Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат I-IIвида» «Утверждаю» Директор ГБОУ «СКОШИ I-IIвида» ______________Н.В. Норбоева «___»_________________2021г Адаптированная рабочая программа По Грамматике Класс: 4 "Б" II вида На 2021-2022 учебный год Составитель: Батомункуева М.В Учитель начальных классов г. Улан-Удэ 2021 Формирование грамматического строя речи Русский язык: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных организаций II вида/ А.Г Зикеев, К.Г. Коровин, К.В. Комаров. - В 2ч. - М.: Владос, 2017 Планируемые результаты усвоения учебного предмета части слова - корень, окончание, приставка, суффикс; части речи - имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог. члены предложения - главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные. - составлять предложение, соблюдая в речи грамматические закономерности, указанные в программе; - устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять из них словосочетания; - правильно ставить вопросы к слову и по ним определять слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета; - группировать слова по вопросам кто? что? что делает? какой?, обозначая их соответствующими терминами (имя существительное, имя прилагательное, глагол); - определять род , число, падеж имен существительных; - различать слово, словосочетание, предложение; - грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать текст, включающий изученные орфограммы; - производить элементарный синтаксический разбор предложений (выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам). Содержание учебного предмета Практическая систематизация основных грамматических закономерностей языка. Практическое овладение словообразовательными моделями. Первая четверть Практическое овладение основными падежными значениями существительных Употребление в связной речи существительных единственного числа, отвечающих на вопросы кого? чего?. Составление предложений с словосочетаниями, обозначающими: -принадлежность («существительное +существительное»: портфель учителя, ветка яблони); -количество или меру («существительное + существительное» - бутылка молока); -признаки предмета («существительное + из +существительное» - тарелка из пластмассы); - пространственные отношения («глагол + у, против + существительное" - остановился у вокзала); - пространственные отношения («глагол + из-за, от + существительное" - выбежал из-за угла); - временные отношения («глагол + с, до, после + существительное" - приехал до обеда); - причинные отношения («глагол + из-за + существительное" - опоздал из-за дождя); - назначение предмета («существительное + для + существительное" - кувшин для молока); - обратную направленность действия («существительное + от + существительное" - письмо от брата); - отрицание или отсутствие («нет + существительное" - нет альбома); Употребление в связной речи существительных множественного числа, отвечающих на вопросы кого? чего? Обобщение по теме. Составление предложений со словосочетаниями, включающими глаголы с приставками на-, вы-, по-, с- (сопоставление глаголов совершенного и несовершенного вида: кормил - накормил, мыл - вымыл, солил - посолил, ел - съел). Употребление в речи родственных слов (цвет, цветной, цветет). Подбор однокоренных слов, относящихся к разным частям речи. Вторая четверть Употребление в связной речи существительных единственного числа, отвечающих на вопросы кому? чему?. Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими: - направленность действия («глагол +существительное": идёт к товарищу); - состояние предмета («существительное + наречие": девочке весело); - пространственные отношения («глагол +к, по + существительное": подъехал к вокзалу); Употребление в связной речи существительных множественного числа, отвечающих на вопросы кому? чему?. Обобщение по теме. Составление предложений со словосочетаниями, включающими глаголы с суффиксами: -я-, -ива- (сопоставление глаголов совершенного и несовершенного вида: повторял - повторил, склеивал - склеил). Третья четверть Употребление в связной речи существительных единственного числа, отвечающих на вопросы кого? что?. Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими: - прямой и косвенный объект («глагол + на + существительное": встретил брата, надевает на голову); - временные отношения («глагол +в, через, за, весь, целый + существительное": приехал в субботу, читал целый день); - пространственные отношения («глагол +в, на, за, под, через + существительное": спрятался за куст); Употребление в связной речи существительных множественного числа, отвечающих на вопросы кого? что?