. Готовят сообщения на основе изучения текста учебника, дополнительной литературы и материалов Интернета об истории введения в культуру важнейших культурных двудольных и однодольных растений, выращиваемых местности проживания школьников. Раздел 4. Природные сообщества (6 часов) 1. Природные сообщества. Взаимосвязи растительном сообществе 2. 3. в Растительное сообщество, растительность, ярусность. Смена растительных сообществ. Заповедник, заказник, рациональное природопользование. Развитие и смена растительных сообществ. Смена растительных сообществ. Типы растительности. Экскурсия Природное сообщество и человек Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. История охраны природы в нашей стране. Роль заповедников и заказников. Рациональное природопользование Обобщающее повторение (2 часа) Контрольная работа за 4 четверть в Характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе. Работают в группах. Подводят итоги экскурсии (готовят отчет). Обсуждают отчёт по экскурсии. Выбирают и обсуждают задание на лето. ПРИМЕРЫ ТЕМАТИЧЕСКОЙ И ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКИ, А ТАКЖЕ ЛЕКСИКИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОТРАБОТКИ НА УРОКАХ Раздел «Строение и многообразие покрытосеменных растений» Примерные слова и словосочетания: Строение семян, однодольные (двудольные) растения, семядоля, эндосперм, зародыш, семенная кожура, семяножка. Виды корней, типы корневых систем, главный корень, боковые корни, придаточные корни, стержневая корневая система, мочковатая корневая система. Строение корней, внешнее и внутреннее строение корня, корнеплоды, корневые клубни, воздушные корни, дыхательные корни. Побег, почки, строение почек, рост и развитие побега, листорасположение, верхушечная (пазушная, придаточная, вегетативная, генеративная) почка. Примерные фразы Выполните лабораторную работу. Отберите растения … Заполните таблицу… Семя состоит из кожуры, зародыша и содержит запас питательных веществ. Зародыш – зачаток будущего растения. Растения, имеющие в зародыше семени одну семядолю, называют однодольными. К однодольным растениям относится пшеница, кукуруза, лук и другие. Растения, имеющие в зародыше семени две семядоли, называют двудольными. К двудольным относят фасоль, горох, яблоню и другие растения. Различают три вида корней: главные, придаточные и боковые. Стержневую корневую систему имеет большинство двудольных растений, например щавель, морковь, свёкла и др. В образовании корнеплодов принимает участие главный корень и нижние участки стебля. Стебель с расположенными на нём листьями и почками называют побегом. У большинства растений наблюдается очередные или спиральные, листорасположения. При таком расположении листья растут на стебле поочерёдно по спирали. Примерные выводы Корни закрепляют растение в почве и прочно удерживают его в течение всей жизни. Через них растение получает из почвы воду и растворенные в ней минеральные вещества. В корнях некоторых растений могут откладываться и накапливаться запасные вещества. Раздел «Строение и многообразие покрытосеменных растений» Примерные слова и словосочетания: Внешнее строение листа, форма листа, листья простые и сложные, листовая пластинка, черешок, черешковый лист, сидячий лист, простой лист, сложный лист, сетчатое жилкование, параллельное жилкование, дуговое жилкование. Клеточное строение листа, строение кожицы листа, строение мякоти листа, влияние факторов среды на строение листа, устьица, хлоропласты, столбчатая ткань листа, губчатая ткань листа, мякоть листа, проводящий пучок, сосуды, ситовидные трубки, волокна, световые листья, теневые листья, видоизменения листьев; строение стебля, многообразие стеблей, травянистый стебель, деревянистый стебель, прямостоячий стебель, вьющийся стебель, лазающий стебель, ползучий стебель. Примерные фразы Большая часть листьев имеет зелёную окраску и состоит из двух частей: листовой пластинки и черешка. Черешок соединяет листовую пластину со стеблем. Для однодольных растений характерно дуговое жилкование. Сетчатое жилкование характерно для листьев двудольных растений. Кожица – один из видов покровной ткани растений, в цитоплазме которых содержатся зеленые пластиды – хлоропласты. По направлению роста стебли делят на прямостоячие, вьющиеся, лазающие, ползучие. Внутренний слой коры называют лубом. Между корой и древесиной находится камбий. В центре стебля находится рыхлый слой – сердцевина, в который откладываются запасы питательных веществ. От сердцевины в радиальном направлении через древесину и луб проходит сердцевинные лучи. Выполните лабораторную работу (лабораторную работу по теме…). Проанализируйте строение корня. Расскажите о строении корня. Проведите опыт. Расскажите о результатах наблюдений. Опишите… Сделайте выводы. Рассмотрите и нарисуйте ... Назовите … Заполните таблицу… Рассмотрите под микроскопом ... Примерные выводы Большая часть листьев имеет зелёную окраску и состоит из двух частей: листовой пластинки и черешка. Черешок соединяет листовую пластину со стеблем. Такие листья называют черешковыми. Черешковые листья имеют яблоня, вишня, клён, берёза. Черешков нет у листьев алоэ, пшеницы, цикория, льна. Они прикрепляются к стеблю основанием листовой пластинки. Их называют сидячими. Под кожицей находится мякоть листа, состоящая из клеток основной ткани. Верхняя часть основной ткани листа – столбчатая. Под столбчатой тканью лежат более округлые или неправильной формы клетки, которые неплотно прилегают друг к другу и заполнены воздухом. Хлоропластов в этих клетках меньше, чем в клетках столбчатой ткани. Эти клетки образуют губчатую ткань.