ИЗО_вар_2.2_4 кл Б_Батомункуева

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат I-IIвида»

«Утверждаю»
Директор ГБОУ «СКОШИ I-IIвида»
______________Н.В. Норбоева
«___»_________________2021г

Адаптированная рабочая программа
По изобразительному искусству
Класс: 4 "Б" II вида
На 2021-2022 учебный год

Составитель: Батомункуева М.В
Учитель начальных классов

г. Улан-Удэ
2021

Изобразительное искусство
Изобразительное искусство. 4 класс: учеб. для общеобразовательных организаций, реализующих адаптивные основные
общеобразовательные программы / М.Ю. Рау, М.А. Зыкова. - М.: Просвещение, 2018.-95с.
Планируемые результаты освоения учебного курса «Изобразительное искусство»
Учащиеся должны знать:
- о необходимости сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом;
- части конструкции изображаемого предмета (строение объектов):
- части дерева, дома, тела человека;
- названия некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки (Дымково, Городец и др.);
- иметь представление о приемах передачи глубины пространства (загораживании одних предметов другими, зрительном уменьшении
их по сравнению с расположенными вблизи);
- о существующем в природе явлении осевой симметрии;
Учащиеся должны уметь:
- планировать деятельность при выполнении частей целой конструкции;
- находить правильное изображение знакомого предмета среди выполненных ошибочно; исправлять свой рисунок, пользуясь ластиком;
- достигать в узоре при составлении аппликации ритм повторением или чередованием формы и цвета его элементов;
- изображать элементы Городецкой росписи;
- соотносить форму предметов с геометрическими эталонами (на что похожа форма?);
- владеть приемами посветления цвета (разбавлением краски водой или добавлением белил);
- рассказать, что изображено на картине, перечислить характерные признаки изображенного времени года.

Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
Обучение композиционной деятельности
Совершенствование умений передавать глубину пространства: уменьшение величины удаленных предметов по сравнению с расположенными вблизи от наблюдателя; загораживание одних предметов другими. Планы в пространстве - передний, задний, средний (ис-

пользование макета и панно "В деревне" с изображенным пейзажем на трех планах, вариантами изображения домов деревенского типа и
деревьев, разных по величине: больших маленьких, средних).
Обучение приему построения сюжетной и декоративной композиции с использованием симметричного расположения ее частей
(элементов), позволяющему достигать равновесия на изобразительной плоскости.
Обучение приему построения композиции в прямоугольнике с учетом центральной симметрии.
Знакомство с выразительными средствами сказочного изображения (избушка - на курьих - ножках; деревья в дремучем лесу,
сказочном лесу с глазами из двух дупел, сучьями и ветками, похожими на руки и .т.п.).
Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию
Закрепление умений обследовать предметы с целью их изображения. Совершенствовать умения изображать с натуры, соблюдая
последовательность изображения от общей формы к деталям. (Использование объяснения фронтального поэтапного показа способа
изображения, "графического диктанта"; самостоятельной работы учащихся по памяти).
Закрепление умения изображать деревья в состоянии покоя и в движении (в ветреную погоду). Учить видеть и передавать в лепке и
рисунке изгибы и "узор" ветвей.
Формирование образа человека. Портрет человека (части головы и части лица человека), формирование образов животных.
Обучение приемам исполнения косовской росписи посуды (работа корпусом и кончиком кисти, "примакивание").
Закрепление представления о явлении центральной симметрии в природе; составление узора в круге и овале с учетом центральной
симметрии (элементы узора - геометрические формы и стилизованные формы растительного мира).
Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи
Обучение приемам заштриховывания контура простым и цветными карандашами. Формирование умений работав красками (гуашью),
пользоваться палитрой. Ознакомление детей с приемами, используемыми в народной росписи Дымкова и Городца (точки, дужки, штрихи,
"тычок"). Прием "примакивание". Работа кончиком и корпусом кисти.
Введение в активный словарь детей названий основных и составных цветов в пределах солнечного спектра, название цветов
ахроматического ряда (черный, серый, белый). Обучение и упражнение в узнавании и назывании локального цвета предметов.
Формирование эмоционального восприятия цвета: радостные эмоциональные впечатления от цветов солнечного спектра (при
рисовании радуги).
Обучение восприятию произведений искусства
Формирование умения узнавать и называть в репродукциях картин известных художников, в книжных иллюстрациях предметы,
животных, растения; называть изображенные действия, признаки предметов.

