Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат I-IIвида» «Утверждаю» Директор ГБОУ «СКОШИ I-IIвида» ______________Н.В. Норбоева «___»_________________2021г Адаптированная рабочая программа Внеурочной деятельности «Грамотейка» Класс: 4 "Б" II вида На 2021-2022 учебный год Составитель: Батомункуева М.В Учитель начальных классов г. Улан-Удэ 2021 Внеурочная деятельность "Грамотейка" Пояснительная записка. Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его «тайны». В этом случае на помощь приходит внеурочная деятельность «Грамотейка», являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Программа данного предмета позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к занятиям должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях «Грамотейки» следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Кроме того, «Грамотейка» позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи. Содержание и методы обучения содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Цель: расширить, углубить и закрепить у школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения. Задачи: Обучающие: развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету; приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка; пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка; Воспитывающие: воспитание культуры обращения с книгой; формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления. Развивающие: развивать смекалку и сообразительность; приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; развивать умение пользоваться разнообразными словарями; Содержание учебного предмета «Грамотейка» Наша речь и наш язык. Устная и письменная речь. Виды речи. Предложение. Диалог. Текст и предложение. Связь слов в предложении. Виды предложений. Учимся читать предложения выразительно. Для чего нужны словапомощники? Учимся восклицать. Диалог. Чтение по ролям. Слово и слог. Ударение. Слово и слог. Значение слов. Группы слов. Лишнее слова. Составление рассказов. Перенос слов. Ударение. Работа со схемами. Ударный слог. Звуки и буквы. Звуки и буквы. Русский алфавит. Гласные звуки. Согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Мягкий знак. Звонкие и глухие согласные звуки. Шипящие согласные звуки. Заглавная буква в словах. Состав слова Дружные ребята: корень, окончание, суффикс, приставка. Алгоритм разбора. Разбор слов по составу. Однокоренные слова. Образование новых слов. Части речи Соотнесение слов-названий, вопросов на которые они отвечают, с частями речи. Существительные: одушевленные и неодушевленные. Число имён существительных. Прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Глагол как часть речи. Синтаксическая функция глагола в предложении. Частица НЕ с глаголами. Предлог. Роль предлогов в речи. Орфограмма Орфограмма "Заглавная буква". Буквосочетания ( жи -ши, ча - ща, чу - щу). Планируемые результаты обучения Обучающиеся должны знать: - правила правописания слов с изученными орфограммами. - признаки согласных и гласных звуков. - состав слова. - признаки родственных слов. - части речи Обучающиеся должны уметь: - различать приставки и предлоги. - писать предлоги раздельно со словами, приставки –слитно. - разбирать слова по составу. - проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова. - писать НЕ с глаголами. - работать со словарем. - группировать и подбирать слова на определенные правила. - различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова. - составлять рассказы по картинке. - пересказать текст Календарно – тематическое планирование. Грамотейка, 4 класс 2 вида, 1 четверть (3 часа в неделю) № 1 2 Содержание программного материала Язык и речь Кол-во часов Сроки 3 В стране предложения 3 01.09 03.09 06.09 08.09 10.09 13.09 15.09 17.09 20.09 22.09 24.09 27.09 29.09 01.10 04.10 06.10 08.10 11.10 13.10 15.10 18.10 20.10 3 Диалог 3 4 В стране слов. 3 5 Ударный слог 3 В гости к алфавиту 3 7 Прекрасные гласные звуки 3 8 Такие разные 3 6 Предметные результаты Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения Речевой материал УУД Речь, устная, письменная, слушание, говорение, чтение, русский язык Личностные УУД: -формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру; -формирование желания выполнять учебные действия Обнаруживать и исправлять ошибки Выделять по вопросам слова из предложения Устанавливать по вопросам связь между словами в предложениях Совершенствовать навыки письма Грамотно на письме оформлять предложения Усвоение словаря по теме Текст, предложение, заголовок, озаглавь, точка, восклицательный знак, вопросительный знак, диалог, разговор, схема, заглавная буква. Слово, слог, ударный слог, ударение, перенос слова, назови, выпиши, продолжи, составь слово Алфавит, азбука, буквы, звуки, гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. словарь, Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу; - адекватно оценивать свои достижения. Познавательные УУД: -осознавать познавательную задачу; -читать и слушать, извлекая нужную информацию. Коммуникативные УУД: -вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, согласные 9 Повторение 2 Итого 26ч орфографический. 22.10 25.10 27.10 29.10 участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; - задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы Календарно – тематическое планирование. Грамотейка, 4 класс 2 вида, 2 четверть (3 часа в неделю) № Содержание программного материала Согласные звуки. Буквы ЙиИ Кол-во часов 3 Мягкий знак 3 Глухие и звонкие звуки 3 Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ 3 Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ 3 Заглавная буква в словах 3 Повторение 3 Сроки Предметные результаты Речевой материал УУД 08.11 10.11 12.11 15.11 17.11 19.11 Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения Личностные УУД: -формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру; -формирование желания выполнять учебные действия 22.11 24.11 26.11 29.11 01.12 03.12 Выделять по вопросам слова из предложения 06.12 08.12 10.12 13.12 15.12 17.12 20.12 Совершенствовать навыки письма Звук, согласный, буква, перенос слова, правило переноса Согласный, звук, буква, мягкий, твёрдый знак, перенос слова, правила переноса, мягкость согласных Глухие, звонкие, пара, алфавит, найди, подчеркни, произнеси Твёрдый, шипящий, звук, согласные, сочетание, правила, правописание, орфограмма Обнаруживать и исправлять ошибки Устанавливать по вопросам связь между словами в предложениях Грамотно на письме оформлять предложения Усвоение словаря по теме Заглавная буква, большая, фамилия, имя. названия, реки, озёра, города, деревни Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу; - адекватно оценивать свои достижения. Познавательные УУД: -осознавать познавательную задачу; -читать и слушать, извлекая нужную информацию. Коммуникативные УУД: -вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, 22.12 24.12 Итого 21ч участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; - задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы