Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат I-II вида»
«УТВЕРЖДАЮ»__________
Директор «СКОШИ I-II вида»
Н.В. Норбоева
01.09.2021 г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ
5 КЛАСС (вариант 2.2.2)
СОСТАВИЛА: Будаева А.Б.
учитель биологии
г. Улан-Удэ
2021 г
1
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
5 КЛАСС II ВИДА
Личностные результаты:
1. Потребность в соблюдении основных принципов и правил,
обеспечивающих гуманное отношение к живой природе.
2. Осознанная потребность в здоровом образе жизни.
3. Наличие познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение живой природы.
4. Сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить
рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.).
5. Эстетическое отношение к живым объектам.
Метапредметные результаты:
1. Овладение отдельными составляющими элементами исследовательской
и проектной деятельности, включая умения понимать проблему, ставить
вопросы, с направляющей помощью педагога выдвигать гипотезы,
характеризовать
понятия,
классифицировать,
наблюдать,
проводить
эксперименты, делать выводы, объяснять, приводить доказательства.
2. Умение работать с разными источниками биологической информации:
находить биологическую информацию в различных источниках (тексте
учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и
справочниках), анализировать и оценивать информацию по предложенному
опорному плану.
3. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и
окружающих.
4. Умение адекватно использовать речевые средства для обсуждения,
выражения своей позиции, сравнивать разные точки зрения, приводить
аргументы.
Предметные результаты:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
1. Выделение существенных признаков биологических объектов
(отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений,
животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы)
и процессов (обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание,
выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция
жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращения энергии в
экосистемах).
2. Приведение доказательств родства человека с млекопитающими
животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья
человека от состояния окружающей среды. Осознание необходимости защиты
окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых
растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма,
2
стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и
простудных заболеваний.
3. Способность к классификации (определение принадлежности
биологических объектов к определенной систематической группе).
4. Объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и
роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции
растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли
различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия
для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости,
проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и
приспособленности.
5. Различение (на таблицах) частей и органоидов клетки, органов и систем
органов человека; на живых объектах и таблицах — органов цветкового
растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов,
животных отдельных типов и классов; наиболее распространённых растений и
домашних животных, съедобных и ядовитых грибов, опасных для человека
растений и животных.
6. Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы
и умозаключения на основе сравнения.
7. Выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к
среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей
между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их
функциями.
8. Овладение отдельными методами биологической науки: наблюдение и
описание биологических объектов и процессов; постановка (под руководством и
при направляющей помощи педагога) биологических экспериментов и
объяснение их результатов.
9. Способность к восприятию слухозрительно и на слух, внятному и
естественному воспроизведению тематической и терминологической лексики
учебной дисциплины, а также лексики, связанной с организацией учебной
деятельности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
1. Знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа
жизни.
2. Анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния
факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
1. Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии.
2. Соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами
(препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
1. Освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми
грибами, растениями, укусах животных и др.
3
2. Рациональная организация труда и отдыха, выращивания и размножения
культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
3. Способность к проведению наблюдений за состоянием собственного
организма.
5. В эстетической сфере:
1. Владение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты
живой природы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Введение (6 часов)
Инструктаж по технике безопасности. Биология — наука о живой природе.
Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и
животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со
средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и
их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее
охрана.
Лабораторные работы.
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.
Экскурсии.
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и
животных.
Раздел 1. Клеточное строение организмов (7 часов)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка
и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.
Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание),
рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрации
Микропрепараты различных растительных тканей.
Лабораторные работы:
1) устройство микроскопа;
2) рассматривание препарата кожицы чешуи лука.
Раздел 2. Царство Бактерии (3 часа)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий.
Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их
распространение в природе.
Раздел 3. Царство Грибы (6 часов)
Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность.
Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных
грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые
грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Демонстрации
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты
(трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные работы:
1) строение плодовых тел шляпочных грибов;
4
2) строение плесневого гриба мукора.
Раздел 4. Царство Растения (11 часов)
Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая
характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со
средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники,
голосеменные, цветковые).
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей.
Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в
природе и жизни человека, охрана водорослей.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в
природе и жизни человека.
Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.
Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания,
роль в природе и жизни человека, охрана.
Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания.
Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их
охрана.
Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания.
Значение цветковых в природе и жизни человека.
Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Демонстрации
Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные работы:
1) строение зелёных водорослей;
2) строение мха (на местных видах);
3) строение спороносящего хвоща;
4) строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
Обобщающее повторение (1 час)
Распределение учебных часов по тематическим разделам
№
Название темы
п/п
1. Введение
2. Раздел 1. Клеточное строение
организмов
3. Раздел 2. Царство Бактерии
4. Раздел 3. Царство Грибы
5. Раздел 4. Царство Растения
6. Обобщающее повторение
Итого
Всего
часов
6
7
3
6
11
1
34
Лабораторных
Контрольноработ
обобщающих уроков
1
2
1
2
4
1
1
1
8
5
5
Календарно- тематическое планирование по биологии
5 класс II вида
№
п/п
Направления
(разделы работы)
темы
Дата
Понятия
Характеристика деятельности обучающихся
I четверть
Введение (6 часов)
1. Биология — наука о
живой природе
2.
Методы
исследования
биологии
02.09
09.09
в
Биология как наука.
Значение биологии.
Техника
безопасности
в
кабинете биологии.
Биология,
биосфера, экология.
Методы познания в
биологии:
наблюдение,
эксперимент,
измерение.
Источники
биологической
информации,
ее
получение, анализ и
представление его
результатов.
Методы
исследования,
наблюдение,
Объясняют роль биологии в практической деятельности людей. Обсуждают
и выполняют правила работы с биологическими приборами и
инструментами, правила работы в кабинете биологии.
Характеризуют основные методы исследования в биологии.
Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют
влияние деятельности человека на природу.
Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают
навыки работы с текстом учебника.
6
3.
Разнообразие
живой природы
4.
Среды
обитания
живых организмов
5.
Экологические
факторы
и
их
влияние на живые
организмы
6.
Обобщающий урок
по теме «Введение»
16.09
эксперимент,
измерение.
Царства: Бактерии,
Грибы, Растения и
Животные.
Признаки живого:
клеточное
строение, питание,
дыхание,
обмен
веществ,
раздражимость,
рост,
развитие,
размножение.
Водная
среда.
Наземновоздушная среда.
Почва как среда
обитания.
Организм как среда
обитания.
Экологические
факторы:
абиотические,
биотические,
антропогенные.
Влияние
экологических
факторов на живые
организмы.
Многообразие
живых организмов,
осенние явления в
7
жизни растений и
животных.
Раздел 1. Клеточное строение организмов (7 часов)
1. Устройство
Увеличительные
увеличительных
приборы
(лупы,
приборов
микроскоп).
Правила работы с
микроскопом.
2. Строение клетки
Строение клетки:
клеточная
мембрана,
клеточная стенка,
цитоплазма, ядро,
вакуоли.
3. Строение клетки.
Пластиды.
Пластиды
Хлоропласты.
Строение
клеток
кожицы
чешуи
лука.
4.
5.
6.
Химический состав
клетки:
неорганические и
органические
вещества
Жизнедеятельность
клетки, ее деление и
рост
Ткани
Методы изучения
клетки.
Химический состав
клетки. Вода и
минеральные
вещества, их роль в
клетке.
Органические
вещества, их роль в
Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности
клетки.
Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки.
Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом и описывают
их.
II четверть
Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности
клетки.
Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки.
Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом и описывать их.
Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав
клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие
в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению
химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным
оборудованием.
8
7.
Обобщающий урок
по тематическому
разделу «Клеточное
строение»
Раздел 2. Царство Бактерии (3 часа)
1. Строение
и
жизнедеятельность
бактерий
2.
3.
Роль бактерий в
природе и жизни
человека
Обобщающий урок
по тематическому
разделу «Царство
Бактерии»
жизнедеятельности
клетки.
Обнаружение
органических
веществ в клетках
растений.
Генетический
аппарат,
ядро,
хромосомы.
Ткани.
Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для
различных видов тканей.
Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими
материалами. Заполняют таблицы.
Бактерии,
Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности
особенности
бактерий.
строения
и Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека.
жизнедеятельности. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики
Формы бактерий. заболеваний, вызываемых бактериями.
Разнообразие
Работают с учебником, рабочей тетрадью. Заполняют таблицы.
бактерий.
Роль бактерий в
природе.