(множественное число). Обобщение по теме. Употребление в связной речи существительных единственного числа, отвечающих на вопросы кем? чем?. Составление предложений с словосочетаниями, обозначающими: - орудие или средство действия («глагол + существительное": кормит кукурузой); - совместность, сопровождение, содержание («существительное + с + существительное": клоун с собачкой, корзина с углём); - пространственные отношения («глагол + за, между, над, перед, под + существительное": остановился перед домом). Употребление в связной речи существительных множественного числа, отвечающих на вопросы кем? чем?. Обобщение по теме. Употребление в связной речи существительных единственного числа, отвечающих на вопросы о ком? о чем на(в) чём?. Составление предложений с словосочетаниями, обозначающими: - пространственные отношения («глагол +на, в + существительное": особые случаи использования предлогов на, в при назывании организаций, учреждений, объектов - на заводе, в мастерской; мероприятий, действий, явлений - на экскурсии, в походе; части населенных пунктов, помещений, зданий - на площади, в комнате, в городе); - косвенный объект («глагол + о (об) + существительное": вспоминал о встрече); Употребление в связной речи существительных множественного числа, отвечающих на вопросы о ком? о чем на(в) чём? Обобщение по теме. Составление предложений со словосочетаниями, включающими глаголы с суффиксами: - а-, -ва-, -ыва-, -ну-, (сопоставление глаголов совершенного и несовершенного вида). Употребление в речи родственных слов (свет - светлый - светильник - светит). Подбор однокоренных слов, относящихся к разным частям речи. Четвёртая четверть Обобщения по разделу (сведения по грамматике и правописанию). 1. Понятие о слове, частях речи и предложении (практическое знакомство). Состав слова. Общее понятие о корне, приставке, суффиксе, окончании (повторение изученного в III и IV классах в связи с практическим овладением словообразовательными моделями). Слово как часть речи. Группировка слов по вопросам кто? что? что делает? какой? и т.д. Употребление терминов " имя существительное", " имя прилагательное", " местоимение", "глагол", "предлог". Слово, словосочетание, предложение. Образование словосочетаний и выделение их в предложении. Отличие словосочетания от слова и предложения. Употребление терминов "слово", "словосочетание", "предложение". Состав предложения. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения (без разделения на виды). 2. Имя существительное. Значение имени существительного, выделение из предложения имен существительных по вопросам. Род имен существительных. Мягкий знак (ь) у существительных женского рода после шипящих на конце слов и его отсутствие у существительных мужского рода ( рожь - нож, ночь - мяч, вещь - плач, мышь - камыш). 1,2,3-е склонение существительных. Изменение имен существительных по числам (единственное и множественное). Знакомство с изменением имен существительных по падежам (склонение). Различение падежных значений по вопросам. Повторение пройденного за год материала. Календарно-тематическое планирование. Формирование грамматического строя речи. 4 класс 2 вида. 1 четверть, 5 часов в неделю № 1 2 3 4 Содержание программного материала Повторение Употребление в связной речи существительных единственного числа, отвечающие на вопросы кого? чего?. Составление предложений со словосочетаниями обозначающими принадлежность («сущ. + сущ») стр.5 Употребление в связной речи существительных единственного числа, отвечающие на вопросы кого? чего? Составление предложений со словосочетаниями обозначающими количество или меру. («сущ. + сущ.») стр.11 Употребление в связной речи существительных Кол-во часов 3 3 Дата 01.09 02.09 03.09 06.09 07.09 08.09 Предметные результаты Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки. Выделять по вопросам слова из предложений. Речевой материал УУД Части речи, существительное, глагол, прилагательное, предлог Состав слова, корень, приставка, суффикс, окончание Существительное, вопрос, кого? что? чего? чей? чья? чьё? Познавательные УУД: -искать, получать и использовать информацию; осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с уже имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах (изобразительной, схематичной, модельной);. Выполнять логические действия с языковым материалом, проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; Устанавливать по вопросам связь между словами в предложении. 