Государственное бюджетное образовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат I-II вида» «УТВЕРЖДАЮ»__________ Директор «СКОШИ I-II вида» Н.В. Норбоева 01.09.2021 г. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ 5 КЛАСС (вариант 2.2.2) СОСТАВИЛА: Будаева А.Б. учитель биологии г. Улан-Удэ 2021 г 1 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ 5 КЛАСС II ВИДА Личностные результаты: 1. Потребность в соблюдении основных принципов и правил, обеспечивающих гуманное отношение к живой природе. 2. Осознанная потребность в здоровом образе жизни. 3. Наличие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. 4. Сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.). 5. Эстетическое отношение к живым объектам. Метапредметные результаты: 1. Овладение отдельными составляющими элементами исследовательской и проектной деятельности, включая умения понимать проблему, ставить вопросы, с направляющей помощью педагога выдвигать гипотезы, характеризовать понятия, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы, объяснять, приводить доказательства. 2. Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию по предложенному опорному плану. 3. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих. 4. Умение адекватно использовать речевые средства для обсуждения, выражения своей позиции, сравнивать разные точки зрения, приводить аргументы. Предметные результаты: 1. В познавательной (интеллектуальной) сфере: 1. Выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах). 2. Приведение доказательств родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды. Осознание необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, 2 стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний. 3. Способность к классификации (определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе). 4. Объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности. 5. Различение (на таблицах) частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах — органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространённых растений и домашних животных, съедобных и ядовитых грибов, опасных для человека растений и животных. 6. Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения. 7. Выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями. 8. Овладение отдельными методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка (под руководством и при направляющей помощи педагога) биологических экспериментов и объяснение их результатов. 9. Способность к восприятию слухозрительно и на слух, внятному и естественному воспроизведению тематической и терминологической лексики учебной дисциплины, а также лексики, связанной с организацией учебной деятельности. 2. В ценностно-ориентационной сфере: 1. Знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни. 2. Анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека. 3. В сфере трудовой деятельности: 1. Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии. 2. Соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы). 4. В сфере физической деятельности: 1. Освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных и др. 3 2. Рациональная организация труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними. 3. Способность к проведению наблюдений за состоянием собственного организма. 5. В эстетической сфере: 1. Владение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Введение (6 часов) Инструктаж по технике безопасности. Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана. Лабораторные работы. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии. Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. Раздел 1. Клеточное строение организмов (7 часов) Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань». Демонстрации Микропрепараты различных растительных тканей. Лабораторные работы: 1) устройство микроскопа; 2) рассматривание препарата кожицы чешуи лука. Раздел 2. Царство Бактерии (3 часа) Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Раздел 3. Царство Грибы (6 часов) Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека. Демонстрации Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья). Лабораторные работы: 1) строение плодовых тел шляпочных грибов; 4 2) строение плесневого гриба мукора. Раздел 4. Царство Растения (11 часов) Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. Демонстрации Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений. Лабораторные работы: 1) строение зелёных водорослей; 2) строение мха (на местных видах); 3) строение спороносящего хвоща; 4) строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов). Обобщающее повторение (1 час) Распределение учебных часов по тематическим разделам № Название темы п/п 1. Введение 2. Раздел 1. Клеточное строение организмов 3. Раздел 2. Царство Бактерии 4. Раздел 3. Царство Грибы 5. Раздел 4. Царство Растения 6. Обобщающее повторение Итого Всего часов 6 7 3 6 11 1 34 Лабораторных Контрольноработ обобщающих уроков 1 2 1 2 4 1 1 1 8 5 5 Календарно- тематическое планирование по биологии 5 класс II вида № п/п Направления (разделы работы) темы Дата Понятия Характеристика деятельности обучающихся I четверть Введение (6 часов) 1. Биология — наука о живой природе 2. Методы исследования биологии 02.09 09.09 в Биология как наука. Значение биологии. Техника безопасности в кабинете биологии. Биология, биосфера, экология. Методы познания в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение. Источники биологической информации, ее получение, анализ и представление его результатов. Методы исследования, наблюдение, Объясняют роль биологии в практической деятельности людей. Обсуждают и выполняют правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии. Характеризуют основные методы исследования в биологии. Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу. Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника. 6 3. Разнообразие живой природы 4. Среды обитания живых организмов 5. Экологические факторы и их влияние на живые организмы 6. Обобщающий урок по теме «Введение» 16.09 эксперимент, измерение. Царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Водная среда. Наземновоздушная среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы. Многообразие живых организмов, осенние явления в 7 жизни растений и животных. Раздел 1. Клеточное строение организмов (7 часов) 1. Устройство Увеличительные увеличительных приборы (лупы, приборов микроскоп). Правила работы с микроскопом. 2. Строение клетки Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли. 3. Строение клетки. Пластиды. Пластиды Хлоропласты. Строение клеток кожицы чешуи лука. 4. 5. 6. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост Ткани Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. Органические вещества, их роль в Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом и описывают их. II четверть Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом и описывать их. Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием. 8 7. Обобщающий урок по тематическому разделу «Клеточное строение» Раздел 2. Царство Бактерии (3 часа) 1. Строение и жизнедеятельность бактерий 2. 3. Роль бактерий в природе и жизни человека Обобщающий урок по тематическому разделу «Царство Бактерии» жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений. Генетический аппарат, ядро, хромосомы. Ткани. Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Бактерии, Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности особенности бактерий. строения и Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека. жизнедеятельности. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики Формы бактерий. заболеваний, вызываемых бактериями. Разнообразие Работают с учебником, рабочей тетрадью. Заполняют таблицы. бактерий. Роль бактерий в природе. Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека. Понятия «клубеньковые бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». III четверть 9 Раздел 3. Царство Грибы (6 часов) 1. Общая характеристика грибов 2. Шляпочные грибы 3. Плесневые грибы и дрожжи 4. Грибы-паразиты Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие грибов. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении ядовитыми грибами. Бледные поганки, мухомор, желчный гриб, ложные лисички, белый гриб, лисички, подберезовик, шампиньоны, подосиновик. Плесневые грибы (сапрофиты, пеницилл, споронги, мукор) и дрожжи. Грибы-паразиты: головневые грибы (головня), ржавчинные грибы, Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека. Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Работают с учебником, рабочей тетрадью. Заполняют таблицы. 10 трутовики, спорынья, мучнистая серая плодовая Роль паразитов природе и человека. 5. 1. 2. 3. роса, гниль, гниль. грибовв жизни Обобщающий урок тематическому разделу «Царство Грибы» Раздел 4. Царство Растения (11 часов) Разнообразие, Разнообразие распространение растений, значение растений растений в жизни человека. Растения низшие и высшие. Водоросли Водоросли: одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размножение, среда обитания зеленых, бурых и красных водорослей. Роль водорослей в Роль зеленых, природе и жизни бурых и красных человек. Охрана водорослей в водорослей природе и жизни Различают на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространенные растения, опасные для человека растения. Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами. Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей. 11 человека, охрана водорослей. 4. Лишайники 5. Мхи IV четверть Многообразие и Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на распространение основе сравнения. лишайников: Объясняют роль различных растений в жизни человека. Осваивают «кустистые приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми лишайники», растениями, выращивания и размножения культурных растений. «листоватые Выделяют существенные признаки высших споровых растений. лишайники», Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их «накипные представителей на таблицах и гербарных образцах. Выделяют лишайники». существенные признаки голосеменных растений. Выполняют Строение, питание лабораторную работу. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни и размножение человека. Выделяют существенные признаки покрытосеменных лишайников. растений. Описывают представителей голосеменных растений с Значение использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. лишайников в Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека. природе и жизни Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного человека. мира. Высшие споровые Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики растения. Мхи, их заболеваний, вызываемых растениями. Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и отличительные справочниках, анализируют и оценивают её. особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Листостебельные 12 мхи, печеночники, антоцеротовые мхи. 6. Плауны, хвощи, папоротники 7. Голосеменные растения 8. Покрытосеменные растения Папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные растения, особенности строения. Многообразие и распространение голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком, охрана. Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие, 13 9. Происхождение растений значение в природе и жизни человека. Понятия «палеонтология», «палеоботаника». Обобщающий урок по теме «Царство Растения» Обобщающее повторение (1 час) 11 Обобщающее повторение 10. 14