БИОЛОГИЯ 5 кл (вариант 2.2.2) Будаева

Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат I-II вида»

«УТВЕРЖДАЮ»__________
Директор «СКОШИ I-II вида»
Н.В. Норбоева
01.09.2021 г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ
5 КЛАСС (вариант 2.2.2)

СОСТАВИЛА: Будаева А.Б.
учитель биологии

г. Улан-Удэ
2021 г
1

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
5 КЛАСС II ВИДА
Личностные результаты:
1. Потребность в соблюдении основных принципов и правил,
обеспечивающих гуманное отношение к живой природе.
2. Осознанная потребность в здоровом образе жизни.
3. Наличие познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение живой природы.
4. Сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить
рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.).
5. Эстетическое отношение к живым объектам.
Метапредметные результаты:
1. Овладение отдельными составляющими элементами исследовательской
и проектной деятельности, включая умения понимать проблему, ставить
вопросы, с направляющей помощью педагога выдвигать гипотезы,
характеризовать
понятия,
классифицировать,
наблюдать,
проводить
эксперименты, делать выводы, объяснять, приводить доказательства.
2. Умение работать с разными источниками биологической информации:
находить биологическую информацию в различных источниках (тексте
учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и
справочниках), анализировать и оценивать информацию по предложенному
опорному плану.
3. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и
окружающих.
4. Умение адекватно использовать речевые средства для обсуждения,
выражения своей позиции, сравнивать разные точки зрения, приводить
аргументы.
Предметные результаты:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
1. Выделение существенных признаков биологических объектов
(отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений,
животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы)
и процессов (обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание,
выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция
жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращения энергии в
экосистемах).
2. Приведение доказательств родства человека с млекопитающими
животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья
человека от состояния окружающей среды. Осознание необходимости защиты
окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых
растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма,
2

стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и
простудных заболеваний.
3. Способность к классификации (определение принадлежности
биологических объектов к определенной систематической группе).
4. Объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и
роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции
растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли
различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия
для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости,
проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и
приспособленности.
5. Различение (на таблицах) частей и органоидов клетки, органов и систем
органов человека; на живых объектах и таблицах — органов цветкового
растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов,
животных отдельных типов и классов; наиболее распространённых растений и
домашних животных, съедобных и ядовитых грибов, опасных для человека
растений и животных.
6. Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы
и умозаключения на основе сравнения.
7. Выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к
среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей
между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их
функциями.
8. Овладение отдельными методами биологической науки: наблюдение и
описание биологических объектов и процессов; постановка (под руководством и
при направляющей помощи педагога) биологических экспериментов и
объяснение их результатов.
9. Способность к восприятию слухозрительно и на слух, внятному и
естественному воспроизведению тематической и терминологической лексики
учебной дисциплины, а также лексики, связанной с организацией учебной
деятельности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
1. Знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа
жизни.
2. Анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния
факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
1. Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии.
2. Соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами
(препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
1. Освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми
грибами, растениями, укусах животных и др.
3

2. Рациональная организация труда и отдыха, выращивания и размножения
культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
3. Способность к проведению наблюдений за состоянием собственного
организма.
5. В эстетической сфере:
1. Владение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты
живой природы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Введение (6 часов)
Инструктаж по технике безопасности. Биология — наука о живой природе.
Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и
животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со
средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и
их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее
охрана.
Лабораторные работы.
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.
Экскурсии.
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и
животных.
Раздел 1. Клеточное строение организмов (7 часов)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка
и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.
Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание),
рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрации
Микропрепараты различных растительных тканей.
Лабораторные работы:
1) устройство микроскопа;
2) рассматривание препарата кожицы чешуи лука.
Раздел 2. Царство Бактерии (3 часа)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий.
Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их
распространение в природе.
Раздел 3. Царство Грибы (6 часов)
Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность.
Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных
грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые
грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Демонстрации
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты
(трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные работы:
1) строение плодовых тел шляпочных грибов;
4