4 3 13ч 09.09 10.09 13.09 14.09 15.09 16.09 Совершенствовать навыки письма. Грамотно на письме оформлять предложения. Употреблять в связной речи существительные единственного числа, отвечающие на вопросы кого? чего? что? чего? Сколько чего? Склонение. что? из чего? (какой? какая? Регулятивные УУД: -понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; 5 6 7 единственного числа, отвечающие на вопросы кого? чего? Составление предложений со словосочетаниями обозначающими признаки предмета. («сущ. + из+ сущ.») стр.18 Употребление в связной речи существительных единственного числа, отвечающие на вопросы кого? чего? Составление предложений со словосочетаниями обозначающими пространственные отношения. («глагол + у, против + сущ.») стр.24 Употребление в связной речи существительных единственного числа, отвечающие на вопросы кого? чего? Составление предложений со словосочетаниями обозначающими пространственные отношения. («глагол + изза, от + сущ.») стр.29 Употребление в связной речи существительных 17.09 Составлять предложения со словосочетаниями обозначающими принадлежность («сущ. + сущ»). 2 20.09 21.09 Составлять предложения со словосочетаниями обозначающими признаки предмета. («сущ. + из + сущ.») Составлять предложения со словосочетаниями обозначающими пространственные отношения. («глагол + у, против + сущ.») 3 1 19ч 22.09 23.09 24.09 27.09 Составлять предложения со словосочетаниями обозначающими пространственные отношения. («глагол + изза, от + сущ.») Составлять предложения со словосочетаниями обозначающими временные отношения. («глагол + с, до, после + сущ.») какое?) Из кирпича, из стекла. Первое, второе, третье склонение Что делает? где? чего? У, против, около, возле. Первое, второе, третье склонение. контролировать процесс и результат деятельности, адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления. Личностные УУД: -положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка; принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь - это показатели культуры Что делает? что сделал? человека; что? из-за чего? Коммуникативные УУД: откуда? речь склонение, окончание, -осознавать (говорение, слушание, вопрос, предлог письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого Женский, мужской, поведения, культуры речи. средний род. 8 9 10 единственного числа, отвечающие на вопросы кого? чего? Составление предложений со словосочетаниями обозначающими временные отношения. («глагол + с, до, после + сущ.») стр.35 Употребление в связной речи существительных единственного числа, отвечающие на вопросы кого? чего? Составление предложений со словосочетаниями обозначающими причинные отношения. («глагол + из-за + сущ.») стр.39 Употребление в связной речи существительных единственного числа, отвечающие на вопросы кого? чего? Составление предложений со словосочетаниями обозначающими назначение предмета. («сущ. + для + сущ.») стр.43 Употребление в связной речи существительных единственного числа, Составлять предложения со словосочетаниями обозначающими причинные отношения. («глагол + из-за + сущ.») 2 28.09 29.09 Составлять предложения со словосочетаниями обозначающими назначение предмета («сущ. + для + сущ.») Глагол, существительное, склонение. До, после, с. Что сделали? Почему? Из-за чего? Склонение. Составлять предложения со словосочетаниями обозначающими обратную направленность («сущ. + от + сущ.») 3 30.09 01.10 04.10 Составлять предложения со словосочетаниями обозначающими отрицание или отсутствие. («нет + сущ») Выделять по вопросам слова из предложений. 2 26ч 05.10 06.10 Устанавливать по вопросам связь между словами в предложении. Что? Для чего? Существительное, склонение, словосочетание, предлог. что? от кого? что сделал? Окончание, Познавательные УУД: -искать, получать и использовать информацию; осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с уже имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах (изобразительной, схематичной, модельной);. Выполнять логические действия с языковым материалом, проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; Регулятивные УУД: -понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результат деятельности, адекватно оценивать свои достижения, осознавать 11 12 отвечающие на вопросы кого? чего? Составление предложений со словосочетаниями обозначающими обратную направленность действия. («сущ. + от + сущ.») стр.48 Употребление в связной речи существительных единственного числа, отвечающие на вопросы кого? чего? Составление предложений со словосочетаниями обозначающими отрицание или отсутствие. («нет + сущ») стр.53 Повторение. стр 57 2 2 13 Употребление в связной речи существительных множественного числа, отвечающие на вопросы кого? чего? стр.58 6 14 Составление предложений со словосочетаниями, включающими глаголы с приставками на-, вы-, по-, с- (сопоставление