Речевой материал
Слова, словосочетания, термины:
искусство, красота, скульптура, скульптор, живопись, пейзаж, иллюстрация, натура, эскиз, рисунок, набросок, холст, картон, перо,
размер, формат, тень, свет, освещение, элемент, форма, силуэт, поза (животного, человека), палитра;
располагать, направляться, смывать, осушать, наблюдать;
красно-оранжевый, желто-оранжевый, желто-зеленый, сине-зеленый*, красно-фиолетовый*, сине-фиолетовый* и т. п.;
симметричный (нессиметричный) предмет, высокий (низкий) горизонт, радостный ( мрачный), резкий ( нежный), спокойный
(напряженный) цвет, обычная (необычная), причудливая (форма предметов);
смешное, забавное, страшное, доброе, злое (в произведениях искусства);
основные цвета (главные цвета); составные цвета; элемент узора, теплый (холодный) цвет; наклон листа бумаги, рисунок по памяти;
рисунок с натуры; работа кистью, работа пятном, осевая линия, заливка краской, работа с мазком; работа акварелью по сухой (мокрой)
бумаге; форма массивная (легкая), масса большая (маленькая), красота природы; красота человека (животного); веселое (радостное,
грустное) настроение; цветная бумага; штамп; планы в пейзаже, линия горизонта, падающая тень, части предмета; умелый мастер, русский
народный узор, народное искусство, дымковские игрушки, узоры Гжели.
Типовые фразы:
Рисуй правильно, чтобы было похоже. Расположи рисунок на листе бумаги красиво. Рисуй, как запомнил (по памяти). Рисуй с
натуры. Смой краску чистой водой. Осуши кисть. Рисуй предмет, как его видишь. Нарисуй о самом интересном в сказке (рассказе).
Форму листа (цветка) в узоре изображай просто. Лист бумаги расположи вертикально (горизонтально). Будем работать сразу кистью,
пятном, кончиком кисти. Форма круга изменяется, так мы видим. Далекие предметы мы видим маленькими, а близкие — большими. Выбери
форму листа. Я выбрал формат листа бумаги правильно.
Я расположил рисунок на листе бумаги правильно, красиво, посередине (у края) листа. Я рисую с натуры (по памяти). Я рисую
предмет так, как его вижу. Я смываю краску водой. Я осушаю кисть. Я рисую о самом интересном в сказке... Я расположил лист бумаги
вертикально (горизонтально). Мне очень нравится этот рисунок (эта картина).

Календарно – тематическое планирование. Изобразительное искусство. 4 класс 2 вида. 1 четверть, 1 час в неделю
№

1

2

3

Содержание
программного
материала.
Обрывная аппликация
с дорисовыванием.
"Дети собирают грибы
в лесу"
Что изображают
художники?
Как изображают
художники?
Беседа о художниках
и их картинах.
Рисование с натуры,
по памяти.
Неваляшка

Колво
часов
1

дата

Предметные результаты

Речевой материал

УУД

01.09

1

08.09

15.09

Аппликация, обрывки цветной
бумаги, дорисовывать, альбом,
карандаш, нарисуй,
рабочее место, аккуратно
Художник, картина, с натуры,
натюрморт, портрет, этюд,
Шишкин, Суриков, Моне,
Айвазовский, Рембрандт,
посмотри, запомни, что
понравилось? кто понравился?
С натуры, рисуй по памяти,
неваляшка, нарисуй,
заготовка, дорисуй, цветные
карандаши
Рисование, рисунок, листья,
форма, цвет, акварельные
краски, шаблон
Аппликация, листья на
солнце, листья в тени, светлозелёные, тёмно-зелёные,
цветные карандаши
Освещённые, тёплые,
раскрашивание, радостные
цвета, яркие цвета,
акварельные краски
В тени, холодные, грустные
цвета, тёмные цвета,
акварельные краски

Личностные УУД:
-умение организовать своё
рабочее место;
-развитие навыков
сотрудничества со
взрослыми и
сверстниками в процессе
выполнения задания,
поручения.