2) строение плесневого гриба мукора.
Раздел 4. Царство Растения (11 часов)
Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая
характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со
средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники,
голосеменные, цветковые).
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей.
Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в
природе и жизни человека, охрана водорослей.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в
природе и жизни человека.
Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.
Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания,
роль в природе и жизни человека, охрана.
Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания.
Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их
охрана.
Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания.
Значение цветковых в природе и жизни человека.
Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Демонстрации
Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные работы:
1) строение зелёных водорослей;
2) строение мха (на местных видах);
3) строение спороносящего хвоща;
4) строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
Обобщающее повторение (1 час)
Распределение учебных часов по тематическим разделам
№
Название темы
п/п
1. Введение
2. Раздел 1. Клеточное строение
организмов
3. Раздел 2. Царство Бактерии
4. Раздел 3. Царство Грибы
5. Раздел 4. Царство Растения
6. Обобщающее повторение
Итого

Всего
часов
6
7
3
6
11
1
34

Лабораторных
Контрольноработ
обобщающих уроков
1
2
1

2
4

1
1
1

8

5

5

Календарно- тематическое планирование по биологии
5 класс II вида
№
п/п

Направления
(разделы работы)
темы

Дата

Понятия

Характеристика деятельности обучающихся
I четверть

Введение (6 часов)
1. Биология — наука о
живой природе

2.

Методы
исследования
биологии

02.09

09.09
в

Биология как наука.
Значение биологии.
Техника
безопасности
в
кабинете биологии.
Биология,
биосфера, экология.
Методы познания в
биологии:
наблюдение,
эксперимент,
измерение.
Источники
биологической
информации,
ее
получение, анализ и
представление его
результатов.
Методы
исследования,
наблюдение,

Объясняют роль биологии в практической деятельности людей. Обсуждают
и выполняют правила работы с биологическими приборами и
инструментами, правила работы в кабинете биологии.
Характеризуют основные методы исследования в биологии.
Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют
влияние деятельности человека на природу.
Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают
навыки работы с текстом учебника.

6

3.

Разнообразие
живой природы

4.

Среды
обитания
живых организмов

5.

Экологические
факторы
и
их
влияние на живые
организмы

6.

Обобщающий урок
по теме «Введение»

16.09

эксперимент,
измерение.
Царства: Бактерии,
Грибы, Растения и
Животные.
Признаки живого:
клеточное
строение, питание,
дыхание,
обмен
веществ,
раздражимость,
рост,
развитие,
размножение.
Водная
среда.
Наземновоздушная среда.
Почва как среда
обитания.
Организм как среда
обитания.
Экологические
факторы:
абиотические,
биотические,
антропогенные.
Влияние
экологических
факторов на живые
организмы.
Многообразие
живых организмов,
осенние явления в
7

жизни растений и
животных.
Раздел 1. Клеточное строение организмов (7 часов)
1. Устройство
Увеличительные
увеличительных
приборы
(лупы,
приборов
микроскоп).
Правила работы с
микроскопом.
2. Строение клетки
Строение клетки:
клеточная
мембрана,
клеточная стенка,
цитоплазма, ядро,
вакуоли.
3. Строение клетки.
Пластиды.
Пластиды
Хлоропласты.
Строение
клеток
кожицы
чешуи
лука.

4.

5.

6.

Химический состав
клетки:
неорганические и
органические
вещества
Жизнедеятельность
клетки, ее деление и
рост
Ткани

Методы изучения
клетки.
Химический состав
клетки. Вода и
минеральные
вещества, их роль в
клетке.
Органические
вещества, их роль в

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности
клетки.
Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки.
Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом и описывают
их.

II четверть
Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности
клетки.
Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки.
Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом и описывать их.
Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав
клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие
в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению
химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным
оборудованием.

8

7.

Обобщающий урок
по тематическому
разделу «Клеточное
строение»

Раздел 2. Царство Бактерии (3 часа)
1. Строение
и
жизнедеятельность
бактерий

2.

3.

Роль бактерий в
природе и жизни
человека
Обобщающий урок
по тематическому
разделу «Царство
Бактерии»

жизнедеятельности
клетки.
Обнаружение
органических
веществ в клетках
растений.
Генетический
аппарат,
ядро,
хромосомы.
Ткани.

Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для
различных видов тканей.
Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими
материалами. Заполняют таблицы.