Роль
бактерий
в
хозяйственной
деятельности
человека.
Понятия
«клубеньковые
бактерии»,
«симбиоз»,
«болезнетворные
бактерии»,
«эпидемия».
III четверть
9
Раздел 3. Царство Грибы (6 часов)
1. Общая
характеристика
грибов
2.
Шляпочные грибы
3.
Плесневые грибы и
дрожжи
4.
Грибы-паразиты
Грибы,
особенности
строения
и
жизнедеятельности.
Многообразие
грибов. Роль грибов
в природе и жизни
человека.
Съедобные
и
ядовитые
грибы.
Первая помощь при
отравлении
ядовитыми
грибами.
Бледные поганки,
мухомор, желчный
гриб,
ложные
лисички,
белый
гриб,
лисички,
подберезовик,
шампиньоны,
подосиновик.
Плесневые грибы
(сапрофиты,
пеницилл,
споронги, мукор) и
дрожжи.
Грибы-паразиты:
головневые грибы
(головня),
ржавчинные грибы,
Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности
грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека. Различают
на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы.
Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение
мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с
приведённым в учебнике изображением. Осваивают приёмы оказания
первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.
Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения
мер профилактики заболеваний, вызываемых грибами.
Работают с учебником, рабочей тетрадью. Заполняют таблицы.
10
трутовики,
спорынья,
мучнистая
серая
плодовая
Роль
паразитов
природе и
человека.
5.
1.
2.
3.
роса,
гниль,
гниль.
грибовв
жизни
Обобщающий урок
тематическому
разделу «Царство
Грибы»
Раздел 4. Царство Растения (11 часов)
Разнообразие,
Разнообразие
распространение
растений, значение
растений
растений в жизни
человека. Растения
низшие и высшие.
Водоросли
Водоросли:
одноклеточные и
многоклеточные.
Строение,
жизнедеятельность,
размножение, среда
обитания зеленых,
бурых и красных
водорослей.
Роль водорослей в
Роль
зеленых,
природе и жизни
бурых и красных
человек.
Охрана
водорослей
в
водорослей
природе и жизни
Различают на живых объектах и таблицах органы цветкового растения,
растения разных отделов, наиболее распространенные растения,
опасные для человека растения. Выделяют существенные признаки
водорослей. Работают с таблицами. Объясняют роль водорослей в
природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны
водорослей.
11
человека,
охрана
водорослей.
4.
Лишайники
5.
Мхи
IV четверть
Многообразие
и Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на
распространение
основе сравнения.
лишайников:
Объясняют роль различных растений в жизни человека. Осваивают
«кустистые
приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми
лишайники»,
растениями, выращивания и размножения культурных растений.
«листоватые
Выделяют существенные признаки высших споровых растений.
лишайники»,
Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их
«накипные
представителей на таблицах и гербарных образцах. Выделяют
лишайники».
существенные признаки голосеменных растений. Выполняют
Строение, питание лабораторную работу. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни
и
размножение человека. Выделяют существенные признаки покрытосеменных
лишайников.
растений. Описывают представителей голосеменных растений с
Значение
использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов.
лишайников
в Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека.
природе и жизни Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного
человека.
мира.
Высшие споровые Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики
растения. Мхи, их заболеваний, вызываемых растениями. Находят информацию о
растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и
отличительные
справочниках, анализируют и оценивают её.
особенности,
многообразие,
распространение,
среда
обитания,
роль в природе и
жизни
человека,
охрана.
Листостебельные
12
мхи, печеночники,
антоцеротовые мхи.
6.
Плауны,
хвощи,
папоротники
7.
Голосеменные
растения
8.
Покрытосеменные
растения
Папоротники,
хвощи, плауны, их
отличительные
особенности,
многообразие,
распространение,
среда
обитания,
роль в природе и
жизни
человека,
охрана.
Голосеменные
растения,
особенности
строения.
Многообразие
и
распространение
голосеменных
растений, их роль в
природе,
использование
человеком, охрана.
Покрытосеменные
растения,
особенности
строения,
многообразие,
13
9.
Происхождение
растений
значение в природе
и жизни человека.
Понятия
«палеонтология»,
«палеоботаника».
Обобщающий урок
по теме «Царство
Растения»
Обобщающее повторение (1 час)
11 Обобщающее
повторение
10.
14