1

Знакомиться с выполнением
аппликации способом
обрывания.
Развивать технические навыки и
приѐмы обрывной аппликации.
Продолжать учиться рисованию
(дорисовыванию)
Рассматривать и сравнивать
картины разных художников,
усвоить понятие «пейзаж»,
натюрморт, портрет .
Знать имена известных
художников
Закреплять навыки работы от
общего к частному,
анализировать форму частей,
соблюдать пропорции.
Овладевать живописными
навыками работы цветными
карандашами
Изображать веточку с листьями,
учитывая их форму.
Овладевать живописными
навыками работы акварелью
Рассматривать и сравнивать
картины разных художников,
усвоить понятие «пейзаж»,
натюрморт, портрет .

4

Рисование.
Листья осенью.

1

22.09

5

Аппликация с
дорисовыванием.
Листья берёзы на
солнце и в тени.
Рисование.
Веточка с листьями,
освещённая солнцем.

1

29.09

1

06.10

Рисование. Веточка с
листьями в тени.

1

13.10

6

7

Регулятивные УУД:
- проговаривать
последовательность
действий на уроке;
- умение организовать
самостоятельную
творческую деятельность.
Познавательные УУД:
- отвечать на простые
вопросы учителя;
Коммуникативные УУД:
- постановка вопросов
- умение выражать свои
мысли полно и точно, в
активном использовании
языка изобразительного

8

9

Картина "Пейзаж".
Рассматривание
картин художников
Рисования деревьев,
которые расположены
от тебя близко,
подальше и совсем
далеко
Итого

1

20.10

1

27.10

9ч

Определять местоположение
главного предмета в композиции.
Выполнять рисунок, аппликацию
от общего к частному

Художник, пейзаж, картина,
природа, красота, состояния, с
натуры, по памяти, зарисовки.
Деревья, рисование, близко,
подальше, совсем далеко,
уменьшается размер,
аккуратно, простой карандаш,
альбом.

искусства

Календарно – тематическое планирование. Изобразительное искусство. 4 класс 2 вида. 2 четверть, 1 час в неделю
№

1

Содержание
программного
материала.
Картина "Натюрморт"

Колво
часов
1

2

Портрет человека.

3

дата

Предметные результаты

Речевой материал

УУД

10.11

Рассматривать и сравнивать
картины разных художников,
усвоить понятие «пейзаж»,
натюрморт, портрет .

17.11
24.11
01.12

Рассматривать и сравнивать
картины разных художников,
усвоить понятие «портрет»,
«автопортрет»

Натюрморт, картина,
предметы, тень, фон, альбом,
карандаш, ластик, нарисуй
похоже, аккуратно,
неаккуратно
Портрет, художники,
Шишкин, Левитан, Васнецов,
рисуй лепи похоже, дорисуй,
срисуй, слепи, нарисуй,
голова, лицо, глаза, нос, уши,
волосы, лоб, брови, цветные
мелки
Автопортрет, картина,
рисунок, скульптура,
рисование с натуры, зеркало,
раскрась, я нарисовал(а)
Открытка, праздник, новый
год, ёлка, дед мороз,
снегурочка, поздравление,
пожелание, раскрась,
фломастеры, карандаши

Личностные УУД:
-умение организовать своё
рабочее место;
-развитие навыков
сотрудничества со
взрослыми и
сверстниками;

Знать имена известных
художников
3

Автопортрет

2

08.12
15.12

4

Открытка. Новогодняя
ёлка

1

22.12

Итого

7ч

Закреплять навыки работы от
общего к частному,
анализировать форму частей,
соблюдать пропорции.
Овладевать живописными
навыками работы цветными
карандашами, мелками,
фломастерами, акварелью

Регулятивные УУД:
- проговаривать
последовательность
действий на уроке;
- умение организовать
самостоятельную
творческую деятельность.
Познавательные УУД:
- отвечать на простые
вопросы учителя;
Коммуникативные УУД:
- умение выражать свои
мысли полно и точно, в
активном использовании
языка изобразительного
искусства


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(301)245-18-44

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».