Бактерии,
Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности
особенности
бактерий.
строения
и Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека.
жизнедеятельности. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики
Формы бактерий. заболеваний, вызываемых бактериями.
Разнообразие
Работают с учебником, рабочей тетрадью. Заполняют таблицы.
бактерий.
Роль бактерий в
природе.
Роль
бактерий
в
хозяйственной
деятельности
человека.
Понятия
«клубеньковые
бактерии»,
«симбиоз»,
«болезнетворные
бактерии»,
«эпидемия».
III четверть
9

Раздел 3. Царство Грибы (6 часов)
1. Общая
характеристика
грибов

2.

Шляпочные грибы

3.

Плесневые грибы и
дрожжи

4.

Грибы-паразиты

Грибы,
особенности
строения
и
жизнедеятельности.
Многообразие
грибов. Роль грибов
в природе и жизни
человека.
Съедобные
и
ядовитые
грибы.
Первая помощь при
отравлении
ядовитыми
грибами.
Бледные поганки,
мухомор, желчный
гриб,
ложные
лисички,
белый
гриб,
лисички,
подберезовик,
шампиньоны,
подосиновик.
Плесневые грибы
(сапрофиты,
пеницилл,
споронги, мукор) и
дрожжи.
Грибы-паразиты:
головневые грибы
(головня),
ржавчинные грибы,

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности
грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека. Различают
на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы.
Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение
мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с
приведённым в учебнике изображением. Осваивают приёмы оказания
первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.
Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения
мер профилактики заболеваний, вызываемых грибами.
Работают с учебником, рабочей тетрадью. Заполняют таблицы.

10

трутовики,
спорынья,
мучнистая
серая
плодовая
Роль
паразитов
природе и
человека.
5.

1.

2.

3.

роса,
гниль,
гниль.
грибовв
жизни

Обобщающий урок
тематическому
разделу «Царство
Грибы»
Раздел 4. Царство Растения (11 часов)
Разнообразие,
Разнообразие
распространение
растений, значение
растений
растений в жизни
человека. Растения
низшие и высшие.
Водоросли
Водоросли:
одноклеточные и
многоклеточные.
Строение,
жизнедеятельность,
размножение, среда
обитания зеленых,
бурых и красных
водорослей.
Роль водорослей в
Роль
зеленых,
природе и жизни
бурых и красных
человек.
Охрана
водорослей
в
водорослей
природе и жизни

Различают на живых объектах и таблицах органы цветкового растения,
растения разных отделов, наиболее распространенные растения,
опасные для человека растения. Выделяют существенные признаки
водорослей. Работают с таблицами. Объясняют роль водорослей в
природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны
водорослей.

11

человека,
охрана
водорослей.

4.

Лишайники

5.

Мхи

IV четверть
Многообразие
и Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на
распространение
основе сравнения.
лишайников:
Объясняют роль различных растений в жизни человека. Осваивают
«кустистые
приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми
лишайники»,
растениями, выращивания и размножения культурных растений.
«листоватые
Выделяют существенные признаки высших споровых растений.
лишайники»,
Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их
«накипные
представителей на таблицах и гербарных образцах. Выделяют
лишайники».
существенные признаки голосеменных растений. Выполняют
Строение, питание лабораторную работу. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни
и
размножение человека. Выделяют существенные признаки покрытосеменных
лишайников.
растений. Описывают представителей голосеменных растений с
Значение
использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов.
лишайников
в Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека.
природе и жизни Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного
человека.
мира.
Высшие споровые Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики
растения. Мхи, их заболеваний, вызываемых растениями. Находят информацию о
растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и
отличительные
справочниках, анализируют и оценивают её.
особенности,
многообразие,
распространение,
среда
обитания,
роль в природе и
жизни
человека,
охрана.
Листостебельные
12

мхи, печеночники,
антоцеротовые мхи.

6.

Плауны,
хвощи,
папоротники

7.

Голосеменные
растения

8.

Покрытосеменные
растения

Папоротники,
хвощи, плауны, их
отличительные
особенности,
многообразие,
распространение,
среда
обитания,
роль в природе и
жизни
человека,
охрана.
Голосеменные
растения,
особенности
строения.
Многообразие
и
распространение
голосеменных
растений, их роль в
природе,
использование
человеком, охрана.
Покрытосеменные
растения,
особенности
строения,
многообразие,
13

9.

Происхождение
растений

значение в природе
и жизни человека.
Понятия
«палеонтология»,
«палеоботаника».

Обобщающий урок
по теме «Царство
Растения»
Обобщающее повторение (1 час)
11 Обобщающее
повторение
10.

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(301)245-18-44

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».