глаголов совершенного и несовершенного вида) 3 39ч 07.10 08.10 11.10 12.10 13.10 14.10 15.10 18.10 19.10 20.10 21.10 22.10 25.10 Совершенствовать навыки письма. существительное, склонение. Грамотно на письме оформлять предложения. Придумай, запиши, ответь кратко. Употреблять в связной речи существительные множественного числа, отвечающие на вопросы кого? чего? Составлять предложения со словосочетаниями включающими глаголы с приставками на-, вы-, по-, с-(сопоставление глаголов совершенного и несовершенного вида) что? нет чего? существительное, склонение, окончание. Нет, не было, не осталось. Укажи склонение Множественное число, существительное, Женский, мужской, средний род. Стая птиц, полка для книг, коробка конфет Глагол, приставки, что делал? то сделал? что делать? что сделали? Спиши, выпиши, вставь существительные, подчеркни окончания, возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления. Личностные УУД: -положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка; принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь - это показатели культуры человека; Коммуникативные УУД: -осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; 15 16 стр. 73 Повторение стр. 84 Контрольная работа Работа над ошибками Итого 2 1 1 43ч 26.10 27.10 28.10 29.10 ответь на вопросы, определи склонение, поставь вопросы, составь предложения. Календарно-тематическое планирование. Формирование грамматического строя речи. 4 класс 2 вида. 2 четверть, 5 часов в неделю № Содержание программного материала Повторение Кол-во часов 3 4 5 Употребление в связной речи существительных единственного числа, отвечающие на вопросы кому? чему?. Составление предложений со словосочетаниями обозначающими направленность действия на предмет. стр. 87 Составление предложений со словосочетаниями обозначающими состояние предмета. («сущ. + наречие») стр. 93 Составление предложений со словосочетаниями обозначающими пространственные отношения . («гл + к, по, + сущ.») стр. 97 Повторение 6 Употребление в связной 5 1 2 3 4 Дата Предметные результаты 08.11 09.11 10.11 11.11 12.11 15.11 16.11 Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения Устанавливать по вопросам связь между словами в предложении. Употреблять в связной речи существительные единственного числа, отвечающие на вопросы кому? чему? Составлять предложения со словосочетаниями обозначающими направленность действия на предмет. Составлять предложения со словосочетаниями обозначающими состояние предмета Составлять предложения со словосочетаниями обозначающими пространственные отношения Употреблять в связной речи существительные множественного числа, 2 17.11 18.11 4 19.11 22.11 23.11 24.11 2 25.11 26.11 29.11 Речевой материал Что делает? Кому? Чему? Существительное, единственное число, словосочетание, склонение, окончание Кому? как? выпиши словосочетания, определи род, склонение, подчеркни окончание Что делает? к чему? (куда?), по чему? (где?) глагол, действие предмета, вставь существительные, предлог, измени окончания Множественное число, УУД Познавательные УУД: -искать, получать и использовать информацию; осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с уже имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах (изобразительной, схематичной, модельной);. Регулятивные УУД: -понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результат деятельности, адекватно оценивать свои достижения Личностные УУД: -положительное 7 речи существительных множественного числа, отвечающие на вопросы кому? чему?. стр. 108 Повторение. стр. 116 20ч 3 6 10 Составление предложений со словосочетаниями, включающими глаголы с суффиксами -я-, -ива(сопоставление глаголов совер. и несовер. вида) стр. 123 Употребление в речи родственных слов. стр. 135 Повторение. стр. 139 11 12 Контрольная работа Работа над ошибками 1 1 8 9 Итого 2 2 35ч 30.11 01.12 02.12 03.12 06.12 07.12 08.12 09.12 10.12 13.12 14.12 15.12 16.12 17.12 20.12 21.12 22.12 23.12 24.12 отвечающие на вопросы кому? чему? Составлять предложения со словосочетаниями, включающими глаголы с суффиксами -я-, -иваУпотребление в речи родственные слова Грамотно на письме оформлять предложения Совершенствовать навыки письма. определи склонение, определи число существительных, подчеркни окончание Что делал? Что сделал? повторял -повторил, выполнял - выполнил, глагол, суффикс, действие долго продолжалось, действие закончилось Родственные слова, корень, однокоренные слова. Укажи, выдели, выпиши, определи, подчеркни, спиши, поставь отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка; Коммуникативные УУД: -осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи.